Рабочая программа по химии для 9А класса составлена на основе Программы основного общего образования по химии и авторской «Программы основного общего образования по химии 8-9 классы» общеобразовательных учреждений, авторы О.С. Габриелян, А. В. Купцова - М: Дрофа, 2015г. (стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Химия» для 9 класса, автор О.С.Габриелян, Москва, « Дрофа», 2013г.
Курс рассчитан на изучение в 9А классе химии в течение 34 учебных недель в году, общим объёмом 68 учебных часов (из расчёта 2 часа в неделю).
В рабочей программе изменений нет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются сформированность следующих умений:
· в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
· в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
· в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
· формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» являются сформированность следующих умений:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных химических проблем;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Химия» являются сформированность следующих умений:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно- восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
· личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
· смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
· нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
· планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
· коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
· оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
· структурирование знаний;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
· Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
Знаково-символические действия:
· моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
· синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
· подведение под понятие, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
· построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
· доказательство;
· выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
· формулирование проблемы;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: фронтальная, индивидуальная и групповая, наблюдения, опыты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» (68 часов)
Тема 1.Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (12 ч)
Тема2.Металлы (18 ч)
Тема 3. Неметаллы (28 ч)
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Из них |
Дата проведения занятий |
||||
урока |
п/п |
Практ. работ |
Контр.работ |
Самост. работ |
План |
Факт |
||
|
1 |
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. |
12 |
|
1 |
|
|
|
1 |
1.1 |
Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева |
1 |
|
|
|
|
|
2-3 |
1.2, 1.3 |
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления
|
2 |
|
|
|
|
|
4 |
1.4 |
Составление окислительно – восстановительных реакций. |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
1.5 |
Амфотерные оксиды и гидроксиды
|
1 |
|
|
|
|
|
6 |
1.6 |
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома
|
1 |
|
|
|
|
|
7 |
1.7 |
Химическая организация живой и неживой природы
|
1 |
|
|
|
|
|
8 |
1.8 |
Классификация химических реакций по различным признакам.
|
1 |
|
|
|
|
|
9 |
1.9 |
Понятие о скорости химической реакции |
1 |
|
|
|
|
|
10 |
1.10 |
Катализаторы |
1 |
|
|
|
|
|
11 |
1.11 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение» |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
1.12 |
Контрольная работа№1 по теме «Введение» |
1 |
|
|
|
|
|
2. |
|
Металлы. |
18 |
3 |
1 |
|
|
|
13 |
2.1 |
Положение элементов-металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы
|
1 |
|
|
|
|
|
14 |
2.2 |
Химические свойства металлов |
1 |
|
|
|
|
|
15 |
2.3 |
Металлы в природе. Общие способы их получения.
|
1 |
|
|
|
|
|
16 |
2.4 |
Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
2.5 |
Понятие о коррозии металлов |
1 |
|
|
|
|
|
18 |
2.6 |
Щелочные металлы: общая характеристика. |
1 |
|
|
|
|
|
19 |
2.7 |
Соединения щелочных металлов. |
1 |
|
|
|
|
|
20 |
2.8 |
Щелочноземельные металлы: общая характеристика. |
1 |
|
|
|
|
|
21 |
2.9 |
Соединения щелочноземельных металлов. |
1 |
|
|
|
|
|
22 |
2.10 |
Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия.
|
1 |
|
|
|
|
|
23 |
2.11 |
Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. |
1 |
|
|
|
|
|
24 |
2.12 |
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений» |
1 |
|
|
|
|
|
25 |
2.13 |
Железо – элемент VIII группы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе |
1 |
|
|
|
|
|
26 |
2.14 |
Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды: Fe+2 и Fe+3. |
1 |
|
|
|
|
|
27 |
2.15 |
Практическая работа №2 «Получение и свойства соединений металлов» |
1 |
|
|
|
|
|
28 |
2.16 |
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов»
|
1 |
|
|
|
|
|
29 |
2.17 |
Обобщение знаний по теме «Металлы». |
1 |
|
|
|
|
|
30 |
2.18 |
Контрольная работа №2 по теме «Металлы и их соединения». |
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Неметаллы. |
28 |
3 |
1 |
|
|
|
31 |
3.1 |
Общая характеристика неметаллов. |
1 |
|
|
|
|
|
32 |
3.2 |
Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения
|
1 |
|
|
|
|
|
33 |
3.3 |
Водород: положение, получение, свойства, применение. |
1 |
|
|
|
|
|
34 |
3.4 |
Вода. |
1 |
|
|
|
|
|
35 |
3.5 |
Галогены: общая характеристика |
1 |
|
|
|
|
|
36 |
3.6 |
Соединения галогенов. |
1 |
|
|
|
|
|
37 |
3.7 |
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов» |
1 |
|
|
|
|
|
38 |
3.8 |
Кислород: положение, получение, свойства, применение. |
1 |
|
|
|
|
|
39 |
3.9 |
Сера: положение, получение, свойства и применение. |
1 |
|
|
|
|
|
40 |
3.10 |
Соединения серы
|
1 |
|
|
|
|
|
41 |
3.11 |
Серная кислота как электролит и ее соли |
1 |
|
|
|
|
|
42 |
3.12 |
Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты
|
1 |
|
|
|
|
|
43 |
3.13 |
Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» |
1 |
|
|
|
|
|
44 |
3.14 |
Азот и его свойства. |
1 |
|
|
|
|
|
45 |
3.15 |
Аммиак и его свойства. Соли аммония. |
1 |
|
|
|
|
|
46 |
3.16 |
Оксиды азота |
1 |
|
|
|
|
|
47 |
3.17 |
Азотная кислота как электролит, её применение |
1 |
|
|
|
|
|
48 |
3.18 |
Азотная кислота как окислитель, её получение |
1 |
|
|
|
|
|
49 |
3.19 |
Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях |
1 |
|
|
|
|
|
50 |
3.20 |
Углерод: положение, получение, свойства, применение. |
1 |
|
|
|
|
|
51 |
3.21 |
Оксиды углерода. |
1 |
|
|
|
|
|
52 |
3.22 |
Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения
|
1 |
|
|
|
|
|
53 |
3.23 |
Кремний: положение, получение, свойства, применение. |
1 |
|
|
|
|
|
54 |
3.24 |
Соединения кремния. |
1 |
|
|
|
|
|
55 |
3.25 |
Силикатная промышленность. |
1 |
|
|
|
|
|
56 |
3.26 |
Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов» |
1 |
|
|
|
|
|
57 |
3.27 |
Обобщение знаний по теме «Неметаллы». |
1 |
|
|
|
|
|
58 |
3.28 |
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы». |
1 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к итоговой аттестации (ГИА) |
10 |
|
1 |
1 |
|
|
59 |
4.1 |
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома |
1 |
|
|
|
|
|
60 |
4.2 |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона |
1 |
|
|
|
|
|
61 |
4.3 |
Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химической реакции.
|
1 |
|
|
|
|
|
62-63 |
4.4. 4.5 |
Классификация и свойства неорганических веществ
|
2 |
|
|
|
|
|
64 |
4.6 |
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций. |
1 |
|
|
|
|
|
65 |
4.7 |
Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла |
1 |
|
|
|
|
|
66 |
4.8 |
Окислительное- восстановительные реакции. |
1 |
|
|
|
|
|
67 |
4.9 |
Контрольная работа №4 «Решение ГИА» |
1 |
|
|
|
|
|
68 |
4.10 |
Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
68 |
6 |
4 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.