Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Оценка 4.6
Документация
doc
география
5 кл
14.11.2019
Данная рабочая программа для 5-6 классов по географии "Землеведение"под редакцией О.А. Климанова , В.В. Климанов, Э.В. Ким поможет учителям естественного цикла к подготовке учебного процесса. программа состоит из; пояснительной записки, календарно -тематического плана , поурочного планирования и рекомендуемая литература, интернет ресурсы.
ФГОС 5-6 класс Климанова (2).doc
2
2 3
3 4
4 Пояснительная записка
5
Рабочая программа по географии в 5классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования: Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014
№ 2).
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 20192020 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от
20.06.2017)
4. Образовательная программа МОУ «Лицей №7» на 20192020учебный год.
5.
Учебный план МОУ «Лицей №7» на 20192020 учебный год.
Рабочая программа по географии разработана в соответствии с:
ФГОС ООО
Авторской программы для 5— 9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева., М. :Дрофа 2017г.
Реализуемого учебника географии для 56 класса География. Землеведение: учебник для общеобразовательных учреждений 56 класс. М.:Дрофа,2019
г. из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, (35 часов).
Планируемые результаты изучения программы.
В ходе преподавания географии в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует
обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
Выпускник научится
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы
данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные
базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
5 6
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практикоориентированных задач;
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач:
— выявления географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации
географической информации, объяснения географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);
— расчета количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;
— составления простейших географических прогнозов;
— принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития;
•
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение
в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую
информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач.
•
•
•
•
•
•
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
6 • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой
информации;
• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в
географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
•
7
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
•
•
•
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
•
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и
явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции
устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой
информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
•
•
•
•
•
•
•
7 •
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и
справочную литературу, современные информационные технологии.
8
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
воспитание российской гражданской идентичности;
•
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного
мира;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование основ экологической культуры;
•
•
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты курса «География. Землеведение» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цель цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• выбирать средства и применять их на практике;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
•
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
8 • осуществлять самостоятельный расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, её преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать;
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
• организовать сотрудничество, работать в группах (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
9
Предметные результаты
•
•
•
•
•
•
•
Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у обучающихся целостной
системы комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об
особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-эко но мичес ких
процессов, протекающих в географическом
пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.
Предметным результатом
изучения курса является сформированность следующих умений:
использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео и фотоизображение, Интернет)
для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
умение анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
различать и сравнивать изученные географические объекты;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;
9 •
•
•
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, карт атласа;
• устной прикидки и оценки результата выполняемой работы;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами
рассматриваемых процессов и явлений
10
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
Формы организации учебного процесса:
Учебнотематический план.
5 класс
(35 часов, 1 час в неделю).
Раздел
Изучаемый материал
1.
Введение
Раздел I. Как устроен наш мир
Тема 1. Земля во Вселенной
Колво
часов
1
9
5
Практические и контрольные работы
10 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Представление об устройстве мира.
Звезды и галактики.
Солнечная система.
Луна – спутник Земли.
Земля – планета Солнечной системы.
Тема 2. Облик Земли.
Облик Земного шара.
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.
Параллели и меридианы. Градусная сеть.
Урок – практикум. Глобус как источник географической информации.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной
поверхности.
Тема 3. Изображение Земли.
Способы изображения земной поверхности.
История географической карты.
Тема 4. История открытия и освоения Земли.
Географические открытия древности.
Географические открытия Средневековья.
Великие географические открытия.
В поисках Южной земли.
Исследования океана и внутренних частей материков.
Урок – практикум. Записки путешественников и литературные
произведения как источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета.
Тема 5. Литосфера.
Внутреннее строение Земли.
Горные породы и их значения для человека.
Урок – практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.
Рельеф и его значение для человека.
Основные формы рельефа Земли.
Тема 6. Гидросфера.
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
8
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
15
5
1
1
1
1
4
«Определение горных пород и описание их свойств».
11
11 24. Мировой круговорот воды.
25. Мировой океан и его части.
26.
27.
Гидросфера – кровеносная система Земли.
Гидросфера – кровеносная система Земли.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Тема 7. Атмосфера.
Атмосфера Земли и ее значение для человека.
Погода.
Урок – практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и
наблюдение за погодой.
Тема 8. Биосфера.
Биосфера – живая оболочка Земли.
Урок – практикум. Экскурсия в природу.
Тема 9. Природа и человек.
Воздействие человека на природу Земли.
Итоговое повторение.
Резервное время.
ИТОГО
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
35
«Сравнительное описание погоды в
двух населенных пунктах на основе анализа карт
погоды».
2
ВВЕДЕНИЕ.(1ч)
Основное содержание.
5 КЛАСС (1 час в неделю, всего 35 часов, из них 1ч – резервное время.)
12
12 Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы,
явления.
РАЗДЕЛ I. КАК УСТРОЕН НАШ МИР (9ч).
Тема 1. Земля во Вселенной (5ч).
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые
установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояния до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная
система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и
смена времен года?
Тема 2. Облик Земли (4ч).
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от
полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что
такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и
меридианы Земли?
Урокпрактикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу
расстояния? Как определить по глобусу направления? Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (8ч).
Тема 3. Изображение Земли (2ч).
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории
человечества? Как делают карты на компьютере?
Тема 4. История открытия и освоения Земли (6ч).
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние
народы? Как звали самых известных географов древности?
13
13 Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое
описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь
была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось
изучение арктических широт?
Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто
исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урокпрактикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.
14
РАЗДЕЛ III. КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА (15ч).
Тема 5. Литосфера (5ч).
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности
Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Урокпрактикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где
используют горные породы и минералы? Практическая работа «Определение горных пород и описание их свойств».
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть
на океанском дне?
Тема 6. Гидросфера (4ч).
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют
озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Тема 7. Атмосфера (3ч).
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в
разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урокпрактикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных
элементов погоды?
14 Практическая работа. «Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды».
Тема 8. Биосфера (2ч).
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы
изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Урокпрактикум. Экскурсия на природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести
гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Тема 9. Природа и человек (1ч).
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия
человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Уроки обобщающего повторения по темам курса (1ч).
Резервный час (1ч).
15
Календарно тематическое планирование 5 класс.
№ п/п
Название темы
(раздела)
Количе
ство
часов на
изучени
Тип урока
Планируемые предметные результаты
Дата по
Корректиро
программе
вка
1
Что изучает география
2 (1)
Представления об
устройстве мира.
3 (2)
Звезды и галактики.
е
1
1
1
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
Введение (1ч)
Обсуждение и выведение определения «география». Знакомство с условными обозначениями и
структурой учебника.
Формулируют определение понятия «География».
Выявляют особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Раздел I. Как устроен наш мир (9ч).
Тема 1. Земля во Вселенной (5ч).
Объяснять понятия и термины: Солнечная система, галактика, планета, астероид, комета;
называть имена ученых, внесших вклад в изучение Земли; объяснять отличия геоцентрической
и гелиоцентрической моделей устройства мира;
Изучать по схеме способ измерения расстояния до недоступного предмета; сравнивать
космические тела по степени опасности для людей;
15 4 (3)
5 (4)
Солнечная система.
Луна — спутник
Земли.
6 (5)
Земля – планета
Солнечной системы.
7 (1)
Облик земного шара
8 (2)
Форма и размеры
Земли. Глобус –
модель Земли.
9 (3)
Параллели и
меридианы. Градусная
сеть.
10 (4)
Глобус как источник
географической
информации.
11 (1)
Способы изображения
земной поверхности.
1
1
1
1
1
1
1
1
знаний).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок, комплексное
применение знаний,
умений, навыков)
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок развивающего
контроля.
(урок – практикум).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Изучать и приводить примеры планет Солнечной системы;
Сравнивать и называть сходство и различия между Землей и ее спутником — Луной;
объяснять причины смены дня и ночи и времен года на Земле;
Анализировать иллюстративносправочных материалов и сравнивать планеты Солнечной
системы по разным параметрам.
Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площади материков и
океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты.
Тема 2. Облик Земли (4 ч).
Объяснять понятия и термины: Мировой океан, материк, остров, полуостров, читать план
местности и карту; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории
Поиск информации и подготовка сообщений на тему «Представление о форме и размерах
Земли в древности».
Анализировать карты атласа. Выявлять как формы и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Составлять и анализировать схемы «Географические следствия размеров и форм Земли».
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Поиск
объектов на карте и глобусе по географическим координатам, сравнение местоположения
объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью
градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. Сравнивать
глобус и карту, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения
параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов,
начального меридиана, географических полюсов.
Определять по картам сторон горизонта и направлений движений.
Находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на
глобусе, карте полушарий и физической карте России;
Определять (измерять) направления, расстояния на глобусе, на карте, на местности; Читать
план местности и карту; Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату
территории
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8ч).
Тема 3. Изображение Земли (2ч).
Объяснять понятия и термины: план, карта, географический атлас,
аэрофотоснимок, космический снимок, геоинформационная система (ГИС);
Изучить и сравнивать, называть особенности различных источников
географической информации —географических карт, планов местности,
аэрофотоснимков и космических снимков; Приводить примеры видов
деятельности людей, где необходимо использование различных
источников
16
16 Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок развивающего
контроля.
(урок – практикум).
12 (2)
История
географической
карты.
13 (1)
14 (2)
15 (3)
Географические
открытия
древности.
Географические
открытия
Средневековья.
Великие
географические
открытия.
16 (4)
В поисках Южной
земли.
17 (5)
18 (6)
Исследования океана
и внутренних частей
материков.
Записки
путешественников –
как источник
географической
информации.
19 (1)
Внутреннее строение
земли.
20 (2)
Горные породы и их
значение для человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
географической информации.
Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа,
аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной
местности. Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее
масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов,
определение абсолютной высоты территории.
Тема 4. История открытия и освоения Земли (6ч).
Работать с текстом учебника для изучения значения выражений: путь «из варяг в греки»,
Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы, викинги, русские землепроходцы;
Определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современных карт
и карты Эратосфена. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте.
Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на к/к
маршрутов путешествий. Поиск информации в Интернете.
Работа с картой, подготовка сообщений о путешественниках.
Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий.
Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на к/к
маршрутов путешествий. Поиск информации в Интернете.
Работа с картой, подготовка сообщений о путешественниках.
Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий.
Поиск информации и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И.Ф.
Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского
Работа с картой, подготовка сообщений о путешественниках.
Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева,
И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Обозначение на к/к маршрутов путешествий.
Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее
выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; Изучать и показывать по
карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее
выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; Изучать и показывать по
карте маршруты путешествий разного времени и периодов; Работать с записками, отчетами,
дневниками путешественников; Приводить примеры собственных путешествий,
иллюстрировать их.
Раздел III. Как устроена наша планета (15ч).
Тема 5. Литосфера (5ч).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок открытия новых
знаний
Выделять главное и существенные признаки понятий: земная кора, ядро, мантия, литосфера,
горные породы, минералы, полезные ископаемые, рельеф, формы рельефа, материковый склон,
ложе океана;
Описывать модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на
основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. Характеризовать методы
изучения Земли и ее недр.
Работа с раздаточным материалом горных пород.
Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в
17
17 (открытие новых
знаний).
том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных
пород.
21 (3)
22 (4)
Работа с коллекцией
горных пород и
минералов
Рельеф и его значение
для человека.
23 (5)
Основные формы
рельефа Земли.
24 (1) Мировой круговорот
воды.
25 (2) Мировой океан и его
части.
1
1
1
1
1
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Работа с раздаточным материалом горных пород. Изучать горные породы в ходе выполнения
практической работы.
В ыполняют практическую работу «Определение горных пород и описание их свойств».
Выявление воздействия земной коры на человека. Описание по иллюстрациям способов
добычи полезных ископаемых.
Поиск дополнительной информации о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о
последствиях хозяйственной деятельности на земную кору. Распознавание на физических картах в
атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной
высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и
качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения.
Сравнивать формы рельефа суши и дна Мирового океана; Изучать и приводить примеры
влияния деятельности человека на изменения рельефа на Земле. Распознавать на физических
картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Обозначение на к/к крупнейших гор и
равнин суши, горных вершин. Выполнение практических заданий по определению средней и
максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического
положения. Выявление неровностей океанического дна. Обозначение на к/к. форм рельефа дна
океана. Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.
Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных
плит.
Тема 6. Гидросфера (4ч).
Вода на Земле. Круговорот воды в природе.
Фронтальная ответы на вопросы.
Групповая Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме
«Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли,
доказательства единства
гидросферы.
Индивидуальная Сравнение соотношения отдельных частей
гидросферы по диаграмме. Описание значения воды для
жизни на планете. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение
гидросферы в жизни Земли. Значение круговорота воды
для природы Земли, доказательства единства
гидросферы.
Мировой океан – основная часть гидросферы. (открытие новых знаний)
Фронтальная ответы на вопросы, устные выступления, комментирование выставления
оценок.
Групповая Определение и описание по карте географического положения, глубины,
размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия
океанов Земли.
Индивидуальная
Обозначение на контурной карте границ океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных
и внутренних морей. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают
18
18 26 (3)
Гидросфера –
кровеносная система
Земли.
27 (4)
Гидросфера –
кровеносная система
Земли.
28 (1)
Атмосфера Земли и ее
значение для человека.
29 (2)
Погода.
30 (3)
Знакомство с
метеорологическими
приборами.
1
1
1
1
1
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок развивающего
контроля.
(урок – практикум).
Мировой океан.
Реки.
Изучать что такое река. Что такое речная система и речной бассейн, водосборный бассейн,
водораздел. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов
и водоразделов. Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного
бассейна, водораздела.
Жизнь рек. Работа с картами атласа. Сравнение горных и равнинных рек
по разным признакам. Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на
основе анализа карт. Как земная кора влияет на работу рек.
Озера и болота.
Изучать что такое озера. Какими бывают озерные котловины. Какой
бывает озерная вода. Болота. Виды болот.
Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных
территорий мира. Обозначение на к/к крупнейших озер мира. Составлять и анализировать
схемы различия озер по происхождению котловин.
Подземные воды.
Поиск дополнительной информации о значении разных видов подземных вод и минеральных
источников для человека. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота.
Изучать где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Причины образования и закономерности распространения ледников и многолетней мерзлоты.
Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной
деятельности в условиях многолетней мерзлоты. Обозначение на к/к областей
распространения современных покровных ледников, определение их географического
положения.
Тема 7. Атмосфера (3ч).
Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли содержащихся
в атмосфере газов для природных процессов.
Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для человека». Объяснение значения
атмосферы для природы Земли. Что такое атмосфера. Состав
атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Характеристика погоды. Что такое погода. Объяснять, почему погода разнообразна и
изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Установление взаимосвязи между
элементами погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные
сезоны года. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных
показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдений за
погодой.
Выполняют
двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды».
Изучать метеорологические приборы; определять различные параметры состояния погоды:
температура воздуха, атмосферное давление, направление ветра; описывать погоду своей
местности; вести простейшие наблюдения за погодой
практическую работу. «Сравнительное описание погоды в
Тема 8. Биосфера (2ч).
19
19 31 (1)
Биосфера – живая
оболочка Земли.
32 (2)
Экскурсия в природу
33 (1)
Воздействие человека
на природу Земли.
34 (1)
Итоговое повторение
по темам курса.
35 (1)
Резервный час.
1
1
1
1
1
Урок открытия новых
знаний
(открытие новых
знаний).
Урок развивающего
контроля.
(урок – практикум).
Урок рефлексии
(комбинированный
урок).
Урок развивающего
контроля.
(урок – практикум).
Изучать что такое биосфера. Знакомиться с границами современной биосферы, ее ролью в
природе. Познакомиться с Биологическим круговоротом, распределением живого вещества в
биосфере.
Составление схемы биологического круговорота веществ. Сопоставлять границы биосферы с
границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы.
Анализировать схему биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов
в переносе веществ.
Работать с новыми понятиями и терминами темы: биосфера,
биологический круговорот; Приводить примеры взаимосвязи всех живых
организмов на Земле; Вести наблюдения во время экскурсии.
Тема 9. Природа и человек (1ч).
Приводить примеры отрицательного и положительного влияния
человеческой деятельности на природу; Изучать и приводить примеры
мероприятий по охране природы.
Обобщение знаний по разделам курса «География. Землеведение» 5 класс
Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделам курса «География. Землеведение» 5
класс в учебнике. Выполнение тестовых заданий.
Итого 35 часов
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение:
УМК Учителя:
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким), ООО «Дрофа». 2019г.
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова), ООО «Дрофа». 2019г.
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова), ООО «Дрофа». 2019г.
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова), ООО «Дрофа». 2019г.
5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
6. Словарьсправочник по физ. Географии: Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1983.
7. В.Г.Чернова География в таблицах и схемах СанктПетербург VicTorY, 2006
8. Атлас «Физическая география. Начальный курс» 56 класс. Издательство Федеральная служба геодезии и картографии России. 2011;
УМК Ученика:
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким), ООО «Дрофа». 2019г.
2. Атлас «Физическая география. Начальный курс» 56 класс. Издательство Федеральная служба геодезии и картографии России. 2011;
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова), ООО «Дрофа». 2019г.
20
20 4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова), ООО «Дрофа». 2019г.
Дополнительная литература
1. Энциклопедия «Авнта +» «География» том 3. Москва «Аванта+», 1994.
2. Кроссворды для школьников: География Ярославль. Академия развития, 1998.
Компьютерное обеспечение:
1. СД «Интерактивная география 59 класс». Дрофа 2002г.
2. СД «Демонстрационные таблицы. география 56 классы». Наглядные пособия. Издательство «Учитель», 2010г.
3. Уроки географии Кирилла и Мефодия 6 класс
4. Образовательная коллекция «Начальный курс географии» 6 класс
Интернетресурсы:
1. Я иду на урок географии (методические разработки). Режим доступа: www
2. Уроки, конспекты. Режим доступа: wvwv.pedsovet. ru
3.
4.
http://nature.worldstreasure.com/ Чудеса природы
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml Национальное географическое общество
. festival. lseptember
. ru
21
21
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Рабочая программа по географии "Землеведение" 5-6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.