МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА – ГИМНАЗИЯ № 10 им. Э. К. ПОКРОВСКОГО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Директор
_____________ Талалаева Т.П. ______________ Трещѐва Н.В.
Приказ №191/а от 31.08.2015 г.
Пестова Любовь Ивановна
учитель математики высшей квалификационной категории
геометрия, профильный уровень,
11-а класс
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО Председатель
._______________ Кулькова Л.М
Протокол №1от 27.08.2015 г.
Симферополь 2015-2016 год
Рабочая программа к учебнику «Геометрия 10-11», Атанасян Л.С. и др., 11 класс (базовый уровень), 2 часа в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена:
- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,
- примерной программы по математике основного общего образования,
- авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,
-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-
2014 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием
наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.
Данная рабочая программа, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
-изучение свойств пространственных тел,
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач. Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
- выполнения расчетов практического характера;
-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится не менее 100 часов из расчета 1,5 часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даѐт распределение учебных часов по разделам курса.
В данной рабочей программе на изучение геометрии в 11 классе отводится 64 ч (2 часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
• значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; уметь
• распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
• анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
• изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
• строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
• решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
• использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
• проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
• вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач,
используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Раздел, тема. |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных работ |
Метод координат в пространстве |
15 |
2 |
Цилиндр, конус и шар. |
14 |
1 |
Объѐмы тел. |
22 |
2 |
Повторение за курс 10-11 классов |
15 |
0 |
Всего |
68 |
5 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 11 классе
№ пп |
|
Тема урока |
Колво часов |
Дата проведения
|
Домаш нее задание |
|
План |
Факт |
|||||
|
|
Глава V Метод координат в пространстве |
15 |
|
|
|
|
|
§1. Координаты точки и координаты вектора |
7 |
|
|
|
1 |
1 |
Прямоугольная система координат в пространстве |
1 |
|
|
1, п.46 |
2 |
2 |
Координаты вектора. |
1 |
|
|
1, п. 47 |
3 |
3 |
Решение задач на применение |
1 |
|
|
1, п. 47 |
(2 ч в неделю, всего 68 ч; учебники: 1. Атанасян – 10-11 кл)
|
|
координат вектора |
|
|
|
|
4 |
4 |
Связь между координатами векторов и координатами точек |
1 |
|
|
1, п.48 |
5 |
5 |
Простейшие задачи в координатах. |
1 |
|
|
1, п.49 |
6 |
6 |
Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах» |
1 |
|
|
1, п.49 |
7 |
7 |
Контрольная работа №1 «Координаты точки и координаты вектора» |
1 |
|
|
1, пп.4649 |
|
|
§2. Скалярное произведение векторов |
4 |
|
|
|
8 |
8 |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
1 |
|
|
1, пп.50,5 1 |
9 |
9 |
Решение задач на применение скалярного произведения векторов. |
1 |
|
|
1, пп.50,5 1 |
10 |
10 |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями |
1 |
|
|
1, п.52 |
11 |
11 |
Повторение вопросов теории и решение задач. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
пп.5052 |
|
|
§3. Движения. |
3 |
|
|
|
12 |
12 |
Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. |
1 |
|
|
1, пп. 54- 56 |
13 |
13 |
Параллельный перенос |
1 |
|
|
1, п.57 |
14 |
14 |
Контрольная работа №2 «Скалярное произведение векторов. Движения» |
1 |
|
|
1, пп. 50- 57 |
15 |
15 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Метод координат в пространстве»
|
1 |
|
|
1, пп. 46- 57 |
|
|
Глава VI. Цилиндр, конус и шар. |
14 |
|
|
|
|
|
§1. Цилиндр. |
3 |
|
|
|
16 |
1 |
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
1, пп. 59,60 |
17 |
2 |
Решение задач по теме «Площадь поверхности цилиндра» |
1 |
|
|
1, пп. 59,60 |
18 |
3 |
Самостоятельная работа по теме «Площадь поверхности цилиндра» |
1 |
|
|
1, пп. 59,60 |
|
4 |
§2. Конус. |
3 |
|
|
|
19 |
5 |
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. |
1 |
|
|
1, пп. 61,62 |
20 |
6 |
Усечѐнный конус. |
1 |
|
|
1, п. 63 |
21 |
7 |
Решение задач по теме «Конус» |
1 |
|
|
1, пп. 61- 63 |
|
|
§3. Сфера. |
8 |
|
|
|
22 |
8 |
Сфера и шар. Уравнение сферы. |
1 |
|
|
1, |
|
|
|
|
|
|
пп. 64,65 |
23 |
9 |
Взаимное расположение сферы и плоскости. |
1 |
|
|
1, п. 66 |
24 |
10 |
Касательная плоскость к сфере. |
1 |
|
|
1, п. 67 |
25 |
11 |
Площадь сферы. |
1 |
|
|
1, п. 68 |
26 |
12 |
Решение задач на различные комбинации тел. |
1 |
|
|
1, пп. 59- 68 |
27 |
13 |
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар. |
1 |
|
|
1, пп. 59- 68 |
28 |
14 |
Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» |
1 |
|
|
1, пп. 59- 68 |
29 |
15 |
Контрольная работа №3 «Цилиндр, конус, шар» |
1 |
|
|
1, пп. 59- 68 |
|
|
Глава VII Объѐмы тел. |
22 |
|
|
|
|
|
§1. Объѐм прямоугольного параллелепипеда. |
3 |
|
|
|
30 |
1 |
Понятие объѐма. Объѐм прямоугольного параллелепипеда. |
1 |
|
|
1. пп. 74,75 |
31 |
2 |
Решение задач по теме «Объѐм прямоугольного параллелепипеда» |
1 |
|
|
1. пп. 74,75 |
32 |
3 |
Самостоятельная работа по теме «Объѐм прямоугольного параллелепипеда». |
1 |
|
|
1. пп. 74,75 |
|
|
§2. Объѐм прямой призмы и цилиндра. |
3 |
|
|
|
33 |
4 |
Объѐм прямой призмы. |
1 |
|
|
1,п. 76 |
34 |
5 |
Объѐм цилиндра. |
1 |
|
|
1,п. 77 |
35 |
6 |
Решение задач на вычисление объѐмов прямой призмы и цилиндра |
1 |
|
|
1. пп. 76,77 |
|
|
§3. Объѐм наклонной призмы, пирамиды и конуса. |
8 |
|
|
|
36 |
7 |
Вычисление объѐмов тел с помощью определѐнного интеграла |
1 |
|
|
1, п.78 |
37 |
8 |
Объѐм наклонной призмы. |
1 |
|
|
1,п. 79 |
38 |
9 |
Объѐм пирамиды. |
1 |
|
|
1, п.80 |
39 |
10 |
Решение задач на вычисление объѐма пирамиды |
1 |
|
|
1, п.80 |
40 |
11 |
Объѐм усечѐнной пирамиды |
1 |
|
|
1, п.80 |
41 |
12 |
Объѐм конуса |
1 |
|
|
1, п.81 |
42 |
13 |
Объѐм усечѐнного конуса |
1 |
|
|
1, п.81 |
43 |
14 |
Контрольная работа №4 «Объѐмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса» |
1 |
|
|
1. пп. 74- 81 |
|
|
§4. Объѐм шара и площадь сферы. |
7 |
|
|
|
44 |
15 |
Объѐм шара. |
1 |
|
|
1, п.82 |
45 |
16 |
Решение задач на вычисление объѐма |
1 |
|
|
1, п.82 |
|
|
шара |
|
|
|
|
46 |
17 |
Объѐмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. |
1 |
|
|
1, п.83 |
47 |
18 |
Площадь сферы. |
1 |
|
|
1, п.84 |
48 |
19 |
Решение задач на вычисление площади сферы |
1 |
|
|
1,п.84 |
49 |
20 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Объѐм шара и площадь сферы» |
1 |
|
|
1, пп.8284 |
50 |
21 |
Контрольная работа №5 «Объѐм шара и площадь сферы» |
1 |
|
|
1, пп.8284 |
51 |
22 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Объѐмы тел» |
1 |
|
|
|
|
|
Повторение за курс 10-11 классов. (Материалы по организации заключительного повторения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по геометрии)
|
17 |
|
|
|
52 |
1 |
Аксиомы стереометрии и их следствия. Решение задач. |
1 |
|
|
1, Введение |
53 |
2 |
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
54 |
3 |
Угол между прямыми. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§2 |
55 |
4 |
Параллельность плоскостей. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§3 |
56 |
5 |
Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде |
1 |
|
|
1,§4 |
57 |
6 |
Теорема о трѐх перпендикулярах. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
58 |
7 |
Площадь поверхности и объѐм призмы. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
59 |
8 |
Площадь поверхности и объѐм пирамиды. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
60 |
9 |
Площадь поверхности и объѐм цилиндра. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
61 |
10 |
Площадь поверхности и объѐм конуса. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
62 |
11 |
Площадь поверхности сферы и объѐм шара. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
63 |
12 |
Векторы в пространстве. Решение задач. |
1 |
|
|
1,§1 |
64 |
13 |
Метод координат в пространстве. Решение задач. |
1 |
|
|
1,Гл. V |
65- 68 |
14- 17 |
Решение задач на доказательство |
4 |
|
|
|
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,
2013;
2. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М,: Дрофа, 2004. 3. Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. – 2004г.
4.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №1-2005год;
5. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
6. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
7. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2013.
8. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2013.
9. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2013.
10. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
11. А.П. Киселев. Элементарная геометрия. – М.: Просвещение, 1980;
12. Поурочные разработки по геометрии 11 класс (дифференцированный подход) – ООО «ВАКО», 2013
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.