Рабочая программа по химии для учащихся 9 класса

  • Разработки курсов
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 8-11 классах общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, и ориентирована на использование УМК по химии для 8 класса О.С. Габриеляна. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Иконка файла материала 9 класс химия.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа  Кантемировского муниципального района Воронежской области Рассмотрено на заседании  ШМО учителей естественных наук Протокол № 1 от «28» 08  2017г Руководитель ШМО              Бабакова  Т.В. Согласовано Заместитель директора  школы по УВР   _________Мишутина Т.П. Утверждаю Приказ  от «196» 29.08.  2017г Директор школы ______  Косолапенкова О.Н. Рабочая программа по химии 9 класс Разработала Зябкина Ольга Алексеевна учитель высшей квалификационной категории2017­2018 учебный год 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по химии разработана в соответствии с:  ­   Федеральным   законом   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   "Об   образовании   в   Российской Федерации"; ­Порядком   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным   программам   –   образовательным   программам   начального   общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; ­   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного   общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; ­ Приказами Минобрнауки от 31.12.2015 №№ 1577; ­ Образовательной программой ­ ООО,  ­ Уставом ОО. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного   общего образования по химии, программы курса химии для 8­11 классах общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, и ориентирована на использование УМК по химии для 8 класса О.С. Габриеляна.  Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1. Освоение   системы   знаний  о   основных   законах,   теориях,   фактах   химии, химической символике. 2. Овладение   умениями  наблюдать   химические   явления.   Проводить   химический эксперимент, производить расчеты по химическим формулам и уравнениям,  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями, 4. Воспитание  отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры, 5. Применение полученных знаний и умений для безопасеного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Изучение химии вносит большой вклад в достижение главных целей основного общего образования и призвано обеспечить:  формирование   системы   химических   знаний   как   компонента   естественнонаучной картины мира, развитие   личности   обучающихся, совершенствование,   их   интеллектуальное   и   нравственное    формирование   гуманистических   отношений   и   экологически   целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности,  выработку   понимания   общественной   портебности   в   развитии   химии,   а   также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности,  формирование   умений   безопасного   обращения   с   веществами,   используемыми   в повседневной жизни.  Изучение   курса   химии   дает   возможность   формирования   познавательных   ценностей,основу   которых   составляют   научные   знания,   научные   методы   познания.     Ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются: 1. в признании ценности научного знания, его практической значимости,  достоверности; 2. в ценности химических методов исследования живой и неживой природы; 3. в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. В   качестве   объектов   ценностей   труда   и   быта   выступают   творческая   созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование: 1. уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; 2. понимания необходимости здорового образа жизни; 3. потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни; 4. сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся: 1. правильного использования химической терминологии и символики; 2. потребности   вести   диалог,   выслушивать   мнение   оппонента,   участвовать   в дискуссии; 3. способности открыто выразить и аргументировано отстоять свою точку зрения. Основными   проблемами   химии   являются   изучение   строения   и   состава   веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения   веществ,   материалов   и   энергии.   Поэтому   учебное   содержние   предмета базируется на следующих блоках  примерной  программы:  «Методы познания веществ и химических   явлений»,   «Экспериментальные   основы   химии»,   «Вещество».   «Химические реакции», «Элементарные основы органческой химии», «Первоначальные представления об органических веществах», «Химия и жизнь».  Содержание этих учебных блоков отражает основные содержательные линии: 1. вещество   –   знания   о   составе   и   строении   веществ,   их   важнейших   физических   и химических свойствах, биологическом действии. 2. химическая   реакция   –   знания   об   условиях   в   которых   проявляются   химические свойства веществ, о способах упрвления химическими процессами. 3. применение   веществ   –   знание   и   опыт   практической   деятельности   с   веществами, которые наиболее часто потребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. 4. язык   химии   –   система   важнейших   понятий   химии   и   терминов,   которые   их обзначают,   номенклатура,   химические   формулы   и   уравнения,   правила   перевода информации на химический язык и обратно.  Основными идеями  данного курса химии являются:   материальное единство веществ окружающего мира, их тесная генетическая связь,     познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций,  объективность и познаваемость законов природы,  конкретное химическое соединение как звено в неперерывной цепи превращения веществ,   участвующее   в   круговороте   химических   элементов   и   химической эволюции,  объясняющая   роль   теоретических   знаний   для   изучения   фактологического материала, возможность управления химическими превращениями веществ,     использование экологически безопасных производств и защита окружающей среды от загрязнения на основе химических знаний,  взаимосвязь науки и практики. Количество часов, предусмотренное на изучение химии в 9 классе: Всего­68 часов. В неделю 2 часа. Из них: плановых контрольных работ ­ 4, Практических работ­6.  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Результатами освоения рабочей программы являются:  1. Основные личностные результаты обучения:                  российская   гражданская   идентичность,   патриотизм,   чувство   гордости   за российскую химическую науку, гуманизм, ответственное   отношение   к   труду,   целеустремленность,   самостоятельность     в приобретении новых знаний и умений, навыки самоконтроля и самооценки, усвоение   правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в чрезвычайных   ситуациях,   угрожающих   жизни   и   здоровью   людей,   понимание   и принятие ценности здорового и безопасного образа жизни, готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, умение управлять своей познавательной деятельностью. владение   универсальными   естественнонаучными   способами   деятельности   – наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование, применение основных методов познания (системно­информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности, использование универсальных способов деятельности и основных интеллектуальных операций   –   формирование   гипотез,   анализ   и   синтез,   сравнение,   обобщение   и систематизация, выявление причинно – следственных связей и поиск аналогов, умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использование различных источников для получения химической информации. овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии, первоначальные систематизированные представления о веществах, их практическом применении, опыт   наблюдения   и   описания   изученных   классов   неорганических   соединений, простых   и   сложных   веществ.   Демонстрируемых   и   самостоятельно   проводимых экспериментов,   а   также   химических   реакций,   протекающих   в   природе   и   быту, используя для этого русский язык и язык химии, умение   классифицировать   изученные   объекты   и   явления,   делать   выводы   и умозаключения   и   наблюдений,   изученных   химических   закономерностей, прогнозировать   свойства   неизученных   веществ   по   аналогии   со   свойствами изученных, умение моделировать строение атомов и простейших молекул, умение   структурировать   изученный   материал   и   химическую   информацию, 2. Основные метапредметные результаты обучения: 3. Основные предметные результаты обучения:    полученную из других источников. умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ, умение планировать и проводить химический эксперимент, овладение   основами   химической   грамотности   –   способность   анализировать   и объективно   оценивать   жизненные   ситуации,   связанные   с   химией,   навыками безопасного   обращения   с   веществами,   используемыми   в   повседневной   жизни, применять   вещества   в   соответствии   с   их   предназначением   и   свойствами, описанными в инструкции, умение   оказывать   первую   помощь   при   отравлениях,   ожогах   и   других   травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. 3. Содержание учебного предмета. Раздел 1: Общая характеристика химических элементов и химических реакций (9 часов) Характеристика   химического   элемента   на   основании   его   положения   в   периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика химического элемента по кислотно­основным свойствам образуемых им  соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.  Химическая организация природы Химические реакции. Скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и  химических реакций» Раздел 2: Металлы (20 часов) Век медный, бронзовый, железный Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов Физические свойства металлов Химические свойства металлов Сплавы Получение металлов Коррозия металлов Щелочные металлы Бериллий, магний и щелочноземельные металлы Алюминий Железо Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических превращений» Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений металлов» Практическая работа № 3:  «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов» Контрольная работа № 2 по теме: «Металлы» Раздел 3: Неметаллы (29 часов) Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. Водород Вода.Вода в жизни человека. Галогены – неметаллы Vll группы. Соединения галогенов. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. Кислород. Сера. Соединения серы: сероводород, сульфиды. Соединения серы: оксиды, сернистая и серная кислоты, их соли. Серная кислота как окислитель. Азот Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли. Азотная кислота как окислитель. Фосфор и его соединения. Углерод. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Соединения кремния.  Силикатная промышленность. Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода» Практическая работа № 5:  «Экспериментальные задачи  по теме: «Подгруппа  азота и углерода» Практическая работа № 6: «Получение, собирание и распознавание газов» Контрольная работа № 3 по теме: «Неметаллы» Раздел: Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к  государственной итоговой аттестации. (6 часов) Элетроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения. Окислительно­ восстановительные реакции. Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные химические свойства неорганических веществ. Итоговое тестирование по курсу химии 9 класса.4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Тематическ ий блок  Кол­во часов  9 Общая характерист ика химических элементов   и химических реакций  Планируемые результаты Личностные Метапредметные Формирование  познавательного  интереса к  изучению  предмета,  мотивация  учащихся на  получение новых  знаний,  формирование  научного  мировоззрения,  умения применять полученные  знания в  практической  деятельности Формирование  ответственного  отношения к  учебе, готовности  и способности к  саморазвитию и  самообразованию,  Формирование  познавательного  интереса к  исследовательской  деятельности.  Добросовестного  отношения к учебе,  умения управлять своей  познавательной  деятельностью.  Использовать знаково­ символические средства,  модели для решения  поставленных задач,  создавать обобщения,  устанавливать аналогии,  Использовать  информацию из  различных источников,  структурировать  информацию  представлять ее в виде  таблиц, схем, опорного  конспекта. Строить  Предметные Обучающийся научится Характеризовать элементы 1­3 периодов по положению в  периодической системе,  составлять молекулярные,  полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Давать  определения понятиям:  амфотерные соединения,  химические реакции, их типы  по различным признакам  характеристик, скорость  химреакции, катализаторы.  Наблюдать и описывать  реакции между веществами с  помощью русского языка и  языка химии. Проводить  опыты, подтверждающие  химические свойства  изучаемых веществ. По  периодической системе  определять физический смысл  порядкового номера  химического элемента, номера группы, подгруппы, понимать              учебника Обучающийся сможет научиться коммуникативную ­Развивать компетентность, используя средства   устной   и   письменной коммуникации   при   работе   с текстами и литературой, дополнительной справочными таблицами.  ­Проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. информационную ­Развивать компетентность   посредством углубления   знаний   об   истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона   как   одного   из   важнейших законов   природы,   а   также   о современных достижениях науки и техники. ­Формировать   способность   к рефлексии коррекционно­ контрольного   типа,   фиксировать собственные затруднения   в учебной деятельности.самостоятельност и в приобретении  новых знаний и  умений, навыков  самоконтроля и  самооценки,  умения  грамотного  обращения с  веществами в  химлаборатории и в быту.  Формирование  познавательного  интереса к  изучению химии,  формирование  научного  мировоззрения,  понимание  значимости  естественнонаучн ых знаний для  решения  практических  задач.  Формирование   логические   рассуждения,  устанавливать причинно­ следственные связи,  строить речевые  высказывания в устной и  письменной форме,  аргументировать свою  точку зрения.  Планировать свою  деятельность и  прогнозировать ее  результаты работы по  плану, сравнивать  результаты с эталоном и  самостоятельно  корректировать ошибки. Использовать знаковое,  аналоговое и физическое  моделирование,  осуществлять  качественное и  количественное   описание компонентов  объекта. Осуществлять  сравнение. Создавать  обобщения,  устанавливать аналогии,  классифицировать,  делать выводы, получать  информацию из  различных источников и  Металлы 20   ­Коллективно обсуждать результаты   работы   на   уроке   и составлять   алгоритм   исправления ошибок. смысл явления периодичности  изменения свойств  элементов  и соединений в малых  периодах и в главных  подгруппах, понимать  объясняющую, обобщающую и  прогностическую функции  Периодического закона. Характеризовать элементы –  металлы по их положению в  периодической системе.  Характеризовать строение,  общие физические свойства  простых веществ металлов,  объяснять зависимость  свойств металлов от  положения в периодической  системе, устанавливать  причинно­следственные связи  между строением атома,  химической связью, типом  кристаллической решетки  металлов и их соединений, их              учебника коммуникативную Развивать компетентность, используя средства   устной   и   письменной коммуникации   при   работе   с текстами и дополнительной литературой, справочными таблицами.  ­Проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. информационную ­Развивать компетентность   посредством углубления   знаний   об   истории становления химической науки, её основных понятий, периодическогоумения  грамотного  обращения с  веществами в  химлаборатории и в быту.  Формирование   умения управлять  своей  познавательной  деятельностью.  Формирование  ответственного  отношения к  учебе, готовности  и способности к  саморазвитию и  самообразованию,  самостоятельност и в приобретении  новых знаний и  умений, навыков  самоконтроля и  самооценки. Формирование  познавательного  интереса к  изучению  предмета,  мотивация  учащихся на  получение новых  общими химическими  свойствами. Характеризовать  химические свойства  металлов. Составлять  уравнения реакций,  характеризующих химические  свойства металлов и их  соединений. Характеризовать  способы получения металлов.  Характеризовать способы   защиты металлов от коррозии. преобразовывать ее  из  одной формы в другую,  проводить наблюдение. Планировать свою  деятельность и  прогнозировать ее  результаты, работать в  соответствии с  изученными алгоритмами действий,  корректировать ошибки  самостоятельно.  Подбирать с помощью  словарей, энциклопедий,  справочников.  электронных дисков и  других источников  информацию. Строить  эффективное  взаимодействие с  одноклассниками,  участвовать в  обсуждении проблем.  Создавать обобщения,  устанавливать аналогии,  делать выводы, получать  информацию из  различных источников и  преобразовывать ее, в  том числе с  использование ИКТ.  Характеризовать элементы –  неметаллы по их положению в  периодической системе.  Характеризовать строение,  общие физические свойства  простых веществ неметаллов,  объяснять зависимость  свойств неметаллов от  Неметаллы 29   закона   как   одного   из   важнейших законов   природы,   а   также   о современных достижениях науки и техники. ­Формировать   способность   к рефлексии коррекционно­ контрольного   типа,   фиксировать собственные затруднения   в учебной деятельности. обсуждать ­Коллективно результаты   работы   на   уроке   и составлять   алгоритм   исправления ошибок.         коммуникативную Развивать компетентность, используя средства   устной   и   письменной коммуникации   при   работе   с текстами и дополнительной литературой, справочными таблицами.  ­Проявлять готовность к уважению учебниказнаний,  формирование  научного  мировоззрения,  умения применять полученные  знания в  практической  деятельности Формирование  ответственного  отношения к  учебе, готовности  и способности к  саморазвитию и  самообразованию,  самостоятельност и в приобретении  новых знаний и  умений, навыков  самоконтроля и  самооценки,  умения  грамотного  обращения с  веществами в  химлаборатории и в быту. Формирование  добросовестного  отношения к  учению и умения  Планировать свою  деятельность и  прогнозировать ее  результаты, работать в  соответствии с  изученными алгоритмами действий,  корректировать ошибки  самостоятельно.  Использовать  информацию из  различных источников,  структурировать  информацию  представлять ее в виде  таблиц, схем, опорного  конспекта. Строить  речевые высказывания в  устной и письменной  форме, эффективно  работать в группе,  выражать и  аргументировать свою  точку зрения. положения в периодической  системе, устанавливать  причинно­следственные связи  между строением атома,  химической связью, типом  кристаллической решетки  неметаллов и их соединений,  их общими химическими  свойствами. Характеризовать  химические свойства  неметаллов. Составлять  уравнения реакций,  характеризующих химические  свойства неметаллов и их  соединений. Характеризовать  способы получения  неметаллов. Выполнять  расчеты по химическим  формулам и уравнениям  реакций, протекающих с  участием соединений  неметаллов. Формулировать цель  урока, ставить задачи,  необходимые для ее  достижения, планировать Раскрывать смысл важнейших  изученных химических  понятий, характеризовать  химические свойства  6 Обобщение  знаний по  химии за  курс  иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. информационную ­Развивать компетентность посредством   углубления   знаний   об   истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона   как   одного   из   важнейших законов   природы,   а   также   о современных достижениях науки и техники. ­Формировать   способность   к рефлексии коррекционно­ контрольного   типа,   фиксировать собственные затруднения   в учебной деятельности. ­Коллективно обсуждать результаты   работы   на   уроке   и составлять   алгоритм   исправления ошибок.           коммуникативную Развивать компетентность, используя средства   устной   и   письменной коммуникации   при   работе   сосновной  школы.  Подготовка  к  государстве нной  итоговой  аттестации управлять своей  познавательной  деятельностью,  формирование  познавательного  интереса к  изучению химии. изученных металлов,  неметаллов и их соединений с  точки зрения теории  электролитической  диссоциации и окислительно­ восстановительных процессов,  проводить вычисления по  химическим формулам и  уравнениям реакций. свою деятельность и  прогнозировать ее  результаты, выполнять  задания  в соответствии с изученными  алгоритмами, сверять  свои действия  с  целью и при необходимости  корректировать ошибки  самостоятельно. Строить речевые высказывания в  устной и письменной  форме, эффективно  работать в группе,  выражать и  аргументировать свою  точку зрения.     учебника и литературой, текстами дополнительной справочными таблицами.  ­Проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. ­Формировать   способность   к рефлексии коррекционно­ контрольного   типа,   фиксировать собственные затруднения   в учебной деятельности. ­Коллективно обсуждать результаты   работы   на   уроке   и составлять   алгоритм   исправления ошибок.5.     Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение предмета. Литература: 1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2016 2. Габриелян О.С., Купцова А.В.Методическое пособие 8­9 классы. М.: Дрофа, 2016 3. Габриелян О.С., Купцова А.В. Программа основного общего образования по химии. 8­9 классы. Учебно­ методическое пособие. М.: Дрофа, 2016 4.   Журин   А.А.   Заграничная   Н.А.   Химия:   метапредметные   результаты   обучения.   8­11 классыМ.: ВАКО, 2016 5.Маршанова Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 8­11 классы. М.:ВАКО, 2015 6.Пичугина Г.В.Ситуационные задания по химии. 8­11 классы. М.:ВАКО, 2015 7.   Поливанова   К.Н.   Проектная   деятельность   школьников.   Пособие   для   учителя.   М.: Просвещение, 2015 Цифровые образовательные ресурсы: vio www . superhimik . com . info  . vchim  Каталог   «Образовательные   ресурсы   сети   Интернет   для   общего   образования» 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru 2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru 3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru 4.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru   5. Ресурсы сайта ВИО http:// 6. Ресурсы сайта методической поддержки учителей: http:// school 7. Суперхимик: http:// 8. http://catalog.iot.ru     9. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru     10. Основы химии: электронный учебник: http://www.hemi.nsu.ru   11. Открытый колледж: Химия http://www.chemistry.ru   12. Популярная библиотека химических элементов: http://n-t.ru/ri/ps   13.  Ресурсы сайта учебные и справочные материалы по химии: http://www.alhimikov.net   14. Ресурсы сайта «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru   15. ХиМиК.ру: сайт о химии:   http://www.xumuk.ru . lot . ru  Материально – техническое обеспечение предмета: 1. Цифровые лаборатории «Эйнштейн»        2. Цифровые лаборатории «Спарк»        3. Цифровая лаборатория «L – микро»        4. Исследовательские лаборатории для проведения экспериментов естественно ­  научной   направленности.        5. Наборы оборудования для проведения экспериментов естественно­научной  направленности кабинета химии.        6. Лаборатории кабинета химии.        7. Компьютер.        8. Проектор.        9. Интерактивная доска.Календарно – тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год № п/п Раздел, тема урока Виды деятельности обучающихся Дата Приложение № 1 Общая характеристика химических элементов и химических реакций (9 часов) 1. Характеристика   химического   элемента   на основании его положения в периодической системе   химических   элементов   Д.И. Менделеева 2 3 4 5 Характеристика   химического   элемента   по кислотно­основным   свойствам   образуемых им   соединений.   Амфотерные   оксиды   и гидроксиды. Периодический   закон   и   периодическая система   химических   элементов   Д.И. Менделеева Химическая организация природы Химические реакции. Скорость химической реакции. Составление характеристики  по плану химических элементов 1­ 3   периодов   на   примере     металла   магния   и   неметалла   серы. Составление   молекулярных   и   ионных   уравнений   реакций   для генетических рядов металлов и неметаллов. Демонстрация. Модели атомов элементов 1­3 периодов. Определение   понятия   «амфотерные   соединения»,   проведение опытов,   подтверждающих   химические   свойства   амфотерных оксидов и гидроксидов, составление характеристик химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов на примере цинка, хрома и бериллия. Лабораторный опыт: получение гидроксида цинка и исследование его свойств. Определение   физического   смысла   порядкового   номера химического   элемента,   номера   группы,   подгруппы,   понимание смысла явления периодичности изменения свойств элементов с ростом заряда ядра атома. Характеристика изменения свойств атомов   химических   элементов   и   их   соединений   в   группах   и периодах. Характеристика роли химических элементов в живой и неживой природе. Характеристика химических реакций по различным признакам, составление   молекулярных,   ионных   уравнений   реакций, окисление   определять восстановитель,     окислитель,6 Катализаторы и катализ Обобщение   и   систематизация   знаний   по теме:   «Общая   характеристика   химических элементов и химических реакций» Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика   химических   элементов   и химических реакций» Металлы (20 часов)  7 Век медный, бронзовый, железный 118 Положение   металлов   в   периодической системе   Д.И.   Менделеева   и   строение   их атомов восстановление.   Объяснение   с   приведением   примеров   влияния факторов на скорость реакции. Лабораторные   опыты:  замещение   железом   меди   в   растворе сульфата   меди.   Зависимость   скорости   реакции   от   природы реагирующих веществ, концентрации, площади соприкосновения, температуры. Проведение опытов, подтверждающих влияние катализаторов на скорость химической реакции. Лабораторные   опыты:  Разложение   перекиси   водорода   с помощью оксида марганца и каталазы. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином. Применение   полученных   знаний   по   теме   при   решении практических   заданий:   характеристика   по   плану   элементов металлов и неметаллов, характеристика химических элементов 1­3 периода, характеристика реакций по различным признакам. Самостоятельное   применение   знаний   по   теме   при   выполнении заданий контрольной работы.   эпохи,   составление Изучение истории освоения металлов человечеством в различные исторические   плана/логической схемы/обобщающей таблицы по теме занятия.   Составление характеристики химических элементов   металлов по   их   положению   в   периодической   системе,   характеристика строения   и   общих   химических   свойств   простых   веществ металлов,   объяснение   зависимости   свойств   металлов   от положения   в   периодической   системе,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением   атома,   химической связью,   типом   кристаллической   решетки   металлов   и   их соединений, их общими физическими свойствами.12 9 Физические свойства металлов 13 Химические свойства металлов 1410 Сплавы 15 16 Получение металлов Коррозия металлов Подготовка контрольной работе Контрольная работа Щелочные металлы 17­18 Изучение физических свойств металлов (агрегатного состояния, цвета, плотности, блеска, электро­, теплопроводности и т.д. и объяснение   зависимости   физических   свойств   металлов   от строения кристаллической решетки, типа химической связи.. Характеризовать   химические   свойства   простых   веществ   – металлов,   объяснять   зависимость   их   свойств   от   положения   в периодической   системе,   составлять   уравнения   реакций, характеризующих   химические   свойства   металлов   и   их соединений. Устанавливать причинно­следственные связи между строением   атома,   химической   связью,   типом   кристаллической решетки металлов и их соединений, их химическими свойствами. Наблюдение   и   описание   химического   эксперимента. Лабораторный опыт: химические свойства металлов. Ознакомление с наиболее типичными сплавами черных и цветных металлов, их составом, физическими свойствами и применением. Лабораторный опыт: ознакомление с коллекцией сплавов. Составление   уравнений   реакций,   характеризующих   способы получения   металлов.  Лабораторный   опыт:  ознакомление   с рудами железа. Изучение   сущности   понятия   коррозия,   установление   отличия химической коррозии от электрохимической,   иллюстрирование данных   понятий   примерами   процессов,   происходящих   с различными   металлами,   характеристика   способов   защиты металлов от коррозии Составление   характеристики   щелочных   металлов   по   их положению в периодической системе, характеристика строения и общих физических и химических свойств щелочных металлов, их оксидов   и   гидроксидов,   объяснение   зависимости   свойств щелочных   металлов   от   положения   в   периодической   системе,19­20 Бериллий,   магний   и   щелочноземельные металлы 21­22 Алюминий составление   уравнений   реакций,   характеризующих   химические свойства   щелочных   металлов   и   их   соединений,   установление причинно­   следственных   связей   между   строением   атома, химической связью, типом кристаллической решетки щелочных металлов   и   их   соединений,   их   химическими   свойствами. Демонстрации:  образцы   щелочных   металлов,   взаимодействие натрия и лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом. Лабораторный опыт: Окрашивание пламени солями щелочных металлов. Составление характеристики щелочноземельных металлов по их положению в периодической системе, характеристика строения и общих   физических   и   химических   свойств   щелочноземельных металлов,   их   оксидов   и  гидроксидов,   объяснение   зависимости свойств   щелочноземельных   металлов   от   положения   в периодической   системе,   составление   уравнений   реакций, характеризующих   химические   свойства   щелочноземельных металлов   и   их   соединений,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением   атома,   химической связью,   типом   кристаллической   решетки   щелочноземельных металлов   и   их   соединений,   их   химическими   свойствами. Демонстрации:  образцы   щелочноземельных   металлов, взаимодействие   кальция   с   водой.   Взаимодействие   магния   с  Лабораторный   опыт:  Получение   гидроксида кислородом. кальция и исследование его свойств. Составление   характеристики   алюминия   по   положению   в периодической   системе,   характеристика   строения   и   общих физических   и   химических   свойств   алюминия,   его   оксида   и гидроксида,   объяснение   зависимости   свойств   металла   от положения   в   периодической   системе,   составление   уравнений реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его соединений, установление причинно­ следственных связей между23­24 Железо 25 26 27 Практическая 1: «Осуществление   цепочки   химических превращений»   №   работа   Практическая работа № 2:  «Получение и свойства соединений металлов» работа 3: Практическая «Экспериментальные по распознаванию   и   получению   соединений металлов»   №     задачи     строением   атома,   химической   связью,   типом   кристаллической решетки   алюминия   и   его   соединений,   их   химическими  Демонстрация  коллекции   алюминий   и   его свойствами.  Лабораторный   опыт  соединения. :   получение   гидроксида алюминия и исследование его свойств. Составление   характеристики   железа   по   положению   в периодической   системе,   характеристика   строения   и   общих физических   и   химических   свойств   железа,   его   оксидов   и гидроксидов,   объяснение   зависимости   свойств   металла   от положения   в   периодической   системе,   составление   уравнений реакций,   характеризующих   химические   свойства   железа   и   его соединений, установление причинно­ следственных связей между строением   атома,   химической   связью,   типом   кристаллической решетки железа и его соединений, их химическими свойствами. Лабораторный   опыт:  взаимодействие   железа   с   соляной кислотой, получение гидроксидов железа и изучение их свойств. Проведение   по   плану   практической   работы   химических экспериментов,   их   описание,   формулировка   выводов   по результатам   проведенных   экспериментов,   работа   с лабораторным   оборудованием   и   нагревательными   приборами согласно правил техники безопасности. Проведение   по   плану   практической   работы   химических экспериментов,   их   описание,   формулировка   выводов   по результатам   проведенных   экспериментов,   работа   с лабораторным   оборудованием   и   нагревательными   приборами согласно правил техники безопасности. Проведение   по   плану   практической   работы   химических экспериментов,   их   описание,   формулировка   выводов   по результатам   проведенных   экспериментов,   работа   с лабораторным   оборудованием   и   нагревательными   приборами согласно правил техники безопасности.28 29 Обобщение   и   систематизация   знаний   по теме: «Металлы» Контрольная   работа   №   2  по   теме: «Металлы» Выполнение   обобщающих   упражнений   по   изученным   темам раздела.   Систематизация   теоретических   знаний   по   темам раздела. Самостоятельное применение полученных теоретических знаний и   практических   умений   по   изученным   темам   раздела   в   ходе выполнения заданий контрольной работы. Неметаллы (29 часов) 30 Неметаллы:   атомы   и   простые   вещества. Кислород, озон, воздух. 31 Водород 32 Вода. Характеристика химических элементов неметаллов : строение, физические   свойства,   номенклатура,   объяснение   зависимости свойств  элементов – неметаллов  от положения в периодической системе, установление причинно – следственных связей между строением   атома,   химической   связью,   типом   кристаллической решетки   неметаллов   и   их   соединений,   их   физическими свойствами. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств водорода,   способов   его   получения,   применение.   Составление названий   соединений   водорода   по   формулам   и   формул   по названиям,   объяснение   зависимости   свойств   водорода   от положения   в   периодической   системе,   составление   уравнений реакций,   характеризующих   химические   свойства     водорода, установление причинно­ следственных связей между строением атома,   химической   связью,   типом   кристаллической   решетки водорода   и   его   соединений,   их   химическими   свойствами. Лабораторный опыт: получение и распознавание водорода.  Характеристика   состава,   физических   и   химических   свойств воды,   составление   уравнений   реакций,   характеризующих химические   свойства   воды,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением   атома,   химической связью,   типом   кристаллической   решетки   воды   и   химическими свойствами. исследование поверхностного   натяжения   воды,   растворение   перманганата  Лабораторный   опыт:33 34 Вода в жизни человека. Галогены – неметаллы Vll группы. 35 Соединения галогенов. 36 Получение   галогенов.   Биологическое значение   и   применение   галогенов   и   их соединений. калия   и   медного   купороса   в   воде,   гидратация   обезвоженного сульфата меди. Составление опорного конспекта (обобщающей таблицы) о роли воды в жизни человека.  Лабораторный опыт:  ознакомление с составом   минеральной   воды,   ознакомление   с   коллекцией бытовых фильтров. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств галогенов,   способов   его   получения,   применение.   Объяснение зависимости  свойств  водорода  от положения в периодической системе,   составление   уравнений   реакций,   характеризующих химические   свойства     галогенов,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением   атома,   химической связью,   типом   кристаллической   решетки   галогенов   и   их химическими свойствами.   Демонстрация: образцы галогенов – простых веществ. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств соединений   галогенов,   способов   их   получения,   применение. Составление   названий   соединений   галогенов   по   формулам   и формул   по   названиям,   объяснение   зависимости   свойств соединений галогенов   от положения в периодической системе, составление   уравнений   реакций,   характеризующих   химические свойства   соединений   галогенов,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением,   химической   связью, типом   кристаллической   решетки   соединений   галогенов   и   их химическими свойствами.   Лабораторный опыт: качественная реакция на галогенид – ионы. Характеристика   получения   галогенов   в   промышленности электролизом   расплавов   и   растворов   солей,   характеристика биологического   значения   галогенов,   составление   уравнений реакций,   характеризующих   способы   получения   галогенов   в промышленности и лаборатории.37 Кислород. 38 Сера. 39 Соединения серы: сероводород, сульфиды.   строения,   строения, Характеристика     аллотропных   модификаций, физических   и   химических   свойств   кислорода,   получение   и применение   аллотропных   модификаций.   Составление   названий соединений   кислорода   по   формулам   и   формул   по   названиям, объяснение   зависимости   свойств   соединений   кислорода     от положения   в   периодической   системе,   составление   уравнений реакций,   характеризующих   химические   свойства   соединений кислорода, установление причинно­ следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки  Лабораторный соединений   и   их   химическими   свойствами.   опыт: получение и распознавание кислорода. Характеристика     аллотропных   модификаций, физических и химических свойств серы, получение и применение аллотропных   модификаций.   Составление   названий   соединений кислорода   по   формулам   и   формул   по   названиям,   объяснение зависимости   свойств   соединений   серы     от   положения   в периодической   системе,   составление   уравнений   реакций, характеризующих   химические   свойства   соединений   серы, установление причинно­ следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений и их химическими свойствами.   Лабораторный опыт:  Горение серы на воздухе и в кислороде. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств сероводорола и сульфидов, способов их получения, применение. Составление названий соединений серы по формулам и формул по названиям, объяснение зависимости свойств соединений серы от положения в периодической системе, составление уравнений реакций, характеризующих химические свойства сероводорола и сульфидов, установление причинно­ следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки сероводорола и сульфидов и их химическими свойствами.40 Соединения   серы:   оксиды,   сернистая   и серная кислоты, их соли. 41 Серная кислота как окислитель. 42 43 Практическая 4: «Экспериментальные   задачи   по   теме: «Подгруппа кислорода»   №     работа Азот Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств соединений   серы:   оксидов,   сернистой   и   серной   кислоты,   их солей,   способов   их   получения,   применение.   Составление названий соединений серы по формулам и формул по названиям, объяснение зависимости свойств соединений серы  от положения в   периодической   системе,   составление   уравнений   реакций, характеризующих   химические   свойства   соединений   серы     , установление причинно ­ следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений серы  и их химическими свойствами.   Характеристика   серной   кислоты   как   сильного   окислителя, составление   уравнений   реакций,   характеризующих   химические свойства серной кислоты, наблюдение и описание химического эксперимента   по   распознаванию   сульфат   –   ионов. Демонстрации:  образцы природных соединений серы, образцы важнейших   для   хозяйства   сульфатов.  Лабораторный   опыт: Свойства разбавленной серной кислоты. Проведение   по   плану   практической   работы   химических экспериментов,   их   описание,   формулировка   выводов   по результатам   проведенных   экспериментов,   работа   с лабораторным   оборудованием   и   нагревательными   приборами согласно правил техники безопасности. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств азота,   способов   их   получения,   применение.   Составление названий соединений азота по формулам и формул по названиям, объяснение   зависимости   свойств   соединений   галогенов     от положения   в   периодической   системе,   составление   уравнений реакций,   характеризующих   химические   свойства   азота, установление причинно­ следственных связей между строением, химической связью, типом кристаллической решетки азота и его химическими свойствами.44 Аммиак. 45 Соли аммония. 46 Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.   способов   их   получения, Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств аммиака,   способов   их   получения,   применение,   объяснение зависимости   свойств   аммиака   от   положения   в   периодической системе,   составление   уравнений   реакций,   характеризующих химические   свойства   аммиака,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением,   химической   связью, типом   кристаллической   решетки   соединений   аммиака   и   его химическими свойствами. Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию аммиака. Лабораторный опыт: Изучение свойств аммиака. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств солей   аммония,   применение. Составление названий солей аммония по формулам и формул по названиям, объяснение зависимости свойств солей аммония от положения   в   периодической   системе,   составление   уравнений реакций, характеризующих химические свойства солей аммония, установление причинно ­ следственных связей между строением, химической   связью,   типом   кристаллической   решетки   солей аммония и их химическими свойствами. Наблюдение и описание эксперимента по распознаванию ионов аммония. Лабораторный опыт: Распознавание солей аммония. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств соединений   азота,   способов   их   получения,   применение. Составление названий соединений азота по формулам и формул по названиям, объяснение зависимости свойств соединений азота от положения в периодической системе, составление уравнений реакций,   характеризующих   химические   свойства   соединений азота,   установление   причинно­   следственных   связей   между строением, химической связью, типом кристаллической решетки соединений   азота   и   их   химическими   свойствами. Демонстрации:  образцы   важнейших   для   хозяйства   нитратов.47 48 Азотная кислота как окислитель. Фосфор и его соединения. 49 Углерод. 50 Оксиды углерода. Лабораторные   опыты:  Свойства   разбавленной   азотной кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Характеристика   азотной   кислоты   как   сильного   окислителя, составление   уравнений   реакций,   характеризующих   химические свойства азотной кислоты, наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию нитрат – ионов. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств фосфора и его соединений, способов их получения, применение. Составление   названий   соединений   фосфора   по   формулам   и формул   по   названиям,   объяснение   зависимости   свойств соединений фосфора   от положения в периодической системе, составление   уравнений   реакций,   характеризующих   химические свойства   соединений   фосфора,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением,   химической   связью, типом   кристаллической   решетки   соединений   фосфора   и   их химическими свойствами. Наблюдение и описание эксперимента по   распознаванию   фосфат   –   ионов.  Демонстрации:  образцы природных соединений фосфора. Образцы важнейших фосфатов. Лабораторный опыт: Распознавание фосфатов. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств углерода,   способов   его   получения,   применение,   объяснение зависимости   свойств   соединений   галогенов     от   положения   в периодической   системе,   составление   уравнений   реакций, характеризующих химические свойства углерода, установление причинно ­ следственных связей между строением, химической связью,   типом   кристаллической   решетки   углерода   и   его химическими   свойствами.  Демонстрации:  поглощение   углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из оксида углем. Лабораторный опыт: горение угля в кислороде. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств51 Угольная кислота и ее соли. 52 Кремний. оксидов   углерода,   способов   их   получения,   применение. Составление названий оксидов углерода по формулам и формул по названиям, объяснение зависимости свойств оксидов углерода от положения в периодической системе, составление уравнений реакций,   характеризующих   химические   свойства   оксидов углерода,  установление  причинно­  следственных связей  между строением, химической связью, типом кристаллической решетки оксидов углерода и их химическими свойствами. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств угольной   кислоты   и   ее   солей,   способов   их   получения, применение. Составление названий солей угольной кислоты по формулам   и   формул   по   названиям,   объяснение   зависимости свойств соединений галогенов   от положения в периодической системе,   составление   уравнений   реакций,   характеризующих химические свойства угольной кислоты и ее солей, установление причинно­   следственных   связей   между   строением,   химической связью, типом кристаллической решетки угольной кислоты и ее солей и их химическими свойствами. Знакомство с понятиями: временная,   постоянная   и   общая   жесткость   воды,   описание способов   устранения   жесткости   воды   и   выполнение соответствующего   эксперимента.   Наблюдение   и   описание химического   эксперимента   по   распознаванию   карбонат   ионов. Демонстрации:  образцы   природных   соединений   углерода.  Лабораторные   опыты: Образцы   важнейших   карбонатов. Получение   угольной   кислоты   и   изучение   ее   свойств.   Переход карбонатов   в   гидрокарбонаты.   Разложение   гидрокарбоната натрия. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств кремния,   способов   его   получения,   применение.   Объяснение зависимости свойств кремния   от положения в периодической системе,   составление   уравнений   реакций,   характеризующих   установление   причинно­ химические   свойства   кремния,53 Соединения кремния.  54 55 56 57 Силикатная промышленность. Практическая 5: «Экспериментальные   задачи   по   теме: «Подгруппа азота и углерода»   №     работа Практическая   работа   №   6:  «Получение, собирание и распознавание газов» Обобщение   и   систематизация   знаний   по теме: «Неметаллы» следственных   связей   между   строением,   химической   связью, типом   кристаллической   решетки   кремния   и   их   химическими свойствами. Характеристика   строения,   физических   и   химических   свойств соединений   кремния,   способов   их   получения,   применение. Составление   названий   соединений   галогенов   по   формулам   и формул   по   названиям,   объяснение   зависимости   свойств соединений кремния   от положения в периодической системе, составление   уравнений   реакций,   характеризующих   химические свойства   соединений   кремния,   установление   причинно­ следственных   связей   между   строением,   химической   связью, типом   кристаллической   решетки   соединений   кремния   и   их химическими свойствами.  Демонстрации:  Образцы природных  Лабораторный   опыт:  Получение соединений   кремния. кремниевой кислоты и изучение ее свойств.  Характеристика   продукции,   выпускаемой   силикатной промышленностью.  Демонстрации:  Образцы стерла, керамики, цемента.  Проведение   по   плану   практической   работы   химических экспериментов,   их   описание,   формулировка   выводов   по результатам   проведенных   экспериментов,   работа   с лабораторным   оборудованием   и   нагревательными   приборами согласно правил техники безопасности. Проведение   по   плану   практической   работы   химических экспериментов,   их   описание,   формулировка   выводов   по результатам   проведенных   экспериментов,   работа   с лабораторным   оборудованием   и   нагревательными   приборами согласно правил техники безопасности. Выполнение   обобщающих   упражнений   по   изученным   темам раздела.   Систематизация   теоретических   знаний   по   темам раздела.58 Контрольная   работа   №   3  по   теме: «Неметаллы» Самостоятельное применение полученных теоретических знаний и   практических   умений   по   изученным   темам   раздела   в   ходе выполнения заданий контрольной работы. Степень Окислительно­ восстановительные реакции. Элетроотрицательность.   окисления. Строение вещества. Диссоциация   электролитов   в   водных растворах. Ионные уравнения. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации. (6 часов) Комплексное повторение основных теоретических положений по 59 теме,   выполнение   тренировочных   упражнений   с   коллективным обсуждением и анализом допущенных ошибок. Выполнение систематизирующих тренировочных упражнений на составление   уравнений   химических   реакций   с   участием электролитов в ионном и молекулярном видах. Выполнение   тренировочных   упражнений   на   составление уравнений реакций. Расстановка   коэффициентов   в   уравнениях   реакций   методом электронного баланса.  Комплексное повторение основных теоретических положений по теме,   выполнение   тренировочных   упражнений   с   участием неорганических   веществ   различных   классов   с   коллективным обсуждением и анализом допущенных ошибок Характеристика   химических   свойств   основных   классов неорганических   веществ,   способов   их   получения,   выполнение дифференцированных   упражнений     использованием генетических   рядов   металлов,   неметаллов   и   переходных элементов. Самостоятельное применение полученных теоретических знаний и   практических   умений   по   изученным   темам   раздела   в   ходе выполнения заданий тестовой  работы. Итоговое тестирование  по курсу химии 9 класса. Неорганические вещества, их номенклатура и классификация. Характерные неорганических веществ. химические     окислительно­восстановительных     свойства с 60 61 62 63 64