Рабочая программа по химии 10 класс

  • Документация
  • doc
  • 12.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Пояснительная записка 10 химия.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса, разработана на основе  федерального компонента государственных образовательных стандартов основного  общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы курса химии  для 10 класса образовательных учреждений (базовый уровень) коллектива  преподавателей МГУ в составе: Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И.,  Дроздов А. А., Лунин В. В.    (Издательство «Дрофа», 2013) и Государственного  образовательного стандарта. Рабочая программа рассчитана  на 70 учебных часов (2  часа в неделю).            В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.           Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8­9 классов, где они познакомились с важнейшими   химическими   понятиями,   неорганическими   и   органическими   веществами, применяемыми в промышленности и повседневной жизни. Учебно­методический комплект Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Еремин В. В.,  Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 10 класс (базовый  уровень). – М.: Дрофа, 2013   Рабочая тетрадь. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Еремина и др. «Химия. 10 класс» / В. В. Еремин, А. А. Дроздов, Г. А. Шипарева. — М.: Дрофа, 2014. Цели и задачи изучения предмета:  освоение   знаний  о   химической   составляющей   естественно­научной   картины   мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;  овладение   умениями  применять   полученные   знания   для   объяснения   разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;  развитие  познавательных   интересов   и   интеллектуальных   способностей   в   процессе самостоятельного   приобретения   химических   знаний   с   использованием   различных   источников информации, в том числе компьютерных;  воспитание  убежденности   в   позитивной   роли   химии   в   жизни   современного   общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;  применение   полученных   знаний   и   умений  для   безопасного   использования   веществ   и материалов   в   быту,   сельском   хозяйстве   и   на   производстве,   решения   практических   задач   в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.                    Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых   компетенций.   В  этом   направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:  умение   самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою   познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);  определение сущностных характеристик изучаемого объекта;  умение   развернуто   обосновывать   суждения,   давать   определения,   приводить доказательства;  оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение   в     практической   деятельности   и  повседневной   жизни  экологических требований;  использование   мультимедийных   ресурсов   и   компьютерных   технологий   для обработки,   передачи,   систематизации   информации,   создания   баз   данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании  рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно­ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:   ­ формирование знаний основ органической химии ­ важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;  ­ развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники  безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;  ­ развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической  деятельности;  ­ развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;  ­ формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей  среды. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса Предметно­информационная составляющая образованности: знать ­ важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,  относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит,  электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,  тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,  углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; ­ основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; ­ основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения  органических соединений; ­ важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и  уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол,  этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические  волокна, каучуки, пластмассы; Деятельностно­коммуникативная составляющая образованности: уметь: ­ называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре; ­ определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в  соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений,  окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических  соединений; ­ характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе  Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов  неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных  органических соединений; ­ объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи  (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения  химического равновесия от различных факторов: ­ выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и  органических веществ;­ проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных  источников (научно­популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);  использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее  представления в различных формах; Ценностно­ориентационная составляющая образованности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: ­ объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; ­ определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки  их последствий; ­ экологически грамотного поведения в окружающей среде; ­ оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие  живые организмы; ­ безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; ­ приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; ­ критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1Введение (2 ч) Химия в ряду естественных наук. Методы научного познания. Предмет органической химии.  Формирование органической химии как науки. Тема 2. Теория строения и классификация органических веществ (6 ч) Предмет органической химии. Причины многообразия органических веществ. Структурная теория органических соединений. Углеводороды и их  функциональные производные. Понятие об углеродном скелете и функциональной группе. Изомерия. Гомология. Номенклатура органических веществ. Принципы формирования  названий органических соединений. Классификация органических реакций. Демонстрации. 1. Разложение сахара. 2. Коллекция органических веществ и материалов.  3.Модели органических молекул. Тема 3. Углеводороды (19 ч) А л к а н ы. Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические  свойства алканов. Химические свойства алканов  (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение. А л к е н ы. Этилен — строение и физические свойства. Получение этилена в  промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола).  Химические свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление) и применение этилена. Реакции присоединения к гомологам этилена. Правило  Марковникова. Понятие о диеновых углеводородах. А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Физические свойства ацетилена, его  получение. Химические свойства(горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и  применение ацетилена. А р о м а т и ч е с к и е у г л е в о д о р о д ы. Бензол — строение и физические свойства.  Химические свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение. Демонстрации. 1. Бромирование гексана на свету. 2. Горение метана, этилена, ацетилена.  3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и  бромной воде. 4. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена —  гидролизом карбида кальция. Лабораторные опыты. 1. Составление моделей молекул алканов. 2. Взаимодействие  алканов с бромом. 3. Составление моделей молекул непредельных соединений. Контрольная работа №1. «Углеводороды». Тема 4. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения С п и р т ы. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Физические и  химические (горение, окисление в альдегид, дегидратация) свойства этанола. Получение  (брожение глюкозы, гидратация этилена) и применение этанола. Токсическое действие  (33 ч)метанола и этанола на организм. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин как  представители многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Ф е н о л. Физические и химические свойства в сравнении со спиртами. Применение  фенола. Качественные реакции на фенол. А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Химические  свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт). Качественные реакции  на карбонильную группу. К а р б о н о в ые к и с л о т ы. Муравьиная и уксусная кислоты как простейшие  представители предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты  (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов исолями;  реакция этерификации). Получение и применение уксусной кислоты. Пальмитиновая и  стеариновая кислоты. С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот  со спиртами. Гидролиз сложных эфиров. Применение сложных эфиров. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав, различие в свойствах. Омыление жиров. Мыл .аа У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов.  Брожение глюкозы. Фотосинтез. Значение и применение глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов. Крахмал и целлюлоза как представители  полисахаридов. Их строение, биологическая роль. Гидролиз полисахаридов. Применение  полисахаридов. А м и н ы. Строение и свойства аминов. Амины как органические основания. Особенности  анилина и его химические свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина. А м и н о к и с л о т ы. Б е л к и. Глицин и аланин как представители природных  аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения (взаимодействие с  щелочами и кислотами). Образование полипептидов. Белки как полипептиды. Структура  белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая  роль белков. Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у  к л а с с а м и  о р г ан и ч е с к и х  с о е д и н е н и  й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Демонстрации. 1. Окисление этанола в альдегид. 2. Качественные реакции на  многоатомные спирты. 3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при  нагревании.4. Осаждение фенола из раствора фенолята натрия под действием углекислого  газа. 5. Качественные реакции на фенол.6. Реакция «серебряного зеркала». 7. Окисление  глюкозы гидроксидом меди (II). 8. Реакция анилина с бромной водой. 9. Качественная  реакция на крахмал. 10. Коллекция аминокислот. 11. Доказательство наличия  функциональных групп в растворах аминокислот. 12. Растворение и осаждение белков. 13. Цветные реакции белков. 14. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта. 2. Свойства глицерина. 3. Свойства  уксусной кислоты. 4. Свойства бензойной кислоты. 5. Гидролиз аспирина. 6. Свойства  глюкозы. Контрольная работа № 2. «Кислородсодержащие органические вещества» Контрольная работа № 3. «Азотсодержащие органические вещества» Практическая работа №1 Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств. Практическая работа №2 Распознавание органических веществ. Практическая работа №3 Изучение свойств белков. Тема 5. Высокомолекулярные вещества (10 ч)Понятие о полимерах. Полимеризация и поликонденсация как методы получения  полимеров. Современные полимерные материалы. Пластмассы (полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат), эластомеры (каучуки, резина). Синтетические и искусственные волокна. Демонстрации. 1. Коллекции пластмасс, эластомеров, волокон. 2. Горение целлулоида. Лабораторные опыты. 1. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и  щелочей. Практическая работа №4. Распознавание пластмасс. Практическая работа №5. Распознавание волокон. № п/п Наименование темы Всего часов Содержание курса  Практические работы Контрольные работы 1 2 3 4 5 Введение Теория строения и  классификации  органических веществ Углеводороды Кислородсодержащие и  азотсодержащие  органические соединения Высокомолекулярные  вещества 2 6 19 33 10 Итого: 70 часов 1 2 3 2