Рабочая программа по химии 8 класс
Оценка 5

Рабочая программа по химии 8 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
химия
8 кл
13.11.2018
Рабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа по химии разработана на основе учебно методического комплекта О.С.Габриеляна для 8 класса. В рабочую программу включена поямнительная записка, планируемые результаты освоения предмета, требования к уровню подготовки учащихся, общая характеристика предмета, содержание учебного предмета, календарно тематическое планирование, перечень лабораторных и практических работ.Рабочая программа по химии 8 класс.
ХИМИЯ 8 2018.docx
ХИМИЯ      8  класс                                                                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными документами: 1.  Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки   РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. 2. Примерной программы по учебным предметам по географии Федеральный государственный образовательный стандарт общего   образования; 3. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8­11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017. 4. Региональный компонент общего образования Архангельской области (химия). – Департамент образования и науки администрации Архангельской области, ИППК, автор Таскаева Л. Г.,  Архангельск, 2006.            Цели:     освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие   познавательных   интересов   и   интеллектуальных   способностей   в   процессе   проведения   химического   эксперимента,   самостоятельного   приобретения   знаний   в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в    повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.           Задачи:   формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной  деятельности;  формировать представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для     этого химические знания; овладевать методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых  материалов; воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной  жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно­ технический прогресс;  формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и  теорий о составе, строении и свойствах химических веществ; овладевать ключевыми компетенциями (учебно­познавательными, информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными).  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;  постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;  оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;  оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  формировать   экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды ­ гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД:  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей.  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).  преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:  осознание роли веществ:      ­ определять роль различных веществ в природе и технике; ­ объяснять роль веществ в их круговороте. рассмотрение химических процессов: ­ приводить примеры химических процессов в природе; ­ находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях. использование химических знаний в быту: – объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека. объяснять мир с точки зрения химии: – перечислять отличительные свойства химических веществ; – различать основные химические процессы; ­ определять основные классы неорганических веществ; ­ понимать смысл химических терминов. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: ­ характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; ­ проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе: ­ использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; – различать опасные и безопасные вещества.                                                                                 Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса: В результате изучения химии в 8тклассе на базовом уровне ученик должен знать/понимать:  уметь:                 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак,  называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель,  характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических  соединений;  объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;  выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид­, сульфат ­, карбонат­ионы, ионы аммония) и органических веществ; вычислять: массовую долю химического  элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в   растворе, количество  вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции. проводить самостоятельный   поиск   химической   информации   с   использованием   различных   источников   (научно­популярных   изданий,   компьютерных   баз   данных,   ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Школьный курс химии включает объем химических знаний, необходимый  для формирования в сознании школьников химической картины мира. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных,  медицинских проблем человечества. Кроме того, определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в  том числе не связанных с химией непосредственно. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости  химических явлений. Поэтому каждый человек, живущий в мире веществ, должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и  теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности.  На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук ­ экспериментальном и теоретическом.            Курс химии 8 класса изучается в два этапа.   Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются состав и строение атома и вещества. Его основу составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах , основаниях и солях), строении вещества (типологии химических связей и  видах кристаллических решеток). Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с химическими реакциями как функцией состава и строения участвующих в химических превращениях веществ и их  классификации. Свойства кислот, оснований и солей сразу рассматриваются в свете теории электролитической диссоциации. Кроме этого, свойства кислот и солей характеризуются также в свете  окислительно­восстановительных процессов.     Программа раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета: «вещество» — знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении; «химическая реакция» — знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями; «применение веществ» — знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве; «язык химии»  — оперирование системой  важнейших химических  понятий,  знание химической номенклатуры, т.е.  их названия  (в том числе  и тривиальные), владение химической  символикой (химическими формулами и уравнениями), а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно. Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены. В программе содержание представлено не по линиям, а по разделам. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и контроля качества их сформированности. По своему усмотрению, а также исходя, из возможностей школьного кабинета химии, учитель может изменить и структуру представленного в программе практикума, например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций. Это возможно при небольшой наполняемости классов в сельских школах, особенно малокомплектных. В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента ­ и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе  учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6­7 классы),  где дается знакомство со строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Поурочно­тематическое планирование рассчитано на 68 часов учебного времени в 8 классе, из расчёта ­ 2 часа в неделю. Программа регионального компонента рассчитана на 4 часа в 8 классе. Вопросы регионального курса включены как дополнение в соответствующие разделы основной программы.          Резервное время 1 час в 8 классе  используется на написание промежуточной аттестационной работы .  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение (4 часа) Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов .Понятие о  химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни  человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Роль отечественных ученых в становлении химической  науки: работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о  химических элементах. Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. Демонстрации. 1.Модели ( шаростержневые и Стюарта Бриглеба) различных простых и сложных веществ.2. Коллекция стеклянной химической посуды.3.Коллекция материалов и изделий на основе  алюминия.4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды. Лабораторные опыты.1.Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.2.Сранение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. Предметные результаты обучения.  Учащийся должен уметь: ­ использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак», «вещество: простое, сложное», «свойства веществ», «химические явления»,  «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная и молекулярная массы», «массовая доля элемента»; ­ вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях; ­ проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами; ­ соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов; ­ классифицировать вещества по составу на простые и сложные; ­ различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество; ­ описывать формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); ­ объяснять сущность химических явлений; ­ характеризовать вещество по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества. Учащийся должен знать/ понимать: ­предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; ­ химические символы, их названия и произношение; ­ табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д.И.Менделеева, используя понятия «период», «группа», «главная и побочная подгруппы»,  свойства веществ; ­ основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); ­ понятия «количественный состав», «относительная молекулярная масса», «соотношение масс элементов в веществе», «массовая доля элементов в веществе»; ­ роль химии в жизни человека, аргументы в защиту разных позиций. Метапредметные результаты обучения.  Учащийся должен уметь: ­ определять проблему, то есть устанавливать несоответствие между желаемым и действительным; ­ составлять сложный план текста; ­ владеть таким видом изложения текста, как повествование; ­ под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; ­ под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводы; ­ получать химическую информацию из различных источников; ­ определять объект и аспект анализа и синтеза; ­ осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; ­ определять отношения объекта с другими объектами; ­ выделять существенные признаки объекта. Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов) Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения  Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома ­  атома. образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома ­ образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов  одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и  незавершенном электронном слое (энергетическом уровне) .Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов­ физический смысл порядкового номера элемента, номера  группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента ­ образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами  металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной  связи. Взаимодействие атомов химических элементов­неметаллов между собой ­ образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов­неметаллов между собой ­ образование бинарных соединений  неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных  соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов химических элементов­металлов между собой ­ образование металлических кристаллов.  Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Лабораторные опыты. 3.Моделирование принципа действий сканирующего микроскопа. 4.Изготовление моделей бинарных соединений. 5.Изготовление модели, иллюстрирующей свойства  металлической связи. Предметные результаты обучения.  Учащийся должен знать\понимать: ­ важнейшие химические понятия: химический элемент, ион, химическая связь, электроотрицательность, элементы – металлы и неметаллы, валентность, изотоп, электронный слой, энергетический  уровень..; Уметь: ­ называть: химические элементы, вещества изученных классов; ­ объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; ­ определять: тип химической связи в простых веществах, валентность элементов по формуле вещества; ­ составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева, формулы бинарных соединений по валентности. Метапредметные результаты обучения.  Уметь: ­ формулировать гипотезу по решению проблемы; ­ составлять план выполнения учебной задачи; ­ составлять тезисы текста, владеть таким видом изложения текста, как описание. Тема 2. Простые вещества (6 часов) Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества ­ металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий.  Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества ­ неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ­неметаллов­ водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ ­ аллотропия. Аллотропные  модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.Число Авогадро. Количество  вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества,  миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,  «постоянная Авогадро». Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ. Лабораторные опыты. 6.Ознакомление с коллекциями металлов.  7. Ознакомление с коллекциями неметаллов. Предметные результаты обучения.  Учащийся должен знать\понимать: ­ важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём, аллотропия, металлы, неметаллы..; Уметь: ­ объяснять: связь между составом, строением и свойствами вещества; ­ характеризовать: химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов; ­ вычислять: количество вещества, массу, объём по известному количеству вещества, массе, объёму; ­ соблюдать правила ТБ при проведении наблюдений и лаб. опытов; ­ описывать свойства веществ; Метапредметные результаты обучения.  Уметь: ­ составлять конспект текста; ­ самостоятельно оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводы; ­ выполнять полное комплексное сравнение. Тема 3. Соединения химических элементов  (14часов) Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий  способ их названий .Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их  состав. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о  качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Понятие  о шкале кислотности –шкала­рН. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей:  хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества .Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.  Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.Чистые вещества  и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия  «доля». Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе  растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно­щелочные индикаторы, изменение окраски в  различныхсредах.. универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Лабораторные опыты.8. Ознакомление с коллекциями оксидов. 9. ознакомление со свойствами аммиака. 10.Качественные реакции на углекислый газ.11.Определение рН растворов кислоты, щелочи  и воды. 12.Определение рН растворов лимонного и яблочного соков на срезе плодов.13.Ознакомление с коллекциями солей. 14 Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической  решетки. Изготовление моделей, кристаллических решеток.15. Ознакомление с образцами горной породы. Предметные результаты обучения.  Учащийся должен знать\понимать: Формулы кислот, классификацию веществ, способы разделения смесей. Уметь: ­ называть: бинарные соединения, оксиды, основания, кислоты, соли; ­ определять: степень окисления элемента в соединении, состав вещества по формуле, принадлежность вещества к определенному классу; ­ составлять: формулы веществ; ­ обращаться: с химической посудой и оборудованием; ­ распознавать: растворы щелочей, кислот; ­ вычислять: массовую долю вещества в растворе, вычислять массу, объём, количество вещества продукта реакции по массе, объёму, количеству вещества исходного, содержащего примеси; ­ использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ. Метапредметные результаты.  Уметь: ­ составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ; ­ определять аспект классификации; ­ осуществлять классификацию; ­ знать и использовать различные формы представления классификации. Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12часов) Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе­ физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, ­ химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо­ и эндотермических реакциях. Реакции горения как  частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций .Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества,  массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит  определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты .Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.  Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения  одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку  «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения ­ электролиз воды. Реакции соединения ­ взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.  Понятие «гидроксиды». Реакции замещения ­ взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов  реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества  вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Демонстрации. Примеры физических явлений. 1.Плавление парафина.2. Возгонка йода или бензойной кислоты. 3.Растворение окрашенных солей. 4.Диффузия душистых веществ с горящей лампочки  накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в  кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Разложение пероксида водорода  помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови. Лабораторные опыты. 16.Прокаливание меди в пламени спиртовки или горелки. 17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. Предметные результаты обучения.  Учащийся должен знать\понимать: ­ важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация химических реакций, ­ основные законы химии: закон сохранения массы веществ. Уметь: ­ составлять: уравнения химических реакций; ­ характеризовать: химические свойства металлов, воды; ­ определять: тип химической реакции, возможность протекания реакций ионного обмена; ­ вычислять: количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции; ­ наблюдать и описывать признаки и условия течения хим.реакций , делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом; ­ объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно­ молекулярного учения. Метапредметные результаты обучения.  Уметь: ­ составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ; ­ самостоятельно оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводы; Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом 3 (часа) Практическая работа № 1   Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним. Практическая работа № 2   Признаки химических реакций и их классификация. Практическая работа № 3   Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей. Предметные результаты обучения.  Учащийся должен знать\понимать: ­ обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ; ­ выполнять простейшие приёмы работы с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой; ­наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; ­описывать химический эксперимент, делать выводы; ­готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; ­ приготовить раствор и рассчитать массовую долю растворённого в нём вещества, Метапредметные результаты обучения.  Уметь: ­ самостоятельно использовать опосредованное наблюдение. Тема 6. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (18 часов) Растворение как физико­химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от  температуры.. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства . Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты .Понятие об  электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые  электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных  представлений .Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения  реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями ­  реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями.  Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация в свете ТЭД.  различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами,  основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические  ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно­восстановительные реакции .Определение степени окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и ОВР. Окислитель и восстановитель,  окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно­восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно­восстановительных реакций методом электронного баланса.  Свойства простых веществ ­ металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно­восстановительных процессах. Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой,  хлоридом меди (II). Горение магния. Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. например гидроксида меди (II). 20. Взаимодействие кислот с основаниями.  21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов  22. Взаимодействие кислот с металлами.  23. Взаимодействие кислот с солями.   24. Взаимодействие щелочей с кислотами.  25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и  свойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие основных оксидов с кислотами.  29. Взаимодействие основных оксидов с водой. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.  31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой.  32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействие солей с щелочами.  34. Взаимодействие солей с солями.  35. Взаимодействие растворов солей с металлами.  Предметные результаты обучения.   Учащийся должен знать\понимать: ­ классификацию веществ по растворимости в воде, формулы кислот, ­ важнейшие химические понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация , ион, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Уметь: ­ составлять: формулы кислот, солей, оснований; уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей, молекулярные полные и сокращённые ионные уравнения реакций с учётом  электролитов, уравнения ОВР, определять окислитель и восстановитель; ­ характеризовать: химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД; ­ определять: возможность протекания реакций ионного обмена, степень окисления элемента в соединении, принадлежность веществ к определенному классу; ­ объяснять: сущность реакций обмена; ­ называть: кислоты, основания, соли; ­ распознавать: растворы кислот, щелочей; ­ вычислять: массу, объём и количество вещества по уравнению реакций. Метапредметные результаты обучения.  Уметь: ­ делать пометки, выписки, цитирование текста; ­ составлять доклад; составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ; Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов.  (1час) Практическая работа № 4. Решение Экспериментальное задач по ТЭД. Предметные результаты обучения.  Учащийся должен уметь: ­ обращаться с лаб. оборудованием и нагревательными приборами, соблюдая правила ТБ; ­ делать выводы по результатам проведённого эксперимента; ­ наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Метапредметные результаты обучения.  Уметь: ­ определять, исходя из учебной задачи, необходимость непосредственного или опосредованного наблюдения; ­ самостоятельно формировать программу эксперимента. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   Кол­во часов Форма контроля Практические работы № 1 2 3 4 5 6 7 Название разделов Введение Атомы химических элементов Простые вещества Соединения химических элементов Изменения, происходящие с веществами Практикум № 1 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Практикум № 2 Резервное время (промежуточная аттестация) Итого Региональный компонент 4 9 6 14 12 3 18 1 1 68 4 № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 5 Лабораторные работы № 1,2 № 3,4,5 № 6,7 № 8, 9,10,11,12,13, 14, 15  № 16, 17 № 1, 2, 3 № 4 4 № 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 35 Перечень лабораторных работ 8 класс № 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. № 2. Сравнение скорости испарения с фильтровальной бумаги воды, одеколона и  этилового спирта. № 3.  Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. № 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. № 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.    № 6.   Ознакомление с коллекцией металлов.  № 7.  Ознакомление с коллекцией неметаллов.  № 8.  Ознакомление с коллекцией оксидов.  № 9.  Ознакомление со свойствами аммиака.  № 10.  Качественная  реакция на углекислый газ.  № 11.  Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды.  № 12. Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов. № 13.  Ознакомление с коллекцией солей. №14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки.  Изготовление моделей кристаллических решеток. № 15. Ознакомление с образцом горной породы. № 16. Окисление меди в пламени спиртовки. № 17. Замещение меди в растворе хлорида меди  (II) железом. № 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. № 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. № 20. Взаимодействие кислот с основаниями. № 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов № 22. Взаимодействие кислот с металлами. № 23. Взаимодействие кислот с солями. № 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. № 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. № 26. Взаимодействие щелочей с солями. № 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. № 28. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. № 29. Взаимодействие основных оксидов с водой. № 30. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами. № 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. № 32. Взаимодействие солей с кислотами. № 33. Взаимодействие солей с щелочами. № 34. Взаимодействие солей с солями. № 35. Взаимодействие растворов солей с металлами. Перечень практических работ 8 класс Практическая работа № 1   Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Лабораторное оборудование и обращение с ним. Практическая работа № 2   Признаки химических реакций и их классификация. Практическая работа № 3   Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей.  Практическая работа № 4. Решение Экспериментальное задач по ТЭД. Календарно­тематическое планирование  8 класс. Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся № урока 1/1 Химия Вещество, свойства веществ. РК минералы, горные породы, полезные  ископаемые Архангельской области. Предмет химии. Вещества. РК (20 мин) 2/2 Превращения веществ. Химическая реакция Развития химии.  Введение.  ­ 4 часа. Знать: определение понятия химия. Химия как часть естествознания.  Знать: определение понятий – простые, сложные  вещества, химический элемент, атом, молекула.  Различать понятия – тело, простое вещество,  химический элемент. Уметь: отличать химические реакции от физических явлений, использовать приобретенные знания для  безопасного обращения с веществами и материалами Дата Лабораторные/ Практические работы ЛР № 1. Сравнение  свойств твердых  кристаллических  веществ и растворов. ЛР № 2. Сравнение  скорости испарения с  фильтровальной  Задан ие по учебни ку §1, 2 § 3, 4 3/3 4/4 5/1 6/2 7/3 8/4 ПСХЭ Д.И.Менделеева. РК (20 мин) Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. РК (20 мин) Строение атома. Электроны. Строение электронных оболочек атомов. Металлические и неметаллические свойства элементов. Ионная химическая связь. 9/5 Ковалентная неполярная связь. Структура периодической системы: период,  ряд, группа, подгруппа, знаки химических  элементов  РК Личность М. В. Ломоносова как  человека, ученого, гражданина. Его роль и  заслуги в развитии химической науки,  освоении Поморского Севера. Химическая   формула,   закон   постоянства   качественный   и состава   вещества, количественный   состав,     относительная атомная   и   относительная   молекулярная масса. Атомная единица массы. Вычисление Mr, ω элемента в химическом соединении РК  Изучить хим. состав минералов, горных пород, полезных ископаемых Архангельской области,   составить   формулы   природных сложных веществ. Знать: знаки первых  20 хим. элементов Уметь: определять положение элемента в  периодической системе, называть химические  элементы  Знать: о личность Ломоносова, его заслугах и роли в  развитии химической науки, освоении Поморского  Севера. Знать: определение химической формулы вещества,  формулировку закона постоянства состава, понимать  и записывать химические формулы.  Уметь: определять состав вещества по хим.  Формуле, принадлежность к простым и сложным  веществам.  вычислять массовую долю химического элемента по  формуле соединения. Тема 1  Атомы химических элементов – 9 часов. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны),  электроны. Уметь: объяснять физический смысл атомного  (порядкового) номера химического элемента Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической  системы Д.И. Менделеева. Понятие о  завершенном электронном уровне. Периодический закон и периодическая  система химических элементов. Группы и  периоды периодической системы Изменение числа электронов на внешнем  электронном уровне атома. Образование  положительных и отрицательных ионов.  Образование бинарных соединений.  Строение  молекул. Химическая связь.  Ионная связь Взаимодействие атомов элементов­ неметаллов между собой. Ковалентная  неполярная связь. Электронные и  Уметь: объяснять физический смысл номера группы, периода, составлять схемы первых 20 элементов  системы Знать: формулировку периодического закона. Уметь: объяснять закономерности изменения  свойств элементов в пределах малых периодов и  главных подгрупп, характеризовать химические  элементы на основе их положения в системе и  особенностей строения их атомов. Знать:  определение понятий ­ химическая связь,  ион, ионная связь. Уметь: определять тип химической связи (ионная) в  соединении. Уметь: определять тип химической связи  (ковалентная неполярная) в соединении. бумаги воды, одеколона и этилового спирта. ЛР № 3.   Моделирование  принципа действия  сканирующего  микроскопа. § 5 § 6 § 7, 8 § 9  § 10 § 10  § 11 Ковалентная полярная связь. структурные формулы. Взаимодействие атомов элементов­ неметаллов между собой . Ковалентная  полярная связь. Понятие о валентности.  Нахождение валентности по формуле.  Бинарного соединения.  Металлическая связь. Взаимодействие атомов металлов между  собой . Понятие о металлической связи Обобщение знаний по т «Атомы химических элементов». Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов». Обобщение и систематизация знаний и  умений по теме. Контроль знаний и умений по теме. Уметь: определять тип химической связи  (ковалентная полярная) в соединении. Знать определение металлической связи, объяснять  свойства металлов, исходя из типа химической связи,  находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. § 12 § 13 ЛР № 4. Изготовление  моделей молекул  бинарных соединений. ЛР № 5. Изготовление  модели,  иллюстрирующей  свойства  металлической связи. Тема 2  Простые вещества – 6 часов. 10/6 11/7 12/8 13/9 14/1 15/2 Простые вещества ­ металлы. РК (20 мин) Простые вещества – неметаллы. РК (20 мин)  Простые вещества металлы. Положение  металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.  Важнейшие простые  вещества металлы –  железо, алюминий, кальций, магний, натрий,  калий. Общие физические свойства  металлов. РК Металлы на территории Архангельской  области. Простые вещества металлы. Положение  неметаллов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.  Простые вещества неметаллы, аллотропия.  Важнейшие простые вещества неметаллы,  образованные атомами кислорода, водорода,  азота, серы, фосфора, углерода.  Металлические и неметаллические свойства  простых веществ. Относительность этого  понятия. РК Неметаллы на территории  Архангельской области. 16/3 Количество вещества.  Постоянная Авогадро. Количество вещества, моль, молярная масса. Знать: общие физические свойства металлов.  Уметь: характеризовать связь между составом,  строением и свойствами металлов. Знать о распространении металлов в земной коре  Архангельской области, месторождения ЛР № 6.   Ознакомление с коллекцией металлов. § 14 Уметь: характеризовать физические свойства  неметаллов. Понимать связь между составом,  строением и свойствами неметаллов. Познакомиться с применением серы на  предприятиях «большой» и «малой» лесохимии  Архангельской области, с распространением серы на  её территории, оценить запасы и перспективы  использования. Сместорождениями угля на  территории Европейского Севера и Архангельской  области, оценить качество северных углей, запасы,  перспективы использования, экологические проблемы и последствия добычи и переработки угля, его  сжигание в качестве топлива. Знать: определение понятий «моль», «молярная  масса»,  Уметь: вычислять молярную массу по формуле,  соединения, массу вещества и число частиц по  известному количеству вещества. ЛР № 7.  Ознакомление с коллекцией  неметаллов. § 15  § 16 17/4 18/5 Молярный объем газов.  Решение задач. 19/6 Обобщение знаний по теме: «Простые вещества». Молярный объем газообразных веществ.  Расчеты с использованием понятий  количество вещества, молярная масса,  молярный объем, постоянная Авогадро. Решение задач с использованием понятий  «количество вещества», «молярная масса»,  «молярный объем», «число Авогадро». Обобщение и систематизация знаний и  умений по теме. Выполнение заданий.  Знать: определение молярного объема газов.  Уметь: вычислять объем газов по его количеству  вещества или числа молекул газа. Тема 3  Соединения химических элементов   14  часов. 20/1 21,22/ 2,3 23,24/ 4, 5 25,26/ 6, 7 27,28/ 8,9     Степень окисления. Оксиды. РК (20 мин) Основания.               Кислоты. РК (20 мин) Соли. РК (20 мин) Степень окисления. Сравнение степени  окисления и валентности. Составление  формул  соединений по степени окисления Бинарные соединения неметаллов: оксиды,  летучие водородные соединения, их состав и  значение. Основные классы неорганических  соединений – оксиды и ЛВС РК оксиды в природе Архангельской  области Основания , их состав и названия.  Растворимость оснований в воде. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.  Основные классы неорганических  соединений – основания Кислоты, их состав и названия.  Классификация.  Основные классы  неорганических соединений – кислоты  Понятие о шкале кислотности. Изменение  окраски индикаторов. Образцы кислот.  РК Понятие о почвенных кислотах.  Кислотность почв Архангельской области. Соли как производные кислот и оснований.  Их состав и значение. Растворимость солей в воде. Основные классы неорганических  соединений – соли РК Соли как полезные ископаемые  Архангельской области.  определять валентность и степень окисления  Уметь:    в бинарных соединениях, составлять формулы  соединений по степени окисления называть бинарные  соединения     определять принадлежность вещества к  Уметь:    классу оксидов, называть их, составлять формулы  оксидов Рассмотреть: природные оксиды: бокситы и  железняки Архангельской области, химический  состав, месторождения, запасы, использование.  определять принадлежность вещества к   определять принадлежность вещества к  Уметь:    классу оснований, называть их, составлять формулы  оснований Знать: качественную реакцию на распознавание   щелочей Уметь:    классу кислот,  Знать: формулы и названия кислот, качественную  реакцию на распознавание  кислот Познакомиться: с природными кислотами, в том  числе почвенными, с химическим и механическим  составом почв Архангельской области.  определять принадлежность вещества к  Уметь:    классу солей, составлять формулы солей, называть  их. Познакомиться: с распространением солей в  природе Архангельской области, их  месторождениями и рудопроявлениями на  территории: известняки, доломиты, гипс, ангидриты и др. ЛР № 8.  Ознакомление с коллекцией оксидов.  № 9.  Ознакомление со  свойствами аммиака. Рассмотрение образцов  горных пород  Архангельской области – оксидов. ЛР № 10.  Качественная реакция на углекислый  газ. ЛР № 11.  Определение  рН растворов кислоты,  щелочи и воды.  № 12. Определение рН  лимонного и яблочного  соков на срезе плодов. ЛР № 13.   Ознакомление с  коллекцией солей. Рассмотрение образцов  горных пород  Архангельской области  – солей. § 17   § 17   . § 18 § 19  § 20 § 21  § 22 29/10 30/11 Аморфные и кристаллические вещества.  Чистые вещества и смеси. Массовая  и объемная доли компонентов смеси  31/12 32/13 Расчеты, связанные с понятием «доля».  Обобщение знаний по т. «Соединение химических элементов» 33/14 Контрольная работа № 2 «Соединения химических элементов». 34/1 35/2 36/3 37,38/ 4,5 Физические явления. Разделение смесей Химические реакции. Закон сохранения массы вещества Расчеты по химическим уравнениям. 39/6 Реакции разложения.  Амфотерные и кристаллические вещества.  Вещества в твердом, жидком и газообразном  состоянии. Кристаллические и аморфные  вещества. Типы кристаллических решеток  Уметь: характеризовать и объяснять свойства  веществ на основании вида химической связи и типа  кристаллической решетки Чистые вещества и смеси. Примеры жидких,  твердых и газообразных смесей. Их состав.  Природные смеси: воздух, природный газ,  нефть, природные воды. Химический анализ,  разделение смесей. Массовая доля  растворенного вещества. Расчеты, связанные  с использованием понятия «доля» Решение расчетных задач на нахождение  объемной и массовой доли смеси. Выполнение заданий по теме «Соединение  химических элементов» Контроль знаний по теме «Соединения  химических элементов». Уметь: вычислять массовую долю вещества в  растворе Уметь: вычислять массовую долю вещества в  растворе Тема 4  Изменения, происходящие с веществами     12  часов. Понятие явлений как изменений,  происходящих с веществами. Физические  явления в химии. Способы разделения  смесей. Очистка вещества. Фильтрование. Химическая реакция. Условия и признаки  химических реакций. Классификация  химических реакций по поглощению или  выделению тепла. Закон сохранения массы вещества Уравнение и схема химической реакции. Значение  индексов и коэффициентов. Сохранение  массы вещества при химической реакции. Вычисление по химическим уравнениям  массы, объема или количества одного из  продуктов реакции по массе исходного  вещества . Классификация химических реакций по  числу и составу исходных и получившихся  веществ – реакции разложения. Понятие о  скорости химической реакции.  Знать: способы разделения смесей Знать: определение понятия «химическая реакция»,  признаки и условия течения химических реакций,  типы реакций по поглощению или выделению энергии Знать: определение  понятия «химическая реакция» Уметь: составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы вещества Уметь: вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количества одного из продуктов реакции  по массе исходного вещества . Уметь: отличать реакции разложения от других  типов реакций, составлять уравнения реакций  данного типа. ЛР №14. Ознакомление  с коллекцией веществ с  разным типом  кристаллической  решетки. Изготовление  моделей  кристаллических  решеток. ЛР № 15.  Ознакомление с  образцом горной  породы. § 23,  § 24,  25  § 25  § 26  § 27 § 28  § 29  § 30 40/7 41/8 42/9 43/10 Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции  обмена. Типы химических реакций на примере свойств воды. 44/11 Обобщение знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами». 45/12 Контрольная работа № 3  «Изменения, происходящие с веществами». Катализаторы. Классификация химических реакций по  числу и составу исходных и получившихся  веществ – реакции соединения.  Каталитические реакции. Классификация химических реакций по  числу и составу исходных и получившихся  веществ – реакции замещения Химические  свойства металлов – взаимодействие их  с  растворами кислот и солей. Классификация химических реакций по  числу и составу исходных и получившихся  веществ – реакции обмена Типы химических реакций на примере  свойств воды. Реакция разложения –  электролиз воды. Реакция соединения –  взаимодействие с оксидами металлов и  неметаллов. Реакции замещения –  взаимодействие с металлами Реакции обмена – гидролиз веществ. Обобщение и систематизация знаний по теме  «Изменения, происходящие с веществами». Контроль знаний по теме «Изменения,  происходящие с веществами». ЛР № 16. Окисление  меди в пламени  спиртовки. ЛР № 17. Замещение  меди в растворе  хлорида меди  (II)  железом. Уметь: отличать реакции соединения от других  типов реакций, составлять уравнения реакций  данного типа. Уметь: отличать реакции замещения от других типов реакций,  Знать: условия течения и уметь составлять  уравнения реакций взаимодействия металлов с  растворами кислот и солей, используя ряд  активности металлов. Уметь: отличать реакции обмена от других типов  реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена  до конца в растворах. Уметь: обращаться с химической посудой и  лабораторным оборудованием при проведении  опытов с целью определения признаков химических  реакций. § 31  § 32 § 33  § 33    46/1 ТБ в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в  кабинете химии. Приемы обращения с  лабораторным оборудованием и  нагревательными приборами.  Уметь: обращаться с химической посудой и  лабораторным оборудованием. Знать: правила техники безопасности при работе в  школьной лаборатории. Тема 5 Практикум № 1 Простейшие операции с веществом   3 часа П.Р.№ 1 Лабораторная  посуда и оборудование.  Приемы обращения с  нагревательными  приборами и  лабораторным  оборудованием. Правила по технике  безопасности при  работе в химическом  кабинете. Наблюдения  за изменениями, 47/2 48/3 49/1 Признаки химических реакций. Приготовление раствора Признаки химических реакций. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества Уметь: обращаться с химической посудой и  лабораторным оборудованием при проведении  опытов с целью определения признаков химических  реакций. Уметь: готовить растворы заданной концентрации Тема 6: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов   ­ 18  часов. Электролиты, неэлектролиты.  Электролитическая диссоциация. Сильные и  слабые электролиты. Степень диссоциации  РК  Экологические проблемы пресных  водоемов Архангельской области. Растворы  в природе Минеральные источники  Архангельской области. Электролитическая диссоциация. РК (20 мин) 50/2 Основные положения Ионы. Катионы. Анионы теории электролитической диссоциации. 51,52, 53/ 3,4,5 Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД Кислоты, их классификация.  Электролитическая диссоциация кислот в  водных растворах. Взаимодействие кислот с  металлами, основаниями, с солями.  Знать: определение понятий «электролит»,  «неэлектролит», «электролитическая диссоциация»,  «сильный электролит», «слабый электролит»,  понимать сущность процесса электролитической  диссоциации. Познакомиться:  с экологическими проблемами  водоемов Архангельской области, причинами их  возникновения, с мерами по преодолению проблем. С  минеральными источниками Архангельской области,  их месторождениями, химическим составом,  применением. Знать: основные положения теории  электролитической диссоциации. Знать: определения кислот в свете ТЭД, понимать сущность и уметь составлять уравнения  электролитической диссоциации кислот, основные  положения теории электролитической диссоциации.  Уметь: составлять уравнения реакций ионного  обмена, понимать их сущность. Определять  возможность протекания реакций ионного обмена. происходящими с  горящей свечой и их  описание П.Р. № 2 Признаки  химических реакций П.Р .№ 3  Приготовление  раствора сахара, с  определенной массовой  долей сахара в растворе ЛР № 20.  Взаимодействие кислот с основаниями. № 21. Взаимодействие  кислот с оксидами  металлов № 22. Взаимодействие  кислот с металлами. № 23. Взаимодействие  кислот с солями. ЛР № 24.  Взаимодействие  щелочей с кислотами. № 25. Взаимодействие  щелочей с оксидами  § 36 § 37,  38 § 39 § 40 54,55, 56/ 6,7,8 Основания: классификация и свойства в свете ТЭД Основания, их классификация.  Электролитическая диссоциация кислот в  водных растворах. Взаимодействие  оснований  с металлами,  с оксидами  неметаллов,  с солями. Знать: классификацию и химические свойства  оснований. Уметь: составлять уравнения реакций,  характеризующих химические свойства оснований в   молекулярном и ионном виде неметаллов. № 26. Взаимодействие  щелочей с солями. № 27. Получение и  свойства  нерастворимых  оснований. ЛР № 28.  Взаимодействие  основных оксидов с  кислотами. № 29. Взаимодействие  основных оксидов с  водой. № 30. Взаимодействие  кислотных оксидов с  щелочами. № 31. Взаимодействие  кислотных оксидов с  водой. ЛР № 32.  Взаимодействие солей с кислотами. № 33. Взаимодействие  солей с щелочами. № 34. Взаимодействие  солей с солями. № 35. Взаимодействие  растворов солей с  металлами. § 41 § 42 § 43 57,58/ 9,10 Классификация оксидов, их химические  свойства в свете ТЭД.  Знать: классификацию и химические свойства  оксидов. Уметь: составлять уравнения реакций,  характеризующих химические свойства оксидов в   молекулярном и ионном виде Оксиды: классификация и свойства 59,60/ 11,12 61/13 62,63\ 14,15 64/16 Соли: классификация и свойства в свете ТЭД Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Обобщение знаний по т. «Растворение. Растворы. Свойства электролитов». Контрольная работа № 4 по т. «Растворение. Растворы. Свойства Классификация солей, их химические  свойства в свете ТЭД Знать: классификацию и химические свойства  средних солей. Уметь: составлять уравнения реакций,  характеризующих химические свойства средних  солей в  молекулярном и ионном виде Химические свойства основных классов  неорганических соединений. Генетическая связь между основными  классами неорганических соединений. Уметь: составлять уравнения химических реакций,  характеризующих химические свойства и  генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Обобщение и систематизация знаний по теме  «Растворение. Растворы. Свойства  электролитов». Контроль знаний по теме «Растворение.  Растворы. Свойства электролитов». электролитов». 65/17 Окислительно – восстановительные реакции. Классификация химических реакций по  изменению степени окисления химических  реакций элементов. Оксилительно –  восстановительные реакции. Окислитель,  восстановитель. Окисление и  восстановление. Свойства изученных классов веществ в свете ОВР Классификация химических реакций по  изменению степени окисления химических  реакций элементов. Оксилительно –  восстановительные реакции. Окислитель,  восстановитель. Окисление и  восстановление. 66/18 67/1 68 §  Знать: определение понятий «окислитель»,  «восстановитель», «окисление», «восстановление» Уметь: определять окислители и восстановители,  отличать окислительно – восстановительные реакции  от других типов химических реакций,  классифицировать реакции по различным типам,  расставлять коэффициенты в окислительно –  восстановительных реакциях методом электронного  баланса. Знать: определение понятий «окислитель»,  «восстановитель», «окисление», «восстановление» Уметь: определять окислители и восстановители,  отличать окислительно – восстановительные реакции  от других типов химических реакций,  классифицировать реакции по различным типам,  расставлять коэффициенты в окислительно –  восстановительных реакциях методом электронного  баланса. Тема 7 Практикум № 2 Свойства растворов электролитов. – 1 час Решение экспериментальных задач Промежуточная аттестация. № 5 Решение экспериментальных задач Контроль знаний за курс Химии 8 класс Уметь: обращаться с химической посудой и  лабораторным оборудованием. Использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности для безопасного  обращения с веществами. ПР № 4 Решение  экспериментальных  задач УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8­11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; 2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; 2018 1. 2. 3. Габриелян О. С, Химия. 8­9 кл. Методическое пособие/ О. С. Габриелян, А. В. Купцова. – М.: Дрофа, 2016 4. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2014. 5. Габриелян О. С,   Рунов Н. К,   Толкунов В.   И.   Химический эксперимент в школе. 8класс. — М.: Дрофа, 2005. 6. Габриелян О. С, Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9кл. — М.: Дрофа, 2007. 7. Габриелям О. С, Воскобоймикова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007. 8.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school­collection.edu.ru/). Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах. Значительные учебно­познавательные возможности имеют коллекции, изготовленные самими обучающимися. Предметы для таких коллекций собираются во время экскурсий и других внеурочных занятий. Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических опытов коллекции использовать нельзя. Химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии. Наиболее часто используемые реактивы и материалы: простые вещества ­ медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера; оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния; кислоты ­ соляная, серная, азотная; основания ­ гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%­ный водный раствор аммиака; соли ­ хлориды натрия, меди (II), железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия; органические соединения ­ крахмал, глицирин,  уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы. Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов. Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях: приборы для работы с газами ­ получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов; аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами ­ перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами. Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры: 1) для изучения теоретических вопросов химии ­ иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия; 2) для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.). Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов. Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул при изучении органической химии. Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов». Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся, применительно к различным формам контроля.                                                      Оценка теоретических знаний Отметка «5»:  Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ  самостоятельный. Отметка «4»:  Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две­три  несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»:  Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»:  При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить  при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»:    Отсутствие ответа.                         Оценка умений решать экспериментальные задачи. Отметка «5»:  План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы. Отметка «4»:  План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в  объяснении и выводах. Оценка «3»:  План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Оценка «2»:   Допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Отметка «1»:   Задача не решена.                                              Отметка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»:  В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»:  В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но зада решена нерациональным способом или допущено  не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»:  В логическом рассуждении нет существенных ошибок в математических расчетах. Отметка «2»:  Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Отметка «1»:   Задача не  решена                                                                                      Оценка письменных работ. Отметка «5»:  Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»:  Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»:  Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две­три несущественные. Отметка «2»:  Работа выполнена  менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»:   Работа не выполнена.                          Оценка за тест. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. Для теста из пяти вопросов                                            Для теста из 30 вопросов:                                   Для теста из 10­15 вопросов: Отметка «5»:                              нет ошибок                                                           25—З0 правильных ответов                            Правильных ответов от 95% до 100% Отметка «4»:                             одна ошибка                                                          19—24 правильных ответов                            Правильных ответов от 75% до 94% Отметка «3»:                             две ошибки                                                            12—18 правильных ответов                            Правильных ответов от 55% до 74% Отметка «2»:                              три ошибки                                                           меньше 12 правильных ответов                       Правильных ответов меньше 54%                        Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: (cid:252)  соблюдение требований к его оформлению; (cid:252)  необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; (cid:252)  умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; (cid:252)  способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс