Рабочая программа по химии для 8-го класса составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8—9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)» (пособие «Программа курса химии для 8 — 11 классов общеобразовательных учреждений: основная школа, средняя (полная) школа. Базовый уровень, профильный уровень. /Сост. О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2009». Пособие имеет гриф «допущено Министерством образования и науки РФ»).
химия.docx
8 класс. Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 8го класса составлена на основе авторской программы
О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8—9 классов общеобразовательных учреждений
(базовый уровень)» (пособие «Программа курса химии для 8 — 11 классов общеобразовательных
учреждений: основная школа, средняя (полная) школа. Базовый уровень, профильный
уровень. /Сост. О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2009». Пособие имеет гриф «допущено
Министерством образования и науки РФ»). Представленная рабочая программа в полной мере
соответствует содержанию федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования базового уровня по химии для общеобразовательной
школы и требованиям к уровню подготовки выпускников средней школы (по пр. МО РФ от
05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» и
приложению к нему «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
Цель курса неорганической химии 8 класса: изучение строения химического элемента и
форм существования химического элемента; изучение строения вещества (типы химических
связей и виды кристаллических решёток); изучение состава и свойств основных классов
неорганических соединений; изучение безопасного использования веществ и материалов в быту,
с/х и на производстве.
Задачи:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших
химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических
явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении
новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов
в быту, с/х
и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждений и явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, распределяет учебные
часы по разделам и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,
регионального экологического компонента. В программе определен перечень демонстрационных
и лабораторных опытов, практических работ и расчетных задач. Тематическое планирование
представлено в табличной форме. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов, т.е. на 2
часа в неделю. В ней предусмотрено проведение: 4 контрольных и 7 практических работ, 13
лабораторных опытов.
В ходе учебного процесса учащимися 8го класса используются виды деятельности:
1. Работа с: текстом учебника, справочником, энциклопедиями, каталогом, техническими
источниками информации.
2. Ведение наблюдений и объяснение разнообразных химических явлений и свойств веществ.
3. Осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности.
4. Сотрудничество при решении учебных задач (объяснять, оказывать помощь и т. д.; например,
при работе в группах).
5. Оценивать свою деятельность и деятельность других. 6. Составлять на основании текста таблицы, схемы, графики.
7. Задавать вопросы и отвечать на них.
8. Публично выступать с рефератами, сообщениями, презентациями проектов.
9. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к результатам усвоения учебного материла
Учащиеся должны знать/ понимать: основные формы существования химического элемента;
основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических
связей; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического
равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность
электролитической диссоциации; название, состав, классификацию и свойства важнейших
классов неорганических соединений в свете теории электролитический диссоциации и с
позицией окисления восстановления.
Учащиеся должны уметь:
а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое
и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количество
вещества; молярная масса, молярный объём, число Авогадро; электроотрицательность, степень
окисления, окислительно восстановительный процесс; химическая связь, её виды и
разновидности; химические реакции и их классификация; электролитическая диссоциация,
гидратация молекул и ионов;
б) разъяснить смысл химических формул и уравнений; определять степени окисления атомов
химических элементов по их формулам, определять по составу принадлежность веществ к
различным классам соединений; устанавливать генетическую связь между классами
неорганических соединений;
в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила по технике безопасности;
проводить простые химические опыты; г) производить расчеты по химическим формулам и
уравнениям с использованием изученных понятий.
Метапредметными результатами образовательной деятельности являются следующие
результаты формирования способов деятельности ученика:
общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; самостоятельная работа (работа с текстом и графическим материалом
учебника; тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу); умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные действия: сотрудничество при решении учебных задач (задавать вопросы и
отвечать на них, объяснять, оказывать помощь при работе в группе) составление плана по
прочитанному тексту; поиск ответа на заранее поставленный вопрос к тексту.
экспериментальной задачи сочетается с формированием выводов по практической работе.
Качественная оценка результатов (описание способов деятельности ученика (УУД) в
связи с содержанием предмета химии в 8 классе.
Основные виды универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня изучение
химии», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные универсальные учебные действия: действия обеспечивают организацию учащимся
своей учебной деятельности. К ним относятся:
универсальные логические: анализ объектов с целью выделения признаков; решение
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, действия
постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинноследственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Система оценки учебных достижений учащихся и формы представления результатов.
Оценка письменных контрольных работ:
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной
грубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил
не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и негрубой ошибок;
одной негрубой ошибки и трёх недочётов; при наличии четырёхпяти недочётов.
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму оценки «3» или
правильно выполнено 2/3 всей работы.
Оценка практических умений учащихся:
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведены подбор
оборудования и химических реактивов; научно грамотно, логично описаны наблюдения,
сформированы выводы из опыта.
Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору
оборудования и химических реактивов; при выполнении опыта допускаются 12 ошибки; в целом не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное
грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в
описании наблюдений из опыта допущены неточности, вывод неполный.
Отметка «3»: правильно определена цель опыта; подбор оборудования и химических реактивов,
а также опыт проведены с помощью; допущены неточности и ошибки при проведении опыта,
описания наблюдения, формулирования выводов.
Отметка «2»:
оборудование; допущены существенные ошибки при проведении и оформлении опыта.
Перечень ошибок
Ошибка считается грубой, если учащийся:
1. Не знает определений: основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
формул, общепринятых символов обозначения химических величин, их единиц;
2. Не умеет выделить в ответе главное;
3. Не умеет применять знания для решения задач и объяснения химических явлений,
неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход её решения; не знает
приёмов решения задач, аналогичным ранее решённым в классе; неправильно понимает условие
задачи или истолковывает решение;
4. Не умеет читать и строить графики, принципиальные схемы;
5. Не умеет подготовить к работе лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые
расчёты или использовать полученные данные для выводов;
6. Нарушает требования правил безопасности труда при выполнении эксперимента.
К негрубым ошибкам относятся:
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой
охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий
проведения опыта;
2. Ошибки в условных обозначениях;
3. Нерациональный выбор хода решения;
Недочётами считаются:
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений,
преобразований при решении задач;
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата;
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
4. Небрежное выполнение записей, схем;
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебнометодическое оснащение учебного процесса и применяемые технологии
системнодеятельностного подхода.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,
2010.;
методических пособий для учителя:
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.:
Методическое пособие. – М.: Дрофа.
Габриелян О.С. программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: Дрофа, 2009.;
Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8»\ О.С.
Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – Дрофа.
дополнительной литературы для учащихся:
Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшукова А.В. – М.: Дрофа 2009.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах , упражнениях. 89 кл. – М.:
Дрофа.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
личностноориентированного обучения;
проектного обучения;
проблемного обучения.
мультимедийное обеспечение для 8 класса.
Технические средства, сопровождающие учебный процесс: компьютер, проектор, Календарнотематическое планирование по химии в 8 классе (2 часа в неделю, 70 часов) 201520116 год
Контроль
№ п/п
Дата
Корр.
Наименование
разделов и тем
Лабораторные,
практические
знаний
работы
Введение (6 уроков)
Знать: определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; знаки первых 20 химических
элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.
Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, использовать приобретённые знания для безопасного обращения с
веществами и материалами; определять положение хим. элемента в периодической системе; называть химические элементы; вычислять
массовую долю химического элемента по формуле соединения.
УУД: самостоятельная работа с текстом учебника, с таблицей. Экспериментальная работа, в процессе которой идет наблюдение и
объяснение физических и химических явлений, формирование самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в
своей деятельности. Решение экспериментальной задачи сочетается с формированием выводов по практической работе.
1
2
3
4
5
6
№ п/п
Вводный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества.
Первичный инструктаж по ТБ. Химические явления.
Знаки химических элементов. Химические формулы.
Периодическая система химических элементов.
Практическая работа №1 «Правила ТБ. Приемы обращения с
лабораторным оборудованием».
Практическая работа №2 «Наблюдения за горящей свечой».
Инструктаж по ТБ.
Итого: 6 уроков
П.р. №1
П.р. №2
Наименование
разделов и тем
Лабораторные,
практические
работы
Контроль
Дата
знаний
Корр
.
Тема №1. Атомы химических элементов. (10 уроков) Знать: определение понятия «химический элемент»; формулировку периодического закона; определение понятий: «химическая с вязь»,
«ион», «ионная связь»; определение металлической связи.
Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента; объяснять физический смысл номера группы и периода;
составлять схемы строения атомов первых 20 химических элементов; характеризовать химические элементы по положению их в
периодической системе; определять тип химической связи в соединениях.
УУД: общеучебные универсальные действия: самостоятельная работа (работа с текстом и графическим материалом учебника;
тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу); коммуникативные действия: сотрудничество при решении учебных задач
(задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, оказывать помощь при работе в группе); универсальные логические действия: анализ
объектов с целью выделения признаков.
7
8
9.
10
11
12
13
14
15
Основные сведения о строении атомов.
Образование новых химических элементов. Изотопы.
Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов
Периодическая система и строение атома.
Ионная химическая связь.
Ковалентная неполярная химическая связь.
Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь.
Металлическая связь.
Обобщение, систематизации знаний по теме «Атомы химических
элементов».
Контрольная работа №1: «Атомы химических элементов»
16
№ п/п
Итого: 10 уроков
Наименование
разделов и тем
Лабораторные,
практические
работы
Контроль
Дата
Корр.
знаний
К.р. №1
Знать: общие физические свойства металлов; определение понятий: «моль», «молярная масса»; определение молярного объёма газа.
Уметь: характеризовать физические свойства неметаллов; характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и
неметаллов; уметь вычислять массу вещества и объём вещества по известному количеству вещества.
Тема 2. «Простые вещества» (8 уроков) УУД: общеучебные универсальные действия: самостоятельная работа (работа с текстом и графическим материалом учебника;
тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме; коммуникативные действия: экспериментальная работа, в процессе которой идет наблюдение и объяснение
физических и химических явлений. Решение экспериментальной задачи сочетается с формированием выводов по практической работе,
сотрудничество при решении учебных задач (задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, оказывать помощь при работе в группе).
17
18
19
20
21
22
23
24
№ п/п
Простые вещества – металлы.
Простые веществанеметаллы.
Количество вещества.
Молярная масса вещества.
Молярный объем газообразных веществ. Закон Авогадро.
Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды». Инструктаж по ТБ.
Урок решения расчетных задач.
Обобщение и систематизация знаний по теме № 2 «Простые вещества».
Итого: 8 уроков
П.р. №3
Наименование
разделов и тем
Лабораторные,
практические
Контроль
Дата
Корр.
знаний
работы
Тема 3. «Соединения химических элементов». (12 уроков)
Знать: определения: «валентность элементов», «степень окисления элементов», «оксиды», «гидроксиды», «кислоты», «соли».
Уметь: определять валентность и степень окисления в бинарных соединениях; составлять формулы бинарных соединений; составлять и
называть формулы: оксидов, гидроксидов, кислот и солей; определять тип кристаллической решётки; вычислять массовую долю веществ в
растворе.
УУД: общеучебные универсальные действия: самостоятельная работа (работа с текстом и графическим материалом учебника;
тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме; коммуникативные действия: сотрудничество при решении учебных задач (задавать вопросы и отвечать на них,
объяснять, оказывать помощь при работе в группе)
25
26
Степень окисления и валентность. Составление формул бинарных
соединениях.
Оксиды.
Л.О. № 1 27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
№ п/п
Летучие водородные соединения.
Основания.
Кислоты.
Соли.
Обобщение и систематизация ЗУНов по теме 3 «Соединения
химических элементов».
Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток.
Чистые вещества и смеси.
Массовая и объемная доля компонентов смеси.
«Знакомство с
образцами веществ
разных классов».
Л.О. № 2
«Разделение
смесей»
Расчеты, связанные с понятием «доля».
Контрольная работа №2. «Соединения химических элементов».
Итого: 12 уроков
К.р. №2
Наименование
разделов и тем
Лабораторные,
практические
работы
Контроль
Дата
Корр.
знаний
Тема 4. «Изменения, происходящие с веществами» (13 уроков)
Знать: способы разделения смесей; определение понятия «химическая реакция»;признаки и условия течения химических реакций; типы
реакций; алгоритм составления уравнения химической реакции.
Уметь: составлять уравнение химической реакции; вычислять по химическим уравнениям; отличать признаки реакций: разложения,
соединения, замещения и обмена; уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства воды.
УУД: общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельная
работа (работа с текстом и графическим материалом учебника; тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу); умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные действия: сотрудничество при решении учебных задач (задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, оказывать помощь при работе в группе) составление плана по
прочитанному тексту; поиск ответа на заранее поставленный вопрос к тексту. Универсальные логические: анализ объектов с целью
выделения признаков; решение экспериментальной задачи сочетается с формированием выводов по практической работе.
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Физические явления.
Химические реакции.
Химические уравнения.
Практическая работа № 4 «Признаки химических реакций».
Инструктаж по ТБ.
Расчёты по химическим уравнениям
Вычисление массы вещества, содержащего определённую долю примесей.
Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара, с
определённой массовой долей в его растворе». Инструктаж по ТБ.
Реакции разложения. Скорость химических реакций.
Реакции соединения. Обратимые, необратимые реакции.
Реакции замещения.
Реакции обмена.
Типы химических реакций на примере свойств воды.
Л.О. №3
«Испарение воды и
спирта»
Л.О. №4
«Окисление меди».
Л.О. №5
«Помутнение
известковой воды»
П.р. №4
П.р. №5
Л.О. №6
«Замещение меди в
растворе её соли
железом».
Л.О. №7
«Получение
углекислого газа» 49
Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами».
Итого: 13 уроков
К.р. №3
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Лабораторные,
практические
работы
Контроль
Дата
Корр.
знаний
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (18 уроков)
Знать: определение понятий:«растворы», «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «слабые сильные и
электролиты»; основные положения теории электролитической диссоциации; определения: кислот, щелочей и солей с точки зрения теории
электролитической диссоциации; классификацию химических свойств: кислот, оксидов, оснований, средних солей; знать определения
понятий: «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь: пользоваться таблицей растворимости; составлять уравнения электролитической диссоциации и ионные уравнения реакции;
составлять ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства: кислот, солей , оснований и оксидов; отличать окислители и
восстановители; отличать окислительновосстановительные реакции от других типов реакций; расставлять коэффициенты в окислительно
восстановительных реакциях методом электронного баланса.
УУД: общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельная
работа (работа с текстом и графическим материалом учебника; тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу); умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные действия: сотрудничество при
решении учебных задач (задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, оказывать помощь при работе в группе) составление плана по
прочитанному тексту; поиск ответа на заранее поставленный вопрос к тексту. Универсальные логические: анализ объектов с целью
выделения признаков; решение экспериментальной задачи сочетается с формированием выводов по практической работе.
50
51
52
53
54
55
56
Растворение как физикохимический процесс.
Электролитическая диссоциация.
Основные положения теории электролитической диссоциации.
Диссоциация кислот, солей, оснований.
Ионные уравнения.
Составление ионных уравнений реакций.
Кислоты в свете ТЭД.
Л.О. №8 «Реакции,
характерные для 57
Основания в свете ТЭД
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
Соли в свете ТЭД.
Оксиды в свете ТЭД.
Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и
солей». Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач».
Инструктаж по ТБ
Генетическая связь между классами
неорганических соединений.
Окислительновосстановительные реакции.
Составление уравнений окислительновосстановительных реакций
методом электронного баланса.
Свойства веществ в свете окислительновосстановительных реакций.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Обобщение и систематизация знаний по изученным темам.
Контрольная работа № 4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов
электролитов».
Итого: 18 уроков
Повторение материала за курс химии 8 класса. (3 урока)
растворов кислот».
Л.О. №9 «Свойства
щелочей».
Л.О. №10
«Свойства
нерастворимого
основания»
Л.О. №11 «Реакции,
характерные для
растворов солей»
Л.О. №12
«Свойства основных
оксидов». Л.О.
№13 «Свойства
кислотных оксидов»
П.р. №6
П.р. №7
К.р. №4 68
69
70
Решение расчётных задач на тему «Моль. Молярная масса. Количество
вещества».
Вычисление массы продукта реакции по количеству вещества,
вступившего в реакцию.
Решение расчётных задач на растворы.
Итого: 70 уроков
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по химии (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.