Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 8-11 классах общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, и ориентирована на использование УМК по химии для 9 класса О.С. Габриеляна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
естественных наук
Протокол №___от "___" _______2018 г
Руководитель ШМО Т.В. Бабакова
Согласовано
Заместитель директора
школы по УВР
_______Мишутина Т.П.
Утверждаю
Приказ №______ от "_____"_________2018г
Директор школы _______О.Н.Косолапенкова
Рабочая программа
по химии
9 класс
Разработала
Зябкина Ольга Алексеевна,
учитель высшей квалификационной категории
2018 2019 учебный годРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897;
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего
образования по химии, программы курса химии для 811 классах общеобразовательных
учреждений О.С. Габриеляна, и ориентирована на использование УМК по химии для 9 класса
О.С. Габриеляна.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения рабочей программы являются:
1. Основные личностные результаты обучения:
российская гражданская идентичность, патриотизм, чувство гордости за российскую
химическую науку, гуманизм,
ответственное отношение к труду, целеустремленность, самостоятельность
приобретении новых знаний и умений, навыки самоконтроля и самооценки,
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, понимание и принятие
ценности здорового и безопасного образа жизни,
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории,
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира,
умение управлять своей познавательной деятельностью.
в
владение универсальными естественнонаучными способами деятельности – наблюдение,
измерение, эксперимент, учебное исследование, применение основных методов
познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных
сторон окружающей действительности,
использование универсальных способов деятельности и основных интеллектуальных
операций – формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение и
систематизация, выявление причинно – следственных связей и поиск аналогов,
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике,
использование различных источников для получения химической информации.
2. Основные метапредметные результаты обучения:
3. Основные предметные результаты обучения:
Обучающийся научится:
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно
молекулярной теории;
определять тип химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ металлов и
неметаллов;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; углекислый
газ, аммиак
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства веществ по группам элементов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация»,
окисления»
«восстановитель», «окисление», «восстановление»;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительновосстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол,
глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая
кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических
веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
«окислитель»,
«степень
Обучающийся получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на
основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно
следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний,
предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.Содержание
Формы организации и виды деятельности
Содержание учебного предмета (9 класс)
по
Характеристика химического
элемента на основании его
положения в периодической
системе химических элементов
Д.И. Менделеева
Генетические ряды
Характеристика химического
элемента
кислотно
основным
свойствам
образуемых им соединений.
Амфотерные
оксиды и
гидроксиды.
закон и
Периодический
периодическая
система
химических элементов Д.И.
Менделеева
Химическая организация живой
и неживой природы
Классификация химических
реакций
различным
основаниям.
Скорость химической реакции. Объяснение с приведением примеров влияния факторов на скорость реакции.
Характеристика роли химических элементов в живой и неживой природе.
Составление характеристики по плану химических элементов 13 периодов на примере металла магния и
неметалла серы. Составление молекулярных и ионных уравнений реакций для генетических рядов металлов и
неметаллов.
Демонстрация. Модели атомов элементов 13 периодов.
Составление генетических рядов металлов и неметаллов, решение составленных цепочек.
Определение понятия «амфотерные соединения», проведение опытов, подтверждающих химические свойства
амфотерных оксидов и гидроксидов, составление характеристик химических свойств амфотерных оксидов и
гидроксидов на примере цинка, хрома и бериллия. Лабораторный опыт: получение гидроксида цинка и
исследование его свойств.
Определение физического смысла порядкового номера химического элемента, номера группы, подгруппы,
понимание смысла явления периодичности изменения свойств элементов с ростом заряда ядра атома.
Характеристика изменения свойств атомов химических элементов и их соединений в группах и периодах.
по
Характеристика химических реакций по различным признакам, составление молекулярных, ионных уравнений
реакций, определять окислитель, восстановитель, окисление восстановление.
Катализаторы и катализ
Лабораторные опыты: замещение железом меди в растворе сульфата меди. Зависимость скорости реакции от
природы реагирующих веществ, концентрации, площади соприкосновения, температуры.
Проведение опытов, подтверждающих влияние катализаторов на скорость химической реакции.
Лабораторные опыты: Разложение перекиси водорода с помощью оксида марганца и каталазы. Обнаружение
каталазы в некоторых пищевых продуктах. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Век медный,
бронзовый, Изучение истории освоения металлов человечеством в различные исторические эпохи, составлениежелезный
Положение
элементов
металлов в периодической
системе. Физические свойства
металлов. Сплавы.
плана/логической схемы/обобщающей таблицы по теме занятия.
Составление характеристики химических элементов металлов по их положению в периодической системе,
характеристика строения и общих химических свойств простых веществ металлов, объяснение зависимости
свойств металлов от положения в периодической системе, установление причинноследственных связей между
строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими
физическими свойствами. Изучение физических свойств металлов (агрегатного состояния, цвета, плотности,
блеска, электро, теплопроводности и т.д. и объяснение зависимости физических свойств металлов от строения
кристаллической решетки, типа химической связи.. Ознакомление с наиболее типичными сплавами черных и
цветных металлов, их составом, физическими свойствами и применением.
Лабораторный опыт: ознакомление с коллекцией сплавов.
Металлы в природе. Общие
способы их получения.
Понятие о коррозии металлов
Химические свойства металлов Характеризовать химические свойства простых веществ – металлов, объяснять зависимость их свойств от
положения в периодической системе, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства
металлов и их соединений. Устанавливать причинноследственные связи между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их химическими свойствами. Наблюдение и
описание химического эксперимента. Лабораторный опыт: химические свойства металлов.
Составление уравнений реакций, характеризующих способы получения металлов. Лабораторный опыт:
ознакомление с рудами железа.
Изучение сущности понятия коррозия, установление отличия химической коррозии от электрохимической,
иллюстрирование данных понятий примерами процессов, происходящих с различными металлами,
характеристика способов защиты металлов от коррозии
Составление характеристики щелочных металлов по их положению в периодической системе, характеристика
строения и общих физических и химических свойств щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов, объяснение
зависимости свойств щелочных металлов от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства щелочных металлов и их соединений, установление причинно
следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки щелочных
металлов и их соединений, их химическими свойствами. Демонстрации: образцы щелочных металлов,
взаимодействие натрия и лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом. Лабораторный опыт:
Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
Составление характеристики наиболее распространенных соединений щелочных металлов и их применения в
форме тематической таблицы.
характеристика
Общая
металлов 1 А группы.
щелочных
Соединения
металлов.
Бериллий,
магний
и Составление характеристики щелочноземельных металлов по их положению в периодической системе,щелочноземельные металлы
Соединения щелочноземельных
металлов.
Контрольная работа № 1:
«Общая
характеристика
элементов.
и
щелочноземельные металлы»
Алюминий
Щелочные
Железо
Практическая работа № 1:
«Осуществление
цепочки
химических превращений»
Практическая работа № 2:
«Получение
свойства
и
характеристика строения и общих физических и химических свойств щелочноземельных металлов, их оксидов и
гидроксидов, объяснение зависимости свойств щелочноземельных металлов от положения в периодической
системе, составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства щелочноземельных металлов и
их соединений, установление причинно следственных связей между строением атома, химической связью,
типом кристаллической решетки щелочноземельных металлов и их соединений, их химическими свойствами.
Демонстрации: образцы щелочноземельных металлов, взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния
с кислородом. Лабораторный опыт: Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
Составление характеристики наиболее распространенных соединений щелочноземельных металлов и их
применения в форме тематической таблицы.
Самостоятельное применение полученных теоретических знаний и практических умений по изученным темам
раздела в ходе выполнения заданий контрольной работы.
Составление характеристики алюминия по положению в периодической системе, характеристика строения и
общих физических и химических свойств алюминия, его оксида и гидроксида, объяснение зависимости свойств
металла от положения в периодической системе, составление уравнений реакций, характеризующих химические
свойства алюминия и его соединений, установление причинно следственных связей между строением атома,
химической связью, типом кристаллической решетки алюминия и его соединений, их химическими свойствами.
Демонстрация коллекции алюминий и его соединения. Лабораторный опыт : получение гидроксида алюминия
и исследование его свойств.
Составление характеристики железа по положению в периодической системе, характеристика строения и общих
физических и химических свойств железа, его оксидов и гидроксидов, объяснение зависимости свойств металла
от положения в периодической системе, составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства
железа и его соединений, установление причинно следственных связей между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки железа и его соединений, их химическими свойствами. Лабораторный
опыт: взаимодействие железа с соляной кислотой, получение гидроксидов железа и изучение их свойств.
Проведение по плану практической работы химических экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов, работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Проведение по плану практической работы химических экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов, работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборамисоединений металлов»
Практическая работа № 3:
«Экспериментальные задачи по
распознаванию и получению
соединений металлов»
Обобщение и систематизация
знаний по теме: «Металлы»
Контрольная работа № 2 по
теме: «Металлы»
Неметаллы: атомы и простые
вещества.
озон,
воздух.
Кислород,
Водород
Вода.
Вода в жизни человека.
Галогены – неметаллы Vll
группы.
согласно правил техники безопасности.
Проведение по плану практической работы химических экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов, работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Выполнение обобщающих упражнений по изученным темам раздела. Систематизация теоретических знаний по
темам раздела.
Самостоятельное применение полученных теоретических знаний и практических умений по изученным темам
раздела в ходе выполнения заданий контрольной работы.
Характеристика химических элементов неметаллов : строение, физические свойства, номенклатура, объяснение
зависимости свойств элементов – неметаллов от положения в периодической системе, установление причинно –
следственных связей между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов
и их соединений, их физическими свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств водорода, способов его получения, применение.
Составление названий соединений водорода по формулам и формул по названиям, объяснение зависимости
свойств водорода от положения в периодической системе, составление уравнений реакций, характеризующих
химические свойства водорода, установление причинно следственных связей между строением атома,
химической связью, типом кристаллической решетки водорода и его соединений, их химическими свойствами.
Лабораторный опыт: получение и распознавание водорода.
Характеристика состава, физических и химических свойств воды, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства воды, установление причинно следственных связей между строением
атома, химической связью, типом кристаллической решетки воды и химическими свойствами. Лабораторный
опыт: исследование поверхностного натяжения воды, растворение перманганата калия и медного купороса в
воде, гидратация обезвоженного сульфата меди.
Составление опорного конспекта (обобщающей таблицы) о роли воды в жизни человека. Лабораторный опыт:
ознакомление с составом минеральной воды, ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.
Характеристика строения, физических и химических свойств галогенов, способов его получения, применение.
Объяснение зависимости свойств водорода от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства галогенов, установление причинно следственных связей
между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки галогенов и их химическими
свойствами. Демонстрация: образцы галогенов – простых веществ.Соединения галогенов.
Получение
галогенов.
Биологическое значение и
применение галогенов и их
соединений.
Кислород.
Сера.
Соединения серы: сероводород,
сульфиды.
Соединения серы:
оксиды,
сернистая и серная кислоты, их
соли.
Характеристика строения, физических и химических свойств соединений галогенов, способов их получения,
применение. Составление названий соединений галогенов по формулам и формул по названиям, объяснение
зависимости свойств соединений галогенов от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства соединений галогенов, установление причинно следственных
связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений галогенов и их
химическими свойствами. Лабораторный опыт: качественная реакция на галогенид – ионы.
Характеристика получения галогенов в промышленности электролизом расплавов и растворов солей,
характеристика биологического значения галогенов, составление уравнений реакций, характеризующих способы
получения галогенов в промышленности и лаборатории.
Характеристика строения, аллотропных модификаций, физических и химических свойств кислорода, получение
и применение аллотропных модификаций. Составление названий соединений кислорода по формулам и формул
по названиям, объяснение зависимости свойств соединений кислорода от положения в периодической системе,
составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства соединений кислорода, установление
причинно следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки
соединений и их химическими свойствами. Лабораторный опыт: получение и распознавание кислорода.
Характеристика строения, аллотропных модификаций, физических и химических свойств серы, получение и
применение аллотропных модификаций. Составление названий соединений кислорода по формулам и формул по
названиям, объяснение зависимости свойств соединений серы от положения в периодической системе,
составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства соединений серы, установление
причинно следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки
соединений и их химическими свойствами. Лабораторный опыт: Горение серы на воздухе и в кислороде.
Характеристика строения, физических и химических свойств сероводорола и сульфидов, способов их
получения, применение. Составление названий соединений серы по формулам и формул по названиям,
объяснение зависимости свойств соединений серы от положения в периодической системе, составление
уравнений реакций, характеризующих химические свойства сероводорола и сульфидов, установление причинно
следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки сероводорола и
сульфидов и их химическими свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств соединений серы: оксидов, сернистой и серной
кислоты, их солей, способов их получения, применение. Составление названий соединений серы по формулам и
формул по названиям, объяснение зависимости свойств соединений серы от положения в периодическойСерная
окислитель.
кислота
как
Практическая работа № 4:
«Экспериментальные задачи по
теме: «Подгруппа кислорода»
Азот
Аммиак.
Соли аммония.
Оксиды азота. Азотистая и
азотная кислоты и их соли.
системе, составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства соединений серы
,
установление причинно следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической
решетки соединений серы и их химическими свойствами.
Характеристика серной кислоты как сильного окислителя, составление уравнений реакций, характеризующих
химические свойства серной кислоты, наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию
сульфат – ионов. Демонстрации: образцы природных соединений серы, образцы важнейших для хозяйства
сульфатов. Лабораторный опыт: Свойства разбавленной серной кислоты.
Проведение по плану практической работы химических экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов, работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Характеристика строения, физических и химических свойств азота, способов их получения, применение.
Составление названий соединений азота по формулам и формул по названиям, объяснение зависимости свойств
соединений галогенов
от положения в периодической системе, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства азота, установление причинно следственных связей между строением,
химической связью, типом кристаллической решетки азота и его химическими свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств аммиака, способов их получения, применение,
объяснение зависимости свойств аммиака от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства аммиака, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений аммиака и его химическими
свойствами. Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию аммиака. Лабораторный
опыт: Изучение свойств аммиака.
Характеристика строения, физических и химических свойств солей аммония, способов их получения,
применение. Составление названий солей аммония по формулам и формул по названиям, объяснение
зависимости свойств солей аммония от положения в периодической системе, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства солей аммония, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки солей аммония и их химическими свойствами.
Наблюдение и описание эксперимента по распознаванию ионов аммония. Лабораторный опыт: Распознавание
солей аммония.
Характеристика строения, физических и химических свойств соединений азота, способов их получения,
применение. Составление названий соединений азота по формулам и формул по названиям, объяснение
зависимости свойств соединений азота от положения в периодической системе, составление уравнений реакций,Азотная
окислитель.
кислота
как
Фосфор и его соединения.
Углерод.
Оксиды углерода.
Угольная кислота и ее соли.
характеризующих химические свойства соединений азота, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений азота и их химическими
свойствами. Демонстрации: образцы важнейших для хозяйства нитратов. Лабораторные опыты: Свойства
разбавленной азотной кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Характеристика азотной кислоты как сильного окислителя, составление уравнений реакций, характеризующих
химические свойства азотной кислоты, наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию
нитрат – ионов.
Характеристика строения, физических и химических свойств фосфора и его соединений, способов их
получения, применение. Составление названий соединений фосфора по формулам и формул по названиям,
объяснение зависимости свойств соединений фосфора от положения в периодической системе, составление
уравнений реакций, характеризующих химические свойства соединений фосфора, установление причинно
следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений
фосфора и их химическими свойствами. Наблюдение и описание эксперимента по распознаванию фосфат –
Демонстрации: образцы природных соединений фосфора. Образцы важнейших фосфатов.
ионов.
Лабораторный опыт: Распознавание фосфатов.
Характеристика строения, физических и химических свойств углерода, способов его получения, применение,
объяснение зависимости свойств соединений галогенов от положения в периодической системе, составление
уравнений реакций, характеризующих химические свойства углерода, установление причинно следственных
связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки углерода и его химическими
свойствами. Демонстрации: поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из
оксида углем. Лабораторный опыт: горение угля в кислороде.
Характеристика строения, физических и химических свойств оксидов углерода, способов их получения,
применение. Составление названий оксидов углерода по формулам и формул по названиям, объяснение
зависимости свойств оксидов углерода от положения в периодической системе, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства оксидов углерода, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки оксидов углерода и их химическими
свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств угольной кислоты и ее солей, способов их
получения, применение. Составление названий солей угольной кислоты по формулам и формул по названиям,
объяснение зависимости свойств соединений галогенов от положения в периодической системе, составление
уравнений реакций, характеризующих химические свойства угольной кислоты и ее солей, установлениепричинно следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки
угольной кислоты и ее солей и их химическими свойствами. Знакомство с понятиями: временная, постоянная и
общая жесткость воды, описание способов устранения жесткости воды и выполнение соответствующего
эксперимента. Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию карбонат ионов.
Демонстрации: образцы природных соединений углерода. Образцы важнейших карбонатов. Лабораторные
опыты: Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. Разложение
гидрокарбоната натрия.
Характеристика строения, физических и химических свойств кремния, способов его получения, применение.
Объяснение зависимости свойств кремния от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства кремния, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки кремния и их химическими свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств соединений кремния, способов их получения,
применение. Составление названий соединений галогенов по формулам и формул по названиям, объяснение
зависимости свойств соединений кремния от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства соединений кремния, установление причинно следственных
связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений кремния и их
химическими свойствами. Демонстрации: Образцы природных соединений кремния. Лабораторный опыт:
Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств.
Характеристика продукции, выпускаемой силикатной промышленностью. Демонстрации: Образцы стерла,
керамики, цемента.
Проведение по плану практической работы химических экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов, работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Решение практических упражнений и решение расчетных задач по изученному разделу.
Самостоятельное применение полученных теоретических знаний и практических умений по изученным темам
раздела в ходе выполнения заданий контрольной работы.
Выявление общих особенностей строения органических веществ. Рассмотрение и обоснование положений теории
химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Составление структурных формул простейших
органических веществ. Демонстрации: Образцы органических веществ.
Кремний.
Соединения кремния.
Силикатная промышленность.
Практическая работа № 5:
«Экспериментальные задачи по
теме: «Подгруппа азота и
углерода»
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Неметаллы»
Контрольная работа № 3:
«Неметаллы»
Предмет органической химииПредельные углеводороды
Непредельные углеводороды.
Этилен.
Спирты.
Предельные
одноосновные
карбоновые кислоты. Сложные
эфиры. Жиры.
Аминокислоты и белки.
Углеводы.
Полимеры.
Обобщение и систематизация
знаний по органическим
веществам
Контрольная работа
«Органические вещества»
Обобщение и систематизация
знаний по курсу химии 9 класса
№ 4:
Составление «паспорта класса предельных УВ» построение гомологического ряда и изомеров класса. Написание
уравнений реакций горения и дегидрирования. Демонстрация: продукты нефтепереработки.
Составление «паспорта класса непредельных УВ». Написание уравнений реакций полимеризаии, гидратации,
дегидрирования. Демонстрация: Качественные реакции на двойную связь.
Составление «паспорта класса спиртов». Составление характеристик представителей: метанола, этанола,
этандиола, этантриола. Написание уравнений реакций по цепочкам.
Составление «паспорта класса кислородосодержащих веществ». Написание уравнений реакций взаимодействия
карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями и солями, этерификации. Демонстрация:
Многообразие Карбоновых кислот, жиров.
Составление «паспорта класса азотосодержащих органических веществ». Демонстрация: Качественные реакции
на белки.
Составление тематических характеристик углеводов: глюкозы, фруктозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы.
Составление тематических характеристик полимеров. Демонстрация: Коллекция полимеров. Пластмассы.
Волокна.
Выполнение упражнений на решение цепочек превращений с участием органических соединений. Решение
расчетных задач.
Самостоятельное применение полученных теоретических знаний и практических умений по изученным темам
раздела в ходе выполнения заданий контрольной работы.
Решение практических упражнений и решение расчетных задач по кусу химии 9 класса..№ п/п
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Календарно – тематическое планирование на 2018 – 2019 учебный год (9 класс)
Раздел, тема урока
Тип, форма урока
Введение
Характеристика химического элемента на основании его положения в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
Генетические ряды
Характеристика химического элемента по кислотноосновным свойствам
образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева
Химическая организация живой и неживой природы
Классификация химических реакций по различным основаниям.
Скорость химической реакции.
Катализаторы и катализ
Урок изучения нового материала
Урок исследование
Комбинированный урок
Урокпутешествие
Урокзаочная экскурсия
Урокконсультация
Урокисследование
Урок – ролевая игра9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Раздел 1: «Металлы»
Век медный, бронзовый, железный
Положение элементовметаллов в периодической системе. Физические
свойства металлов. Сплавы.
Химические свойства металлов
Металлы в природе. Общие способы их получения.
Понятие о коррозии металлов
Общая характеристика металлов 1 А группы.
Соединения щелочных металлов.
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Соединения щелочноземельных металлов.
Контрольная работа № 1: «Общая характеристика элементов. Щелочные и
щелочноземельные металлы»
Алюминий
Железо
Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических
превращений»
Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа № 3: «Экспериментальные задачи по распознаванию и
получению соединений металлов»
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
Контрольная работа № 2: «Металлы»
Раздел 2: «Неметаллы»
Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.
Водород
Вода.
Вода в жизни человека.
Галогены – неметаллы Vll группы.
Соединения галогенов.
Урок – исторический экскурс
Урок конференция
Урок исследование
Урок путешествие
Урок изобретательства
Урок открытия нового знания
Комбинированный урок
Комплекснотворческий урок
Урок – деловая игра
Урок контроль
Урок исследование
Комплекснотворческий урок
Урок практикум
Урок практикум
Урок практикум
Урок обобщения и систематизации
знаний
Урок контроль
Урок путешествие
Урок исследование
Урок – ролевая игра
Урок
конференция
Урок изучения нового материала
Урок исследование
научнопрактическая32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их
соединений.
Кислород.
Сера.
Соединения серы: сероводород, сульфиды.
Соединения серы: оксиды, сернистая и серная кислоты, их соли.
Серная кислота как окислитель.
Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа
кислорода»
Азот
Аммиак.
Соли аммония.
Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.
Азотная кислота как окислитель.
Фосфор и его соединения.
Углерод.
Оксиды углерода.
Угольная кислота и ее соли.
Кремний.
Соединения кремния.
Силикатная промышленность.
Практическая работа № 5: «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа
азота и углерода»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Контрольная работа № 3: «Неметаллы»
Раздел 3: «Органические вещества»
Предмет органической химии
Предельные углеводороды
Непредельные углеводороды. Этилен.
совершенствования
Урок
метапредметных УУД
Урок путешествие
Комбинированный урок
Урок исследование
Урок путешествие
Урок консультация
Урок практикум
Урок изучение нового материала
Урок исследование
Комбинированный урок
Урок путешествие
Урок совершенствования знаний,
умений
Комбинированный урок
Урок изучения нового материала
Урок – прессконференция
Урок исследование
Комплекснотворческий урок
Урокконсультация
Урок изобретательства
Урокпрактикум
Урок обобщения и систематизации
знаний
Урок контроль
Урок лекция
Урок изучения нового материала
Урок исследование57
58
59
60
61
62
63
64
№
п.п
1
2
3
Спирты.
Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Аминокислоты и белки.
Углеводы.
Полимеры.
Обобщение и систематизация знаний по органическим веществам
Контрольная работа № 4: «Органические вещества»
Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 9 класса
Урок – прессконференция
Урок путешествие
Урок исследование
Комплекснотворческий урок
Комбинированный урок
Урок обобщения и систематизации
знаний
Урок контроль
Урок обобщения и систематизации
знаний
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (9 класс)
Название раздела,
темы
Количество
часов на его
освоение
Форма контроля
Введение
Характеристика химического элемента на основании его
положения в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева
Генетические ряды
Характеристика химического элемента по кислотноосновным
свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и
8
1
1
1
Самостоятельная характеристика по плану элемента
металла и неметалла
Составление и решение генетического ряда заданного
металла с взаимопроверкой
Самостоятельное решение цепочки превращения,
содержащей соединения амфотерного металла.гидроксиды.
Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Химическая организация живой и неживой природы
Классификация химических реакций по различным основаниям.
4
5
6
7
8
Скорость химической реакции.
Катализаторы и катализ
Раздел 1: «Металлы»
Век медный, бронзовый, железный
9
10 Положение элементовметаллов в периодической системе.
Физические свойства металлов. Сплавы.
11 Химические свойства металлов
12 Металлы в природе. Общие способы их получения.
13 Понятие о коррозии металлов
14 Общая характеристика металлов 1 А группы.
15
Соединения щелочных металлов.
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Соединения щелочноземельных металлов.
16
17
18 Контрольная работа № 1: «Общая характеристика элементов.
Щелочные и щелочноземельные металлы»
19 Алюминий
20 Железо
21 Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических
превращений»
22 Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений
металлов»
23 Практическая работа № 3: «Экспериментальные задачи по
распознаванию и получению соединений металлов»
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тестирование
Составление кластера
Характеристика заданной реакции по разным признакам
классификации с взаимопроверкой
Блицопрос
Тестирование
Представление творческой работы по теме
Составление тематической таблицы.
Написание уравнений химических реакций по
индивидуальным заданиям
Составление кластера
Представление творческой работы
Тестирование
Составление тематической таблицы с последующим
представлением
Самостоятельная работа
Составление тематической таблицы
Контрольная работа
Выполнение индивидуальных заданий по карточкам
Тестирование
Выполнение практической работы с формулировкой
выводов и объяснением закономерностей
Выполнение практической работы с формулировкой
выводов и объяснением закономерностей
Выполнение практической работы с формулировкой
выводов и объяснением закономерностей24 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы»
25 Контрольная работа № 2: «Металлы»
Раздел 2: «Неметаллы»
26 Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.
27
28
29
30
31
32 Получение галогенов. Биологическое значение и применение
Водород
Вода.
Вода в жизни человека.
Галогены – неметаллы Vll группы.
Соединения галогенов.
галогенов и их соединений.
33 Кислород.
34
35
Сера.
Соединения серы: сероводород, сульфиды.
36
Соединения серы: оксиды, сернистая и серная кислоты, их соли.
Серная кислота как окислитель.
37
38 Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме:
«Подгруппа кислорода»
Соли аммония.
39 Азот
40 Аммиак.
41
42 Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.
43 Азотная кислота как окислитель.
44 Фосфор и его соединения.
45 Углерод.
46 Оксиды углерода.
47 Угольная кислота и ее соли.
48 Кремний.
1
1
27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тестирование
Контрольная работа
Составление кластера
Самостоятельная работа
Блицопрос
Представление тематического выступления
Выполнение индивидуальных заданий с взаимопроверкой
Составление тематической таблицы
Представление тематического выступления
Выполнение блицзаданий
Выполнение заданий по тематическим карточкам
Написание уравнений реакций по заданным цепочкам
превращений
Написание уравнений реакций по заданным цепочкам
превращений
Тестирование
Выполнение практической работы с формулировкой
выводов и объяснением закономерностей
Самостоятельная работа
Написание уравнений реакций по заданным схемам
Работа по индивидуальным карточкам
Работа в парах по составлению тематической таблицы
Тестирование
Составление кластера
Блицопрос
Написание уравнений реакций по заданным цепочкам
превращений
Тестирование
Написание уравнений реакций по заданным схемамСоединения кремния.
Силикатная промышленность.
49
50
51 Практическая работа № 5: «Экспериментальные задачи по теме:
«Подгруппа азота и углерода»
52 Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
53 Контрольная работа № 3: «Неметаллы»
Раздел 3: «Органические вещества»
54 Предмет органической химии
55 Предельные углеводороды
56 Непредельные углеводороды. Этилен.
57
Спирты.
58 Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры.
Жиры.
59 Аминокислоты и белки.
60 Углеводы.
61 Полимеры.
62 Обобщение и систематизация знаний по органическим веществам
63 Контрольная работа № 4: «Органические вещества»
64 Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 9 класса
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Составление кластера
Представление тематического задания.
Выполнение практической работы с формулировкой
выводов и объяснением закономерностей
Тестирование
Контрольная работа
Составление плана
Блоксхема темы
Составление систематизирующей таблицы
Написание простейших уравнений реакций с участием
органических веществ с взаимоконтролем
Составление кластера
Блоксхема темы
Самостоятельная работа
Работа по индивидуальным карточкам
Тестирование
Контрольная работа
Блицопрос