Данная программа разработана на основе авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких). Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательное изучение тематических блоков в течение года.
раб прогр по геогр 8 кл 2019.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1
_____________Вяземского района Смоленской области________________
215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1, тел.8(48131) 32668
Рассмотрено
Руководитель ШМО
____________/Янченкова Н.Г./
Протокол № ___
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ / Янченкова Н.Г /
От «____» августа 2018 г
«____» августа 2018 г
Утверждено
Директор школы
__________/ Бардова И.А./
Приказ № _____
от «____» августа 2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
8 класс
Составитель программы
Бальчус И.М. 20182019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основании следующих нормативно
правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г
№1897;
3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1 на текущий учебный год
4. Календарного учебного графика на текущий учебный год;
5. Основной образовательной программы ООО школы;
6. Положение о рабочей программе учителя;
7. Авторской программы по географии (Программа курса «География». 59 классы / авт. –сост.
Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015. – 88с. – (ФГОС, Инновационная
школа)
8. Программы для общеобразовательных учебных организаций Смоленской области. – Смоленск,
ГАУ ДПОС «СОИРО», 2014, авторысоставители: М. Ю. Евдокимов, В. М. Иванов.
УМК
Предметная линия учебников под редакцией Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2016, 59 классы
Учебник «География 8 класс» Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Москва: «Русское слово» 2016
Атлас 8 класс
Структура документа:
Рабочая программа включает три
раздела: пояснительную записку, раскрывающую
характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения,
основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных
часов по разделам и последовательное изучение тематических блоков в течение года.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе.
Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту второго
поколения в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный
курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 57 классах. С другой
стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более
высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. В контексте цели и задач
названного курса региональный компонент «География Смоленской области» занимает особое место,
так как знакомит школьников с региональным подходом в обучении как особым методом научного
познания и является основой моделирования процессов и явлений, происходящих в географическом
пространстве России. Поскольку в учебном плане МБОУ Семлевской СОШ № 1 изучение курса
географии Смоленщины интегрировано в курс географии 8 класса, следовательно, некоторые
практические работы имеют направленность регионального значения.
2 Цели и задачи курса
Цель:
сформировать целостный географический образ своей Родины
Задачи:
дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать
представление о роли России в мире;
сформировать необходимые географические умения и навыки;
воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории,
культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Место предмета в учебном плане:
В учебном плане школы на изучение учебного предмета география в 8 классе отводится 68 часов (из
расчёта 2 часа в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
осознание роли географии в познании окружающего мира:
Предметные результаты:
•
объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
•
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и
географической оболочки;
выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
глобальном, региональном и локальном уровнях.
•
анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения
географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и
в океанах.
•
различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на
материках, в океанах и различных странах.
•
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации
хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Личностные результаты:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуальноличностные позиции:
•
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим
понимание смысла собственной действительности:
использование географических умений:
использование карт как моделей:
3 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
•
планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
•
и стран;
•
в современном мире;
•
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
•
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
•
рационального использования;
•
•
народов, толерантность;
•
собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и
формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса
«География».
Метапредметными результатами изучения предмета в 8м классе является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
•
учебной деятельности.
•
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•
•
•
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
•
•
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
•
имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
•
•
из ситуации неуспеха.
•
•
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
4 умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;
•
своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
Познавательные УУД:
•
•
материала;
•
•
объёмом к понятию с большим объёмом.
•
•
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
•
•
фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата.
•
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные
виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
•
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
•
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно
аппаратные средства и сервисы
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
Коммуникативные УУД:
•
•
механизмом эквивалентных замен).
•
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
•
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
•
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование
на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
II. Содержание программы.
Раздел I. Общая физическая география России
Тема 1. Географическое положение
5 Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные
водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Географическое положение.
Смоленской области.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время,
московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Тема 2. История изучения территории России
Содержание темы:
Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и
Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции.
Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования
XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи
современной географии. Географический прогноз.
Учебные понятия:
Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование,
географический прогноз.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими
путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф
Содержание темы:
Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта.
Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые
пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы
страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную
деятельность
человека. Опасные природные явления. Геологическое строение, история
формирования и развития территории Смоленщины.
Учебные понятия:
Геохронологическая таблица,
геология,
геологическая карта,
тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь),
осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно
балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район,
природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы,
стихийные природные явления.
геологическое время,
Практическая работа:
1. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны и Смоленской области
Тема 4. Климат России
Содержание темы:
Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения
тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода.
Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение
атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы
прогнозирования погоды. Факторы, влияющие на климат и характеристика климата Смоленской
области. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления
погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.
Учебные понятия:
6 Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон,
орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные
массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс,
атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды,
неблагоприятные явления погоды.
Практические работы:
1 Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по
климатической карте.
2 Прогнозирование тенденций изменения климата.
Тема 6. Моря и внутренние воды
Содержание темы:
Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.
Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их
распространение по территории России.
Болото. Виды болот и их хозяйственное значение.
Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и
хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые
периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и
человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой. Поверхностные, подземные воды,
реки и озёра, болота и подземные воды Смоленщины.
Учебные понятия:
Бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель
(шельф), длина реки, бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье,
межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник,
покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха
межледниковья, водные ресурсы.
Практические работы:
1 Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.
2 Составление характеристики Днепра с использованием тематических карт и климатодиаграмм,
определение возможностей их хозяйственного использования.
Тема 7. Почвы России (2 часа)
Содержание темы:
Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства,
структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты.
Почвенные ресурсы. Почвенный покров и земельные ресурсы Смоленской области. Изменения почв в
процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по
сохранению плодородия почв.
Учебные понятия:
Почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие,
почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.
Практические работы:
Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.
Тема 8. Природные зоны России
Содержание темы:
Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны
Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и
7 широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная
поясность. Природнохозяйственные зоны Смоленской области. Растительный и животный мир
Смоленщины. Природные комплексы.
Учебные понятия:
Природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный
комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность,
приспособление, хозяйственная деятельность, природнохозяйственные зоны.
Практические работы:
1 Оценка природных условий и ресурсов Смоленской области. Выявление особенностей адаптации
человека к жизни в данной природной зоне.
2 Составление описания одной из природных зон России по плану.
3. Оценка экологической ситуации на Смоленщине и пути решения экологических проблем.
Раздел II. Крупные природные районы России
Тема 1. Островная Арктика
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля ФранцаИосифа, Новая Земля.
Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. ВосточноЕвропейская Русская равнина
Физикогеографическое положение территории.
Чередование
возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Мореноледниковый рельеф. Полесья и
ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медноникелевые
руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Рельеф
и полезные ископаемые Смоленской области.
Древняя платформа.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос
воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвеннорастительного покрова лесной зоны.
Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники, «Смоленское
Поозерье» Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы»,
Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам
(количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля)
изменения климатических условий в разных частях ВосточноЕвропейской равнины.
Тема 3. Кавказ
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона.
Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный
рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона.
Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве.
Почвеннорастительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор.
Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 4 .Крым — «жемчужина Европы».
Особенности географического положения региона. Равнинная, горная и прибрежная части
региона: их природная и хозяйственная специфика. Геологическое строение и полезные ископаемые
Крыма. Особенности климата региона. Почвеннорастительный покров и растительный мир. Полоса
субтропиков. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Крыма.
Тема 5. Урал
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала
между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по
8 геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские
самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал –
водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвеннорастительный покров и развитие сельского
хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на
основе карт атласа.
Тема 6. ЗападноСибирская равнина
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн.
ЗападноСибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и
особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков
избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная
зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение.
Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств:
суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Тема 7. Средняя Сибирь
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа,
представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и
кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медноникелевых руд, каменного угля. Резко
континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон.
Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней
Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны:
тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон,
полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.
Тема 8. СевероВосток Сибири
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского
нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко
континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного
полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со
снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато глыбовые горы, полюс холода,
ископаемый (жильный лед), наледь.
Тема 9. Горы Южной Сибири
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа.
Складчатоглыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал.
Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения.
Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические
ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом
и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Тема 10. Дальний Восток
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории.
Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья.
Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и
9 наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных
зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга –
уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики
условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Раздел 3. Природа и человек
Содержание темы:
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные
условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на
природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов,
создание природоохранных территорий. Заповедники Смоленской области.
Учебные понятия:
Ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, комфортность, отрасли
промышленности, отходы: твёрдые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы,
заповедники.
Практические работы:
1.Составление прогноза развития экологической ситуации Смоленского региона на основе сведений о
хозяйственной и повседневной деятельности человека.
Персоналии:
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, ВосточноСибирское, Чукотское, Берингово,
Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское мореозеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа,
Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля,
Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский,
Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь,
Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева,
Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя
Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра,
Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское,
Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: БеломорскоБалтийский, Мариинская система, ВолгоБалтийский, им. Москвы,
ВолгоДонской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная,
Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян,
Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой
хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, СихотэАлинь,
Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато
Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: ВосточноЕвропейская (Русская), ЗападноСибирская, ОкскоДонская, Ишимская,
Барабинская, ЗейскоБуреинская, ЦентральноЯкутская.
Низменности: ЯноИндигирская, Колымская, СреднеАмурская, КумоМанычская впадина,
10 Наименование разделов
3. Учебнотематический план
Всего
часов
Практические
работы
Раздел I. Общая физическая география России (37 часов)
1
4
Входной контроль знаний в форме тестирования.
Географическое положение
История изучения территории России
Геологическое строение и рельеф
Климат и погода
Гидрография России
Почвы России
Природные зоны
1
1
2
2
1
3
Раздел II. Крупные природные районы России (27 часов)
0
1
0
3
6
7
8
3
6
Островная Арктика
ВосточноЕвропейская (Русская) равнина
Кавказ
Крым
Урал
ЗападноСибирская равнина
Средняя Сибирь
СевероВосток Сибири
Горы Южной Сибири
Дальний Восток
2
8
2
2
2
2
2
2
2
3
Контроль
знаний
1
0
0
1
1
0
1
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
6
1
0
0
0
1
1
1
15
Прикаспийская, Печорская, Мещерская, ОкскоДонская, Прикубанская, Кузнецкая котловина,
СевероСибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский,
Галичья Гора, Кедровая Падь, Самарская Лука, Тебердинский, ПечороИлычский, Башкирский,
Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, УстьЛенский, Кроноцкий,
Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн,
Баскунчак (соли), ЗападноСибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные
руды), Донбас, Хибины (апатиты), КанскоАчинский, Ленский, Тунгусский, ЮжноЯкутский
угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
9
Раздел III. Природа и человек (4 часа)
Природа и человек. Промежуточная аттестация в
форме контрольного тестирования.
Итого
4
68
11
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.