ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса, разработана на основе
федерального компонента государственных образовательных стандартов основного
общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы курса химии
для 10 класса образовательных учреждений (базовый уровень) коллектива
преподавателей МГУ в составе: Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И.,
Дроздов А. А., Лунин В. В. (Издательство «Дрофа», 2013) и Государственного
образовательного стандарта. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2
часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего
(полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной
программы по химии.
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 89 классов, где они познакомились с
важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами,
применяемыми в промышленности и повседневной жизни.
Учебнометодический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Еремин В. В.,
Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 10 класс (базовый
уровень). – М.: Дрофа, 2013
Рабочая тетрадь. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Еремина и др.
«Химия. 10 класс» / В. В. Еремин, А. А. Дроздов, Г. А. Шипарева. — М.: Дрофа, 2014.
Цели и задачи изучения предмета:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических
требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании
рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование знаний основ органической химии важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники
безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической
деятельности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей
среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Предметноинформационная составляющая образованности:
знать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем,
вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,
тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,
углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения
органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и
уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол,
этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические
волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностнокоммуникативная составляющая образованности:
уметь:
называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в
соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений,
окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических
соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе
Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных
органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи
(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения
химического равновесия от различных факторов:
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее
представления в различных формах;
Ценностноориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки
их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1Введение (2 ч)
Химия в ряду естественных наук. Методы научного познания. Предмет органической химии.
Формирование органической химии как науки.
Тема 2. Теория строения и классификация
органических веществ (6 ч)
Предмет органической химии. Причины многообразия
органических веществ. Структурная теория органических соединений. Углеводороды и их
функциональные производные. Понятие об углеродном скелете и функциональной группе.
Изомерия. Гомология. Номенклатура органических веществ. Принципы формирования
названий органических соединений. Классификация органических реакций.
Демонстрации. 1. Разложение сахара. 2. Коллекция органических веществ и материалов.
3.Модели органических молекул.
Тема 3. Углеводороды (19 ч)
А л к а н ы. Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические
свойства алканов. Химические свойства алканов (горение, реакции замещения, пиролиз,
дегидрирование). Применение.
А л к е н ы. Этилен — строение и физические свойства. Получение этилена в
промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола).
Химические свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление)
и применение этилена. Реакции присоединения к гомологам этилена. Правило
Марковникова. Понятие о диеновых углеводородах.
А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Физические свойства ацетилена, его
получение. Химические свойства(горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и
применение ацетилена.
А р о м а т и ч е с к и е у г л е в о д о р о д ы. Бензол — строение и физические свойства.
Химические свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Демонстрации. 1. Бромирование гексана на свету. 2. Горение метана, этилена, ацетилена.
3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и
бромной воде. 4. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена —
гидролизом карбида кальция.
Лабораторные опыты. 1. Составление моделей молекул алканов. 2. Взаимодействие
алканов с бромом. 3. Составление моделей молекул непредельных соединений.
Контрольная работа №1. «Углеводороды».
Тема 4. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения
С п и р т ы. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Физические и
химические (горение, окисление в альдегид, дегидратация) свойства этанола. Получение
(брожение глюкозы, гидратация этилена) и применение этанола. Токсическое действие
(33 ч) метанола и этанола на организм. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин как
представители многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Ф е н о л. Физические и химические свойства в сравнении со спиртами. Применение
фенола. Качественные реакции на фенол.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Химические
свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт). Качественные реакции
на карбонильную группу.
К а р б о н о в ые к и с л о т ы. Муравьиная и уксусная кислоты как простейшие
представители предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты
(взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов исолями;
реакция этерификации). Получение и применение уксусной кислоты. Пальмитиновая и
стеариновая кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот
со спиртами. Гидролиз сложных эфиров. Применение сложных эфиров. Жиры как сложные
эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав,
различие в свойствах. Омыление жиров. Мыл .аа
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов.
Брожение глюкозы. Фотосинтез. Значение и применение глюкозы.
Сахароза как представитель дисахаридов. Крахмал и целлюлоза как представители
полисахаридов. Их строение, биологическая роль. Гидролиз полисахаридов. Применение
полисахаридов.
А м и н ы. Строение и свойства аминов. Амины как органические основания. Особенности
анилина и его химические свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой).
Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Б е л к и. Глицин и аланин как представители природных
аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения (взаимодействие с
щелочами и кислотами). Образование полипептидов. Белки как полипептиды. Структура
белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая
роль белков.
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и о р г ан и ч е с к и х с о е д и н е н и
й. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Демонстрации. 1. Окисление этанола в альдегид. 2. Качественные реакции на
многоатомные спирты. 3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при
нагревании.4. Осаждение фенола из раствора фенолята натрия под действием углекислого
газа. 5. Качественные реакции на фенол.6. Реакция «серебряного зеркала». 7. Окисление
глюкозы гидроксидом меди (II). 8. Реакция анилина с бромной водой. 9. Качественная
реакция на крахмал. 10. Коллекция аминокислот. 11. Доказательство наличия
функциональных групп в растворах аминокислот. 12. Растворение и осаждение белков.
13. Цветные реакции белков. 14. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта. 2. Свойства глицерина. 3. Свойства
уксусной кислоты. 4. Свойства бензойной кислоты. 5. Гидролиз аспирина. 6. Свойства
глюкозы.
Контрольная работа № 2. «Кислородсодержащие органические вещества»
Контрольная работа № 3. «Азотсодержащие органические вещества»
Практическая работа №1 Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Практическая работа №2 Распознавание органических веществ.
Практическая работа №3 Изучение свойств белков.
Тема 5. Высокомолекулярные вещества (10 ч) Понятие о полимерах. Полимеризация и поликонденсация как методы получения
полимеров. Современные полимерные материалы. Пластмассы (полиэтилен, полипропилен,
полистирол, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат), эластомеры
(каучуки, резина). Синтетические и искусственные волокна.
Демонстрации. 1. Коллекции пластмасс, эластомеров, волокон. 2. Горение целлулоида.
Лабораторные опыты. 1. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и
щелочей.
Практическая работа №4. Распознавание пластмасс.
Практическая работа №5. Распознавание волокон.
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Содержание курса
Практические
работы
Контрольные
работы
1
2
3
4
5
Введение
Теория строения и
классификации
органических веществ
Углеводороды
Кислородсодержащие и
азотсодержащие
органические соединения
Высокомолекулярные
вещества
2
6
19
33
10
Итого: 70 часов
1
2
3
2
Рабочая программа по химии 10 класс
Рабочая программа по химии 10 класс
Рабочая программа по химии 10 класс
Рабочая программа по химии 10 класс
Рабочая программа по химии 10 класс
Рабочая программа по химии 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.