Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования; Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; примерной программы по химии и учебника О. С. Габриеляна, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа составлена Л. Е. Воложаниной и Н. Н. Гримковой, учителями химии МБОУ «Новолядинская СОШ», в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. 5 мая 2016 г. приказ № 463), Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов в соответствии с ФГОС общего образования (утв. 28.05. 2016г. приказ № 532).
Структура документа
Рабочая программа по химии для 9 класса включает разделы: пояснительную записку, планируемые результаты изучения предмета, тематическое планирование, содержание учебного предмета.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Новолядинская СОШ» для обязательного изучения химии в 9 классе отводит не менее 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения предметного содержания по химии у учащихся, оканчивающих 9 класс, формируются:
Личностные результаты:
· российская гражданская идентичность;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
· готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
· ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
· целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного
партнера;
· ценности здорового и безопасного образа жизни;
· основы экологической культуры, соответствующие современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся сможет:
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
Учащийся сможет:
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделять явление из общего ряда других явлений;
· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;
· определять свое отношение к природной среде;
· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Учащийся сможет:
· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятель-
ности;
· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
· использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
· характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
· определять тип химических реакций;
· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
· составлять уравнения химических реакций;
· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
· получать, собирать кислород и водород;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
· раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
· определять вид химической связи в неорганических соединениях;
· проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
· определять окислитель и восстановитель;
· составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
· называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
· классифицировать химические реакции по различным признакам;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
· проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
· называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
· оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
· определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами;
получит возможность научиться:
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
· составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
· прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
· критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
· создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы, раздела |
Кол-во часов |
1 |
Металлы и их соединения |
17 |
2 |
Неметаллы IV – VII групп и их соединения |
25 |
3 |
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
1 |
4 |
Химические реакции |
6 |
5 |
Кислород. Водород |
2 |
6 |
Первоначальные сведения об органических веществах |
12 |
|
Резерв времени |
5 |
Итого: |
68 |
содержание учебного предмета
Металлы (17 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлы в природе и общие способы их получения. Понятие о коррозии металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Амфотерные оксиды и гидроксиды Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Генетические ряды железа (II и III).
Расчетные задачи:
¾ Решение расчетных задач с использованием понятия «массовая доля выхода продукта».
Практические работы:
¾ Осуществление цепочки химических превращений.
¾ Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения (25 ч)
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Силикатная промышленность.
Расчетные задачи:
¾ Решение задач на избыток.
¾ Решение задач на примеси.
Практические работы:
¾ Получение аммиака и изучение его свойств.
¾ Получение углекислого газа и изучение его свойств.
¾ Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
Строение атома. Периодический закон
и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (1ч)
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Химические реакции (6 ч)
Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе.
Кислород. Водород (2 ч)
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода.
Первоначальные представления об органических веществах (12 ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен, ацетилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), альдегиды, карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты), сложные эфиры. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах на примере полиэтилена. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Резерв времени (5 ч)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.