Рабочая программа по химии 8 класс
Оценка 5

Рабочая программа по химии 8 класс

Оценка 5
Документация
doc
химия
8 кл
12.05.2017
Рабочая программа по химии 8 класс
Рабочая программа составлена на основе: – Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии. – Примерной программы основного общего образования по химии. – Программы «Курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г)
Рабочая программа 8 класс химия 2014.doc
«Согласовано»                                                                                                                              «Утверждаю» заместитель директора                                                                                                                  Директор МБОУ СОШ№1 Руководитель МО  по УМР                                                                                                    __________/_Боробова Е.В./                                                                                                  __________/_Артеменко Е.Н./                                                                с.п. «Село Хурба»                                      Протокол №___                                                                                                                         Протокол №___   «_____»___________   2016г                                                                                                       «_____»___________   2016г                                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  По учебному курсу «Химия» 8 класс Базовый уровень Составител ь: учитель химии и биологии МБОУ СОШ№1 с.п. «Село Хурба» Глушкова А.Г 2016­2017 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: – Федерального компонента образовательного стандарта  основного общего образования по  химии.  – Примерной программы основного общего образования по химии. – Программы «Курса химии для  8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О.  С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г) Исходными документами для составления учебной  рабочей программы послужили: ­ Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ  ­ Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный  Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089; ­ Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным  наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного  стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ  от 01.04.2005 № 03­417 «О перечне  учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»  (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru). ­ Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  образовательные программы общего образования на 2011/2012учебный год,  ­ авторская программа курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений О.С.  Габриеляна  (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8­11 классов общеобразовательных  учреждений /О.С. Габриелян. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)  состав вещества   свойства). → Рабочая   программа  по   химии   составлена   на   основе     федерального   компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной   школы   и   на   основе  программы   авторского   курса   химии   для   8­11   классов   О.С. Габриеляна   (в  основе   УМК  лежат  принципы   развивающего   и   воспитывающего   обучения. Последовательность изучения материала: строение атома  →   Рабочая   программа   предназначена   для   изучения   химии   в   8   классе     средней общеобразовательной   школы   по   учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует   авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит   в   федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   Министерством   образования   и науки   Российской   Федерации   к   использованию   в   образовательном   процессе   в общеобразовательных   учреждениях,   на   2016/2017   учебный   год,   утвержденный   приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:          Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 158, [2] с.  Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году  обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал —  химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале  химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется  традиционная технология.  В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:  ­ технологии развития критического мышления через чтение и письмо  ­ компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса  ,использование CD­дисков по предмету;  ­ технологии проектной деятельности (создание информационных проектов). При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие  формы обучения: индивидуальная (консультации); групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения  – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме   уроках); фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами); парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля). Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми  предметами, изучаемыми в 8 класссе: устанавливаются межпредметные связи при изучении  физических свойств  неорганических соединений соединений, при изучении строения атома – с  физикой; при изучении вопросов применения неорганических соединений и их физиологического  действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой. Основное  содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его  существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях  элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении  вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых  закономерностях протекания реакций и их классификации. При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная  система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является  урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: ­ лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD­дисков по  неорганической химии; ­ домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и  дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач   разной сложности по индивидуальным карточкам). Система контроля по курсу 8 класса включает защиту практических работ, проведение  самостоятельных работ и 4 контрольных работ Итоговую контрольную работу Для  отработки  навыков составления формул неорганических веществ, названия веществ по систематической  номенклатуре, а также составлении уравнений химических реакций с участием неорганических  веществ применяются дидактические карточки, которые также могут использоваться для  оперативного контроля.  Цели курса: усвоение   важнейших   знаний  об   основных   понятиях   и   законах   химии;   химической символике; овладение   умениями  наблюдать   химические   явления,   проводить   химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций; развитие  познавательных   интересов   и   интеллектуальных   способностей   в   процессе проведения   химического   эксперимента,   самостоятельного   приобретения   знаний   в соответствии с возникающими жизненными потребностями; воспитание  отношения   к   химии   как   к   одному   из   фундаментальных   компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений  для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. СОДЕРЖАНИЕ  Введение –8часов Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и  сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни  человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о  философском камне. Химия в XVIв. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в  становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические  формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет  массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие  периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное  пособие для получения сведений о химических элементах. Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его  химической формуле. 2. Вычисление массовой долихимического элемента в веществе по его  формуле. Тема 1 Атомы химических элементов  — 9 часов Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.  Доказательства сложности строения атомов.Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения  атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий  «протон», «нейтрон», «относительнаяатомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное  определение понятия «химический элемент». Изотопы какразновидности атомов одного  химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20  периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном  слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический  смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента  — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов  и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и  группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов­неметаллов между собой — образование  двухатомных молекул простых веществ. Ковалентнаянеполярная химическая связь.  Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов­неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов­металлов между собой — образование  металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева. Тема2 Простые вещества  ­ 4 часов Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И.  Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний,  натрий, калий. Общие физические свойства металлов.  Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота,  серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких  простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и  олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления  простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем  газообразных веществ. Кратные единицы количествавещества — миллимоль и киломоль,  миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы  газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем  газов», «постоянная Авогадро». Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,  «постоянная Авогадро». Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного  фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количествомвещества 1 моль. Модель молярного  объема газообразных веществ. Тема3 Соединения химических элементов  – 15 часов Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле  соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.  Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители  оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица  растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и  кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в  щелочнойсреде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и  азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в  воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная,  молекулярная и металлическая. Зависимость свойстввеществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для  веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых  веществ и смесей. Их состав. Массовая иобъемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с  использованием понятия «доля». Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2.  Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и  массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного  вещества. Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток  хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы  разделения смесей. Дистилляция воды. Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение  смесей.  Практические работы 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с  лабораторным оборудованием и нагревательнымиприборами. 2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. Тема4 Изменения, происходящие с веществами  — 14 часов Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением  кристаллического строения вещества припостоянном его составе, — физические  явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка  веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия  протекания химических реакций. Понятиеоб экзо­ и эндотермических реакциях. Реакции горения  как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и  коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы  или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.  Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора  с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые  реакции.   Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование  для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот.  Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах  до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакцияразложения — электролиз воды. Реакции соединения —  взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции  замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции  обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по  известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или  продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции,  если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3.  Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса  раствора и массовая доля растворенного вещества. Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или  бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ  с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б)  взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г)  растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной  кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды. Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их  капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5.  Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого  газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. Практические работы. 3. Анализ почвы и воды. 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их  описание5. Признаки химических реакций.  Тема5.  Растворение.Растворы.Свойства растворов электролитов  ­ 18 час Растворение как физико­химический процесс. Понятие о гидратах и  кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости  растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные  растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм  диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической  диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения  реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных  представлений. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории  электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот.  Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.  Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция  нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для  характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории  электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами  и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств  оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории  электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих  реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы  растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических  веществ.   Окислительно­восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и  восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно­восстановительные реакции. Составление уравнений  окислительно­восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об  окислительно­восстановительных процессах. Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимостьэлектропроводности уксусной кислоты от  концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение  магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9.  Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и  свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции,  характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (И). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных  оксидов (например, для углекислого газа). Практические работы. 6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов  до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Название темы Количество часов Практические Контрольные 1  Введение. 2 Атомы химических элементов. 3 Простые вещества.  8часов. 9часов 4часов.   химических 15 часов. 4 Соединения элементов. 5 Изменения, 6 7   происходящие   с веществами.  Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов  Обобщение и систематизация знаний ВСЕГО работы 1 2 2 2 7 работы зачет 1 1 1 1 4 14 часов. 18 часов 2 часа 70 часов Реализация практической части Вид работы Четверть/Количество часов 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Всего Практическая работа Зачеты Контрольная работа Проверочные работы 1 1 2 2 1 3 2 2 3 2 1 3 7 1 4 11 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ В результате изучения химии ученик 8 класса должен знать / понимать  химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;  важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит,   электролитическая   диссоциация,   окислитель   и   восстановитель,   окисление   и восстановление;  основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; уметь  называть: химические элементы, соединения изученных классов;  объяснять:  физический   смысл   атомного   (порядкового)   номера   химического   элемента, номеров   группы   и   периода,   к   которым   элемент   принадлежит   в   периодической   системе   Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;  характеризовать:  химические   элементы   (от   водорода   до   кальция)   на   основе   их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между   составом,   строением   и   свойствами   веществ;   химические   свойства   основных   классов неорганических веществ;   определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу   соединений,   типы   химических   реакций,   валентность   и   степень   окисления   элемента   в соединениях, тип химической  связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;   составлять:  формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов   первых   20  элементов   периодической   системы   Д.И.Менделеева;   уравнения   химических реакций;  обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;  распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид­, сульфат­, карбонат­ионы;  вычислять:  массовую  долю  химического   элемента по  формуле  соединения;  массовую долю   вещества   в   растворе;   количество   вещества,   объем   или   массу   по   количеству   вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:  безопасного обращения с веществами и материалами;  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;  критической оценки информации о веществах, используемых в быту;  приготовления растворов заданной концентрации. КРИТЕРИИ И НОРМЫ  ОЦЕНКИ  РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА Отметка «5»:ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный. Отметка «4»:ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка   «3»:ответ   полный,   но   при   этом   допущена   существенная   ошибка   или   ответ неполный, несвязный. Отметка   «2»:  при   ответе   обнаружено   непонимание   учащегося   основного   содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие  ответа ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Отметка «5»: ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка. Отметка «4»:ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»:  работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна   существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки. Отметка   «2»:  работа   выполнена   меньше   чем   на   половину   или   содержит   несколько существенных ошибок. Отметка «1»: работа не выполнена Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ способом. Отметка  «4»:  в   логическом   рассуждении   и   решении   нет  существенных   ошибок,   но   задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»:в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и  решении. Отметка «1»: отсутствие ответа на задание. ОЦЕНКА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ Отметка   «5»:работа   выполнена   полностью   и   правильно,   сделаны   правильные   наблюдения   и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения. Отметка «4»: работа выполнена  правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом   эксперимент   проведен   не   полностью   или   допущены   несущественные   ошибки   в   работе   с веществами. Отметка «3»: работа выполнена  правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена     существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ. Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки  в ходе эксперимента, в  объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с  веществами.                 Отметка «1»: у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.   ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учителя ­ основная: 1. Габриелян О. С.,  Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к  л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014. 2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О.  С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа,2015. 3. Габриелян О. С., Якушева А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия.  8». — М.: Дрофа, 2016. 4,Денисова В.Г.Мастер класс учителя химии : уроки с использованием ИКТ.8­11 классы.  Методическое пособие с электронным приложением.М.:планета,2010. 5.Поурочные планы к учебнику О.С.Габриеляна Химия 8 класс. Денисова В.Г Волгоград.: Учитель .2016год. ­ дополнительная: 1. Буцкус П.Ф. Книга для  чтения по неорганической химии – М.: Просвещение, 2010 2. Павлова Н.С. Химия. 8 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.:  Дрофа,2014. 3. Зайцев О.С. . Разноуровневые задания по курсу химии для 8 класса  (Тесты и  проверочные задания). – Москва  2013г. 7.CD­ROM диски   Уроки химии Кирилла и Мефодия 8­9 кл                    8.Химические Интернет­ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих  учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова) Литература для учащихся ­ основная: 1. Габриелян О. С.,Химия учебник для 8 класса М.: Просвещение 2014г 2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна  «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2016. 3. Химия. Сборник задач 8­9 класс. – М.: Просвещение, 2015. 4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии ­ дополнительная: 1.1.Химические Интернет­ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия  ЕГЭ) 2. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к  учебникам О.С. Габриеляна) (http://school­collection.edu.ru/).  ://   him   .1   september   3. http  4. http://him.1september.ru/urok/­Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан   .  php– журнал «Химия».  .  ru   /  index   сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа  по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по  предмету "Химия". 5. 15. www   .  ru – Эйдос – центр дистанционного образования 16. www   .  ru   /  education ­ учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»    .  edios  .  km  6. http://djvu­inf.narod.ru/ ­ электронная библиотека Календарно­тематическое планирование уроков химии в 8 классе Дата Тема урока Основные элементы содержания Эксперимент (Д –  демонстрационный,  Л ­ лабораторный) Домашнее задание №  п\п 1. Химия — наука о  веществах, их  свойствах и  превращениях. Введение(8 часов) Что изучает химия.  Простые и сложные  вещества. Свойства  веществ. Химический элемент.  Формы существования химического элемента Химические явления,  их отличие от  Д. Коллекции  изделий – тел из  алюминия и стекла Д.1 Взаимодействие  соляной кислоты с  §1,  упр.3,6,8,9.Оп исать  физические  свойства воды по пунктам на с.8 Читать  введение и§2,  2.  Превращение веществ. мрамором.     2. Помутнение  «известковой воды» физических явлений.  Достижения химии и  их правильное  использование. История  возникновения и  развития химии. Роль отечественных  ученых в становлении  химической науки. Основные законы  химии. Общее знакомство со  структурой  периодической  таблицы: периоды и  группы.  Периодическая  таблица как  справочное пособие  для получения  сведений о  химических  элементов. Обозначение  химических  элементов.  Происхождение  названий химических  элементов.  Химическая формула,  индекс, коэффициент: записи и чтение  формул. Масса атомов и  молекул.  Относительная  3. 4. 5. 6. Практическая работа №1  Приемы обращения   лабораторным  оборудованием. Краткие сведения из  истории возникновения  и развития химии  Знаки химических  элементов и  происхождение их  названий. Химические  формулы. Проверочная  работа «Введение.  Первоначальные  химические понятия» Молекулярная масса и  массовая доля  химического элемента в  веществе  устно  выполнить  упр. 1­5(через  урок),  ознакомиться  с  практической  работой(с.174 ), принести к  следующему  уроку чистую  тетрадь в  клетку(12,18  листов) отчет Читать §3,4,  упр.5(писменн о). §5,  учить упр. 1,2,4 выучить  знаки  неметаллов §5 (до конца),  упр. 3,6,7,8, (писменно).Пр инести чистые тетради в  клетку(12,18  листов), учить атомная масса.  Относительная  молекулярная масса. Расчет массовой доли  химического элемента по формуле вещества. тренинг Зачет по введению Атомы химических элементов(9 часов) 7. 8. 9.  Основные сведения о  строении атомов. Состав  атомных ядер: протоны,  нейтроны. Доказательства  сложности строения  атомов. Опыты  Резерфорда.  Планетарная модель  строения атома. Характеристика  нуклонов. Взаимность понятий:  протон, нейтрон,  массовое число.  Современное  определение понятия  «химический  элемент». Изотопы  как разновидность  атомов одного  химического  элемента. Характеристика  электронов. Строение  электронных оболочек атомов элементов №1­ 20. Понятие о  завершенном  и  незавершенном  10. Электроны. Строение  электронных оболочек  атомов химических  элементов № 1—20 знаки  химических  элементов –  неметаллов. Подготовитьс я к зачету по  §1­5. Знать  определения  важнейших  понятий,  знаки  химических  элементов.  Уметь  рассчитывать  Мr и w(Э). §6, упр. 5, §7,  упр.1,2,6 §8, упр.  1,2,3,4. 11. 12. 13. Изменение  строения  атомов в периодах и  главных подгруппах Понятие об ионной связи.  Схемы образования ионной связи Ковалентная  неполярная  химическая связь. 14.   Понятие   о   ковалентной полярной связи. электронных уровнях. Понятие иона. Ионы,  образованные атомами металлов и  неметаллов. Понятие  об ионной связи.  Схемы образования  ионных соединений Схемы образования  двухатомных молекул (H2, Cl2, S2, N2) Электронные и  структурные  формулы. Кратность  химической  связи,валентность. Схемы образования  молекул соединений  (HCl, H20, NH3 и др.).  Электронные и  структурные  формулы. Понятие об  ЭО и ковалентной  полярной химической  связи Понятие о  металлической связи Выполнение  упражнений.  Подготовка к  контрольной работе. § 9( до с. 55  включительно) ,упр.1.  § 9 (до конца),  упр2. (письменно) §10,  упр.2,3,4,5. § 11. упр. 2 § 12. упр.  3.Повторить§9 ­11  Понятие о  металлической связи. Подготовка к зачету  или  контрольной работе по  теме «Атомы химических элементов» Проверочная работа.»Атомы  химических элементов» Контрольная работа №1  по теме «Атомы  химических элементов» 15. 16  17. 18. Простые вещества(4 часа)     Положение металлов и  неметаллов в периоди­ ческой системе  химических элементов Характеристика  положения элементов  – металлов в  периодической  Д.1. Коллекция  металлов: Fe, Al,  Ca,Mg,Na,K,Hg  (последние два в  § 13. § 14. системе. Физические свойства  металлов – простых  веществ. Аллотропия  на примере олова.  Положение элементов  неметаллов в период.  системе. Количество вещества  и единицы его  измерения: моль, моль, кмоль. Постоянная  Авогадро .Расчет  молярных масс  вещества по их  химическим  формулам.  Миллимолярная и  киломолярная массы. Выполнение  упражнений с  использованием  понятий «постоянная  Авогадро»,  «количество  вещества», «масса»,  «молярная масса». Понятие о молярном  объеме газов.  Нормальные условия. Миллимолярный и  киломолярный объем. Выполнение  упражнений  с  использованием  понятий «объем»,  «молярный объем»,  «количество  вещества», «масса»,  «молярная масса». Решение задач и  упражнений с  запаянных ампулах). 2. Образцы белого и  серого олова  3. Коллекция  неметаллов –  H2,O2,S,P, угля  активированного,  брома. 4. Получение и св­ва  белого и красного  фосфора Д. Некоторые  металлы и неметаллы количеством 1 моль,  1ммоль, 1кмоль § 15.  Упр.1­3  (письменно). Д. Модель  молярного объема  газов § 16, упр. 1­4 Решить один  из вариантов  19.  Количество вещества 20.  Молярный объем газооб­ разных веществ 21.  Решение задач  Проверочная работа. « Простые вешества  .Количественные  соотношения в химии.» использованием  понятий «молярный  объем газов»,  «количество  вещества»,  «постоянная  Авогадро», «молярная масса». Бинарные соединения  металлов и неметаллов:  оксиды, хлориды,  сульфиды и др. Соединения химических элементов(15 часов)   Д. Образцы  хлоридов,  сульфидов, оксидов  металлов многовариант ной работы. § 17 , упр. 1­4 22­ 23 24. 25. 26. Понятие о степени  окисления.  Определение степени  окисления элементов  по формулам  соединений. Составление формул  бинарных соединений,  общий способ их  названий Составление формул,  их названия. Расчеты по формулам. Характеристика  важнейших  соединений. Их  представители:  H2O,CO2,CaO,HCl,NH3 Состав и названия  оснований, их  классификация. Расчеты по формулам  оснований. Представители: NaOH, КОН, Са(ОН)2  Состав и название  кислот; их  классификация. Расчеты по формулам  кислот. Представители кислот Представители оксидов.  Представители летучих  водородных соединений  Основания, их состав и  названия Проверочная  работа.  « Степень  окисления. Составление  формул соединений.» Кислоты, их состав и  названия Д. Образцы оксидов:  P2O5,CO2,SiO2,H2O;H Cl, NH3 (газы и  растворы) § 18,упр.  1,3,5,6. Д. 1. Образцы  щелочей (твердых и в  растворе) и  нерастворимых  оснований. 2. Изменение окраски  индикаторов Д. 1. Образцы кислот: HCl, HN03, H2SO4,  H3PO4, Некоторых других  минеральных и  органических  кислот. 2. Изменение окраски индикаторов Д. 1. Образцы солей  кислородсодержащих  §19. упр. 1—4 §20, упр. 1,3  выучить 12  формул и  названия  кислот. §21, упр. 1—3 27. Соли как производные  кислот и оснований Состав и названия  солей. Расчеты по формулам солей.  Представители: NuCl,  CaCO3, Ca3(PO4)2 и бескислородных  кислот.  2. Кальцит и его  разновидности     Д.1.Взрыв смеси  водорода с воздухом. 2. различные образцы смесей. 3. Способы  разделения смесей, в  том числе и с  помощью  делительной  воронки. 4. Дистилляция воды Понятия о чистом  веществе и смеси, их  отличия. Примеры жидких и  газообразных смесей. Способы разделения  смесей Понятие о доли  компонента смеси. Вычисление ее в смеси и расчет массы или  объема вещества в  смеси по его доле Решение задач и  упражнений на расчет  доли (массовой или  объемной) и  нахождение массы  (объема) компонента  смеси Карточки  индивидуальн ые §22, упр. 6 §23, упр. 4      §24, упр. 1—4    §24, упр. 5—7      28. 29. 30. 31. 32. 33­ 34. 35 36.  Составление формул   классов веществ по  названиям, номенклатура. Типы кристаллических  решеток. Проверочная  работа. «Соединения  химических элементов» Чистые вещества и смеси  Массовая и объемная  доля компонентов смеси. Практическая работа№2  «Анализ почвы и воды.»   Расчеты, связанные с  понятием «доля»  Проверочная работа  «Вычисление массовой  доли компонентов  смеси» Практическая работа№3  «Приготовление раствора  сахара и определение  массовой доли его в  растворе»  Контрольная работа  №2по теме «Классы  химических соединений.  Расчеты по химическим 37. 38 39. 40 41. формулам.» Физические явления в  химии. Способы очистки  веществ, основанные  на их физических  свойствах. Очистка питьевой  воды. Перегонка нефти Изменения, происходящие с веществами(14 часов)   Д.1. Плавление  парафина. 2. Возгонка I2 (иода)  или бензойной  кислоты. 3. Диффузия  душистых веществ с  горячей лампочки  накаливания. Способы разделения  смесей. Л. Сравнение  скорости испарения  капель воды и спирта с фильтровальной  бумаги §25, упр. 3,6,  подготовиться  к практической работе «  Очистка  поваренной  соли от  примесей»( ана логично ПР на  с.181., опыты  1,2.)      Практическая работа № 4. Наблюдения за  изменениями,  происходящими с горящей свечой.  Признаки и условия  протекания химических  реакций.   Проверочная  работа «Изменения  происходящие с  веществами» Практическая работа  №5. «Признаки  химических реакций». Химические уравнения Разделение смесей,  очистка веществ,  филтрование. §26, упр. 1,2  Понятие о химических явлениях, их отличие  от физических.  Признаки и условия  протекания  химических реакций. Реакция горения. Экзо­ и  эндотермические  реакции. Д.1. Горение магния. 2. Взаимодействие  HCl с мрамором,  получение Cu(OH)2 и последующее  растворение его в  кислоте. 3. Взаимодействие  CuCO4 c Fe,  помутнение  «известковой воды». §27, упр. 1,2 Количественная  сторона химических  реакций в свете учения об атомах и  молекулах. Значение закона  сохранения массы  веществ. 1. Опыты,  подтверждающие  закон сохранения  массы веществ в  результате  химических реакций 42.  Составление уравнений  химических реакций. 43.  Реакции  разложения и  соединения 44.  Реакция замещения и  обмена. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в  открытии и  утверждении закона  сохранения массы  веществ Понятие о химическом уравнении как об  условной записи  химической реакции с  помощью химических  формул. Значение индексов и  коэффициентов. Составление  уравнений химических реакций. учителем Сущность реакций  разложения и  соединения. Понятие о скорости реакции.  Каталические и  некаталические  реакции. Составление  уравнений реакций,  проделанных учителем Сущность реакция  замещения.  Составление уравнений реакций, проделанных  учителем. Сущность  реакция обмена.  Составление уравнений реакций, проделанных  учителем. Реакции нейтрализации. Условия течения  реакций между  растворами кислот,  щелочей и солей до  конца. Обратимые и  необратимые реакции. §27 ,упр.3 §29,упр. 1,4; §30, упр. 1,2. Д. Осуществление  переходов: S→SO2→H2SO3; P→P2O5→H3PO4; Ca→CaO→Ca(OH)2 §31.упр. 2;  §32, упр. 3,4. Д.1. Взаимодействие  щелочных металлов с водой. 2. Взаимодействие  цинка и алюминия с  растворами соляной  и серной кислот. Л. Взаимодействие  металлов (Fe,Al,Zn)  с растворами солей  (CuSO4,AgNO3)  Взаимодействие вне  растворов щелочей ,  окрашенных  фенолфталеином, с  растворами кислот. Л. Взаимодействие  H2SO4,BaCl2,HСl,Ag 45  Обобщение сведений о  классификации реакций  Классификация  химических реакций  по различным  признакам NO3,NaOH, Fe(SO4)3 и т.д. Используя  материал  §29­33,  привести в  таблице  примеры  реакций,  выучить  классификац ию с  определения ми типов  реакций и  примерами,  §33,упр.1.3.   §28,упр.  1,2,3. 46. 47. 48­ 49 50. 51. Типы химических реакций Расчеты по уравнениям  реакций. Решение задач и  подготовка к контрольной работе Проверочная работа «  типы химических  реакций и расчеты по  химическим уравнениям»  Контрольная работа  №3по теме «Типы  химических  реакций.Расчеты по  химическим уравнениям. Растворение.Растворы.Свойства растворов электролитов(18 часов)   Растворение как физико­ химический процесс.  Электролиты и  неэлектролиты. §34 Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты.  Тепловые явления при  растворении. Зависимость  растворимости  веществ от  температуры. Кривые  растворимости.  Насыщенные,  ненасыщенные и  перенасыщенные  Д.1. Мгновенная  кристаллизация  пересыщенного  раствора  глауберовой соли. 2. Растворимость  веществ при  различных  температурах.  Тепловые явления  при растворении. Л. Растворение  безводного сульфата 52. 53­ 54. 55.  Понятие об  электролитической  диссоциации Основные положения  теории электролитиче­ ской диссоциации.   Ионные уравнения  реакций. Проверочная  работа «ТЭД» 56.  Кислоты, их  классификация. меди (II) в воде Д.1. Испытание  веществ и их  растворов на  электропроводность. 2.Зависимость  электролитической  диссоциации  уксусной кислоты от  разбавления Д.Движение ионов в  электрическом поле. §35,36( до  с.201.) упр. 4,5.    §36 (до  конца),37, упр. 1—3,5.      Л. Примеры реакций, идущих до конца Подготовить ся к  практическо й работе,  с.240.     Л. Химических св­ва  кислот (на примере  H2SO4, HСl) §38, упр. 1—4,  схему выучить  наизусть.     растворы. Различная  растворимость  веществ в воде.  Электролиты и  неэлектролиты. Механизм  диссоциации веществ с разным видом связи. Степень  электролитической  диссоциации. Сильные и слабые  электролиты.  Ионы, св­ва ионов. Классификация ионов  по составу (простые и  сложные), по заряду  ( катионы и анионы),  по наличию водной  оболочки  (гидратированные и  негидратированные).  Основные положения  ТЭД Реакции обмена,  идущие до конца.  Запись уравнений  реакций  (молекулярных и  ионных) с  использованием  таблицы  растворимости Взаимодействие  кислот с металлами,  условия течения этих  реакций.  Электрохимический  ряд напряжения  металлов.  Взаимодействие  кислот с оксидами  металлов и  основаниями. Реакция 57. Основания, их  классификация 58. 59. 60.  Обобщение сведений об  оксидах, их классифи­ кации и химических  свойствах. Обобщение сведений об  оксидах, их классифи­ кации и химических  свойствах  Соли, их классификация  и диссоциация различных  типов солей  .Проверочная работа  «Реакции ионного  обмена». нейтрализации.  Взаимодействие  кислот с солями.  Использование  таблицы  растворимости для  характеристики  химических св­в  кислот Классификация  кислот по различным  признакам. Взаимодействие  оснований с кислотами (повторение). Взаимодействие  щелочей с солями  (работа с табл.  растворимости) и  оксидами неметаллов. Расположение  нерастворимых  оснований. Состав оксидов, их  классификация:  несолеобразующие и  солеобразующие  (кислотные и  основные). Св­ва  кислотных и основных  оксидов Взаимодействие солей  с металлами,  особенности этих  реакций и  взаимодействие солей  с солями (работа с  табл. растворимости). Взаимодействие солей  с кислотами и  щелочами  (повторение) §39, упр. 1,2,3.      Д.1. Взаимодействие  CO2,NaOH. 2. Разложение  Cu(OH)2. Реакции,  характерные для  щелочей и  нерастворимых  оснований. Л. Изучение св­в  оксидов для CaO и  кислотных для  CO2  или SO2 §40, упр. 1—3,  после   §38  упр. 6, после §39 упр.5.   Л. Химические св­ва  солей §41, упр. 1,2,5. 61. 62. 63 64. 65. 66. 67. 68. 69. Практическая работа № 6. «Свойства кислот,  оснований, оксидов и  солей.»  Генетическая связь между классами неорганических  веществ Практическая работа №  7. «Решение  экспериментальных  задач.» Решение упражнений по  теме «Генетическая связь  классов неорганических  веществ». Практическая работа  №5«Свойства кислот,  оснований, оксидов,  солей». Окислительно­ восстановительные  реакции.  Обобщение и  систематизация знаний по  теме «Окислительно­ восстановительные  реакции» Проверочная  работа «ОВР»  Подготовка к  контрольной работе.  Контрольная работа №4  по теме «Химические  свойства классов  Понятие генетической  связи и генетических  рядах металлов и  неметаллов §42, упр. 2,3,4.     Д. Существование  переходов: А) P→P2O5→H3PO4→ Ca3(PO4)2; Б)  Ca→CaO→Ca(OH)2  →Ca3(PO4)2 Повторить  §17. 1. Взаимодействие  Zn с HCl, S, CuCO4  2. Горение магния. 3. Взаимодействие  хлорной и  сероводородной  воды §43, упр.  1,3,7,выписать  типичные  окислители и  восстановители (с.234­235)      Повторить  §38­42 Определение степеней  окисления элементов,  образующих вещества  различных классов. Реакции окислительно­ восстановительные и  реакции ионного  обмена, их отличия. Понятие об окислителе и восстановителе,  окислении и  восстановлении Решение упражнений  на расстановку  коэффициентов  методом электронного баланса 70. неорганических веществ» Повторение пройденного  8 классе

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017