Рабочая программа по химии 8-9 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
химия
8 кл—9 кл
15.09.2019
Рабочая программа по химии 8-9 класс
Рабочая программа учебного курса химии для 8-9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна . Программа рассчитана на 138 часов, из них 8 класс 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа, практические работы –7 часов и 9 класс 68 часов ( 2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы- 4 часа, практические работы –6 часов Программа курса химии для основной школы разрабатывалась с учетом первоначальных представлений, полученных учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира. Предлагаемая программа, хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не менее, позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.
рабочая программа 8-9.docx
МБОУ «Уваровщинская сош» Кирсановского района Тамбовской области Рабочая программа по химии 8­9 класс Составитель: Чернова Е.А.                                                              учитель химии первой квалификационной категории Пояснительная записка. Химия,   как   одна   из   основополагающих   областей   естествознания,   является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому   он   должен   иметь   основы   фундаментальных   знаний   по   химии   (химическая символика,   химические   понятия,   факты,   основные   законы   и   теории),   позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся   узнают   о   материальном   единстве   всех   веществ   окружающего   мира, обусловленности   свойств   веществ   их   составом   и   строением,   познаваемости   и предсказуемости   химических   явлений.   Изучение   свойств   веществ   и   их   превращений способствует   развитию   логического   мышления,   а   практическая   работа   с   веществами (лабораторные   опыты)  –  трудолюбию,  аккуратности  и   собранности.  На  примере  химии учащиеся   получают   представления   о  методах   познания,  характерных   для   естественных наук (экспериментальном и теоретическом). Рабочая   программа   учебного   курса   химии   для   8­9   класса   составлена   на   основе Примерной   программы   основного   общего   образования   по   химии   (базовый   уровень)   и программы   курса   химии   для   учащихся   8­9   классов   общеобразовательных   учреждений автора О. С. Габриеляна . Программа рассчитана на 138 часов, из них 8 класс 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы­ 4 часа, практические работы –7 часов и 9 класс 68 часов ( 2 часа в неделю), в том числе на контрольные работы­ 4 часа, практические работы –6 часов   В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом основного   общего   образования   учащиеся   должны   овладеть   такими   познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи,   строить   планы   достижения   целей   и   решения   поставленных   задач,   проводить эксперимент   и   на   его   основе   делать   выводы   и   умозаключения,   представлять   их   и отстаивать   свою   точку   зрения.   Кроме   того,   учащиеся   должны   овладеть   приемами, связанными   с   определением   понятий:   ограничивать   их,   описывать,   характеризовать   и сравнивать.   Следовательно,   при   изучении   химии   в   основной   школе   учащиеся   должны овладеть   учебными   действиями,   позволяющими   им   достичь   личностных,   предметных   и метапредметных образовательных результатов.  Особенности   содержания   обучения   химии   в   основной   школе   обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами.               Основными проблемами химии   являются   изучение   состава   и   строения   веществ,   зависимости   их   свойств   от строения,   получение   веществ   с   заданными   свойствами,   исследование   закономерностей химических  реакций  и   путей  управления  ими  в  целях  получения   веществ,  материалов, энергии.                   Предлагаемое пособие по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:  • «вещество»   —   знание   о   составе   и   строении   веществ,   их   свойствах   и биологическом значении;  • «химическая реакция» — знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;  • «применение   веществ»   —   знание   и   опыт   безопасного   обращения   с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;  • «язык химии» — оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), владение химической   символикой   (химическими   формулами   и   уравнениями),   а   также   правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.                 Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены. В программе содержание представлено не по линиям, а по разделам.  Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет   сформировать   у   учащихся   специальные   предметные   умения   работать   с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.         В процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся овладевают умениями   ставить   вопросы,   наблюдать,   объяснять,   классифицировать,   сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определять источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.  Практические работы сгруппированы в блоки — химические  практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности. Курс химии 8 класса изучается в два этапа. Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются  состав  и  строение атома и вещества. Его основу составляют сведения о химическом элементе и формах его существования   —   атомах,   изотопах,   ионах,   простых   веществах   и   их   важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток). Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с химическими реакциями как функцией состава и строения участвующих в химических превращениях веществ   и   их  классификации.   Свойства   кислот,   оснований   и   солей   сразу рассматриваются   в   свете   теории   электролитической   диссоциации.  Кроме   этого, свойства   кислот   и   солей   характеризуются   также  и   свете   окислительно­ восстановительных процессов. Программа   курса   химии   для   основной   школы   разрабатывалась   с   учетом первоначальных представлений, полученных учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира. Предлагаемая программа, хотя и носит общекультурный характер и не ставит   задачу   профессиональной   подготовки   учащихся,   тем   не   менее,   позволяет   им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе. В программе предусмотрено резервное время, так как реальная продолжительность учебного года всегда оказывается меньше нормативной. В связи с переходом основной школы на такую форму итоговой аттестации, как ГИА, в курсе предусмотрено время на подготовку к ней.          Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе средней школы. Цели изучения химии : • освоение   важнейших   знаний   об   основных   понятиях   и   законах   химии,   химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; • развитие   познавательных   интересов   и   интеллектуальных   способностей   в   процессе проведения   химического   эксперимента,   самостоятельного   приобретения   знаний   в соответствии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание   отношения   к   химии   как   к   одному   из   фундаментальных   компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение   полученных   знаний   и   умений   для   безопасного   использования   веществ   и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной   жизни,   предупреждения   явлений,   наносящих   вред   здоровью   человека   и окружающей среде. Задачами  являются: учебные: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной  картины мира; развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное  совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически  целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности; воспитательные: формирование умений безопасного обращения с веществами,  используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в  развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области  будущей практической деятельности 1.Сформировать знание основных понятий и законов химии; 2. Воспитывать общечеловеческую культуру;        3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике. Личностными   результатами  изучения   предмета   «Химия»     являются   следующие умения:  осознавать   единство   и   целостность   окружающего   мира,   возможности   его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;   постепенно   выстраивать   собственное   целостное   мировоззрение:    осознавать потребность   и   готовность   к   самообразованию,   в   том   числе   и   в   рамках самостоятельной деятельности вне школы;  оценивать   жизненные   ситуации   с   точки   зрения   безопасного   образа   жизни   и сохранения здоровья;  оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.    формировать   экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды ­ гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными  результатами   изучения   курса   «Химия»   является   формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:      самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать учебную проблему,  определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и,   при   необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:        анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и   явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. осуществлять   сравнение,   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и критерии для указанных логических операций;  строить   логическое   рассуждение, следственных связей. создавать   схематические   модели   с   выделением   существенных   характеристик объекта.  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.   включающее   установление   причинно­ Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:   осознание роли веществ: ­ определять роль различных веществ в природе, в быту и технике; ­ объяснять роль веществ в их круговороте. рассмотрение химических процессов: ­ приводить примеры химических процессов в природе; ­ находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.    использование химических знаний в быту: – объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека. объяснять мир с точки зрения химии: – перечислять отличительные свойства химических веществ; – различать основные химические процессы; ­ определять основные классы неорганических веществ; ­ понимать смысл химических терминов. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:  ­ характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; ­ проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.  умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: ­   использовать   знания   химии   при   соблюдении   правил   использования   бытовых химических препаратов; – различать опасные и безопасные вещества. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем   вычленения   дидактической   единицы   –   химического   элемента   ­   и   дальнейшим усложнении   и   расширении   ее:   здесь   таковыми   выступают   формы   существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6­7 классы), где дается знакомство   с   строением   атома,   химической   организацией   клетки   и   процессами   обмена веществ.  Основной формой организации учебного процесса является классно­урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.         Преобладающей формой контроля выступают письменный   (самостоятельные, контрольные и тестовые работы) и устный опрос (собеседование).   Содержание программы. Тема 1. Введение в химию (7 ч)  Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие   о   философском   камне.   Химия   в   ХVI   в.   Развитие   химии   на   Руси.   Роль отечественных ученых в становлении химической науки ­ работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.  Химическая   символика.   Знаки   химических   элементов   и   происхождение   их названий.   Химические   формулы.   Индексы   и   коэффициенты.   Относительные   атомная   и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д.  И. Менделеева, ее структура: малые   и   большие   периоды,   группы   и   подгруппы   (главная   и   побочная).   Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.  Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по   его   химической   формуле.   2.   Вычисление   массовой   доли   химического   элемента   в веществе по его формуле.  Практическая  работа № 1 Правила   техники   безопасности   при   работе   в   химическом   кабинете.   «Лабораторное оборудование и обращение с ним». Практическая  работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой». Практическая  работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли».           Тема 2.   Атомы химических элементов (9 ч)    Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении   атомов.   Доказательства   сложности   строения   атомов.   Опыты   Резерфорда. Планетарная модель строения атома.  Состав   атомных   ядер:   протоны   и   нейтроны.   Относительная   атомная   масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».  Изменение   числа   протонов   в   ядре   атома   ­   образование   новых   химических элементов.  Изменение числа нейтронов в ядре атома ­ образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.  Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1­20 периодической   системы   Д.   И.   Менделеева.   Понятие   о   завершенном   и   незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая   система   химических   элементов   Д.   И.   Менделеева   и   строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.  Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента   ­   образование   положительных   и   отрицательных   ионов.   Ионы,   образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие   атомов   химических   элементов­неметаллов   между   собой   ­ образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.  Взаимодействие атомов химических элементов­неметаллов между собой­ образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о видах  ковалентной связи. Взаимодействие   атомов   химических   элементов­металлов   между   собой   ­ образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.  Демонстрации.  Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов».     Тема 3.   Простые вещества (6 ч)  Положение   металлов   и   неметаллов   в   периодической   системе   химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества ­ металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.  Важнейшие   простые   вещества   ­   неметаллы,   образованные   атомами   кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию   нескольких   простых   веществ   ­   аллотропия.   Аллотропные   модификации кислорода,   фосфора   и   олова.   Металлические   и   неметаллические   свойства   простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.Водород и кислород.Получение и применение. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем   газообразных   веществ.   Кратные   единицы   количества   вещества   —   миллимоль   и киломоль,   миллимолярная   и   киломолярная   массы   вещества,   миллимолярный   и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты   с   использованием   понятий   «количество   вещества»,   «молярная   масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Расчетные   задачи.  1.   Вычисление   молярной   массы   веществ   по   химическим формулам.   2.   Расчеты   с   использованием   понятий   «количество   вещества»,   «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».   Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.      Тема 4.    Соединения химических элементов (14 ч)  Степень   окисления.   Определение   степени   окисления   элементов   по   химической формуле   соединения.   Составление   формул   бинарных   соединений,   общий   способ   их называния.   Бинарные   соединения:   оксиды,   хлориды,   сульфиды   и   др.   Составление   их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.  Основания,   их   состав   и   названия.   Растворимость   оснований   в   воде.   Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия   и   кальция.   Понятие   о   качественных   реакциях.   Индикаторы.   Изменение   окраски индикаторов в щелочной среде.  Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.  Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.  Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные   взаимодействия.   Типы   кристаллических   решеток:   ионная, атомная,   молекулярная   и   металлическая.   Зависимость   свойств   веществ   от   типов кристаллических решеток.  Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.  Чистые   вещества   и   смеси.   Примеры   жидких,   твердых   и   газообразных   смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля. Расчетные   задачи.  1.   Расчет   массовой   и   объемной   долей   компонентов   смеси веществ.     2.   Вычисление   массовой   доли   вещества   в   растворе   по   известной   массе растворенного   вещества   и   массе   растворителя.   3.   Вычисление   массы   растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.  Демонстрации.  Образцы   оксидов,   кислот,   оснований   и   солей.   Модели кристаллических   решеток   хлорида   натрия,   алмаза,   оксида   углерода   (IV).   Способы разделения смесей, дистилляция воды.  Лабораторные опыты.  1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.   Контрольная   работа  №   2   «Соединения   химических   элементов».            Тема 5.     Изменения, происходящие с веществами (13ч)  Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с   изменением   кристаллического   строения   вещества   при   постоянном   его   составе, физические   явления.   Физические   явления   в   химии:   дистилляция,   кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.  Явления,   связанные   с   изменением   состава   вещества,   ­   химические   реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо­ и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.  Закон сохранения  массы  веществ. Химические  уравнения. Значение индексов  и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты   по   химическим   уравнениям.   Решение   задач   на   нахождение   количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.  Реакции   разложения.   Понятие   о   скорости   химических   реакций.   Катализаторы. Ферменты.  Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции   замещения.   Электрохимический   ряд   напряжений   металлов,   его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.  Типы   химических   реакций   (по   признаку   «число   и   состав   исходных   веществ   и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения ­ электролиз воды. Реакции соединения ­ взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды».   Реакции   замещения   ­   взаимодействие   воды   с   щелочными   и щелочноземельными   металлами.   Реакции   обмена   (на   примере   гидролиза   сульфида алюминия и карбида кальция).  Расчетные   задачи.  1.   Вычисление   по   химическим   уравнениям   массы   или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию   веществ   или   продуктов   реакции.   2.   Вычисление   массы   (количества   вещества, объема)   продукта   реакции,   если   известна   масса   исходного   вещества,   содержащего определенную   долю   примесей.   3.   Вычисление   массы   (количества   вещества,   объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Демонстрации.  Примеры   физических   явлений;   а)   плавление   парафина;   б) диффузия   душистых   веществ   с   горящей   лампочки   накаливания.   Примеры   химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие   оксида   меди   (II)   с   серной   кислотой   при   нагревании;   е)   разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Лабораторные   опыты.  3.   Сравнение   скорости   испарения   воды   и   спирта   по исчезновению   их   капель   на   фильтровальной   бумаге.   4.   Окисление   меди   в   пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.  Практическая  работа № 4 «Признаки химических реакций и их классификация.» Практическая  работа № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.» Контрольная   работа   №   3  «Изменения   происходящие   с   веществами.»             Тема 6.  Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (19 ч)    Понятие   об   электролитической   диссоциации.   Электролиты   и   неэлектролиты. Механизм   диссоциации   электролитов   с   различным   типом   химической   связи.   Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.  Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.   Условия   протекания   реакции   обмена   между   электролитами   до   конца   в   свете ионных представлений.  Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической   диссоциации.   Молекулярные   и   ионные   уравнения   реакций   кислот. Взаимодействие   кислот   с   металлами.   Электрохимический   ряд   напряжений   металлов. Взаимодействие   кислот   с   оксидами   металлов.   Взаимодействие   кислот   с   основаниями   ­ реакция   нейтрализации.   Взаимодействие   кислот   с   солями.   Использование   таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания,   их   классификация.   Диссоциация   оснований   и   их   свойства   в   свете теории   электролитической   диссоциации.   Взаимодействие   оснований   с   кислотами, кислотными   оксидами   и   солями.   Использование   таблицы   растворимости   для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.   Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории   электролитической   диссоциации.   Взаимодействие   солей   с   металлами,   условия протекания   этих   реакций.   Взаимодействие   солей   с   кислотами,   основаниями   и   солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.  Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.  Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ Окислительно­восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель,  процесс окисление и  процесс восстановление.  Реакции ионного обмена и окислительно­восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно­восстановительных реакций методом электронного баланса.  Свойства   простых   веществ   ­   металлов   и   неметаллов,   кислот   и   солей   в   свете представлений об окислительно­восстановительных процессах. Демонстрации.  Испытание   веществ   и   их   растворов   на   электропроводность. Зависимость   электропроводности   уксусной   кислоты   от   концентрации.   Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Лабораторные опыты.  8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа). Практическая работа № 6 «Свойства электролитов.» Практическая работа № 7 «Экспериментальное решение задач по ТЭД.» Контрольная работа № 4   «ТЭД и свойства классов неорганических соединений»  Основное содержание курса 9 класса Тема 1.Введение. Общая характеристика химических элементов и химических  реакций.  Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.  И. Менделеева   Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических  элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории  электролитической диссоциации и окисления­восстановления. Понятие о переходных  элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон  и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая  организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры.  Химические элементы в клетках живых организмов. Макро­ и микроэлементы. Обобщение  сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным  признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект»,  «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие  вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической  реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ.  Ингибиторы. Антиоксиданты. Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3­го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической  реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от  концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от  площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости  химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный  катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование. Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения  Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом  меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от  природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.  5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на  примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.  6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих  веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической  реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди  (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида  водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в  некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами  уротропином. Контрольная работа № 1 Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химическая реакция»,  «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения»,  «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции»,  «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно­восстановительные  реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции»,  «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость  химической реакции», «катализатор»;  характеризовать химические элементы 1—3­го периодов по их положению в  Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак,  порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение  атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов,  распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и  тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов)); характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;  приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов  и гидроксидов; давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и  продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению  степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию  катализатора; объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих  веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность  соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций; наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного  (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и  гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа  реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор,  поверхность соприкосновения реагирующих веществ). Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать  средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; составлять аннотацию текста; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно­графической или знаково­символической форме; определять виды классификации (естественную и искусственную); осуществлять прямое дедуктивное доказательство. Тема2. Металлы   Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.  Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие  физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства  металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду  напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе.  Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их  получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие  соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,  сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные  удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие  соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды,  карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения  алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия.  Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2   и Fe+3 .  Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного  хозяйства. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие  натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом.  Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами  железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.  17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие  железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их  свойств. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд  активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать  их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов­металлов  (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в  Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак,  порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение  атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов,  распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и  тип высшего оксида и гидроксида); называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ­ металлов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов­ металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно­восстановительные  свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно­основные свойства высших  оксидов и гидроксидов, окислительно­восстановительные свойства) от положения в  Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или  родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства  металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления­ восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные  уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно­следственные связи между строением атома, химической связью,  типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и  химическими свойствами; описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также  алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного)  языка и языка химии; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших  катионов металлов, гидроксид­ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать  экспериментальные задачи по теме «Металлы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного)  языка и языка химии; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с  участием металлов и их соединений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные  средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ); с помощью учителя  отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники,  электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,  энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с  применением средств ИКТ; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; составлять рецензию на текст; осуществлять доказательство от противного.  Практикум 1. Свойства металлов  и их соединений   1. Осуществление цепочки химических превращений.  2. Получение и свойства соединений металлов.   3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений  металлов. Контрольная работа № 2 Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии  с правилами техники безопасности; наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного)  языка и языка химии; делать выводы по результатам проведенного эксперимента. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или  эксперимента. Тема 3. Неметаллы   Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических  элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО)  какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых  веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий  «металл» и «неметалл». Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И.  Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии  свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды.  Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в  народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV)  и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в  народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства,  получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и  (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания  в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.  Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты.  Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и  (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и  жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния  (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и  неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с  алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие  серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной  кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление  меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода,  кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов,  фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения  воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация  обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.  25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом  минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид­ионы. 28. Получение и  распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей  аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие  концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в  кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение  угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.  40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой  кислоты и изучение ее  свойств. Предметные результаты обучения Учащийся должен  уметь: использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы»,  «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость  воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;  давать характеристику химических элементов­неметаллов (водорода, галогенов,  кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической  системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер,  период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра,  число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и  гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения); называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ­ неметаллов; объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов­ неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно­ восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно­основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно­ восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических  элементов Д. И. Менделеева; описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства  неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления­ восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные  уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать причинно­следственные связи между строением атома, химической связью,  типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и  химическими свойствами; описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора,  графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или  родного) языка и языка химии; описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им  химический эксперимент; выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов  водорода и аммония, сульфат­, карбонат­, силикат­, фосфат­, хлорид­, бромид­, иодид­ ионов; экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать  экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного)  языка и языка химии; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с  участием неметаллов и их соединений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности  выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; подтверждать аргументы фактами; критично относиться к своему мнению; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою  точку зрения; составлять реферат по определенной форме; осуществлять косвенное разделительное доказательство. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов  1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа  кислорода». 2. Решение  экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».  3. Получение,  собирание и распознавание газов. Контрольная работа № 3 Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии  с правилами техники безопасности; наблюдать за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с  ними; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного)  языка и языка химии; делать выводы по результатам проведенного эксперимента. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или  эксперимента. Тема  4 Органические вещества. Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины  многообразия углеродных соединений. Теория строения органических соединений А. М.  Бутлерова. Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия  углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения,  разложения и изомеризации. Применение метана. Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в  молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения (водорода, галогена,  галогеноводорода, воды) и окисления.  Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе  свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в  поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на  примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин.  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на  примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина  и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции  поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их  биологическая роль. Тема 5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева.  Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.  Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в  свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.  Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и  свойств веществ.  Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав  реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект;  изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление  протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость  химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные  вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного  металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их  состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической  диссоциации.  Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса  Предметные результаты обучения Учащийся должен  уметь: использовать при характеристике органических веществ и их соединений понятия:  изомеры, гомологический ряд,  давать характеристику  органическим классам, научиться использовать их общие формулы, знать тривиальные названия называть соединения  и составлять их формулы по названию; характеризовать строение, общие физические и химические свойства органических  веществ;составлять уравнения реакций и цепочки превращений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень  успешности  выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; подтверждать аргументы фактами; критично относиться к своему мнению; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою  точку зрения; составлять реферат по определенной форме; осуществлять косвенное разделительное доказательство. Личностные результаты обучения Учащийся должен:  знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и  общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные  традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основные принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих  технологий;  правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных  веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с  личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;  социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее   развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к  окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать  партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом  позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоционально­положительное  отношение к себе; признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения,  самореализации, социального признания; осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям,  ответственность за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и  отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам; проявлять: экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к  людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней  нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и  настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений  науки и технологий для развития общества; уметь:  устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она  осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в  контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов,  соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную  самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии  основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально­ исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и  взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки  (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих  возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,  здоровью и безопасности личности и общества. Учебно – тематический план № п/п   Наименование темы    Теоретические       занятия    Практические         занятия Контрольно­ зачетные  занятия                                                                              8 класс 1 2 4 8 3 2 2 7 1 1 1 1 4 3 4 5 6   Тема 1   Введение  Тема 2 Атомы химических  элементов Тема 3  Простые вещества   Тема 4 Соединения  химических элементов Тема 5  Изменения,  происходящие с веществами  Тема 6 Теория  электролитической  диссоциации и свойства  классов неорганических  соединений Итого  6 13 10 18 59 Учебно – тематический план № главы Название главы Количество часов Практические работы Контрольные работы 1 2. 3. 4. 5. Введение. Общая  характеристика химических элементов и химических  реакций. Периодический  закон и Периодическая  система химических  элементов Д.И.Менделеева Металлы Неметаллы Органические вещества Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Итого 9 класс 9 14 24 5 4 58 3 3 6 1 1 1 1 4 Тематическое планирование. № Содержание программного  Дата материала П. Ф. 1 2 3 Вводный инструктаж по ТБ  при работе в кабинете химии.  Предмет химии. Вещества. Превращения веществ. Роль  химии в жизни человека.  Краткие сведения по истории  развития химии.  Основоположники  отечественной химии. Периодическая система  химических элементов  Д.И.Менделеева. Знаки  химических элементов. 4 Химические формулы.  Дома ш нее  зада­ ние §1­2,  упр. 3,  4 §,3­4   с19  упр.4,5 §5. §6 Задания, формирующие УУД регулятивные познавательные коммуникативные личностные Формирование  понятия о химии и ее роли в  жизни человека    Формирование  умения  наблюдать, делать выводы при  проведении  опытов, умения  работать с книгой  и с ПС. Формирование  умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя,  умение использо­ вать химический  язык.   Формирование  интереса к  новому предме­ ту. Химические  формулы индексы и коэффициенты.  Относительные  атомная и  молекулярная  масса .Проведение  расчётов массовой доли химического элемента в  веществе на  основе его  формулы Формирование  интереса к  новому  предмету Определение  понятий «хим.  ф.»  «относительная  атомная масса», «относительная  молекулярная  масса»,  «массовая доля  эл­та» Относительная атомная и  молекулярная массы. 5 6 7 Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №1  «Лабораторное оборудование  и обращение с ним. Анализ  воды». Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №2  «Наблюдение за горящей  свечой» Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №3  «Очистка загрязненной  поваренной соли» Формирование  понятий о строе­ нии атома,  химической  связи и ее видах. Формирование  умения работать с книгой, умения  интегрировать  знания из физики  в химию. Формирование  умения  слушать  учителя, вести  диалог с учителем и другими  учащимия. Формирование  интереса  к конкретному  химическому  элементу,  поиск  дополнительно й информации  о нем. 8 9 Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер.  Изотопы  Электроны .Строение  электронных оболочек атомов  химических элементов №№ 1­ 20. 10 Металлические и  неметаллические свойства  элементов. Изменение свойств  химических элементов по  группам и периодам.  11 Ионная химическая связь. 12 Ковалентная неполярная  химическая  связь. 13 Ковалентная полярная  химическая связь.  Электроотрицательность 14 Металлическая связь 15 Систематизация и обобщение  знаний по теме  «Атомы  химических элементов».  §7 ­8  упр.1,3 §9,  упр.1­3 Стр 63 Стр 64 §10,  упр.2,5 §11­12  упр 3,4 §13,  упр. 3 Повтор ить  основ  ные поняти я темы Инд.за д §14 §15,  упр.2 §16,  упр.1­3 §17,  упр.1,  2 §15, 16 задачи 16 Контрольная работа №1 по  теме «Атомы химических  элементов» 17 Простые вещества­металлы.  18 Простые вещества­неметаллы. Аллотропия. 19 Количество вещества. Моль.  Молярная масса.  20 Молярный объем газов.  21 Основные и производные  единицы измерения массы,  количества и объема вещества. 22 Решение задач с  использованием понятий  «количество вещества»,  «молярная масса», «молярный  объем», «постоянная Авогадро Формирование  понятия о метал­ лах, неметаллах,  количестве  вещества. Умение работать с учебником,  дополнительной  литературой, ПС.  Умение  сотрудничать с  учителем в поиске и сборе  информации,  слушать его. Овладение  навыками для  практической  деятельности. Формирование  понятия о  степени окисле­ ния, классов  соединений,  чистых вещест­ вах и смесях. Умение работать с учебником,  умение  сопоставлять,  работать с  формулами. Умение работать   в парах, в  группах, отвечать  на вопросы  учителя. Умение исполь­ зовать знания в  быту.  23 24­ 25 26­ 27 28­ 29 30­ 31 Степень окисления. Начало  номенклатуры бинарных  соединений Оксиды Основания.  Кислоты Соли. Соли, как производные  кислот  и оснований. 32 Аморфные и кристаллические  вещества. Типы  кристаллических решеток 33 Чистые вещества и смеси.   Массовая и объемная доли  компонентов в смеси. §18,  упр.1,2 §19,  упр.1,3 ,4 §20,  упр.4­6 §21,  упр.3­5 §21,  упр.3 §23 §23, 24 упр.3 Решение задач на смеси. 34, 35 36 Контрольная работа № 2 по  теме «Соединения химических элементов» 37 Физические явления в химии  как основа разделения смесей. 38 Признаки и условия течения  химических реакций 39 40 41 42 Закон сохранения массы  вещества. Уравнения  химических реакций. Расчеты по химическим  уравнениям Реакции разложения. Понятие  о скорости реакции и  катализаторах Реакции соединения. Понятие  о цепочках превращений. 43 Реакции замещения. Ряд  задачи Инд.за д §26,  упр. 3 §27,  упр.  1,2 §28,  упр. 1­ 3 §29,  упр. 1­ 3 §30,  упр. 1­ 2;  §31,  упр. 1 §32,  Умение вести  диалог, работать в парах, работать с  учителем. Умение  интегрировать  полученные  знания в  практи­ческой  жизни. Формирование  понятий о  химических  реакциях, их  типах; умения  писать реакции и расставлять  уравнение в  химических  реакциях. Умение работать с учебником,  периодической  системой,  алгоритмом  расставления  коэффициентов в  химических  уравнениях;  умение  интегрировать  знания из физики  в химию. активности металлов 44 45­ 46 Реакции обмена. Условия их  протекания до конца Типы химических реакций на  примере свойств воды.  Понятие о гидролизе. 47 Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №4  «Признаки химических  реакций и их классификация» 48 Практическая работа №5  «Приготовление раствора  сахара с заданной массовой  долей.» 49 Контрольная  работа № 3  «Изменение, происходящие с  веществами.» упр. 2­ 4 §33,  упр. 3 §34,  упр. 1­ 3 Инд.за д. Формирование  умения работать с учебником,  алгоритмами  составления  ионных уравнений и расстановки  коэффициентов в  окислительно­ восстановитель­ ных реакциях. Формирование  понятий о  растворах,  электро­ литической  диссоциации,  ионных уравне­ ниях, кислотах,  оснований,  солях, оксидов,  окислительно­ восстановитель­ ных реакциях. Формирование  умения работать  индивидуально и в парах,  сотрудничать с  учителем, умение  задавать вопросы. Формирование  умения  интегрировать  знания о  растворах,   кислотах,  основаниях,  солях и  оксидах в  повседневную  жизнь. Электролитическая  диссоциация. Основные  положения ТЭД Кислоты в свете ТЭД Основания в свете ТЭД, Оксиды Соли в свете ТЭД 50 51  ­53 54­ 56 57­ 58 59­ 61 62­ 63 Окислительно­ восстановительные реакции 64 Инструктаж по ТБ  Практическая работа № 6  «Свойства электролитов» 65 Контрольная работа № 4 «ТЭД и свойства классов  §35­36, упр.3­ 5,  §39,  упр. 1,  3, 4 §40,  упр.1,  3,4 §41,  упр. 1,  3,4 §42,  упр. 1­ 3, 5 §44,  упр. 1,  7 Повтор ить неорганических соединений» 66 Понятие о генетической связи классами между неорганических соединений   67 Инструктаж по ТБ Практическая работа № 7.  «Экспериментальное решение  задач по ТЭД» 68 Решение задач 69 Повторение  70 Повторение  поняти е об  ионных реакци ях 43,  упр.2­4 задачи Описание   учебно­методического,   материально­технического   и   информационного обеспечения образовательного процесса. Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс,   каучуков,   волокон   и   т.   д.   Ознакомление   учащихся   с   образцами   исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об   этих   материалах,   их   внешнем   виде,   а   также   о   некоторых   физических   свойствах. Значительные   учебно­познавательные   возможности   имеют   коллекции,   изготовленные самими обучающимися. Предметы для таких коллекций собираются во время экскурсий и других внеурочных занятий. Коллекции   используются   только   для   ознакомления   учащихся   с   внешним   видом   и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических опытов коллекции использовать нельзя. Химические   реактивы   и   материалы.  Обращение   со   многими   веществами   требует строгого   соблюдения   правил   техники   безопасности,   особенно   при   выполнении   опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии. Наиболее часто используемые реактивы и материалы: 1) простые вещества ­ медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера; 2) оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния; 3) кислоты ­ соляная, серная, азотная; 4) основания   ­   гидроксид   натрия,   гидроксид   кальция,   гидроксид   бария,   25%­ный водный раствор аммиака; 5) соли   ­   хлориды   натрия,   меди   (II),   железа(III);   нитраты   калия,   натрия,   серебра; сульфаты   меди(II),   железа(II),   железа(III),  алюминия,   аммония,   калия,   бромид натрия; 6) органические   соединения   ­   крахмал,   глицирин,     уксусная   кислота,   метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.  Химическая   посуда Химическая   лабораторная   посуда,   аппараты   и   приборы. подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов. Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях: 1) приборы для работы с газами ­ получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов; 2) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами ­ перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами. Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры: 1). для изучения теоретических вопросов химии ­ иллюстрация закона сохранения массы   веществ,   демонстрация   электропроводности   растворов,   демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия; 2). для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.). Вспомогательную   роль   играют   измерительные   и   нагревательные   приборы,   различные приспособления для выполнения опытов. Модели.  Объектами   моделирования   в   химии   являются   атомы,   молекулы,   кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода,  железа,  меди,  магния. Наборы моделей  атомов для  составления шаростержневых моделей молекул при изучении органической химии. Учебные   пособия   на   печатной   основе.  В   процессе   обучения   химии   используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов   Д.   И.   Менделеева»,   «Таблица   растворимости   кислот,   оснований   и   солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов». Для   организации   самостоятельной   работы   обучающихся   на   уроках   используют разнообразные   дидактические   материалы:   тетради   на   печатной   основе,   карточки   с заданиями   разной   степени   трудности   для   изучения   нового   материала,   самопроверки   и контроля знаний учащихся. Технические   средства   обучения.  При   комплексном   использовании   средств   обучения неизбежен   вопрос   о   возможности   замены   одного   пособия   другим,   например демонстрационного или лабораторного опыта его изображением на экране. Информация, содержащаяся в экранном пособии, представляет собой лишь отражение реального мира, и поэтому она должна иметь опору в чувственном опыте обучающихся. В противном случае формируются неправильные и формальные знания. Особенно опасно формирование иска­ женных пространственно­временных представлений, поскольку экранное пространство и время значительно отличаются от реального пространства и времени. Экранное пособие не может заменить собой реальный объект в процессе его познания ввиду того, что не может быть   источником   чувственного   опыта   о   свойствах,   существенных   при   изучении   химии: цвете, запахе, кристаллическом строении и т. д. В то же время при наличии у учащихся достаточных чувственных знаний на некоторых этапах обучения воспроизведение хими­ ческого опыта в экранном пособии может быть более целесообразным, чем его повторная демонстрация. Планируемые результаты изучения учебного предмета. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:      химическую   символику:   знаки   химических   элементов,   формулы   химических веществ, уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные   атомная   и   молекулярная   массы,   ион,   аллотропия,   изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная   масса,   молярный   объем,   вещества   молекулярного   и   немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель   и   восстановитель,   окисление   и   восстановление,   тепловой   эффект реакции,   скорость   химической   реакции,   катализ,   химическое   равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные   законы   химии:   сохранения   массы   веществ,   постоянства   состава, периодический закон; основные   теории   химии:   химической   связи,   электролитической   диссоциации, строения органических соединений; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная   и   уксусная   кислоты;   щелочи,   аммиак,   минеральные   удобрения,   метан, этилен,   ацетилен,   бензол,   этанол,   жиры,   мыла,   глюкоза,   сахароза,   крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь:  называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять:   валентность   и   степень   окисления   химических   элементов,   тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;  характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе   Д.И.Менделеева;   общие   химические   свойства   металлов,   неметаллов, основных   классов   неорганических   и   органических   соединений;   строение   и химические свойства изученных органических соединений;   объяснять:   зависимость   свойств   веществ   от   их   состава   и   строения;   природу химической   связи   (ионной,   ковалентной,   металлической),   зависимость   скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;  выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид­, сульфат ­, карбонат­ионы, ионы аммония) и органических веществ; вычислять:   массовую   долю   химического   элемента   по   формуле   соединения, массовую долю растворённого вещества в   растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.          проводить  самостоятельный   поиск   химической   информации   с   использованием различных   источников   (научно­популярных   изданий,   компьютерных   баз   данных, ресурсов   Интернета);   использовать   компьютерные   технологии   для   обработки   и передачи химической информации и ее представления в различных формах;  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения   возможности   протекания   химических   превращений   в   различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного   обращения   с   горючими   и   токсичными   веществами,   лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической   оценки   достоверности   химической   информации,   поступающей   из разных источников.       Рекомендуемая литература. 1. Литература, используемая учителем ­ основная литература  1.   Габриелян   О.С.   Программа   курса   химии   для   8­11   классов   общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; 2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. ­ дополнительная литература 1. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс 2.   Химия:   8   класс:   контрольные   и   проверочные   работы   к   учебнику   О.С.   Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян,  П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа; 3. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа; 4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа 5. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) ­ один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента. 2. Литература, рекомендуемая для учащихся. ­ основная литература    Габриелян  О.С.  Химия:8   класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений.  –  М.: Дрофа. ­ дополнительная литература 1. Журнал «Химия в школе»; 2. Контрен ­ Химия для всех (http://kontren.narod.ru). ­ информационно­образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией. 3. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) ­ один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента. 4. Энциклопедический словарь юного химика 3. Медиаресурсы.  CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»  CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»  Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,8 класс. (на 2­х дисках)  Химия (8­11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс

Рабочая программа по химии 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019