Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школысоставлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждѐнного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.
Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школысоставлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждѐнного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.
Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
«Рассмотрено « «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО ЕМЦ заместитель директора Директор МБОУ СОШ№1
Руководитель МО по УМР
__________/_Виноградова Л.Ю../ __________/_Боробова Е.В./ __________/_Артеменко Е.Н./
с.п. «Село Хурба»
Протокол №___ Протокол №___ Протокол №___
«_____»___________ 2014г «_____»___________ 2014г «_____»___________ 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному курсу «Химия»
11 класс
Базовый уровень
Составител
ь:
учитель химии
и биологии
МБОУ СОШ№1 с.п. «Село Хурба»
Глушкова А.Г20142015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 11 класса средней
общеобразовательной школысоставлена на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждѐнного приказом МО
РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в
сборнике «Программы курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений /О.С.
Габриелян. – 3е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших
химических понятиях, законах и теориях; овладение умениями применять полученные знания
для объяснения разнообразных химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности в позитивной роли химии в
жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Задачи учебного предмета «Химия» 11 класс:
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по
неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины
мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности
их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических
и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает
возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять
простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному
обращению с веществами в быту и на производстве. Логика и структурирование курса позволяют
в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез,
сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. Данная рабочая программа может быть
реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также
элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов
обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии,
тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и
способностей каждого конкретного класса в параллели.
Учебнометодический комплект
Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, 2е изд. стереотип. –
М.: Дрофа, 2011г.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на
изучение химии в 11
классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.
Рабочая программа
предусматривает: контрольныхработ3, практических работ 2.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально
групповые; фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум; тесты;
контрольные работы.
Требования к уровню подготовки
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
В результате изучения химии в 11 классе учащиеся должны знать/понимать
важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный
объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и
неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое
равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения
органических соединений; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы;
серная, соляная, азотная и уксусная кислоты;
щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические в олокна, каучуки,
пластмассы;
уметь
называть:
определять: валентность и
степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона,
характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе
Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи
(ионной, ковалентной,
металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия
от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее
представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки
их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие
живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание программы учебного курса
Тема1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны.
Электронная оболочка.Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек
атомов элементов 4го и 5го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных
элементов). Понятие об орбиталях. s и рорбитали. Электронные конфигурации атомов
химических элементов.
Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева графическое отображение периодического закона. Физический
смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны.
Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической
картины мира. Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов
Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием
карточек.
Тема 2. Строение вещества Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация
ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических
решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные
связи. Диполь.Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорноакцепторный
механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки.
Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая
химическая связь и металлическая кристаллическая р ешетка. Свойства веществ с этим типом
связи.Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная
связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна:
природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их
представители и применение. Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния
воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры
газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные
дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород,
кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. Жидкое
состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и
способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.Жидкие кристаллы и их применение. Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества
в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и
дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния
дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии,
аэрозоли.Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон
постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в
соединении, доля компонента в смеси доля примесей, доля растворенного вещества в растворе)
и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной
кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда»
(или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс
(фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия
из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и
изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия,
природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды.
Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее
устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий,
суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его
свойств. 3.Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4.
Испытание воды на жесткость.Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными
водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и
аллотропные видоизменения. Причины аллотропии
на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия. Реакции, идущие с изменение состава вещества. Реакции соединения,
разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо и
эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции
горения, как частный случай экзотермических реакций. Скорость химической реакции.
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации,
температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо и
гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы,
особенности их функционирования. Обратимость химических реакций.
Необратимые и
обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических
реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об
основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ
по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и
неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и с оли с точки зрения
теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды; взаимодействие с
металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов.
Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый
гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения
гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом
обмене веществ и энергии в клетке. Окислительно–восстановительные реакции. Степень
окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно
восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.Электролиз. Электролиз как окислительновосстановительный процесс. Электролиз расплавов и
растворов на примере хлорида натрия.
Практическое применение электролиза.
Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. Превращение красного фосфора в
белый. Озонатор. Модели молекул нбутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от
природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой
концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных
металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты
с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего
слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы
сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка,
газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и
растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов.
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость
степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от
разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и
нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительновосстановительные
реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).
Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Лабораторные
опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции,
идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида
водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода
взаимодействием кислоты с цинком. 11.Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором,
серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и
щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия
с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии
металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей
неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом).
Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными
неметаллами и сложными веществамиокислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства
кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями,
спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной
Основания, их классификация.
кислоты.
Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями.
Разложение нерастворимых оснований. Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные.
Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями.
Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние
соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) малахит
(основная соль). Качественные реакции на хлорид, сульфат, и карбонатанионы,
катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о
генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд
неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором,
железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных
металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой.
Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.
Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов
неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция
Основания неорганические и органические.природных органических кислот.
Разбавление концентрированной серной кислоты.
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы
природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и
гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и
аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные
реакции на катионы и анионы. Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот,
оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной
кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с
основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16.
Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных
металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований;
д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и
неорганических соединений.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Практические
работы
Контрольные
работы
№
1
2
3 Химические реакции
4
Вещества и их свойства
ВСЕГО
атома
и
Строение
периодический закон Д.И.
Менделеева
Строение вещества
3
14
8
9
34
1
1
2
1
1
1
3
Реализация практической части
Вид работы
Четверть/Количество часов
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего
Практическая работа
Контрольная работа
1
1
2
1
3
2
Программа:Программа курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. –
М.: Дрофа, 2010.
Учебник:
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян,
Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2010.
Методические пособия:
1.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое
пособие. – М.:Дрофа, 2011.
2.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11
кл. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2012.
3.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл.
– М.: Дрофа, 2009.
4.
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г.
Лысовой «Химия. 11»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009.
5.
Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии. К учебнику О.С. Габриеляна
«Химия. 11 кл.» (М.: Дрофа) – М.: «Экзамен» 2012
6.
Химия. 11 кл. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. «Химия. 11 кл.» /Сост.
С.В. Бочарова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2011
№
п\п
1
2
Дата
Тема урока
Основные элементы
содержания
Эксперимент (Д –
демонстрационный,
Л лабораторный)
Домашнее
задание
ТЕМА 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева, 3 часа
Основные сведения о
строении атома.
доказательства
сложного строения
атома, строение
атомного ядра и
характеристику
элементарных частиц
(протонов, нейтронов
и электронов)
таблицы,
иллюстрирующие
сложное строение
атом
§1, упр.14
§2, упр. 2
Электронные
конфигурации атомов
химических элементов
таблица
«Электронные
конфигурации
атомов»
понятие электронной
конфигурации атома;
научить записывать
электронные и
электронно
графические формулы
атомов химических
§3, упр. 173
4
5
6
7
8
9
§4, упр. 17
различные формы и
варианты
Периодической
таблицы
Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов
Д.И. Менделеева
элементов
основные
закономерности
горизонтальной,
вертикальной и
диагональной
зависимости свойств
химических элементов
и образуемых ими
веществ в
Периодической
системе в свете
теории строения
атома
ТЕМА 2. Строение вещества, 14 часов
Ионная химическая
связь
Ионная связь. Ка
тионы и анионы
Ковалентная связь
Металлическая связь
Водородная химическая
связь
Полимеры.
Пластмассы. Волокна
Ковалентная связь, ее
разновидности и
механизмы образо
вания. Степень
окисления и валент
ность химических
элементов
Металлическая связь.
Единая природа
химических связей
геометрия молекул
важнейших
соединений и
объяснять причины
особенностей
строения
универсальность
понятия «полимер»,
его применимость и
для неорганической
химии; повторить
важнейшие понятия
химии
высокомолекулярных
соединений,
классификацию
органических и
неорганических
полимеров, их
§5
§5,
§6,
Демонстрации:
модели ионных,
атомных, моле
кулярных и ме
таллических кри
сталлических
решеток
Демонстрации:
модели молекул
изомеров и гомо
логов;
получение алло
тропных модифи
каций серы и
фосфора
§6, упр. 46
§7, упр. 13
§7, упр. 47строение, свойства,
получение и
применение групп
полимеров и
важнейших их
представителей
три агрегатных
состояния воды;
особенности строения
газов; молярный
объем газообразных
веществ
на практике
познакомиться со
способами получения,
собирания газов;
возможности
распознавании
различных газов
вода; потребление
воды в быту и на
производстве
Газообразное состояние
вещества. Особенности
строения газов
Загрязнение атмосферы
(кислотные дожди,
парниковый эффект) и
борьба с ним.
Практическая работа
№1. «Получение,
собирание и
распознавание газов»
Жидкое состояние
вещества. Вода.
Твердое состояние
вещества
Дисперсные системы
Типы дисперсных
систем
презентация
Состав вещества и
смесей. Решение задач
Вещества
молекулярного и
немолекулярного
строения. Закон
постоянства состава
§8; Упр. 1 7..
Презентация
«Загрязнение
атмосферы»
§8, упр.812
оборудование для
практической работы
№1
оформит
отчет по
практической
работе
Презентация «Вода»
Д оборудование для
определения и
устранения
жесткости воды;
разновидности
минеральной воды
№9; Упр. 1
10записи в
тетр
записи в тетр
№ 10; Упр.
1 6
№ 11; Упр.
19.
§12, упр 46,
задачи
10
11
12
13
14
15
16веществ.
Понятие «доля» и ее
разновидности:
массовая (доля
элементов в
соединении, доля
компонента в смеси —
доля примесей, доля
растворенного ве
щества в растворе) и
объемная. Доля
выхода продукта
реакции от
теоретически
возможного.
17
18
19
20
Контрольная работа № 1
по теме «Строение
вещества»
проверить и оценить
усвоение полученных
знаний по данному
разделу
ТЕМА 3. Химические реакции, 8 часов
Реакции, идущие б е з
и з м е н е н и я
с о с т а в а веществ
Классификация хи
мических реакций в
неорганической и
органической химии
по различным при
знакам. Особенности
реакций в органиче
ской химии
Реакции, идущие с
и з м е н е н и е м
с о с т а в а в е щ е с т в .
Скорость химических
реакций
Скорость реакции, ее
зависимость от
различных факторов.
Катализаторы и
катализ. Представ
ление о ферментах
как биологических
Драстворы медного
купороса, фенола,
уксусной кислоты,
карбоната и
силиката натрия,
фенолфталеина и
лакмуса; бромная
вода, соляная
кислота; цинк,
магний; фосфор
красный; пробирки
колба,
нагревательный
прибор, спички, вата
Демонстрация
опыта
Ддва железных
гвоздя, два кусочка
мрамора, формалин,
кристаллические
Pb(NO3)2 и KI,
Повторить
п.112
§13, упр. 14
§14 упр.47
№ 15; Упр.15катализаторах бел
ковой природы
Обратимость химических
реакций. Химическое
равновесие
Обратимость реакций.
Химическое
равновесие и способы
его смещения
Роль воды в химической
реакции.
Гидролиз органических и
неорганических
соединений
Окислительно
восстановительные
реакции Электролиз
Окислительно
восстановительные
реакции. Практиче
ское применение
электролиза
на основе
универсальности
понятия «гидролиз»
показать единство
мира органических и
неорганических
веществ; ознакомить с
сущностью гидролиза
солей и научить
составлять уравнения
реакций гидролиза
различных солей
Практическое
применение
электролиза понятиях
теории
электролитической
диссоциации
растворы CuSO4,
H2O2, гранула
алюминия,
кристаллы хлорида
натрия, пробирки,
чашки Петрии, сырой
картофель,
морковный сок,
лучинка
Ддве пробирки с
негустым
свежеприготовленны
м крахмальным
клейстером, раствор
иода, спиртовка,
держатель пробирок,
стаканчик, конц.
растворы FeCl3,
KNCS,
кристаллический
хлорид калия
растворы HCl, HNO3,
NaOH, Na2CO3,
AlCl3, KNO3, FeCl3;
кусочек CaC2;
растворы
индикаторов и
наборы
универсальной
индикаторной
бумаги
Лабораторный
опыт №2
«Проведение
реакций ионного
обмена для
характеристики
свойств
электролитов»
§16, упр. 14
§17; Упр. 14
записи
§ 18; Упр.
13;710
§19; Упр. 13
21
22
23
2425
Контрольная работа № 2
по теме «Химические
реакции»
проверить и оценить
усвоение полученных
знаний по данному
разделу
ТЕМА 4. Вещества и их свойства, 9 часов
26
Металлы
Металлы. Электро
химический ряд на
пряжений металлов
27
Неметаллы.
28
Кислоты неорганические
и органические
29
Основания
неорганические и ор
ганические
Неметаллы. Окисли
тельно
восстановительные
свойства типичных
неметаллов (на при
мере водорода, ки
слорода, галогенов и
серы). Благородные
газы
Классификация
кислот. Химические
свойства кислот:
взаимодействие с
металлами, оксидами
металлов,
гидроксидами
металлов, солями,
спиртами (реакция
этерификации). Осо
бые свойства азотной
и концентрированной
серной кислоты.
Основания, их
классификация.
Химические свойства
оснований:
взаимодействие с
кислотами,
кислотными оксидами
Повторить
§1119
§ 20; Упр. 1
§21, упр.510
§22; Упр. 1
5(у).79(пис)
Д:образцы металлов
и их соединений;
взаимодействие
щелочных и
щелочноземельных
металлов с водой;
взаимодействие меди
с кислородом и
серой. Лабораторные
опыты: знакомство с
образцами металлов
и их рудами (колии)
Д:возгонка йода;
изготовление йодной
спиртовой настойки;
горение
серы, фосфора в
кислороде. Ла
бораторные опыты:
знакомство с
образцами
неметаллов и их
природными со
единениями (работа
с коллекциями)
§23; ' Упр. 15
Л.оПолучение и
свойства
нерастворимых
оснований.и солями. Разложение
нерастворимых
оснований.
Классификация солей:
средние, кислые и
основные. Химические
свойства солей:
взаимодействие с
кислотами, щелочами,
металлами и солями.
Представители солей
и их значение. Хлорид
натрия, карбонат
кальция, фосфат
кальция
30
Соли
31
32
33
Решение задач
Генетическая связь
между классами
неорганических и
органических соединений
Практическая работа№2.
«Идентификация
неорганических
соединений»»
34
Контрольная работа№3
«Вещества и их
свойства»
§24; Упр. 16.
Л.о.«Взаимодейств
и
е соляной и
уксусной кислот
с солями»
С.88 уп.13
§25, упр. 12
оформит
отчет по
практической
работе
Таблицы
«Взаимодействие
неметаллов с
металлами», «Состав
высших
кислородсодержащи
х кислот»
Д:спиртовка, спичка,
держатель для
пробирок, медная
проволока, стакан с
горячей водой, вода
со льдом; медные
пластины, оксид
меди (II), цинк,
соляная кислота,
этиловый спирт,
серная кислота,
гидроксид натрия,
бромная вода,
уксусная кислота,
раствор хлорида
натрия