Рабочая программа по химии 9 класс ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа по химии 9 класс ФГОС

Оценка 5
Документация
doc
химия
9 кл
10.01.2017
Рабочая программа по химии 9 класс ФГОС
Рабочая программа по химии для 9А класса составлена на основе Программы основного общего образования по химии и авторской «Программы основного общего образования по химии 8-9 классы» общеобразовательных учреждений, авторы О.С. Габриелян, А. В. Купцова - М: Дрофа, 2015г. (стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.
Раб.прог.9 класс ФГОС.doc

Рабочая  программа по химии для 9А  класса составлена на основе Программы основного общего образования  по химии и авторской «Программы основного общего образования по химии 8-9 классы» общеобразовательных учреждений, авторы  О.С. Габриелян,  А. В. Купцова  - М: Дрофа, 2015г. (стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального  государственного образовательного  стандарта  основного общего образования  по химии.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Химия» для 9 класса, автор О.С.Габриелян, Москва, « Дрофа», 2013г.

Курс рассчитан на изучение в 9А классе химии  в течение 34 учебных недель в году, общим объёмом 68 учебных часов (из расчёта 2 часа в неделю).

В рабочей программе изменений нет.

 

                    ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ

                             УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

 

Личностными  результатами изучения предмета «Химия» являются сформированность    следующих  умений:

·                    в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;

·                    формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

·                    в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

·                    в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

·                    формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;

 

Метапредметными  результатами изучения курса «Химия» являются сформированность    следующих  умений:

·                                        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

·                    умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·                    умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·                    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·                    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности;

·                    умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·                    умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·                    умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью;

·                    формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

·                    формирование и развитие экологического мышления, уме­ние применять его в познавательной, коммуникативной, социаль­ной практике и профессиональной ориентации.

- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных химических проблем;

-  планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметными результатами  изучения учебного предмета «Химия» являются сформированность  следующих умений:

 

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать  принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов  (реакции окислительно- восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

·                    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·                    смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

·                    нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

·                    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·                    планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·                    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

·                    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·                    коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

·                    оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

·                    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·                    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·                    поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

·                    структурирование знаний;

·                    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·                    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·                    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·                    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·                    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

·                    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Знаково-символические действия:

·                    моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·                    преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·        синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·        выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·        подведение под понятие, выведение следствий;

·        установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·        построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

·        доказательство;

·        выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·                    формулирование проблемы;

·                    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

·                    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·                    постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·                    разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·                    управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

·                    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: фронтальная, индивидуальная и групповая, наблюдения, опыты.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» (68 часов)

 

Тема 1.Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.    Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.   Менделеева (12 ч)

Тема2.Металлы (18 ч)

Тема 3. Неметаллы (28 ч)  

    Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч)

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них

Дата проведения занятий

урока

п/п

Практ. работ

Контр.работ

Самост. работ

План

Факт

 

1

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических  элементов Д.И.Менделеева.

12

 

1

 

 

 

1

1.1

Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева

1

 

 

 

 

 

2-3

1.2, 1.3

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления

 

2

 

 

 

 

 

4

1.4

Составление окислительно – восстановительных реакций.

1

 

 

 

 

 

     5

1.5

Амфотерные оксиды и гидроксиды

 

1

 

 

 

 

 

6

1.6

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

 

1

 

 

 

 

 

     7

1.7

Химическая организация живой и неживой природы

 

1

 

 

 

 

 

    8

1.8

Классификация химических реакций по различным признакам.

 

1

 

 

 

 

 

    9

1.9

Понятие о скорости химической реакции

1

 

 

 

 

 

   10

1.10

Катализаторы

1

 

 

 

 

 

   11

1.11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»

1

 

 

 

 

 

   12

1.12

Контрольная работа№1 по теме  «Введение»

1

 

 

 

 

 

2.

 

Металлы.

18

3

1

 

 

 

13

2.1

Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы

 

1

 

 

 

 

 

14

2.2

Химические свойства металлов

1

 

 

 

 

 

15

2.3

Металлы в природе. Общие способы их получения.

 

1

 

 

 

 

 

16

2.4

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта

1

 

 

 

 

 

17

2.5

Понятие о коррозии металлов

1

 

 

 

 

 

18

2.6

Щелочные металлы: общая характеристика.

1

 

 

 

 

 

19

2.7

Соединения щелочных металлов.

1

 

 

 

 

 

20

2.8

Щелочноземельные металлы: общая характеристика.

1

 

 

 

 

 

21

2.9

Соединения щелочноземельных металлов.

1

 

 

 

 

 

22

 

2.10

Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия.

 

1

 

 

 

 

 

23

2.11

Соединения алюминия  оксид и гидроксид, их амфотерный характер.

1

 

 

 

 

 

24

2.12

Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений»

1

 

 

 

 

 

25

2.13

Железо – элемент VIII группы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе

1

 

 

 

 

 

26

2.14

Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды: Fe+2 и Fe+3.

1

 

 

 

 

 

27

2.15

Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»

1

 

 

 

 

 

28

2.16

Практическая работа №3

«Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов»

 

1

 

 

 

 

 

29

2.17

Обобщение знаний по теме    «Металлы».

1

 

 

 

 

 

30

2.18

Контрольная работа №2 по теме «Металлы и их соединения».

        1

 

 

 

 

 

 

3

Неметаллы.

28

3

1

 

 

 

31

3.1

Общая характеристика неметаллов.

1

 

 

 

 

 

32

3.2

Общие химические свойства

неметаллов.

Неметаллы в природе и способы их получения

 

1

 

 

 

 

 

33

3.3

Водород: положение, получение, свойства, применение.

1

 

 

 

 

 

34

3.4

Вода.

1

 

 

 

 

 

35

3.5

Галогены: общая характеристика

1

 

 

 

 

 

36

3.6

Соединения галогенов.

1

 

 

 

 

 

37

 

3.7

Практическая работа №4  Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

1

 

 

 

 

 

38

3.8

Кислород: положение, получение, свойства, применение.

1

 

 

 

 

 

39

3.9

Сера: положение, получение, свойства  и применение.

1

 

 

 

 

 

40

3.10

Соединения серы

 

1

 

 

 

 

 

41

3.11

Серная кислота  как электролит и ее соли

1

 

 

 

 

 

42

3.12

Серная кислота  как окислитель.  Получение и применение серной кислоты

 

1

 

 

 

 

 

43

3.13

Практическая работа №5  Решение экспериментальных задач по  теме «Подгруппа кислорода»

1

 

 

 

 

 

44

3.14

Азот и его свойства.

1

 

 

 

 

 

45

3.15

Аммиак и его свойства. Соли аммония.

1

 

 

 

 

 

     46

3.16

Оксиды азота

1

 

 

 

 

 

47

3.17

Азотная кислота как электролит, её применение

1

 

 

 

 

 

48

3.18

Азотная кислота как окислитель, её получение

1

 

 

 

 

 

49

3.19

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях

1

 

 

 

 

 

50

3.20

Углерод: положение, получение, свойства, применение.

1

 

 

 

 

 

51

3.21

Оксиды углерода.

1

 

 

 

 

 

52

3.22

Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения

 

1

 

 

 

 

 

53

3.23

 Кремний:  положение, получение, свойства, применение.

1

 

 

 

 

 

54

3.24

Соединения кремния.

1

 

 

 

 

 

55

3.25

Силикатная промышленность.

1

 

 

 

 

 

56

3.26

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов»

1

 

 

 

 

 

57

3.27

Обобщение знаний по теме    «Неметаллы».

1

 

 

 

 

 

58

3.28

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы». 

1

 

 

 

 

 

 

4

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации (ГИА)

10

 

1

1

 

 

59

4.1

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения  атома

1

 

 

 

 

 

60

4.2

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона

1

 

 

 

 

 

    61

4.3

Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химической реакции.

 

1

 

 

 

 

 

62-63

4.4. 4.5

Классификация и свойства неорганических веществ

 

2

 

 

 

 

 

64

4.6

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций.

1

 

 

 

 

 

65

4.7

Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла

1

 

 

 

 

 

66

4.8

Окислительное- восстановительные реакции.

1

 

 

 

 

 

67

4.9

Контрольная работа №4  «Решение ГИА»

1

 

 

 

 

 

68

4.10

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии

1

 

 

 

 

 

 

 

Итого

68

6

4

 

 

 



Рабочая программа по химии для 9А класса составлена на основе

Рабочая программа по химии для 9А класса составлена на основе

Предметными результатами изучения учебного предмета «Химия» являются сформированность следующих умений: • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать вещества по…

Предметными результатами изучения учебного предмета «Химия» являются сформированность следующих умений: • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • характеризовать вещества по…

Д. И. Менделеева; • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям…

Д. И. Менделеева; • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов; • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям…

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы

Логические универсальные действия : · анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); · синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание…

Логические универсальные действия : · анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); · синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание…

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: фронтальная, индивидуальная и групповая, наблюдения, опыты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: фронтальная, индивидуальная и групповая, наблюдения, опыты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Химическая организация живой и неживой природы 1 8 1

Химическая организация живой и неживой природы 1 8 1

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта 1 17 2

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта 1 17 2

Физические и химические свойства железа

Физические и химические свойства железа

Неметаллы в природе и способы их получения 1 33 3

Неметаллы в природе и способы их получения 1 33 3

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» 1 44 3

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» 1 44 3

Соединения кремния. 1 55 3

Соединения кремния. 1 55 3

Классификация химических реакций по различным признакам

Классификация химических реакций по различным признакам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017