Рабочая программа по географии (5 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа по географии (5 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
география
5 кл
28.01.2017
Рабочая программа по географии   (5 класс)
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013
география.doc
Пояснительная записка. Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования,  примерных программ по учебным предметам (География 5­9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня  учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013). Цели образования на данной параллели общего образования. Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению  причинно­следственных связей между географическими объектами и явлениями. ­ Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на  примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности. ­ Знакомство с географической картой. ­ Пробуждение интереса к естественным наукам. ­ Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Общая характеристика учебного предмета. «География. Начальный курс» ­ первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса  начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и  понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут  необходимы в дальнейшем освоении курса географии.             Описание места учебного предмета в учебном курсе.              На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Начальный курс географии формирует основополагающие знания об окружающей природной среде, о Земле как единой системе.  Учащиеся знакомятся с местом географии в системе научных знаний, её ролью в освоении Земли человеком. География – единственный  школьный предмет, который объединяет общественно – научные и естественно – научные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены экологические, этнографические вопросы, что позволяет  установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение  географии.             Основные виды деятельности школьника. Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, знакомство с учебником, атласом,  рабочей тетрадью; работа с текстом и иллюстрациями учебника, контурной и географической картой; составление схем, чтение и анализ карт атласа, текста, иллюстраций; выполнение тестовых заданий; самостоятельное составление презентаций; выполнение  самостоятельных работ при консультативной помощи учителя; составление вопросов, образного рассказа. Предметные результаты образовательной деятельности.       Ученик научится:  ­ использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фото  изображе ­ ния, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико­ориентированных  задач;              ­ анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;         ­ по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;   ­ определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,  их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;              ­ в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них  противоречивую информацию;              ­ составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической  информации;           ­ представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико ­ ориентированных  задач.       Ученик получит возможность научиться:     ­ ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;     ­ читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;     ­ строить простые планы местности;     ­ создавать простейшие географические карты различного содержания; ­ моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.           ­ различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и      явления на  основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;  ­ использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами  процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;             ­ проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,  абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;          ­ оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения  концепции устойчивого развития;    ­ использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм  экологического поведения в быту и окружающей среде;            ­ приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально­экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;                    ­ воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно­популярной литературе и средствах массовой информации;                    ­ создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Метапредметные результаты образовательной деятельности.   Регулятивные УУД:      самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать  средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и  корректировать план); в диалоге совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.               Познавательные УУД:   анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; выявлять причины  и следствия простых явлений;       осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу, текст и т.д.); определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её  достоверность.                Коммуникативные УУД:      самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая  позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство  (аргументы). Факты (гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Содержание учебного предмета.                                              1 раздел. Что изучает география (5 часов).  Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально­экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод.  Аэрокосмический метод. Статистический метод. Обобщение знаний и умений по разделу.                                             2 раздел. Как люди открывали Землю (5 часов). Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Обобщение знаний и умений по разделу. Практические работы  № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди  открывали Землю.                                            3 раздел. Земля во Вселенной (9 часов). Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления  древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно.  Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты­гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый  космонавт Земли — Ю.А.Гагарин. Обобщение знаний и умений по разделу.                                            4 раздел. Виды изображений поверхности Земли (4 часа). Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.  Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.  Практическая работа № 2. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Обобщение знаний и умений по разделу. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение  простейшего плана.                                                        5 раздел. Природа Земли (12 часов). Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.  Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.  Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Обобщение знаний и умений. Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.  При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.  Устный ответ.  Оценка "5" ставится, если ученик:  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых  понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать  ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой  ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической  последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и  истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным  языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные  пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при  ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;     3.  Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более  одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям  4.  Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.  Оценка "4" ставится, если ученик:  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;  незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической  последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при  требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными  примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,  устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные  правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. 4. Ответ самостоятельный. 5. Наличие неточностей в изложении географического материала. 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при  использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.  9. Понимание основных географических взаимосвязей.  10. Знание карты и умение ей пользоваться. 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Оценка «3» ставится, если ученик 1.   Усвоил   основное   содержание   учебного   материала,   имеет   пробелы   в   усвоении   материала,   не   препятствующие   дальнейшему   усвоению программного материала;  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо,       допускает в них ошибки.  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при    их изложении;  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;  8.   Обнаруживает   недостаточное   понимание   отдельных   положений   при   воспроизведении   текста   учебника   (записей,   первоисточников)   или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну­две грубые ошибки.  9.  Слабое  знание  географической   номенклатуры,  отсутствие   практических   навыков  работы   в  области   географии  (неумение   пользоваться компасом, масштабом и т.д.);  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.  Оценка "2" ставится, если ученик:  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;  2. Не делает выводов и обобщений.  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.  Оценка "1" ставится, если ученик: 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2. Полностью не усвоил материал.  Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.  Оценка "5" ставится, если ученик:  .1 .2 выполнил работу без ошибок и недочетов;  допустил не более одного недочета.  Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:  .1 .2 не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  ли не более двух недочетов.  Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:  .1 .2 .3 .4 .5 более двух грубых ошибок;  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух­трех негрубых ошибок;  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  Оценка "2" ставится, если ученик:  .1 .2 допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";  или если правильно выполнил менее половины работы.  Оценка "1" ставится, если ученик:  .1 .2 не приступал к выполнению работы;  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.  Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена  Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается  .1 работа.  .2 работа над ошибками, устранение пробелов.  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.  1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов  Время выполнения работы: 10­15 мин.  Оценка «5» ­ 10 правильных ответов, «4» ­ 7­9, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5 правильных ответов.  2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.  Время выполнения работы: 30­40 мин.  Оценка «5» ­ 18­20 правильных ответов, «4» ­ 14­17, «3» ­ 10­13, «2» ­ менее 10 правильных ответов.  0 1 Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.  Отметка "5"  Практическая   или   самостоятельная   работа   выполнена   в   полном   объеме   с   соблюдением   необходимой   последовательно   сти.   Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических  и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.  Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.  Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.  Отметка "4"  Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.  Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).  Использованы   указанные   учителем   источники   знаний,   включая   страницы   атласа,   таблицы   из   приложения   к   учебнику,   страницы   из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение  умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.  Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.  Отметка "3"  Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала,  но испытывали  затруднения  при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.  Отметка "2"  Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные  результаты   не   позволяют   сделать   правильных   выводов   и   полностью   расходятся   с   поставленной   целью.   Обнаружено  плохое   знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из­за плохой подготовки учащегося.  Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.  Отметка «5» ­ правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.  Отметка «4» ­ правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.  Отметка «3» ­ правильное использование  основных источников знаний;  допускаются неточности в формулировке  выводов;  неаккуратное оформление результатов.  Отметка «2» ­ неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.  Отметка «1» ­ полное неумение использовать карту и источники знаний.  Требования к выполнению практических работ на контурной карте.  Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.  1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).  2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).  3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).  4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации) 5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.  6.   Работа   должна   быть   выполнена   аккуратно   без   грамматически   ошибок   (отметка   за   работу   может   быть   снижена   за   небрежность   и грамматические ошибки на один и более баллов). Правила работы с контурной картой. 1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.  2. Проранжируйте показатели по 2­3 уровням – высокие, средние, низкие.  3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.  4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.  5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы. 1. Не забудьте подписать работу внизу карты!  2. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!   Учебно­методическое оснащение учебного процесса и применяемые учителем технологии системно­деятельностного подхода.     к Программа завершенной предметной   линии и системе учебников Учебник,   учебное пособие Примерная   программа   основного   общего   образования   по   географии   «География   Земли»   (5­9)   классы,   авторская программа по географии для 5­9 класса под редакцией И.И. Бариновой И.И. , Дронова В.П. ,  И.В.Душиной, В.И.Сиротина (М.: Дрофа, 2013). А.А.Плешаков, В.И.Сонин, И.И.Баринова «География. Начальный курс. 5 класс» М.: Дрофа, 2012 год. В.И.Сонин. С.В. Курчина «Рабочая тетрадь по географии. 5 класс» М.: Дрофа с ФГОС – 2015 год. «Географический атлас: 5 класс». М.: Дрофа 2015 год. Рабочая   тетрадь для обучающихся. В.И.Сонин. С.В. Курчина «Рабочая тетрадь по географии. 5 класс» М.: Дрофа с ФГОС – 2015 год. «Географический атлас: 5 класс». М.: Дрофа 2015 год. Электронное приложение к УМК MULTIMEDIA – поддержка курса география. Дидактический материал Материалы   для контроля   (тесты   и т.п) Методическое пособие   поурочными разработками Цифровые электронные образовательные ресурсы и с   В.И.Сонин. С.В. Курчина «Раздаточный материал. 5 класс» М.: Дрофа – 2013 год. Тестовые задания ЕГЭ. (Автор И.И. Баринова, В.И.Сонин, С.В. Курчина) Методическое пособие (автор И.И. Баринова, Т.А.Карташова)   Цифровые и электронные образовательные ресурсы: 1)http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm Электронная энциклопедия, содержащая разностороннюю информацию по физической географии всего Земного шара. 2) http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html Комплект   включает   программную   геоинформационную   оболочку   с   инструментарием   для   работы   с   географической информацией, цифровые географические карты мира и России, набор космических снимков и комплект методических рекомендаций для учителя. “Живая география”  обеспечивает освоение  учебного содержания  школьных курсов географии,  используя такие  виды деятельности учащихся и учителя, как интерактивное заполнение и анализ географических карт, создание собственных карт и планов местности, работа с различными видами контурных карт, создание собственных индивидуальных описаний географических   объектов   на   основе   анализа   существующих   в   системе   информационных   объектов,   обработка   и пространственный анализ статистических материалов. “Живую географию” можно использовать на уроках географии в общеобразовательной школе как в демонстрационном режиме   при   изучении   нового   материала   или   повторении   и   обобщении   пройденного,   так   и   в   режиме   выполнения практических работ учащимися в компьютерном классе.            3) http://www.nationalgeographic.com/photography/ На сайте находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала NationalGeographic, которые помогут с высокой степени наглядности проиллюстрировать изучаемые объекты и явления. 4) http://atlasphoto.iwarp.com/index­r.html зарубежные коллекции фотопейзажей по континентам и странам 5) http://www.mirkart.ru/   ­ отечественный интернет­сервис, содержащий масштабируемые справочно­географические и некоторые тематические (политическая, часовые пояса и др.) карты мира, России, отдельных стран и городов. 6) http://www.geographer.ru/index.shtml Это портал, посвященный географии, экологии и другим наукам о Земле. 7) http://rgo.ru/ 8) и другие. Ресурс   содержит   статистическую   и   справочную   информацию   за   курс   географии   средней   школы.   Материалы   будут интересны для школьников, абитуриентов и студентов. Также на сайте собрана методическая копилка для учителей, содержащая   тематическое   и   поурочное   планирование   школьного   курса   географии,   разработки   отдельных   уроков географии, элективные курсы по предмету, а также планирование с учетом стандарта общего образования. На   сайте   охватывается   следующая   тематика:   География   частей   света.   Физическая   и   экономическая.   Страны   света. Словарь­справочник   по   физической,   экономической   географии.   Словарь­справочник   по   геологии.   В   разделе   собраны интересные   факты   о   растительном   и   животном   мире   материков   и   океанов,   внутренних   вод   суши;   номенклатурный калейдоскоп, сведения о погоде и климате, рельефах местности. Истории о великих исследователях, путешественниках и первооткрывателях.     Технологии.     Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно­коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма  выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования). Календарно­тематическое планирование по географии в 5 классе. № п/п Наименование  разделов и тем Лабораторные,  практические  работы Раздел 1. Что изучает география (5 часов) Контроль знаний Дата  Корр. Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: для чего изучают географию, отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками. Уметь: приводить примеры географических объектов. Метапредметные УУД. Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе; уметь отображать информацию в графической форме; выделять главную  мысль в тексте (смысловое чтение); добывать информацию с помощью карт атласа; организовывать и планировать учебное сотрудничество с  учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать и развивать  компетентность в области использования ИКТ; применять методы информационного поиска; определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля; выделять сходство естественных наук; выявлять различия двух частей  географии; показывать ценность географической информации для человечества; объяснять роль географии в изучении Земли. ЛичностныеУУД. Развитие личностной рефлексии, толерантности; формирование мотивации в изучении наук о природе, коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и общественной  практики. 1.1 Мир, в котором мы живём. 1.2 Науки о природе. 1.3 География – наука о Земле. 1.4 Методы географических исследований  1.Составление  простейших  географических  описаний объектов и  явлений живой и  неживой природы 1.5 Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Итого: 5 часов с Беседа   использованием различных   источников информации. Составление   схемы «Естественные науки». Работа   в   тетради (выделение   признаков двух   частей географии) Беседа,   чтение   и анализ   карт   атласа «Методы географических исследований». Выполнение   тестовых заданий. Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 часов) Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и  путешествий. Уметь: показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий,  иллюстрировать их. Метапредметные УУД. Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения; систематизировать полученные знания с  помощью заполнения таблицы, устанавливать рабочие отношения и сотрудничать. Регулятивные: применять методы информационного поиска; самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения, определять  новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных  задач.   Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества; выяснить вклад первооткрывателей в освоении  Земли; объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель; объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири;  уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.  ЛичностныеУУД.  Формирование целостного мировоззрения; устойчивой мотивации  к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. 1.6. Географические открытия древности и Средневековья 1.7. Важнейшие географические открытия Работа  текстом  учебника, контурной  картой (показ  маршрутов  путешествий Пифея,  Бартоломео Диаша,  Васко да Гамы) Заполнение таблицы  «Великие  географические  открытия», анализ 1.8. Открытия русских путешественников 1.9. Открытия русских путешественников 2.0. Обобщение   знаний   по   разделу   «Как   люди   открывали Землю» 2. Как люди  открывали Землю. Итого: 5 часов. презентации. Самостоятельное  составление  презентации  «Хождение за три  моря». Анализ презентации,  работа с контурной  картой (маршруты  путешествий русских  первооткрывателей). Тестовое задание.                                         Раздел 3. Земля во Вселенной.  Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: уникальные особенности Земли, планеты Солнечной системы.  Уметь: описывать представления древних людей о Вселенной; называть планеты земной группы и планеты­гиганты. Метапредметные УУД. Коммуникативные: добывать недостающую информацию  с помощью вопросов; Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой работы с учителем и одноклассниками. Регулятивные: применять методы информационного поиска; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и  выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной; уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель  Вселенной; объяснять главное отличие Земли от других планет; установить, во сколько раз диаметр каждой из планет­гигантов больше диаметра Земли; объяснять особенности различных небесных тел; самостоятельно выделять созвездия на определённых участках звёздного неба; выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле; изучить важнейшие события в освоении космоса; устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа. ЛичностныеУУД.  Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя; организации своей деятельности в группе; познавательного интереса к предмету; мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. 2.1 Как древние люди представляли себе Вселенную 2.2 2.3 2.4. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней Соседи Солнца Планеты­гиганты и маленький Плутон 2.5. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. 2.6. Мир звезд. 2.7 2.8. Уникальная планета— Земля Современные исследования космоса. 2.9 Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» Работа в тетради  (составление опорного конспекта). Беседа. Беседа, показ. Заполнение схемы:  «Планеты земной  группы и планеты ­  гиганты). Составление вопросов  к иллюстрациям,  фильму. Анализ иллюстраций учебника. Беседа. Составление  презентации,  заполнение таблицы. Географический  диктант, выполнение  тестовых заданий.   текста   и                                              Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 часа).  Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: условные знаки;  направления сторон горизонта; значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»,  «ориентирование», «план местности», «географическая карта». Уметь: приводить не мене 3­4 отличий плана местности, карты, глобуса (по масштабу, изображению элементов градусной сетки, содержанию);  Итого: 9 часов называть (показывать) и объяснять особенности элементов градусной сетки; описывать поверхность Земли, изображённую на плане, карте,  глобусе; определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты; определять на местности  направления, расстояния (различными способами), высоту точек и местоположения географических объектов; составлять простейший план  местности (класса, комнаты). Метапредметные УУД.  Коммуникативные: добывать недостающую информацию  с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой работы с учителем и одноклассниками; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и  одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; применять методы  информационного поиска,  в том числе с помощью компьютерных средств; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,  искать и выделять необходимую информацию; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению  препятствий. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта; формулировать алгоритм работы с компасом; сравнивать план  местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков; составлять план местности, определять азимуты и  расстояния на местности. ЛичностныеУУД. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; познавательного интереса к  предмету исследования; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.   3.0.  Стороны горизонта 3.1. Ориентирование. 3.2. План местности и географическая карта Определение сторон  горизонта. Работа по  алгоритму. Групповая работа с  компасом.    Определение сторон  горизонта. Работа с картой.  Отработка условных  знаков плана. Работа в  парах (ориентирование по плану и карте) 3. Ориентирование  по плану и карте.  Чтение легенды  карты. 3.3. Обобщение знаний по разделу «Виды изображений  поверхности Земли» 4. Самостоятельное  построение  простейшего плана. Самостоятельное  построение плана  пришкольного  участка. Итого: 4 часа Раздел 5. Природа Земли (12 часов). Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД) Знать: суть основных понятий; внутреннее строение Земли; причины, влияющие на возникновение форм рельефа и их изменение; причины  возникновения землетрясений. Уметь: определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты; показывать на карте и называть основные формы планеты  (океанические впадины и материковые выступы), а также крупнейшие горные системы и равнины; называть основные отличия осадочных,  магматических и метаморфических горных пород; называть основные виды полезных ископаемых, изображённых на карте, расшифровывая её  условные знаки; выявлять закономерности географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности её процессов, зональности,  целостности); создавать модели (круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод); обсуждать различные экологические  проблемы. Метапредметные УУД.  Коммуникативные: добывать недостающую информацию  с помощью вопросов в ходе игры; формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы с учителем и одноклассниками; устанавливать рабочие отношения, полно и точно выражать свои  мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы  сотрудничества; применять методы информационного поиска,  в том числе с помощью компьютерных средств; самостоятельно выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли;  характеризовать внутренне строение Земли, особенности её оболочек;  устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма; характеризовать природу шести материков Земли;  показывать на карте и определять географическое положение океанов;  характеризовать воды суши; делать выводы о значении атмосферы для  жизни на Земле; понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»; характеризовать распределение живого вещества в биосфере;  объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и  животных; объяснять взаимосвязи в природном комплексе; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. ЛичностныеУУД. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование устойчивой  мотивации к исследовательской деятельности, конструированию; формирование навыков самоанализа и самокоррекции, самодиагностики  учебной деятельности в индивидуальной и коллективной; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. 3.4 Как возникла Земля 3.5 Внутреннее строение Земли 3.6 Землетрясения и вулканы 3.7 3.8 Путешествие по материкам Вода на Земле Выделение опорных  слов в тексте,  составление вопросов  к презентации «Как  возникла Земля» Анализ текста и  иллюстраций учебника (по алгоритму  определять горные  породы и минералы),  самостоятельное  определение ключевых понятий урока. Работа с контурной  картой. Составление рассказа  о природе материков.  Беседа, работа в  контурной карте.  Составление схемы  «Воды Земли». 5. Обозначение на  контурной карте  районов  землетрясений и  крупнейших  вулканов 6. Используя карту  полушарий и карту  океанов в атласе,  составьте описание  океанов 3.9 Вода на Земле 4.0. Воздушная одежда Земли 4.1. Живая оболочка Земли 4.2. Почва — особое природное тело 4.3. Человек и природа 7. Составление карты стихийных  природных явлений 4.4. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» 4.5. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»  Итого: Всего: 12 часов. 35 часов. Беседа, работа в  контурной карте.  Составление схемы  «Воды Земли» Работа с текстом  (определение  ключевых понятий  урока). Анализ текста  учебника (определение ключевых понятий  урока), работа в  тетради. Анализ образцов  почвы (сравнение  профиля подзолистой  почвы и чернозёма). Анализ текста  учебника, заполнение  таблицы «Влияние  человека на природу». Выполнение тестовых  заданий,  географический  диктант. Индивидуальные виды  деятельности.

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)

Рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по географии   (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017