Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по химии и учебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством О.С.Габриеляна.
Рабочая программа по химии представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, цели и задачи курса, характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания предмета, требования к уровню подготовки учащихся, результаты освоения учебного курса, описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование, приложения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 11 класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2004 год)
Федеральный перечень учебников, ежегодно утверждаемый МО РФ,
рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного
образовательного стандарта;
Матвеевская СШ
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; содержание
учебного предметакурса; учебнотематический план; требования к уровню подготовки
учащихся 11 класса; список учебнометодической литературы; календарно
тематическое планирование.
базисный учебный план МОУ Матвеевская СШ;
годовой календарный учебного график МОУ Матвеевская СШ.
основная образовательная программа основного общего образования МОУ
Измерители – контрольные работы 3 ; практические работы 8 . Программа рассчитана
на 132 часа , по 4 часа в неделю.
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины
Цели курса:
мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии 10 класса является
совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
Познавательная деятельность.
Использование для познания окружающего мира наблюдений,
измерений,
эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы,
причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
выделение значимых
функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявлениехарактерных причинноследственных связей; творческое решение учебных и
практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять
различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовы
вать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и
его оценки;
Информационнокоммуникативная деятельность.
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное
мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и
использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое
оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации
адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в
другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий
для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение
основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута;
Рефлексивная деятельность.
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть
возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения
к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей про
должения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учет межпредметных связей в преподавании химии позволяет более рационально
использовать изучение нового материала, перенести акцент с репродуктивных методов
на продуктивные.
Курс химии опирается на знания курса биологии, физики, математики и т.д.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандарта
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами
для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование
элементов причинноследственного и структурнофункционального анализа;
исследование не сложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных
характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения,
сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по
заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать
суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных
положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и
корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической
деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и
усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической
символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Задачи:
теорий, языка науки, доступных обобщений мировозренческого характера;
интегрировать знания учащихся по неорганической и органической химии с целью
формирования у них химической картины мира
правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в
повседневной жизни; интереса к химии как возможной области будущей практической
деятельности; интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
охраны окружающей среды и бережного отношения к своему здоровью
Ведущая идея курса — единство неорганической и органической химии на основе
общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к
классификации органических и неорганических веществ и закономерностям
протекания химических реакций между ними.
Данная рабочая программа
с курсом
физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии где дается
знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена
веществ. Материально техническая база школы (её оснащенность лабораторным
оборудованием) позволяет проводить все практические работы, предусмотренные
программой. В целях рационального использования реактивов, где это, возможно
применяю метод микрореакций.
формирование экологического мышления, убежденности в необходимости
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать
построена с учетом межпредметных связей
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического
комплекта:
Габриелян О.С.. Программа курса химии для 811 классов
1.
общеобразовательных учреждений. –М.: дрофа, 2013г.
2.
Химия. 11 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразовательных
учреждений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, М.: Дрофа, 2013 (учебник рекомендован
МО и науки РФ).
Габриелян О.С., Лысова Г.Г.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл профильный уровень:
3.
Методическое пособие. – М .: Дрофа, 2013г.
4.
Блик плюс, 2013г
5.
учителя. Химия 11 кл. В 2ч –М.: Дрофа , 2013
Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. М.:
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга
Габриелян О.С., остроумов И.Г.. Общая химия в тестах, задачах,
Химия. 11 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.
Роль химии в естествознании
Важнейшие химические понятия
Основные законы химии
Основные теории химии
Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений
Природные источники углеводородов
Вещества и материалы, широко используемые в практике
6.
упражнениях. 11 кл. –М.: дрофа, 2014
7.
Габриеляна, Г .Г. Лысовой «Химия». 11/ О.С. Габриелян, П. Н . Березкин, А.А.
Ушакова и др. –М.: Дрофа, 2013
В результате изучения химии в профильном классе ученик
должен знать и понимать
Выпускники профильных классов должны уметь:
Называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре
Определять валентность, степень окисления, тип химической связи, тип
кристаллической решётки, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, типы
реакций
скорости химических реакций от условий
веществ
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям
Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием
различных источников, компьютерные технологии для обработки и представления
информации
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
экологических, энергетических и сырьевых
производстве
человека и другие живые организмы
Безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве
Оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов
Критической оценки достоверности химической информации.
Характеризовать элементы, строение, свойства вешеств
Объяснять зависимость свойств от положения в ПС, от строения. Зависимость
Экологически грамотного поведения в окружающей среде
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
Понимания глобальных проблем,
стоящих перед человечеством,
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
Выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению важнейших«3» ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или
определенной логической последовательности, при этом
несущественные ошибки,
исправленные учеником по
учебного материала, или допущены существенные ошибки,
1.ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:
«5» ответ полный и правильный, основан на изученной теории,
последовательно, литературным языком;
«4» ответ полный и правильный на основании изученных теорий,
неполный, не имеет логической последовательности;
«2» при ответе обнаружено непонимание учащимся основного
не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2.ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
«5» работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся по химии .
изложен логично,
изложен в
допущены 23
требованию учителя;
ответ
содержания
которые учащийся
наблюдения и
безопасности и
организационно
порядок на столе,
выводы, но при
этом
или допущены несущественные
существенная
ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которая исправляется по требованию учителя;
в объяснении
безопасности при
может исправить
ошибки в работе с веществом и оборудованием;
«3» правильно выполнена работа не менее 50% или допущена
экономно используются реактивы);
«4» правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и
работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не
«2» допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента,
и оформлении работы, в соблюдении правил по технике
выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники
правил работы с веществами и оборудованием, проявлены
трудовые умения ( поддерживается чистота рабочего места и
эксперимент
проведен
не
полностью
по требованию учителя.
рациональным способом
ошибок, но задача
несущественных ошибок;
допущена ошибка в
решении.
3.ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
«5» в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена
«4» в логическом рассуждении и решении нет существенных
решена нерационально или допущено не более двух
«3» в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но
математических расчетах;
«2» имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в
Календарнотематическое планирование по химии 11 класс
Дата
№
п/
п.
Тема 1 «Строение атома» ( 13 часов)
Тема урока
План
Факт
1.
01.09.
Введение в общую химию.
Колво
часов
3
2
2
Атом – сложная частица. Ядерные реакции.
Состояние электронов в атоме.
Электронные
химических элементов.
конфигурации
атомов
2
Валентные возможности атомов химических
элементов.
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение
атома.
2
2
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
04.09.
05.09.
06.09.
08.09.
11.09.
12.09.
13.09.
15.09.
18.09.
19.09.
20.09.22.09
13
Тема 2 «Строение вещества .Дисперсные системы» ( 19 часов)
14
15
25.09.
26.09.
16
27.09.
17
29.09.
18
02.10.
19
03.10.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
04.10.
06.10.
09.10.
10.10.
11.10.
13.10.
16.10.
17.10.
18.10.
20.10.
23.10.
Химическая связь Ионная химическая связь
Ковалентная химическая связь
Металлическая связь
Водородная связь
Её биологическая роль
Качественный и количественный состав
вещества
Вещества молекулярного и
немолекулярного строения Кристаллические
решетки
Аллотропия
Единая природа химических связей
Гибридизация атомных орбиталей и
геометрия молекул
Дисперсные системы
Растворы
Теория строения химических соединений
Бутлерова
Полимеры
Классификация полимеров
Полимеры неорганические
Полимеры органические
1
1
1
1
1
2
1
2
3
1
1
1
131
24.10.
32
25.10.
Агрегатные состояния вещества
Обобщение знаний по теме: Химическая
связь
Cтроение вещества
Контрольная работа №1
«Строение атома и строение вещества»
1
1
Тема 3. «Химические реакции» (28 часов) + 3 часа из практической части
33
Классификация химических реакций
27.10.
1
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Классификация химических реакций по
тепловому эффекту
Расчеты по термохимическим уравнениям
Почему протекают химические реакции
Скорость химической реакции
Практическая работа №1 «Скорость
химической реакции
Катализаторы и катализ
Обратимость реакций.
Химическое равновесие и способы его
смещения
Электролитическая диссоциация
Реакции ионного обмена в водных растворах
Водородный показатель
Произведение растворимости
Гидролиз неорганических соединений
Практическая работа №2 «Гидролиз»
1
1
3
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
156
57
58
59
60
61
62
63
Гидролиз органических соединений
Электролиз растворов и расплавов
Окислительновосстановительные реакции
Метод полуреакций
Обобщение и систематизация знаний по
теме: «Химические реакции»
Практическая работа № 3
«Получение, собирание и распознавание
газов»
Контрольная работа №2 по теме:
«Химические реакции»
ТЕМА 4 . Вещества и их свойства (41час) + 3 часа из практической части
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
Классификация веществ
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли
Качественные реакции на неорганические
вещества и ионы
Классификация органических соединений
Практическая работа №4 «Сравнение
свойств неорганических и органических
соединений»
Металлы простые вещества
Общие химические свойства металлов
Электрохимический ряд напряжений
металлов Взаимодействия металлов с
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1различными классами веществ
Понятие о коррозии металлов. Способы
защиты от коррозии
Общие способы получения металлов
Электролиз
Металлы побочных подгрупп
Комплексные соединения
Проверочная работа по теме «Металлы
побочных подгрупп»
Решение расчетных задач по теме
«Металлы»
1
1
1
1
1
1
2
1
Практическая работа № 5 «Решение
экспериментальных задач по неорганической
химии»
Практическая работа №6 «Генетическая
связь между классами неорганических и
органических соединений»
Неметаллы и их свойства. Благородные газы 2
1
Оксиды неметаллов
Водородные соединения неметаллов
Общая характеристика галогенов
Решение расчетных задач по теме
«Неметаллы»
Кислоты органические
Кислоты неорганические
Основания органические
Основания неорганические
2
1
1
2
2
2
2
2
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101102
103
104
105
106
107
Амфотерные органические соединения
Амфотерные неорганические соединения
Обобщающий урок по теме « Вещества и их
свойства»
Контрольная работа №2 по теме: «Вещества
и их свойства»
Тема 5 .Химический практикум ( 5 часов)
108
Решение экспериментальных задач по теме
«Свойства веществ».
109
110
111
112
П. р № 7 « Решение экспериментальных
задач по органической химии»
Решение экспериментальных задач по теме
«Свойства веществ».
П.р. № 8 «Распознавание пластмасс и
волокон»
Обобщающий урок
Тема 6 «Химия в жизни общества» (24 часа).
Химия и производство..
Химия и сельское хозяйство
Химия и проблемы охраны окружающей
среды.
Химия и повседневная жизнь человека.
Повторение курса химии
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
1
1
3
1
1
1
1
1
1
4
4
4
4
8135
136