ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса, разработана на основе
федерального компонента государственных образовательных стандартов основного
общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы курса химии
для 10 класса образовательных учреждений (базовый уровень) коллектива
преподавателей МГУ в составе: Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И.,
Дроздов А. А., Лунин В. В. (Издательство «Дрофа», 2013) и Государственного
образовательного стандарта. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2
часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего
(полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной
программы по химии.
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 89 классов, где они познакомились с
важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами,
применяемыми в промышленности и повседневной жизни.
Учебнометодический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Еремин В. В.,
Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 10 класс (базовый
уровень). – М.: Дрофа, 2013
Рабочая тетрадь. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Еремина и др.
«Химия. 10 класс» / В. В. Еремин, А. А. Дроздов, Г. А. Шипарева. — М.: Дрофа, 2014.
Цели и задачи изучения предмета:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических
требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании
рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование знаний основ органической химии важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники
безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической
деятельности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей
среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Предметноинформационная составляющая образованности:
знать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем,
вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,
тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,
углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения
органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и
уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол,
этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические
волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностнокоммуникативная составляющая образованности:
уметь:
называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в
соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений,
окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических
соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе
Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных
органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи
(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения
химического равновесия от различных факторов:
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее
представления в различных формах;
Ценностноориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки
их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1Введение (2 ч)
Химия в ряду естественных наук. Методы научного познания. Предмет органической химии.
Формирование органической химии как науки.
Тема 2. Теория строения и классификация
органических веществ (6 ч)
Предмет органической химии. Причины многообразия
органических веществ. Структурная теория органических соединений. Углеводороды и их
функциональные производные. Понятие об углеродном скелете и функциональной группе.
Изомерия. Гомология. Номенклатура органических веществ. Принципы формирования
названий органических соединений. Классификация органических реакций.
Демонстрации. 1. Разложение сахара. 2. Коллекция органических веществ и материалов.
3.Модели органических молекул.
Тема 3. Углеводороды (19 ч)
А л к а н ы. Гомологический ряд алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические
свойства алканов. Химические свойства алканов (горение, реакции замещения, пиролиз,
дегидрирование). Применение.
А л к е н ы. Этилен — строение и физические свойства. Получение этилена в
промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола).
Химические свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление)
и применение этилена. Реакции присоединения к гомологам этилена. Правило
Марковникова. Понятие о диеновых углеводородах.
А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Физические свойства ацетилена, его
получение. Химические свойства(горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и
применение ацетилена.
А р о м а т и ч е с к и е у г л е в о д о р о д ы. Бензол — строение и физические свойства.
Химические свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Демонстрации. 1. Бромирование гексана на свету. 2. Горение метана, этилена, ацетилена.
3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и
бромной воде. 4. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена —
гидролизом карбида кальция.
Лабораторные опыты. 1. Составление моделей молекул алканов. 2. Взаимодействие
алканов с бромом. 3. Составление моделей молекул непредельных соединений.
Контрольная работа №1. «Углеводороды».
Тема 4. Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения
С п и р т ы. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Физические и
химические (горение, окисление в альдегид, дегидратация) свойства этанола. Получение
(брожение глюкозы, гидратация этилена) и применение этанола. Токсическое действие
(33 ч)метанола и этанола на организм. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин как
представители многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Ф е н о л. Физические и химические свойства в сравнении со спиртами. Применение
фенола. Качественные реакции на фенол.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Химические
свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт). Качественные реакции
на карбонильную группу.
К а р б о н о в ые к и с л о т ы. Муравьиная и уксусная кислоты как простейшие
представители предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты
(взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов исолями;
реакция этерификации). Получение и применение уксусной кислоты. Пальмитиновая и
стеариновая кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот
со спиртами. Гидролиз сложных эфиров. Применение сложных эфиров. Жиры как сложные
эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав,
различие в свойствах. Омыление жиров. Мыл .аа
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов.
Брожение глюкозы. Фотосинтез. Значение и применение глюкозы.
Сахароза как представитель дисахаридов. Крахмал и целлюлоза как представители
полисахаридов. Их строение, биологическая роль. Гидролиз полисахаридов. Применение
полисахаридов.
А м и н ы. Строение и свойства аминов. Амины как органические основания. Особенности
анилина и его химические свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой).
Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Б е л к и. Глицин и аланин как представители природных
аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения (взаимодействие с
щелочами и кислотами). Образование полипептидов. Белки как полипептиды. Структура
белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая
роль белков.
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и о р г ан и ч е с к и х с о е д и н е н и
й. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Демонстрации. 1. Окисление этанола в альдегид. 2. Качественные реакции на
многоатомные спирты. 3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при
нагревании.4. Осаждение фенола из раствора фенолята натрия под действием углекислого
газа. 5. Качественные реакции на фенол.6. Реакция «серебряного зеркала». 7. Окисление
глюкозы гидроксидом меди (II). 8. Реакция анилина с бромной водой. 9. Качественная
реакция на крахмал. 10. Коллекция аминокислот. 11. Доказательство наличия
функциональных групп в растворах аминокислот. 12. Растворение и осаждение белков.
13. Цветные реакции белков. 14. Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта. 2. Свойства глицерина. 3. Свойства
уксусной кислоты. 4. Свойства бензойной кислоты. 5. Гидролиз аспирина. 6. Свойства
глюкозы.
Контрольная работа № 2. «Кислородсодержащие органические вещества»
Контрольная работа № 3. «Азотсодержащие органические вещества»
Практическая работа №1 Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Практическая работа №2 Распознавание органических веществ.
Практическая работа №3 Изучение свойств белков.
Тема 5. Высокомолекулярные вещества (10 ч)Понятие о полимерах. Полимеризация и поликонденсация как методы получения
полимеров. Современные полимерные материалы. Пластмассы (полиэтилен, полипропилен,
полистирол, поливинилхлорид, полиэтилентерефталат), эластомеры
(каучуки, резина). Синтетические и искусственные волокна.
Демонстрации. 1. Коллекции пластмасс, эластомеров, волокон. 2. Горение целлулоида.
Лабораторные опыты. 1. Отношение синтетических волокон к растворам кислот и
щелочей.
Практическая работа №4. Распознавание пластмасс.
Практическая работа №5. Распознавание волокон.
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Содержание курса
Практические
работы
Контрольные
работы
1
2
3
4
5
Введение
Теория строения и
классификации
органических веществ
Углеводороды
Кислородсодержащие и
азотсодержащие
органические соединения
Высокомолекулярные
вещества
2
6
19
33
10
Итого: 70 часов
1
2
3
2