Рабочая программа по географии 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 8 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
8 кл
09.04.2017
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена по линии УМК "Полярная звезда" (под.ред А.И.Алексеева).Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная записка, где описаны нормативные основы реализации программы, цели и задачи курса;содержания программы "география России", требования к уровню подготовки и нома оценивания учащихся, календарно-тематическое планирование,средства обучения и литература, программные практические работы
планированиегео8класс.docx
Пояснительная записка 1 Нормативная основа реализации программы  Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от  05.03.2004;  Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ   Программа  А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина  Программы  общеобразовательных учреждений; География. 6­9 классы 10­11  классы/ ­ М., «Просвещение», 2008 г.  Учебным планом лицея  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном  процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016/2017учебный год. 2. Цели и задачи курса Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо  научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс  «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего  образования в средней школе. Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально –  дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи  явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о  разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов  геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России).  Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно  только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о  разнообразии. Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них:  через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.           Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только  природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять  2 профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России,  а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко –  географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных  отраслях хозяйства и регионах России. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство;  они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее  окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.  Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов  географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников  географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.      «География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю (68 часов в год). Структуризация  материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России;  в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и характеристикой крупных регионов России. 3. УМК 1.. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.  2.Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда)  3. Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)   4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 8 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2015. 5. Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»                        На прохождение программы в курсе «География. Россия.» 8класс  в учебном году выделяется 68 часов, (2 часа в неделю ) и 37 практических работ.          4. Структура курса, содержание учебной дисциплины №п\п Наименование разделов и тем 1 2 ВВЕДЕНИЕ Раздел.1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ  3 Количество часов 2 7 3 4 5 6 7 Раздел. 2. Россияне РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА РАЗДЕЛ 4. Хозяйство России РАЗДЕЛ.5. Природно­хозяйственные зоны РАЗДЕЛ.6.НАШЕ НАСЛЕДИЕ итого 10 24 15 6 4 68  Содержание учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство».  8  класс  (68ч) Введение­2 часа Тема 1. Россия в мире (7ч) Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно­ территориальное деление России. Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России.  Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.  2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.  3. Ориентирование по физической карте России.  4. Сравнение способов районирования (природного и экономического).  5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору). Тема 2. Россияне (10 ч) 4 Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России.  Традиционный и современный типы воспроизводства. Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические  проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края.  Рынок труда родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав.  Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль  крупных городов в размещении населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности. Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области).  3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.  4. Анализ карты народов России.  5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе. Тема 3. Природа (24ч) 1.История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением  территории. .Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние  человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. .Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное  использование полезных ископаемых.  Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. Практикум. 1.  Описание рельефа России по плану. 5 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным  источникам (газеты, журналы, научно­популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в  различные исторические периоды. Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление  солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.  Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на  климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.   Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая  карта. Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона.  Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей.  Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном  строительстве. Неблагоприятные климатические явления. Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового  количества осадков по территории России.  2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации.  3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности  населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства. Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и  Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.  2. Описание одного из российских морей по типовому плану. Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности  российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. .Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.  Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы  родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России. .Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система  европейской части России. Морские пути России. Морские порты. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России.  2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).  6 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4.  Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России. 16.Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы. 17.Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита  почвы от эрозии. Почвы своего края. Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.  2. Ознакомление с образцами почв своей местности. Тема 4. Хозяйство (15 ч) Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции  развития хозяйства в рыночных условиях. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы  предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс». Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам  собственности». Топливно­энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно­энергетический баланс. Главные угольные  бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения.  Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по  территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на  размещение (на примере ГЭС). Практикум. Составление схемы « Структура ТЭК ». Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения  предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние  металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека. Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии. Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация.  Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение  качества продукции машиностроения. Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности. 7 Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности  размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической  промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем. Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая  обработка древесины. Целлюлозно­бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса. Сельское   хозяйство   —   важнейшая   отрасль   экономики.   Растениеводство.   Сельскохозяйственные   угодья:   состав   и   назначение.   Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Животноводство. Особенности животноводства России. Географическая   исследовательская   практика  (Учимся   с   «Полярной   звездой»   —   2).   Агропромышленный   комплекс.   Состав   АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района. Пищевая   промышленность.   Состав   пищевой   промышленности.   Связь   пищевой   промышленности   с   другими   отраслями.   Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности. Практикум.  1.   Обозначение   на   контурной   карте   главных   сельскохозяйственных   районов   страны.   2.   Установление   по   материалам периодической печати проблем сельского хозяйства. Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности. Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору). Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности. Практикум.  Оценка   степени   доступности   сферы   услуг   и   удовлетворения   потребностей   различных   слоев   населения   на   примере   вашей местности. Тема 5. Природно­хозяйственные зоны (6 ч) Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно­хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства. Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно­хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно­хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах. 8 Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны. Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис. Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах. Практикум.  1. Составление характеристики природно­хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно­хозяйствен­ной зоны вашей местности. Тема 6. Наше наследие (4 ч) Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества. Влияние   мировых   процессов   на   жизнь   россиян.   Территориальный   комплекс.   Природно­территориальные   и   социально­экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Понятие   «наследие».   Всемирное   наследие.   Природное   и   культурное   наследие   России.   Экологическая   ситуация.   Виды   экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в. Географическая   исследовательская   практика.  Разработка   проекта   «Сохранение   природного   и   культурного   наследия   России   —   наш нравственный долг» 5. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен: 1) знать/ понимать: географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов; административно­территориальное деление России; историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России; численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; 9 состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений; связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения; факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы; особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование; состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области; природные зоны России; особенности природно­хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно­хозяйственных зонах; что такое территориальная организация общества; что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России;.  Называть и (или) показывать: ­ предмет изучения географии России; 10 ­ основные средства и методы получения географической информации: ­ субъекты Российской Федерации; ­  пограничные государств; ­  особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России; ­  границы часовых поясов: ­ основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; ­  климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах; ­ распределение рек страны  по бассейнам  океанов; ­ основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники: ­  зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; ­ основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; ­     важнейшие       природно­хозяйственные       объекты   страны,         в       том       числе       центры:         промышленные,   транспортные,   научно­ информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно­исторические,     районы     нового   освоения,     старопромышленные и депрессивные: —  народы, наиболее распространенные языки, религии; — примеры рационального и нерационального размещения производства; — объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО); —  районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.); — экологически неблагополучные районы России: — маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России. 2. Определять (измерять): —  географическое положение объектов; — разницу в поясном времени территорий; — погоду по синоптической карте; — параметры природных и социально­экономических объектов и явлений по различным источникам информации. 3. Описывать: —    географическое     положение       страны,       отдельных   регионов   и   географических   объектов,   его   виды   (экономико­географическое, геополитическое и т. д.); — образы    природно­хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства; — особенности быта и религии отдельных народов. 4. Объяснять: —  роль   географических   знаний   в   решении   социально­экономических,   экологических   проблем 11 страны; — влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России; — образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; — образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога; — влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; —• как составляют прогноз погоды; — распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; — почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон; ­ причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны; ­ разнообразие природных комплексов на территории страны; — различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения; —   изменение   пропорций   между   сферами,   секторами,   межотраслевыми   комплексами   и   отраслями   в   структуре   хозяйства,   особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий; — особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально­экономического развития; — роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; — уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры; — причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов; — особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях; — объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон»,  «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые  ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно­энергетический   баланс»;    «интенсив­ ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства    6. Система оценивания Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся. Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. 12 Оценка "5" ставится, если ученик:  1 Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых Устный ответ. понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;  2 Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ   конкретными   примерами,   фактами;   самостоятельно   и   аргументировано   делать   анализ,   обобщения,   выводы.   Устанавливать межпредметные   (на   основе   ранее   приобретенных   знаний)   и   внутрипредметные   связи,   творчески   применять   полученные   знания   в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности   с   использованием   принятой   терминологии;   делать   собственные   выводы;   формулировать   точное   определение   и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;  3 Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач. 4 Оценка "4" ставится, если ученик:  1 Показывает   знания   всего   изученного   программного   материала.   Даёт   полный   и   правильный   ответ   на   основе   изученных   теорий; незначительные   ошибки   и   недочёты   при   воспроизведении   изученного   материала,   определения   понятий   дал   неполные,   небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической   последовательности,   при   этом   допускает   одну   негрубую   ошибку   или   не   более   двух   недочетов   и   может   их   исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.  2 Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;  в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;  ответ самостоятельный;  наличие неточностей в изложении географического материала;  3 4 5 13 6 определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при  использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 7 8 9 понимание основных географических взаимосвязей; 10 знание карты и умение ей пользоваться; 11 при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.    Оценка "3" ставится, если ученик:  1 усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;  2 материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;  3 показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.  допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;  не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;  испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;  отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;  обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну­две грубые ошибки.  слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);  4 5 6 7 8 9 10 скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 11 знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12 только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Оценка "2" ставится, если ученик:  1 2 не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;  не делает выводов и обобщений.  14 не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;  3 4 или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;  5 или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.  6 имеются грубые ошибки  в использовании карты. Оценка "1" ставится, если ученик:  1 2 полностью не усвоил материал.  не может ответить ни на один из поставленных вопросов;  Примечание.  По   окончании   устного   ответа   учащегося   педагогом   даётся   краткий   анализ   ответа,   объявляется   мотивированная   оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.     Оценка самостоятельных письменных работ. выполнил работу без ошибок и недочетов;  допустил не более одного недочета.  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух недочетов.  Оценка "5" ставится, если ученик:    Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:    Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:       Оценка "2" ставится, если ученик:    Оценка "1" ставится, если ученик:   не более двух грубых ошибок;  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух­трех негрубых ошибок;  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  не приступал к выполнению работы;  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";  или если правильно выполнил менее половины работы.  15 или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.   Примечание.   Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.   Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.  Критерии выставления оценок за проверочные тесты. 1 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.  Время выполнения работы: 10­15 мин.  Оценка «5» ­ 10 правильных ответов, «4» ­ 7­9, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5 правильных ответов. 2 Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.  Время выполнения работы: 30­40 мин.  Оценка «5» ­ 18­20 правильных ответов, «4» ­ 14­17, «3» ­ 10­13, «2» ­ менее 10 правильных ответов. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. Отметка "5"   Практическая   или   самостоятельная   работа   выполнена   в  полном объеме  с  соблюдением  необходимой  последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы   указанные   учителем   источники   знаний,  включая   страницы   атласа,   таблицы   из   приложения   к   учебнику,   страницы   из статистических   сборников.   Работа   показала  знание   основного   теоретического   материала   и   овладение   умениями,   необходимыми   для самостоятельного выполнения работы. Отметка "4" 16 Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную  работу  учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность  доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка "3" Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать   правильных   выводов   и   полностью   расходятся   с   поставленной   целью.   Обнаружено   плохое  знание   теоретического   материала   и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из­за плохой подготовки учащегося. Перечень обязательной географической номенклатуры Тема: «Географическое положение»России” Страны:  Азербайджан,   Белоруссия,   Грузия,   Казахстан,   КНДР,   Латвия,   Литва,   Монголия,   Норвегия,   Польша,   США,   Украина,   Эстония, Япония. Моря:  Азовское,   Балтийское,   Баренцево,   Белое,   Берингово,   Восточно­Сибирское,   Карское,   Лаптевых,   Охотское,   Чёрное,   Чукотское, Японское. Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза. Озёра: Каспийское море. Острова: Земля Франца ­ Иосифа, Ратманова. Полуострова: Таймыр, Чукотский. Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю. Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» Равнины:  Восточно­Европейская   (Русская),   Западно­Сибирская,   Кумо­Манычская   впадина,   Приволжская   возвышенность,   Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ­Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье. Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус. Районы распространения полезных ископаемых: 17 Нефтегазоносные   бассейны:  Баренцево­Печорский   (Войвож,   Вуктыл,   Усинское,   Ухта),   Волго­Уральский   (Астраханское,   Оренбургское, Ромашкинское), Западно­Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург). Каменноугольные бассейны:  Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно­Якутский ( Нерюнгри ). Буроугольные бассейны: Канско­Ачинский (Ирша­Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ). Месторождения   железных   руд:  Горная   Шория   (Таштагол),   Карелия   (Костомукша),   КМА   (Михайловское,   Лебединское   ),   Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ). Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ). Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан ) Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ). Месторождения   оловянных   руд:  Северо­Восточная   Сибирь   (Депутатский,   Эсэ­Хайя),   Сихотэ­Алинь   (Кавалерово   ),   Южная   Сибирь ( Шерловая Гора ). Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ­Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье ) Месторождения золота: Северо­Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть­Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ). Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты). Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ). Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники). Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный). Тема «Климат и климатические ресурсы России» Города: Оймякон, Верхоянск. Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России» Реки:  Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна. Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское. Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское. Артезианские бассейны: Западно­Сибирский, Московский. Каналы: Беломорско­Балтийский, Волго­Балтийский, Волго­Донской, имени Москвы. Тема  «Природные комплексы России» Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско­Террасный, Кандалакшский. 18 7 Литература Для учителя Антушева О.В. – Поурочные планы по уч И.И. Бариновой – Волгоград: Учитель, 2005.  Баринова И. И. ­ Рекомендации к планированию уроков, 8кл.­М.: Дрофа, 2003.  Баринова И.И, Ром В.Я. ­ География России: Методическое пособие ­ М.: Дрофа,   Баринова И.И. – Поурочные разработки к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 кл.» ­ М.: Экзамен, 2008.  Баринова И.И. ­ Рабочая тетрадь для учителя: 8кл. ­М.: Дрофа, 10  Клюшникова М.В. – Внеклассная работа, 8 кл. – Волгоград: Корифей, 2006.  Курашева Е.М. ­  География России в схемах и таблицах – М.: Экзамен, 2009. Малиновская С.А. – Поурочные планы  ­  8 кл. – Волгоград: Учитель­Аст, 2004.  Лазаревич К.С. ­ Я иду на урок геогр.: 8 кл.­М.: Первое сентября, 2000.  Малиновская С.А. – Поурочные планы (8 кл.) – Волгоград: Учитель, 2004.   Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009.  Новенко Д.В. ­ Тематич. и поурочное планирование: 8 кл.­ М.: Астрель, 2002.  Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель­АСТ, 2004..  школы ­ М: Экзамен, 2006. Элькин Г.Н. – Природа России – Твой справочник, 8 кл. – СПб.: Паритет, 2005. Дополнительная  Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ  ЭНАС, 2005.  Вагнер Б.Б. ­  Реки и озера Подмосковья (исторический путеводитель) – М.: Вече, 2007.  Вагнер Б.Б. – Семь островов и архипелагов России – М.: Московский Лицей, 2004.   Вагнер Б.Б. Семь озер России. ­ М.: Московский Лицей, 2003.  Вагнер Б.Б. Семь рек России. ­ М.: Московский Лицей, 2003.  Лобченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 2001. Шинкарчук С.А. –  Доклады,  рефераты,  сообщения (8, 9 кл.) – СПб.: Литера,  2007. 8 Средства обучения Интернет ресурсы: География: 8 класс, «1С». Природа России (Новый диск), 2008 Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 8   класс 19 • • • • • • • http://mir­map.ru  ­ Карты мира  http://wikimapia.org ­ Интерактивная карта мира http://www.outdoors.ru/orient/index.php ­ Мир путешествий и приключений. Ориентирование http://www.gao.spb.ru ­ Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория http://www.solarviews.com ­ Космические снимки Земли и объектов Солнечной системы http://www.sgm.ru ­ Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского http://www.fmm.ru ­ Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана 9 Календарно­тематическое планирование № Название  раздела,  темы урока сро ки 1 1.Что изучает  география  России вид  урока\ тип  урока вводный 2 2.Вводный контроль Элементы обязательного  минимума образования\ Содержание программы Требования к уровню  подготовки учащихся Формы  контроля Практически е работы ВВЕДЕНИЕ(2 часа) География как наука. Источники  получения знаний о природе,  населении. Методы получения,  обработки, передачи и  представления геоинформации Вводная  беседа Называть предмет изучения  географии России, основные  средства и методы получения  географической информации. Уметь объяснять роль  географических знаний в  решении социально­ экономических,  экологических проблем  страны. тестировани е Раздел.1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 часов) 20 Дом ашне е  зада ние Запис и  втетра ди Дополн ительн ый  матери ал Природн ые  уникумы  России (презента ция) 3 4 5 1.Россия на  карте мира УИНМ 2.Границы  России  комбини рованный 3.Россия на  карте часовых  поясов уинм Географическое положение.  Виды и уровни ГП.  Уникальность географического  положения РФ. Площадь  территории России. Место  России среди других государств мира.  Государственная граница  России Морские и сухопутные  границы России, недра  континентального шельфа,  экономическая зона РФ Часовые пояс. Территория и  акватория. Экономически  эффективная территория.  Местное время. Поясное время.  Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Понимать связь между ГП и  другими компонентами  природы. Знать основные типы и виды  границ. Уметь показывать  пограничные государства по  карте, называть соседей Определять поясное время,  местное, декретное, летнее  время, их роль в хозяйстве и  жизни людей. 6 4. Практическая работа №2 Решение задач на определение разницы во времени на карте часовых поясов (Эти практические знания необходимы для подготовки к ЕГЭ). 7 5.Формирование  территории  России Актуализ ация  знаний и  умений  учащихс я Заселение территории России.  Вклад исследователей,  путешественников в освоение  территории России. Русские  первопроходцы — Ермак, И.  Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг,  В. Поярков, Е. Хабаров, О.  Крашенинников Знать основные этапы  заселения территории Называть основных русских  путешественников и их вклад  в освоение территории РФ. Беседа,  сообщение 21 №1 Характеристика  ГП. Сравнение  ГП России и  Канады. Нанесение  границ России на контурной карте   §1 §2 Проект  «Имена  русских  путешест венников  на карте  России» Тематичес­ кий  контроль в  различных  формах:  зачет,  географичес кий диктант, решение  задач на  поясное  время. Практическая  работа №3 Подготовка  доклада о  русском  первопроходце §4 8 6.Ориентирова ние по карте  России.  Районирование. Уинм, практику м Районирование. Географический район. Природные и  экономические районы.  Административно­ территориальное деление  России. Знать что такое  «географический район»,  «Районирование»,  «административно­ территориальное деление»  виды районирования;  Называть основные объекты  России, на какие районы  делится Россия. практикум §3 Сравнение  способов  районирования, Ориентирование  по физической  карте России 9 7.Итоговый урок по теме «Пространства России» 10 11 1. Население  России.  Воспроизводст во населения 2. Численность  населения.  Темпы роста  численности  населения. 12 3. Миграции  населения инм КУ Раздел. 2. Россияне­10 часов Естественный прирост.  Отрицательный естественный  прирост — проблема для России.  Традиционный и современный типы воспроизводства. Темпы роста численности.  Демографический кризис.  Демографические потери.  Демографические проблемы и их  решение. ЗНАТЬ ЧИСЛЕННОСТЬ  НАСЕЛЕНИЯ России и  факторы, влияющее на  численность . Уметь  объяснять различия в  естественном приросте по  отдельным территориям. Знать численность населения  страны, региона, района,  станицы семинар Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении  мигрантов Знать понятие «миграции» и её основные виды, основные  направления миграции. Уметь  приводить примеры миграций Индивидуаль ный устный  опрос 22 Фронтальны й устный  опрос Анализ графиков рождаемости и  смертности  населения §5 С.30 ?11 Фронтальны й устный  опрос Практическая  работа № 4 Построение  графика  численности  населения своего региона Анализ  половозрастных  пирамид §6 Численно сть  станицы §7 С. 37 ?8 13 4.  «Демографичес кий портрет»  населения  России. 14 5. Рынок труда. семинар Демографическая ситуация.  Половозрастная структура  населения. практику м Трудоспособный возраст.  Трудовые ресурсы.  Безработные. Рынок труда  родного края. 15 6. Мозаика  народов практику м Россия ­ многонациональное  государство. Национальный состав. Этнос. Этническая территория.  Этническая структура регионов  России. Языковая семья. Языковая  группа. Значение русского языка  для народов России. Религии  России. Знать своеобразие возрастного и полового состава населения,  среднюю продолжительность  жизни. Уметь объяснять  причины социальных  процессов. Знать понятия «трудовые  ресурсы», «экономически  активное население»,  неравномерность  распределения  трудоспособного населения,  занятость. Уметь приводить  примеры и объяснять различия в занятости населения  регионам. Знать народы, населяющие  страну, языковые семьи и  группы, основные религии.  Уметь приводить примеры,  работать с картой Работа с  картами и  анализ  диаграмм Работа по  заданиям  индивидуальным §8 С.42 ? 12 Работа со  статистическ им  материалом Выявление на  основе опроса  рейтинга  профессий и их  соотношения на  рынке труда в  своем регионе. §9 Трудовые ресурсы  родного  края Работа с  картами Анализ карты  народов России §10 23 16 17 18 7. Размещение  населения. Зона очагового  заселения.  Расселение и  урбанизация. УИНМ Зона сплошного заселения. Зона  очагового заселения. Главная  полоса расселения. Плотность  населения России. Роль крупных  городов в размещении населения.  Расселение и урбанизация. Типы  поселений. Городской и сельский  образ жизни. Влияние урбанизации  на окружающую среду. 8. Города и  сельские  поселения КУ Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности. Уметь определять что влияет  на размещение населения;  показывать по карте основную  зону расселения; называть  какую роль сыграл рост  крупных городов и  прогнозировать последствия  урбанизации. Знать типы  поселений; уметь отличать  городской и сельский образ  жизни; давать определения  понятиям: «урбанизация»,  «городской образ жизни» Знать типы городов России,  где выше доля горожан, уметь  объяснять причины различий;  называть причины различий в  сельской местности 9. Обобщение знаний по теме « Население России»­ Практическая работа № 5 «Анализ половозрастных диаграмм». Повторить §5­13 Индивидуаль ный устный  опрос §11§1 2 С С. 63 ?  1­655 ? 8 Фронтальны й опрос §13 Эссе «Моя  станица в будущем » 19 10. Контрольный урок. Тестирование 20 1.  Геологическая  история. РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДА­24 часа Тема 3.1. Геологическое строение и рельеф­6 часов ИНМ История развития земной коры  Геохронологическая шкала. Эра.  Эпоха складчатости. Геологическая карта. Знать понятия «земная кора»,  «геологическое  летосчисление»,  «геохронологическая шкала»,; уметь читать карту строения  земной коры Индивидуаль ный опрос,  беседа,  анализ карт §14 Анализ карты  «Строение  земной коры»,  анализ  геохронологичес кой таблицы Прогноз  движения литосфер ных плит С.70 ?11 24 21 22 23 2 Рельеф:  тектоническая  основа 3.Рельеф:  скульптура  поверхности 4.Полезные  ископаемые  России. КУ КУ Тектонические структуры.  Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим  строением территории. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние  человеческой деятельности на  рельеф и ее последствия. практику м Рудные и нерудные полезные  ископаемые. Основные  месторождения полезных  ископаемых. Рациональное  использование полезных ис­ копаемых. практикум Анализ карт Практическая работа №6 «Описание рельефа по плану» §15 §16 Анализ карт Практическая  §17 работа №7 «Установление  взаимосвязи  между  тектоническими  строение и  формой рельефа, полезными  ископаемыми» Полезные ископаем ые  Волгогра дской  области Давать определения:  «геосинклинали»,  «платформа», «плита»; уметь  характеризовать рельеф  страны; называть и показывать крупные формы рельефа Уметь называть зависимость  рельефа от тектонического  строения, как влияют на  развитие рельефа внешние и  внутренние силы; давать  определения понятия :  «выветривание, , денудация,  оледенение» Показывать месторождения  полезных ископаемых по  карте, приводить примеры  использования полезных  ископаемых, влияние  разработки месторождений на  природную среду; оценивать  значимость полезных  ископаемых для развития  хозяйства. 25 24 5.Стихийные  явления на  территории  России:  семинар землетрясения, извержения  вулканов, снежные лавины, сели,  оползни, просадки грунта. Характеризовать причины  стихийных явлений,  показывать основные районы  распространения Индивидуаль ный, парный  опрос §14­17 сообщени я Анализ карт  Изучение по  различным  источникам  (газеты,  журналы,  научно­ популярная  литература)  стихийных  природных  явлений,  имевших место  на территории  России в  различные  исторические  периоды. 25 26 6.Контрольная работа по теме « Геологическое строение и рельеф». Тестирование. Тема 3.2. Климат и климатические ресурсы­6 часов Факторы формирования  1. Климат  климата: географическая  России.  широта, подстилающая  Понятие  поверхность, циркуляция  «солнечная  воздушных масс. Солнечная  радиация».  радиация ИНМ Знать факторы, определяющие климат России. Давать  определения понятиям:  солнечная радиация,   суммарная радиация и  радиационный баланс. Уметь  объяснять от чего зависит  поступление солнечной  радиации и как она меняется  по сезонам года Фронтальны й опрос §18 26 27 2.  Атмосферная  циркуляция.  исследов ание Западный перенос воздушных масс.  Влияние соседних территорий на  климат России. Атмосферный  фронт. Теплый и холодный  атмосферные фронты. Циклон и  антициклон. практикум Давать определения понятиям: циклон, антициклон,  атмосферный фронт,  воздушные массы. Понимать закономерности  распределения тепла и влаги.  Уметь анализировать карты 28 29 3.Влияние на  климат России  ее  географическог о положения. 4.Климатическ ие пояса и типы климата  России.  исследов ание Климатические особенности  зимнего и летного сезонов года практику м Климатические особенности  России. Уметь объяснять как влияет  на климат нашей страны её  ГП;характеризовать  особенности зимнего и летнего сезонов. Уметь работать с  климатическими картами и  синоптическими картами Уметь работать с  климатическими  картами;знать характеристику типов климата РФ 27 Определение по  картам  закономерностей распределения  солнечной  радиации,  средних  температур  января и июля,  годового  количества  осадков по  территории  России. Оценка  климатических  ресурсов разных  регионов. §19 Климат  нашего  края­ исследов ание §20 §21 . Климат своего  региона. Работа по  карточкам Работа по  карточкам,  анализ карт Практическая  работа № 8 Анализ  синоптической  карты 30 5.Климат и  человек семинар Комфортность климата.  Влияние климатических  условий на здоровье и жизнь  человека. Климат и  хозяйственная деятельность  человека. Агроклиматические  ресурсы . Влияние климата на  сельское хозяйство. Коэффициент  увлажнения. Учет климатических  условий в жилищном строитель­ стве. Неблагоприятные  климатические явления. Называть причины  климатических различий по  стране, зависимость с\х от  климата .Виды стихийных  климатических условий Анализ карт §22 Анализ  агроклиматическ их ресурсов  своей местности  для развития с\х 6. Контрольная работа по теме « Климат России». Тестирование. Тема 3.3.Моря России­ 2 часа исследов 1.Россия­  ание морская  держава Моря России. Особенности.  Принадлежность к океанам.  Уметь отличать море от  океана, называть и показывать  по карте моря, омывающие  Россию 31 32 33 анализ карт  Практическая  §23 работа  №9Обозначение  на контурной  карте морей,  омывающих  берега России Практическая  работа №10  Описание одного из российских  морей по  типовому плану. §23 §24 2.Россия­ морская  держава практику м Ресурсы морей. Рекреационное  значение морей. Экологические  проблемы морей. Морские пути. Морские порты Характеризовать ресурсы  морей, давать экологические  прогнозы Анализ  источников Тема 3.4. Богатство внутренних вод России­6 часов 34 1.Наши реки УИНМ Реки России. Режим рек России. Типы питания. Особенности рек РФ. Водоносность реки. Уметь Показывать реки  России на карте; Опрос  фронтальны й 28 35 2.Практическая работа ПР Расход воды. Годовой сток.  Падение и уклон реки. практикум Приводить примеры  использования реки Объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; в  хозяйственных целях; причины по которым люди издревле  селились по берегам рек.  Значение рек. 36 3.Где спрятана  вода УИ Озера России.Распространение  озер. Крупнейшие озера. Типы  озер.Болота. Распространение  болот. Типы болот. Знчение  болот. Подземнве воды.  Артезианские  бассейны.Ледники. Значение  ледников. 37 4.Водные  дороги  перекрестки КУ Использование рек. Охрана  речных вод. Водные ресурсы  родного края. Единая  глубоководная система  европейской части России Анализ  источников Давать характеристику  крупных озер страны и  области Приводить примеры  хозяйственного использования поверхностных вод и  негативного влияния на них  человеком; . Показывать на  карте озера, артезианские  бассейны, области  распространения вечной  мерзлоты; Показывать на карте и  объяснять значение каналов и  водохранилищ. 29 §24 §25 Практическая  работа №11 Характеристика  реки с точки  зрения  хозяйственного  ее  использования. Сравнительная  оценка  обеспеченности  водными  ресурсами  Волгоградской  области и  Западной  Сибири Практическая  работа №12 Описание реки  по типовому  плану §26 Практическая  работа №13 Обозначение на  контурной карте  крупнейших рек  России. Разработ ка  маршрута речной  кругосве тки 38 39 40 41 ПР Проблема переброски рек и  нехватки водных ресурсов 5.Учимся с  «Полярной  звездой».  Всероссийский  урок «Чистая  вода» 6. Контрольный урок по тема Моря России» и «Внутренние воды России» Уметь решать экологические  проблемы Отчет  письменный  по  выполнению  проекта Тема 3.5.Почвы России­3 часа 1.Почва­особое природное тело ИНМ 2.Почва­основа сельского  хозяйства КУ Почва.Отличие почвы от горной породы. Строение почвы.  Механический состав и  структура почвы. Знать понятие «Почва»,  факторы почвообразования,  основные свойства почв.  Уметь объяснять признаки  почв. Фронтальны й опрос Почвообразующие факторы.  Типы почв. Зональность почв.  Земельные и почвенные  ресурсы. Рациональное  использование почв. Защита  почв от эрозии. Почвы своего  края Знать закономерности  распространения почв, уметь  анализировать почвенную  карту Работа по  карточкам Анализ  земельных и  почвенных  ресурсов по  картам атласа Практическая  работа №14 Почвы своей  местности §27 §28 §29 В.В.Доку чаев­ основопо ложник  почвовед ения 42 3.Контрольный урок по теме «Природа России» 43 1Развитие  хозяйства ИНМ РАЗДЕЛ 4. Хозяйство России­15 Понятия «экономика» и  «хозяйство». Этапы развития  хозяйства России. Секторы  хозяйства. Территориальное  разделение труда. Тенденции  развития хозяйства в рыночных  условиях. Давать определения  понятиям:экономика,хозяйств о, отрасль хозяйства; уметь  характеризовать этапы  развития хозяйства;называть  основыне секторы хозяйства 30 Фронтальны й опрос Составление  схемы «виды  предприятий» §30 Знать особенности экономики  России; называть виды  предприятий Фронтальны й опрос Выделение  циклов в  развитии  экономики  своего региона 44 45 46 47 2Особенности  экономики  России 3Топливно­ энергетический комплекс.  Угольная  промышленнос ть 4Нефтяная и  газовая  промышленнос ть 5Электроэнерг етика КУ ИНМ КУ КУ Цикличность развития  хозяйства.«Циклы  Кондратьева». Особенности  хозяйства России. Структура  хозяйства своей области, края.  Типы предприятий. Понятия  отрасль хозяйства и  межотраслевые комплексы Состав. Особенности ТЭК.  Топливно­энергетический  баланс. Главные угольные  бассейны страны. Значение ТЭК. Особенности размещения,  основные месторождения.  Перспективы газовой  промышленности.  Экологические проблемы и пути их решения. Роль отрасли в хозяйстве  страны. Типы электростанций,  энергосистема. Размещение  электростанций по территории  страны. Проблемы и  перспективы. Основные  источники загрязнения  окружающей среды Знать каковы особенности  топливной промышленности;  что такое топливно­ энергетический баланс,  называть и показывать  основные угольные бассейны  страны; делать прогноз на  развитие дальнейшее данной  отрасли Уметь объяснять особенности  размещения отрасли;  характеризовать отрасль по  плану; называть и показывать  основные базы страны. Уметь объяснять особенности  размещения отрасли;  характеризовать отрасль по  плану; называть и показывать  основные базы страны. 31 §31 §32 §33 Индивидуаль ный опрос,  анализ карт Составление  схемы  «Структура  ТЭК» Индивидуаль ный опрос,  анализ карт Индивидуаль ный опрос,  анализ карт Выбор места для строительства  ГЭС §34 С.163 №7­10 48 6. Металлургия КУ 49 7Машинострое ние ИНМ КУ ИНМ 50 51 52 8Химическая  промышленнос ть.  Лесопромышле нный комплекс 9. Сельское  хозяйство­ важнейшая  отрасль  экономики 10 Сельское  хозяйство­ важнейшая  отрасль  экономики История развития отрасли.  Состав и значение отрасли.  Факторы размещения. Влияние  отрасли на окружающую среду Состав и значение отрасли.  Факторы размещения.  Специализация.  Кооперирование. Размещение  отдельных отраслей  машиностроения. Проблемы и  перспективы развития отрасли.  Повышение качества продукции. Состав и значение отрасли.  Факторы размещения. Связь с  другими отраслями.  Воздействие отрасли на  окружающую среду. Растениеводство.  Сельхозугодья. Главные с\х  районы страны. Особенности  зернового хозяйства .Главные  районы возделывания.  Технические культуры. Районы  возделывания. Знать какие бывают металлы,  какие этапы прошла черная  металлургия. Уметь объяснять особенности размещения  отрасли; характеризовать  отрасль по плану; называть и  показывать основные базы  страны. Давать определения понятиям. Уметь объяснять особенности  размещения отрасли;  характеризовать отрасль по  плану; называть и показывать  основные предприятия страны. Давать определения понятиям. Уметь объяснять особенности  размещения отрасли;  характеризовать отрасль по  плану; называть и показывать  основные предприятия страны. знать что такое «сельское  хозяйство» «АПК»; уметь  характеризовать с\х угодья,  определять особенности  зернового хозяйства; называть  и показывать основные районы выращивания с\х культур Фронтальны й опрос §35 Практическая  работа №15 Факторы  размещения  предприятий  металлургии» Географи я  машиност роения в  нашем  доме тест тест §36 Составление  характеристики  предприятия  своей местности §37 Химия в  быту­ реферат Фронтальны й опрос §38 с\х нашей области Животноводство.  Особенности отрасли Характеризовать отрасль по  плану Анализ карт ­§39 Установл ение  проблем  с\х 32 практику м Агропромышленный комплекс.  Состав АПК. Взаимосвязь  отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего региона. Знать что такое АПК, уметь  решать проблемы практикум Характеризовать отрасль по  плану Опрос  Практическая  работа№16 Обозначение на  контурной карте  главных с\х  районов страны §40 §40 Характеризовать отрасль по  плану, давать определения  понятиям. проект §41­42 Знать что такое сфера услуг и  какие отрасли её образают проект §43­44 11Учимся с  «Полярной  звездой» 12Пищевая  промышленнос ть. Легкая  промышленнос ть 13Транспорт­ кровеносная  система страны 53 54 55 56 57 практику м Состав и значение отрасли.  Факторы размещения. Связь с  другими отраслями.  Воздействие отрасли на  окружающую среду.Проблемы Значение транспорта. Россия­ страна дорог. Виды транспорта  и их особенности. Уровень  развития транспорта.  Транспортные узлы Транспортная магистраль. Главные  железнодорожные и речные пути.  Смена транспортной парадигмы в  России. Взаимосвязь различных  видов транспорта. Транспорт и  экологические проблемы.  Особенности транспорта в своей  местности. Виды услуг. Территориальная  организация сферы обслуживания.  Особенности организации  обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная  система обслуживания. 14Сфера услуг Учимся с  «Полярной  звездой» практику м 15 Контрольный урок по теме «Хозяйство России» РАЗДЕЛ.5. Природно­хозяйственные зоны­6 ЧАСОВ 33 58 59 1Зональность в  природе и  жизни людей 2Северные  безлесные зоны 60 3Лесные зоны ИНМ КУ КУ Ку КУ Понятия «природная зона» и  «природно­хозяйственная зона».  Занятия людей в различных  природных зонах. Зональная  специализация сельского хозяйства Зона арктических пустынь, зона  тундр. Лесотундра Особенности таежной зоны.  Занятия населения. Особенности  зоны смешанных и  широколиственных лесов. Охрана  лесных ресурсов России. Степи и лесостепи — главный  сельскохозяйственный район  страны. Зона полупустынь и пустынь.  Особенности зоны полупустынь и  пустынь. Занятия жителей  полупустынь. Оазис 4Степи и  лесостепи 5Южные  безлесные зоны 61 62 63 КУ 6Субтропики.  Высотная  поясность в  горах РАЗДЕЛ.6.НАШЕ НАСЛЕДИЕ­4ЧАСА Особенности климата.  Растительный и животный мир.  Степень освоенности зоны.  Высотная поясность. Особенности  жизни и хозяйства в горах. Характеризовать зону по  плану, давать определения  понятиям. Характеризовать зону по  плану, давать определения  понятиям. Характеризовать зону по  плану, давать определения  понятиям. Характеризовать зону по  плану, давать определения  понятиям. Характеризовать зону по  плану, давать определения  понятиям. Характеризовать зону по  плану, давать определения  понятиям. таблица таблица таблица таблица таблица таблица Анализ кар  «Природные  зоны России». Сравнение  природных зон §45 §46 §47 С 225 ?10 §48 §49 §50 34 64 65 66 67 ИНМ 1Территориаль ная  организация  общества 2 «Все связано  со всем» ПР 3Итоговая контрольная работа 4Что мы  конфере нция оставим  потомкам Резерв 1 час Территориальный комплекс.  Природно­территориальные и  социально­экономические  комплексы. Взаимосвязи в  комплексе. Экологическая  ситуация. Виды экологических  ситуаций. Понятие «качество  жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития  России и своего региона в XXI в Территориальные комплексы и  их виды. Знать что такое ТОО,этапы  развития ТОО опрос §51 Уметь объяснять как мировые  процессы влияют на жизнь  россиян Защита проекта «Сохранение природного и культурного наследия 35

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017