Рабочая программа по химии для 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 2 часа в неделю каждого года обучения (всего по 140 часов). Программа составлена по учебникам Габриеляна О.С. 8 и 9 классов.
Рабочая программа по химии 8-9 классы.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ХИМИЯ"
I. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ХИМИЯ"
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна
быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностноориентационной сфере чувство гордости за российскую химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
3) в
познавательной
(когнитивной,
интеллектуальной)
сфере умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирова
ние) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных
связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются:
1. В познавательной сфере:
•давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,
молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая
формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность,
оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, пери
одическая система,
химическая связь,
электроотрицательность,
электролит); химическая реакция
(химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая
диссоциация, скорость химической реакции);
периодическая таблица,
степень окисления,
изотопы,
•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя
для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции;
•классифицировать изученные объекты и явления;
•наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений,
изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами
изученных;
•структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников;
• моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках
изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
1 2. В ценностноориентаиионной сфере:
•анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
•проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА"ХИМИЯ"
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомномолекулярных
представлений)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Источники химической информации: химическая литература, Интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и
неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая
формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по
валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических
элементов по формулам бинарных соединений. Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная масса.
Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических
реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения.
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ.
Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие
воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства:
взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства:
взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотноосновные
индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами.
Связь между основными классами неорганических соединений.
Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических
элементов: щелочные металлы, галогены.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева. Строение вещества.
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение
периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов.
Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл
порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов Агрупп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и
нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса.
Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и
полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Раздел 3. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения,
обмена, экзотермические, эндотермические, окислительновосстановительные, необратимые,
обратимые.
2 Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и
анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного об
мена в растворах электролитов.
Раздел 4. Многообразие веществ.
Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе.
Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов — простых ве
ществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на
примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе.
Закономерности изменения физических и химических свойств металлов — простых
веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов.
Амфотерные соединения алюминия. Общая характеристика железа, его оксидов и
гидроксидов.
Раздел 5. Экспериментальная химия (На изучение этого раздела не выделяется
конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной
составной частью каждого из разделов примерной программы, Разделение
лабораторного эксперимента на практические занятия и лабораторные опыты и
уточнение их содержания проводятся авторами рабочих программ по химии для
основной школы. Вариант конкретизации химического эксперимента и распределения
его по учебным темам приведен в примерном тематическом планировании.)
Демонстрационный эксперимент. 1. Примеры физических явлений. 2. Примеры
химических реакций с ярко выраженными изучаемыми признаками. 3. Реакции соединения,
разложения, замещения, обмена. 4. Реакции, иллюстрирующие свойства и взаимосвязи
основных классов неорганических соединений. 5. Опыты, иллюстрирующие закономерности
изменения свойств щелочных металлов и галогенов. 6. Опыты,
иллюстрирующие
закономерности изменения свойств гидроксидов и кислородсодержащих кислот элементов
одного периода. 7. Примеры окислительновосстановительных реакций.
8. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
9. Примеры эндо и экзотермических реакций. 10. Сравнение электропроводности
растворов электролитов и неэлектролитов. 11. Реакции ионного обмена. 12. Опыты,
иллюстрирующие физические и химические свойства изучаемых веществ.
Лабораторный эксперимент.
1. Примеры физических явлений. 2. Примеры
химических реакций. 3. Разделение смесей. 4. Признаки и условия течения химических
реакций. 5. Типы химических реакций. 6. Свойства и взаимосвязи основных классов
неорганических соединений. 7. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. 8.
Свойства солей, кислот и оснований как электролитов. 9. Опыты, иллюстрирующие
физические и химические свойства изучаемых веществ. 10. Опыты по получению изученных
веществ.
Примерные объекты экскурсий.
краеведческие,
художественные, мемориальные музеи выдающихся ученыххимиков. Химические
лаборатории образовательных учреждений среднего и высшего профессионального
образования (учебные и научные), научноисследовательских организаций. Водоочистные
сооружения. Экскурсии в природу.
Музеи минералогические,
Примерные направления проектной деятельности обучающихся.
1. Работа с
источниками химической информации — исторические обзоры становления и развития
изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность выдающихся ученыххимиков. 2.
3 Овладение основами химического анализа. 3. Овладение основами неорганического
синтеза.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
часы Характеристика основных видов деятельности ученика (на
Тема
уровне учебных действий)
8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомномолекулярных
представлений) (70 ч)
№
п/
п
1
2
8
14
Предмет
химии
Первоначал
ьные
химические
понятия
3 Оксиды
8
4 Кислоты и
10
соли
Различать предметы изучения естественных наук.
Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических
реакций.
Разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и
выпаривания.
Изучать строение пламени исследовательским способом,
выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально.
Проводить химические опыты с нагреванием.
Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент».
Определять валентности атомов в бинарных соединениях.
Описывать простейшие вещества с помощью химических
формул; простейшие химические реакции с помощью
химических уравнений.
Описывать состав простейших
соединений по их химическим формулам. Составлять формулы
бинарных соединений по известной валентности атомов.
Измерять массы веществ.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать химические и физические превращения изучаемых
веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного экспериментов.
Делать выводы из результатов проведенных химических
экспериментов.
Классифицировать изучаемые вещества по составу, развивая
информационную компетентность.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Делать выводы из результатов проведенных химических
экспериментов.
Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.
4 Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
5
Вода.
Основания
12
10
6
Естественн
ые
се
мейства
химических
элементов
7 Количествен
8
ные
отношения в
химии
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Делать выводы из результатов проведенных химических
экспериментов.
Классифицировать изучаемые вещества по составу и
свойствам.
Характеризовать состав и свойства веществ основных
классов неорганических соединений
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Определять растворимость кислот, оснований, солей, пользуясь
соответствующей таблицей.
Проводить расчеты по химическим уравнениям с использованием
молярной массы и молярного объема газа
9 класс
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева.
Строение вещества (22 ч)
13
8
Периодич
еский закон
и периоди
ческая
система хи
мических
элементов
Д.
И.
Менделеева.
Строение
атома
Классифицировать изученные химические элементы и их
соединения.
Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным
классам; химические элементы разных групп
Различать периоды, А и Бгруппы.
Моделировать строение атома.
Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный)
номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса»,
«электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая
система химических элементов».
Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева».
Делать
умозаключения о характере изменения свойств химических элементов
с увеличением зарядов атомных ядер. Структурировать материал о
жизни и деятельности Д. И. Менделеева, об утверждении учения о
5 периодичности
9 Химическая
9
связь
Конкретизировать понятия «химическая связь»,
«кристаллическая решетка».
Определять понятия «ковалентная неполярная связь»,
«ковалентная полярная связь», «ионная связь», «металлическая
связь», «ионная кристаллическая решетка»,
«атомная кристаллическая решетка», «молекулярная
кристаллическая решетка». Моделировать строение веществ с
ковалентной и ионной связью
Раздел 3. Многообразие химических реакций (20 ч)
8
12
10 Классифика
ция
химических
реакций
11 Химические
реакции в
водных
растворах
12
Неметаллы
18
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость
химической реакции.
Выполнять простейшие вычисления по химическим уравнениям.
Измерять массу веществ и температуру среды во время реакций
Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за
химическими реакциями, протекающими в растворах.
Давать определения понятий
лит»,«электролитическая диссоциация».
Конкретизировать понятие «ион».
Обобщать понятия «катион», «анион».
Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать
условия течения реакций до конца в растворах электролитов.
Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе
«электролит»,
«неэлектро
Раздел 4. Многообразие веществ (28 ч)
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Характеризовать химические элементы малых периодов по их
положению в периодической системе.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые
опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их
превращениями.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений
свойств неметаллов
в периодах и группах периодической системы.
Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений
на основе знаний о периодическом законе.
6 13 Металлы
10
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью
естественного (русского, родного) языка и языка химии.
Характеризовать химические элементы малых периодов по их
положению в периодической системе.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые
опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за
их превращениями.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений
свойств металлов в периодах и группах периодической системы.
Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений
на основе знаний о периодическом законе
7
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.