Рабочая программа по химии 10 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса химии для 10 класса (базовый уровень), разработана на основе Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О. С. Габриелян, М.: Дрофа, 2010 и федерального компонента государственно-го образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (приказ № 1089 от 05.03.2004г) и базисного учебного плана 2004г (приказ № 1312 от 09.03.2004г).
Иконка файла материала Рабочая программа Химия 10 базовый.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Селтинская средняя общеобразовательная школа» Селтинского района Удмуртской Республики Рассмотрено на заседании  методического объединения  учителей химии «__» августа 2017 г. протокол № __ Принято на заседании  педагогического совета  «__» августа 2017 г. протокол №__ Утверждено руководителем ОУ  «__» августа 2017 г. приказ № ____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по химии 10 а, б классы Северюхиной Елены Аркадьевны учителя химии первой категории 2017­2018 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса химии для 10 класса (базовый уровень), разработана на основе  Программы курса химии для 10­11 классов общеобразовательных   учреждений   (базовый   уровень),   автор   О.   С.   Габриелян,   М.:   Дрофа,   2010  и   федерального   компонента   государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (приказ № 1089 от 05.03.2004г) и базисного учебного плана 2004г (приказ № 1312 от 09.03.2004г). Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение системы знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий; Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ; оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий; Воспитание  убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к среде обитания; Применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а также для решения практических задач в сельском хозяйстве и промышленном производстве. Рабочая  программа  рассчитана  на 34  учебных  часа  (1 час в неделю),  в том  числе  для  проведения   контрольных   работ   ­  3 часа, практических работ ­ 2 часа. В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки обучающихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Методы познания химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование Минимум содержания основной образовательной программы курса химии 10 класса: химических процессов. Органическая химия.  Классификация и номенклатура органических соединений.  Химические свойства  основных классов  органических соединений. Теория   строения   органических   соединений.   Углеродный   скелет.   Радикалы.   Функциональные   группы.   Гомологический   ряд,   гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Кислородсодержащие соединения: одно­ и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.  Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Экспериментальные основы химии.  Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений.Химия и жизнь.  Химия и здоровье.  Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Данный минимум включен в содержание программы учебного предмета согласно авторской программы курса химии для 10­11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна. В авторскую программу внесены следующие изменения: Увеличено число часов на изучение тем «Углеводороды и их природные источники» вместо 8 часов – 9 часов, «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» вместо 10 часов – 11 часов, введены уроки контроля знаний обучающихся по данным темам: Контрольная работа №1 и Контрольная работа №2, за счет сокращения часов на изучение темы «Биологически активные органические соединения». Содержание учебного предмета Введение (1 час).  Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.  Тема 1. Теория строения органических соединений (2 часа).  Теория строения органических соединений.    Углеродный скелет. Радикалы.   Функциональные   группы.  Основные   положения   теории   химического   строения   органических   соединений.  Классификация   и номенклатура органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений  (сигма­ и пи­связи) и способы их разрыва. Молекулярная и структурные (полная и сокращенная) формулы соединений. Шаростержневые и масштабные (объемные) модели молекул. Тема 2. Углеводороды и их природные источники (9 часов).  Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Характеристика класса алканов: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, строение, способы получения, физические и химические свойства (на примере метана и этана), применение. Алкены.  Характеристика   класса   алкенов:   гомологический   ряд,   изомерия,   номенклатура,   строение,   способы   получения,   физические   и химические свойства (на примере этилена), применение. Полиэтилен, его свойства и применение. Алкадиены  и каучуки. Характеристика класса  алкадиенов: гомологический  ряд, изомерия, номенклатура, строение, способы получения, физические и химические свойства (на примере бутадиена­1,3 и изопрена), применение. Каучуки. Резина. Алкины.  Характеристика   класса   алкинов:   гомологический   ряд,   изомерия,   номенклатура,   строение,   способы   получения,   физические   и химические свойства (на примере ацетилена), применение. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Арены. Характеристика класса аренов: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, строение, способы получения, физические и химические свойства (на примере бензола), применение.Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (11 часов). Кислородсодержащие соединения: одно­ и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Одноатомные   спирты.  Характеристика   класса   спиртов:   гомологический   ряд,   изомерия,   номенклатура,   строение,   способы   получения, физические   и  химические   свойства  (на   примере   этанола),   применение.   Производство   метанола   и   этанола.   Алкоголизм,   его   последствия   и предупреждение. Многоатомные спирты.  Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды.  Карбонильные   соединения   (альдегиды   и   кетоны).   Получение   альдегидов   и   кетонов   окислением   соответствующих   спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. Одноосновные карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Химия и пища. Калорийность жиров. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Углеводы.  Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.  Химические свойства  глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.  Химия и пища. Калорийность углеводов. Дисахариды   и   полисахариды.   Понятие   о   реакциях   поликонденсации   и   гидролиза   на   примере   взаимопревращений:   глюкоза полисахарид. ↔ Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (6 часов). Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.Амины.  Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты.  Получение   аминокислот   из   карбоновых   кислот   и   гидролизом   белков.  Химические   свойства  аминокислот   как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Химия и пища. Калорийность белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Понятие об азотистых гетероциклических основаниях и нуклеиновых кислотах. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий   план   строения   нуклеотида.   Сравнение   строения   и   функций   РНК   и   ДНК.   Роль   нуклеиновых   кислот   в   хранении   и   передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.  Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Практические работы: №1. Идентификация органических соединений. Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа). Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.  Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Токсичные вещества. Ферменты.  Ферменты   как   биологические   катализаторы   белковой   природы.   Особенности   функционирования   ферментов.   Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Гормоны.  Понятие   о   гормонах   как   гуморальных   регуляторах   жизнедеятельности   живых   организмов.   Инсулин   и   адреналин   как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.  Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (3 часа). Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение. Синтетические   полимеры.   Получение   синтетических   полимеров   реакциями   полимеризации   и   поликонденсации.   Структура   полимеров: линейная,   разветвлённая   и   пространственная.   Представители   синтетических   пластмасс:   полиэтилен   низкого   и   высокого   давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Практические работы: №2. Распознавание пластмасс и волокон.Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых   компетенций;   умение   самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою   познавательную   деятельность;   использование элементов   причинно­следственного   и   структурно­функционального   анализа;   определение   сущности   характеристик   изучаемого   объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на   реализацию   деятельностного,   практико­ориентированного   и   личностно­ориентированного   подходов   овладение   учащимися   способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.  Формы учебных занятий, используемые при обучении химии: изучение нового материала и первичного усвоения и закрепления; комбинированное занятие; обобщение и систематизация знаний и умений; контроля знаний и умений обучающихся и другие формы. Методы обучения (по уровню познавательной деятельности): 1.репродуктивные: объяснительно – иллюстрированные и собственно – репродуктивные;  2.продуктивные: проблемное изложение, частично – поисковые (эвристические), исследовательские. Формы учебной работы: фронтальные; групповые; индивидуальная. Средства обучения: Учебно­наглядные пособия, демонстрационные устройства, дидактические средства и другое. 1.  для учителя  (для эффективного достижения целей образования): стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и другое. 2.для обучающихся: индивидуальные средства обучающихся – учебники, рабочие тетради, дополнительные источники информации и другое. Контролирующие материалы: контрольные работы; работы по дидактическим карточкам; практические работы. Устный ответ Оценка «5» ­ ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности. Оценка   «4»  ­   ответ   полный   и   правильный,   материал   изложен   в   определенной   логической   последовательности,   допущены   две­три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Критерии оценки работ обучающихся Оценка «3» ­ ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный. Оценка «2» ­ ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя. Расчетные задачиОценка «5» ­ в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Оценка «4» ­ в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным  способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Оценка «3» ­ в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах. Оценка «2» ­ имеются ошибки в рассуждениях и расчетах. Практическая работа Оценка «5»  ­ работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения  и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы. Оценка «4» ­ работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Оценка «3» ­ работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя. Оценка «2» ­ допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя. Контрольная работа Каждая контрольная работа оценивается в 50 баллов. Каждое задание теста (часть А) оценивается двумя баллами (реже большим числом баллов), максимальное количество баллов за эти задания – 20. Заданий со свободной формой ответа (часть Б) в два раза меньше, но они оцениваются гораздо более высоким баллом. Общее число баллов за выполнение этих заданий – 30 Оценка этих заданий проводится не только за полностью правильно выполненное задание (максимальный балл), но и за выполнение его отдельных этапов и элементов. Критерии   оценивания   контрольных   работ   приведены   в   приложении   с   текстами   контрольных   работ   (оценивание   согласно рекомендациям автора УМК Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10» / О.С. Габриелян, Н.П. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 4­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 127 с.). Шкала перевода в пятибалльную систему оценки: 0­17 баллов – «2» (0­34%) 18­30 баллов – «3» (35­60%) 31­43 баллов – «4» (61­86%) 44­50 баллов – «5» (87­100%) Используемые сокращения в рабочей программе КР ­ контрольная работа,  ПР ­ практическая работа,  Л. ­ лабораторный опыт,  Д. ­ демонстрационный эксперимент, Гл. ­ глава,  Повтор. ­ повторить, повторение.Химические элементы записываются символами. Домашнее задание по учебнику: Все учащиеся обеспечены учебниками, но разных годов выпуска, домашнее задание в классных журналах 10 классов указано по учебникам: Б.  Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 6­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191с.: ил.  П.  Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина.  – 8­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 314с.: ил.УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Теоретические занятия  Практические работы  Контрольные работы  (количество часов) (количество часов) (количество часов) Общее количество  часов    Теория   строения Введение. Тема   1. органических соединений. Тема   2.   Углеводороды   и   их природные источники. Тема   3.   Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. Тема   4.   Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе. Тема активные соединения. Тема   6.   Искусственные   и синтетические полимеры. Всего   Биологически органические   5.   1 2 8 10 4 2 2 29 ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 2 ­ ­ 1 1 1 ­ ­ 3 1 2 9 11 6 2 3 34ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,  ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ  (органическая химия, базовый уровень) В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен  знать / понимать: • важнейшие химические понятия: вещество, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон; • основные теории химии: строения органических соединений; •  важнейшие вещества и материалы:  уксусная кислота,  метан, этилен, ацетилен,  бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь: • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; •  характеризовать:  общие  химические   свойства   основных  классов  органических  соединений;  строение  и химические  свойства  изученных органических соединений; • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; •  проводить  самостоятельный   поиск   химической   информации   с   использованием   различных   источников   (научно­популярных   изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. •понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Количество часов на год: в неделю ­1 час, всего ­ 34 часа Основные понятия, термины, эксперимент  (Д.–демонстрационный,  Л.–лабораторный) Требования к уровню подготовки обучающихся Домашнее задание по учебнику Примеч ание Дата По фак ту По план у 01­ 09.09 № п/п Тема урока 1(1) Вводный инструктаж   по охране   труда   в кабинете химии. Предмет органической химии. 11­ 16.09 2­3 (1­2) Теория строения органических соединений А.М. Теория   строения   органических    Углеродный   скелет. соединений. Радикалы.   Функциональные   группы.   понимать:  Знать/ валентность, строение,     понятия: химическое молекулярная Тема 1. Теория строения органических соединений (2 часа)       понимать:    Знать/ понятия: химия, органическая соединения; органические особенности классификации органических   веществ.   Общие формулы   классов   органических веществ. Уметь:  выявлять   причины органических многообразия веществ. Определять принадлежность   веществ   к органическим соединениям.             явлений. Введение (1 час) Научные методы познания веществ и химических Роль эксперимента   и   теории   в   химии. Моделирование химических процессов. Предмет   органической   химии. Сравнение   органических   соединений с   неорганическими.     Природные, искусственные   и   синтетические органические соединения. Классификация органических соединений.  Д.1.Образцы органических соединений и материалов: природных искусственных   и   синтетических.  2. Образцы   изделий,   изготовленных   из органических и  Обугливание материалов. древесины концентрированной серной кислотой.  4.  Образование   сажи   при горении свечи.  5. Горение этилового спирта. Л.1.Определение состава органических соединений. элементного соединений  3.         Б­ §1,  упр.1­4. П­ §1,  упр.1­7. Б­ §2 (с.13­ 18),  упр.1,2,6,7,18­ 23.09 Бутлерова.           положения   Молекулярная Основные теории химического   строения   органических соединений. Типы химических связей в молекулах   органических   соединений (сигма­   и   пи­связи)   и   способы   их разрыва. и структурные (полная и сокращенная) формулы соединений. Шаростержневые   и   масштабные (объемные) модели молекул.  Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия:   углеродного скелета,   положения   кратной   связи, функциональной группы, пространственная   изомерия   (цис­ транс, оптическая). Д.  Масштабные   и   шаростержневые модели   молекул   этилового   спирта, диэтилового   эфира,   водорода,   воды, аммиака,   н­бутана   и   изобутана, метана, этана, пропана. формула,   структурная   формула, понятия:   гомология,   гомологи, изомерия,   изомеры;   Основные положения   теории   химического органических строения соединений; валентность химических элементов: углерода, водорода,   кислорода,   азота   и серы. Уметь:  иллюстрировать основные   положения   ТХС соединений органических примерами; различать молекулярные   и   структурные органических формулы составлять соединений; структурные формулы простейших органических   определять   по соединений,   структурным формулам гомологи, изомеры.  Тема 2. Углеводороды и их природные источники (9 часов)                 4­5 (1­2) Природный   газ. Алканы. 25­ 30.09 02­ 07.10 Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.  Природный газ  как   топливо.   Преимущества природного   газа   перед   другими видами   топлива.   Состав   природного газа. Состав природного газа. Алканы. Характеристика   класса   алканов: гомологический   ряд,   изомерия, номенклатура,   способы получения,   физические   и  химические свойства  (на примере метана и этана), применение.  Номенклатура соединений. органических   строение,       понимать:  Знать/ понятия: углеводороды, алканы, радикалы, реакции дегидрирования, гомолог, изомер; общую формулу алканов;   физические   свойства метана; нахождение в природе и применение метана на основе его химических   свойств;   правила составления   названий   алканов   в соответствии   с   международной номенклатурой; правила безопасного   обращения   с природным или сжиженным газом   9. П­ §2, упр.  1­7, §3­4. Б­ §3,  упр.5,7,8. П­ §10  (природный газ),  упр.1,8­10. Б­ §3,  упр.9­11. П­ §11, упр.1­8.«Тривиальная»   и   международная номенклатура,   родовые   суффиксы углеводородов. Д.1.Шаростержневые модели молекул первых трех представителей класса алканов.  2.  Физические свойства газообразных (пропан­бутановая в   жидких   (бензин)   и зажигалке), твердых   (парафин) алканов: агрегатное состояние, растворимость в воде.  3.  Горение   пропан­бутановой   смеси (зажигалка). Л.2.  Изготовление   моделей   молекул метана,   этана,   пропана,   н­бутана   и изобутана. смесь       09­ 14.10 6(3) Алкены. Этилен.  Алкены.    строение, Характеристика   класса алкенов: гомологический ряд, изомерия, номенклатура,   способы получения,   физические   и  химические свойства  (на   примере   этилена), применение. Полиэтилен, его свойства и применение.           алканы полные (пропан­бутановой   смесью)   в быту,  основы   номенклатуры органических   веществ,   родовые суффиксы. Уметь:  определять принадлежность веществ к классу алканов   по   молекулярной формуле;   различать   алканы­ изомеры   и   алканы­гомологи; составлять и сокращенные структурные формулы   изомерных   алканов   по заданной молекулярной формуле; называть по международной   номенклатуре; характеризовать:   особенности строения   алканов;   химические свойства   алканов:   горение, взаимодействие   с   галогенами (реакции   замещения),   реакции полного и неполного разложения (на   примере   метана),   реакции дегидрирования   (на   примере этана);   использовать   знания   о реакции   горения   метана   для безопасного   обращения   с природным или сжиженным газом в быту. Знать/ понятия: алкены,   реакция   дегидратации, реакция полимеризации, мономер,   полимер,   структурное звено,   степень   полимеризации; общую   формулу   алкенов; свойства и применение этилена и   понимать:    Б­ §4,  упр.2­4,6. П­ §12, упр.1­9.Д.1.  Шаростержневая   и   масштабная  2. модели   молекулы   этилена. Получение   этилена   из   этилового спирта.  3. Обесцвечивание этиленом бромной (йодной)   воды   и   раствора  Горение перманганата   калия. этилена. 5. Изделия, изготовленные из полиэтилена.  4. 16­ 21.10 7(4) Алкадиены. Каучуки. Алкадиены  и каучуки. Характеристика класса алкадиенов: гомологический ряд,   строение, изомерия,   номенклатура,     по   по   полиэтилена   на   основе   их свойств;   правила   составления названий алкенов в соответствии с международной номенклатурой; качественные реакции на кратную связь (взаимодействие с бромной водой и подкисленным раствором перманганата калия). Уметь:  определять принадлежность веществ к классу   алкенов структурной формуле; характеризовать особенности   строения   алкенов (двойная   связь,   незамкнутая углеродная   цепь);   определять алкены­изомеры,   в   том   числе изомеры   углеродного   скелета   и положения   двойной   углерод­ углеродной   связи;   составлять структурные формулы изомерных алкенов заданной молекулярной формуле; называть алкены   по   международной номенклатуре;   характеризовать химические   свойства   этилена: горение, реакции присоединения: водорода (гидрирование), (галогенирование), галогенов воды     реакция полимеризации, взаимодействие с подкисленным раствором   перманганата калия. Знать/ понятия: алкадиены, резина, вулканизация; общую   формулу   алкадиенов;   понимать:  (гидратация),     Б­ §5, упр.2­4. П­ §14,способы   получения,   физические   и химические   свойства  (на   примере бутадиена­1,3 и изопрена), применение. Каучуки. Резина. Д.1.  Модели   (шаростержневые   и масштабные) молекул бутадиена­1,3 и  2. изопрена   (2­метилбутадиена­1,3). Коллекция «Каучуки». 23­ 28.10 8(5) Алкины. Ацетилен.   строение, Алкины.  Характеристика   класса алкинов: гомологический ряд, изомерия, номенклатура,   способы получения,   физические   и  химические свойства  (на   примере   ацетилена), применение.   Реакция   полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Д.1.  Модели   молекулы   ацетилена. 2.Получение   ацетилена   карбидным   и     применение свойства натурального, синтетических бутадиенового   и   изопренового каучуков,   резины   и   эбонита; правила   составления   названий алкадиенов   в   соответствии   с международной   номенклатурой; качественные реакции на кратную связь (взаимодействие с бромной водой и подкисленным раствором перманганата калия). Уметь:  называть   алкадиены   по международной   номенклатуре;   особенности характеризовать: строения   алкадиенов   (две двойные   связи,   незамкнутая углеродная   цепь);   химические сопряженных свойства реакции алкадиенов: присоединения галогенов (галогенирование), реакция полимеризации, взаимодействие с подкисленным раствором перманганата (без составления уравнения реакции). Знать/ понятия: пиролиз, алкины; общую формулу алкинов;   свойства   и   применение ацетилена на основе его свойств; правила   составления   названии алкинов   в   соответствии   с международной   номенклатурой; качественные реакции на кратную связь (взаимодействие с бромной водой и подкисленным раствором   понимать:    калия             упр.1­6. Б­ §6,  упр.2,4,6. П­ §13,  упр.1­8.ознакомление   с   его способом, физическими свойствами. 3.Взаимодействие   ацетилена   с бромной (йодной) водой и раствором  4.  Горение перманганата   калия.  5.Образцы   изделий   из ацетилена. поливинилхлорида. Л.3.Получение и свойства ацетилена. 06­ 11.10 9(6) Арены. Бензол. Арены.  Характеристика класса аренов:   изомерия, гомологический   ряд, номенклатура,   способы получения,   физические   и  химические (на   примере   бензола), свойства    строение,       по       по перманганата калия). Уметь:  определять принадлежность веществ к классу   алкинов структурной формуле; характеризовать особенности   строения   алкинов (тройная   связь,   незамкнутая углеродная   цепь);   определять изомеры   углеродного   скелета, положения   тройной   связи, изомеры; межклассовые составлять структурные формулы   изомеров   алкинов   и алкадиенов заданной молекулярной формуле; называть алкины     по   международной номенклатуре;   характеризовать химические   свойства   ацетилена: горение, реакции присоединения: водорода (гидрирование), галогенов (галогенирование), галогеноводородов (гидрогалогенирование),   воды (гидратация,   реакция   Кучерова), взаимодействие   с   подкисленным раствором   перманганата   калия; составлять   уравнения   реакций, характеризующих   химическую связь между классами изученных соединений. Знать/   понимать:  особенности строения   бензола   и   его гомологов; и применение бензола на основе его свойств. свойства         Б­ §7,  упр.2,4. П­ §16,  упр.1­9.13­ 18.11 10(7) Нефть и способы ее переработки. применение.  Д.1.  Масштабная   модель   молекулы бензола. в     и  2. Природные источники углеводородов: нефть   и   природный   газ.  Состав   и переработка   нефти.   Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Д.1.Образование нефтяной пленки на  Растворение поверхности   воды. парафина органическом   испарение растворителе    3. растворителя   из   раствора. Плавление парафина и его отношение к   воде   (растворение,   сравнение плотности, смачивание). Л.4.Ознакомление   с   коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».  Обнаружение   непредельных 5. соединений   жидких нефтепродуктах. в   со   Уметь:  характеризовать химические   свойства   бензола: горение,   реакции   замещения   ­   с галогенами   и   азотной   кислотой, реакцию   присоединения   хлора, отсутствие   взаимодействия   с бромной   водой   и   подкисленным раствором   перманганата   калия; составлять   уравнения   реакций, характеризующих   генетическую связь между классами изученных соединений; использовать знания о   токсичности   бензола   и   его гомологов   для   безопасного обращения   средствами бытовой   химии,   содержащими бензол. Знать/ понятия:   или фракционная   перегонка, крекинг, ректификация, детонационная   устойчивость, октановое   число,   риформинг; физические   свойства   и   состав нефти;   состав   и   применение продуктов фракционной перегонки   нефти;   меры   защиты окружающей от загрязнения и продуктами   ее   переработки; правила безопасного обращения с нефтепродуктами. Уметь:  реакций крекинга. составлять   уравнения   среды нефтью     понимать:          Б­ §8,  упр.4­7. П­ §10  (нефть),  упр.2­7. 20­ 11(8) Обобщение   и Классификация   углеводородов   по Уметь: определять по формулам Б­   Повторить:25.11 27.11­ 02.12 04­ 09.12 систематизация знаний углеводородах.   об строению   углеродного   скелета   и наличию кратных связей. Взаимосвязь между   составом,   строением   и свойствами углеводородов. Генетическая   связь   между   классами углеводородов.       веществ соединения,  уравнения характеризовать свойства углеводородов. органические составлять реакций, химические    Повторить: Введение, гл.1. П­ Введение, гл.3. Подготовиться к контрольной   работе №1.   12(9) Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды и их природные источники». Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (11 часов) 13(1) Единство организации живых организмов   на Земле. Единство   химической   организации живых организмов. Химический состав живых организмов.   понимать:    Знать/ понятия: функциональная группа, предельные одноатомные спирты, многоатомные спирты, водородная   связь,   реакция   де­   Б­  §9   (до получения этилового спирта), упр.1­4.11­ 16.12 14(2) Спирты.     строение, Одноатомные спирты. Характеристика   класса   спиртов: гомологический   ряд,   изомерия, номенклатура,   способы получения,   физические   и  химические свойства  (на   примере   этанола), применение.   Производство  метанола  и этанола. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Многоатомные спирты.  Глицерин как представитель   многоатомных   спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Д.1. молекул (шаростержневые   и   объемные) спиртов: этанола, этиленгликоля глицерина. 2.Горение этанола.  3.Взаимодействие  Получение этанола   с   натрием. этилена из этанола. Л.6.Изучение   свойств   этилового спирта. 7. Свойства глицерина.   метанола,  Модели  4. и         Б­ §9,  упр.5­10. П­ §17. Б­ §9, упр.  11­14. П­ §17,  упр.8­15.         свойства гидратации;   общую   формулу одноатомных спиртов;   и   химические физические свойства,   применение   метанола, этанола;   правила   составления названий спиртов в соответствии с международной номенклатурой; физические и применение глицерина; качественную   реакцию   на глицерин   как   многоатомный спирт.  характеризовать Уметь: особенности строения   предельных   одноатомных   и многоатомных спиртов; определять изомеры углеродного положения скелета,   группы, функциональной межклассовые изомеры; составлять структурные формулы   изомерных   спиртов   и простых   эфиров   по   заданной молекулярной формуле; называть предельные одноатомные спирты по международной номенклатуре; характеризовать химические свойства предельных   одноатомных   спиртов:   горение, взаимодействие   с   натрием, реакции   межмолекулярной   и внутримолекулярной дегидратации, альдегидов, этерификации.   окисление   до реакция18­ 23.12 15(3) Фенол. 25.12­ 13.01 16(4) Альдегиды. Фенол.  Коксохимическое производство и   его   продукция.   Получение   фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние   атомов   в   молекуле   фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной   кислотой.   Поликонденсация фенола   с   формальдегидом   в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Д.1. молекулы фенола.  Шаростержневая   модель   Альдегиды.  Карбонильные   соединения (альдегиды   и   кетоны).   Получение альдегидов   и   кетонов   окислением соответствующих спиртов. Химические свойства  альдегидов:   окисление   в соответствующую   и восстановление   в   соответствующий спирт.   Применение   формальдегида   и ацетальдегида на основе свойств. Д.1.Модели   (шаростержневые   и масштабные)   молекул   метаналя   и этаналя. Л.8. Свойства формальдегида. кислоту   Б­ §10,  упр.1,3,4. П­ §18,  упр.1­5. Б­ §11,  упр.3,4,6. П­ §19,  упр.1­3, §19, упр.4­ 11.   щелочами,   понимать:    понимать:  Знать/ понятие: фенолы;   физические   свойства, способы получения и применение фенола. Уметь:  характеризовать особенности   строения   фенола; иллюстрировать положение теории   химического   строения   о взаимном влиянии атомов и групп атомов   в   молекулах   веществ   на примере фенола; характеризовать химические   свойства   фенола: взаимодействие с металлическим   азотной натрием, кислотой,   реакции поликонденсации. Знать/ понятия: и альдегид; химические и применение   формальдегида   и уксусного   альдегида;   правила составления названий альдегидов в соответствии с международной номенклатурой;   общий   способ получения ­ окисление   спиртов;   реакцию   общую   формулу Кучерова; качественные альдегидов; реакции     альдегиды (взаимодействие   с   гидроксидом меди (II) и аммиачным раствором оксида серебра при нагревании). Уметь:  характеризовать особенности строения альдегидов (наличие   альдегидной   группы,   физические свойства   альдегидов             наБ­ §12,  упр.1,3­5. П­ §20,  упр.1­18.     по или     понимать:  связанной   с   углеводородным   радикалом   атомом водорода); составлять структурные формулы изомерных альдегидов заданной молекулярной формуле; называть альдегиды   по   международной номенклатуре;   характеризовать химические свойства альдегидов: взаимодействие   с   аммиачным раствором   оксида   серебра   и гидроксидом   меди   (II)   при нагревании (качественные реакции), реакции гидрирования, реакцию   поликонденсации   для фенола с формальдегидом. Знать/ понятия: одноосновные карбоновые кислоты,  реакция этерификации; общую   формулу   предельных одноосновных карбоновых кислот; физические и химические свойства,   нахождение   в   природе и   применение   муравьиной уксусной (метановой)   состав, (этановой) особенности и нахождение в природе олеиновой и   линолевой   (содержат   в молекуле   двойные   углерод­ углеродные связи), пальмитиновой   и   стеариновой кислот;   правила   составления названий   карбоновых   кислот   в соответствии   с   международной     кислот; строения         и     17­18 (5­6) Карбоновые кислоты. 15­ 20.01 22­ 27.01 Одноосновные   карбоновые   кислоты.   карбоновых   кислот Получение окислением   альдегидов.  Химические свойства  уксусной   кислоты:   общие свойства с неорганическими кислотами и   реакция   этерификации.   Применение уксусной   кислоты   на   основе   свойств. Высшие   жирные   кислоты   на   примере пальмитиновой и стеариновой кислот. Д.1.  Модели   (шаростержневые   и объемные)   молекул   муравьиной   и  Образцы уксусной   кислот. некоторых   карбоновых   кислот: муравьиной,   уксусной,   олеиновой, стеариновой. 3. Отношение различных карбоновых   кислот   к   воде. 4.Получение эфира реакцией этерификации. Л.9. Свойства уксусной кислоты. сложного    2.кислот номенклатурой; способ получения   карбоновых   кислот   ­ окисление альдегидов. Уметь:  характеризовать особенности   строения   карбоно­ вых (наличие карбоксильной группы, связанной с углеводородным радикалом или атомом   водорода);   составлять структурные формулы изомерных карбоновых   кислот   по   заданной молекулярной формуле; называть карбоновые кислоты по международной   номенклатуре; характеризовать химические свойства   карбоновых   кислот: диссоциация в водных растворах, взаимодействие   с   металлами (стоящими в ряду напряжений до   водорода), и амфотерными оксидами, основаниями   и   амфотерными гидроксидами, солями, спиртами (реакция этерификации). Знать/ понятия: реакция   этерификации,   сложные эфиры, жиры, масла, мыла; общие формулы   сложных   эфиров   и жиров;   нахождение   в   природе, физические   и   химические свойства   и   применение   сложных эфиров,  жиров,  мыла,  на  основе их   свойств   и   синтетических моющих способ получения   сложных   эфиров   ­   понимать:  основными   средств;       Б­ §13,  упр1­12. П­ §21,  упр.1­12. 29.01­ 03.02 19(7) Сложные эфиры. Жиры. Сложные эфиры.  Получение сложных эфиров   реакцией   этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.  Жиры  как   сложные   эфиры. Химические свойства  жиров: гидролиз (омыление)   и   гидрирование   жидких жиров.   Применение   жиров   на   основе свойств. Химия и пища. Калорийность жиров.  Химия   в   повседневной   Моющие   и   чистящие жизни.05­ 10.02 20(8) Углеводы. Моносахариды.     Мыла: Углеводы, средства.   Правила   безопасной работы   со   средствами   бытовой химии.   Бытовая   химическая грамотность  состав, получение.   Моющее   действие   мыла. Синтетические моющие средства. Д.1.  Модели   (шаростержневые   и объемные) молекул сложных эфиров. 2. Отношение сложных эфиров к воде и   органическим   веществам.  3. Растворимость жиров в органических и неорганических растворителях. Л. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение моющих   свойств   растворов   мыла   и стирального порошка. Углеводы.  их классификация: моносахариды (глюкоза),   дисахариды   (сахароза)   и полисахариды   (крахмал   и   целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза   –   вещество   с   двойственной функцией альдегидоспирт. Химические   свойства  глюкозы: окисление   в   глюконовую   кислоту, восстановление   в   сорбит,   брожение (молочнокислое   и   спиртовое). Применение   глюкозы   на   основе свойств. Химия и пища. Калорийность углеводов.  Образцы   углеводов   (крахмал, Д.1.  2. вата,   сахароза,   глюкоза,   мед). Реакция   «серебряного   зеркала»   с  Реакция   глюкозы   с глюкозой. гидроксидом меди (II) без нагревания  3. –       реакция   этерификации.  Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Уметь:  характеризовать химические   свойства   сложных эфиров   –   гидролиз,   химические гидролиз, свойства   жиров: гидрирование,   омыление; объяснять   моющее   действие мыла.         физические   понимать:  Знать/ понятия: углеводы, моносахариды, реакция поликонденсации, гидролиз; молекулярные   формулы   и биологическое   значение   рибозы, дезоксирибозы   и   фруктозы; нахождение   в   природе,   состав, строение, и химические свойства глюкозы, ее значение;   качественные   реакции на глюкозу как альдегидоспирт. Уметь:  характеризовать особенности   строения   глюкозы (наличие   альдегидной   и   пяти гидроксильных групп); химические   свойства   глюкозы: взаимодействие   с   гидроксидом меди     без   нагревания (качественная   реакция   на многоатомные   спирты)   и   при (II)   Б­ §14,  упр.1­6,9. П­ §22,  упр.1­6, §23, упр.1­ 11.и при нагревании. Л. 12. Свойства глюкозы. 12­ 17.02 21(9) Дисахариды. Полисахариды.   гидролиза Дисахариды   и   полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации примере и   взаимопревращений: глюкоза ↔ Д. Качественная реакция на крахмал. Л. 13. Свойства крахмала. полисахарид. на     Б­ §15,  упр.1­5. П­ §22, §24, упр.1­ 5.             понимать:  нагревании (качественная реакция на альдегидную группу), взаимодействие   с   аммиачным раствором   оксида   серебра (качественная   реакция   на альдегидную   группу),   реакции гидрирования   и   брожения (молочнокислого и спиртового). Знать/ понятия: полисахариды, углеводы, моносахариды, дисахариды, реакции поликонденсации,   гидролиз;   состав,   физические свойства,   нахождение   в   природе и   применение   полисахаридов (крахмала   и   клетчатки)   и дисахаридов (сахарозы   и мальтозы); качественную реакцию на крахмал; правила безопасного обращения   токсичными веществами (спирт­денатурат).  характеризовать: Уметь: биологическое значение углеводов; особенности строения крахмала   и   целлюлозы   (степень строение полимеризации, полипептидной цепи); химические   свойства   крахмала (гидролиз,   качественная   реакция с   йодом),  целлюлозы  (гидролиз), сахарозы (гидролиз). с19­ 24.02 26.02­ 03.03 05­­ 10.03 22(10) Обобщение   и   систематизация о знаний кислородсодерж ащих органических соединениях.    Классификация кислородсодержащих органических соединений по наличию функциональных   групп.  Составление формул названий кислородсодержащих   органических соединений, их гомологов и изомеров. Генетическая между различными   классами   органических соединений. связь и       Б ­  Повторить  §§9­15. П­  Повторить  §§17­24.  Подготови ться к  контрольно й работе  №2. 23(11) Контрольная работа №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения». Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (6 часов) 24(1) Амины. Анилин.     органическое Амины.  Понятие   об   аминах. Получение   ароматического   амина   – анилина   –   из   нитробензола.   Анилин как основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина:   ослабление   основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. Д.1.  Модели   (шаростержневые   и масштабные)   молекул   метиламина   и  2.Физические   свойства анилина. анилина: агрегатное состояние, цвет,  3. запах, Взаимодействие   анилина   с   водой   и кислотами.  4.  Отношение   анилина   к бромной (йодной) воде.   отношение   к   воде. Б­ §16,  упр.1­5. П­ §25,  упр.1­10.         получение   понимать:  Знать/ понятия: амины, аминогруппа; физические свойства, и применение анилина; качественную реакцию на анилин. Уметь:  характеризовать: особенности строения первичных (аминогруппа, аминов углеводородный   радикал); химические свойства аминов: го­ рение, с кислотами;  химические   свойства анилина:   взаимодействие   с бромом   (реакция   замещения); объяснять   положение   теории химического   строения   А.   М. Бутлерова   о   взаимном   влиянии атомов   и   групп   атомов   в молекулах органических веществ на примере анилина. взаимодействие12­ 17.03 25(2) Аминокислоты. 19­ 24.03 26(3) Белки.       аминокислот Аминокислоты.  Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом   белков.  Химические свойства  как амфотерных органических соединений:   взаимодействие   со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная   связь   и   полипептиды. Применение   аминокислот   на   основе свойств. Д.1.  Модели   (шаростержневые   и объемные)   молекул   аминокислот: аминоуксусной и аминопропионовой. 2.  Аптечный   препарат,   содержащий аминокислоту глицин.  3.Упаковки от продуктов   питания,   содержащие аминокислоты   (продукты   питания, содержащие вещества с кодами Е620­ глутаминовая кислота, Е621­глутамат натрия, Е622­525 – глутаматы других металлов,   Е640   –   глицин,   Е641   –  4.  Нейтрализация   щелочи лейцин). аминокислотой. Белки.  Получение   белков   реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная,   вторичная   и   третичная  Химические структуры   белков. свойства    горение, денатурация,   гидролиз   и   цветные реакции.   Биохимические   функции белков. Химия и пища. Калорийность белков. Д. Денатурация белков. Л.14. Свойства белков. белков:         понимать:  Знать/ понятия: аминокислоты,   пептидная   связь, реакция поликонденсации; области применения аминокислот.  характеризовать: Уметь: строения особенности аминокислот (наличие аминогруппы   и   карбоксильной группы);   химические   свойства аминокислот:   взаимодействие   с основаниями, кислотами,   спиртами, реакцию поликонденсации.           понимать:    пептидная понятия: связь,   реакции   водородная   качественные   реакции и Знать/ белки, денатурация, поликонденсации, связь; (ксантопротеиновую биуретовую) на белки.  характеризовать: Уметь: структуру (первичную, вторичную   и   третичную)   и биологические   функции   белков;     Б­ §17 до  слов  «Существу ет более  20…»,  упр.1­5. П­ §26,  упр.1­7. Б­ §17 до  конца,  упр.6­9. П­ §27,  упр.1­10.02­ 07.04 27(4) Нуклеиновые кислоты.         химические   свойства   белков: денатурацию, гидролиз, качественные реакции ­ биуретовую и ксантопротеиновую; качественное определение серы в белках. Знать/ понятия: полинуклеотид, нуклеотид, биотехнология, генная инженерия;   состав   и   строение ДНК   и   РНК;   функции   ДНК   и РНК в живом организме.   понимать:      Знать/   понимать:  качественные реакции   на   кратные   связи, многоатомные спирты, альдегиды,   крахмал   и   белки; правила безопасного обращения с веществами, лабораторным   оборудованием.         об Понятие азотистых гетероциклических   основаниях   и нуклеиновых   кислотах.   Синтез нуклеиновых   кислот   в   клетке   из нуклеотидов.   Общий   план   строения нуклеотида.   Сравнение   строения   и функций   РНК   и   ДНК.   Роль нуклеиновых   кислот   в   хранении   и наследственной передаче информации. о биотехнологии и генной инженерии. Д.1.Модели молекул ДНК. 2.Образцы продуктов питания.  3.Лекарственные средства и препараты. Генетическая   связь   между   классами органических соединений. Идентификация органических соединений.  Качественные   реакции на   отдельные   классы   органических соединений. Понятие         Б­ §18,  упр.1­4,  подготовит ься к  практическ ой работе  №1. П­ §28,  упр.1­6,  подготовит ься к  практическ ой работе  (с.307). Б­ §19,  упр.1­4,  §20  28(5) Практическая   №1. работа Идентификация органических соединений. 09­ 14.04 16­ 21.04 23­ 28.04 29(6) Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие органические соединения». 30(1) Ферменты. Витамины. Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа)   понимать:  Химия   и   здоровье.  Лекарства, ферменты,   витамины,   гормоны. Токсичные вещества. Ферменты.  Ферменты   как Знать/ понятия: ферменты; особенности действия селективность, ферментов:ферментов зависимость эффективность, действия от температуры   и   рН   среды раствора;   области   применения быту ферментов в   и промышленности; витамины, гиповитаминоз, авитаминоз,   значение гипервитаминоз; витаминов для жизнедеятельности организма.       «Витамины », упр.1­5. П­ §29,  упр.1­7,  §30, упр.1­ 10.       биологические катализаторы белковой природы. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. Витамины.  Понятие   о   витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы,   гиповитаминозы   и гипервитаминозы.   Витамин   С   как представитель водорастворимых витаминов   и   витамин   А   как представитель   жирорастворимых витаминов. Д.1.  Лекарственные   препараты, содержащие   ферменты:   «Пепсин»,  2. «Мезим», Стиральные   порошки   (упаковки), содержащие   ферменты.  3.  Действие сырого   и   вареного   картофеля   или мяса на раствор пероксида водорода. 4. Образцы витаминных препаратов, в  5. том   числе   поливитамины. Фотографии   животных   и   людей   с различными   формами   авитаминозов. 6.  Испытание   среды   раствора аскорбиновой кислоты.   «Фестал»   и   др.30.04­ 05.05 31(2) Гормоны. Лекарственные средства. 07­ 12.05 32(1) Искусственные полимеры.                   понимать:  Гормоны.  Понятие   о   гормонах   как регуляторах гуморальных   жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.  Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии   до   химиотерапии. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.  Аспирин. Антибиотики   и   дисбактериоз. Наркотические вещества.   борьба   с   ней   и Наркомания, профилактика. Д.1.  Испытание аптечного препарата  Домашняя, инсулина   на   белок. лабораторная   и   автомобильная аптечка. Знать/ понятия: гормоны;   меры   профилактики сахарного диабета; гормонов представителей адреналин), (инсулин и лекарственные средства, антибиотики, анальгетики, антисептики;   представителей лекарственных средств (аспирин, антибиотики, наркотические вещества);   последствия   приема наркотических препаратов. Уметь: характеризовать значение гормонов для жизнедеятельности живого   организма.   Использовать приобретенные знания и умения в практической   деятельности   и   для повседневной безопасного   обращения   с средствами; лекарственными оценивать критически достоверность химической информации,   поступающей   из разных источников. Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (3 часа)   жизни  2.               продуктов   Полимеры:   пластмассы,   каучуки, волокна.   Искусственные   полимеры. Получение искусственных полимеров, химической как модификации природного полимерного   сырья.   Искусственные волокна   (ацетатный   шёлк,   вискоза), их свойства и применение. Д.   1.  2. Ацетатное,   вискозное   волокна   и  Изделия   из   целлулоида.     понимать:  Знать/ понятия: искусственные полимеры, пластмассы, волокна; важнейшие искусственные пластмассы (целлулоид) и волокна (ацетатное и вискозное).   Б­ §20,  упр.6­11. П­ §31,  упр.1­11,  32, упр.1­ 16. Б ­ §21,  упр.1­7. П­ записи в тетради.14­ 19.05 33(2) Синтетические полимеры.        3.   полимеризации  Распознавание ткани   из   них. натуральных волокон (хлопчатобумажного   и   льняного, шелкового   и   шерстяного)   и искусственных   волокон   (ацетатного, вискозного)   по   отношению   к нагреванию и химическим реактивам (концентрированным   кислотам   и щелочам). Полимеры:   пластмассы,   каучуки, волокна.   Синтетические   полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями и поликонденсации. Структура полимеров:   линейная,   разветвлённая и   пространственная.   Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого   и   высокого   давления, полипропилен   и   поливинилхлорид. Синтетические   волокна:   лавсан, нитрон и капрон.  Коллекция   синтетических Д.1.  2. пластмасс   и   изделий   из   них. Коллекция синтетических  волокон и  Распознавание изделий   из   них. волокон по отношению к нагреванию и реактивам (концентрированной азотной и серной кислотам,   раствору   гидроксида натрия). химическим  3.     Б ­ §22,  упр.1­4,  подготовит ься к  практическ ой работе  №2. П­ записи в тетради.       понимать:  Знать/ понятия: полимеры, синтетические мономер,   структурное   звено, степень   полимеризации,   реакция полимеризации,   реакция   по­ ликонденсации, термопласты, или   материалы, термопластичные термореактивные   материалы; важнейших применение     синтетических пластмасс (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, фенолформальдегидных) и волокон (лавсан, нитрон, капрон, найлон,   полипропиленовое)   и каучуков (бутадиеновый, бутадиен­стиролъный, бутадиеннитрильный, уретановый). Уметь:  реакций синтетических (полиэтилена, поливинилхлорида, бутадиенового каучука). составлять   уравнения получения полимеров   полипропилена,         21­ 34(3) Практическая Решение экспериментальных задач на Знать/   понимать:  правила26.05   №2. работа Распознавание пластмасс   волокон. и   пластмасс распознавание (полиэтилена,   поливинилхлорида, фенолформальдегидной)   и   волокон (хлопчатобумажного, вискозного, натуральной   шерсти,   натурального шелка, ацетатного, капронового). Правила безопасности при работе с едкими,   горючими   и   токсичными веществами.   с токсичными лабораторным безопасного   обращения   и   горючими     веществами, оборудованием. Уметь:  выполнять   химический эксперимент   по   распознаванию пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной) и волокон   (хлопчатобумажного, вискозного, натуральной шерсти, натурального шелка, ацетатного и капронового).УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно ­ методический комплект  1.Габриелян О.С. Программа курса химии 8­11 классов общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян. – 7­е изд., стереотип. ­  М.: Дрофа, 2010. – 78с. 2. Габриелян О.С. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. Базовый уровень. 10 класс» / О. С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2014. – 107с. 3.Габриелян О.С. Химия 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2013. – 159 с. 4.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: метод. пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008. – 222 с. 5.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 6­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191с.: ил.  6.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб.   для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина.  – 8­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 314с.: ил.  7.Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10» / О.С. Габриелян, Н.П. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 4­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 127 с. Дополнительная литература 1. Гара Н.Н. Химия. Задачник с «помощником». 10­11 классы: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2009. – 79с. 2.   Денисова   В.Г.Органическая   химия.   10   класс.   Интерактивные   дидактические   материалы.   Методическое   пособие   с   электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2012. ­256с. 3. Казанцев   Ю.Н.   Химия.   «Конструктор»   текущего   контроля.   10   класс:   пособие   для   учителей   общеобразоват.   учреждений/   Ю.Н. Казанцев. –М.: Просвещение, 2009. – 110с. 4. Химия. 8­11 классы: развернутое тематическое планирование по программе О.С. Габриеляна / авт.­сост. Н.В. Ширшина. – 2­е изд., испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с. Мультимедийные учебные издания 1. Органическая химия: мультимедийное сопровождение уроков. – Волгоград: Учитель, 2012. 2. Химия.8­11 классы. – Волгоград: Учитель, 2012. 3. Электронное интерактивное приложение. Органическая химия. Интерактивные дидактические материалы. 10 класс. – М.: Планета, 2012.