Рабочая программа по географии 7 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 7 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
7 кл
09.12.2017
Рабочая программа по географии 7 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2017г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География. Материки, океаны, народы и страны», издательства «Дрофа», 2016 г. Цели обучения географии: • развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, • раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности, • воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды; • создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей; • раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами; • формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Задачи: • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; • развитие специфических географических и общеучебных умений; • познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде; • создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности • развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами; • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования; • воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры; • раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; • развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), • изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; • развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; • выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2017г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География. Материки, океаны, народы и страны», издательства «Дрофа», 2016 г. Цели обучения географии: • развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, • раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности, • воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды; • создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей; • раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами; • формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Задачи: • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; • развитие специфических географических и общеучебных умений; • познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде; • создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности • развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами; • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования; • воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры; • раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; • развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), • изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; • развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; • выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Рабочая программа по географии 7 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Доваторовская средняя общеобразовательная школа» Улица Мира, дом 8­а, поселок Доваторовка, Черняховский городской округ, Калининградская область, 238175, Российская Федерация телефон (40141) 9­55­42 УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Доваторовская СОШ» _________________ Е.И. Пикалова «___» ___________ 20___  г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017­2018 учебный год по географии Уровень  обучения (класс) __7__                      (начальное общее,  основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Общее количество часов:   70  часов Количество часов в неделю: 1 час         Уровень: базовый Учитель:    Кравченко Ольга Николаевна Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2017г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География. Материки, океаны, народы и страны», издательства «Дрофа», 2016 г. Цели обучения географии:      развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,  раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной  деятельности,    воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем  окружающей среды; создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей; раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;  формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку  нашей эпохи.  формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; Задачи:  формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на  планетарном, региональном и локальном уровнях; развитие специфических географических и общеучебных умений; познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально­экономических и других процессов, происходящих в  географической среде; создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных  богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи     с природными, социально­экономическими факторами;        развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального  природопользования; воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры; раскрытие на основе историко­географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса  нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков,  океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как  возможной области будущей практической деятельности. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Метапредметные результаты курса «География. Материки, океаны, народы и страны» основаны на формировании универсальных учебных действий. Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность; - определять её цели и задачи; - выбирать средства и применять их на практике; - оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Предметные УУД: - называть методы изучения Земли; - называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; - знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера; - развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса. В результате изучения географии ученик 7 класса должен знать/ понимать:    основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий; взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;  природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений. Уметь:  выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;  находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем; народов стран мира;  приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры  составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников  определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение информации; географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни : чтения карт различного содержания;   проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;  принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;  понимания географической специфики регионов и стран мира.  проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета. Содержание курса Введение (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света. Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле. Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды.  Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по  содержанию. Методы географических исследований. Практические работы. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь:  Показывать материки и части света; Приводить примеры материковых, вулканических, коралловых  островов; давать характеристику карты; читать и анализировать карту. Главные особенности природы Земли (9 ч) Литосфера и рельеф Земли (2 ч) Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли. Практические работы. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков.  Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору). Атмосфера и климаты Земли (2 ч) Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха  на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в  формировании климата. Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы. Практические работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание основных показателей климата  различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч) Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод  океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане.  Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Географическая оболочка (3 ч) Строение   и   свойства   географической   оболочки. Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в  формировании природы. Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов. Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле.  Широтная зональность. Высотная поясность. Практические работы. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры; объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов; показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод; приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков; приводить примеры природных комплексов; составлять  простейшие схемы взаимодействия  природных комплексов. Население Земли (3 ч) Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.  Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии. Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на  природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно­исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы. Практические работы. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной  деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира. Океаны и материки (50 ч) Океаны (2 ч) Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Практические работы.  8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору). Южные материки (1 ч) Общие   особенности   природы   южных   материков. Особенности географического положения южных матери ков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата  внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта. Африка (10 ч) Географическое положение. Исследования Африки Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и  учеными. Рельеф и полезные ископаемые.  Основные  формы   рельефа.  Формирование  рельефа   под  влиянием  внутренних   и  внешних  процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды.  Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения. Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки. Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка. Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.  Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии. Страны   Восточной   Африки.   Эфиопия.  Общая   характеристика   региона.   Географическое   положение,   природа,   население,   хозяйство Эфиопии. Страны   Южной   Африки.   Южно­Африканская   Республика.  Общая   характеристика   региона.   Географическое   положение,   природа, население, хозяйство Южно­Африканской Республики. Практические работы. 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. Австралия и Океания (5 ч) Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат   Австралии.   Внутренние   воды.  Факторы,   определяющие   особенности   климата   материка.   Климатические   пояса   и   области. Внутренние воды. Природные   зоны   Австралии.   Своеобразие   органического   мира.  Проявление   широтной   зональности   в   размещении   природных   зон. Своеобразие органического мира. Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком. Океания.   Природа,   население   и   страны.  Географическое   положение.   Из   истории   открытия   и   исследования.   Особенности   природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия. Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору). Южная Америка (7 ч) Географическое   положение.   Из   истории   открытия   и   исследования   материка.  Географическое   положение.   История   открытия   и исследования материка. Рельеф   и   полезные   ископаемые.  История   формирования   основных   форм   рельефа   материка.   Закономерности   размещения   равнин   и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых. Климат.   Внутренние   воды.  Климатообразующие   факторы.   Климатические   пояса   и   области.   Внутренние   воды.   Реки   как   производные рельефа и климата материка. Природные зоны.  Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы. Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны. Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины. Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу. Практические   работы.   14.  Составление   описания   природы,   населения,   географического   положения   крупных   городов   Бразилии   или Аргентины. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. Антарктида (1 ч) Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа.  Географическое положение.  Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики. Практические работы. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных  богатств материка в будущем. Северные материки (1ч) Общие особенности природы северных материков. Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон. Северная Америка (7 ч) Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и  исследования материка. Русские исследования Северо­Западной Америки. Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения  крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные  рельефа и климата материка. Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности  человека. Население. Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады. Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия  США. Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики. Практические работы. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. 18. Выявление  особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. Евразия (16 ч) Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования  Центральной Азии. Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы  рельефа. Полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную  деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение.  Многолетняя мерзлота. Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах.  Народы Евразии. Страны. Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. На­селение. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона. Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии. Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского  полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия. Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии.  Памятники всемирного наследия региона. Страны Юго­Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии  и Азербайджана. Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана,  Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии. Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники  всемирного наследия Китая и Японии. Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии. Страны Юго­Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство  Индонезии. Практические работы. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. 20. Описание видов хозяйственной деятельности  населения стран Северной Европы, связанных с океаном. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. 22.  Группировка  стран  Юго­Западной  Азии  по  различным  признакам. 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая,  обозначение их на контурной карте. 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые  отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в  океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова); описывать отдельные природные комплексы с использованием карт; показывать наиболее крупные государства на материках; уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа; приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека. Географическая оболочка — наш дом (2 ч) Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на  природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Практические работы. 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 26. Составление описания местности; выявление ее  геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры. Предметные результаты обучения  Учащийся должен уметь: приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;  объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на  условия жизни людей. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их,  оценивать результаты деятельности; вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию; работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные,  объяснительные). Личностные результаты обучения Учащийся должен: осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России; осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран; осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества; овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных  жизненных ситуациях; проявлять эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования; проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов; уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение; уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения. I Введение (3 ч) Раздел Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч) Знания материков, океанов, их расположения на карте. Содержание программы 70 ч (2 часа в неделю) изображения. Решение задач с использованием карты. Тема 2. Географическая карта — источник географических знаний (1 ч) Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах. Тема 3. Как люди открывали мир (1 ч) «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли. маршрутов экспедиций. (12 ч +1 ч Обобщение) II Земля — уникальная планета . ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч) Раздел Тема 1 Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, Практическая работа №1 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение строения земной коры. происходящие в литосфере. размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). . АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (3 ч) Тема 2 Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере. Практическая работа №2 Описание климата места по климатической карте. Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (3 ч) Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Тема 4 . ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч) Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества. Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон. Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (2 ч) Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам. Практическая работа№3 Население Земли. III Материки и океаны (43 ч +6 ч Обобщение) Раздел Тема 1. АФРИКА ( 9 ч +1 ч Обобщение) Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 4. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки. Практическая работа №5: Характеристика ПК по картам. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления. Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал- жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона. Практическая работа №6: Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареалов его распространения. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. . АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч +1 ч Обобщение) Тема 2 Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте. Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города. Практическая работа №7. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании. . ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 ч + 1 ч Обобщение) Тема 3 Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды. Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Практическая работа № 8. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. Практическая работа №9: Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся). Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область. Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки. Практическая работа № 10. Характеристика природы страны и населения (Чили, Венесуэла) Тема 4. АНТАРКТИДА (2 ч +1 ч Обобщение) Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка. Тема 5. ОКЕАНЫ (3 ч) Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности Практическая работа №11. Изображение на контурной карте шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов. природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана. нём, а так же маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям океана» Тема 6 . СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч +1 ч Обобщение) Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки. Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы. Практическая работа № 12 Характеристика климата Северной Америки. Практическая работа № 13 Характеристика одной из стран Северной Америки Тема 7. ЕВРАЗИЯ (12 ч +2 ч Обобщение) Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. Практическая работа №14: Особенности географического положения Евразии и его влияние на природу материка. Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата. Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники. Практическая работа № 15. 1. Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка. Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма- терика. Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, их географическое положение. Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Южная Европа. Италия, Испания, Греция. Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны. Восточная Азия. Китай, Япония. Германия. Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. Азербайджан. IV. Земля — наш дом (2 часа + 1 ч Обобщение курса) Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия. Раздел Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы. Практическая работа № 16: Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира. 1 час – резерв для проведения олимпиадной работы. Календарно­тематическое планирование № п/п Дата план факт. Тема урока (занятия) Введение (2 ч.) Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний Практич. работа. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч). Происхождение материков и океанов Рельеф Земли Практич. работа. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте  рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и  различий (по выбору) Вводная контрольная работа Атмосфера и климаты Земли (2 ч) Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы Климатические пояса Земли Практич. работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам. 4. Сравнительное описание  основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка  климатических условий материка для жизни населения Гидросфера. Мировой океан ­  главная часть гидросферы (2 ч.) 1 1 1 1 1 1 8. 9. 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Строение и свойства географической оболочки Географическая оболочка (3 ч.) Природные комплексы суши и океана Природная зональность Практич. работа. 5. Анализ карт антропоген­ных ландшафтов. Выявление материков с самыми  большими ареалами таких ландшафтов. Население Земли (3 ч.) Численность населения Земли. Размещение населения Практич. работа. 6. Сравнительное описаниечисленности, плотности и динамики населения материков   и стран мира Народы и религии мира Практич. работа. 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых  народов, а также крупных городов Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Раздел II. Океаны и материки (50 ч.) Тихий океан. Индийский океан. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 Атлантический океан. Северный Ледовитый океан Практич. работа. 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой  рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору). 9. Описание по картам и другим  источникам информации особенностей географического положения, природы и населения Южные материки (1 ч.) Общие особенности природы южных материков Географическое положение. Исследование материка Африка (11 ч.) Рельеф и полезные ископаемые Климат. Внутренние воды Природные зоны. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Население Страны Северной Африки. Алжир. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Практич. работа. 10.  Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. ЮАР Парная Практич. работы. 11.  Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения  странЮж. Африки. 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших  городов Африки Модуль «Страны Африки» Промежуточная контрольная работа Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые Австралия и Океания (6 ч.) Климат Австралии. Внутренние воды Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира Австралийский Союз Практич. работа.  13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной  деятельности двух регионов Австралии (по выбору) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 4 3 5 3 6 3 7 3 8 3 9 4 0 4 1 4 2 Океания. Природа, население и страны Модуль « Страны Австралии и Океании» Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка Южная Америка (7 ч.) Рельеф и полезные ископаемые Климат. Внутренние воды. Природные зоны Население Страны востока материка. Бразилия Практич. работа. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных  городов Бразилии или Аргентины Страны Анд. Перу Практич. работа. 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских  стран Модуль «Страны Южной Америки» Антарктида (1 ч.) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 3 4 4 4 5 4 6 4 7 4 8 4 9 5 0 5 Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа Практич. работа. 16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление  проекта использования природных богатств материка в будущем Общие особенности природы северных материков Северные материки (1 ч.) Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка Северная Америка (7 ч.) Рельеф и полезные ископаемые Климат. Внутренние воды Природные зоны. Население Канада. США Средняя Америка. Мексика Практич. работы. 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США,  Мексики. 18.  Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения,  планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики Модуль «Страны Северной Америки» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 2 5 3 5 4 5 5 5 6 5 7 5 8 5 9 6 0 Географическое положение. Исследования Центральной Азии Евразия (16 ч.) Особенности рельефа, его развитие Климат. Внутренние воды Природные зоны. Народы и страны Евразии Практич. работа. 19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам Страны Северной Европы Практич. работа. 20.  Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы,  связанных с океаном Страны Западной Европы. Великобритания Франция. Германия Практич. работа. 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии Страны Восточной Европы  Страны Южной Европы. Италия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 6 2 6 3 6 4 6 5 6 6 6 7 6 8 6 9 Страны Юго­Западной Азии Практич. работа. 22. Группировка стран Юго­Западной Азии по различным признакам Страны Центральной Азии Страны Восточной Азии. Китай Практич. работа. 23. Составление описаниягеографического положения крупных городов Китая,  обозначение их на контурной карте Япония Страны Южной Азии. Индия Практич. работа. 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии Страны Юго­Восточной Азии. Индонезия Модуль «Страны Евразии» Раздел III. Географическая оболочка – наш дом (2 ч.) Закономерности географической оболочки Взаимодействие природы и общества 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 0 Итоговая контрольная работа 1 В планирование включен внутрипредметный модуль « Страны материков» Количество часов: 5 часов Цель: используя нетрадиционные формы уроков (игры, праздники, виртуальные путешествия и т.д.) развивать у учащихся мотивацию к изучению географии, творческие способности № 1 МОДУЛЬ «Страны Африки» 2 МОДУЛЬ «Страны Австралии и Океании» 3 МОДУЛЬ «Страны Южной Америки» 4 МОДУЛЬ «Страны Северной Америки»» 5 МОДУЛЬ «Страны Евразии» Тема Количество часов 1 1 1 1 1 Результаты деятельности: осознание целостности окружающего мира, освоение основ географической грамотности, формирование навыка  исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии Учебно-методический комплект. Литература 1 Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6­11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.:  2 Дрофа, 2009 г.  Базовый учебник Душина И.В.,  Коринская В.А.,  Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7  класс. –  М.: Дрофа, 2010г. 1 Методическое пособие для ученика: Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007. География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010. 3 Дополнительная литература: Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2009.  За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2009.  Интернет – ресурсы.  Мультимедийные обучающие программы: География 7 класс. «Наш дом Земля». Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017