муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Рассмотрено на заседании МО
учителей естественнонаучного
цикла
МБОУ СОШ
«Перспектива» протокол №
Рассмотрено и утверждено на
заседании педагогического
совета протокол №
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ
«Перспектива»_____________
Т.В. Воронецкая
Приказ №
Рабочая программа по химии
для 810 класса
(реализация ФГОС ООО)
Составлена в соответствии с программой: Примерной программой основного общего образования
по химии; Авторской программой О.С. Габриеляна, допущенной Департаментом общего среднего
образования Министерства образования Российской Федерации
Габриелян О.С. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2013
Габриелян О.С. Химия. 9 класс – М.: Дрофа, 2013
Авторысоставители:
Козлова Е.А.
1 Новосибирск 2018 г.
Пояснительная записка
I.
Рабочая программа учебного предмета химия для 8 класса муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения города Новосибирска средней общеобразовательной школы
«Перспектива» составлена на основе:
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ «Перспектива»
Федерального стандарта основного общего образования
Примерной рабочей программы по учебным предметам Химия 89 классы.
Стандарты второго поколения. Издательство «Дрофа», Москва, 2014 г., методическое
пособие составитель С.В.Курчина.3е изд., стереотип
Авторской программой О.С. Габриеляна, допущенной Департаментом общего
среднего образования Министерства образования Российской Федерации
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
использованию в образовательном процессе в
Российской Федерации к
общеобразовательных учреждениях на 201314 учебный год.
С учетом Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в ОУ» 2.4.282110 от 29 декабря 2010г. №189.
Общая характеристика учебного курса химия:
Овладение обучающимися системой химических знаний, умений и навыков необходимо в
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, материалами и химическими
процессами. Это помогает успешному изучению смежных дисциплин и способствует продолжению
обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Немаловажную роль
система химических знаний играет в современном обществе, так как химия и химические
технологии (в том числе био и нанотехнологии) превращаются в революционную
производительную силу.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования главными целями школьного химического образования являются:
• формирование у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных
знаний;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование
гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в
нем;
• понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области
будущей профессиональной деятельности;
• развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как
умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения
целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать,
характеризовать и сравнивать;
• понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его
основе делать выводы и умозаключения.
Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются
следующие задачи:
— формируются знания основ химической науки
2 — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством
химического языка;
— развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе,
лабораторных условиях, в быту и на производстве;
— приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими
веществами, материалами и процессами;
— формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с
помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;
— осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину
Место предмета в федеральном базисном учебном плане: на основе основной
образовательной программы и учебного плана МБОУ СОШ «Перспектива» на 20172018 учебный
год, на изучение химии в 8 – 9 классах отводится по 1 часу в неделю. Реализация рабочей
программы осуществляется с использованием учебнометодического комплекта: О.С.Габриеляна
«Химия» 8 класс.
В МБОУ СОШ «Перспектива» обучаются дети, у которых вследствие врожденной
недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно
двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций
отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития вызваны и микросоциальными,
средовыми причинами не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной
системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания,
социальную и эмоциональную депривацию и т. д.
Все учащиеся нашей школы имеют справку КЭК о нарушении здоровья и рекомендации
обучаться на дому. Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям
здоровья и проявлениям дефектов развития. Основная масса детей имеет органическое поражение
ЦНС с различного рода выраженности церебрастеническими, гипертензионными синдромами и
ММД (минимальная мозговая дисфункция), часть детей – ДЦП (детский церебральный паралич),
есть дети со снижением остроты зрения (с органическими поражениями ЦНС), расстройствами
аутистического спектра, эпилепсией, врожденными заболеваниями опорнодвигательного аппарата,
нарушениями функции щитовидной железы.
Нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в
формировании психики, так и компенсацию нарушений. У таких детей велики потенциальные
возможности формирования психики. Наша основная задача – выявить у ребенка сохранные
функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития,
обеспечить усвоение образовательной программы.
В связи с этим программа химии за курс основной школы рассчитана на 3 года. Программа 8
класса изучается в нашей школе за 2 года. В 8 и 9 классах мы изучаем материал 8 класса, в 10
классе – материал 9 класса, в 11 – материал 10 класса и в 12 классе – материал 11 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
химия
Личностные
воспитание чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, сооответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного
образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных
3 предпочтениях, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учётом устойчивых познавательных интересов;
формировании коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской. Творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий.
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы
поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности,
способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения
в различных продуктивных видах деятельности.
Личностные УУД
Метапредметные
Формирование представлений о химии как части общечеловеческой
культуры, о значимости химии в развитии цивилизации и современного
общества;
Развитие представлений о химии как форме описания и методе
познания действительности, создание условий для приобретения
первоначального опыта химического моделирования;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для химии и являющихся основой познавательной
культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности.
Регулятивные УУД
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений;
Умения управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность;
Определять её цели и задачи;
Выбирать средства и применять их на практике;
Оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД Формирование и развитие по средствам химических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
результатов;
Коммуникативные
УУД
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом)
Предметные
Осознание объективной значимости основ химической науки, как области современного
естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в условиях
возрастающей химизации многих сфер жизни современного общества; осознание химических
превращений веществ, как основы живой и не живой природы; углубление представлений о
4 материальном единстве мира;
Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с
веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах,
превращениях и практическом применении;
их
Формирование умений устанавливать
связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а так же обусловленность
применение веществ особенностями их свойств;
Приобретение опыта применения химических методов изучение веществ и их превращений:
наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций;
Умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием;
Овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной
форме: в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем и т. д.
Создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и
выбора химии как профильного предмета, при переходе на ступень среднего общего образования, а
в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
II.
Содержание программы
8 класс
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование.
Введение (4 часа)
Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых
и сложных веществах. Инструктаж по ТБ.
Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и
хемофобия. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В.
Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и
большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для
получения сведений о химических элементах Химические формулы. Индексы и коэффициенты.
Относительные атомная и молекулярная массы.
Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его
формулы
Демонстрации. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных простых и
сложных веществ. Коллекция стеклянной химической посуды. Коллекция материалов и изделий из
них на основе алюминия. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и
растворов; 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с
фильтровальной бумаги
Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении
атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель
строения атома.
5 Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь
понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов.
Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов
одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов.
Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов:
физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента
— образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и
неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной
связи.
Взаимодействие атомов элементовнеметаллов между собой — образование двухатомных
молекул простых веществ.
валентность.
Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений,
Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов.
Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева различных форм.
Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа;
4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений; 5. Изготовление модели,
иллюстрирующей свойства металлической связи
Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»
Тема 2. Простые вещества (6 часов)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Важнейшие простые веществаметаллы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие
физические свойства металлов. Положение неметаллов в Периодической системе.
Важнейшие простые веществанеметаллы, образованные атомами кислорода, водорода,
азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная
молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких
простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.
Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого
понятия.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Кратные единицы
измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы
вещества.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная
Авогадро».
Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения — миллимолярный и
киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объем газов», «постоянная Авогадро». Расчеты с использованием понятий «количество вещества»,
«молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро». Выполнение заданий по теме
«Простые вещества».
6 Демонстрации. Образцы металлов. Получение озона. Образцы белого и серого олова,
белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль.
Молярный объем газообразных веществ
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов; 7. Ознакомление с
коллекцией неметаллов
Тема 3. Соединения химических элементов (16 часов)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности.
Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул
бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов:
оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление формул бинарных соединений. Бинарные
соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия.
Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих
водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей:
гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная,
соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкале pH). Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в
воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы
кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Изготовление моделей кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства
чистых веществ и смесей. Их состав.
Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием
понятия «доля». Расчеты по формулам соединений изученных классов, связанные с
использованием понятия «доля». Выполнение заданий по теме «Соединения химических
элементов».
Демонстрации. Образцы оксидов. Образцы оснований. Кислотнощелочные индикаторы и
изменение их окраски в щелочной среде. Образцы солей. Модели кристаллических решеток
хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Образцы кислот. Кислотнощелочные индикаторы и
изменение их окраски в нейтральной и кислотной средах. Универсальный индикатор и изменение
его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со
свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение pH растворов
кислоты, щелочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 13.
Ознакомление с коллекцией солей. 14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом
кристаллической решетки. 15. Ознакомление с образцом горной породы
Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов»
9 класс
Тема 1. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Явления, связанные с
изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические
явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка
веществ, фильтрование и центрифугирование.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или
объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с
7 использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной
массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений
химических реакций.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы.
Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и
необратимые реакции.
Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования
возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних
металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах
до конца.
Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка йода или
бензойной кислоты; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Явления,
связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания
химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо и
эндотермических реакциях. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора;
взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом. Получение гидроксида меди (II) и его
разложение при нагревании; разложение перманганата калия; разложение пероксида водорода с
помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови. Горение красного фосфора и
растворение полученного оксида в воде, испытание раствора полученной кислоты индикатором.
Взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Растворение гидроксида меди (II) в кислотах;
взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Признаки химических реакций.
Лабораторные опыты. 16. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 17.
Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Контрольная работа №1. «Изменения, происходящие с веществами»
Тема 2. Практикум «Простейшие операции с веществом» (3 часа)
Практическая работа №1 «Знакомство с химической лабораторией». Инструктаж по ТБ
Практическая работа №2 «Признаки химических реакций». Инструктаж по ТБ
Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара». Инструктаж по ТБ
Тема 3. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов)
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм
диссоциации электролитов с различным характером связи.
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.
Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства. Молекулярные и ионные уравнения реакций.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической
диссоциации. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие
кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации.
Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики
химических свойств кислот.
8 Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с
оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Окислительновосстановительные реакции. Определение степеней окисления для
элементов, образующих вещества разных классов.
Реакции ионного обмена и окислительновосстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно
восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно
восстановительных реакций.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость
электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение крашенных ионов в
электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды
Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20. Взаимодействие
кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие
кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24. Взаимодействие щелочей с
кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с
солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. Обобщение сведений об оксидах, их
классификации и свойствах. 28. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 29.
Взаимодействие основных оксидов с водой. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.
31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с кислотами. 33.
Взаимодействие солей с щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями. 35. Взаимодействие
растворов солей с металлами
Контрольная работа №2 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач»
Итоговая контрольная работа
10 класс
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
(11 часов)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и
окислениявосстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и
земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро и микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по
различным основаниям:
— по составу и числу реагирующих и образующихся веществ;
9 — по тепловому эффекту;
— по направлению;
— по изменению степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества;
— по фазе;
— по использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических
реакций. Катализаторы и катализ.
Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации. Различные формы таблиц Периодической системы. Модели атомов
элементов I—III периодов. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих
веществ.
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ
(«кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих
веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы.
Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Моделирование построения периодической таблицы. Замещение железом меди в растворе
сульфата меди (II). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ
на примере взаимодействия различных кислот с различными металлами. Зависимость скорости
химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с
соляной кислотой различной концентрации. Зависимость скорости химической реакции от
площади соприкосновения реагирующих веществ. Моделирование «кипящего слоя». Зависимость
скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия
оксида меди (II) с раствором серной кислоты при различных температурах. Разложение пероксида
водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых
продуктах. Ингибирование взаимодействия соляной кислоты с цинком уротропином.
Контрольная работа №1 «Введение. Общая характеристика химических элементов и
химических реакций. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева»
Тема 1. Металлы (16 часов)
Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая
кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства
металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в
электрохимическом ряду напряжений мталлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Сплавы, их свойства и значение.
Общая характеристика щелочных металлов.
Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы —
простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли
(хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.
Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных
металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их
свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли
алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
10 Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для
природы и народного хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом.
Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Качественные
реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Лабораторные опыты. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.
Ознакомление с рудами железа. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
Взаимодействие кальция с водой. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной
кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и исследование
их свойств.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение
соединений металлов.
Контрольная работа №2 «Металлы».
Тема 2. Неметаллы (27 часов)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе, особенности
строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО.
Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия.
Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» — «неметалл».
Водород. Вода. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его
получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь.
Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества.
Химические свойства воды.
Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные
воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные
соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение
галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы
(IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в
народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства,
получение и применение.
Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее
свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной
продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.
Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные
удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода
(II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и
жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид
кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и
неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
11 Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с
натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие
серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с
медью. Обугливание концентрированной серной кислотой органических соединений. Разбавление
серной кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем
растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных
соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного
хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. Получение, собирание и распознавание водорода. Исследование
поверхностного натяжения воды. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.
Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). Изготовление гипсового отпечатка. Ознакомление с
коллекцией бытовых фильтров и изучение инструкции домашнего бытового фильтра.
Ознакомление с составом минеральной воды. Качественная реакция на галогенидионы.
Получение, собирание и распознавание кислорода. Горение серы на воздухе и кислороде. Свойства
разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония. Свойства
разбавленной азотной кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Распознавание фосфатов. Горение угля в кислороде.
Получение, собирание и распознавание углекислого газа. Получение угольной кислоты и
изучение ее свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат. Разложение гидрокарбоната натрия.
Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Практическая работа№2 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа
галогенов».
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа
кислорода».
Практическая работа №4 Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №3 «Неметаллы»
Тема 3. Краткие сведения об органических соединениях (4 часа)
Углеводороды. Неорганические и органические вещества. Углеводороды. Метан, этан,
пропан как предельные углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные)
углеводороды. Горение углеводородов. Качественные реакции на непредельные соединения.
Реакция дегидрирования.
Кислородсодержащие органические соединения. Этиловый спирт, его получение, применение
и физиологическое действие. Трехатомный спирт глицерин. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Уксусная, стеариновая и олеиновая кислоты — представители класса
карбоновых кислот. Жиры. Мыл .аа
Азотсодержащие органические соединения. Аминогруппа. Аминокислоты. Аминоуксусная
кислота. Белки (протеины), их функции в живых организмах. Качественные реакции на белки.
Демонстрации. Модели молекул метана, этана, пропана, этилена и ацетилена.
Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Общие химические
свойства кислот на примере уксусной кислоты. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Лабораторные опыты. Качественные реакции на белки.
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ (10
часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности
изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о
строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
12 Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств
веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и
образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней
окисления атомов; использование катализатора; направление протекания реакции).
Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических
реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла
и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды),
соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической
диссоциации.
Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.
III.
Тематическое планирование
8 класс
Основное содержание по темам
Количество часов
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
16
1
2
2
2
2
№
п/п
1
2
3
4
Введение
Предмет химии. Вещества. Инструктаж по ТБ.
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.
Знаки химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева.
Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная
массы.
Тема 1. Атомы химических элементов
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер.
Строение электронных уровней атомов химических элементов.
Изменение свойств химических элементов по группам и периодам.
Ионная химическая связь.
Ковалентная неполярная химическая связь.
Ковалентная полярная химическая связь.
5
6
7
8
9
10
11 Металлическая химическая связь.
12
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических
элементов»
Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»
Тема 2. Простые вещества
Простые вещества – металлы
Простые вещества – неметаллы, их сравнение с металлами.
Аллотропия.
Количество вещества. Инструктаж по ТБ.
13
14
15
16
17 Молярный объем газообразных веществ
18
19
Решение задач
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»
Тема 3. Соединения химических элементов
Степень окисления
Оксиды
Основания
Кислоты
Соли
20
21
22
23
24
13 25
26
27
28
29
30
31
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Аморфные и кристаллические вещества
Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в
смеси
Решение задач.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения
химических элементов»
Контрольная работа №2 «Соединения химических
элементов»
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Повторение и обобщение
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
35
9 класс
Основное содержание по темам
Количество часов
Тема 1. Изменения, происходящие с веществами
Физические явления. Разделение смесей. Инструктаж по ТБ
Химические явления. Условия и признаки протекания химических
реакций
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
Расчеты по химическим уравнениям
Реакции разложения
Реакции соединения
Реакции замещения
Реакции обмена
Типы химических реакций на примере свойств воды
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения,
происходящие с веществами»
Контрольная работа №1 «Изменения, происходящие с
веществами»
Тема 2. Практикум «Простейшие операции с веществом»
1. Практическая работа №1 «Знакомство с химической
лабораторией». Инструктаж по ТБ
2. Практическая работа №2 «Признаки химических реакций».
Инструктаж по ТБ
3. Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара».
Инструктаж по ТБ
Тема 3. Растворение. Растворы. Свойства растворов
электролитов
Электролитическая диссоциация. Инструктаж по ТБ
Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Ионные уравнения реакций
Кислоты
Основания
Оксиды
Соли
Генетическая связь между классами неорганических веществ
Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение.
14
12
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
20
1
1
2
2
2
2
1
2 23
Растворы. Свойства растворов электролитов»
Контрольная работа №2 «Растворение. Растворы. Свойства
растворов электролитов»
Окислительновосстановительные реакции
Свойства веществ в свете окислительновосстановительных реакций
24
25
26 Практическая работа №4 «Решение экспериментальных
задач»
Обобщение и систематизация знаний
Итоговая контрольная работа
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Итого:
10 класс
Основное содержание по темам
Количество часов
27
28
29
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
1
1
1
1
1
35
11
2
1
1
1
1
1
1
2
1
16
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
Введение. Общая характеристика химических элементов и
химических реакций. Периодический закон и Периодическая
система химических элементов Д.И.Менделеева (11 часов)
Характеристика химического элемента на основании его положения в
Периодической системе .И.Менделеева. Инструктаж по ТБ.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы.
Классификация химических реакций по различным основаниям
Скорость химической реакции.
Катализаторы
Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение. Общая
характеристика химических элементов и химических реакций.
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева»
Контрольная работа №1 «Введение. Общая характеристика
химических элементов и химических реакций. ПЗ и ПСХЭ Д. И.
Менделеева»
Тема 1. Металлы
Век медный, бронзовый, железный.
10
11 Положение металлов в ПС Д.И.Менделеева. Физические свойства
металлов. Сплавы.
12 Химические свойства металлов.
13 Металлы в природе, общие способы получения металлов.
14 Коррозия металлов.
15 Щелочные металлы.
16 Щелочноземельные металлы.
17 Алюминий и его соединения
18 Железо и его соединения
19 Практическая работа №1. «Решение экспериментальных задач
на распознавание и получение соединений металлов».
Инструктаж по ТБ.
15 20 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
21 Контрольная работа №2 «Металлы».
Тема 2. Неметаллы
Водород.
Вода.
Галогены.
22 Общая характеристика неметаллов. Инструктаж по ТБ.
23
24
25
26 Соединения галогенов.
27 Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач
по теме «Подгруппа галогенов». Инструктаж по ТБ.
28 Кислород.
29 Сера.
30 Соединения серы.
31 Серная кислота и ее соли.
32 Получение и применение серной кислоты.
33
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач
по теме «Подгруппа кислорода». Инструктаж по ТБ.
34 Азот и его свойства.
35 Аммиак и его свойства. Соли аммония.
36 Оксиды азота.
37 Азотная кислота
38 Фосфор и его соединения.
39 Углерод.
40 Оксиды углерода.
41 Угольная кислота и ее соли
42 Кремний.
43 Соединения кремния.
44 Силикатная промышленность.
45 Практическая работа №4 «Получение, собирание и
распознавание газов». Инструктаж по ТБ.
46 Обобщение по теме: «Неметаллы».
47 Контрольная работа №3 «Неметаллы»
Тема 3. Краткие сведения об органических соединениях
48 Углеводороды
49 Кислородсодержащие органические соединения
50 Азотсодержащие органические соединения
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Подготовка к ОГЭ
51 Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в
свете теории строения атома
Виды химических связей и типы кристаллических решеток
52
53 Классификация химических реакций по различным признакам.
Скорость химических реакций
54 Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения
реакций
55 Окислительно восстановительные реакции
56 Классификация и свойства неорганических веществ
57 Подготовка к итоговому тестированию за курс 10 класса
16
1
1
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
2
1
10
1
1
1
1
1
1
1 58 Итоговое тестирование.
59 Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
60 Повторение и обобщение.
1
1
1
68
Итого:
Планируемые результаты изучения предмета
Выпускник научится:
раскрывать смысл основных понятий: вещество, химический элемент, относительная
8 класс
атомная и молекулярная массы;
называть химические элементы;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов
раскрывать смысл основных понятий:
изотопы,
атом,
химическая связь,
электроотрицательность;
объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера
периода;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д.И.Менделеева;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
изображать электронноионные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, инертные элементы (газы)
для осознания важности упорядоченности научных знаний;
вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества;
определять степень окисления элемента в соединениях;
определять принадлежность веществ к определенному классу неорганических веществ;
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами;
выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных,
атомных, молекулярных, металлических;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
составлять формулы неорганических соединений по степеням окисления элементов, а
также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
Выпускник получит возможность научиться:
определять роль различных веществ в природе и технике;
характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании природы;
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой,
справочными таблицами;
проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации;
17 9 класс
Выпускник научится:
приводить примеры химических процессов в природе;
изображать сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
объяснять различные способы классификации химических реакций;
проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
раскрывать смысл основных понятий: растворы, электролит и неэлектролит,
окисление и
окислитель и восстановитель,
электролитическая диссоциация;
восстановление;
объяснять сущность реакций ионного обмена;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
уравнения окислительно
сокращённые ионные уравнения реакций обмена;
восстановительных реакций;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических
веществ: кислот, оснований, солей;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
составлять окислительновосстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций и определять веществоокислитель и вещество
восстановитель в окислительновосстановительных реакциях;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов
неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать роль химических процессов, протекающих в природе;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным
уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами неорганических веществ;
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
10 класс
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из
классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов
реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или
поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению
степеней окисления химических элементов (реакции окислительновосстановительные); 4)
по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
18 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и
сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно
восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ;
определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ
отдельных ионов
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп:
металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и
солей;
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ
(металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и
третьего периодов;
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
оснóвных;
называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических
веществ: кислот, оснований, солей;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
определять веществоокислитель и веществовосстановитель в окислительно
восстановительных реакциях;
составлять окислительновосстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов
неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение
19 Ресурсное обеспечение программы
литература для учителя (основная и дополнительная);
Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна/ О. С.
Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна/ О. С.
Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.:
Блик плюс, 2004.
Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. К учебнику О. С. Габриеляна — М.: Дрофа,
2008.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл.
— М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О. С., Купцова А.В. Тетрадь для оценки качества знаний. Химия 8 класс
литература для обучающихся (основная и дополнительная);
Габриелян О. С. Химия. класс. — М.: Дрофа, 2012
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.:
Дрофа, 2012
материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы;
презентации к урокам
электронное приложение
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
http
http://ru.wikipedia.org/ Википедия
http://www.megabook.ru/ мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
. ru / Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
. edu
:// school
collection
учебники
компьютер
информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.
мультимедийные презентации
демонстрационные схемы и таблицы
20
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Рабочая программа по химии 8-10 класс (для детей с ОВЗ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.