Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, «Издательство Дрофа», 2014г. Предлагаемая рабочая программа по курсу географии 5 класса разработана И.И. Бариновой (2014 г.). По данной программе в издательстве «Дрофа» подготовлен учебник «География 5 класс»- авторы И.И. Баринова, Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, которая является первым в классической линии учебников данного издательства (2014).
ГЕОГРАФИЯ 5 2018-2019.doc
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе
программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, «Издательство
Дрофа», 2014г.
Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Общее число учебных
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии – 5 класс
В соответствии с базисным учебным планом систематическому курсу географии в основной школе предшествует пропедевтический курс
часов за пять лет обучения 274 часа, из которых по 35 часов (1 час в неделю) – в 5 и 6 классах и по 68 ч. (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.
«Окружающий мир».
Предлагаемая рабочая программа по курсу географии 5 класса разработана И.И. Бариновой (2014 г.). По данной программе в издательстве
«Дрофа» подготовлен учебник «География 5 класс» авторы И.И. Баринова, Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, которая является первым в классической линии
учебников данного издательства (2014).
Курс «География. 5 класс» это первый систематический курс географии в основной школе. Главная особенность этого курса – за весьма
непродолжительное время (35 ч.) познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов географией, сформировать интерес к этому
предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Содержание курса включает пять основных блоков:
что изучает география;
как люди открывали Землю;
Земля во Вселенной;
виды изображений земной поверхности Земли;
природа Земли.
Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены изза того, что
география опережает по времени изучения многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, поэтому многие вопросы в курсе 5 класса
рассматриваются на уровне представлений.
Основная цель данного курса – познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением
человечества – географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к
географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
знакомство с особенностями живой и неживой природы.
информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.
географии как возможной области будущей практической деятельности.
На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения
На предметном уровне основная задача курса пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической
Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит
Предлагаемая программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебнометодическим комплексам
1 Рабочая программа по географии – 5 класс
«классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».
Основное содержание программы
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)
Мир, в котором мы живем. Живая и неживая природа нашей планеты Земля. Явления природы (гроза, смена дня и ночи, дождь, снег, листопад, смена
времен года, ветер и др.). Влияние человека на природу Земли. Человек на Земле.
Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология.
География – наука о Земле. Физическая география наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология,
гидрография, биогеография, океанология и др. Социальноэкономическая география наука и хозяйстве, населении (демография) и др.
Методы географических исследований. Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно
географический, аэрокосмический, статистический.
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
описывать воздействие какоголибо процесса или явления на географические объекты;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию.
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.)
Географические открытия в древности и Средневековье: плавания финикийцев. Географы древнего мира греческие ученые Геродот, Пифей,
Эратосфен и их открытия. Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша, Васко да Гама, Марко Поло.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.). Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана
(15211522 г.). Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.). Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф.
Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820г.).
Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.).
Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича
Дежнёва (16481649 г.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).
Практическая работа
Практическая работа № 2: Великие географические открытия. Русские путешественники
Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и
№1: Географические открытия в Средневековье. Работа с контурной картой, учебником, диском.
2 Рабочая программа по географии – 5 класс
путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Раздел 3. Земля во Вселенной (8 ч.)
Представление древних народов о Вселенной. Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птолемею.
Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представление о Вселенной
итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планетыгиганты и карлики. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.
Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
Многообразие звезд и созвездий. Солнце ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.
Уникальная планета Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли
– Ю. А. Гагарин.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
приводить примеры планет земной группы и планетгигантов;
описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Раздел 4. Виды изображений земной поверхности Земли (7 ч. )
Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.
План местности.
Географическая карта.
Условные знаки плана и карты.
Практическая работа
Практическая работа №4: Составление простейшего плана местности
Практическая работа №5 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
Ориентирование по компасу (плану и карте, чтение легенды карты)
№3:
3 Рабочая программа по географии – 5 класс
Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
Работать с компасом;
Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Раздел 5. Природа Земли (9 ч.)
Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении
Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы.
Путешествие по материкам: разнообразие их природы.
Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе.
Атмосфера воздушная оболочка Земли. Движение воздуха.
Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи.
Биосфера живая оболочка Земли. В.И. Вернадский создатель учения о биосфере.
Почва особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев основоположник учения о почвах.
Человек и природа. Человек часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней.
Природа источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.
Практическая работа №6
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера»,
«погода», «биосфера»;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности.
Резерв 4 часа.
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
: Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.
4 Рабочая программа по географии – 5 класс
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественнополезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
5 Рабочая программа по географии – 5 класс
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции
устойчивого развития;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и
человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
6 Рабочая программа по географии – 5 класс
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту
и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию
географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала,
точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий,
явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе
7 Рабочая программа по географии – 5 класс
ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко,
связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не
повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих
ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и
недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов
или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
8 Рабочая программа по географии – 5 класс
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий
и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская однудве грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом,
масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно
привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
.1
выполнил работу без ошибок и недочетов;
9 Рабочая программа по географии – 5 класс
.2
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
.1
.2
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
.1
.2
.3
.4
.5
е более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двухтрех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
.1
.2
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
.1
.2
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
.1
.2
работа над ошибками, устранение пробелов.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов
Время выполнения работы: 1015 мин.
Оценка «5» 10 правильных ответов, «4» 79, «3» 56, «2» менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
0
1
Время выполнения работы: 3040 мин.
Оценка «5» 1820 правильных ответов, «4» 1417, «3» 1013, «2» менее 10 правильных ответов.
10 Рабочая программа по географии – 5 класс
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали
полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения
практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов
типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических
сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже
выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные
результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны изза плохой
подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение
логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе
практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении
результатов.
11 Рабочая программа по географии – 5 класс
Отметка «3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
Отметка «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении
результатов.
Отметка «1» полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания
к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные
знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы
государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование
выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за
правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней
информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические
ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 23 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты;
надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
1. Не забудьте подписать работу внизу карты!
2. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
12 Рабочая программа по географии – 5 класс
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
1. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы; авторы И. И. Баринова,
В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2014г.
2. Введение в географию. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), Изд. Дрофа, 2014г.
3. Введение в географию. 5 класс. Электронное мультимедийное издание. Изд. Дрофа, 2014г.
4. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
Календарнотематическое планирование по географии 5 класс.
№
п/п
Тема урока
1
(1)
Мир, в котором мы
живем.
2
(2)
3
(3)
4
(4)
5
(5)
Науки о природе.
География наука о
Земле.
Методы
географических
исследований.
Обобщение знаний
по разделу «Что
изучает география»
Содержание урока
Характеристика
Предметные результаты
деятельности обучающихся
обучения:
Домашнее
задание
Дата
план
Дата
факт
Раздел 1. Что изучает география (5 часов)
Наш дом – планета Земля.
Живая природа – все многообразие живых
организмов, включая человека.
Неживая природа – реки, горы, полезные
ископаемые.
Явления природы.
Знакомство с основными науками о природе:
астрономия, география, физика, химия, геология,
биология, экология.
Естественные науки.
Физическая и социальноэкономическая
география – два основных раздела
географии.
Представление о методах географических
исследований и их развитии от
географических описаний до
аэрокосмических методов.
Систематизация и обобщение знаний по теме.
Знакомство учащихся с
учебником.
Изучение и анализ
иллюстраций.
Работа с диском.
Формирование приемов
работы с учебником и
диском.
Работа с учебником и
диском, знакомство с
презентацией.
Составление простейших
географических описаний
объектов и явлений живой и
неживой природы.
выполнение тестовых
заданий; проверка основных
понятий и терминов
Учащийся должен уметь:
приводить примеры
географических объектов;
описывать воздействие
какоголибо процесса или
явления на
географические объекты;
называть отличия в
изучении Земли
географией по сравнению
с другими науками
(астрономией, биологией,
физикой, химией,
экологией);
объяснять, для чего
изучают географию.
П. 1, вопросы,
П.2, вопросы,
П. 3, вопросы,
П. 4, вопросы,
Повт.п. 14
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 часов)
13 Рабочая программа по географии – 5 класс
6
(1)
Географические
открытия древности
Средневековья. ПР
№ 1 Важнейшие
открытия древности
и Средневековья.
7
(2)
Важнейшие
географические
открытия.
8
(3)
Открытия русских
путешественников
9
(4)
10
(5)
Открытия русских
путешественников
ПР №2 Важнейшие
географические
открытия (Работа с
контурной картой,
учебником)
Обобщение знаний
по разделу «Как
люди открывали
Землю»
Знакомство с основными открытиями и
величайшими географами древности;
плавания финикийцев; описания стран
Геродотом; вычисление размеров Земли
Эратосфеном.
Путешествие Марко Поло в Индию и Китай;
плавания португальских моряков вокруг
Африки Б. Диаш и Васко да Гамма.
Открытие Америки Х. Колумбом (1492г.).
Первое кругосветное путешествие Ф.
Магеллана (15191522).
Открытие Австралии В. Янсзоном (1606г.).
Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями Ф.Ф. Беллингаузеном и
М.П.Лазаревым (1820г.).
Новгородцы и поморы первые исследователи
севера Европы и Азии (XIIв.).
«Хождение за три моря» тверского купца
Афанасия Никитина (XVв.).
Поход Ермака Тимофеевича в Западную
Сибирь (XVв. ).
Экспедиция Семёна Дежнёва в Восточную
Сибирь (XVIIв. ).
Великие Северные экспедиции В. Беринга и
А.С. Чирикова (XVIIIв.).
Систематизация и обобщение знаний по теме.
Раздел 3. «Земля во Вселенной (9 часов)
Работа с картой, умение
правильно называть и
показывать географические
объекты, упомянутые в
тексте учебника и на диске.
Работа с текстом учебника,
к/к, анализа презентаций.
Чтение и анализ карты
атласа.
Самостоятельная подготовка
презентаций по
опережающему заданию
«Десять великих
путешественников».
выполнение тестовых заданий;
работа с картами; проверка
географической номенклатуры;
проверка основных понятий и
терминов
Учащийся должен уметь:
называть основные
способы изучения Земли в
прошлом и в настоящее
время и наиболее
выдающиеся результаты
географических открытий
и путешествий;
показывать по карте
маршруты путешествий
разного времени и
периодов;
приводить примеры
собственных
путешествий,
иллюстрировать их.
П. 5, вопросы,
оформить ПР
№ 1
П. 6, вопросы,
П. 7, вопросы,
П. 7,
оформить ПР
№ 2
Повт. п.57
14 Рабочая программа по географии – 5 класс
11
(1)
Представления о
Вселенной в
древности.
Что такое Вселенная.
Представления древних индийцев о форме
Земли.
Древнегреческие ученые Пифагор и
Аристотель о шарообразности Земли и
модели строения Вселенной.
Работа в тетради: опорный
конспект рассказа и
презентации учителя.
12
(2)
Изучение Вселенной
от Коперника до
наших дней.
13
(3)
Планетысоседи
Солнца
Планетыгиганты.
Небесные тела.
14
(4)
15
(5)
Изменение представлений о мире после
географических открытий XIV XVIвв.
Первая модель Вселенной польского
астронома Николая Коперника.
Учение о Вселенной итальянцев Джордано
Бруно и Галилео Галилея (XVI XVII вв.).
Современные представления о Вселенной.
Солнечная система это планеты и небесные тела.
Планеты делятся на две группы: планеты земной
группы Меркурий, Венера, Земля, Марс и
планетыгиганты Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон.
Отличительные свойства планет гигантов:
состоят преимущественно из газов, не имеют
твердых поверхностей, обладают большим
количеством спутников, имеют кольца.
Происхождение названий планет.
Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры,
метеориты.
Самая известная комета Галлея.
Самый большой астероид Церера.
Значение изучения небесных тел для познания
космических процессов.
Самостоятельная подготовка
сообщений и презентаций по
теме «Ученые,
перевернувшие мир».
Работа с текстом учебника и
диском, выполнение заданий
учебника.
Составление характеристики
планетгигантов по плану
(с.60 учебника).
Анализ иллюстраций
учебника и диска.
Характеристика
особенностей различных
небесных тел по
иллюстрациям учебника и
презентации.
Учащийся должен уметь:
описывать представления
древних людей о Вселенной;
называть и показывать
планеты Солнечной
системы;
приводить примеры планет
земной группы и планет
гигантов;
описывать уникальные
особенности Земли как
планеты.
Учащийся должен уметь:
описывать
представления древних
людей о Вселенной;
называть и показывать
планеты Солнечной
системы;
приводить примеры
планет земной группы и
планетгигантов;
описывать уникальные
особенности Земли как
планеты.
П. 8, вопросы,
П. 9, вопросы,
П. 10,
вопросы,
П.. 11,
вопросы,
П. 12,
вопросы,
15 16
(6)
17
(7)
18
(8)
Мир звезд.
Уникальная планета
Земля.
Современные
исследования
космоса.
19
(9)
Обобщение знаний
по разделу «Земля
во Вселенной»
Солнце ближайшая к нам звезда, центр
нашей Солнечной системы.
Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты,
карлики.
Созвездия. Почему люди с древних времен
наблюдали за звездным небом.
Планета Земля планета жизни:
Благоприятная температура, наличие воды и
воздуха, почвы.
Вклад отечественных ученых в развитие
космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П.
Королёв.
Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.
Систематизация и обобщение знаний по теме.
Раздел 4 «Виды изображений поверхности Земли» (7 часов)
20
(1)
Стороны горизонта.
21
(2)
Способы
ориентирования.
Горизонт. Основные (север, юг, восток,
запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз)
стороны горизонта.
Ориентирование.
Компас прибор для определения сторон
горизонта. Ориентирование по Солнцу и
звездам.
Ориентирование по местным признакам.
Рабочая программа по географии – 5 класс
Наблюдение за звездным
небом: какие созвездия я
знаю и видел.
Сравнение особенностей
планет земной группы.
Самостоятельные сообщения о
первой женщинекосмонавте В.
Терешковой; о первом выходе
человека в открытый космос А.
Леонов.
Рефлексия (самоанализ): что
нового я узнал из этой темы.
выполнение тестовых
заданий; проверка основных
понятий и терминов
Отработка знания основных
и промежуточных сторон
горизонта.
Практическая работа:
ориентирование по компасу
и местным признакам.
П. 13,
вопросы,
П. 14,
вопросы,
П. 15,
вопросы,
Повт. п. 815
П. 16,
вопросы,
П. 17,
вопросы,
описывать уникальные
особенности Земли как
планеты.
Объяснять значение
понятий: «горизонт», «линия
горизонта», «стороны
горизонта»,
«ориентирование», «план
местности»,
«географическая карта»;
Находить и называть
сходства и различия в
изображении элементов
градусной сети на глобусе и
карте;
Работать с компасом;
Ориентироваться на
местности при помощи
компаса, карты, местных
признаков.
16 22
(3)
План местности и
географическая
карта.
Изображение земной поверхности в древности.
План местности. Масштаб. Условные знаки.
Отличие географической карты от плана.
Начальный меридиан. Экватор – самая
длинная параллель.
Обобщение и отработка знаний и умений по
Обобщение и отработка знаний и умений по
теме при решении практических задач.
23
(4)
24
(5)
25
(6)
теме при решении практических задач.
Обобщение и отработка знаний и умений по
теме при решении практических задач.
ПР № 3
Ориентирование по
компасу
ПР № 4. Составление
простейшего плана
местности
ПР № 5
«Определение по
карте
географических
координат различных
географических
объектов»
Обобщение знаний
по разделу «Виды
изображений на
поверхности Земли» Систематизация и обобщение знаний по теме.
26
(7)
Раздел 5 «Природа Земли» (9 часов)
Как возникла Земля.
Гипотезы разных ученых о происхождении
планеты Земля и Солнечной системы.
Современные представления о возникновении
Солнца и планет.
Внутреннее строение
Земли.
Ядро и мантия. Литосфера и земная кора.
Движения земной коры.
Породы и минералы.
27
(1)
28
(2)
Рабочая программа по географии – 5 класс
Отработка знаний условных
знаком плана.
Тренинг: ориентирование по
плану и географической карте.
Практикум: Ориентирование
компасу; по плану и карте.
Практикум: Составление
простейшего плана
Практикум:
Определение
географических координат
Объяснять значение
понятий: «горизонт», «линия
горизонта», «стороны
горизонта»,
«ориентирование», «план
местности»,
«географическая карта»;
Находить и называть
сходства и различия в
изображении элементов
градусной сети на глобусе и
карте;
Работать с компасом;
Ориентироваться на
местности при помощи
компаса, карты, местных
признаков.
П. 18,
вопросы,
П. 1617,
оформить ПР
№ 3
П. 18,
оформить ПР
№ 4
Повт. п. 1618
Повт. п. 1618
выполнение
тестовых
заданий; работа с картами;
проверка основных понятий
и терминов
Анализ рисунков учебника,
самостоятельное выполнение
заданий диска.
Учащийся должен уметь:
объяснять значение
понятий: «литосфера»,
«горные породы», «полезные
ископаемые», «рельеф»,
«океан», «море»,
«гидросфера», «атмосфера»,
«погода», «биосфера»;
П. 19,
вопросы,
П. 20,
вопросы,
17 29
(3)
Землетрясения и
вулканы.
Пр.работа № 6
Обозначение на
контурной карте
районов
землетрясений и
крупнейших вулканов
Земли.
Грозные явления природы, связанные с
литосферой. Землетрясения. Причины
землетрясений, сейсмические районы.
Вулканы. Строение вулкана: кратер,
жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие
вулканы.
Практическая работа:
обозначение на к/к
сейсмических зон Земли,
крупнейших вулканов.
Рабочая программа по географии – 5 класс
П. 21,
вопросы,
оформить ПР
№ 6
30
(4)
Путешествие по
материкам.
Краткая характеристика особенностей
природы всех материков Земли.
Формирование представлений о разнообразии
природы нашей планеты.
31
(5)
Вода на Земле.
32
(6)
Воздушная оболочка
Земли.
33
(7)
Живая оболочка
Земли.
Гидросфера водная оболочка Земли. Мировой
океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники,
подземные воды.
Вода в атмосфере.
Роль воды в жизни человека.
Атмосфера воздушная оболочка Земли.
Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха.
Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы,
ливни, град.
Погода и климат.
Роль атмосферы в жизни человека.
Биосфера живая оболочка Земли.
Границы биосферы.
Русский ученый В.И. Вернадский
основоположник учения о биосфере.
Подготовка образных рассказов
и презентаций по опережающим
заданиям о природе разных
материков Земли.
Обозначение на к/к всех
материков и особенностей их
природы.
Работа с к/к: обозначение
океанов, морей, крупных рек
и озер.
Анализ текста учебника с
целью определения
ключевых понятий урока.
Работа с учебником и
диском.
Учащийся должен уметь:
объяснять значение
понятий: «литосфера»,
«горные породы», «полезные
ископаемые», «рельеф»,
«океан», «море»,
«гидросфера», «атмосфера»,
«погода», «биосфера»;
называть и показывать по
карте основные
географические объекты;
наносить на контурную
карту и правильно
подписывать
географические объекты;
приводить примеры форм
рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности
строения рельефа суши;
описывать погоду своей
местности.
П. 22,
вопросы,
П.23,
вопросы,
задания в р.т.
П. 24,
вопросы,
П. 25,
вопросы,
18 Почва особое
природное тело.
Что такое почва.
В.В. Докучаев основоположник науки о
почвах почвоведении.
Плодородие основное свойство почвы..
Значение почвы для человека.
Систематизация и обобщение знаний курса.
Анализ текста учебника и
работа с диском.
выполнение тестовых заданий;
работа с картами; проверка
географической номенклатуры
и основных понятий и терминов
(географический диктант).
Человек и природа.
Обобщение знаний
по разделу
«Природа Земли»
Систематизация и обобщение знаний курса.
Роль природы в жизни человека.
Воздействие человека на природу.
Необходимость бережного отношения к природе.
Правила поведения в природе.
34
(8)
35
(9)
Рабочая программа по географии – 5 класс
П. 26,
вопросы,
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях,
словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому
человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, общественнополезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры.
19 оценивать работу одноклассников.
Рабочая программа по географии – 5 класс
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
1. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы; авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2014г.
2. Введение в географию. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова), изд. Дрофа, 2014г.
3. Введение в географию. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина), изд. Дрофа, 2014г.
6. Введение в географию. 5 класс. Электронное мультимедийное издание, изд. Дрофа, 2014г.
20
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Рабочая программа по географии. 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.