Рабочая программа по географии 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 8 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
8 кл
13.11.2018
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса разработана в соответствии с учебно методическим комплектом В.П.Дронов. В рабочую программу включена пояснительная записка, перечень планируемых результатов освоения предмета, общая характеристика учебного предмета, содержание учебного предмета, календарей тематические планирование, перечень практических работ для 8 класса.Рабочая программа по географии 8 класс.
ГЕОГРАФИЯ 8 2018.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      ГЕОГРАФИЯ     8  класс Рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными документами: 1.  Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки   РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. 2. Примерной программы по учебным предметам по географии Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; 3.  Программы основного общего образования по географии. 5­9 классы  в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. ­ М.,  Дрофа, 2015           4. Региональный компонент общего образования Архангельской области (география)/ Департамент образования и науки администрации Архангельской области/ Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования – 2006 г.         5.  Основная образовательная программа филиала МБОУ «Емецкая СШ» ­ Селецкая средняя школа   Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; •   овладение   умениями ориентироваться   на   местности;   использовать   один   из   «языков»   международного   общения   —   географическую   карту,   современные   геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных   интересов,  интеллектуальных  и  творческих   способностей   в процессе  наблюдений   за  состоянием   окружающей  среды,   решения  географических  задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально­ответственному поведению   в   ней;   адаптации   к   условиям   проживания   на   определенной   территории;   самостоятельному   оцениванию   уровня   безопасности   окружающей   среды   как   сферы жизнедеятельности. познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; познание характера,  сущности и динамики  главных  природных,  экологических, социально­экономических,  геополитических  и иных  процессов,  происходящих  в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; пониманиие  закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально­экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания; глубокое   и   всестороннее   изучение   географии   России,   включая   различные   виды   ее   географического   положения,   природу,   население,   хозяйство,   регионы,   особенности природопользования в их взаимозависимости. Задачи: сформировать представления о географических особенностях природы и населения как России в целом, так и ее отдельных хозяйственных звеньев и районов; вооружить обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации; развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления; создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира. сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России  как целостном   географическом   регионе   и   субъекте   мирового   географического   пространства,   в   котором   протекают   как   глобальные,   так   и   специфические   природные,   социально­ экономические и экологические процессы; сформировать представления о географических аспектах современных социально­экономических и экологических проблем страны;   продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического           знания: ­ умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; ­ умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; ­ организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; ­ умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; ­ умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.; ­ умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. ­ познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ­ гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; ­ способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; ­ готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии познавательные: общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно­следственные связи, доказать свои суждения постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей. Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов: Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; Сформированность устойчивых установок социально­ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.                         Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:  формирование   представлений   о   географической   науке,   ее   роли   в   освоении   планеты   человеком,   о   географических   знаниях   как   компоненте   научной   картины   мира,   их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;        овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного   оценивания   уровня   безопасности   окружающей   среды,   адаптации   к   условиям   территории   проживания,   соблюдения   мер   безопасности   в   случае   природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование   представлений   об   особенностях   экологических   проблем   на   формирование   представлений   и   основополагающих   теоретических   знаний   о   целостности   и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.                  Личностные результаты:    овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; сформированность устойчивых установок социально­ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты обучения): 1. Называть и (или) показывать: предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации; субъекты Российской Федерации; пограничные государства; особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России; границы часовых поясов; основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники; зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; важнейшие   природно­хозяйственные   объекты   страны,   в   том   числе   центры:   промышленные,   транспортные,   научно­информационные,   финансовые,   торговые,                    рекреационные, культурно­исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные; народы, наиболее распространенные языки, религии; примеры рационального и нерационального размещения производства; объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО); районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.); экологически неблагополучные районы России; маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России. 2. Определять (измерять):     географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий; погоду по синоптической карте; параметры природных и социально­экономических объектов и явлений по различным источникам информации. 3. Описывать: 4. Объяснять: рекреационного строительства; особенности быта и религий отдельных народов.                            географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико­географическое, геополитическое и т. д.); образы   природно­хозяйственных   объектов,   в   том   числе   одного   из   районов   нового   промышленного,   сельскохозяйственного,   городского,   транспортного   или роль географических знаний в решении социально­экономических, экологических проблем страны; влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России; образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; как составляют прогноз погоды; распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны; разнообразие природных комплексов на территории страны; различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий; особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально­экономического развития; роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры; причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов; особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях; объяснять   причины   географических   явлений   на   основе   применения   понятий;   «геологическое   летоисчисление»;   «циклон»,   «антициклон»,   «солнечная   радиация», «испарение»,   «испаряемость»;   «мелиорация»;   «агломерация»;   «мегаполис»;   «Трудовые   ресурсы»;   «концентрация»;   «специализация»;   «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно­энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис». 5. Оценивать и прогнозировать: природно­ресурсный потенциал страны, региона; экологическую ситуацию в стране, регионе; изменения природных и социально­экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Блок «География России» ­ центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно­обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6­7 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса   и   последовательность   их   изучения.   Основное   содержание   программы   направлено   на   сохранение   и   углубление   мировоззренческого   и   воспитывающего   потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.  В системе основного  общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно­общественного научного  знания.  Подход к изучению курса «География России» комплексно­страноведческий.  Это позволяет формировать у учащихся: целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно­общественных территориальных систем; комплексное  представление  о географической среде как  среде обитания  (жизненном пространстве) человечества посредством  знакомства с особенностями природы,  жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; социально   значимые   качества   личности:   гражданственность,   патриотизм;   гражданскую   и   социальную   солидарность;   гражданскую,   социальную   и   моральную   ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие. Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое   значение   этого   курса   определяется   тем,   что   он   завершает   курс   географического   образования   в   основной   школе.   Курс   «География   России»   завершает   базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». После изучения раздела III ­  «Население России» в 8 классе, включаются часы на изучения регионального компонента «География Архангельской области».   Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя ­   как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования   знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. В соответствии с учебным  планом на изучение географии в 8 классе отводится  68 часов,  2 часа в неделю.     При изучении инвариативной части программы включается краеведческий материал (Региональный компонент) 10 часов. Резерв времени – 17 часов. Из них 3 часа использованы на  тему «россия на карте мира»,  1 час – на тему «Население России», 2 часа – на тему «Хозяйство России», 1 час – на  промежуточную аттестацию.  На изучение регионального компонента использовано 10 часов из резервного времени. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВВЕДЕНИЕ (1ч) Что изучает география России. Источники географических знаний. Часть I     РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч) Тема: Географическое положение и административно­территориальное устройство России. Виды  географического  положения  России:   физико­географическое,   математико­географическое, экономико­географическое, транспортно­географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого­ географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств. Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Этапы и методы географического изучения территории России. Административно­территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа. Практические работы. № 1: Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.    № 2: Определение поясного времени для различных населенных пунктов РФ.     № 3: Анализ административно­территориального деления России. Часть II ПРИРОДА РОССИИ (26 ч) Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 5 ч Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования,     землетрясений   и   вулканизма.     Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера.  Закономерности размещения месторождений   полезных   ископаемых.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.  Рельеф и полезные ископаемые Московской области. Практическая  работа.  № 4: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. Тема 2: Климат и климатические ресурсы 6 ч Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Типы  климатов  России.   Комфортность  (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.  Практические работы. № 5: Определение по картам закономерностей распределения  солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур  января и июля, годового количества осадков по территории страны..   № 6:  Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.   № 7:   Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч­ся) Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы 3 ч Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Практические работы. № 8: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. № 9:  Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. № 10: Оценка  обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования. Тема 4: Почва и почвенные ресурсы 3 ч Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв. Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. Практическая работа. № 11: Выявление  условий образования основных типов почв  (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.  Знакомство с образцами  почв своей местности. Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 2 ч Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Практическая работа. № 12: Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Тема 6: Природное районирование 7 ч Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико­географическое райониро­ вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Природно­хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно­хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы  на примере одной из ПЗ Часть III    НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч) Численность населения  Численность  населения  России  в сравнении  с другими  государствами. Ее  резкое  сокращение  на рубеже  XX  и  XXI  вв.  Причины демографического  кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Национальный состав  Россия  —  многонациональное государство.  Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население страны  Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально­экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально­экономическими факторами. Зоны расселения. Миграции населения  Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Трудовые ресурсы  Люди и труд.  Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость,   изменения   структуры   занятости   населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально­экономическая проблема. Практические работы. № 13: Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. № 14: Характеристика особенностей миграционного движения населения России. РК География Архангельской области (10 часов) Географическое положение Архангельской области. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.  Климат. Внутренние воды. Растительность, почвы, животный мир. Природные зоны. Крупные природные районы. Влияние деятельности человека на компоненты природы. Население области.  Практические работы: № 1, 2, 3. Обозначение на к/к границ Архангельской области, соседних территорий, крайних точек. Определение географических координат крайних точек, протяженности с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. № 4, 5 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на территории области. Обозначение на к/к форм рельефа и полезных ископаемых области. № 6 Обработка данных метеостанций населенных пунктов области. № 7 Обозначение на к/к объектов внутренних вод области. № 8 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон области. № 9 Сравнительные характеристики природного района с использованием карточек ­  инструкций и краеведческих источников информации. № 10 Нанесение на к/к основных охраняемых природных территорий Арх. Области. № 11 Определение по карте плотности населения, особенностей размещения населения области. Часть IV   ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)  Тема 1: Общая характеристика хозяйства страны 2 ч Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Практические работы. № 15: Определение по картам территориальной структуры хозяйства России. Тема 2: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу 9 ч Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно­ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы. Сельское хозяйство.  Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского  хозяйства  страны.   Понятие   об   агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства. Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства. Практические работы. № 16: Выявление и сравнение природно­ресурсного капитала различных районов России. № 17: Определение главных районов животноводства в России. Промежуточная аттестация – 1 час ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  № раздела I часть II часть Наименование разделов Введение. Россия на карте мира. Природа России. III часть РК IV часть Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Климат и климатические ресурсы Внутренние воды и водные ресурсы Почва и почвенные ресурсы Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Природное районирование Население России. География Архангельской области. Хозяйство России. Общая характеристика хозяйства страны Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу Промежуточная аттестация ИТОГО Региональный компонент Количество часов Практические работы Практические работы регионального компонента 1 11 26 5 6 3 3 2 7 8 10 11 2 9 1 68 10 ­ № 1,2, 3 № 4 № 5, 6, 7 № 8, 9, 10 № 11 № 12 № 13,14 № 15 № 16, 17 17 № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 11 № 1: Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. № 2: Определение поясного времени для различных населенных пунктов РФ. № 3: Анализ административно­территориального деления России. Практические работы № 4: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. № 5: Определение по картам закономерностей распределения  солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.. № 6:  Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. № 7:   Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч­ся) № 8: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. № 9: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных прир­ых явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. № 10: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования. № 11: Выявление  условий образования основных типов почв  (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.  Знакомство с образцами  почв своей местности. № 12: Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. № 13: Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. № 14: Характеристика особенностей миграционного движения населения России. № 15: Определение по картам территориальной структуры хозяйства России. № 16: Выявление и сравнение природно­ресурсного капитала различных районов России. № 17: Определение главных районов животноводства в России. Практические работы региональный компонент. № 1, 2, 3. Обозначение на к/к границ Архангельской области, соседних территорий, крайних точек. Определение географических координат крайних точек, протяженности с  севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.  № 4, 5 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на территории области. Обозначение на к/к  форм рельефа и полезных ископаемых области.  № 6 Обработка данных метеостанций населенных пунктов области.  № 7 Обозначение на к/к объектов внутренних вод области.  № 8 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон области.  № 9 Сравнительные характеристики природного района с использованием карточек ­  инструкций и краеведческих источников информации.  № 10 Нанесение на к/к основных охраняемых природных территорий Арх. Области.  № 11 Определение по карте плотности населения, особенностей размещения населения области. № урока Тема урока Практическая работа Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Календарно­тематическое планирование  8 класс. 1. (1) Что изучает география  России. 2. (1) Границы России 3.(2) Географическое  положение России Введение – 1 урок География как наука. Источники получения  знаний о природе, населении. Методы  получения, обработки, передачи и  предоставления географической  информации. Раздел 1. Россия на карте мира  – 11 уроков Типы границ, виды границ. Морские и  сухопутные границы России, недра,  континентальный шельф, экономическая  зона РФ Географическое положение. Особенности  географического положения России Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения  географической информации. Уметь  объяснять роль географических знаний в  решении социально­экономических,  экологических проблем страны. Ученик должен знать основные типы и виды  границ. Уметь приводить примеры.  Знать понятия: террито­риальные воды,  экономическая зона, недра, соседние  государства. Уметь показывать границу  России и назвать соседние страны. Ученик должен понимать связь между  географическим положением и другими  компонентами природы Ученик должен знать специфику  Дата   Д/ З § с.7 1 3 4.(3) 5. (4) ФГП, ЭГП и ТГП  России. Геополитическое,  этнокультурное и  эколого­географическое положение России. 6,7 (5,6) Государственная  территория России. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения  России Особенности географического положения  России ПР № 1: Сравнительная  характеристика географического  положения России, США и Канады. Территория и акватория  Экономически  эффективная территория 8,9. (7,8) Россия на карте часовых поясов. ПР № 2: Определение поясного  времени для различных населенных  пунктов РФ. Часовые пояса.  Местное, поясное, декретное, летнее время,  его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории  России ПР № 3: Анализ административно­ территориального деления России. Административно­ территориальное  и  политико­административное деление России географического положения России Ученик должен знать специфику  географического положения России. Уметь  объяснять существенные признаки объектов Ученик должен знать связь между  географическим положением и хозяйством  страны. Уметь описывать объект. Ученик должен знать понятие  «государственная территория»  Ученик должен знать связь между  географическим положением, природными  условиями и хозяйством страны. Уметь  выделять существенные признаки объектов. Ученик должен знать, в каких часовых поясах  лежит Россия. Уметь определять местное,  поясное, декретное, летнее время, их роль в  хозяйстве и жизни людей. Ученик должен знать результаты  географических открытий. Уметь находить и  анализировать информацию в разных  источниках. Ученик должен знать специфику  административно­территориального устройства  РФ. Уметь анализировать карту. 4 5 6 2   7 8 9 10 11 10.(9) 11.(10) 12.(11) Этапы и методы  географического  изучения территории. Особенности  административно­ территориального  устройства России. Контроль знаний по  разделу 1 13.(1) Геологическая история  и строение территории  России. 14.(2) Рельеф России.  15.(3) Как и почему  изменяется рельеф  Особенности положения России на карте  мира. Раздел 2. Природа России  ­ 26  уроков Тема 1.  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 5 уроков Особенности геологического строения.  Устойчивые и подвижные участки земной  коры. Основные этапы геологической  истории формирования земной коры на  территории страны. Основные  тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние внутренних и внешних процессов на  формирование рельефа. Движение земной коры.  Области современного горообразования,  Ученик должен знать основные формы  рельефа, их связь со строением земной коры.  Горы и  равнины России. Уметь показывать на  карте эти объекты. Ученик должен знать основные формы  рельефа, их связь со строением земной коры.  Горы и равнины России. Уметь показывать на  карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и   месторождения. Ученик должен понимать взаимодействие  внутренних и внешних сил в формировании России. Стихийные природные  явления в литосфере. Человек и литосфера. 16.(4) 17.(5) 18.(1) Климатообразующие  факторы. Солнечная  радиация. 19. (2) Закономерности  распределения тепла и  влаги  20. (3) Сезонность климата. 21(4) Типы климатов России. 22.(5) Климат и человек. 23.(6) Обобщение знаний по т.  1, 2 землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на  территории страны, связанные с  литосферой. рельефа. Уметь приводить примеры. Знать стихийные природные явления,  связанные с литосферой. Уметь объяснять  существенные признаки явлений Природные условия и ресурсы.  Закономерности размещения  месторождений полезных ископаемых. Ученик должен знать закономерности  размещения полезных ископаемых, основные  бассейны и  месторождения. ПР № 4: Объяснение зависимости  расположения крупных форм  рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной  коры на примере отдельных  территорий. Тема  2. Климат и климатические ресурсы – 6 уроков ПР № 5: Определение по картам  закономерностей распределения   солнечной радиации, радиационного  баланса. Выявление особенностей  распределения средних температур  января и июля, годового количества  осадков по территории страны.. ПР № 6:  Определение по  синоптической карте особенностей  погоды для различных пунктов.  Составление прогноза погоды. ПР № 7:   Оценка основных  климатических показателей одного  из регионов страны для  характеристики условий жизни и  хозяйственной деятельности  населения (по выбору уч­ся) Факторы формирования климата;  географическая широта, подстилающая  поверхность, циркуляция воздушных масс.  Циклоны и антициклоны. Ученик должен знать факторы, определяющие  климат России. Уметь объяснять образование  циклонов и антициклонов. Закономерности распределения тепла и  влаги на территории страны (средние  температуры января и июля, осадки,  испарение, испаряемость, коэффициент  увлажнения) Ученик должен понимать закономерности  распределения тепла и влаги. Уметь  анализировать карты Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы  их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных  условий Ученик должен знать понятие «сезонность».  Уметь использовать знания для  фенологических наблюдений природы. Ученик должен знать характеристику типов  климатов. Уметь составлять прогноз погоды. Ученик должен знать понятие «комфортность»  (дискомфортность) климатических условий.  Уметь приводить примеры адаптации человека  к условиям окружающей среды. Ученик должен  уметь анализировать и сопоставлять  карты  различного содержания. Знать и уметь применять знания по теме  геологическое строение и климат россии. Тема  3.  Внутренние воды и водные  ресурсы – 3 урока 12 13 14 15 16 17 18 24.(1) Внутренние воды  России. Реки. 25.(2) Озера и болота. Подземные воды.  Ледники. Многолетняя мерзлота. 26.(3) Водные ресурсы и  человек. 27.(1) Почва, образование,  разнообразие. 28.(2) Типы почв России. 29.(3) Почвенные ресурсы  России. 30.(1) Растительный и   животный мир России. 31.(2) Биологические ресурсы. Охрана растительного и  животного мира. ПР № 12: Прогноз изменения  растительного и животного мира  при заданных условиях изменения  других компонентов природного  комплекса. ПР № 8: Составление  характеристики одной из рек с  использованием тематических  карт и климатограмм.  Определение возможностей ее  хозяйственного использования. ПР № 9: Объяснение  закономерностей размещения  разных видов вод суши и связанных с  ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости  рельефа и климата. ПР № 10: Оценка обеспеченности  водными ресурсами крупных  регионов России, составление  прогноза их использования. Особая роль воды в природе и хозяйстве.  Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы,  бассейны. Распределение рек по бассейнам  океанов. Питание, режим, расход, годовой  сток рек, ледовый режим. Роль рек в  освоении территории и развитии  экономики России Ученик должен знать особенности внутренних  вод России,  понятия, касающиеся работы реки.  Знать реки России, уметь показать объекты на  карте, распределение рек по бассейнам.  19 Важнейшие озера, их происхождение.  Болота. Подземные воды. Ледники.  Многолетняя мерзлота. Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на  карте объекты и южную границу многолетней  мерзлоты. 20  Водные ресурсы, возможность их  размещения на территории страны Учащиеся должны знать  меры по сохранению  природы, защиты людей от стихийных  природных явлений Тема  4.  Почва и почвенные ресурсы –  3 урока Почвы и почвенные ресурсы. Почвы –  основной компонент природы. В.В.  Докучаев – основоположник почвоведения. Ученик должен знать понятие «почва»,  факторы почвообразования. Основные свойства  почв. Уметь объяснять существенные признаки  почв. ПР № 11: Выявление  условий  образования основных типов почв   (количество тепла и влаги, рельеф,  характер растительности) и оценка  их плодородия.  Знакомство с  образцами почв своей местности. Размещение основных видов почв Ученик должен знать закономерности  распространения почв,  зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать  карту  почв Почвенные ресурсы, меры по сохранению  почв .  Ученик должен знать значение почв, охрану  почв, мелиорацию земель.  Уметь объяснять  процессы почвообразования. Тема  5.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока Растительный и животный мир России:  видовое разнообразие, факторы,  определяющие его облик. Особенности  растительного и  животного мира  природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное  использование. Меры по охране  растительного и животного мира. Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы,  определяющие его облик. Особенности  растительного и  животного мира природных  зон России. Уметь объяснять размещение по  природным зонам живых организмов. Ученик должен знать понятие  «биологические  ресурсы» и меры по их охране. Уметь  прогнозировать использование и охрану  природных ресурсов. 21 22 23 24 25 26 32.(1) Разнообразие природных комплексов. 33.(2) Арктические пустыни,  тундра, лесотундра 34.(3) Разнообразие лесов  России. 35.(4) Лесостепи, степи и  полупустыни. 36.(5) Высотная поясность. 37.(6) 38.(7) Особо охраняемые  природные территории. Контроль знаний по  разделу 2 39. (1) Численность и  воспроизводство  населения. 40.(2) Половой состав.  Продолжительность  жизни. 41.(3) Народы, языки, религии. Тема  6. Природное районирование – 7 уроков Природные территориальные комплексы.  Локальные, региональные и глобальные  уровни ПТК. Физико­географическое  районирование России. Природные и  антропогенные ПТК. Природно­ хозяйственное различие морей России.  Природная зона как природный комплекс:  взаимосвязь и взаимообусловленность ее  компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С.  Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно­хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь,  тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон,  их использование, экологические проблемы Характеристика лесов. Природные ресурсы  леса, их использование, экологические  проблемы Характеристика лесостепей, степей,  полупустынь, пустынь. Природные ресурсы  зон, их использование, экологические  проблемы Высотная поясность. От чего зависит набор  высотных поясов. Особо охраняемые природные территории:  заповедники, заказники, национальные и  природные парки, памятники природы. Раздел  3.  Население России – 8 уроков ПР № 13: Сравнительная  характеристика половозрастного  состава населения регионов России. Население России. Численность,  естественное движение. Типы воспроизводства населения. Половой и возрастной состав населения.  Своеобразие половозрастной пирамиды в  России и определяющие ее факторы.  Сокращение средней продолжительности  жизни россиян. Россия – многонациональное государство.  Многонациональность как специфический  фактор формирования и развития России.  Ученик должен знать понятие ПТК, уровни  ПТК. Физико­географические районы России.  Уметь объяснить разнообразие природных и  антропогенных комплексов.  Ученик должен знать, что такое природно­ хозяйственные зоны.  Роль В.В. Докучаева и  Л.С. Берга в создании учения о природных  зонах. Уметь находить в разных источниках и  анализировать информацию. Ученик должен знать характеристику  арктических пустынь, тундр и лесотундр.  Природные ресурсы зон, их использование,  экологические проблемы. Уметь составлять  краткую характеристику разных  территорий на  основе разнообразных  источников. Ученик должен знать лесные зоны: тайгу,  смешанные и широколиственные леса. Уметь  объяснить причину их различия. Ученик должен знать характерные черты  лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их  хозяйственное использование и экологические  проблемы. Уметь объяснять их существенные  признаки. Ученик должен знать понятие «высотная  поясность». Уметь объяснить набор высотных  поясов в горах. Ученик должен знать заповедники России.  Уметь показывать их на карте. Знать и уметь применять знания на практике. Ученик должен знать численность населения  страны, факторы, влияющие на численность.  Ученик должен  уметь объяснять различия в  естественном приросте по отдельным  территориям. Ученик должен знать своеобразие возрастного  и полового состава населения, среднюю  продолжительность жизни. Уметь объяснять  причины социальных процессов. Ученик должен знать народы, населяющие   страну, языковые семьи и группы. Уметь  приводить примеры, работать с картой. Ученик 27, 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Межнациональные проблемы. Языковые  семьи и группы. Народы и основные  религии. Многоконфессиональность.  География религий. 42.(4) Городское и сельское  население.   Городское и сельское население, роль  крупнейших городов. 43.(5) Размещение населения  России. 44.(6) Миграции населения   в  России. ПР № 14: Характеристика  особенностей миграционного  движения населения России. должен знать основные религии, их географию Ученик должен знать особенности: населения  России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них  социально­экономических проблем. Городские  агломерации, малые города и проблемы их  возрождения. Сельская местность. Уметь  объяснять существенные признаки социальных  явлений. Ученик должен понимать географические  особенности размещения населения: их  обусловленность природными, историческими и социально­экономическими факторами. Зоны  расселения. Уметь приводить примеры,  анализировать карты. Ученик должен знать понятие «миграция» и ее  основные виды. Основные направления  миграционных потоков на разных этапах  развития страны. Уметь приводить примеры  миграций. Ученик должен знать понятия: трудовые  ресурсы, экономически­активное население.  Неравномерность распределения  трудоспособного населения по территории  страны. Занятость. Уметь приводить примеры. Знать и уметь применять знания на практике Географические особенности размещения  населения: их обусловленность  природными, историческими и социально­ экономическими факторами. Зоны  расселения. Направления и типы миграций. Внешние и  внутренние миграции: причины,  порождающие их. Основные направления  миграционных потоков на разных этапах  развития страны. Экономически­активное население страны и трудовые ресурсы, их роль в размещении  хозяйства. Неравномерность распределения  трудоспособного населения по территории  страны. Занятость, изменение структуры  занятости населения. Проблемы  безработицы. 45.(7) Люди и труд. 46.(8) Контроль знаний по  разделу 3 47. (1) Введение. ГП  Архангельской области. 48. (2) Геологическое строение, рельеф, полезные  ископаемые РК ГЕОГРАФИЯ     АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.  ­ 10 уроков ПР РК № 1, 2, 3. Обозначение на к/к  границ Архангельской области,  соседних территорий, крайних  точек. Определение географических  координат крайних точек,  протяженности с севера на юг и с  запада на восток в градусах и  километрах. ПР РК № 4, 5 Выявление  зависимости между  тектоническим строением,  рельефом и размещением основных  групп полезных ископаемых на  РК конкретизировать понятие  «географическое положение» на примере  территории Арх. Обл. Определение  координат, протяженности в градусах и  километрах, часовые пояса. РК Природные компоненты области:  рельеф, климат, внутренние воды, почвы,  растительный и животный мир. Природа как целостная система, единство  и взаимосвязь  ее компонентов. Ученик должен знать особенности  геополитического положения области, его  влияния на все сферы жизни. Географические  аспекты проявления глобальных проблем  человечества на территории области. Уметь: определять и сравнивать по разным  источникам информации тенденции развития  природных, социально­экономических,  экологических объектов, процессов и явлений  на территории области, сопоставлять мировые и региональные карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной  жизни. 37 38  39 40 1,2 3,4 49. (3) Климат. 50. (4) Внутренние воды.  51. (5) Растительность и почвы. Животный мир. 52. (6) Природные  зоны. 53. (7) Крупные природные  районы. 54. (8) 55. (9) 56. (10) 57.  (1) 58 (2) Влияние деятельности  человека на компоненты природы. Население области. Население области. Что такое хозяйство  страны? Как география изучает  хозяйство. 59. (3) Состав первичного  сектора экономики 60. (4) Природно­ресурсный  капитал России. 61.(5) Сельское хозяйство. территории области. Обозначение  на к/к форм рельефа и полезных  ископаемых области. ПР РК № 6 Обработка данных  метеостанций населенных пунктов  области. ПР РК № 7 Обозначение на к/к  объектов внутренних вод области. ПР РК № 8 Выявление зависимости  между компонентами природы на  примере одной из природных зон  области. ПР РК № 9 Сравнительные  характеристики природного района с использованием карточек ­   инструкций и краеведческих  источников информации. ПР РК № 10 Нанесение на к/к  основных охраняемых природных  территорий Арх. Области. ПР РК № 11 Определение по карте  плотности населения, особенностей размещения населения области. РК проблемы рационального  природопользования, охрана природы, пути  решения проблем. РК Особенности и проблемы населения  Архангельской области, характерные черты  размещения и факторы их определяющие. Раздел 4. Хозяйство России – 11 уроков ПР № 15: Определение по картам  территориальной структуры  хозяйства России. ПР № 16: Выявление и сравнение природно­ресурсного капитала различных районов России. Что такое хозяйство страны? Уровень  развития хозяйства. Предприятие –  первичная основа хозяйств. Деление  хозяйства на отрасли, межотраслевые  комплексы и сектора. Принципы  размещения предприятий. Территориальная  структура хозяйства. Состав отраслей,  эксплуатирующих природу: добыча  животного и растительного сырья,  горнодобывающая промышленность,  сельское хозяйство. Природно­ресурсный потенциал России, его  оценка, проблемы и перспективы  использования. Основные ресурсные базы. Отличие сельского хозяйства от других  Ученик должен знать об изменении пропорций  меду сферами, секторами, межотраслевыми  комплексами и отраслями в структуре  хозяйства, условия и   факторы  размещения  предприятий, состав первичного сектора  экономики. Уметь объяснять, чем различаются  условия и факторы размещения, особенности   размещения отраслей. Ученик должен знать понятия «природные  ресурсы», «национальное богатство», основные  виды природных ресурсов, крупные ресурсные  базы страны. Ученик должен понимать особенности  5 6,7 8, 9 10,1 1 12,1 3 14 15 16,1 7 41 42 43 44 45 62.(6) Земледелие. 63.(7) Животноводство. ПР № 17: Определение главных  районов животноводства в России. 64.(8) Лесное хозяйство.  65.(9) Охота. Рыбное  хозяйство. Контроль знаний по  разделу 4 66.(10) 67.(11) Обобщение знаний за  курс 8 класса Промежуточная  аттестация 68. хозяйственных отраслей. Земля – главное  богатство России. Сельскохозяйственные  угодья, их структура. Роль мелиорации в  развитии сельского хозяйства страны.  Понятие об агропромышленном комплексе  (АПК). Основные проблемы развития АПК.  Ведущая роль зернового хозяйства.  География выращивания важнейших  зерновых и технических культур,  картофеля. Садоводство и виноградарство.  Ведущая роль скотоводства. География  основных отраслей животноводства. Роль леса в жизни людей. Российские  леса – важная часть национального богатства  страны. Роль леса в российской экономике.  География лесов эксплуатационного  назначения. Охота. Заготовка пушнины –  традиционная отрасль российской  экономики. Доминирующая роль морского  промысла. Специфика основных  рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География  переработки рыбы. Недостаточное развитие  прудового и озерного рыбоводства. сельского хозяйства страны. Уметь оценивать  природные условия для ведения сельского  хозяйства. Ученик должен знать основные  районы выращивания важнейших зерновых и  технических культур, картофеля. Районы  садоводства и виноградарства. Знать основные  районы разведения крупного рогатого скота,  свиней, овец и других видов домашних  животных. Уметь объяснить принципы  размещения. Ученик должен знать о роли леса в российской  экономике, основные лесопромышленные  районы страны, географию пушного промысла.  Знать рыбопромысловые бассейны,  перспективы развития рыбного хозяйства  в  России. Уметь объяснять проблемы этих  отраслей. Знать и уметь применять знания на практике 46 47 48 49 ­ Контроль знаний за курс географии 8 класс УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  1. Рабочие программы. География. 5­9 классы: учебно­методическое пособие/сост. С.В. Курчина. (Программа основного общего образования по географии. 5­9 классы» в  соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева.) – М. : Дрофа, 2015 2. География россии: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учебник/ В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром; под ред. Дронова – 6­е изд., пересмотр. – Москва,: дрофа, 2018 3. Контурная карта. География России, М., Дрофа 2017г.  4. Атлас. География России. 8­9 класс, изд. Дрофа. 2017

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018