Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян
Оценка 4.6

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
химия
8 кл—9 кл
05.12.2018
Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 - 9 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2010г). Содержит планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание изучаемого курса, тематическое планирование и календарно – тематическое планирование по химии по программе.
Рабочая программа учебного курса по химии 8-9.doc
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 ­ 9  класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8­11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2010г). Выпускник научится: Планируемые результаты освоения учебного предмета • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать   вещества   по   составу,   строению   и   свойствам,   устанавливать   причинно­следственные   связи   между   данными характеристиками вещества; • раскрывать   смысл   основных   химических   понятий   «атом»,   «молекула»,   «химический   элемент»,   «простое   вещество»,   «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии; • изображать   состав   простейших   веществ   с   помощью   химических   формул   и   сущность   химических   реакций   с   помощью   химических уравнений; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу; • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева; • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; • изображать электронно­ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических; • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической  системе и особенностей строения их атомов; • характеризовать   научное   и   мировоззренческое   значение   периодического   закона   и   периодической   системы   химических   элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:  1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);  2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);  3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно­восстановительные);  4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); • составлять  уравнения  электролитической   диссоциации   кислот,   щелочей,  солей;   полные   и  сокращённые  ионные   уравнения  реакций обмена; уравнения окислительно­восстановительных реакций; • прогнозировать   продукты   химических   реакций   по   формулам/названиям   исходных   веществ;   определять   исходные   вещества   по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять  уравнения  реакций,  соответствующих   последовательности   («цепочке»)   превращений   неорганических  веществ   различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли; • составлять формулы веществ по их названиям; • определять валентность и степень окисления элементов в веществах; • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей; • объяснять   закономерности   изменения   физических   и   химических   свойств   простых   веществ   (металлов   и   неметаллов)   и   их   высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов; • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных; • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей; • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей; • определять вещество­окислитель и вещество­восстановитель в окислительно­восстановительных реакциях; • составлять окислительно­восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций; • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; Выпускник получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.; • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; • объективно   оценивать   информацию   о   веществах   и   химических   процессах,   критически   относиться   к   псевдонаучной   информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; • применять   знания   о   закономерностях   периодической   системы   химических   элементов   для   объяснения   и   предвидения   свойств конкретных веществ; • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия. • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; • прогнозировать   способность   вещества   проявлять   окислительные   или   восстановительные   свойства   с   учётом   степеней   окисления элементов, входящих в его состав; • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль; • организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение. Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;  постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:   осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;   оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;   оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.   формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды ­ гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.   составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).  преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).   уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск   информации,   анализировать   и   оценивать   её достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:  осознание роли веществ: ­ определять роль различных веществ в природе и технике; ­ объяснять роль веществ в их круговороте.  рассмотрение химических процессов: ­ приводить примеры химических процессов в природе; ­ находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.  использование химических знаний в быту: – объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.  объяснять мир с точки зрения химии: – перечислять отличительные свойства химических веществ; – различать основные химические процессы; ­ определять основные классы неорганических веществ; ­ понимать смысл химических терминов.  овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:  ­ характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; ­ проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.  умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: ­ использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 8 КЛАСС Тема 1. Введение в химию (6 ч)  Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки ­ работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая   символика.   Знаки   химических   элементов   и   происхождение   их   названий.   Химические   формулы.   Индексы   и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.    Периодическая система химических элементов Д.  И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.  Расчётные   задачи.  1.   Нахождение   относительной   молекулярной   массы   вещества   по   его   химической   формуле.   2.   Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.  Практическая  работа № 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним. Практическая  работа № 2 Наблюдение за горящей свечой.    Тема 2.   Атомы химических элементов (7 ч)    Атомы   как   форма   существования   химических   элементов.   Основные   сведения   о   строении   атомов.   Доказательства   сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.  Состав   атомных   ядер:   протоны   и   нейтроны.   Относительная   атомная   масса.   Взаимосвязь   понятий   «протон»,   «нейтрон», «относительная атомная масса».  Изменение числа протонов в ядре атома ­ образование новых химических элементов.  Изменение числа нейтронов в ядре атома ­ образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.  Электроны.   Строение   электронных   оболочек   атомов   химических   элементов   №1­20   периодической   системы   Д.   И.   Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая   система   химических   элементов   Д.   И.   Менделеева   и   строение   атомов:   физический   смысл   порядкового   номера элемента, номера группы, номера периода.  Изменение   числа   электронов   на   внешнем   электронном   уровне   атома   химического   элемента   ­   образование   положительных   и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие   атомов   химических   элементов­неметаллов   между   собой   ­   образование   двухатомных   молекул   простых   веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие   атомов   химических   элементов­неметаллов   между   собой   ­   образование   бинарных   соединений   неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.   Взаимодействие   атомов   химических   элементов­металлов   между   собой   ­   образование   металлических   кристаллов.   Понятие   о металлической связи.  Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.    Тема 3.   Простые вещества (5ч)  Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества ­ металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.  Важнейшие простые вещества ­ неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ ­ аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Расчетные   задачи.  1.   Вычисление   молярной   массы   веществ   по   химическим   формулам.   2.   Расчеты   с   использованием   понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».   Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.     Тема 4.    Соединения химических элементов (16 ч)  Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.  Основания,   их   состав   и   названия.   Растворимость   оснований   в   воде.   Таблица   растворимости   гидроксидов   и   солей   в   воде. Представители   щелочей:   гидроксиды   натрия,   калия   и   кальция.   Понятие   о   качественных   реакциях.   Индикаторы.   Изменение   окраски индикаторов в щелочной среде.  Кислоты,   их   состав   и   названия.   Классификация   кислот.   Представители   кислот:   серная,   соляная   и   азотная.   Изменение   окраски индикаторов в кислотной среде.  Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.  Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.  Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.  Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля. Расчётные задачи.  1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.   2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.  Демонстрации.  Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей, дистилляция воды.  Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.   Практическая  работа № 3.Анализ почвы и воды. Практическая  работа № 4.Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества.   Тема 5.     Изменения, происходящие с веществами (12ч)   Понятие   явлений   как   изменений,   происходящих   с   веществами.   Явления,   связанные   с   изменением   кристаллического   строения вещества при постоянном его составе, физические  явления. Физические явления в химии: дистилляция,  кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.  Явления, связанные с изменением состава вещества, ­ химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо­ и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.  Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.  Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.  Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.  Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения ­ электролиз воды. Реакции соединения ­ взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения ­ взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).  Расчётные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.  осуществлять родовидовое определение понятий. Демонстрации.  Примеры   физических   явлений;   а)   плавление   парафина;   б)   диффузия   душистых   веществ   с   горящей   лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида  меди  (II); г) растворение  полученного гидроксида  в  кислотах;    д) взаимодействие  оксида  меди  (II) с  серной кислотой  при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление   меди   в   пламени   спиртовки   или   горелки.   5.   Помутнение   известковой   воды   от   выдыхаемого   углекислого   газа.   6.   Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.  Практическая  работа № 5.Признаки химических реакций. Тема 6.     Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (22 ч)    Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.  Основные  положения  теории  электролитической  диссоциации.  Ионные  уравнения реакций.  Условия  протекания реакции  обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.  Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот   с   оксидами   металлов.   Взаимодействие   кислот   с   основаниями   ­   реакция   нейтрализации.   Взаимодействие   кислот   с   солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания,   их   классификация.   Диссоциация   оснований   и   их   свойства   в   свете   теории   электролитической   диссоциации. Взаимодействие   оснований   с   кислотами,   кислотными   оксидами   и   солями.   Использование   таблицы   растворимости   для   характеристики химических   Соли,   их   классификация   и   диссоциация   различных   типов   солей.   Свойства   солей   в   свете   теории   электролитической   диссоциации. Взаимодействие   солей   с   металлами,   условия   протекания   этих   реакций.   Взаимодействие   солей   с   кислотами,   основаниями   и   солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.  нерастворимых нагревании. Разложение оснований     свойств при       оснований.     Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.  Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ Окислительно­восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.  Реакции   ионного   обмена   и   окислительно­восстановительные   реакции.   Составление   уравнений   окислительно­восстановительных реакций методом электронного баланса.  Свойства простых веществ ­ металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно­восстановительных процессах.  Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).  Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач. Тематическое планирование Введение Атомы химических элементов Простые вещества Соединение химических   элементов                     Изменения, происходящие с веществами   Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции  Всего      6      7      5      16 12 22 68 Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы В результате изучения химии ученик должен знать/ понимать ∙ химическую символику:  знаки химических элементов,  формулы химических веществ и уравнения химических реакций; ∙ важнейшие химические понятия:  химический элемент,  атом,  молекула,  относительные атомная и молекулярная массы,  ион,  химическая  связь, вещество,  классификация веществ,  моль,  молярная масса,  молярный объем, химическая реакция,  классификация реакций,  электролит и  неэлектролит, электролитическая диссоциация,  окислитель и восстановитель,  окисление и восстановление; ∙ основные законы химии:  сохранения массы веществ,  постоянства состава, периодический закон; уметь ∙ называть: химические элементы, соединения изученных классов; ∙ объяснять: физический смысл атомного(порядкового)  номера химического элемента,  номеров группы и периода,  к которым элемент  принадлежит в периодической системе Д.И.  Менделеева;  закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и  главных подгрупп;  сущность реакций ионного обмена; ∙ характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция)  на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и  особенностей строения их атомов;  связь между составом,  строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов  неорганических веществ; ∙ определять: состав веществ по их формулам,  принадлежность веществ к определенному классу соединений,  типы химических реакций,   валентность и степень окисления элемента в соединениях,  тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного  обмена; ∙ составлять: формулы неорганических соединений изученных классов;  схемы строения атомов первых20  элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций; ∙ обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; ∙ распознавать опытным путем: кислород,  водород,  углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид­, сульфат­, карбонат­ионы; ∙ вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;  массовую долю вещества в растворе;  количество вещества,   объем или массу по количеству вещества,  объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  безопасного обращения с вещества­ ми и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;  критической оценки информации о веществах,  используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации. Содержание учебного предмета  «Химия» в  9 классе Введение. Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов) Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований   и   солей   в   свете   теории   электролитической   диссоциации   и   окисления­восстановления.   Понятие   о   переходных   элементах. Амфотерность.   Генетический   ряд   переходного   элемента.   Периодический   закон   и   Периодическая   система   химических   элементов   Д.   И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро­ и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Лабораторные опыты.   Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.  Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.   Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). Тема 1. Металлы (17 ч) Положение   металлов   в   Периодической   системе   химических   элементов   Д.   И.   Менделеева.   Металлическая   кристаллическая   решетка   и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли   (хлориды,   карбонаты,   сульфаты,   нитраты),   их   свойства   и   применение   в   народном   хозяйстве.   Калийные   удобрения.   Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 . Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты.  Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.  Ознакомление с рудами железа.   Окрашивание пламени солями щелочных металлов.   Взаимодействие кальция с водой.  Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.   Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой.   Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств  Практическая работа №1 « Получение соединений металлов и изучение их свойств». №2 « Качественные реакции на ионы металлов». Тема 2  Неметаллы (27 ч) Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия.   Физические   свойства   неметаллов.   Относительность   понятий   «металл»   и   «неметалл».   Водород.   Положение   водорода   в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры.  Минеральные  воды.  Дистиллированная  вода,  ее получение  и применение.  Общая характеристика  галогенов.  Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение.   Оксиды   азота   (II)   и   (IV).   Азотная   кислота,   ее   свойства   и   применение.   Нитраты   и   нитриты,   проблема   их   содержания   в сельскохозяйственной   продукции.   Азотные   удобрения.   Фосфор.   Строение   атома,   аллотропия,   свойства   белого   и   красного   фосфора,   их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором   брома   или   иода   из   растворов   их   солей.   Взаимодействие   серы   с   металлами,   водородом   и   кислородом.   Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы   природных   соединений   хлора,   серы,   фосфора,   углерода,   кремния.   Образцы   важнейших   для   народного   хозяйства   сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты.   Получение и распознавание водорода.   Исследование поверхностного натяжения воды.  Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.   Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.  Ознакомление с составом минеральной воды.   Качественная реакция на галогенид­ионы.  Получение и распознавание кислорода.  Горение серы на воздухе и в кислороде.  Свойства разбавленной серной кислоты.   Изучение свойств аммиака.  Распознавание солей аммония.   Свойства разбавленной азотной кислоты.   Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.   Горение фосфора на воздухе и в кислороде.   Распознавание фосфатов.  Горение угля в кислороде.   Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.   Переход карбонатов в гидрокарбонаты.   Разложение гидрокарбоната натрия.   Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств. Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств».  №4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». №5 «получение аммиака и изучение его свойств». №6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. №7 «Решение экспериментальных задач «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств» Тема 3 Органические вещества (11 ч)     Предмет изучения органической химии. Особенности органических веществ. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Понятие гомологического ряда. Свойства алканов, алкенов, спиртов, карбоновых кислот, жиров, белков, углеводов, полимеров. Практическая работа №8 «Идентификация органических веществ». Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении   атомов   элементов.   Значение   периодического   закона.   Виды   химических   связей   и   типы   кристаллических   решеток.   Взаимосвязь Тема 4. Химия и жизнь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно­восстановительного процесса. Тематический план 9 класса Тема Количество часов Повторение основных вопросов курса 8 класса.  Металлы  Неметаллы Органические соединения Химия и жизнь.  Обобщение знаний за курс основной школы Итоговая контрольная работа Всего   Календарно – тематическое планирование по химии по программе  О.С.Габриеляна (2 часа в неделю, всего 68 часов) 6 17 27 11 4 2 1 68 № п/п Тема 1. Введение Название темы урока 1 2 3 4 5 6 Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии.   Предмет химии. Вещества. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.  Практическая работа №1. «Приёмы  обращения с лабораторным оборудованием» Инструктаж  ТБ Периодическая система химических элементов Д.И.  Менделеева. Знаки химических элементов.  Химические формулы. Относительная атомная и  молекулярная масса. Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей  свечой» Инструктаж ТБ Тема 2. Атомы химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.  Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. 7 8 9          Ионы. Ионная химическая связь. 10 11 Ковалентная связь. Металлическая химическая связь. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы  химических элементов» Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических  элементов» 12 13 Тема 3. Простые вещества. 14 Простые вещества­металлы. Кол­во часов Дата проведения По плану Фактически Корректировка Примечание (6ч) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч (7ч) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч (5ч) 1ч 15 16 17 18 Простые вещества ­неметаллы. Аллотропия. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газов. Решение задач по темам: «Молярный объем газов,  количество вещества». Тема 4. Соединение химических   элементов.                      Степень окисления. 19 20       Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды. 1ч 1ч 1ч 1ч (16ч) 1ч 1ч Основания. Кислоты.  Соли. Составление формул солей. Обобщение и систематизация знаний по теме  «Важнейшие классы бинарных соединений» Аморфные и кристаллические вещества.  Кристаллические решетки. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 21 22 23 24 25 26 27 31 32  Чистые вещества и смеси.  Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды»  Инструктаж ТБ 28 29 Массовая доля компонентов в смеси. 30 Решение задач на нахождение массовой доли  компонентов смеси. Решение задач на нахождение массовой доли  компонентов раствора. Практическая работа №4. «Приготовление раствора  сахара с заданной массовой долей растворенного  вещества» Инструктаж ТБ 33 34 Обобщение и систематизация знаний по теме:  «Соединения химических элементов». Контрольная работа №2. по теме: «Соединения  химических элементов». Тема 5. Изменения, происходящие с веществами.  35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Физические явления в химии. Химические явления. Химические реакции. Закон сохранения массы вещества. Химические  уравнения. Расчёты по химическим уравнениям. Решение расчетных задач по уравнению реакции. Решение расчетных задач на вычисление массы  продукта реакции. Типы химических реакций. Типы химических реакций на примере свойств воды. Скорость химических реакций. Катализаторы.   Практическая работа №5. « Признаки химических реакций» Инструктаж ТБ Обобщение и систематизация знаний по теме  «Изменения, происходящие с веществами». Контрольная работа №3. по теме «Изменения,  происходящие с веществами». 1ч 1ч (12ч) 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов  электролитов. Окислительно – восстановительные реакции  (22ч) Растворение как физико – химический процесс. Типы  растворов. Повторный инструктаж по Т.Б. Электролитическая диссоциация (ЭД) Основные положения Теории ЭД. (ТЭД) Ионные уравнения реакций Условия протекания химических реакций между  растворами электролитов до конца Кислоты, их классификация. Свойства кислот. Основания, их классификация. Свойства оснований. Оксиды, их классификация и свойства. Соли, их свойства. 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Генетическая связь между классами неорганических  соединений. Практическая работа №6. «Свойства кислот  оснований, оксидов и солей». Инструктаж ТБ Обобщение и систематизация знаний по теме:  «Растворение и растворы». Окислительно­восстановительные реакции (ОВР). Составление электронного баланса в ОВР. Свойства простых и сложных веществ в свете ТЭД и ОВР Практическая работа №7. Решение  экспериментальных задач по теме: «ОВР» Инструктаж ТБ Обобщение и систематизация знаний по теме  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов, ионные уравнения, ОВР». Итоговая контрольная работа №4 за курс химии 8  класса Анализ итоговой контрольной работы. Портретная галерея великих химиков 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян

Рабочая программа по химии 8-9 Габриелян
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018