Рабочая программа по химии 8-9 классы
Оценка 4.8

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Оценка 4.8
Документация
doc
химия
8 кл—9 кл
27.10.2018
Рабочая программа по химии 8-9 классы
программа составлена в соответствии с ФГОС ООО. В программе учтены все необходимые требования. В состав входит также календарно-тематическое планирование для параллелей. Программа составлена на основе авторской программы О. С. Габриеляна последней публикации. В содержании учтены изменения, необходимые для применения ее непосредственно для моей работы.
рабочая программа 8-9 класс химия ФГОС.doc
Муниципальное образование город­курорт Анапа    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа №11 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета  от 31.08. 2018 года протокол № 1 Председатель _______    С.Н.Амарина   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ Уровень образования (класс): основное общее 8­9 классы Количество часов: 68 часов в 8 классе, 68 часов в 9 классе Учитель: Воронцова Валентина Сергеевна Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО второго поколения на основе ООПООО МБОУ СОШ №11, примерной программы   основного   общего   образования   по   химии   и авторской   программы   курса   химии   для   8­9   классов общеобразовательных   учреждений   (базовый   уровень)   О.С. Габриеляна (2012года). Учебник:  Габриелян   О.С.   Химия.   8   класс:   учебник.­   М.:   Дрофа,   2014; Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник.­ М.: Дрофа, 2014. Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена     в   соответствии   с   требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного общего   образования   второго     поколения,  примерной   программы   основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для 8­9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна (2017   года).   Настоящая   программа   учитывает   рекомендации   примерной программы  по химии для основной школы. Рабочая   программа   по   химии:   конкретизирует   положения Фундаментального   ядра   содержания   обучения   химии   с   учетом межпредметных   связей   учебных   предметов   естественно­научного   цикла; определяет последовательность изучения единиц содержания обучения химии и   формирования   (развития)   общих   учебных   и   специфических   предметных умений; дает ориентировочное распределение учебного времени по разделам и темам курса в модальности «не менее».  Содержание программы направлено на освоение знаний и на овладение умениями на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.   предусмотренные   федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.   Она   включает   все   темы, Программа   курса   «Химии»   построена   на   основе   спиральной   модели, предусматривающей   постепенное   развитие   и   углубление   теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом В предметах естественно­математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. В связи с этим   основными целями обучения  химии в основной школе являются: 1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,   значимость   химического   знания   для   каждого   человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и   связь   критериев   с   определенной   системой   ценностей,   формулировать   и обосновывать собственную позицию; 2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли   химии   в   создании   современной   естественно­научной   картины   мира; умения   объяснять   объекты   и   процессы   окружающей   действительности   — природной,   социальной,   культурной,   технической   среды,   используя   для этого   химические знания; 3)   приобретение   обучающимися   опыта   разнообразной   деятельности, познания и  самопознания; ключевых   навыков (ключевых  компетентностей), имеющих   универсальное   значение   для   различных   видов   деятельности: решения   проблем,   принятия   решений,   поиска,   анализа   и   обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни. Задачами   изучения   учебного   предмета   «Химия»  в   8­9   классах являются: учебные:  формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира; развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное   совершенствование,   формирование   у   них   гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности; воспитательные:  формирование   умений   безопасного   обращения   с веществами,   используемыми   в   повседневной   жизни;   выработка   понимания общественной   потребности   в   развитии   химии,   а   также   формирование отношения   к   химии   как   к   возможной   области   будущей   практической деятельности. Общая характеристика учебного предмета «Химия» В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения,   представлять   их   и   отстаивать   свою   точку   зрения.   Кроме этого,   учащиеся   должны   овладеть   приемами,   связанными   с   определением понятий:   ограничивать   их,   описывать,   характеризовать   и   сравнивать. Следовательно,   при   изучении   химии   в   основной   школе   учащиеся   должны овладеть   учебными   действиями,   позволяющими   им   достичь   личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Предлагаемая   программа   по   химии   раскрывает   вклад   учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета: ∙  вещество  —   знания   о   составе   и   строении   веществ,   их   важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии; ∙ химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются   способах   управления   химическими химические   свойства   веществ, процессами; ∙ применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; ∙  язык  химии  —   система   важнейших   понятий   химии   и   терминов,   в которых они описываются, номенклатура неорганических  веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно. При отборе содержания, конкретизирующего программу, учитывалось, что перед общим образованием не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся.   Это   определило   построение   курса   как   общекультурного, направленного прежде всего на формирование и развитие интереса к изучению химии.   Учтена   основная   особенность   подросткового   возраста   —   начало перехода   от   детства   к   взрослости,   который   характеризуется   развитием познавательной сферы.  На   этапе   основного   общего   среднего   образования   происходит включение   обучающихся   в   проектную   и   исследовательскую   деятельность, основу   которой   составляют   такие   универсальные   учебные   действия,   как умение   видеть   проблемы,   ставить   вопросы,   классифицировать,   наблюдать, проводить   эксперимент,   делать   выводы   и   умозаключения,   объяснять, доказывать,   защищать   свои   идеи,   давать   определения   понятиям.   Сюда   же относятся   приёмы,   сходные   с   определением   понятий:   описание, характеристика,   разъяснение,   сравнение,   различение.   Формирование   этих универсальных   учебных   действий   начинается   ещё   в   начальной   школе,   а   в курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы планируется использовать на формирование и развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение видеть проблемы, делать выводы и умозаключения. Место учебного предмета в учебном плане Особенностью  содержания курса «Химия» является то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения  естественнонаучных дисциплин. Данная  необходимость  освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом   предварительных   естественнонаучных   знаний,   но   и   достаточно хорошо   развитым   абстрактным   мышлением.   Учащимися   уже   накоплены знания   по   смежным   дисциплинам   цикла:   биологии,   физики,   математики, географии,   сформировались   умения   анализировать,   вести   наблюдения, сравнивать объекты наблюдения. В соответствии с учебным планом  на изучение химии в 8 и 9 классах отводится   2   часа   в   неделю,   по   70   часов   в   год,   при   нормативной продолжительности   учебного   года   35   учебных   недель.   В   соответствии   со сложившейся   практикой   организации   основного   общего   образования   в образовательных   учреждениях   общего   образования   реальная продолжительность   учебного   года   меньше   нормативной   и   составляет   34 учебные   недели.   Таким   образом,   время,   выделяемое   рабочими   учебными планами на изучение химии в 8 и 9 классах на практике равно по 68  часов. С   учетом   неизбежных   потерь   учебного   времени,   вызываемых различными   объективными   причинами,   а   также   необходимости   выделения дополнительного   времени   на   изучение   отдельных   вопросов   курса   химии программой предусмотрен большой объем резервного времени  ­6 часов. Формы, методы и средства обучения, технологии В   данном   курсе   ведущими   методами   обучения   предмету   являются: объяснительно­иллюстративный   и   репродуктивный,   хотя   используется   и частично­поисковый.   На   уроках   используются   элементы   следующих технологий: личностно­ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность.         Используются   следующие   формы   обучения:    учебные   занятия,   наблюдения,   опыты,   эксперименты,   работа   с   учебной   и экскурсии,   дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное   место   в   овладении   данным   курсом   отводится самостоятельной   работе:   подготовка   творческих   работ,   сообщений, рефератов. Отличительные особенности рабочей программы и авторской Основное   содержание  авторской   для   8   класса  полностью   нашло отражение в данной рабочей программе. В   рабочую     программу   по   химии   9   класса   внесены   изменения   по сравнению с авторской: из  резерва добавлено 1 час на «Металлы» и добавлен 1час   на   Практикум   1   «Свойства   металлов   и   их   соединений».   Основное отличие   данной   рабочей   программы   от   авторской   состоит   в   том,   что   в авторской   программе   практические   работы   сгруппированы   в   блоки   ­ химические   практикумы,   которые   проводятся   после   изучения   нескольких разделов, а в рабочей программе эти же практические работы даются после изучения конкретной темы. Раздел 1.   Введение.   Общая   характеристика химических элементов и химических реакций.   Периодический   закон   и Периодическая   система   химических элементов Д.И.Менделеева 2.Металлы 3.Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений» 4.Неметаллы 5. неметаллов и их соединений» 6.Обобщение знаний по химии за  курс основной школы. Подготовка к  ГИА. Резерв  Итого:   Практикум   2   «Свойства Количество часов в авторской программе 10 14  2 25 3 10 6 70 Количество часов в рабочей программе 10 14 +1 +2+1 ­ 25+3 ­ 10 4 70 Планируемые результаты освоения курса химии При   изучении   химии   в   основной   школе   обеспечивается   достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные:  в ценностно­ориентационной сфере — чувство гордости за  российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду,  целеустремленность;  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в  чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору    дальнейшей образовательной траектории;  в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере —  умение управлять своей познавательной деятельностью. формирование основ экологической культуры, соответствующей  современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической    деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметные:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности;  умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности её решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности;  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить логическое   рассуждение,   умозаключение   (индуктивное,   дедуктивное   и   по аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования позиций   и   учёта   интересов;   формулировать,   аргументировать   и  отстаивать своё мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  формирование   и   развитие   компетентности   в   области   ис­ пользования информационно­коммуникационных технологий;  формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные: 1.В познавательной сфере:  давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом»,   «ион»,   «молекула»,   «простые   и   сложные   вещества»,   «вещество», «химическая   формула»,   «относительная   атомная   масса»,   «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка»,   «оксиды»,   «кислоты»,   «основания»,   «соли»,   «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая  таблица», «изотопы», «химическая   связь»,   «электроотрицательность»,   «химическая   реакция», «химическое   «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;   «генетическая     уравнение», связь»,  описать   демонстрационные   и   самостоятельно   проведенные химические эксперименты; описывать   и   различать   изученные   классы   неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;   классифицировать изученные объекты и явления; делать   выводы   и   умозаключения   из   наблюдений,   изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;  структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;   моделировать строение атомов элементов 1­3 периодов, строение простых молекул; 2.В ценностно – ориентационной сфере:  анализировать   и оценивать последствия для окружающей среды бытовой   и   производственной   деятельности   человека,   связанной   с переработкой веществ; 3. В трудовой сфере:  4. В сфере безопасности жизнедеятельности: проводить химический эксперимент;  оказывать   первую   помощь   при   отравлениях,   ожогах   и   других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Тематическое планирование учебного материала 8 класс № урока Тема урока Количество часов Контрольные работы 4.         Менделеева. Введение.     Химия   –   часть естествознания.   Предмет   химии. Вещества. Превращения веществ. Роль   химии   в   жизни   общества. Краткий   очерк   из   истории развития   химии.   Периодическая система   химических   элементов Д.И. Знаки элементов. химических формулы. Химические Относительная   атомная   и молекулярная   массы.   Массовая доля элемента в соединении. Тема   1.   Атомы   химических элементов  Тема 2. Простые вещества  Тема   3.   Соединения   химических элементов  Тема происходящие с веществами Тема   5. Простейшие веществом  Тема   6.   Растворение.   Растворы. Свойства растворов электролитов Тема   7.   Практикум   2.   Свойства растворов электролитов Итоговый контроль  Итого    Практикум   1.   с Изменения, операции   4 8 6 14 12 3 18 2 1 68 №1 №2 №3 №4 №5 5 9 класс Название главы Количество Практические Контрольные работы часов 6 работы №1 18 28 10 4 70 №1­3 №4­6 №2 №3 №4 6 4 № главы Введение. Общая  характеристика  химических элементов  и химических реакций.  Периодический закон и  Периодическая система химических элементов  Д.И.Менделеева 1. Металлы 3. 5. Неметаллы Обобщение знаний по  химии за курс основной школы. Подготовка к  ГИА. 6. Резерв Итого Основное содержание курса В процессе изучения предмета «Химия» в 8 классе учащиеся осваивают следующие основные знания и выполняют лабораторные опыты (далее – Л.О.). 8 класс Введение (4 ч) Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы познания в химии:   наблюдение,   эксперимент,   моделирование.   Источники   химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о   химическом   элементе   и   формах   его   существования:   свободных   атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова,   А.М.   Бутлерова,   Д.И.   Менделеева.   Химическая   символика. Знаки   химических   элементов   и   происхождение   их   названий.   Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Демонстрации.  Модели   (шаростержневые   и   Стюарта   –   Бриглеба) различных простых и сложных веществ. Коллекция стеклянной химической посуды.   Коллекция   материалов   и   изделий   из   них   на   основе   алюминия. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды. Л.О.   №1   «Сравнение   свойств   твердых   кристаллических   веществ   и растворов».   Л.О.№2   «Сравнение   скорости   испарения   воды,   одеколона   и этилового спирта с фильтровальной бумаги». Тема 1. Атомы химических элементов (8 ч) Атомы   как   форма   существования   химических   элементов.   Основные сведения   о   строении   атомов.   Доказательства   сложности   строения   атомов. Опыты   Резерфорда.   Планетарная   модель   строения   атома.   Состав   атомных ядер:   протоны,   нейтроны.   Периодическая   система   химических   элементов Д.И.Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа нейтронов в ядре атома   –   образование   изотопов.   Современное   определение   понятия химический   элемент.  Изотопы   как   разновидности   атомов   одного химического элемента. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий протон,   нейтрон,   относительная   атомная   масса.  Электроны.   Строение электронных   уровней   атомов   химических   элементов   малых   периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Изменение числа электронов на внешнем   электронном   уровне   атома   химического   элемента   –   образование положительных   и   отрицательных   ионов.   Ионы,   образованные   атомами металлов   и   неметаллов.   Причины   изменения   металлических   и неметаллических   свойств   в   периодах   и   группах.   Образование   бинарных соединений.   Понятие   об   ионной   связи.   Схемы   образования   ионной   связи. Взаимодействие   атомов   элементов­неметаллов   между   собой   –   образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.   Электронные   и   структурные   формулы.   Взаимодействие   атомов неметаллов   между   собой   ­   образование   бинарных   соединений   неметаллов. Электроотрицательность.   Понятие   о валентности   как   свойстве   атомов   образовывать   ковалентные   химические связи.   Составление   формул   бинарных   соединений   по   валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие   Ковалентная   полярная   связь. атомов   металлов   между   собой   –   образование   металлических   кристаллов. Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (различные формы). Л.О.   №   3   «Моделирование   принципа   действия   сканирующего   Л.О.№4   «Изготовление   моделей   молекул   бинарных микроскопа». соединений». Тема 2. Простые вещества (6 ч) Положение   металлов   и   неметаллов   в   Периодической   системе химических   элементов   Д.И.   Менделеева.   Важнейшие   простые   вещества   – металлы   (железо,   алюминий,   кальций,   магний,   натрий,   калий).   Общие физические   свойства   металлов.   Положение   металлов   и   неметаллов   в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. важнейшие простые   вещества­неметаллы,   образованные   атомами   кислорода,   водорода, азота,  серы,  фосфора,   углерода.  Молекулы   простых   веществ­неметаллов   – водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность   атомов   химических   элементов   к   образованию   нескольких простых   веществ   –   аллотропия.   Аллотропные   модификации   кислорода, фосфора,   олова.   Металлические   и   неметаллические   свойства   простых веществ.   Относительность   этого   понятия.   Число   Авогадро.   Количество вещества.  Моль. Молярная  масса. Молярный  объем  газообразных  веществ. Кратные единицы измерения количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная   и   киломолярная   массы   вещества,   миллимолярный   и киломолярный   объемы   газообразных   веществ.   расчеты   с   использованием понятий  количество   вещества,   молярная   масса,   молярный   объем   газов, число Авогадро. Демонстрации. Образцы металлов. Получение озона. Образцы белого и серого   олова.   Некоторые   металлы   и  неметаллы   с  количеством   вещества  1 моль. Молярный объем газообразных веществ. Л.О.   №   5   «Ознакомление   с   коллекцией   металлов».   Л.О.   №   6 «ознакомление с коллекцией неметаллов». Тема 3. Соединения химических элементов (14 ч) Степень   окисления.   Сравнение   степени   окисления   и   валентности. Определение   степени   окисления   элементов   в   бинарных   соединениях. Составление   формул   бинарных   соединений,   общий   способ   их   названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр.   Составление   их   формул.   Бинарные   соединения   неметаллов:   оксиды, летучие   водородные   соединения,   их   состав   и   названия.   Представители оксидов:   вода,   углекислый   газ,   негашеная   известь.   Представители   летучих водородных   соединений:   хлороводород   и   аммиак.   Основания,   их   состав   и названия.   Растворимость   оснований   в   воде.   представители   щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.   Кислоты,   их   состав   и   названия.   Классификация   кислот. Представители   кислот:   серная,   соляная,   азотная.   Понятие   о   шкале кислотности   (шкала   рН).   Изменение   окраски   индикаторов.   Соли   как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде.   Представители   солей:   хлорид   натрия,   карбонат   и   фосфат   кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы   кристаллических   решеток.   Зависимость   свойств   веществ   от   типов кристаллических   решеток.   Чистые   вещества   и   смеси.   Примеры   жидких, твердых   и   газообразных   смесей.   Свойства   чистых   веществ   и   смесей.   Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля. Демонстрации.  Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических   решеток   хлорида   натрия,   алмаза,   оксида   углерода   (IV). Кислотно­щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный   индикатор   и   изменение   его   окраски   в   различных   средах. Шкала рН. Л.О.   №   7  «Ознакомление   с   коллекцией   оксидов».  Л.О.   №  8 «Ознакомление со свойствами аммиака». Л.О. № 9 «Качественная реакция на углекислый газ». Л.О. № 10 «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды».  Л.О. № 11  «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов».  Л.О.   №   12  «Ознакомление   с   коллекцией   солей».  Л.О.   №   13 «Ознакомление   с   коллекцией   веществ   с   разным   типом   кристаллической решетки.   Изготовление   моделей   кристаллических   решеток».  Л.О.   №   14 «Ознакомление с образцом горной породы». Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 ч) Понятие   явлений,   связанных   с   изменениями,   происходящими   с веществом.   Явления,   связанные   с   изменением   кристаллического   строения вещества   при   постоянном   его   составе,   ­   физические   явления.   Физические явления   в   химии:   дистилляция,   кристаллизация,   выпаривание   и   возгонка веществ,   фильтрование   и   центрифугирование.   Явления,   связанные   с изменением   состава   вещества,   ­   химические   реакции.   Признаки   и   условия протекания   химических   реакций.   Выделение   теплоты   и   света   –   реакции горения. Понятие об экзо­ и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление   уравнений   химических   реакций.   Расчеты   по   химическим уравнениям.   Решение   задач   на   нахождение   количества,   массы   или   объема продукта   реакции   по   количеству,   массе   или   объему   исходного   вещества. Расчеты с использованием  понятия  доля, когда исходное вещество дано в виде   раствора   с   заданной   массовой   долей   растворенного   вещества   или содержит определенную долю примесей. реакции разложения. Представление о   скорости   химических   реакций.   Катализаторы.   ферменты.   Реакции соединения.   Каталитические   и   некаталитические   реакции,   обратимые   и необратимые   реакции.   Реакции   замещения.   Ряд   активности   металлов,   его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения   –   взаимодействие   воды   с   оксидами   металлов   и   неметаллов. условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие гидроксиды. реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ. Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия   душистых   веществ   с   горящей   лампочки   накаливания.   Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение  гидроксида меди (II) и его разложение   при   нагревании;   г)   растворение   полученного   гидроксида   в кислотах;   д)   взаимодействие   оксида   меди   (II)   с   серной   кислотой   при нагревании;   е)   разложение   перманганата   калия;   ж)   разложение   пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Л.О.   №15  «Прокаливание   меди   в   пламени   спиртовки».  Л.О.   №16 «Замещение меди в растворе хлорида меди (II) с железом». Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом (3 ч) 1.Правила   техники   безопасности   при   работе   в   химическом   кабинете. Приемы   обращения   с   лабораторным   оборудованием   и   нагревательными приборами. 2.Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент). 3.Анализ почвы и воды (домашний эксперимент).   4.Признаки   химических   реакций.   5.Приготовление   раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. Тема   6. электролитов (18 ч)   Растворение.   Растворы.   Свойства   растворов Растворение   как   физико­химический   процесс.   Понятие   о   гидратах   и кристаллогидратах.   Растворимость.   Кривые   растворимости   как   модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского   хозяйства.   Понятие   об   электролитической   диссоциации. Электролиты   и   неэлектролиты.   Механизм   диссоциаций   электролитов   с различным   характером   связи.   Степень   электролитической   диссоциации. Сильные   и   слабые   электролиты.   Основные   положения   теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие   до   конца.   Классификация   ионов   и   их   свойства.   Кислоты,   их классификация.   Диссоциация   кислот   и   их   свойства   в   свете   теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие   кислот   с   металлами.   Электрохимический   ряд   напряжений металлов.   Взаимодействие   кислот   с   оксидами   металлов.   Взаимодействие кислот   с   основаниями   –  реакция   нейтрализации.  Взаимодействие   кислот   с солями.   Использование   таблицы   растворимости   для   характеристики химических   свойств   кислот.   Основания,   их   классификация.   Диссоциация оснований   и   их   свойства   в   свете   теории   электролитической   диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.   их   диссоциация   и   свойства   в   свете   теории электролитической   диссоциации.   Взаимодействие   солей   с   металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы   растворимости   для   характеристики   химических   свойств   солей. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических   веществ.   Окислительно­восстановительные   реакции. Определение   степеней   окисления   для   элементов,   образующих   вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно­восстановительные реакции.   Окислитель   и   восстановитель,   окисление   и   восстановление. Составление   уравнений   окислительно­восстановительных   реакций   методом электронного баланса. Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно­восстановительных реакций.   Соли, Демонстрации.  Испытание   веществ   и   их   растворов   на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.   Движение   окрашенных   ионов   в   электрическом   поле. Взаимодействие   цинка   с   серой,   соляной   кислотой,   хлоридом   меди   (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.  Л.О.   №18 Л.О.   №17  «Взаимодействие   растворов   хлорида   натрия   и   нитрата серебра».  «Получение   нерастворимого   гидроксида   и взаимодействие   его   с   кислотами».  Л.О.   №19  «Взаимодействие   кислот   с основаниями».  Л.О.   №20  «Взаимодействие   кислот   с   оксидами   металлов». Л.О. №21 «Взаимодействие кислот с металлами». Л.О. №22 «Взаимодействие кислот с солями».  Л.О. №23  «Взаимодействие щелочей с кислотами».  Л.О. №24  «Взаимодействие   щелочей   с   оксидами   неметаллов».  Л.О.   №25 «Взаимодействие   щелочей   с   солями».  Л.О.   №26  «Получение   и   свойства нерастворимых оснований». Л.О. №27 «Взаимодействие основных оксидов с кислотами».  Л.О. №28  «Взаимодействие основных оксидов с водой».  Л.О. №29  «Взаимодействие   кислотных   оксидов   с   щелочами».  Л.О.   №30 «Взаимодействие кислотных оксидов с водой».  Л.О. №31  «Взаимодействие солей с кислотами».  Л.О. №32  «Взаимодействие солей с щелочами».  Л.О. №33  «Взаимодействие   солей   с   солями».  Л.О.   №34  «Взаимодействие растворов солей с металлами». Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов (1 ч) Решение экспериментальных задач. Итоговый контроль (1 ч) Итоговый контроль. Обсуждение заданий на лето. 9 класс Введение. Общая характеристика химических элементов и  химических реакций.  Периодический закон и Периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева  (10 ч) Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических   элементов   Д.   И.   Менделеева.   Свойства   оксидов,   кислот, оснований   и   солей   в   свете   теории   электролитической   диссоциации   и окисления­восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический   ряд   переходного   элемента.   Периодический   закон   и Периодическая   система   химических   элементов   Д.   И.   Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро­   и   микроэлементы.   Обобщение   сведений   о   химических   реакциях. Классификация   химических   реакций   по   различным   признакам:   «число   и состав   реагирующих   и   образующихся   веществ»,   «тепловой   эффект», «направление»,   «изменение   степеней   окисления   элементов,   образующих реагирующие   вещества», «фаза», «использование  катализатора». Понятие  о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты. Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3­го   периодов.   Модель   строения   земного   шара   (поперечный   разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость   скорости   химической   реакции   от   концентрации   реагирующих веществ.   Зависимость   скорости   химической   реакции   от   площади соприкосновения   реагирующих   веществ   («кипящий   слой»).   Зависимость скорости   химической   реакции   от   температуры   реагирующих   веществ. Гомогенный   и   гетерогенный   катализы.   Ферментативный   катализ. Ингибирование. Лабораторные опыты. 1.   Получение   гидроксида   цинка   и   исследование   его   свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4.   Зависимость   скорости   химической   реакции   от   природы   реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5.   Зависимость   скорости   химической   реакции   от   концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.  6.   Зависимость   скорости   химической   реакции   от   площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ   на   примере   взаимодействия   оксида   меди   (II)   с   раствором   серной кислоты   различной   температуры.   9.   Разложение   пероксида   водорода   с помощью   оксида   марганца   (IV)   и   каталазы.   10.   Обнаружение   каталазы   в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: использовать   при   характеристике   превращений   веществ   понятия: «химическая   реакция»,   «реакции   соединения»,   «реакции   разложения», «реакции   обмена»,   «реакции   замещения»,   «реакции   нейтрализации», «экзотермические   реакции»,   «эндотермические   реакции»,   «обратимые реакции»,   «окислительно­восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции»,   «некаталитические   реакции»,   «тепловой   эффект   химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;    «необратимые   реакции», характеризовать   химические   элементы   1—3­го   периодов   по   их положению   в   Периодической   системе   химических   элементов   Д.   И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов   в   ядре,   общее   число   электронов,   распределение   электронов   по электронным   слоям,   простое   вещество,   формула,   название   и   тип   высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов)); характеризовать   общие   химические   свойства   амфотерных   оксидов   и гидроксидов;   приводить   примеры   реакций,   подтверждающих   химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; давать   характеристику   химических   реакций   по   числу   и   составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора; объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих   веществ,   концентрация   веществ,   давление,   температура, катализатор,   поверхность   соприкосновения   реагирующих   веществ)   на скорость химических реакций; наблюдать   и   описывать   уравнения   реакций   между   веществами   с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов   и   гидроксидов;   зависимость   скорости   химической   реакции   от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление,   поверхность   соприкосновения реагирующих веществ).   температура,   катализатор, Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: определять   цель   учебной   деятельности   с   помощью   учителя   и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; составлять аннотацию текста; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением   их   в   пространственно­графической   или   знаково­ символической форме; определять виды классификации (естественную и искусственную); осуществлять прямое дедуктивное доказательство. Тема 1. Металлы  (14 ч) Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете   их   положения   в   электрохимическом   ряду   напряжений   металлов. Коррозия   металлов   и   способы   борьбы   с   ней.   Металлы   в   природе.   Общие способы их получения. Общая   характеристика   щелочных   металлов.   Металлы   в   природе. Общие   способы   их   получения.   Строение   атомов.   Щелочные   металлы   — простые   вещества.   Важнейшие   соединения   щелочных   металлов   —   оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение   атомов.   Щелочноземельные   металлы   —   простые   вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли   (хлориды,   карбонаты,   нитраты,   сульфаты,   фосфаты),   их   свойства   и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения   алюминия   —   оксид   и   гидроксид,   их   амфотерный   характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2   и Fe+3 .   Важнейшие   соли   железа.   Значение   железа   и   его   соединений   для природы и народного хозяйства. Демонстрации. Образцы   щелочных   и   щелочноземельных   металлов.   Образцы   сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 12.   Взаимодействие   растворов   кислот   и   солей   с   металлами.   13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.   15.   Взаимодействие   кальция   с   водой.   16.Получение   гидроксида кальция и исследование его свойств.  17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие   железа   с   соляной   кислотой.   19.   Получение   гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.   «ряд   активности   металлов», Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы»,   «щелочные   металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов­металлов (щелочных металлов, магния,   кальция,   алюминия,   железа)   по   их   положению   в   Периодической системе   химических   элементов  Д.   И.   Менделеева   (химический   знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов,   распределение   электронов   по   электронным   слоям),   простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида); называть соединения металлов и составлять их формулы по названию; характеризовать   строение,   общие   физические   и   химические   свойства простых веществ­металлов; объяснять   зависимость   свойств   (или   предсказывать   свойства) химических элементов­металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно­восстановительные   свойства   элементов)   и   образуемых   ими соединений   (кислотно­основные   свойства   высших   оксидов   и   гидроксидов, окислительно­восстановительные   свойства)   от   положения   в   Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; описывать   общие   химические   свойства   металлов   с   помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять   молекулярные   уравнения   реакций,   характеризующих химические   свойства   металлов   и   их   соединений,   а   также   электронные уравнения процессов окисления­восстановления; уравнения   электролитической   диссоциации;   молекулярные,   полные   и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать   причинно­следственные   связи   между   строением   атома, химической   связью,   типом   кристаллической   решетки   металлов   и   их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать   химические   свойства   щелочных   и   щелочноземельных металлов,   а   также   алюминия   и   железа   и   их   соединений   с   помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; выполнять,   наблюдать   и   описывать   химический   эксперимент   по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид­ионов; экспериментально   исследовать   свойства   металлов   и   их   соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить  расчеты по  химическим формулам  и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: работать   по   составленному   плану,   используя   наряду   с   основными   и дополнительные   средства   (справочную   литературу,   сложные   приборы, средства   ИКТ);   с   помощью   учителя   отбирать   для   решения   учебных   задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять   и   отбирать   информацию,   полученную   из   различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ; оформлять  свои   мысли  в  устной   и  письменной   речи   с  учетом   своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; составлять рецензию на текст; осуществлять доказательство от противного. Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов  и их соединений  (2 ч) 1.  Осуществление   цепочки   химических   превращений. 2.  Получение   и свойства   соединений   металлов.     3.   Решение   экспериментальных   задач   на распознавание и получение соединений металлов. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: обращаться   с   лабораторным   оборудованием   и   нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; наблюдать   за   свойствами   металлов   и   их   соединений   и   явлениями, происходящими с ними; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; делать выводы по результатам проведенного эксперимента. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: определять,  исходя  из  учебной  задачи,  необходимость   использования наблюдения или эксперимента. Тема 3. Неметаллы  (25 ч) Общая   характеристика   неметаллов:   положение   в   Периодической системе   химических   элементов   Д.   И.   Менделеева,   особенности   строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое   строение   неметаллов   —   простых   веществ.   Аллотропия. Физические   свойства   неметаллов.   Относительность   понятий   «металл»   и «неметалл». Водород.  Положение водорода в Периодической системе химических элементов   Д.   И.   Менделеева.   Строение   атома   и   молекулы.   Физические   и химические свойства водорода, его получение и применение.           Вода. Строение   молекулы.   Водородная   химическая   связь.   Физические свойства   воды.   Аномалии   свойств   воды.   Гидрофильные   и   гидрофобные вещества.   Химические   свойства   воды.   Круговорот   воды   в   природе. Водоочистка.   Аэрация   воды.   Бытовые   фильтры.   Минеральные   воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды   серы   (IV)   и   (VI),   их   получение,   свойства   и   применение.   Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение   атома   и   молекулы,   свойства   простого   вещества.   Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная   кислота,   ее   свойства   и   применение.   Нитраты   и   нитриты, проблема   их   содержания   в   сельскохозяйственной   продукции.   Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение.   Основные   соединения:   оксид   фосфора   (V)   и   ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение   атома,   аллотропия,   свойства   модификаций,   применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид   кремния   (IV),   его   природные   разновидности.   Силикаты.   Значение соединений   кремния   в   живой   и   неживой   природе.   Понятие   о   силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы   галогенов —  простых   веществ.   Взаимодействие   галогенов   с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.   Взаимодействие   серы   с   металлами,   водородом   и   кислородом. Взаимодействие  концентрированной  азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем.   Образцы   природных   соединений   хлора,   серы,   фосфора,   углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. 20.   Получение   и   распознавание   водорода.   21.   Исследование поверхностного   натяжения   воды.   22.Растворение   перманганата   калия   или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.  25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид­ионы. 28. Получение   и   распознавание   кислорода.   29.   Горение   серы   на   воздухе   и   в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака.   32.   Распознавание   солей   аммония.   33.   Свойства   разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.  40.   Разложение   гидрокарбоната   натрия.   41.   Получение   кремневой кислоты и изучение ее свойств. Предметные результаты обучения Учащийся должен  уметь: использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная   жесткость   воды»,   «постоянная   жесткость   воды»,   «общая жесткость воды»;  давать   характеристику   химических   элементов­неметаллов   (водорода, галогенов,   кислорода,   серы,   азота,   фосфора,   углерода,   кремния)   по   их положению   в   Периодической   системе   химических   элементов   Д.   И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов   в   ядре,   общее   число   электронов,   распределение   электронов   по электронным  слоям),  простое  вещество,  формула,  название  и  тип  высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения); называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию; характеризовать   строение,   общие   физические   и   химические   свойства простых веществ­неметаллов; объяснять   зависимость   свойств   (или   предсказывать   свойства) химических   элементов­неметаллов   (радиус,   неметаллические   свойства элементов,   окислительно­восстановительные   свойства   элементов)   и образуемых ими соединений (кислотно­основные свойства высших оксидов и гидроксидов,   окислительно­ восстановительные   свойства)   от   положения   в   Периодической   системе химических элементов Д. И. Менделеева;   летучих   водородных   соединений, описывать   общие   химические   свойства   неметаллов   с   помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять   молекулярные   уравнения   реакций,   характеризующих химические   свойства   неметаллов   и   их   соединений,   а   также   электронные уравнения процессов окисления­восстановления; уравнения   электролитической   диссоциации;   молекулярные,   полные   и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; устанавливать   причинно­следственные   связи   между   строением   атома, химической   связью,   типом   кристаллической   решетки   неметаллов   и   их соединений, их общими физическими и химическими свойствами; описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота,   фосфора,   графита,   алмаза,   кремния   и   их   соединений   с   помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; описывать   способы   устранения   жесткости   воды   и   выполнять соответствующий им химический эксперимент; выполнять,   наблюдать   и   описывать   химический   эксперимент   по распознаванию   ионов   водорода   и   аммония,   сульфат­,   карбонат­,   силикат­, фосфат­, хлорид­, бромид­, иодид­ионов; экспериментально   исследовать   свойства   металлов   и   их   соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; проводить  расчеты по  химическим формулам  и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; в   диалоге   с   учителем   учиться   вырабатывать   критерии   оценки   и определять степень успешности   выполнения своей  работы и работы всех, исходя   из   имеющихся   критериев,   совершенствовать   критерии   оценки   и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; подтверждать аргументы фактами; критично относиться к своему мнению; слушать   других,   пытаться   принимать   другую   точку   зрения,   быть готовым изменить свою точку зрения; составлять реферат по определенной форме; осуществлять косвенное разделительное доказательство. Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч) 1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение   экспериментальных   задач   по   теме«Подгруппа   кислорода».   3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа  азота». 4. Решение экспериментальных   задач   по   теме   «Подгруппа   углерода».   5.   Получение, собирание и распознавание газов. Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: обращаться   с   лабораторным   оборудованием   и   нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности; наблюдать   за   свойствами   неметаллов   и   их   соединений   и   явлениями, происходящими с ними; описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; делать выводы по результатам проведенного эксперимента. Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: определять,  исходя  из  учебной  задачи,  необходимость   использования наблюдения или эксперимента. Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.  Подготовка  к государственной итоговой аттестации (ГИА)  (10 ч) Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода   и   группы.   Закономерности   изменения   свойств   элементов   и   их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение   периодического   закона.   Виды   химических   связей   и   типы кристаллических   решеток.   Взаимосвязь   строения   и   свойств   веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов;   использование   катализатора;   направление   протекания).   Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые   и   сложные   вещества.   Металлы   и   неметаллы.   Генетические ряды   металла,   неметалла   и   переходного   металла.   Оксиды   и   гидроксиды (основания,   кислоты,   амфотерные   гидроксиды),   соли.   Их   состав, классификация   и   общие   химические   свойства   в   свете   теории электролитической диссоциации. Личностные результаты обучения Учащийся должен:  знать   и   понимать:   основные   исторические   события,   связанные   с развитием   химии   и   общества;   достижения   в   области   химии   и   культурные традиции   (в   частности,   научные   традиции)   своей   страны;   общемировые достижения   в   области   химии;   основные   принципы   и   правила   отношения   к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;  правила   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях,   связанных   с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в   том   числе   учащегося),   связанные   с   личностным,   профессиональным   и жизненным самоопределением;  социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; испытывать:  чувство   гордости   за  российскую   химическую   науку   и уважение к истории ее  развития; уважение и принятие достижений химии в мире;   любовь   к   природе;   уважение   к   окружающим   (учащимся,   учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с   миром   веществ   и   их   превращений;   самоуважение   и   эмоционально­ положительное отношение к себе; признавать:  ценность   здоровья   (своего   и   других   людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания; осознавать:  готовность   (или   неготовность)   к   самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; готовность (или неготовность)   открыто   выражать   и   отстаивать   свою   позицию   и   критично относиться к своим поступкам; проявлять:  экологическое   сознание;   доброжелательность,  доверие   и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный   интерес,   инициативу   и   любознательность   в   изучении   мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы,   необходимости   разумного   использования   достижений   науки   и технологий для развития общества; уметь:    устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся   в   контроле   за   процессом   изучения   химии   и   внесении необходимых   коррективов,   соответствующих   этапам   и   способам   изучения курса   химии;   выполнять   ретроспективную   самооценку,   заключающуюся   в оценке   процесса   и   результата   изучения   курса   химии   основной   школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов; строить   жизненные   и  профессиональные   планы   с  учетом   конкретных социально­исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить   поступки   (свои   и   других   людей)   и   события   с   принятыми этическими   нормами;   в   пределах   своих   возможностей   противодействовать действиям   и   влияниям,   представляющим   угрозу   жизни,   здоровью   и безопасности личности и общества. Планируемые результаты обучения: Выпускник научится: • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать   вещества   по   составу,   строению   и   свойствам, связи   между   данными   причинно­следственные   устанавливать характеристиками вещества; • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,   «сложное   вещество», «химический   элемент»,   «простое   вещество», «валентность», используя знаковую систему химии; • изображать   состав   простейших   веществ   с   помощью   химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу; • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; • проводить   несложные   химические   опыты   и   наблюдения   за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • различать   экспериментально   кислоты   и   щёлочи,   пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева; • описывать   и   характеризовать   табличную   форму   периодической системы химических элементов; • характеризовать   состав   атомных   ядер   и   распределение   числа электронов   по   электронным   слоям   атомов   химических   элементов   малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; • различать   виды   химической   связи:   ионную,   ковалентную   полярную, ковалентную неполярную и металлическую; • изображать   электронно­ионные   формулы   веществ,   образованных химическими связями разного вида; • выявлять   зависимость   свойств   веществ   от   строения   их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических; • характеризовать   химические   элементы   и   их   соединения   на   основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; • характеризовать   научное   и   мировоззренческое   значение периодического   закона   и   периодической   системы   химических   элементов Д. И. Менделеева;  • объяснять   суть   химических   процессов   и   их принципиальное отличие от физических; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу   по   одному   из   классификационных   признаков:   1) по   числу   и   составу исходных   веществ   и   продуктов   реакции  (реакции   соединения,  разложения, замещения   и   обмена);   2) по   выделению   или   поглощению   теплоты  (реакции экзотермические   и   эндотермические);  3) по   изменению   степеней  окисления химических   элементов   (реакции   окислительно­восстановительные);   4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); • составлять   уравнения   электролитической   диссоциации   кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно­восстановительных реакций; • прогнозировать по формулам/названиям  исходных веществ;   определять исходные  вещества  по формулам/названиям продуктов реакции; продукты     химических   реакций   • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять   в   процессе   эксперимента   признаки,   свидетельствующие   о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов • определять   принадлежность   неорганических   веществ   к   одному   из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли; • составлять формулы веществ по их названиям; • определять валентность и степень окисления элементов в веществах; • составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей; • объяснять   закономерности   изменения   физических   и   химических свойств   простых   веществ   (металлов   и   неметаллов)   и   их   высших   оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов; • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных; • называть   общие   химические   свойства,   характерные   для   каждого   из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей; • приводить  примеры реакций, подтверждающих  химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей; • определять   вещество­окислитель   и   вещество­восстановитель   в окислительно­восстановительных реакциях; • составлять   окислительно­восстановительный   баланс   (для   изученных реакций) по предложенным схемам реакций; • проводить   лабораторные   опыты,   подтверждающие   химические свойства основных классов неорганических веществ; Выпускник получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать   необходимость   соблюдения   правил   экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; • понимать   смысл   и   необходимость   соблюдения   предписаний, предлагаемых  в  инструкциях  по  использованию   лекарств,  средств  бытовой химии и др.; • использовать   приобретённые   ключевые   компетентности   при выполнении   исследовательских   проектов   по   изучению   свойств,   способов получения и распознавания веществ;  • развивать   коммуникативную   компетентность,   используя   средства устной   и   письменной   коммуникации   при   работе   с   текстами   учебника   и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к   уважению   иной   точки   зрения   при   обсуждении   результатов   выполненной работы; • объективно   оценивать   информацию   о   веществах   и   химических   критически   относиться   к   псевдонаучной   информации, процессах, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. • осознавать   значение   теоретических   знаний   для   практической деятельности человека; • описывать   изученные   объекты   как   системы,   применяя   логику системного анализа; • применять   знания   о   закономерностях   периодической   системы химических элементов  для объяснения и предвидения  свойств  конкретных веществ; • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний   об   истории   становления   химической   науки,   её   основных   понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. • составлять   молекулярные   и   полные   ионные   уравнения   по сокращённым ионным уравнениям; • приводить   примеры   реакций,   подтверждающих   существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; • прогнозировать   результаты   воздействия   различных   факторов   на изменение скорости химической реакции; • прогнозировать   результаты   воздействия   различных   факторов   на смещение химического равновесия. • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; • прогнозировать  способность вещества  проявлять окислительные или восстановительные   свойства   с   учётом   степеней   окисления   элементов, входящих в его состав; • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль; • организовывать,   проводить   ученические   проекты   по   исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение. Описание  учебно­методического  и материально­технического обеспечения Учебно – методическое обеспечение 1.Примерная программа основного общего образования по химии  (базовый уровень); 2.Авторская  программа О.С.Габриеляна, соответствующая  Федеральному  Государственному образовательному стандарту основного   общего образования и допущенная Министерством образования и науки  Российской Федерации (О.С.Габриелян  Программа курса химии для 8­9  классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.  – М.: Дрофа,  2012г.). 3.   Габриелян   О.С.,   Воскобойникова   Н.П.,   Яшукова   А.В.   Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2012. 4. Габриелян О.С. и др. Контрольные и проверочные работы. 8 класс. М.: Дрофа, 2012. 5.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.:  Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г 6.Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С.  Габриеляна «Химия. 9 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др.  — М.: Дрофа, 2009г. 7.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.:  Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009г. 8.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О.  С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2012г. 9.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,    упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009г. Материально­техническое обеспечение: Для   обучения   учащихся   основной   школы   в   соответствии   с   тре­   стандарта бованиями   Федерального   государственного   образовательного   необходима   реализация   деятельностного   подхода.   Деятельностный   подход требует постоянной опоры процесса обучения химии на демонстрационный эксперимент,   практические   занятия   и   лабораторные   опыты,   выполняемые учащимися.   Кабинет   химии     оснащён   комплектом   демонстрационного   и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В кабинете химии осуществляются   как   урочная,   так   и   внеурочная   формы   учебно­воспитательной деятельности   с   учащимися.   Оснащение   в   большей   части   соответствует   Перечню оборудования кабинета химии  и включает  различные типы средств  обучения. Большую часть   оборудования   составляют   учебно­практическое   и   учебно­лабораторное оборудование,   в   том   числе   комплект   натуральных   объектов,   модели,   приборы   и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение. В   комплект   технических   и   информационно­коммуникативных   средств   обучения входят:   аппаратура   для   записей и   воспроизведения   аудио­   и   видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, доска с интерактивной приставкой, коллекция медиа­ ресурсов, выход в Интернет.  Использование электронных средств обучения позволяют:   активизировать   деятельность   обучающихся,   получать   более высокие качественные результаты обучения;   при   подготовке   к   ЕГЭ   обеспечивать   самостоятельность   в овладении содержанием курса .  формировать   ИКТ   ­   компетентность,   способствующую успешности в учебной деятельности;  формировать УУД; Натуральные объекты Натуральные   объекты,   используемые   в   обучении   химии,   включают   в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и   готовых   изделий   позволяет   получить   наглядное   представление   об   этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.  Химические реактивы и материалы Обращение   со   многими   веществами   требует   строгого   соблюдения правил   техники   безопасности,   особенно   при   выполнении   опытов   самими учащимися.   Все   необходимые   меры   предосторожности   указаны   в соответствующих документах и инструкциях. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы Химическая   посуда   подразделяется   на   две   группы:   для   выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов. Приборы,   аппараты   и   установки,   используемые   на   уроках   химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических . Модели Объектами   моделирования   в   химии   являются   атомы,   молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода (1У), поваренной соли, льда, йода,   железа,   меди,   магния,   наборы   моделей   атомов   для   составления шаростержневых моделей молекул. Учебные пособия на печатной основе В   процессе   обучения   химии   используются   следующие   таблицы постоянного   экспонирования:   «Периодическая   система   химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей»,   «Электрохимический   ряд   напряжений   металлов»,     «Круговорот веществ в природе» и др. Для   организации   самостоятельной   работы   обучающихся   на   уроках используют   разнообразные   дидактические   материалы:   тетради   на   печатной основе или отдельные рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся. Для обеспечения безопасного труда  кабинете химии имеется:     труда. противопожарный инвентарь  аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств; инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся  журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности  СОГЛАСОВАНО                                                                                        СОГЛАСОВАНО Протокол ШМО  №_1_                                                                           Зам. директора по УВР от « __»__________ 201__г.                                                              _______________________   руководитель    ШМО                                                                   _____________201__ года     естественных дисциплин  _________ Матюшина Н. С СОГЛАСОВАНО                                                                                        СОГЛАСОВАНО Протокол ШМО  №_1_                                                                           Зам. директора по УВР от « __»__________ 201__г.                                                              _______________________   руководитель    ШМО                                                                   _____________201__ года     естественных дисциплин  _________ (__________________) СОГЛАСОВАНО                                                                                        СОГЛАСОВАНО Протокол ШМО  №_1_                                                                           Зам. директора по УВР от « __»__________ 201__г.                                                              _______________________   руководитель    ШМО                                                                   _____________201__ года     естественных дисциплин  _________ (_________________)

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы

Рабочая программа по химии 8-9 классы