ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса, разработана на основе 
федерального компонента государственных образовательных стандартов основного 
общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы курса химии 
для 10 класса образовательных учреждений (базовый уровень) коллектива 
преподавателей МГУ в составе: Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., 
Дроздов А. А., Лунин В. В.    (Издательство «Дрофа», 2013) и Государственного 
образовательного стандарта. Рабочая программа рассчитана  на 70 учебных часов (2 
часа в неделю). 
          В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего
(полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной
программы по химии. 
         Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 89 классов, где они познакомились с
важнейшими   химическими   понятиями,   неорганическими   и   органическими   веществами,
применяемыми в промышленности и повседневной жизни.
Учебнометодический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Еремин В. В., 
Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 10 класс (базовый 
уровень). – М.: Дрофа, 2013
  Рабочая тетрадь. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Еремина и др.
«Химия. 10 класс» / В. В. Еремин, А. А. Дроздов, Г. А. Шипарева. — М.: Дрофа, 2014.
Цели и задачи изучения предмета:
 освоение   знаний  о   химической   составляющей   естественнонаучной   картины   мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
 овладение   умениями  применять   полученные   знания   для   объяснения   разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
 развитие  познавательных   интересов   и   интеллектуальных   способностей   в   процессе
самостоятельного   приобретения   химических   знаний   с   использованием   различных   источников
информации, в том числе компьютерных;
 воспитание  убежденности   в   позитивной   роли   химии   в   жизни   современного   общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
 применение   полученных   знаний   и   умений  для   безопасного   использования   веществ   и
материалов   в   быту,   сельском   хозяйстве   и   на   производстве,   решения   практических   задач   в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
                   Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых   компетенций.   В  этом   направлении
приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
 умение   самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою   познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
 умение   развернуто   обосновывать   суждения,   давать   определения,   приводить
доказательства;
 оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение   в     практической   деятельности   и  повседневной   жизни  экологических
требований;
 использование   мультимедийных   ресурсов   и   компьютерных   технологий   для
обработки,   передачи,   систематизации   информации,   создания   баз   данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании 
рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: 
  формирование знаний основ органической химии  важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
  развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники 
безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
  развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической 
деятельности;
  развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
  формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей 
среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Предметноинформационная составляющая образованности:
знать
 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, 
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, 
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, 
вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, 
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, 
тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, 
углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
 основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения 
органических соединений;
 важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и 
уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, 
этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические 
волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностнокоммуникативная составляющая образованности:
уметь:
 называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
 определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в 
соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, 
окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических 
соединений;
 характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе 
Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов 
неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных 
органических соединений;
 объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи 
(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения 
химического равновесия от различных факторов:
 выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и 
органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных 
источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); 
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее 
представления в различных формах;
Ценностноориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и 
повседневной жизни для:
 объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
 определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки 
их последствий;
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие 
живые организмы;
 безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
 приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
 критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1Введение (2 ч)
Химия в ряду естественных наук. Методы научного познания. Предмет органической химии. 
Формирование органической химии как науки.
Тема 2. Теория строения и классификация
органических веществ (6 ч)
Предмет органической химии. Причины многообразия
органических веществ. Структурная теория органических соединений. Углеводороды и их 
функциональные производные. Понятие об углеродном скелете и функциональной группе.
Изомерия. Гомология. Номенклатура органических веществ. Принципы формирования 
названий органических соединений. Классификация органических реакций.
Демонстрации. 1. Разложение сахара. 2. Коллекция органических веществ и материалов. 
3.Модели органических молекул.
Тема 3. Углеводороды (19 ч)
А л к а н ы. Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические 
свойства алканов. Химические свойства алканов  (горение, реакции замещения, пиролиз,
дегидрирование). Применение.
А л к е н ы. Этилен — строение и физические свойства. Получение этилена в 
промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). 
Химические свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление)
и применение этилена. Реакции присоединения к гомологам этилена. Правило 
Марковникова. Понятие о диеновых углеводородах.
А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Физические свойства ацетилена, его 
получение. Химические свойства(горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и 
применение ацетилена.
А р о м а т и ч е с к и е у г л е в о д о р о д ы. Бензол — строение и физические свойства. 
Химические свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Демонстрации. 1. Бромирование гексана на свету. 2. Горение метана, этилена, ацетилена. 
3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и 
бромной воде. 4. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — 
гидролизом карбида кальция.
Лабораторные опыты. 1. Составление моделей молекул алканов. 2. Взаимодействие 
алканов с бромом. 3. Составление моделей молекул непредельных соединений.
Контрольная работа №1. «Углеводороды».
Тема 4. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения
С п и р т ы. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Физические и 
химические (горение, окисление в альдегид, дегидратация) свойства этанола. Получение 
(брожение глюкозы, гидратация этилена) и применение этанола. Токсическое действие 
(33 ч)метанола и этанола на организм. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин как 
представители многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Ф е н о л. Физические и химические свойства в сравнении со спиртами. Применение 
фенола. Качественные реакции на фенол.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Химические 
свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт). Качественные реакции 
на карбонильную группу.
К а р б о н о в ые к и с л о т ы. Муравьиная и уксусная кислоты как простейшие 
представители предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты 
(взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов исолями; 
реакция этерификации). Получение и применение уксусной кислоты. Пальмитиновая и 
стеариновая кислоты.
С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот 
со спиртами. Гидролиз сложных эфиров. Применение сложных эфиров. Жиры как сложные
эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав,
различие в свойствах. Омыление жиров. Мыл .аа
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. 
Брожение глюкозы. Фотосинтез. Значение и применение глюкозы.
Сахароза как представитель дисахаридов. Крахмал и целлюлоза как представители 
полисахаридов. Их строение, биологическая роль. Гидролиз полисахаридов. Применение 
полисахаридов.
А м и н ы. Строение и свойства аминов. Амины как органические основания. Особенности 
анилина и его химические свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой).
Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Б е л к и. Глицин и аланин как представители природных 
аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения (взаимодействие с 
щелочами и кислотами). Образование полипептидов. Белки как полипептиды. Структура 
белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая 
роль белков.
Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у  к л а с с а м и  о р г ан и ч е с к и х  с о е д и н е н и 
й. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Демонстрации. 1. Окисление этанола в альдегид. 2. Качественные реакции на 
многоатомные спирты. 3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при 
нагревании.4. Осаждение фенола из раствора фенолята натрия под действием углекислого 
газа. 5. Качественные реакции на фенол.6. Реакция «серебряного зеркала». 7. Окисление 
глюкозы гидроксидом меди (II). 8. Реакция анилина с бромной водой. 9. Качественная 
реакция на крахмал. 10. Коллекция аминокислот. 11. Доказательство наличия 
функциональных групп в растворах аминокислот. 12. Растворение и осаждение белков.
13. Цветные реакции белков. 14. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта. 2. Свойства глицерина. 3. Свойства 
уксусной кислоты. 4. Свойства бензойной кислоты. 5. Гидролиз аспирина. 6. Свойства 
глюкозы.
Контрольная работа № 2. «Кислородсодержащие органические вещества»
Контрольная работа № 3. «Азотсодержащие органические вещества»
Практическая работа №1 Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Практическая работа №2 Распознавание органических веществ.
Практическая работа №3 Изучение свойств белков.
Тема 5. Высокомолекулярные вещества (10 ч)Понятие о полимерах. Полимеризация и поликонденсация как методы получения 
полимеров. Современные полимерные материалы. Пластмассы (полиэтилен, полипропилен,
полистирол, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат), эластомеры
(каучуки, резина). Синтетические и искусственные волокна.
Демонстрации. 1. Коллекции пластмасс, эластомеров, волокон. 2. Горение целлулоида.
Лабораторные опыты. 1. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и 
щелочей.
Практическая работа №4. Распознавание пластмасс.
Практическая работа №5. Распознавание волокон.
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Содержание курса 
Практические
работы
Контрольные
работы
1
2
3
4
5
Введение
Теория строения и 
классификации 
органических веществ
Углеводороды
Кислородсодержащие и 
азотсодержащие 
органические соединения
Высокомолекулярные 
вещества
2
6
19
33
10
Итого: 70 часов
1
2
3
2