Рабочая программа по химии 9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по химии 9 класс

Оценка 5
Документация
docx
химия
9 кл
12.08.2018
Рабочая программа по химии 9 класс
Публикация является частью публикации:
РП химия 9.docx
Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования,   в   соответствии   с   авторской   программой   В.В.   Еремин,   Н.Е.   Кузьменко,   В.В.   Лунин,   А.А.   Дроздов,   В.И.   Теренин. (Программа курса химии для 8­11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008). Программа   курса   построена   по   концентрической   концепции.   Особенность   программы   состоит   в   том,   чтобы   сохранить   высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.  Данная программа реализована в учебнике: Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2016. Форма организации образовательного процесса: классно­урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития  исследовательских навыков, информационно­коммуникационные, здоровьесбережения и т. д. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального  опроса, контрольных работ, химических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ. На изучение химии в 9 классе основной  школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. Требования к результатам освоения образовательной программы.  Результатами обучения химии в основной школе являются:     Предметные: 1.В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество»,   «химическая   формула»,   «относительная   атомная   масса»,   «относительная   молекулярная   масса»,   «валентность»,   «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая     таблица»,  «изотопы»,  «химическая  связь»,  «электроотрицательность»,  «химическая  реакция»,  «химическое  уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»; описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных      веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение атомов элементов 1­3 периодов, строение простых молекул;   2.В ценностно – ориентационной сфере:  анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; проводить химический эксперимент; 3. В трудовой сфере:  4. В сфере безопасности жизнедеятельности:  оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Выпускник научится: • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать   вещества   по   составу,   строению   и   свойствам,   устанавливать   причинно­следственные   связи   между   данными Планируемые результаты изучения предмета «Химия» характеристиками вещества; • раскрывать   смысл   основных   химических   понятий   «атом»,   «молекула»,   «химический   элемент»,   «простое   вещество»,   «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии; • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости; • сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли; • классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу; • пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; • проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами. • раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева; • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция; • различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; • изображать электронно­ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида; • выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических; • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;  • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);  • прогнозировать   продукты   химических   реакций   по   формулам/названиям   исходных   веществ;   определять   исходные   вещества   по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов; • выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции; • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества; • определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов; • проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов • определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли; • составлять формулы веществ по их названиям; • определять валентность и степень окисления элементов в веществах; • составлять   формулы   неорганических   соединений   по   валентностям   и   степеням   окисления   элементов,   а   также   зарядам   ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей; • объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов; • называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных; • называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей; • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей; • проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ; Выпускник получит возможность научиться: • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; • понимать   смысл   и   необходимость   соблюдения   предписаний,   предлагаемых   в   инструкциях   по   использованию   лекарств,   средств бытовой химии и др.; • использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;  • развивать   коммуникативную   компетентность,   используя   средства   устной   и   письменной   коммуникации   при   работе   с   текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа; • применять   знания   о   закономерностях   периодической   системы   химических   элементов   для   объяснения   и   предвидения   свойств конкретных веществ; • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники. • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ; • прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия. • прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; • выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль; • организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение. Содержание программы Содержание Форма организации учебных занятий, контроль Характеристика деятельности учащегося 1 2 3 4 Основные понятия Атом, молекула, уравнение  реакции,  коэффициент.  Количество вещества. Молярная  масса. Основной закон  стехиометрии. Закон Авогадро.  Молярный объём газа при нормальных условиях. Урок ознакомления с  новым материалом Урок применения  знаний и умений Урок систематизации  и обобщения знаний. Урок комплексного  применения знаний и  умений.     Тема 1. Стехиометрия. Количественные соотношения в химии 13 часов Повторение и обобщение  пройденного материала. Расчеты по  химическим формулам —  нахождение массовой доли элемента  в соединении. Вывод формулы  соединения. Моль — единица количества  вещества. Закон Авогадро. Молярный объем  идеального газа. Абсолютная и  относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям реакций.  Вычисление массы, объема или количества вещества по  известной массе, объему или  количеству вещества одного из  реагентов или продуктов. Расчеты объемных отношений газов в  реакциях. Расчеты по уравнениям  реакций в случае, когда одно из  веществ находится в недостатке.  Описание веществ с помощью формул, а реакций — с помощью уравнений.  Определение различий между  понятиями «масса» и «количество  вещества». Понимание взаимосвязи  между массой и количеством вещества.  Проведение стехиометрических  расчетов по уравнению реакции.  Проведение стехиометрических  расчетов по уравнению реакции.  Осознание универсальности закона  Авогадро применительно к любому  (идеальному) газу. Проведение расчетов  с использованием величины молярного  объема газа при н. у..  Проведение  стехиометрических расчетов. Раскрытие смысла основного закона стехиометрии,  проведение стехиометрических расчетов по уравнению реакции. Вычисление массы одного из  продуктов реакции по массе  исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Выход   химической   реакции. Определение выхода. Тема 2. Химическая реакция 17 часов Теория электролитической  диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация  кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты. Степень  диссоциации. Ион гидроксония.  Донорно­акцепторный механизм  образования ковалентной связи.  Реакции ионного обмена и условия их протекания. Окислительно­восстановительные  реакции. Степень окисления.  Процессы окисления­восстановления. Составление электронного баланса.  Типичные окислители и  восстановители. Принцип действия химических  источников тока. Электролиз. Тепловой эффект химической  реакции. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Классификация химических реакций  по различным признакам: изменению  степени окисления химических  Урок открытия нового знания Урок систематизации  и обобщения знаний.  Урок применения  знаний и умений Урок систематизации  и обобщения знаний. Урок комплексного  применения знаний и  умений Фронтальные  практические  работы:   Практическая  работа 1.   Экспериментальное  решение задач по «Электролитическая диссоциация». теме   Классификация веществ, определения  понятий «электролит», «неэлектролит»,  «электролитическая диссоциация»  Наблюдение за поведением веществ в  растворах, конкретизация понятий  «ион», «катион», «анион».  Обобщение  понятия «ион», классификация электролитов по степени диссоциации.  Исследование свойств растворов  электролитов. Характеристика условий  течения реакций ионного обмена до  конца. Исследование свойств растворов  электролитов. Характеристика свойств  основных классов неорганических  соединений с позиций теории  электролитической диссоциации.  Исследование свойств растворов  электролитов. Понимание  диалектической связи понятий «окисление» и «восстановление»,  конкретизация понятий «окислитель» и  «восстановитель». Характеристика  окислительно ­восстановительных  реакций как процесса переноса  Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Ион, катион, анион. Степень  диссоциации. Кристаллогидраты. Определения классов кислот, оснований и  солей с точки зрения теории электролитической диссоциации,  кислые и основные соли. Кислотность среды, кислая,  щелочная и нейтральная среды, водородный показатель.  Связывание ионов как движущая сила реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Метод  электронного баланса.  Гальванический элемент,  аккумулятор, катод, анод, электрохимический ряд напряжений металлов.  Окисление, восстановление. элементов, поглощению или  выделению энергии, наличию или  отсутствию катализатора. электронов от восстановителя к  окислителю. Сопоставление металлов по химической активности.  Характеристика процессов,  протекающих при электролизе  расплавов. Описание и анализ  окислительно­восстановительных  реакций. Классификация реакций по  тепловому эффекту. Определение  способов увеличения (уменьшения)  скорости реакции. Классификация  реакций по различным признакам. Окислитель, восстановитель.  Тепловой эффект реак_ ции, экзотермические и эндотермические реакции ТХУ.  Тепловой эффект химической  реакции. Скорость химической  реакции, зависимость скорости от природы реагирующих веществ,  концентрации, температуры, катализатора.  Катализатор. Электролиз.  Коррозия. Признаки сравнения при составлении  классификации химических  реакций. Обратимые и необратимые реакции Тема 3.  Химия неметаллов 22 час Элементы­неметаллы. Особенности  электронного строения, общие  свойства. Галогены — элементы главной  подгруппы VII группы. Общая  характеристика подгруппы.  Возможные степени окисления. Особенности фтора. Хлор, его  распространенность в природе, получение, физические и химические  свойства, применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее  соли. Качественная реакция на  хлорид­ион. Определение иода  Комбинированный  урок Урок комплексного  применения знаний и  умений Урок открытия нового знания Урок систематизации  и обобщения знаний. Урок развивающего  контроля Фронтальные  практические  Характеристика химических элементов­ неметаллов малых периодов по их  положению в Периодической системе  химических элементов Д. И.  Менделеева. Наблюдение  демонстрируемых и самостоятельно  проводимых опытов. Наблюдение  химических реакций и описание их с  помощью русского языка и языка химии. Обобщение знаний,  формулирование выводов о  закономерностях изменений свойств неметаллов в группах Периодической  системы химических элементов Д. И.  Общая характеристика неметаллов —элементов и простых веществ. Хлор как  элемент и простое вещество.  Физические,химические свойства хлора, методы его получения, применение  хлора. Методы получения  хлороводорода. Свойства  хлороводорода и его водного раствора. Качественная реакция  на хлорид­ион. Поваренная соль.  Галогены, их строение и свойства, способность к работы:   Практическая  работа 2. Получение  аммиака и опыты с  ним. Практическая  работа 3. Получение  оксида углерода (IV)  и изучение его  свойств.  Распознавание  карбонатов. Практическая  работа 4. Экспериментальное  решение задач по теме «Неметаллы». крахмалом. Порядок вытеснения  одного галогена другим из растворов  галогенидов. Сера, ее нахождение в природе,  аллотропия, физические и химические свойства. Сероводород.  Сульфиды. Сернистый газ. Оксид серы (VI) (серный ангидрид) и  серная кислота. Окислительные  свойства концентрированной серной  кислоты. Получение и применение  серной кислоты (без технологической схемы). Качественная реакция на сульфат­ ион. Азот, его нахождение в природе,  валентные возможности атома азота. Азот как простое  вещество. Физические и химические  свойства, получение, применение.  Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минеральных удобрениях. Аммиак. Строение молекулы,  физические и химические свойства,  получение (без технологической  схемы) и применение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотная кислота.  Получение, физические и химические свойства, реакция с  Менделеева. Описание свойств  изучаемых веществ на основе  наблюдений за их превращениями.  Различение кислотных и окислительных свойств. Исследование и описание  свойств изучаемых веществ. Различение  восстановительных и основных свойств.  Характеристика окислительных свойств азотной кислоты. Сопоставление  свойств элементов одной подгруппы. Изучение свойств кислот и  их солей. Сравнение строения,  физических и химических свойств  алмаза и графита. Изучение принципа  действия угольного фильтра. Анализ и  сравнение свойств угарного и  углекислого газов. Описание свойств  солей угольной кислоты. Понимание  закономерностей круговорота элементов в природе на примере  углерода. Сопоставление свойств  углекислого газа и кварца, угольной и  кремниевой кислот. Обобщение знаний и умение делать выводы о закономерностях изменения свойств  неметаллов в подгруппах и малых  периодах взаимному вытеснению из растворов солей, плавиковая  кислота, травление стекла.  Аллотропия серы, свойства серы,  применение серы, сероводород  как восстановитель и кислота (в  водном растворе), сернистый газ и сернистая  кислота, свойства сульфидов и сульфитов. Свойства серной  кислоты как окислителя,  кислотные свойства, правило разбавления серной кислоты  водой, качественная реакция на сульфат­ион, применение серной кислоты и получение её из оксида серы(IV), кислотные дожди. Свойства азота, азот в  природе, биологическая роль  элемента азота, проблема связы­ вания молекулярного азота.  Аммиак, его свойства, получение, применение, соли аммония.  Получение аммиака в  лаборатории, изучение свойств  аммиака. Свойства азотной кис­ лоты, особенности  взаимодействия кислоты с  металлами, получение азотной кислоты в лаборатории и промышленности, применение  азотной кислоты, соли азотной металлами. Применение азотной  кислоты. Нитраты. Круговорот азота. Фосфор. Белый фосфор. Получение и применение красного фосфора. Оксид фосфора (V)  (фосфорный ангидрид) и фосфорная  кислота. Алмаз и графит — аллотропные  модификации углерода. Адсорбция.  Угарный газ, его свойства и  физиологическое действие на  организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот  углерода. Парниковый эффект и его  последствия. Кремний. Оксид кремния (IV),  кремниевая кислота и силикаты.  Стекло. Керамика. Цемент и бетон.  Стекло — пример аморфного  материала. Химическое загрязнение  окружающей среды оксидами серы и азота. кислоты, нитраты как азотные  удобрения. Фосфор, их свойства, строение белого фосфора,  применение фосфора. Получение  и свойства фосфорной кислоты,  средние и кислые соли фосфор­ ной кислоты, важнейшие фосфорные удобрения. Углерод  как элемент и простое вещество,  аллотропия углерода, свойства,  строение и применение алмаза и  графита, бриллианты. Адсорбция, устройство противогаза и  угольного фильтра для очистки  воды, древесный уголь,  активированный уголь, бурый и каменный уголь  Свойства, получение и  применение угарного и  углекислого газов, образование  угарного газа при неполном  сгорании топлива, токсичность угарного газа, парниковый  эффект. Получение углекислого газа в лаборатории. Угольная кислота, карбонаты и  гидрокарбонаты. Круговороты элементов, круговорот углерода  в природе. Кремний как элемент,  соединения кремния—кварц,  кремниевая кислота и её соли. Урок открытия нового знания Урок комплексного  применения знаний и  способов действий Урок актуализации  знаний и умений урок систематизации и обобщения знаний и  умений урок контроля знаний  и умений Практическая  работа 5. Экспериментальное  решение задач по теме «Металлы». Тема 4. Общие свойства металлов 11 часов Положение металлов в  Периодической системе химиче_ ских элементов Д. И. Менделеева.  Строение атомов металлов. Понятие о металлической связи.  Общие свойства металлов. Спо_ собы получения металлов. Понятие о  металлургии. Ряд напряже_ ний металлов. Вытеснение одного  металла другим из раствора соли. Значение металлов в народном  хозяйстве. Щелочные металлы. Общая  характеристика подгруппы. Натрий, его физические свойства,  взаимодействие с неметалла_ ми и водой. Хлорид натрия —  поваренная соль. Карбонат и гид_ рокарбонат натрия, их применение и  свойства. Окрашивание пламени солями натрия. Кальций — представитель семейства  щелочноземельных ме_ таллов. Физические свойства,  взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Мрамор.  Гипс. Известь. Строитель_ ные материалы. Окрашивание  пламени солями кальция. Алюминий. Физические и химические Сопоставление и анализ свойств  различных металлов. Сопоставление  различных методов получения металлов. Сопоставление свойств металлов с  применением их в технике. Обобщение  знаний и умение делать выводы о  закономерностях изменения свойств  щелочных металлов в подгруппе.  Объяснение понятия «амфотерность»  как возможность проявления  противоположных свойств (кислотных и основных).  Наблюдение и описание химических  реакций железа и его соединений  Обобщение знаний и умение делать  выводы о закономерностях изменения  свойств металлов в подгруппах и малых  периодах. Описание свойств изучаемых  веществ на основе наблюдений за их  превращениями. Прогнозирование  свойств неизученных элементов и их  соединений на основе знаний о Периодическом законе. Обобщение и  формулирование выводов о  закономерностях изменения свойств  элементов и простых веществ в главных  подгруппах и малых периодах  Обобщение и формулирование выводов  о закономерностях изменения свойств  сложных соединений элементов —   Общая характеристика  элементов­металлов, исходя из  их положения в Периодической системе, распространённость  элементов­ металлов в земной коре, руды и минералы.  Физические и химические свойства простых веществ —  металлов. Методы  восстановления металлов из соединений. Сплавы, применение  металлов и сплавов в технике.  Свойства щелочных металлов и  их соединений, определение натрия по окрашиванию пламени. Распространённость кальция в природе,важнейшие соединения кальция, физические  и химические свойства кальция, гипс, известь, цемент,  строительные материалы.  Распространённость алюминия,  свойства алюминия и его соединений, амфотерность  оксида и гидроксида алюминия, алюмотермия.  Распространённость железа,  свойства железа и его  соединений, использование  железа и его сплавов в технике высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений. Обобщение и  формулирование выводов о  закономерностях изменения свойств. свойства, примене_ ние. Амфотерность оксида и  гидроксида алюминия. Дуралюмин как основа современной авиации. Железо. Физические и химические  свойства (взаимодейст_ вие с кислородом, кислотами,  хлором). Соединения железа (II) и железа (III). Качественная реакция  на ион железа (III). Чугун и сталь —  важнейшие сплавы железа.  Закаленная и отпущенная сталь.  Коррозия железа. Тема 5. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений 5 часов Закономерности изменения свойств  элементов и простых веществ в  главных подгруппах и в малых  периодах. Закономерности изменения свойств сложных соединений  элементов – высших оксидов и  гидроксидов, летучих водородных  соединений. Свойства элментов и простых веществ, изменение  свойств в главных подгруппах и периодах. Свойства высших  оксидов, гидроксидов и летучих водородных соединений, закономерности изменения  свойств в главных подгруппах и периодах Описание свойств изучаемых веществ на основе наблюдений за их  превращениями. Прогнозирование  свойств неизученных элементов и их  соединений на основе знаний о Периодическом законе. Обобщение и  формулирование выводов о  закономерностях изменения свойств  элементов и простых веществ в главных  подгруппах и малых периодах.  Обобщение и формулирование выводов  о закономерностях изменения свойств  сложных соединений элементов —  высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений. Обобщение и  формулирование выводов о  закономерностях изменения свойств. № 1 2 3 4 5 Практическая работа 1. Экспериментальное решение задач по теме «Электролитическая диссоциация». Практическая работа 2. Получение аммиака и опыты с ним. Практическая работа 3. Получение оксида углерода (IV) и изучение его  свойств. Распознавание карбонатов. Практическая работа 4. Экспериментальное решение задач по теме  "Неметаллы". Практическая работа 5. Экспериментальное решение задач по теме  "Металлы". 22.11 04.02 28.02 14.03 25.04                                                     График проведения фронтальных практических работ Название практической работы Дата выполнения по плану                                                                                                     График проведения фронтальных контрольных работ № 1 2 3 4 Название контрольной работы Дата выполнения по плану Контрольная работа № 1  Контрольная работа №2  Контрольная работа №3 Контрольная работа № 4 15.10 24.12 21.03 06.05

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018