бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Сокольский лесопромышленный политехнический техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор БПОУ ВО «СЛПТ»
___________В.А. Коптяев
«___» ____________2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16 «ГЕОГРАФИЯ»
Коды специальностей:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»;
35.02.04 «Технология комплексной переработки древесины»
Сокол
2018 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» разработана c учетом: требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413); Приказа Минобразования России от 29 декабря 2014 № 1645 «Внесение изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; требований Фундаментального ядра содержания общего образования; примерной программы учебной дисциплины «География» предназначенной для изучения географии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 26.03.2015 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.; «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259)
Рассмотрено предметной цикловой комиссией
«Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Протокол № от
Председатель: _____________ /О.И. Вершинин
Автор М.А. Вовченко преподаватель БПОУ ВО «Сокольский ЛПТ»
«Согласовано»
Заместитель директора по учебной работе _____________Л.Н. Ломтева
Содержание: стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСПИПЛИНЫ………..12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...30
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...43
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16 «ГЕОГРАФИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «География» является инвариативной частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальностям:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»;
35.02.04 «Технология комплексной переработки древесины»
1.2. Место курса в ППССЗ
Принадлежит к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
•освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
•овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
•воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
•использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
•нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
•понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре-менного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальностям:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»;
35.02.04 «Технология комплексной переработки древесины»
В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникативных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности.
1.4. Индивидуальный проект обучающегося по учебной дисциплине «География»
Индивидуальная проектная деятельность является обязательной частью образовательной деятельности обучающегося, осваивающего основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, предусматривающей получение среднего общего образования и специальности.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект) в рамках освоения программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования.
Цели организации работы над индивидуальным проектом:
- создание условий для формирования учебно-профессиональной самостоятельности обучающегося – будущего специалиста;
- развитие творческого потенциала обучающегося, активизация его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося);
- развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающегося;
- предоставление возможности обучающемуся продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.
Задачами выполнения индивидуального проекта являются :
- формировать умения осуществлять поэтапное планирование деятельности (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (умений выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
- развивать умения обобщать, анализировать, систематизировать, оформлять, презентовать информацию;
-развивать у обучающихся теоретическое, творческое мышление, операционное мышления, направленное на выбор оптимальных решений;
- развивать коммуникативные способности обучающихся и способствовать положительной мотивации к учебной деятельности.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Требования к подготовке индивидуального проекта:
- индивидуальный проект по учебной дисциплине «География» выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
- индивидуальный проект выполняется обучающимся в течении всего курса изучения учебной дисциплины в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, и должен быть представлен в виде завершённого продукта-результата: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося для специальности
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» 54 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
- теоретические занятия - 26 часов;
- практические занятия - 10 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 18 часов;
- консультации – 4 часа
максимальной учебной нагрузки обучающегося для специальности
35.02.04 «Технология комплексной переработки древесины» 108 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа;
- теоретические занятия – 62 часа;
- практические занятия – 10 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 36 часов;
- консультации – 4 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «География»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: |
|
выполнение индивидуального проекта |
18 |
Дифференцированный зачёт во 2-м семестре |
Специальность 35.02.04 «Технология комплексной переработки древесины»
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
выполнение индивидуального проекта |
36 |
Дифференцированный зачёт во 2-м семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объём часов |
Уровень усвоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. Раздел 1. Источники географической информации |
|
2 |
|
Тема 1.1. Введение. Источники географической информации |
Содержание учебного материала Введение в экономическую и социальную географию. Цели и задачи географии. Географическая карта-особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №1. Подготовить сообщение и кроссворд по теме «Геоинформационные системы» |
2 |
3 |
Раздел 2. Политическое устройство мира |
|
2 |
|
Тема 2.1. Современная политическая карта мира |
Содержание учебного материала Группировка стран по площади территории и численности населения. Примеры стран. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. «Горячие точки» планеты. |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа №2. Составить таблицу, характеризующую различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
2 |
3 |
|
Практическая работа №1. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. Составление картосхемы современных региональных и международных конфликтов. |
1 |
2 |
Раздел 3. География мировых природных ресурсов |
|
2 |
|
Тема 3.1. География мировых природных ресурсов |
Содержание учебного материала Взаимодействие человечества и природы, его особенности на современном этапе. Природные условия и ресурсы. Ресурсообеспеченность. География мировых ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Источники загрязнения окружающей среды. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №2 Определение и сравнение обеспеченности регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа №3 Составить схему природных ресурсов Мирового океана и привести примеры рекреационно-лечебных, рекреационно-оздоровительных, рекреационно-спортивных. Привести примеры природоохранной деятельности. |
2 |
3 |
Раздел 4. География населения мира |
|
2 |
|
Тема 4.1. География населения мира. |
Содержание учебного материала Численность населения мира и ее динамика. Воспроизводство и миграции населения. Половая и возрастная структура населения. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Урбанизация, ее масштабы и темпы. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №3Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа №4. Конспект по теме «Демографический взрыв и его последствия», «Урбанизация и ее виды» |
2 |
3 |
Раздел 5. Мировое хозяйство |
|
10 |
|
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства |
|
2 |
|
Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура |
Содержание учебного материала Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира, внешние экономические связи. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля- основные направления и структура. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №4 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. |
1 |
2 |
Тема 5.2. География отраслей первичной сферы Мирового хозяйства |
|
2 |
|
География отраслей первичной сферы Мирового хозяйства |
Содержание учебного материала Сельское хозяйство и его экономические особенности. «Зеленая революция» и ее основные направления. АПК, география мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №5 Географические особенности добычи различных видов полезных ископаемых. |
1 |
2 |
Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
|
4 |
|
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной и легкой промышленности. |
2 |
1 |
|
Практическая работа №6 Нанесение на контурную карту мировых центров машиностроения и химической промышленности. Объяснение географии их размещения. |
2 |
2 |
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
|
2 |
|
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала Транспортный комплекс и его современная структура. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №7 Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Нанесение их на контурную карту. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа №5 Составить таблицу основных направлений международной торговли товарами и факторов, которые их формируют. |
2 |
3 |
Раздел 6. Регионы мира |
|
14 |
|
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
|
2 |
|
География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
Содержание учебного материала Географическое положение, история формирования, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Западной и Восточной Европы. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №6 Подготовить сообщение «Государства карлики Зарубежной Европы» в форме презентации |
2 |
3 |
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии |
|
4 |
|
География населения и хозяйства Зарубежной Азии |
Содержание учебного материала Географическое положение, история формирования, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Азии. |
2 |
1 |
Япония, Китай и Индия -ведущие страны Зарубежной Азии. |
Содержание учебного материала Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Отрасли хозяйства и их территориальная структура. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №7 Составить картосхему «Важнейшая продукция, поставляемая странами Зарубежной Азии на мировой рынок». Конспект (презентация)об одной из стран Азии. |
2 |
3 |
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки |
|
2 |
|
География населения и хозяйства Африки |
Содержание учебного материала Географическое положение, история формирования, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Африки. |
2 |
1 |
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки |
|
2 |
|
География населения и хозяйства Северной Америки |
Содержание учебного материала Географическое положение, история формирования, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Северной Америки. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №8 Природно-ресурсный потенциал США, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Работа с контурной картой. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа №8. Составить комплексную экономико-географическую характеристику одной из стран Северной Америки. |
2 |
3 |
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки |
|
2 |
|
География населения и хозяйства Латинской Америки |
Содержание учебного материала Географическое положение, история формирования, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Латинской Америки. |
2 |
1 |
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании |
|
2 |
|
География населения и хозяйства Австралии и Океании |
Содержание учебного материала Географическое положение, история формирования, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Австралии и Океании. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №9 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран. |
2 |
3 |
Раздел 7 Россия в современном мире |
|
2 |
|
Тема 7.1. Россия в современном мире |
Содержание учебного материала Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Участие России в МГРТ. География отраслей международной специализации. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №9 Составление карты внешнеторговых связей России. |
1 |
2 |
Раздел 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
|
2 |
|
Тема 8.1. Глобальные проблемы человечества |
Содержание учебного материала Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. |
1 |
1 |
|
Дифференцированный зачет |
1 |
|
Специальность 35.02.04 «Технология комплексной переработки древесины»
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
выполнение индивидуального проекта |
36 |
Дифференцированный зачёт во 2-м семестре |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов. |
Объем часов |
Уровень усвоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. Раздел 1. Источники географической информации |
|
2 |
|
Тема 1.1. Источники географической информации |
Содержание учебного материала Введение в экономическую и социальную географию. Цели и задачи географии. Географическая карта - особый источник информации. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №1 Подготовить сообщение и кроссворд по теме «Геоинформационные системы» |
2 |
3 |
Раздел 2. Политическое устройство мира. |
|
4 |
|
Тема 2.1. Современная политическая карта мира |
Содержание учебного материала Группировка стран по площади территории и численности населения. Примеры стран. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. «Горячие точки» планеты. |
2 |
1 |
|
Практическая работа №1 Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. Составление картосхемы современных региональных и международных конфликтов. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа №2 Составить таблицу, характеризующую различные типы стран по уровню социально-экономического развития |
2 |
3 |
Раздел 3. География мировых природных ресурсов |
|
4 |
|
Тема 3.1. География мировых природных ресурсов |
Содержание учебного материала Взаимодействие человечества и природы, его особенности на современном этапе. Природные условия и ресурсы. Ресурсообеспеченность. География мировых ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. Источники загрязнения окружающей среды. |
2 |
1 |
|
Практическая работа №2 Определение и сравнение обеспеченности регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа №3 Составить схему природных ресурсов Мирового океана и привести примеры рекреационно-лечебных, рекреационно-оздоровительных, рекреационно-спортивных. Привести примеры природоохранной деятельности. |
4 |
3 |
Раздел 4. География населения мира |
|
6 |
|
Тема 4.1. Численность населения мира и ее динамика |
Содержание учебного материала Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. |
2 |
1 |
Тема 4.2. Трудовые ресурсы и занятость населения |
Содержание учебного материала Экономически активное и самодеятельное население.. социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. |
2 |
1 |
Тема 4.3. Размещение населения по территории земного шара. Урбанизация. |
Содержание учебного материала Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №3 Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа №4 Конспект по теме «Демографический взрыв и его последствия». Составить картосхему наиболее населенных частей мира. |
2 |
3 |
Раздел 5. Мировое хозяйство |
|
18 |
|
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства |
Содержание учебного материала Мировая экономика.. Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира, внешние экономические связи. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля- основные направления и структура. |
2 |
1 |
Тема 5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
|
4 |
|
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала Сельское хозяйство и его экономические особенности. «Зеленая революция» и ее основные направления. АПК, география мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. |
2 |
1 |
Лесное хозяйство и лесозаготовка |
Особенности размещения основных мировых лесозаготовок. Лесоизбыточные районы мира. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №4 Географические особенности добычи различных видов полезных ископаемых. |
1 |
2 |
Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. |
|
8 |
|
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. Мировое потребление минерального топлива. |
Топливно-энергетический комплекс и его этапы развития. Нефтяная и газовая промышленность мира. География размещения. |
2 |
1 |
Мировая электроэнергетика. |
Понятие тепловой, гидравлической и атомной энергии. Мировое производство и потребление электроэнергии. География размещения. |
2 |
1 |
Мировая черная и цветная металлургия |
Географические особенности черной и цветной металлургии. Мировые районы. |
2 |
1 |
Мировое машиностроение и химическая промышленность |
Машиностроение и химическая промышленность – лидирующие отрасли мирового хозяйства. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №5 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. |
4 |
3 |
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
|
4 |
|
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. Транспортный комплекс |
Современная структура транспортного комплекса. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. |
2 |
1 |
Современные особенности международной торговли товарами. |
Международная торговля – первая форма мирохозяйственных связей в мировой экономике. Значение внешней торговли для развития национальной экономики. Место международной торговли в системе международных экономических отношений. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №5 Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Нанесение их на контурную карту. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа №6 Составить таблицу основных направлений международной торговли товарами и факторов, которые их формируют. Составить картосхему. |
6 |
3 |
Раздел 6. Регионы мира. |
|
30 |
|
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы. |
|
6 |
|
Место и роль Зарубежной Европы в мире. |
Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
2 |
1 |
Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. |
Характерные черты природно-ресурсного потенциала. |
2 |
1 |
Население и хозяйство Зарубежной Европы |
Размещение и численность населения региона. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №7 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран. |
2 |
3 |
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии. |
|
8 |
|
Место и роль Зарубежной Азии в мире. |
Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
2 |
1 |
Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии |
Характерные черты природно-ресурсного потенциала. |
2 |
1 |
Население и хозяйство Зарубежной Азии. |
Размещение и численность населения региона. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. |
2 |
1 |
Япония, Китай и Индия - ведущие страны Зарубежной Азии. |
Условия формирования стран. Особенности политической системы. ПРП, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №6 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран Зарубежной Азии. |
1 |
2 |
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки. |
|
4 |
|
Место и роль Африки в мире. |
Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
2 |
1 |
Природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство Африки. |
Характерные черты природно-ресурсного потенциала. Размещение и численность населения региона. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №8 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран. |
2 |
3 |
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки. |
|
4 |
|
Место и роль Северной Америки в мире. |
Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
2 |
1 |
Природно-ресурсный потенциал, население и хозяйство Северной Америки |
Характерные черты природно-ресурсного потенциала. Размещение и численность населения региона. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. |
1 |
1 |
|
Практическая работа №7 Экономические районы США. Работа с контурной картой. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа №9 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран. |
2 |
3 |
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки. |
|
6 |
|
Место и роль Латинской Америки в мире. |
Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
2 |
1 |
Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки. |
Характерные черты природно-ресурсного потенциала. |
2 |
1 |
Население и хозяйство Латинской Америки. |
Численность, динамика населения. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №10 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран. |
2 |
3 |
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании. |
|
2 |
|
География населения и хозяйства Австралии и Океании. |
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. ПРП, население и хозяйство. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. |
2 |
1 |
|
Самостоятельная работа №11 Составление комплексной экономико-географической характеристики одной из стран. |
2 |
3 |
Раздел 7. Россия в современном мире. |
|
4 |
|
Россия на политической карте мира. |
Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX-XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. |
2 |
1 |
Место России в мировом хозяйстве и МГРТ. |
Участие России в международной торговле товарами и в других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. |
1 |
1 |
|
Самостоятельная работа №12 Оценка геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. |
6 |
3 |
|
Практическая работа №8 Составление картосхемы внешнеторговых связей России. |
1 |
2 |
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
|
4 |
|
Тема 8.1. Глобальные проблемы человечества. |
Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. |
2 |
1 |
|
Дифференцированный зачет. |
2 |
|
* Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Вид учебной работы |
Специальность Программирование в компьютерных системах |
Специальность Технология комплексной переработки древесины |
Количество часов |
||
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
||
Ведение.
|
2 |
2 |
|
2 |
4 |
|
2 |
4 |
|
2 |
6 |
Современные особенности развития мирового хозяйства |
2 |
2 |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
2 |
4 |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
4 |
8 |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
2 |
4 |
География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
2 |
6 |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии |
4 |
8 |
География населения и хозяйства Африки |
2 |
4 |
География населения и хозяйства Северной Америки |
2 |
4 |
География населения и хозяйства Латинской Америки |
2 |
6 |
География населения и хозяйства Австралии и Океании |
2 |
2 |
|
2 |
4 |
|
2 |
4 |
Итого |
36 |
72 |
Внеурочная самостоятельная работа |
||
Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. |
18 |
36 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
||
Всего |
54 |
108 |
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
1.Новейшие изменения политической карты мира.
2.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
3.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
4.Особенности современного воспроизводства мирового населения.
5.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
6.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
7.Языки народов мира.
8.Современные международные миграции населения.
9.Особенности урбанизации в развивающихся странах.
10.Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
11.Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
12.«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
13.Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
14.Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
15.Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
16.Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
17.Международный туризм в различных странах и регионах мира.
18.«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
19.Запад и Восток Германии сегодня.
20.Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
21.Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
22.Великие водопады мира.
23.Карликовые государства мира.
24.Каменные факелы Земли.
25.Особенности политической карты Африки.
26.Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
27.Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
28.Географический рисунок хозяйства США.
29.Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
30.Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
31.Особенности современного экономико-географического положения России.
32.Внешняя торговля товарами России.
33.Глобальная проблема изменения климата.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «География» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт);
- информационно-коммуникативные средства;
- библиотечный фонд
Информационные средства обучения:
- электронные учебные издания по основным темам курса географии;
-электронная и печатная база данных промежуточных и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы в форме КОС;
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2013.
2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2013
3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2012.
4. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2013
5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2013
6. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Часть [Электронный ресурс]: учебное пособие/
7. Максаковский В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2009.— 368 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3754.— ЭБС «IPRbooks»
8. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2013
9. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2013
10. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2013.
11. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ.образоват. учрежд. СПО. – М., 2012
Дополнительные источники:
1 Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2012
2 Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География кл.10 класс– М., 2012
3. Школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2012.
Интернет ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
3. Всемирная география wgeo.ru
4. Географическая энциклопедия geoman.ru
5. Страноведческая литература. geografia.ru
6. Все о географии geosite.com.ru
3.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий
(по разделам содержания учебной дисциплины «География»)
Наименование разделов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Введение |
Характеризовать предмет изучения курса, его структуру, методы исследования. Работать с различными источниками географической информации.
|
Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. |
Ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
Раздел 1 Источники географической информации |
|
|
|
Тема 1.1 Источники географической информации |
Работать с различными источниками географической информации.
|
Уметь анализировать и интерпретировать информацию . Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества; Понимать информацию, отделять новое знание от известного. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
|
Раздел 2. Политическая карта мира |
|
|
|
Тема 2. 1. Страны на современной политической карте мира. |
Показывать на карте страны мира. Иметь представление о политической карте мира. Работать со статистикой. Приводить примеры развитых и развивающихся стран, относящихся к различным подгруппам. Наносить на контурную карту по памяти: Россию, Францию, Китай, Японию, Саудовскую Аравию, Нигерию, США, Канаду, Бразилию, Австралию. Давать определение терминов «суверенное государство», «республика», «федеративное государство», «политическая география». Составлять кроссворд «Страны мира». |
Сопоставлять явления и факты, составлять из отдельных элементов целостную картину Определять понятия ,делать обобщения Классифицировать, устанавливать, причинно-следственные связи, делать выводы, создавать и применять схемы для решения учебных и познавательных задач Развивать навыки мыслительной деятельности Самостоятельный поиск, анализ информации, организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи
|
Выстраивать и аргументировать свой ответ Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
Раздел 3 География населения мира |
|
|
|
Тема 3.1 География населения мира |
Анализировать диаграммы и графики. Решать проблемные задачи по теме. Понимать взаимосвязь между типом воспроизводства и типом страны. Анализировать половозрастные пирамиды, связывать их с типом страны. Анализировать и прогнозировать развитие мирового рынка труда. Характеризовать типы воспроизводства населения. Сравнивать динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара, определять народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африки, Северной и Южной Америке, Австралии, Океании. По карте религий в атласе характеризовать ареалы распространения мировых религий. Определять какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Рассчитывать во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1970 по 2015 гг. Уметь составлять таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация» по предложенной схеме. Составлять словарь новых понятий. Готовить устные сообщения, презентации, аннотации по предложенным темам. |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть устной и письменной речью. Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Анализировать статистические материалы, составлять структурные схемы изложения материала виде информационного проекта . |
Стимулировать эмпатию Понимать значение знаний для человека и применять его Находить дополнительную информацию для решения познавательных задач.
|
Раздел 4. География мировых природных ресурсов |
|
|
|
Тема 4.1 География мировых природных ресурсов |
Рассчитывать ресурсообеспеченность любыми видами ресурсов. Сравнивать страны по ресурсообеспеченности. Анализировать картографический и статистический материал. Анализировать проблемы использования водных и биологических ресурсов. Формулировать пути их преодоления. Анализировать роль рекреационных ресурсов современной экономики. Обосновывать необходимость использования альтернативных источников энергии. Составлять схемы «Природные ресурсы мирового океана». Составлять дополнительную библиографию по теме и использовать её в своей работе. Используя различные данные СМИ, интернета приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
|
Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Применять установленные правила в планировании способа решения. .Осуществлять самоконтроль. Работать в коллективе, команде Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет- ресурсах Формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений Отработка приёмов публичного выступления
|
Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. . Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. Использовать приобретенные знания и умения на других дисциплинах и повседневной жизни. Находить дополнительную информацию для решения познавательных задач. Понимать значение новых знаний и принимать его
|
Раздел 5. География мирового хозяйства |
|
|
|
Тема 5.1. География мирового хозяйства. |
Приводить примеры стран с разной территориальной структурой хозяйства. Характеризовать изменения ,которые внесла НТР во все сферы человеческой деятельности. Давать характеристику структур типов мировой экономики. Приводить примеры стран с разной территориальной структурой хозяйства. Понимать причины и пути преодоления мирового сырьевого кризиса. Составлять систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР». Наносить на контурную карту страны – члены ОПЭК, главные центры мирового хозяйства. Готовить проблемные сообщения по изучаемой теме. Применять текстовые, картографические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщения. Составлять диаграмму «Страны, занимающие 1-3 места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Формулировать по тексту параграфа вопросы, на которые в тексте нет прямого ответа. Давать характеристику мировой электроэнергетики. Сравнивать страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС. По мировой карте цветной металлургии в атласе подбирать примеры районов и центров, ориентирующихся на сочетание запасов каменного угля, железной руды, грузопотока угля и руды. Составлять систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения».
|
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
|
.Воспитание интереса к предмету, к окружающей действительности, аналитическое восприятие событий происходящих в мире, толерантность к людям, событиям в мире Понимать значение знаний и применять его |
Раздел 6. Регионы и страны мира |
|
|
|
Тема 6.1 Регионы и страны мира. Страны Западной и Восточной Европы |
Показывать на карте границы субрегионов зарубежной Европы, страны, входящие в них, и их столицы. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения стран Зарубежной Европы. Анализировать и сопоставлять картографические материалы. Пользуясь картами атласа давать экономико-географическую характеристику одной из стран Зарубежной Европы (по выбору). Пользуясь картой полезных ископаемых в атласе, сравнивать страны региона по богатству и разнообразию топливных, родных и не родных ископаемых. Определять страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения.
Составлять кроссворд «Столицы стран Европы». Готовить сообщения о культурно-исторических достопримечательностях городов Зарубежной Европы. Готовить рецензию на книгу (главу) рекомендованную по данной теме.
|
Развитие логических умений в процессе выполнения учебной задачи Развитие пространственного мышления, творческого воображения, умений работать с картой Уметь структурировать знания, дополнять и расширять имеющиеся знания и представления по изучаемой теме Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Представлять результаты своего труда в форме презентации, реферата, проекта
|
Понимать значение новых знаний и принимать его Воспитывать основы географической культуры и мировоззрения Побуждение поиска новых, дополнительных знаний об изучаемом регионе, внимательное отношение к природе, оценочного суждения |
Тема 6.2. Зарубежная Азия. |
Составлять комплексную характеристику стран Зарубежной Азии. Сравнивать различные страны макрорегионов по основным экономико-географическим показателям, выделять черты сходства и различия. |
Работать с текстом учебника с атласом Анализировать, выделять главное, самостоятельно работать с учебной литературой Составлять кластер Преобразование статистической информации в диаграммы, текста в схемы и картосхемы Представлять результаты своей работы в форме презентации, проекта, реферата |
Поддерживать оптимистический настрой, быть доброжелательным, получить максимум знаний и хороших оценок Привитие чувства толерантности, этические нормы общения Способствовать развитию познавательного интереса к предмету формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
|
Тема 6.3 Регионы и страны мира. Африка |
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность, демографическую ситуацию, уровень урбанизации, территориальной концентрации населения и производства страны. Анализировать и сопоставлять картографические материалы. Наносить на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой войны. Проводить классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Готовить конспект на тему «Население Африки». Сравнить страны Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и различия. Готовить альбом «География Африки на почтовых марках». |
Работать с текстом учебника с атласом Анализировать, выделять главное, самостоятельно работать с учебной литературой Составлять кластер Преобразование статистической информации в диаграммы, текста в схемы и картосхемы Представлять результаты своей работы в форме презентации, проекта, реферата |
Аргументировать, оценивать свои и чужие поступки Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него Вырабатывать уважительное, доброжелательное отношение к непохожим на себя Понимать значение новых знаний и принимать его |
Тема 6.4 Регионы и страны мира. Северная и Латинская Америка.
|
Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения стран Северной и Латинской Америки. Анализировать и сопоставлять картографические материалы. Давать характеристику крупнейших городских агломераций и мегаполисов США. Называть главные «нефтяные» штаты США. Составлять конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США». Наносить на контурную карту Северной Америки крупные города, главные морские порты, трансконтинентальные железные дороги. Определять форму правления и административно-территориальное устройство стран Латинской Америки. Давать характеристику состава полезных ископаемых в отдельных её субрегионов, объяснять черты сходства и различия. Опираясь на знания по географии и истории, объяснять, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающихся стран. Используя карты атласа устанавливать черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. |
Ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, составление логического опорного конспекта изученного параграфа, составление диаграмм- сравнений основных показателей экономического развития регионов с использованием статистических данных Представлять результаты работы в форме презентации, проекта, реферата |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию Сформированность мотивации к обучению и познанию Сформированность основ гражданской идентичности осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровне;
|
Раздел 7. Россия в современном мире. |
|
|
|
Тема 7.1 Россия в современном мире. |
Характеристика современного этапа развития хозяйства. России в современном мире |
Работать с текстом учебника с атласом Анализировать, выделять главное, самостоятельно работать с учебной литературой Составлять кластер Преобразование статистической информации в диаграммы, текста в схемы и картосхемы Представлять результаты своей работы в форме презентации, проекта, реферата |
Сформированность основ гражданской идентичности осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровне;
|
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем |
|
|
|
Тема 8.1 Географические аспекты глобальных проблем |
Давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними. Составлять графический конспект глобальных проблем. Используя материалы периодической печати готовить сообщения по теме и высказывать свою точку зрения. Анализировать возможные пути решения глобальных проблем. Составлять конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». |
Ставить учебные задачи планировать свою деятельность Составление опорного конспекта Грамотно излагать свои мысли. Расширение социального опыта студентов при анализе и обсуждении глобальных проблем человечества. Создавать творческий проект по одной из глобальныхпроблем человечества |
Понимать информацию, отделять новое знание от известного. Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
|
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан комплект контрольно-оценочных средств (КОС). КОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателям оценки результатов подготовки.
При изучении тем всего курса «География» текущий контроль включает:
ü входную контрольную работу;
ü устные опросы;
ü самостоятельные и проверочные работы на 15 - 20 минут по каждой теме предмета для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки;
ü зачеты по теоретической части для проверки теоретических заданий по данной теме;
ü практические работы;
ü тематические тесты для проверки усвоения теоретических знаний по теме, путем применения тестовых заданий в различных формах: задания с готовыми ответами, задания со свободным кратким ответом, задания на дополнение высказывания.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
Отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
Хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
Удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
не удовлетворительно |
Основные показатели оценки результата |
||
Личностные |
Личностными результатами освоения учебной дисциплины следует считать: ü положительное отношение к урокам географии; ü умение признавать собственные ошибки; ü умение организовывать свою деятельность; ü формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); |
|
Метапредметные |
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: ü произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; ü владеть базовыми информационными технологиями; ü осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ü использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ü ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ü уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; ü уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ü уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; ü уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; ü уметь устанавливать причинно-следственные связи; ü уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ü уметь устанавливать аналогии; ü осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, сети Интернет; ü создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ü уметь осуществлять выбор наиболее эффективных образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных универсальных учебных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя: ü желание вступать в контакт с окружающими; ü знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; ü умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. ü сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; ü задавать вопросы с целью получения нужной информации; ü организовывать взаимопроверку выполненной работы; ü высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности можно считать способность: ü отслеживать цель учебной деятельности и внеучебной (проектная деятельность); ü планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; ü выбирать средства для организации своего поведения; ü адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; ü оценивать собственные успехи в учебной деятельности; ü планировать шаги по устранению пробелов.
В результате изучения тем курса обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ü для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций ü нахождения и применения географической информации включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета ü правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах, и регионах мира, тенденций их возможного развития ü понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения
|
|
Предметные |
|
|
Введение |
В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: ü Введение в экономическую и социальную географию мира. ü Содержание, структура учебника и рекомендации по работе с ним. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü характеризовать предмет изучения курса, его структуру, методы исследования. ü работать с различными источниками географической информации.
|
|
Источники географической информации |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü Источники географической информации. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü Работать с различными источниками географической информации.
|
|
. Страны на современной политической карте мира. |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü Количество и группировку стран. ü Экономически высокоразвитые, развивающиеся страны с переходной экономикой. ü Государственный строй стран мира. ü Влияние международных отношений на политическую карту мира. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü Показывать на карте страны мира. ü Иметь представление о политической карте мира. ü Работать со статистикой. ü Приводить примеры развитых и развивающихся стран, относящихся к различным подгруппам. ü Наносить на контурную карту по памяти: Россию, Францию, Китай , Японию, Саудовскую Аравию, Нигерию, США, Канаду, Бразилию, Австралию. ü Давать определение терминов «суверенное государство», «республика», «федеративное государство», «политическая география». ü Составлять кроссворд «Страны мира». |
|
География населения мира |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü Численность населения мира. ü Воспроизводство населения. Его типы. ü Демографическая политика. ü Теорию демографического перехода. ü Качество населения как новое комплексное понятие. ü Половой состав. ü Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы. ü Религиозный состав населения. ü Миграции населения. ü Городское и сельское население. ü Уровни и темпы урбанизации. ü Воздействие урбанизации на окружающую среду. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü Анализировать диаграммы и графики. ü Решать проблемные задачи по теме. ü Понимать взаимосвязь между типом воспроизводства и типом страны. ü Анализировать половозрастные пирамиды, связывать их с типом страны. ü Анализировать и прогнозировать развитие мирового рынка труда. ü Характеризовать типы воспроизводства населения. ü Сравнивать динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара, определять народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африки, Северной и Южной Америке, Австралии, Океании. ü По карте религий в атласе характеризовать ареалы распространения мировых религий. ü Определять какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. ü Рассчитывать во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1970 по 2015 гг. ü Уметь составлять таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация» по предложенной схеме. ü Составлять словарь новых понятий. ü Готовить устные сообщения, презентации, аннотации по предложенным темам. |
|
География мировых природных ресурсов |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü понятие географической среды и ресурсообеспеченности. ü минеральные земельные, водные, биологические, климатические, рекреационные ресурсы. ü ресурсы мирового океана. ü антропогенное загрязнение окружающей среды. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü рассчитывать ресурсообеспеченность любыми видами ресурсов. ü сравнивать страны по ресурсообеспеченности. ü анализировать картографический и статистический материал. ü анализировать проблемы использования водных и биологических ресурсов. ü формулировать пути их преодоления. ü анализировать роль рекреационных ресурсов современной экономики. ü обосновывать необходимость использования альтернативных источников энергии. ü составлять схемы «Природные ресурсы мирового океана». ü составлять дополнительную библиографию по теме и использовать её в своей работе. ü используя различные данные СМИ, интернета приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу. |
|
География мирового хозяйства. |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü научно-техническая революция, её черты и составные части. ü понятие мирового хозяйства. ü международное географическое разделение труда. ü отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. ü первую ведущую отрасль материального производства. ü топливно-энергетическую промышленность. ü электроэнергетику. ü металлургическую промышленность. ü машиностроение. ü лесную и деревообрабатывающую промышленность. ü лёгкую промышленность. ü основы мирового сельского хозяйства. ü географию транспорта. ü всемирные экономические отношения. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü приводить примеры стран с разной территориальной структурой хозяйства. ü характеризовать изменения ,которые внесла НТР во все сферы человеческой ü деятельности. ü давать характеристику структур типов мировой экономики. ü приводить примеры стран с разной территориальной структурой хозяйства. ü понимать причины и пути преодоления мирового сырьевого кризиса. ü составлять систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР». ü наносить на контурную карту страны – члены ОПЭК, главные центры мирового хозяйства. ü готовить проблемные сообщения по изучаемой теме. ü применять текстовые, картографические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщения. ü составлять диаграмму «Страны, занимающие первое 1-3 места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». ü формулировать по тексту параграфа вопросы, на которые в тексте нет прямого ответа. ü давать характеристику мировой электроэнергетики. ü сравнивать страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС. ü По мировой карте цветной металлургии в атласе подбирать примеры районов и центров, ориентирующихся на сочетание запасов каменного угля, железной руды, грузопотока угля и руды. ü составлять систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения».
|
|
Регионы и страны мира. Страны Западной и Восточной Европы |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü территорию, границы, положения. ü природные условия и ресурсы. ü население. ü хозяйство: место в мире, различия между странами. ü главные отрасли промышленности. ü сельское хозяйство. ü главные магистрали и узлы. ü технопарки, технополисы, банковские центры. ü главный регион международного туризма. ü субрегионы Зарубежной Европы. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü показывать на карте границы субрегионов зарубежной Европы, страны, входящие в них, и их столицы. ü оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения стран Зарубежной Европы. ü анализировать и сопоставлять картографические материалы. ü Пользуясь картами атласа давать экономико-географическую характеристику одной из стран Зарубежной Европы (по выбору). ü Пользуясь картой полезных ископаемых в атласе, сравнивать страны региона по богатству и разнообразию топливных, родных и не родных ископаемых. ü определять страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения. ü составлять кроссворд «Столицы стран Европы». ü готовить сообщения о культурно-исторических достопримечательностях городов Зарубежной Европы. ü готовить рецензию на книгу (главу) рекомендованную по данной теме.
|
|
Регионы и страны мира. Зарубежная Азия. |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü территория, границы положение. ü природные условия и ресурсы. ü численность, воспроизводство. ü этнический, религиозный состав населения. ü Центры экономической мощи. (на примере Китая, Японии, Индии) В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü составлять комплексную характеристику стран Зарубежной Азии. ü сравнивать различные страны макрорегионов по основным экономико-геграфическим показателям, выделять черты сходства и различия. |
|
Регионы и страны мира. Африка |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü территория, границы, положение. ü природные условия и ресурсы. ü особенности воспроизводства состава и размещения населения. ü отраслевая и территориальная структура, место Африки в мире. ü деление Африки на субрегионы. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü оценивать и объяснять ресурсообеспеченность, демографическую ситуацию, уровень урбанизации, территориальной концентрации населения и производства страны. ü анализировать и сопоставлять картографические материалы. ü наносить на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой войны. ü проводить классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. ü готовить конспект на тему «Население Африки». ü сравнить страны Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и различия. ü готовить альбом «География Африки на почтовых марках». |
|
Регионы и страны мира. Северная и Латинская Америка.
|
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü территория, границы, положение. ü общая характеристика хозяйства. ü география промышленности. ü география сельского хозяйства. ü макрорайоны США. ü общая характеристика Канады. ü общая характеристика Кубы, Бразилии. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения стран Северной и Латинской Америки. ü анализировать и сопоставлять картографические материалы. ü давать характеристику крупнейших городских агломераций и мегаполисов США. ü называть главные «нефтяные» штаты США. ü составлять конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США». ü наносить на контурную карту Северной Америки крупные города, главные морские порты, трансконтинентальные железные дороги. ü определять форму правления и административно-территориальное устройство стран Латинской Америки. ü Давать характеристику состава полезных ископаемых в отдельных её субрегионов, объяснять черты сходства и различия. ü Опираясь на знания по географии и истории, объяснять, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающихся стран. ü Используя карты атласа ü устанавливать черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. |
|
Россия в современном мире. |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü международные, отраслевые, региональные организации, в которых состоит Россия. ü роль страны в производстве важнейших объектов мировой и сельскохозяйственной продукции. ü основные направления внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира, странами СНГ. ü социально-экономическое развитие России. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü характеризовать современный этап развития хозяйства. России в современном мире. ü анализировать основные направления внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира, странами СНГ. ü оценивать роль страны в производстве важнейших видов мировой и сельскохозяйственной продукции. ü объяснять различия в уровне социально-экономического развития стран СНГ. |
|
Географические аспекты глобальных проблем |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: ü географические аспекты глобальных проблем человечества. ü глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. ü пути решения глобальных проблем. В результате изучения темы обучающиеся должны уметь: ü давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними. ü составлять графический конспект глобальных проблем. ü Используя материалы периодической печати готовить сообщения по теме и высказывать свою точку зрения. ü анализировать возможные пути решения глобальных проблем. ü составлять конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». |
|
Овладение универсальными учебными действиями ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности, к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.
Примерный перечень вопросов по учебной дисциплине,
проверяемых заданиями в рамках промежуточной аттестации
(дифференцированный зачёт).
2 семестр.
1. Современная политическая карта мира.
2. Влияние международных отношений на политическую карту мира.
3. Государственный строй стран мира.
4. Понятие географической среды.
5. Ресурсообеспеченность.
6. Минеральные, земельные, биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы.
7. Антропогенные загрязнения: причины и последствия.
8. Численность населения мира. Воспроизводство, его виды.
9. Демографическая политика – управление воспроизводством населения.
10. Качество населения, как новое комплексное понятие.
11. Половой, возрастной, религиозный состав населения мира.
12. Размещение, миграции населения.
13. Городское и сельское население.
14. НТР. Характерные черты и составные части.
15. Понятия о мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
16. Международная экономическая интеграция: региональная и отраслевые группировки.
17. Факторы размещения производительных сил. Старые и новые факторы.
18. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства.
19. Топливно-энергетическая промышленность, нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики.
20. Электроэнергетика – одна из отраслей «авангардной» тройки.
21. Металлургическая промышленность. Типы ориентации.
22. Химическая промышленность: главные регионы.
23. Лёгкая промышленность: сдвиги географии.
24. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: два пояса.
25. Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства.
26. Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства.
27. Всемирные экономические отношения.
28. Общая характеристика Зарубежной Европы.
29. Субрегионы Зарубежной Европы: два подхода к выделению.
30. Общая характеристика Зарубежной Азии.
31. Территория, население, хозяйство: достижения и проблемы, внутренние различия и города Китайской Народной Республики.
32. Территория, население, хозяйство Японии.
33. Территория, население, общая характеристика хозяйства Индии.
34. Общая характеристика Африки.
35. Субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.
36. Общая характеристика США.
37. Общие сведения, хозяйство, внутренние различия Канады.
38. Общая характеристика Латинской Америки.
39. Общие сведения, хозяйство, крупные города самой крупной страны – субрегиона Латинской Америки Бразилии.
40. Общая характеристика глобальных проблем человечества.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.