Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса на 2016-2017 учебный год разработана учителем первой квалификационной категории в соответствии требованиями стандарта. изучение материала проходит по учебно-методическому комплексу "Полярная звезда" учебник и рабочая тетрадь Алексеева. Имеется календарно-тематическое планирование по темам из учебника.рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
рабочая программа по географии 5 кл.doc
Рабочая программа
по учебному предмету «География»
для 5 класса
на 20162017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия
и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного
типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля,
самооценки,
принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
строить
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
2 решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики
изучаемого предмета «География», входящего в состав предметной области
«Общественнонаучные предметы» должно обеспечить:
формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как
важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи
между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их
влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования
собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений.
При изучении общественнонаучных предметов задача развития и воспитания
личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественнонаучные
предметы» предмета «География» должны отражать:
1) формирование представлений о географиии, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны,
в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
3 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях
и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические
статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы
данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую
информацию; определять и сравнивать качественные и количественные
показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания
и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или
противоречивую географическую информацию, представленную в одном или
нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практикоориентированных задач;
использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико
ориентированных задач: выявление географических зависимостей и
закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение
географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и
географических различий); расчет количественных показателей,
характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление
простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
4
использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения
Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных
и практико ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и
населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной
России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных
частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практикоориентированных задач по определению различий в
поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества
в пределах отдельных территорий России для решения практико
ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и
отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России,
половозрастную структуру, особенности размещения населения по
территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и
уровне жизни населения;
5
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском
населении, этническом и религиозном составе населения России для решения
практико ориентированных задач в контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей
отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России
на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных
предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства
отдельных регионов России;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
описывать погоду своей местности;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории;
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды
связи для решения учебных и практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
создавать простейшие географические карты различного содержания;
Выпускник получит возможность научиться:
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как
источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся
путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту
и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных
областях деятельности;
6
воспринимать и критически оценивать информацию географического
соодержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой
информации;
составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях
и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в
географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных
изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства
отдельных территорий в связи с природными и социально
экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения
России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также
развитием глобальной коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во
времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры,
развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса
источников информации гипотезы об изменении отраслевой и
территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства
России; выбирать критерии для сравнения,
сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных
проблем человечества;
оценивать социальноэкономическое положение и перспективы развития
России.
Ученик 5 класса научится:
использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой
для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
7
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и
формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практикоориентированных задач;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных
свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами процессами и явлениями для
объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной
высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы
в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик 5 класса получит возможность научиться:
o ориентироваться на местности при помощи топографических карт и
современных навигационных приборов;
o читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
o строить простые планы местности;
o создавать простейшие географические карты различного содержания;
o моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ;
o использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту
и окружающей среде;
8 o приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных
областях деятельности;
o воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой
информации;
o создавать письменные тексты и устные сообщения о географических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
Содержание учебного предмета «География» в 59 классах
Развитие географических знаний о Земле
.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних
арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского
пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
9 Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на
территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании,
Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф.
Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного
полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования
верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы
исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу
планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты.
Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.
Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как
система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности
таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.
Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая
карта, аэрофото и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут.
Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным
признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.
План местности. Условные знаки. Как составить план местности.
Составление
простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта –
особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты.
Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы.
Географические координаты: географическая широта. Географические координаты:
географическая долгота. Определение географических координат различных объектов,
направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и
их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на
земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы
рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени.
Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной
высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной
высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов.
Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.
Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их
открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и
его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны,
течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер,
питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя
10 мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и
гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха.
Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная,
среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в
атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра.
Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха.
Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и
измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата.
Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты
местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности
суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие
организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие
оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные,
региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности
географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле. Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты.
Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком. Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы
географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.
Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы,
идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Важнейшие
географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш,
М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В.
Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев). Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX
вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П.
Литке, С.О. Макаров, Н.Н. МиклухоМаклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. СеменовТянь
Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф.
Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на
корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук). Важнейшие
географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт,
И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические
пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа
Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного
давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и
переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние
современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных
лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности
атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних
значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения
Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты
природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана
и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его
отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные
особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие
географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая
зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная
поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
11 Африка.
Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки
для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия
материка. Население Африки, политическая карта. Особенности стран Северной Африки (регион высоких
гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи
нефти и газа). Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с
развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных
ископаемых). Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков,
центр происхождения культурных растений и древних государств). Особенности стран Южной Африки
(регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной
континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы
материка. Эндемики. Австралийский Союз (географический уникум – странаматерик; самый маленький
материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа
австралийсконовозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо
связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). Океания
(уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности
трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы
имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия –
«маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа
материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны.
Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и
португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности
образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с
шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели
международных исследований материка в 2021 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной
Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные
зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы
под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения
(коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики.
Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.
Евразия.
Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные
ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную
деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны
материка. Эндемики. Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура
региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). Страны Средней
Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных
центров мировой экономики). Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона,
благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и
продовольствия в более развитые европейские страны). Страны Южной Европы (население, образ жизни и
культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей
(международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки
(оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)). Зарубежная
Азия. Страны ЮгоЗападной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света),
население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность
природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа),
горячая точка планеты). Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей
различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское
экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона). Страны Восточной Азии
(население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального
прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура
региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм,
синтоизм, католицизм). Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения
в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни
(распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних
12 Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России.
Геологическое строение территории России.
Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России,
взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности
размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба.
Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.
Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный
фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная
солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России.
Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические
явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и
синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек.
Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя
мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие
факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение
рационального использования и охраны почв.
религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). Страны Юго
Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре
расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой
эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме
до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров
цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества. Влияние закономерностей географической оболочки на
жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость
международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная
Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира. Характеристика географического положения России. Водные
пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте
часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История
освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в
XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России.
Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природнотерриториальные комплексы России.
Природное районирование. Природнотерриториальные комплексы (ПТК): природные, природно
антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России.
Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и
широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин
мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на
увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов). Север Русской равнины (пологая
равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные
ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на
заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с
возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного,
Балтийского, Белого и Каспийского морей). Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на
формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые
грунты), и социальноэкономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными
(черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей). Южные
моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Крым (географическое
положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части;
особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)). Кавказ
(предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных
и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы
Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего
13 горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние
континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). Урал (изменение природных
особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы европейской
части России. Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы,
значение. Северный морской путь. Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота
рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги;
природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных
зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы
рационального использования и экологические проблемы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие
геологического строения, развитие физикогеографических процессов (речные долины с хорошо
выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя
мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов). СевероВосточная
Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в
северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу;
особенности природы). Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф,
континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Алтай, Саяны,
Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и
внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы). Байкал. Уникальное творение природы.
Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия
(уникальность, современные экологические проблемы и пути решения). Дальний Восток (положение на
Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного
климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых,
горнолесных и гольцовых ландшафтов). Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение,
история исследования, особенности природы). Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое
положение, история исследования, особенности природы).
Население России. Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного
прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в
России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие
этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения
населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов.
Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения.
Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные
зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная
география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы
хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование.
Административнотерриториальное устройство Российской Федерации.
Хозяйство своей местности. Особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
14
Растениеводство.
Животноводство.
Отраслевой состав животноводства.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского
хозяйства.
География
животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной
комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлознобумажная промышленность.
Топливноэнергетический комплекс. Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность.
Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения
электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная
и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.
Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности
размещения.
Химическая
промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды
транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса.
Информационная инфраструктура.
Типы
телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное
(географическое) разделение труда.
Отраслевые особенности военнопромышленного комплекса.
Информация и общество в современном мире.
ВПК. Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП,
природноресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные
промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация
хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства. Города Центрального района. Древние города,
промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской
Федерации. ЦентральноЧерноземный район: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства. ВолгоВятский район: особенности ЭГП, природноресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. СевероЗападный район: особенности ЭГП,
природноресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Атлантического океана, омывающие
Россию: транспортное значение, ресурсы. Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП,
природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Поволжье:
особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География
важнейших отраслей хозяйства. Северный Кавказ: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Южные моря России: транспортное
значение, ресурсы. Уральский район: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, этапы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России. Западная Сибирь: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал,
этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Северного
Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно
ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.Дальний Восток: формирование территории, этапы и
проблемы освоения, особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории
Дальнего Востока в социальноэкономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире. Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического
развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия
в мировой политике. Россия и страны СНГ.
15 Тематическо6е планирование по географии в 5 классе
с указанием количества часов на освоение каждой темы
1 час в неделю (35 часов)
Разделы
Развитие
географических
знаний о Земле (4
ч)
Темы уроков
(из учебника)
1.Географические
методы
окружающей среды
2.Как люди открывали
Землю (2)
изучения
Содержание
(стандарт)
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности
Древний Египет,
Рим).
(Древний Китай,
Древняя
Появление первых географических карт.
Греция, Древний
География в эпоху Средневековья:
путешествия и открытия викингов,
древних арабов, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия
Никитина.
Эпоха Великих
(открытие
географических
открытий
Нового
света,
морского пути в Индию, кругосветные
путешествия).
Великих
географических открытий.
Значение
Географические открытия XVII–
XIX вв. (исследования и открытия на
территории Евразии (в том числе на
территории России), Австралии
и
Океании, Антарктиды). Первое русское
кругосветное
(И.Ф.
Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
путешествие
Географические исследования в ХХ
веке (открытие Южного и Северного
полюсов, океанов, покорение высочайших
вершин
впадин,
исследования верхних слоев атмосферы,
открытия и разработки в области
Российского Севера). Значение освоения
космоса для географической науки.
глубочайших
и
3.География сегодня
Географические
мире.
знания
в
Современные
современном
географические методы исследования
Земли.
16 Земля во
Вселенной.
Движения Земли и
их следствия (4 ч)
Изображение
земной
поверхности (10)
4. Обобщение по
теме
«Развитие
географических
знаний о Земле»
5. Мы во Вселенной
6. Движение Земли
7. Солнечный свет на
Земле
8. Обобщение по теме
«Земля – планета
Солнечной системы»
9. Ориентирование на
местности
10.Земная
поверхность на плане
и карте (1)
11. Земная поверхность
на плане и карте (2)
12.Практическая
работа
№1
Построение плана
местности»
13.Географическая
карта
Земля – часть Солнечной системы.
Земля и Луна. Влияние космоса на нашу
планету и жизнь людей. Форма и размеры
Земли.
Наклон земной оси к плоскости
орбиты. Виды движения Земли и их
географические следствия.
Движение Земли вокруг Солнца.
Смена времен года. Тропики и полярные
круги.
измерения
Пояса освещенности. Календарь –
система
больших
как
основанная на
промежутков времени,
периодичности таких явлений природы,
как смена дня и ночи, смена фаз Луны,
смена времен года. Осевое вращение
Земли. Смена
сутки,
календарный год.
дня и ночи,
Ориентирование на местности:
определение сторон горизонта по компасу
и местным признакам,
определение
азимута. Особенности ориентирования в
мегаполисе и в природе.
Виды
изображения
земной
поверхности: план местности, глобус,
географическая
аэрофото и
аэрокосмические снимки. Масштаб.
карта,
Стороны горизонта. Азимут. План
местности. Условные знаки. Как составить
план
Составление
простейшего плана местности/учебного
кабинета/комнаты.
местности.
Географическая карта – особый
Содержание и
источник информации.
17 значение карт. Топографические карты.
Масштаб и условные знаки на карте.
14. Градусная сетка
Градусная
сеть:
параллели
и
меридианы.
15.
координаты (1)
Географические
Географические
координаты:
географическая широта. Географические
координаты: географическая долгота.
16. Географические
координаты(2)
Определение географических координат
различных
направлений,
расстояний, абсолютных высот по карте.
объектов,
Человек на
Земле (4ч)
1718. Работа с картой
19. Как люди заселяли
Землю
20. Расы и народы.
Практическая
21.
работа№3 «Сравнение
стран
по
политической карте»
мира
Природа земли.
Литосфера
твердая
оболочка
Земли(12ч)
22.Обобщение по теме
«Человек на Земле»
23. Земная кора
верхняя часть
литосферы.
24. Горные породы,
минералы и полезные
ископаемые.
25. Движения Земной
коры
26.Движения земной
коры. Вулканизм.
27.Рельеф Земли.
Равнины
Численность населения Земли.
Расовый состав. Нации и народы
планеты.
Страны на карте.
Литосфера.
–
«каменная» оболочка Земли. Внутреннее
строение Земли. Земная кора.
Литосфера
Разнообразие
горных пород и
минералов
Полезные
Земле.
ископаемые и их значение в жизни
современного общества.
на
Движения земной коры и их
поверхности:
на земной
проявления
землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф
Земли.
Способы
изображение рельефа на планах и картах.
Основные формы рельефа – горы и
равнины.
и
изменение равнин с течением времени.
Классификация равнин по абсолютной
высоте. Определение относительной и
Равнины. Образование
18 28. Рельеф Земли.
Горы
2930 Практическая
работа
№4
«
Скульптурный
портрет
Земли»
Решение практических
задач по карте
31.
литосфера
Человек
и
32. Обобщение по теме
«Литосфера твердая
оболочка Земли»
33.Итоговая
контрольная работа
34.Анализ
контрольной работы
итоговой
1 час – резерв
(экскурсия)
абсолютной высоты равнин.
Разнообразие гор по возрасту и
строению. Классификация гор абсолютной
высоте.
Определение относительной и
абсолютной высоты гор.
Человек и литосфера.
19
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.