Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса

  • Разработки курсов
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по химии (базовый уровень) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, программы курса химии О.С. Габриелян для базового изучения химии в 10-11 классах. Программа рассчитана на 70 учебных часов (агротехнологический профиль)
Иконка файла материала 10 агротех.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа  Кантемировского муниципального района Воронежской области Рассмотрено на заседании  ШМО учителей естественных  наук Протокол № 1 от «28» 08  2017г Руководитель ШМО              Бабакова  Т.В. Согласовано Заместитель директора  школы по УВР   _________Мишутина Т.П. Утверждаю Приказ  от «196» 29.08. 2017г Директор школы ______  Косолапенкова О.Н. Рабочая программа по химии 10 класс агро­технологический профиль  Разработала Зябкина Ольга Алексеевна учитель высшей квалификационной категории2017­2018 учебный год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по химии разработана в соответствии с:   Федеральным законом от 29.12.2012 № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";  Федеральным   компонентом   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;  Приказом Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в федеральный   компонент   государственных   образовательных   стандартов   начального   общего, основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования,   утвержденный   приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089  Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном  процессе в общеобразовательных учреждениях;  Примерной программой среднего     общего образования по химии (базовый уровень) для 10­11 классов общеобразовательных учреждений, программы курса химии О.С. Габриелян для базового изучения химии в 10­11 классах. Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Освоение   знаний  о   химической   составляющей   естественнонаучной   картины   мира,   важнейших химических понятиях, законах и теориях. Овладение   умениями  применять   полученные   знания   для   объяснения   разнообразных   химических явлений и свойств веществ, оценка роли химии в развитии современных технологий и получения новых материалов. Развитие  познавательных   интересов   и  интеллектуальных   способностей   в  процессе  самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных. Воспитание  убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью в окружающей среде.  Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском   хозяйстве   и   на   производстве,   решения   практических   задач   в   повседневной   жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Изучение химии вносит большой вклад в достижение главных целей  среднего (полного)   общего образования и призвано обеспечить:  формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира,   формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,  трудовой деятельности,  выработку   понимания   общественной   портебности   в   развитии   химии,   а   также   формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности,  формирование   умений   безопасного   обращения   с   веществами,   используемыми   в   повседневной жизни.  Изучение курса химии дает возможность формирования познавательных ценностей, основу которых составляют   научные   знания,   научные   методы   познания.     Ценностные   ориентации,   формируемые   у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются: 1. в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; 2. в ценности химических методов исследования живой и неживой природы; 3. в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии   могут рассматриваться как формирование:1. уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; 2. понимания необходимости здорового образа жизни; 3. потребности   в   безусловном   выполнении   правил   безопасного   использования   веществ   в повседневной жизни; 4. сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Курс   химии   обладает   возможностями   для   формирования   коммуникативных   ценностей,   основу которых   составляют   процесс   общения,   грамотная   речь,   а   ценностные   ориентации   направлены   на воспитание у учащихся: 1. правильного использования химической терминологии и символики; 2. потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; 3. способности открыто выразить и аргументировано отстоять свою точку зрения.       Количество часов, предусмотренное на изучение химии в 10 классе базового уровня: Всего­70 часов. В неделю 2 часа. Из них: плановых контрольных работ ­4, Практических работ­5. 2. Общая характеристика учебного предмета Основными проблемами химии являются изучение строения и состава веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии. Поэтому   учебное   содержние   предмета   базируется   на   следующих   блоках   примерной   программы: «Методы познания в химии», «Теоретические основы химии», «Органическая химия», «Неорганическая химия», «Химия и жизнь».     Содержание этих учебных блоков отражает основные содержательные линии: вещество   –   знания   о   составе   и   строении   веществ,   их   важнейших   физических   и   химических свойствах, биологическом действии. химическая реакция – знания об условиях в которых проявляются химические свойства веществ, о способах упрвления химическими процессами. применение веществ – знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто потребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, которые их обзначают, номенклатура, химические формулы и уравнения, правила перевода информации на химический язык и обратно.  Основными идеями  данного курса химии являются:   материальное единство веществ окружающего мира, их тесная генетическая связь,     познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций,  объективность и познаваемость законов природы,  конкретное   химическое   соединение   как   звено   в   неперерывной   цепи   превращения   веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции,  объясняющая роль теоретических знаний для изучения фактологического материала, возможность управления химическими превращениями веществ,  использование экологически безопасных производств и защита окружающей среды от загрязнения на основе химических знаний,  взаимосвязь науки и практики.     3. Место, особенности учебного предмета в учебном планеУчебный   план   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации   отводит   70   часов   для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего общего образования на базовом уровне.   Данная   программа   рассчитана   на   70   часов   для   изучения   курса   органической,   общей   и неорганической химии в 10 классе базового уровня, то есть 2 часа в неделю.   4. Содержание учебного предмета Раздел 1: «Теория строения органических соединений» (2 часа) Методы научного познания: наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент.   Вывод.   Предмет   органической   химии.   Становление   органической   химии   как   науки. Витализм и его крах Основные положения теории строения Бутлерова. Валентность. Элементы с постоянной и переменной валентностью.   Структурные   формулы  неорганических  и   органических   веществ.  Типы   углеродных цепочек:   линейная,   разветвленная,   замкнутая.   Кратность   химической   связи.  Изомерия.  Виды изомерии. Понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ. Демонстрации: Коллекция природных, искусственных и синтетических органических соединений. Лабораторные опыты: Определение элементарного состава органических соединений. Изготовление моделей молекул органических веществ. Нефть. Способы переработки нефти. Демонстрации: Коллекция веществ и материалов, получаемых на основе природного газа.  Шаростержневые   модели   молекул   первых   представителей   гомологического ряда алканов. Раздел 2: «Углеводороды и их природные источники» (9 часов) Природный газ. Алканы. Алкены. Этилен. Алкадиены. Каучуки. Алкины. Ацетилен. Арены. Бензол. Шаростержневая и объемная модели молекулы этилена. Горение этилена. Коллекция «Полиэтилен и изделия из него». Модели шаростержневая и объемная 1,3 – бутадиена и  изопрена. Разложение каучука при нагревании. Испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекции «Каучуки и резины». Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Модели шаростержневая и объемная ацетилена. Горение ацетилена.  Объемная модель молекулы бензола.  Горение   бензола.   Отношение   бензола   к   бромной   (йодной)   воде   и   раствору   перманганата   калия   (на примере технических растворителей, содержащих арены). Лабораторные опыты: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Получение и свойства ацетилена.  Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Контрольная работа 1: «Природные источники углеводородов» Раздел 3: «Кислородосодержащие органические вещества» (7 часов) Единство химической организации живой природы. Спирты. Фенол. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Мыла. Жиры. Углеводы.Дисахариды и полисахариды. Демонстрации:  Модели шаростержневые и объемные молекул спиртов: метанола, этанола, этиленгликоля и глицерина. Горение этанола. Взаимодействие этанола с натрием. Получение этилена из этанола. Объемная модель молекулы фенола. Растворимость фенола в воде при комнатной температуре и при нагревании.  Взаимодействие фенола с раствором щелочи и бромной водой.  Качественная  реакция на фенол с хлоридом железа (3). Модели   шаростержневые   и   объемные   молекул   метаналя   и   этаналя.   Ознакомление   с   коллекцией пластмасс и изделий их них  Модели  шаростержневые и объемные молекул муравьиной и уксусной кислот. Образцы   некоторых   карбоновых   кислот:   муравьиной,   уксусной,   стеариновой,  щавелевой,   бензойной, лимонной. Отношение карбоновых кислот к воде.  Получение сложного эфира реакцией этерификации. Коллекция пищевых жиров и масел.  Растворимость жиров в органических и неорганических растворителях. Изготовление мыла. Коллекция образцов природных пахучих масел.  Коллекция жидких и твердых моющих средств. Коллекция углеводов.  Коллекция крахмалосодержащих продуктов питания и продуктов на основе сахарозы Лабораторные опыты: Свойства этилового спирта. Свойства глицерина.  Свойства формальдегида. Свойства уксусной кислоты.  Свойства жиров.  Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Химические свойства глюкозы. Свойства крахмала. Раздел 4: «Азотосодержащие органические вещества» (3 часа) Природные   красители   как   производные   анилина.   Открытие   и   структура   анилина.   Аминогруппа. Основные   свойства   анилина.   Бромирование  анилина   как   качественная   реакция.   Взаимное   влияние атомов в молекулах органических веществ на примере анилина. Получение анилина.  Реакция Зинина. Аминокапроновая  кислота.  Полиамидные  волокна.  Капрон.  Реакция  поликонденсации.   Понятие об амидах   карбоновых   кислот.  Аминокислоты   как   бифункциональные   амфотерные   соединения. Особенности диссоциации карбоновых кислот в водных растворах. Биполярные ионы. Классификация и   номенклатура   аминокислот.   Аминокислоты   в   природе  их   биологическая   роль.   Незаменимые аминокислоты.  Белки   как   биополимеры,   их   строение   (первичная,   вторичная   и   третичная   структуры),   химические свойства   (денатурация,   гидролиз,   биуретовая,   ксантопротеиновая   реакции).   Биологические   функции белков: строительная, ферментативная, транспортная, сигнальная и др. ДНК и РНК как биополимеры. Общая схема строения нуклеотида. Сравнение строения, нахождение в клетке и функции ДНК и РНК. Виды РНК и их функции. Понятие о биотехнологии и ее использование. Понятие о генной инженерии. Генномодифицированные продукты. Демонстрации:  Модели молекул метиламина и анилина.  Физические свойства анилина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде.  Взаимодействие анилина с кислотами.  Взаимодействие газообразного мелиламина и хлороводорода.Отношение анилина к бромной (йодной) воде. Коллекция анилиновых красителей и препаратов на основе анилина.  Аптечные препараты, содержащие аминокислоты. Упаковки продуктов, содержащих аминокислоты и их  соли. Доказательство амфотерности аминокислот. Денатурация белка куриного яйца под действием температуры, растворов солей тяжелых металлов и  этанола.  Горение птичьего пера, кусочка натуральной кожи и шерстяной нити.  Цветные реакции белков.  Модель молекулы ДНК. Образцы продуктов, полученных из трансгенных форм растений и животных.  Лекарственные средства и препараты, изготовленные с помощью генной инженерии. Лабораторные опыты:  Свойства белков.  Раздел 5: «Химия и жизнь» (10 часов) Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств (селективность, эффективность, зависимость действия от температуры  и РН­ среды) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Значение ферментов для жизнедеятельности  живых организмов.  Использование ферментов в промышленности. Понятие о витаминах. Нормы их потребления. Понятие о авитаминозе, гипо­и гипервитаминозе.  Классификация витаминов. Водо­ и жирорастворимые витамины.  Понятие о гормонах как о биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию  функций в организме.  Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность,  дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях.  Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета.  Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.  Лекарственная химия: от ятрохимии  и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных  соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных  полимеров.  Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое.  Понятие о пластмассах. Термопласты и термореактивные полимеры.  Понятие о волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация полимеров.  Отдельные представители синтетических  и искусственных полимеров: фенолформальдегидные смолы,  поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.  Классификация волокон.  Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк), хлорин, нитрон,. капрон, найлон, лавсан.  Демонстрации:  Лекарственные средства, содержащие ферменты – пепсин, мезим, фестал и др.  Упаковки от стиральных порошков , содержащих ферменты.  Образцы витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты.  Коллекция гормональных препаратов.  Домашняя, лабораторная  и автомобильная аптечка.  Коллекция синтетических и искусственных полимеров, пластмасс, изделий из них.  Коллекция синтетических и искусственных полимеров, волокон, изделий из них. Лабораторные опыты:Действие сырого и варенного картофеля или мяса на перекись водорода. Выполнение тренировочных  упражнений по теме. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.  Знакомство с образцами  пластмасс, волокон, каучуков. Практическая работа 1: «Идентификация органических соединений» Практическая работа 2: «Распознавание пластмасс и волокон» Контрольная работа 2: «Кислородосодержащие и азотосодержащие вещества» Раздел 6. «Общая химия: строение вещества» (12 часов) Основные сведения о строении атомов. Периодический закон и строение атома. Периодическая система элементов Д.И. Менделеев. Химические связи. Ионная связь. Ковалентная связь. Металлическая связь.  Водородная связь. Единая  природа химической связи. Полимеры. Состав веществ и их многообразие. Газы. Твердые тела. Жидкости. Дисперсные системы.  Состав вещества и смеси. Демонстрации: Кристаллические решетки с ковалентной связью. Кристаллические решетки с металлической и водородной связью. Коллекция веществ в разных агрегатных состояниях. Эффект Тиндаля. Образцы золей, гелей, истинных растворов. Растворение окрашенных веществ в воде.  Образцы чистых веществ и смесей. Лабораторные опыты: Описание свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца и каталазы  картофеля. Получение водорода. Ознакомление с дисперсными системами. Раздел 7. «Общая химия: химические реакции» (9 часов) Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава вещества. Реакции, идущие с  изменением состава вещества. Скорость химической реакции. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Роль воды в химических реакциях. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Гидролиз веществ. Среда водных растворов. Водородный показатель. Окислительно­восстановительные реакции. Электролиз. Демонстрации: Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Лабораторные опыты: Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. Опыты, демонстрирующие различные виды гидролиза Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. Контрольная работа 3: «Строение вещества. Химические реакции» Раздел 8: «Неорганическая химия» (18 часов) Металлы и их свойстваОбщие способы получения металлов. Коррозия Неметаллы и их свойства. Благородные газы Общая характеристика галогенов Кислоты Основания  Соли Оксиды. Генетическая связь между классами соединений. Демонстрации: Образцы металлов и их соединений. Горение железа, магния. Взаимодействие меди с кислородов и серой, натрия с водой. Взаимодействие щелочных и  щелочноземельных металлов с водой. Опыты по коррозии и защите металлов от нее. Горение серы и фосфора. Возгонка Йода, растворение йода в спирте. Вытеснение галогенов из солей. Реакции, демонстрирующие химические свойства кислот. Реакции, демонстрирующие химические свойства оснований.  Ознакомление с коллекцией солей.  Ознакомление с коллекцией оксидов. Лабораторные опыты: Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Работа с коллекциями металлов и руд. Знакомство с образцами неметаллов. Ознакомление с коллекцией кислот. Ознакомление с коллекцией оснований. Получение и свойства нерастворимых оснований. Распознавание хлоридов и сульфатов. Практическая работа 3: «Получение, собирание и распознавание газов» Практическая работа  4.«Химические свойства кислот» Практическая работа 5. «Распознавание веществ» Контрольная работа 4. «Вещества и их свойства»Элементы содержания Наименование  раздела, тема  урока № уро ка Раздел 1: «Теория строения органических соединений» (2 часа) 1 Предмет  органической  химии   Методы   научного   познания: наблюдение, предположение, гипотеза.   Поиск   закономерностей. Научный   эксперимент.   Вывод. Предмет   органической   химии. Становление   органической   химии как науки. Витализм и его крах. 2. Теория  строения  органических  соединений     Основные   положения   теории строения   Бутлерова.   Валентность. Элементы   с   постоянной   и валентностью. переменной Структурные формулы неорганических  и   органических веществ. углеродных цепочек: линейная, разветвленная, замкнутая. Кратность химической связи. Изомерия. Виды изомерии.  Понятие   о   взаимном влиянии   атомов   в   молекулах органических веществ.  Типы     5.Тематическое планирование Виды деятельности Определение элементарного состава  органических соединений.  Плавление, обугливание и горение  органических веществ на примере  сахарозы. Д. Коллекция природных,  искусственных и синтетических  органических соединений. Л. Определение элементарного  состава органических соединений. Выполнение по построению   молекул   органических веществ с разными типами цепочек. Приводить   примеры   изомеров   и гомологов   к   заданным   веществам. Построение простейших структурных   формул   изомеров веществ. Л.  Изготовление   моделей   молекул органических веществ.  упражнений       Требования к умениям  обучающихся Виды, формы  контроля Блицопрос. Отчет  по наблюдаемым  экспериментам. Самостоятельная  работа по теме. Составление  кластера по теме. Различать предметы органической  и неорганической химии,  минеральные и органические  вещества. Классифицировать  органические вещества по их  происхождению на природные,  искусственные и синтетические.  Проводить и наблюдать  химический эксперимент.       и веществ  Различать   Объяснять  причины  многообразия органических и особенности   строения   атома  понятия углерода. «валентность» «степень   оперировать   ими. окисления», Отражать  состав   и   строение органических   с помощью   структурных   формул   и моделировать   их   молекулы. Различать  понятия   «изомер»   и «гомолог»  Называть  изученные положения   теории   строения   А.М. Бутлерова. соединений   Определять  принадлежность веществ   к   разным   классам углеводородов.   Называть   их   по номенклатуре, международной характеризовать строение   и свойства важнейших представителей.  Обобщать  знания       Раздел 2: «Углеводороды и их природные источники» (9 часов) 3­4 Природный газ.  Алканы. Природный   газ,   его   состав   и направления   использования   в качестве   топлива   и   химического сырья.  Конверсия   метана. Синтез­газ   и   его   использование для   получения   синтетического бензина и метанола. Д. Коллекция веществ и материалов, получаемых   на   основе   природного газа.  Д. Шаростержневые модели молекул первых представителей гомологического ряда алканов. Определение принадлежности веществ   к   разным   классам5. Алкены.  Этилен. 6. Алкадиены.  Каучуки. Этилен  как представитель алкенов. Получение в промышленности  (дегидрирование этана) и в  лаборатории (дегидратация  этанола) Свойства (горение,  бромирование, гидратация,  полимеризация, окисление  раствором марганцовки) и  применение  этилена. Полиэтилен.  Пропилен. Стереорегулярность  полимера. Основные понятия  химии высокомолекулярных  соединений. Реакции  полимеризации. Полиэтилен и  области его применения.  Получение полиэтилена  полимеризацией этилена,  полипропилена – полимеризацией  пропилена. Правило Марковникова на примере пропилена.   Качественные реакции на  непредельные соединения:  обесцвечивание бромной воды  раствора перманганата калия.  Гомологический ряд этиленовых  УВ. Изомерия углеродного  развития (углеродного скелета и  положения кратной связи),  номенклатура. Получение этилена  дегидратацией этанола и  дегидрированием этана. Каучук и его свойства.  Вулканизация каучука. Резина.  Изопрен как мономер природного      Упражнения   в углеводородов. составлении   УВ, названий   характеристика   строения   и   свойств важнейших представителей. Физические   свойства   газообразных, жидких и твердых предельных УВ. Д. Шаростержневая и объемная  модели молекулы этилена. Горение  этилен, Коллекция «Полиэтилен и  изделия из него». Л. Обнаружение непредельных  соединений в жидких  нефтепродуктах. Выполнение упражнений на  составление уравнений реакций с  участием представителей алканов, со способами получения. Построение  разных видов изомеров и гомологов.  Применение правила Марковникова  при составлении уравнений реакций. и делать выводы о закономерностях изменения   свойств   УВ   в гомологических   рядах.  Различать понятия «изомер», «гомолог» Называть по международной  номенклатуре алкены.  Характеризовать строение,  свойства, способы получения и  применения этилена. Наблюдать,  самостоятельно проводить  эксперимент. Устанавливать  зависимость между типом строения УВ и его химическими свойствами  на примере логических связей:  предельный – реакции замещения,  непредельный –реакции  присоединения. Выполнение  дифференцированн ых заданий по  индивидуальным  карточкам с  взаимопроверкой. Д. Модели шаростержневая и  объемная 1,3 – бутадиена и   изопрена. Разложение каучука при  Называть по международной  номенклатуре диены.  Характеризовать строение,  Составление  обобщающей  таблицы.каучука. Синтетический каучук  бутадиен – 1,3 как мономер  дивинилового и бутадиенового  синтетических каучуков. Иные  химические свойства диенов:  галогенирование,  гидрогалогенирование,  гидрирование, 1,2 и 1,4 –  присоединение. Получение  диеновых  УВ методом Лебедева  и дегидрированием алканов.  Гомологический ряд  сопряженных диеновых УВ,  номенклатура. Высокотемпературное пламя  ацетилена как одна из областей его  применения. Получение ацетилена  пиролизом метана и карбидным  способом. Получение карбида  кальция. Химические свойства  ацетилена : галогенирование,  гидрогалогенирование (хлорвинил и ПВХ и его применение), гидратация – реакция Кучерова, тримеризация  – реакция Зелинского.  Гомологический ряд, изомерия,  номенклатура алкинов. 7. Алкины.  Ацетилен. 8. Арены. Бензол. Открытие бензола, его свойства и  первые области его применения.  Установление химического  строения бензола. Формула Кекуле. Современные представления о  строении бензола. Химические  свойства бензола: галогенирование,  нитрование. Получение бензола.  Гомолог бензола – толуол. 9. Нефть.  Способы  переработки  Нефть, ее состав, физические  свойства и происхождение.  Экологические последствия  Д. Объемная модель молекулы  бензола. Горение бензола. Отношение бензола к бромной (йодной) воде и  раствору перманганата калия (на  примере технических растворителей, содержащих арены).  Выполнение упражнений на  составление уравнений реакций с  участием бензола, со способами  получения, химическими свойствами. Д. образование нефтяной пленки на  поверхности воды. Обнаружение  непредельных соединений в жидких  нагревании. Испытание продуктов  разложения на непредельность. Д. коллекции «Каучуки и резины». Выполнение упражнений на  составление уравнений реакций с  участием представителей  алкадиенов, со способами получения. свойства и способы получения и  области применения 1,3 бутадиена.  Наблюдать и описывать  демонстрационный эксперимент. Д.  Модели шаростержневая и  объемная ацетилена. Горение  ацетилена.  Л. Получение и свойства ацетилена.  Выполнение упражнений на  составление уравнений реакций с  участием представителей алкинов, со способами получения, химическими  свойствами. Называть по международной  номенклатуре алкины.  Характеризовать строение,  свойства, способы получения и  области применения ацетилена.  Наблюдать, самостоятельно  описывать химический  эксперимент. Различать  особенности реакции  присоединения у ацетилена от  реакции  присоединения этилена. Характеризовать строение,  свойства, способы получения и  области применения бензола.  Наблюдать, самостоятельно  описывать демонстрационный  химический эксперимент. Выполнение  упражнений по  теме с проверкой в  парах. Составление  логико­ структурной  схемы. Характеризовать состав и  основные направления переработки  нефти. Устанавливать  Составление  систематизирующе й таблицы.нефти. разлива нефти и способы борьбы с  ними. Процессы переработки  нефти: ректификация, крекинг,  риформинг. Продукты переработки нефти и их использование.  Понятие об октановом числе. нефтепродуктах. Л. Ознакомление с коллекцией  «Нефть и продукты ее переработки» 10. Подготовка к  контрольной  работе. Классификация углеводородов.  Взаимосвязь между составом,  строением и свойствами  углеводородов. Генетическая связь  между классами углеводородов. Выполнение тренировочных  упражнений по теме. 11. Контрольная  работа 1:  «Природные  источники  углеводородов» Классификация углеводородов.  Взаимосвязь между составом,  строением и свойствами  углеводородов. Генетическая связь  между классами углеводородов. Выполнение заданий контрольной  работы  по теме. Раздел 3: «Кислородосодержащие органические вещества» (7 часов) 12.  Единство  химической  организации  живой природы. Спирты. Единство химической организации  живой природы. Этиловый спирт и  его свойства.  Окисление этанола  ферментативное и оксидом меди  (2). Химические свойства этанола:  дегидратация, взаимодействие с  натрием, горение. Получение  этанола гидратацией этилена,  щелочным гидролизом   галогенэтана, брожением сахара.  Гомологический ряд одноатомных  спиртов. Изомерия, номенклатура.  Многоатомные спирты:  Д. Модели шаростержневые и  объемные молекул спиртов:  метанола, этанола, этиленгликоля и  глицерина. Горение этанола. Взаимодействие  этанола с натрием. Получение  этилена из этанола. Л. Свойства этилового спирта.  Свойства глицерина. Выполнение  упражнений на составление  уравнений реакций с участием  этанола, со способами получения,  зависимость между объемами  добычи нефти в России и бюджетом государства.  Находить  взаимосвязь между изучаемым  материалом и будущей  профессиональной деятельностью.  Соблюдать правила экологически  грамотного поведения и  безопасного обращения с  нефтепродуктами в быту и на  производстве. Классифицировать УВ по   строению скелета, наличию  кратных связей. Устанавливать  взаимосвязь между составом,  строением и свойствами УВ.  Описывать генетические связи  меду классами УВ. Классифицировать УВ по   строению скелета, наличию  кратных связей. Устанавливать  взаимосвязь между составом,  строением и свойствами УВ.  Описывать генетические связи  меду классами УВ. Называть по международной  номенклатуре спирты.  Характеризовать строение,  свойства, способы получения и  области применения этанола и  глицерина. Наблюдать,  самостоятельно описывать  химический эксперимент.  Классифицировать  спирты по их  атомности. Самостоятельная  работа. Контрольная  работа. Тестирование.13. Фенол. 14. Альдегиды и  кетоны. 15. Карбоновые  кислоты. этиленгликоль, глицерин.  Качественная реакция на  многоатомные спирты. Строение молекулы и физические  свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекулах органических  веществ на примере фенола.  Химические свойства фенола:  кислотные свойства, реакции  галогенирования, нитрования.  Получение фенола из  каменноугольной смолы и  производных бензола. Производство и использование  строительных и отделочных  материалов на основе полимеров из  фенолформальдегидных смол и их  аналогов. Формальдегид, его  строение и физические свойства.  Формалин. Химические свойства  формальдегида: гидрирование,  окисление. Реакции  поликонденсации. Гомологический ряд альдегидов.  Изомерия, номенклатура.  Качественная реакция на  альдегидную группу. Получение  формальдегида и ацетальдегида из  соответствующих спиртов.  Понятие о кетонах. Альдегиды и  кетоны в природе. Карбоновые кислоты в природе и в  быту. Химические свойства  карбоновых кислот в сравнениями  со свойствами соляной кислоты  (взаимодействие с металлами,  основными оксидами, основаниями, химическими свойствами. Д. Объемная модель молекулы  фенола. Растворимость фенола в  воде при комнатной температуре и  при нагревании. Взаимодействие  фенола с раствором щелочи и  бромной водой. Качественная   реакция на фенол с хлоридом железа  (3). Выполнение упражнений на  составление уравнений реакций с  участием фенола, со способами  получения, химическими свойствами. Д. Модели шаростержневые и  объемные молекул метаналя и  этаналя. Ознакомление с коллекцией  пластмасс и изделий их них. Л. Свойства формальдегида.  Выполнение упражнений на  составление уравнений реакций с  участием  формальдегида и  ацетальдегида , со способами  получения, химическими свойствами. Блицопрос. Работа в группах  по инструктивным  карточкам. Характеризовать строение,  свойства фенола на основе  взаимного влияния атомов в  молекуле, способы получения и  области применения фенола.  Наблюдать, самостоятельно  описывать демонстрационный  химический эксперимент.  Соблюдать правила экологически  грамотного поведения и  безопасного обращения с горючими  и токсическими веществами в быту  и окружающей среде. Характеризовать строение,  свойства формальдегида и  ацетальдегида на основе строения  молекул, способы получения и  области применения. Наблюдать,  самостоятельно описывать  демонстрационный химический  эксперимент. Соблюдать правила  экологически грамотного  поведения и безопасного  обращения с горючими и  токсическими веществами в быту и  окружающей среде. Д.  Модели  шаростержневые и  объемные молекул муравьиной и  уксусной кислот. Образцы  некоторых карбоновых кислот:  муравьиной, уксусной, стеариновой,  Характеризовать строение,  свойства карбоновых кислот на  основе строения молекул, способы  получения и области применения  муравьиной и уксусной кислоты.  Составление  опорной схемы по  теме.солями). Уксусная кислота как  слабый электролит., ионные  уравнения реакций с ее участием.  Реакции этерификации.  Гомологический ряд предельных  одноосновных карбоновых кислот,  изомерия, номенклатура.  Получение муравьиной и уксусной  кислот. Отдельные  представители кислот иного  строения: олеиновая, линолевая,  линоленовая, акриловая,  щавелевая, бензойная. Изучение состава жиров. Жиры  растительного и животного  происхождения. Гидролиз жиров и  их омыление. Мыла. СМС.  Экологические аспекты их  применения. Гидрирование жидких  жиров. Производство твердых  жиров на основе  растительных  масел. Понятие о сложных эфирах.  Сложные эфиры одноосновных  карбоновых кислот и одноосновных спиртов. Изомерия и  номенклатура сложных эфиров.  Реакция этерификации. Сложные  эфиры в природе. Жиры как  сложные эфиры глицерина и  высших жирных кислот. Замена  жиров в технике непищевым  сырьем. Состав углеводов их нахождение и  роль в природе. Значение в технике, быту, на производстве.  Классификация углеводов: моно ­ ,  ди­, полисахариды. Строение  молекулы глюкозы.  Двойственность функции  органического вещества на примере щавелевой, бензойной, лимонной. Отношение карбоновых кислот к  воде. Получение сложного эфира  реакцией этерификации. Л. Свойства уксусной кислоты.  Выполнение упражнений на  составление уравнений реакций с  участием  уксусной кислоты , со  способами получения, химическими  свойствами. Д. Коллекция пищевых жиров и  масел. Растворимость жиров в  органических и неорганических  растворителях. Изготовление мыла.  Коллекция образцов природных  пахучих масел. Коллекция жидких и  твердых моющих средств. Л. Свойства жиров. Сравнение  свойств растворов мыла и  стирального порошка. Различать общее, особенное и  единичное в строении и свойствах  муравьиной и уксусной кислот.  Наблюдать, самостоятельно  описывать демонстрационный  химический эксперимент.  Соблюдать правила экологически  грамотного поведения и  безопасного обращения с горючими  и токсическими веществами в быту  и окружающей среде. Характеризовать строение,  свойства жиров  на основе строения молекул, классификации жиров по  их составу и происхождению  и  производство твердых жиров на  основе растительных масел.  Наблюдать, самостоятельно  описывать демонстрационный  химический эксперимент.  Соблюдать правила экологически  грамотного поведения и  безопасного обращения с горючими  и токсическими веществами в быту  и окружающей среде. Составление  экологической  сказки по теме. Д. Коллекция углеводов.  Л. Химические свойства глюкозы. Выполнение тренировочных  упражнений по теме. Составление  обобщающей  таблицы по теме. Характеризовать состав углеводов на основе их отношения к  гидролизу.  Описывать свойства  глюкозы как вещества с  двойственной природой.  Устанавливать межпредметные  связи химии и биологии на основе  раскрытия биологической роли и  16. Сложные  эфиры. Мыла.  Жиры. 17. Углеводы.  Моносахара.глюкозы. Химические свойства  глюкозы: гидрирование,  взаимодействие с гидроксидом  меди (2), окисление –  ферментативное, реакция  серебряного зеркала. Брожение  глюкозы. Фотосинтез. Фруктоза­  изомер глюкозы.  Сахароза как представитель  дисахаридов. Производство  сахара. Полисахариды крахмал и  целлюлоза. Сравнение их строения  и свойств. Качественная реакция на крахмал. 18. Дисахариды и  полисахариды. Д. Коллекция крахмалосодержащих  продуктов питания и продуктов на  основе сахарозы. Л. Свойства крахмала.  Выполнение тренировочных  упражнений по теме. Раздел 4: «Азотосодержащие органические вещества» (3 часа) 19. Амины.  Анилин. Природные красители как  производные анилина. Открытие и  структура анилина. Аминогруппа.  Основные свойства анилина.  Бромирование анилина как  качественная реакция. Взаимное  влияние атомов в молекулах  органических веществ на примере  анилина. Получение анилина.   Реакция Зинина. Д. Модели молекул метиламина и  анилина. Физические свойства  анилина: агрегатное состояние, цвет,  запах, отношение к воде.  Взаимодействие анилина с  кислотами. Взаимодействие  газообразного мелиламина и  хлороводорода. Отношение анилина  к бромной (йодной) воде. Коллекция анилиновых красителей и  препаратов на основе анилина.  Выполнение тренировочных  упражнений по теме. Д. Аптечные препараты, содержащие аминокислоты. Упаковки продуктов, содержащих аминокислоты и их  соли. Доказательство амфотерности  20.  Аминокислоты.  Белки. Аминокапроновая кислота.  Полиамидные волокна. Капрон.  Реакция поликонденсации.   Понятие об амидах карбоновых  важнейших свойств важнейших  представителей углеводов.   Наблюдать, самостоятельно  описывать демонстрационный  химический эксперимент.  Соблюдать правила техники  безопасности при работе в кабинете химии. Характеризовать состав углеводов на основе их отношения к  гидролизу.  Устанавливать  межпредметные связи химии и  биологии на основе раскрытия  биологической роли и важнейших  свойств важнейших представителей углеводов.  Наблюдать,  самостоятельно описывать  демонстрационный химический  эксперимент. Соблюдать правила  техники безопасности при работе в  кабинете химии. Характеризовать строение,  свойства анилина  на основе  строения молекул. Наблюдать,  самостоятельно описывать  демонстрационный химический  эксперимент. Соблюдать правила  экологически грамотного  поведения и безопасного  обращения с горючими и  токсическими веществами в быту и  окружающей среде. Описывать свойства  бифункциональных  амфотерных  соединений. Устанавливать  межпредметные связи химии и  Составление  обобщающей  таблицы по теме. Самостоятельная  работа по теме. Диктант по теме.кислот. Аминокислоты как  бифункциональные амфотерные  соединения. Особенности  диссоциации карбоновых кислот в  водных растворах. Биполярные  ионы. Классификация и  номенклатура аминокислот.  Аминокислоты в природе их  биологическая роль. Незаменимые аминокислоты. Белки как  биополимеры, их строение  (первичная, вторичная и третичная  структуры), химические свойства  (денатурация, гидролиз,  биуретовая, ксантопротеиновая  реакции). Биологические функции  белков: строительная,  ферментативная, транспортная,  сигнальная и др. ДНК и РНК как биополимеры.  Общая схема строения нуклеотида.  Сравнение строения, нахождение в  клетке и функции ДНК и РНК.  Виды РНК и их функции. Понятие о биотехнологии и ее  использование. Понятие о генной  инженерии.  Генномодифицированные  продукты. 21. Нуклеиновые  кислоты. биологии на основе раскрытия  биологической роли и химических  свойств аминокислот. Наблюдать,  самостоятельно описывать  демонстрационный химический  эксперимент. аминокислот. Д. Денатурация белка куриного яйца под действием температуры,  растворов солей тяжелых металлов и этанола.  Горение птичьего пера, кусочка  натуральной кожи и шерстяной нити. Цветные реакции белков. Л. Свойства белков.  Выполнение тренировочных  упражнений по теме. Д. модель молекулы ДНК. Образцы  продуктов, полученных из  трансгенных форм растений и  животных. Лекарственные средства и препараты, изготовленные с  помощью генной инженерии. Описывать структуру и состав  нуклеиновых кислот как  полинуклеотидов.  Устанавливать  межпредметные связи химии и  биологии на основе раскрытия  биологической роли этих кислот в  передаче и хранении  наследственной  информации. Составление  систематизирующе й таблицы. Раздел 5: «Химия и жизнь» (10 часов) 22. Ферменты. Понятие о ферментах как о  биологических катализаторах  белковой природы. Особенности  строения и свойств (селективность,  эффективность, зависимость  действия от температуры и РН­  среды) ферментов по сравнению с  неорганическими катализаторами.  Значение ферментов для  жизнедеятельности  живых  Д. Лекарственные средства,  содержащие ферменты – пепсин,  мезим, фестал и др. Упаковки от  стиральных порошков , содержащих  ферменты.  Действие сырого и варенного  картофеля или мяса на перекись  водорода. Выполнение  тренировочных упражнений по теме. На основе межпредметных связей  с биологией устанавливать общее,  особенное и единичное для  ферментов как биологических  катализаторов. Раскрывать их  роль в организации жизни на Земле, в пищевой и медицинской  промышленности. Творческие работы  по теме.23. Витамины.  Гормоны.  Лекарства. 24­ 26. Решение  расчетных задач организмов. Использование  ферментов в промышленности. Понятие о витаминах. Нормы их  потребления. Понятие о  авитаминозе, гипо­и  гипервитаминозе. Классификация  витаминов. Водо­ и  жирорастворимые витамины.  Понятие о гормонах как о  биологически активных веществах,  выполняющих эндокринную  регуляцию функций в организме.  Важнейшие свойства гормонов:  высокая физиологическая  активность,  дистанционное  действие, быстрое разрушение в  тканях. Отдельные представители  гормонов: инсулин и адреналин.  Профилактика сахарного диабета.  Понятие о стероидных гормонах  на примере половых гормонов.  Лекарственная химия: от  ятрохимии  и фармакотерапии до  химиотерапии. Антибиотики и  дисбактериоз. Наркомания, борьба  с ней и профилактика. Расчетные задачи на типы: на вывод формулы органического вещества  по массовым долям элементов, на  основе задания класса в готовом  виде, по плотности, по  относительной плотности, по  продуктам сгорания. Расчеты по  уравнениям реакций.  Тренировочные упражнения на:  классификацию, принадлежность к  классу, на прогнозирование  возможных свойств веществ, на  установление генетических связей с Презентации   творческих групп  по теме. Д. Образцы витаминных препаратов.  Испытание среды раствора  аскорбиновой кислоты. Испытание аптечного препарата  инсулина на белок.  Коллекция гормональных  препаратов. Домашняя, лабораторная  и  автомобильная аптечка. .  Выполнение тренировочных  упражнений по теме. На основе межпредметных  связей с биологией раскрывать  биологическую роль витаминов и  их значение для сохранения  здоровья человека, биологическую  роль гормонов в гуморальной  регуляции функций в организме.  Раскрывать роль лекарств  от  фармакотерапии до химиотерапии.  Осваивать нормы экологического  и безопасного обращения с  лекарственными препаратами.  Формировать внутреннее  убеждение о недопустимости  использования наркотиков. Выполнение заданий: Расчетные  задачи на типы: на вывод формулы  органического вещества по массовым долям элементов, на основе задания  класса в готовом виде, по плотности, по относительной плотности, по  продуктам сгорания. Расчеты по  уравнениям реакций.  Тренировочные упражнения на:  классификацию, принадлежность к  классу, на прогнозирование  возможных свойств веществ, на  установление генетических связей с  Уметь решать: Расчетные задачи  на типы: на вывод формулы  органического вещества по  массовым долям элементов, на  основе задания класса в готовом  виде, по плотности, по  относительной плотности, по  продуктам сгорания. Расчеты по  уравнениям реакций.  Выполнять: Тренировочные  упражнения на: классификацию,  принадлежность к классу, на  прогнозирование возможных  Работа в  творческих группах с последующей  рефлексией  собственных  достижений в  познании химии  органических  веществ изученных  классов.другими классами. другими классами. Полимеризация и поликонденсация  как способы получения  синтетических  высокомолекулярных соединений.  Получение искусственных  высокомолекулярных соединений  химической модификацией  природных полимеров. Строение  полимеров: линейное,  пространственное, сетчатое.  Понятие о пластмассах.  Термопласты и термореактивные  полимеры. Понятие о волокнах.  Натуральные, синтетические и  искусственные волокна.  Классификация полимеров.  Отдельные представители  синтетических  и искусственных  полимеров:  фенолформальдегидные смолы,  поливинилхлорид, тефлон,  целлулоид. Классификация  волокон. Отдельные представители  химических волокон: ацетатное  (триацетатный шелк), хлорин,  нитрон, капрон, найлон, лавсан. Основные понятия курса  органической химии. Д. Коллекция синтетических и  искусственных полимеров,  пластмасс, изделий из них. Коллекция синтетических и  искусственных полимеров, волокон,  изделий из них. Л. Знакомство с образцами   пластмасс, волокон, каучуков.  Выполнение тренировочных  упражнений по теме. Выполнение  тренировочных упражнений по теме  на распознавание.  Д. Коллекция синтетических и  искусственных полимеров,  пластмасс, изделий из них. Коллекция синтетических и  искусственных полимеров, волокон,  изделий из них. Решение экспериментальных задач по идентификации органических  соединений. Основные понятия курса  органической химии. Решение экспериментальных задач по распознаванию образцов пластмасс и  волокон. (лавсан, капрон, шерсть,  полиэтилен, полипропилен,  27­ 28. Искусственные  полимеры.  Синтетические  полимеры. 29. Практическая  работа 1:  «Идентификаци я органических  соединений» 30. Практическая  работа 2:  «Распознавание  пластмасс и  Отчеты   творческих групп. свойств веществ, на установление  генетических связей с другими  классами. Характеризовать реакции  полимеризации и поликонденсации  как способы получения  синтетических  высокомолекулярных соединений. Классифицировать  высокомолекулярные соединения.  Классифицировать  высокомолекулярные соединения.  Описывать отдельных  представителей пластмасс и  волокон, их строение, свойства. Проводить, наблюдать и  описывать химический  эксперимент для подтверждения  строения и свойств различных  органических соединений, а также  их идентификации с помощью  качественных реакций. Проводить, наблюдать и  описывать химический  эксперимент для идентификации  пластмасс и волокон  с помощью  Отчет по  практической  работе. Отчет по  практической  работе.волокон» поливинилхлорид) качественных реакций. Основные понятия разделов:  «Азотосодержащие вещества»,  «Полимеры» Выполнение контрольных заданий  по теме. 31. Контрольная  работа 2:  «Кислородосод ержащие и  азотосодержащ ие вещества» Раздел 6. «Общая химия: строение вещества» (12 часов) Д.  32. Атом – сложная Презентация «Строение атома» Модели атомов. частица.  Научные методы познания. Роль  химического эксперимента.  Моделирование химических  процессов. Анализ и синтез. Атом. Изотопы. Ядро и  электронная оболочка. Электроны,  протоны и нейтроны. Атомные  орбитали. Макромир и микромир.  Дуализм частиц микромира.  Основные правила заполнения  энергетических уровней.  Электронная классификация  элементов. Семейства. Периодический закон и строение  атома, современное определение.  Открытие и первая  формулировка периодического  закона. Спор о приоритете  открытия закона. Физический  смысл порядкового номера  элемента. Изменения  металлических и неметаллических  свойств в периодах и группах.  Положение водорода в ПС. Ионная химическая связь.  Механизм образования. 33. Периодический  закон и  периодическая  система  элементов Д.И.  Менделеева.  34. Ионная  химическая   связь. Д.  Видео: «Великий закон» Контрольная  работа. Экспресс­контроль Знать: Основные понятия  изученных разделов. Использовать приобретенные  знания и умения в практической  деятельности и повседневной  жизни. Знать: современные представления о строении атомов, особенности  строения электронных оболочек  переходных элементов. Сущность  понятия электронная орбиталь,  формы орбиталей, взаимосвязь  номера уровня и энергии электрона. Уметь: составлять электронные  формулы атомов. Отчет рабочих  групп Знать: смысл и значение  периодического закона,  горизонтальные и вертикальные  закономерности и их причины. Уметь: давать характеристику  элемента на основании его  положения в периодической  системе Д. Презентация «Химическая связь» Кристаллические решетки с ионной  связью. Знать механизм образования,  примеры веществ с ионной связью,  их свойства. Характеризовать  свойства веществ с ионной  решеткой. Классифицировать  Текущий.  Самостоятельная  работа.35. Ковалентная  химическая  связь. Ковалентная химическая связь и ее  классификация: полярная и  неполярная ковалентная связь.  Механизм образования. Переход  одного вида связи в другую. Разные виды связи в одном веществе. Д. Презентация «Химическая связь» Кристаллические решетки с  ковалентной связью. 36. Металлическая  химическая  связь. Металлическая и водородная  химическая связь. Единая природа  химических связей Д.Кристаллические решетки с  металлической и водородной связью. 37. Водородная  химическая  связь. Водородная химическая связь.  Единая природа химических связей. Роль водородной связи в  формировании структур  полимеров. Д. Видео: «Водородная связь» Л. Описание свойств некоторых  веществ на основе типа  кристаллической решетки. 38. Полимеры. Кристаллические решетки веществ  с различными типами химической  связи. Аморфное состояние  вещества. Д. Модели кристаллических решеток веществ различных типов. Л. Ознакомление с коллекцией  полимеров: пластмасс и волокон и  ионы по разным признакам.  Составлять схемы образования  веществ с ионной связью. Знать механизмы образования,  классификацию, примеры веществ с ковалентной связью, их свойства,   понятие «электроотрицательность» Определять тип кристаллической  решетки вещества с ковалентной  связью (молекулярная, атомная)  Составлять схемы образования  веществ с ковалентной связью. Определять различные виды  связей в одном веществе. Знать: особенности строения  атомов металлов. Объяснять  физические свойства металлов на  основе взаимосвязи со строением  кристаллической металлической   решетки. Уметь характеризовать  свойства веществ по типу  химической связи. Основные виды  сплавов (бронзу, чугун. сталь,  дюраль) Уметь характеризовать свойства  веществ по типу химической связи,  объяснять единый характер  химической связи. Объяснять  механизм образования водородной  связи, межмолекулярные  взаимодействия и  внутримолекулярные водородные  связи. Выявлять роль водородной  связи в формировании структуры  белка и нуклеиновой кислоты. Знать классификацию полимеров  по происхождения и по отношению  к нагреванию. Уметь характеризовать свойства  Текущий.  Самостоятельная  работа. Текущий.  Самостоятельная  работа. Тестирование. Презентации  творческих групп.39. Газообразные  вещества. Химический состав веществ.  Причины многообразия веществ:  гомология. Изомерия, аллотропия. 40. Жидкие  вещества. Химический состав веществ.  Причины многообразия веществ:  гомология, изомерия, аллотропия. изделий из них. Д. Видео «Газообразные вещества» Л. Получение кислорода  разложением пероксида водорода с  помощью оксида марганца и  каталазы картофеля. Л. Получение водорода. Д. Коллекция веществ в разных  агрегатных состояниях. Л. Жесткость воды. Устранение  жесткости воды. Л. Ознакомление с минеральными  водами. 41. Твердые  вещества. Химический состав веществ.  Причины многообразия веществ:  гомология. Изомерия, аллотропия. Д. Коллекция веществ в разных  агрегатных состояниях. 42. Дисперсные  системы.  Коллоиды  (золи, гели). Определение и классификация  дисперсных систем. Истинные и  коллоидные растворы. Значение  коллоидных систем в жизни  человека. Специфические свойства коллоидных систем. Д. Эффект Тиндаля. Образцы золей,  гелей, истинных растворов. Растворение окрашенных веществ в  воде. Л. Ознакомление с дисперсными  системами. пластмасс, волокон. Приводить  примеры различных видов  полимеров и выявлять их роль в  деятельности человека. Приводить примеры аморфных веществ,  пояснять особенности их  строения. Характеризовать основные  агрегатные состояния веществ. Знать характеристику кислорода,  водорода, углекислого газа,  аммиака, этилена их свойств,  природных источников, способы  получения. Характеризовать воздух как природную смесь газов.  Применять понятия «молярный  объем газов» и «закон Авогадро»  для решения расчетных задач. Знать: биологическую роль воды,  ее роль в промышленности,  сельском хозяйстве, быту. Способы устранения жесткости воды.  Объяснять причины временной и  постоянной жесткости воды.  Характеризовать назначение в  практике человека жидких  кристаллов. Уметь характеризовать вещества  кристаллические и аморфные.  Объяснять относительность  некоторых химических понятий. Знать: определение и  классификацию дисперсных  систем. Понятие истинные и  коллоидные растворы. Коагуляция,  синерезис. Объяснять эффект  Тиндаля. Приводить примеры  эмульсий. Суспензий, аэрозолей,  гелей, золей. Характеризовать их  Работа над  систематизирующе й таблицей. Работа над  систематизирующе й таблицей. Работа над  систематизирующе й таблицей. Составление  кластерасвойства и назначение. Д. Образцы чистых веществ и смесей. Знать способы разделения смесей,  физическую и химическую теории  растворов. Уметь вычислять массовую и  объемную долю элементов в смеси,  массовую долю вещества в  растворе. Самостоятельная  работа по решению  расчетных задач. 43. Чистые  вещества и  смеси. Чистые вещества и смеси. Способы  разделения смесей, отстаивание,  выпаривание, хроматография и др.  Растворимость. Классификация  веществ по растворимости.  Истинные растворы. Способы  выражения концентрации  растворов. Массовая доля  растворенного вещества.  Разрушение кристаллической  решетки. Диффузия. Молярная  концентрация вещества в  растворе. Гидраты и  кристаллогидраты. Раздел 7: «Общая химия: химические реакции» (9 часов) 44. Д. Презентация «Типы химических  реакций» Реакции,  идущие без  изменения  состава  вещества. Классификация реакций в  неорганической и органической  химии. Особенности реакций в  органической химии. Д. Презентация «Типы химических  реакций» 45. Реакции,  протекающие с  изменением  состава  вещества. Классификация химических  реакций: по числу и составу  реагирующих веществ, по  изменению степеней окисления  элементов, по тепловому эффекту,  по фазовому составу реагирующих  веществ, по участию катализатора,  по направлению. Классификация реакций по  механизму протекания, виду  Уметь характеризовать группу  реакций, идущих без изменения  состава вещества. Уметь  объяснять причины многообразия  веществ: аллотропию и изомерию.  Знать понятия: « аллотропия»,  «изомерия», «изомеризация»,  «изомеры». Характеризовать  аллотропные видоизменения  углерода, серы, фосфора, олова,  кислорода. Знать понятие химической  реакции, типов реакций, их  сущность. Уметь определять тип реакций по  различным признакам  классификации. Работа по  дидактическим  карточкам  Самостоятельная  работа.46. Скорость  химической  реакции 47. Обратимость  химических  реакций.  Химическое  равновесие и  способы его  смещения Роль воды в  химических  реакциях.  48. 49. Гидролиз.  Водородный  показатель. энергии, инициирующей реакцию. Скорость гомогенных реакций.  Энергия активации. Влияние  различных факторов на скорость  химической реакции: природы и  концентрации реагирующих  веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры катализаторов. Гомогенный и гетерогенный  катализ. Сравнение ферментов и  неорганических катализаторов. Обратимые и необратимые  химические реакции. Химическое  равновесие. Условия смещения  равновесия. Принцип Ле ­ Шателье. Закон действующих масс для  равновесных систем, константа  равновесия. Электролиты и неэлектролиты.  Электролитическая диссоциация.  Механизм диссоциации веществ с  различными типами связей.  Сильные и слабые электролиты.  Основные положения ТЭД.  Качественные реакции на  некоторые ионы. Методы  определения кислотности среды. Реакции гидратации. Понятие гидролиз. Гидролиз  органических веществ.  Биологическая роль гидролиза в  организме человека. Реакции  гидролиза. В промышленности.  Гидролиз солей в зависимости от их состава. Водородный показатель.  Гидролиз карбидов, силицидов,  фосфидов. Д. Зависимость скорости реакции от  концентрации и температуры. Знать: понятие «скорость  химической реакции»; Факторы, влияющие на скорость  реакций; Понятие о катализаторе и  механизме его действия; Ферменты­биокатализаторы Работа по ДМ. Решение расчетных задач.  Дидактические  карточки. Д. Презентация «Химическое  равновесие» Знать: классификацию химических реакций (обратимые и  необратимые); Понятие «химическое равновесие»  и условия его смещения Фронтальный  опрос.  Самостоятельная  работа. Л. Проведение реакций ионного  обмена для характеристики свойств  электролитов. Знать: понятия «электролиты» и  «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов» Роль воды в химических реакциях; Сущность механизма диссоциации; Основные положения ТЭД Отчеты по  маршрутным  листам. Л. Опыты, демонстрирующие  различные виды гидролиза Л. Испытание растворов кислот,  оснований и солей индикаторами. Знать типы гидролиза солей и  органических соединений. Уметь составлять уравнения  гидролиза солей (1­я ступень),  определять характер среды Решение  упражнений.  Самостоятельная  работа.50. Окислительно­ восстановитель ные реакции.  Электролиз. 51. Обобщение  знаний по  общей химии. ОВР. Окисление и восстановление.  Окислители и восстановители.  Составление уравнений ОВР  методом электронного баланса.  Электролиз расплавов и  растворов. Практическое  применение электролиза. Строение вещества, химическая  связь. Кристаллические решетки,  полимеры, истинные и коллоидные  растворы. Химические реакции.  Скорость химической реакции.  Гидролиз. Окислительно­ восстановительные реакции.  Электролиз. 52. Контрольная  работа № 3  «Строение  вещества.  Химические  реакции» Строение вещества, химическая  связь. Кристаллические решетки,  полимеры, истинные и коллоидные  растворы. Химические реакции.  Скорость химической реакции.  Гидролиз. Окислительно­ восстановительные реакции.  Электролиз. Д. Видео «ОВР» Выполнение тренировочных  упражнений по темам изученного  раздела. Выполнение заданий по вариантам  контрольной работы. Работа по ДМ.  Самостоятельная  работа. Самостоятельная  работа с  взаимопроверкой. Контрольное  выполнение  заданий по теме. Знать: понятия «окислитель»,  «восстановитель», «окисление»,  «восстановление»; Отличия ОВР от реакций ионного  обмена. Уметь составлять уравнения ОВР  методом электронного баланса Знать: основные понятия раздела. Уметь объяснять зависимость  свойств веществ от их состава и  строения, природу химических  связей» Знать типы гидролиза  солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения  гидролиза солей (1­я ступень),  определять характер среды Уметь  составлять уравнения ОВР методом электронного баланса Знать: основные понятия раздела. Уметь объяснять зависимость  свойств веществ от их состава и  строения, природу химических  связей» Знать типы гидролиза  солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения  гидролиза солей (1­я ступень),  определять характер среды Уметь  составлять уравнения ОВР методом электронного баланса Раздел 8: «Неорганическая химия» (18 часов) 53. Металлы и их  свойства Положение металлов в ПСХЭ Д. И.  Менделеева. Металлическая связь.  Общие физические свойства  металлов. Химические свойства  металлов. Взаимодействие с  простыми и сложными веществами.  Электрохимический ряд  напряжений металлов. Оксиды и  гидроксиды переходных металлов. Д. образцы металлов и их  соединений. Горение железа, магния. Взаимодействие меди с кислородов и серой, натрия с водой.  Взаимодействие щелочных и  щелочноземельных металлов с водой. Л. Реакция замещения меди железом  в растворе медного купороса. Знать основные металлы, их общие  свойства. Уметь характеризовать свойства  металлов, опираясь на их  положение в ПСХЭ и строение  атомов Текущий опрос.  Индивидуальные  работы по  карточкам54. Общие способы  получения  металлов.  Коррозия. 55. Неметаллы и их свойства.  Благородные  газы. 56. Общая  характеристика галогенов 57. Кислоты Зависимость их свойств от  степени окисления металла. Основные способы получения  металлов. Электролиз. Коррозия:  причины, механизмы протекания,  способы предотвращения.  Специфические виды коррозии и  способы защиты. Составление  уравнений ОВР, электролиза. Положение неметаллов в ПСХЭ Д.  И. Менделеева. Конфигурация  внешнего электронного слоя  неметаллов. Простые вещества  неметаллы: строение, физические  свойства. Химические свойства на  примере водорода, кислорода,  серы. Важнейшие оксиды,  соответствующие им гидроксиды и  водородные соединения  неметаллов. Инертные газы.  Изменение кислотных свойств  высших оксидов и гидроксидов  неметаллов в периодах и группах.  Зависимость свойств кислот от  степени окисления неметалла. Галогены: фтор, хлор, бром, йод.  Распространение в природе,  получение, свойства.  Сравнительная активность.  Поваренная соль, соляная кислота. Строение, номенклатура,  классификация и свойства кислот.  Важнейшие представители этого  класса. Особенности свойств  серной и азотной кислот,  муравьиной и уксусной кислоты. Д. Опыты по коррозии и защите  металлов от нее.  Л.Работа с коллекциями металлов и  руд. Понимать суть металлургических  процессов. Знать причины коррозии, основные её типы и способы защиты от  коррозии Презентация  результатов работы исследовательских  групп. Д. Горение серы и фосфора.  Возгонка Йода, растворение йода в  спирте. Л. Знакомство с образцами  неметаллов. Знать: основные неметаллы, их  свойства; Области применения благородных  газов. Уметь характеризовать свойства  неметаллов, опираясь на их  положение в ПСХЭ Менделеева. Работа с логико­ структурной  схемой. Д. Вытеснение галогенов из солей. Изготовление иодной настойки. Д. реакции, демонстрирующие  химические свойства кислот  (соляная кислота, индикаторы, цинк  медь, карбонат и силикат калия,  уксусная кислота, гидроксид калия) Л. Ознакомление с коллекцией  кислот. Знать: основные свойства  галогенов, области их  использования; Важнейшие соединения хлора. Текущий. Решение  упражнений Знать классификацию,  номенклатуру кислот. Уметь характеризовать их свойства Текущий. Работа с  систематизирующе й таблицей.58. Основания  59. Соли 60­ 61. Оксиды.  Генетическая  связь между  классами  соединений. 62. Практическая  работа № 3  «Получение,  собирание и  распознавание  газов» 63. Практическая  работа № 4. «Химические  свойства  кислот» 64. Практическая  работа № 5.  «Распознавание  веществ» Строение, номенклатура,  классификация и свойства  оснований. Растворимые и  нерастворимые основания.  Важнейшие представители класса. Особенности органических  оснований. Строение, номенклатура,  классификация и свойства солей.  Кислые, средние и основные соли Понятие о генетической связи о  генетических рядах в  неорганической химии.  Генетические ряды металла и  неметалла. Генетические ряды  органических соединений. Понятие о комплексных  соединениях. Пероксиды. Правила техники безопасности при  выполнении данной работы.  Способы получения собирания и  распознавания газов в лаборатории: водорода, кислорода, углекислого  газа, аммиака. Правила техники безопасности при  выполнении данной работы. Правила техники безопасности при  выполнении данной работы. 65. Обобщение и  систематизация  знаний по теме:  Основные понятия раздела:  «Вещества и их свойства» Д. реакции, демонстрирующие  химические свойства оснований.  Л. Получение и свойства  нерастворимых оснований. Л. Ознакомление с коллекцией  оснований. Д. Ознакомление с коллекцией солей. Л.Распознавание хлоридов и  сульфатов) Д. Ознакомление с коллекцией  оксидов. Выполнение письменных  заданий с развернутым ответом по  индивидуальным вариантам по  изученной теме. Самостоятельная работа. Выполнение практических заданий. Выполнение экспериментов по теме.  Используются: соляная кислота,  цинк, медь, щелочь, фенолфталеин,  уксусная кислота, карбонат калия,  силикат  калия.  Выполнение экспериментов по теме.  Используются: кислоты, щелочи,  хлорид натрия, карбонат натрия,  сульфат натрия, ацетат натрия,  хлорид аммония, хлорид бария,  хлорид алюминия, глюкоза,  глицерин, белок, ацетат натрия,  нитрат аммония. Сульфат калия.  Выполнение тренировочных  письменных заданий с развернутым  ответом по изученной теме. Знать классификацию и  номенклатуру оснований. Уметь  характеризовать их свойства Работа с  систематизирующе й таблицей. Знать классификацию и  номенклатуру солей. Уметь  характеризовать их свойства Знать важнейшие свойства  изученных классов неорганических  соединений Знать: Правила техники  безопасности, основные способы  собирания и распознавания газов в  лаборатории. Уметь: собирать прибор для  получения газа в лаборатории. Знать основные правила техники  безопасности, уметь грамотно  обращаться с химической посудой  и лабораторным оборудованием. Знать химические свойства кислот. Знать основные правила техники  безопасности, уметь грамотно  обращаться с химической посудой  и лабораторным оборудованием. Уметь распознавать вещества по  качественным реакциям на ионы. Работа с  систематизирующе й таблицей. Работа с  систематизирующе й таблицей. Составление  кластера. Отчеты творческих групп. Письменный отчет  по практической  работе. Письменный отчет  по практической  работе. Письменный отчет  по практической  работе. Знать: основы классификации и  номенклатуры неорганических  веществ; Тематический«Вещества и их  свойства» 66. Контрольная  работа №  4.   «Вещества и их  свойства» 67­ 68. Решение  расчетных задач и выполнение  тренировочных  упражнений. Основные понятия раздела:  «Вещества и их свойства» Выполнение письменных заданий с  развернутым ответом по  индивидуальным вариантам по  изученной теме. Расчетные задачи на типы: на вывод формулы органического вещества  по массовым долям элементов, на  основе задания класса в готовом  виде, по плотности, по  относительной плотности, по  продуктам сгорания. Расчеты по  уравнениям реакций.  Тренировочные упражнения на:  классификацию, принадлежность к  классу, на прогнозирование  возможных свойств веществ, на  установление генетических связей с другими классами. Выполнение заданий: Расчетные  задачи на типы: на вывод формулы  органического вещества по массовым долям элементов, на основе задания  класса в готовом виде, по плотности, по относительной плотности, по  продуктам сгорания. Расчеты по  уравнениям реакций.  Тренировочные упражнения на:  классификацию, принадлежность к  классу, на прогнозирование  возможных свойств веществ, на  установление генетических связей с  другими классами. 69­ 70. Тематическое  тестирование  по курсу химии. Основные понятия курса общей  химии. Выполнение тематических экспресс­  заданий в группах. Важнейшие свойства изученных  классов соединений. Уметь составлять уравнения  реакций в ионном виде и ОВР Знать: основы классификации и  номенклатуры неорганических  веществ; Важнейшие свойства изученных  классов соединений. Уметь составлять уравнения  реакций в ионном виде и ОВР Уметь решать: Расчетные задачи  на типы: на вывод формулы  органического вещества по  массовым долям элементов, на  основе задания класса в готовом  виде, по плотности, по  относительной плотности, по  продуктам сгорания. Расчеты по  уравнениям реакций.  Выполнять: Тренировочные  упражнения на: классификацию,  принадлежность к классу, на  прогнозирование возможных  свойств веществ, на установление  генетических связей с другими  классами. Знать основные понятия курса  общей химии. Тематический Работа в  творческих группах с последующей  рефлексией  собственных  достижений в  познании химии  веществ изученных  классов. Отчеты  обучающихся.6. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение предмета Учебно – методический комплект: Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень.­ М.: ­ Дрофа, 2014. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 10 класс. – М.: Дрофа. 2014 Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия 10 класс. – М.: Просвещение 2014. Габриелян О.С. химический эксперимент в школе. 10 класс. Учебно – методическое  пособие. – М.: Дрофа. 2005. Габриелян О.С., «Химия. 11 класс» базовый уровень ­ М.:  Дрофа. – 2014.  Габриелян О.С. «Методические рекомендации. Пособие для учителя химии 11 класс,  базовый уровень» –  М.: Дрофа, 2014; Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумова  И.Г. «Задачи по химии и способы их решения»  ­ М.: «Дрофа», 2014; Габриелян О.С., Березкин П.Н.Кириллова А.А и др.   «Контрольные и проверочные  работы к учебнику «Химия. 11 класс. О.С.Габриелян» – М.: Дрофа, 2014; Дополнительная литература: Габриелян О. С. Химия 10 класс. Настольная книга учителя – М.:Дрофа, 2014. Габриелян О. С. Органическая химия 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие. М.: Просвещение. 2014. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. «Задачник по химии 11 класс»  М.: Вентана ­ Граф;2010 Гара   Н.Н.,   Зуева   М.В.   «Контрольные     и   проверочные   работы   по   химии.   10­11   кл.   – М.:Дрофа,2014. А. М. Радецкий. «Дидактический материал по химии для 10­11 классов. ­ М.: Просвещение,2006.  Репетитор по химии/под ред. А.С.Егорова.­ Ростов н/Д: Феникс, 2009. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. «Задачник по химии 11 класс»  М.: Вентана ­ Граф;2015 Гара   Н.Н.,   Зуева   М.В.   «Контрольные     и   проверочные   работы   по   химии.   10­11   кл.   – М.:Дрофа,2014.  А.   М.   Радецкий.   «Дидактический   материал   по   химии   для   10­11   классов.   ­     М.: Просвещение,2014.  Репетитор по химии/под ред. А.С.Егорова.­ Ростов н/Д: Феникс, 2014. № 1. Электронные пособия: Перечень Сборники демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы (Современной гуманитарной академии) «Школьный химический эксперимент»:   По   органической   химии:   Предельные   углеводороды.   Непредельные   углеводороды. Ароматические   углеводороды.   Природные   источники   углеводородов.   Спирты   и   фенолы. Альдегиды и карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Углеводороды. Азотосодержащие органические вещества. Белки. Синтетические высокомолекулярные вещества. 2. Электронные учебники: Открытая химия. В.В.Зеленцов. Версия 2.6. Органическая химия 10­11. (мультимедийный комплекс). Виртуальная лаборатория 8 – 11 класс. МарГТУ и многие другие. 3. Электронные пособия учителя издательств «Учитель». «Планета» и «Глобус»: Интерактивный дидактический   материал   по   органической   химии.   Мультимедийное   сопровождение   уроков: Химия   элементов.   Демонстрационное   поурочное   планирование   по   неорганической   химии.Мультимедийное приложение к урокам химии 10 – 11 класса. Элективные курсы. Профильное обучение. Дидактический и раздаточный материал по химии в 10 – 11 классе. Одаренные дети. Система работы в школе. Химия для гуманитариев. Элективный курс. Профильное обучение. Подготовка и контроль знаний по неорганической химии 8 класса.  Коллекция тематических презентаций. Например: «Фенолы», «Теория строения неорганических соединений»,   «   Строение   бензола»,   «Переработка   нефти»,   «Спирты»,   «Нефть»,   «Влияние загрязнения   воды   на   здоровье   человека»,   «Природные   источники   углеводородов»   и   многие другие. 4. Цифровые образовательные ресурсы:            vio   .  vchim   .  info   www   Каталог   «Образовательные   ресурсы   сети   Интернет   для   общего   образования» 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school­collection.edu.ru   2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru 3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru 4. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru    5.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru    6. Ресурсы сайта ВИО http:// 7. Ресурсы сайта методической поддержки учителей: http://  school   8. Суперхимик: http:// 9. http://catalog.iot.ru        10. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru      11.Органическая химия: электронный учебник  http://www.chemistry.ssu.samara.ru    12. Основы химии: электронный учебник: http://www.hemi.nsu.ru    13. Открытый колледж: Химия http://www.chemistry.ru    14. Популярная библиотека химических элементов: http://n­t.ru/ri/ps    15.  Ресурсы сайта учебные и справочные материалы по химии: http://www.alhimikov.net    16. Ресурсы сайта «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru    17. ХиМиК.ру: сайт о химии:   http://www.xumuk.ru  .  superhimik    .  lot   .  ru   .  com