Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 8-11 классах общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, и ориентирована на использование УМК по химии для 8 класса О.С. Габриеляна. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской
области
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей естественных
наук
Протокол № 1 от «28» 08
2017г
Руководитель ШМО
Бабакова Т.В.
Согласовано
Заместитель директора
школы по УВР
_________Мишутина Т.П.
Утверждаю
Приказ от «196» 29.08.
2017г
Директор школы ______
Косолапенкова О.Н.
Рабочая программа
по химии
9 класс
Разработала
Зябкина Ольга Алексеевна
учитель высшей квалификационной категории20172018 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказами Минобрнауки от 31.12.2015 №№ 1577;
Образовательной программой ООО,
Уставом ОО.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего
образования по химии, программы курса химии для 811 классах общеобразовательных
учреждений О.С. Габриеляна, и ориентирована на использование УМК по химии для 8
класса О.С. Габриеляна.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение системы знаний о основных законах, теориях, фактах химии,
химической символике.
2. Овладение умениями наблюдать химические явления. Проводить химический
эксперимент, производить расчеты по химическим формулам и уравнениям,
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения
знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями,
4. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры,
5. Применение полученных знаний и умений для безопасеного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
Изучение химии вносит большой вклад в достижение главных целей основного
общего образования и призвано обеспечить:
формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной
картины мира,
развитие личности обучающихся,
совершенствование,
их интеллектуальное и нравственное
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности,
выработку понимания общественной портебности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности,
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни.
Изучение курса химии дает возможность формирования познавательных ценностей,основу которых составляют научные знания, научные методы познания. Ценностные
ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
1. в признании ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности;
2. в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
3. в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная
деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии
могут рассматриваться как формирование:
1. уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
2. понимания необходимости здорового образа жизни;
3. потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ
в повседневной жизни;
4. сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание у учащихся:
1. правильного использования химической терминологии и символики;
2. потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии;
3. способности открыто выразить и аргументировано отстоять свою точку зрения.
Основными проблемами химии являются изучение строения и состава веществ,
зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами,
исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях
получения веществ, материалов и энергии. Поэтому учебное содержние предмета
базируется на следующих блоках примерной программы: «Методы познания веществ и
химических явлений», «Экспериментальные основы химии», «Вещество». «Химические
реакции», «Элементарные основы органческой химии», «Первоначальные представления об
органических веществах», «Химия и жизнь».
Содержание этих учебных блоков отражает основные содержательные линии:
1. вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и
химических свойствах, биологическом действии.
2. химическая реакция – знания об условиях в которых проявляются химические
свойства веществ, о способах упрвления химическими процессами.
3. применение веществ – знание и опыт практической деятельности с веществами,
которые наиболее часто потребляются в повседневной жизни, широко используются
в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.
4. язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, которые их
обзначают, номенклатура, химические формулы и уравнения, правила перевода
информации на химический язык и обратно.
Основными идеями данного курса химии являются:
материальное единство веществ окружающего мира, их тесная генетическая связь,
познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций,
объективность и познаваемость законов природы,
конкретное химическое соединение как звено в неперерывной цепи превращения
веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической
эволюции,
объясняющая роль теоретических знаний для изучения фактологического
материала,
возможность управления химическими превращениями веществ,
использование экологически безопасных производств и защита окружающей среды
от загрязнения на основе химических знаний,
взаимосвязь науки и практики.
Количество часов, предусмотренное на изучение химии в 9 классе:
Всего68 часов. В неделю 2 часа.
Из них: плановых контрольных работ 4,
Практических работ6.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения рабочей программы являются:
1. Основные личностные результаты обучения:
российская гражданская идентичность, патриотизм, чувство гордости за
российскую химическую науку, гуманизм,
ответственное отношение к труду, целеустремленность, самостоятельность в
приобретении новых знаний и умений, навыки самоконтроля и самооценки,
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, понимание и
принятие ценности здорового и безопасного образа жизни,
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории,
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира,
умение управлять своей познавательной деятельностью.
владение универсальными естественнонаучными способами деятельности –
наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование, применение основных
методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения
различных сторон окружающей действительности,
использование универсальных способов деятельности и основных интеллектуальных
операций – формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение и
систематизация, выявление причинно – следственных связей и поиск аналогов,
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике,
использование различных источников для получения химической информации.
овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии, первоначальные
систематизированные представления о веществах, их практическом применении,
опыт наблюдения и описания изученных классов неорганических соединений,
простых и сложных веществ. Демонстрируемых и самостоятельно проводимых
экспериментов, а также химических реакций, протекающих в природе и быту,
используя для этого русский язык и язык химии,
умение классифицировать изученные объекты и явления, делать выводы и
умозаключения и наблюдений,
изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами
изученных,
умение моделировать строение атомов и простейших молекул,
умение структурировать изученный материал и химическую информацию,
2. Основные метапредметные результаты обучения:
3. Основные предметные результаты обучения:
полученную из других источников.
умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ,
умение планировать и проводить химический эксперимент,
овладение основами химической грамотности – способность анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни,
применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкции,
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
3. Содержание учебного предмета.
Раздел 1: Общая характеристика химических элементов и химических реакций (9
часов)
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Характеристика химического элемента по кислотноосновным свойствам образуемых им
соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая организация природы
Химические реакции. Скорость химической реакции.
Катализаторы и катализ.
Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических элементов и
химических реакций»
Раздел 2: Металлы (20 часов)
Век медный, бронзовый, железный
Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов
Сплавы
Получение металлов
Коррозия металлов
Щелочные металлы
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Алюминий
Железо
Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических превращений»
Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа № 3: «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению
соединений металлов»
Контрольная работа № 2 по теме: «Металлы»
Раздел 3: Неметаллы (29 часов)
Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.
Водород
Вода.Вода в жизни человека.
Галогены – неметаллы Vll группы.
Соединения галогенов.
Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
Кислород.
Сера.
Соединения серы: сероводород, сульфиды.
Соединения серы: оксиды, сернистая и серная кислоты, их соли.
Серная кислота как окислитель.
Азот
Аммиак.
Соли аммония.
Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.
Азотная кислота как окислитель.
Фосфор и его соединения.
Углерод.
Оксиды углерода.
Угольная кислота и ее соли.
Кремний.
Соединения кремния.
Силикатная промышленность.
Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 5: «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа азота и
углерода»
Практическая работа № 6: «Получение, собирание и распознавание газов»
Контрольная работа № 3 по теме: «Неметаллы»
Раздел: Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к
государственной итоговой аттестации. (6 часов)
Элетроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества.
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения.
Окислительно восстановительные реакции.
Неорганические вещества, их номенклатура и классификация.
Характерные химические свойства неорганических веществ.
Итоговое тестирование по курсу химии 9 класса.4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тематическ
ий блок
Колво
часов
9
Общая
характерист
ика
химических
элементов и
химических
реакций
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Формирование
познавательного
интереса к
изучению
предмета,
мотивация
учащихся на
получение новых
знаний,
формирование
научного
мировоззрения,
умения применять
полученные
знания в
практической
деятельности
Формирование
ответственного
отношения к
учебе, готовности
и способности к
саморазвитию и
самообразованию,
Формирование
познавательного
интереса к
исследовательской
деятельности.
Добросовестного
отношения к учебе,
умения управлять своей
познавательной
деятельностью.
Использовать знаково
символические средства,
модели для решения
поставленных задач,
создавать обобщения,
устанавливать аналогии,
Использовать
информацию из
различных источников,
структурировать
информацию
представлять ее в виде
таблиц, схем, опорного
конспекта. Строить
Предметные
Обучающийся научится
Характеризовать элементы 13
периодов по положению в
периодической системе,
составлять молекулярные,
полные и сокращенные ионные
уравнения реакций. Давать
определения понятиям:
амфотерные соединения,
химические реакции, их типы
по различным признакам
характеристик, скорость
химреакции, катализаторы.
Наблюдать и описывать
реакции между веществами с
помощью русского языка и
языка химии. Проводить
опыты, подтверждающие
химические свойства
изучаемых веществ. По
периодической системе
определять физический смысл
порядкового номера
химического элемента, номера
группы, подгруппы, понимать
учебника
Обучающийся сможет научиться
коммуникативную
Развивать
компетентность,
используя
средства устной и письменной
коммуникации при работе с
текстами
и
литературой,
дополнительной
справочными таблицами.
Проявлять готовность к уважению
иной точки зрения при обсуждении
результатов выполненной работы.
информационную
Развивать
компетентность
посредством
углубления знаний об истории
становления химической науки, её
основных понятий, периодического
закона как одного из важнейших
законов природы, а также о
современных достижениях науки и
техники.
Формировать способность к
рефлексии
коррекционно
контрольного типа, фиксировать
собственные
затруднения в
учебной деятельности.самостоятельност
и в приобретении
новых знаний и
умений, навыков
самоконтроля и
самооценки,
умения
грамотного
обращения с
веществами в
химлаборатории и
в быту.
Формирование
познавательного
интереса к
изучению химии,
формирование
научного
мировоззрения,
понимание
значимости
естественнонаучн
ых знаний для
решения
практических
задач.
Формирование
логические
рассуждения,
устанавливать причинно
следственные связи,
строить речевые
высказывания в устной и
письменной форме,
аргументировать свою
точку зрения.
Планировать свою
деятельность и
прогнозировать ее
результаты работы по
плану, сравнивать
результаты с эталоном и
самостоятельно
корректировать ошибки.
Использовать знаковое,
аналоговое и физическое
моделирование,
осуществлять
качественное и
количественное
описание компонентов
объекта. Осуществлять
сравнение. Создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать,
делать выводы, получать
информацию из
различных источников и
Металлы
20
Коллективно
обсуждать
результаты работы на уроке и
составлять алгоритм исправления
ошибок.
смысл явления периодичности
изменения свойств элементов
и соединений в малых
периодах и в главных
подгруппах, понимать
объясняющую, обобщающую и
прогностическую функции
Периодического закона.
Характеризовать элементы –
металлы по их положению в
периодической системе.
Характеризовать строение,
общие физические свойства
простых веществ металлов,
объяснять зависимость
свойств металлов от
положения в периодической
системе, устанавливать
причинноследственные связи
между строением атома,
химической связью, типом
кристаллической решетки
металлов и их соединений, их
учебника
коммуникативную
Развивать
компетентность,
используя
средства устной и письменной
коммуникации при работе с
текстами
и
дополнительной
литературой,
справочными таблицами.
Проявлять готовность к уважению
иной точки зрения при обсуждении
результатов выполненной работы.
информационную
Развивать
компетентность
посредством
углубления знаний об истории
становления химической науки, её
основных понятий, периодическогоумения
грамотного
обращения с
веществами в
химлаборатории и
в быту.
Формирование
умения управлять
своей
познавательной
деятельностью.
Формирование
ответственного
отношения к
учебе, готовности
и способности к
саморазвитию и
самообразованию,
самостоятельност
и в приобретении
новых знаний и
умений, навыков
самоконтроля и
самооценки.
Формирование
познавательного
интереса к
изучению
предмета,
мотивация
учащихся на
получение новых
общими химическими
свойствами. Характеризовать
химические свойства
металлов. Составлять
уравнения реакций,
характеризующих химические
свойства металлов и их
соединений. Характеризовать
способы получения металлов.
Характеризовать способы
защиты металлов от коррозии.
преобразовывать ее из
одной формы в другую,
проводить наблюдение.
Планировать свою
деятельность и
прогнозировать ее
результаты, работать в
соответствии с
изученными алгоритмами
действий,
корректировать ошибки
самостоятельно.
Подбирать с помощью
словарей, энциклопедий,
справочников.
электронных дисков и
других источников
информацию. Строить
эффективное
взаимодействие с
одноклассниками,
участвовать в
обсуждении проблем.
Создавать обобщения,
устанавливать аналогии,
делать выводы, получать
информацию из
различных источников и
преобразовывать ее, в
том числе с
использование ИКТ.
Характеризовать элементы –
неметаллы по их положению в
периодической системе.
Характеризовать строение,
общие физические свойства
простых веществ неметаллов,
объяснять зависимость
свойств неметаллов от
Неметаллы
29
закона как одного из важнейших
законов природы, а также о
современных достижениях науки и
техники.
Формировать способность к
рефлексии
коррекционно
контрольного типа, фиксировать
собственные
затруднения в
учебной деятельности.
обсуждать
Коллективно
результаты работы на уроке и
составлять алгоритм исправления
ошибок.
коммуникативную
Развивать
компетентность,
используя
средства устной и письменной
коммуникации при работе с
текстами
и
дополнительной
литературой,
справочными таблицами.
Проявлять готовность к уважению
учебниказнаний,
формирование
научного
мировоззрения,
умения применять
полученные
знания в
практической
деятельности
Формирование
ответственного
отношения к
учебе, готовности
и способности к
саморазвитию и
самообразованию,
самостоятельност
и в приобретении
новых знаний и
умений, навыков
самоконтроля и
самооценки,
умения
грамотного
обращения с
веществами в
химлаборатории и
в быту.
Формирование
добросовестного
отношения к
учению и умения
Планировать свою
деятельность и
прогнозировать ее
результаты, работать в
соответствии с
изученными алгоритмами
действий,
корректировать ошибки
самостоятельно.
Использовать
информацию из
различных источников,
структурировать
информацию
представлять ее в виде
таблиц, схем, опорного
конспекта. Строить
речевые высказывания в
устной и письменной
форме, эффективно
работать в группе,
выражать и
аргументировать свою
точку зрения.
положения в периодической
системе, устанавливать
причинноследственные связи
между строением атома,
химической связью, типом
кристаллической решетки
неметаллов и их соединений,
их общими химическими
свойствами. Характеризовать
химические свойства
неметаллов. Составлять
уравнения реакций,
характеризующих химические
свойства неметаллов и их
соединений. Характеризовать
способы получения
неметаллов. Выполнять
расчеты по химическим
формулам и уравнениям
реакций, протекающих с
участием соединений
неметаллов.
Формулировать цель
урока, ставить задачи,
необходимые для ее
достижения, планировать
Раскрывать смысл важнейших
изученных химических
понятий, характеризовать
химические свойства
6
Обобщение
знаний по
химии за
курс
иной точки зрения при обсуждении
результатов выполненной работы.
информационную
Развивать
компетентность
посредством
углубления знаний об истории
становления химической науки, её
основных понятий, периодического
закона как одного из важнейших
законов природы, а также о
современных достижениях науки и
техники.
Формировать способность к
рефлексии
коррекционно
контрольного типа, фиксировать
собственные
затруднения в
учебной деятельности.
Коллективно
обсуждать
результаты работы на уроке и
составлять алгоритм исправления
ошибок.
коммуникативную
Развивать
компетентность,
используя
средства устной и письменной
коммуникации при работе сосновной
школы.
Подготовка
к
государстве
нной
итоговой
аттестации
управлять своей
познавательной
деятельностью,
формирование
познавательного
интереса к
изучению химии.
изученных металлов,
неметаллов и их соединений с
точки зрения теории
электролитической
диссоциации и окислительно
восстановительных процессов,
проводить вычисления по
химическим формулам и
уравнениям реакций.
свою деятельность и
прогнозировать ее
результаты, выполнять
задания в соответствии с
изученными
алгоритмами, сверять
свои действия с целью и
при необходимости
корректировать ошибки
самостоятельно. Строить
речевые высказывания в
устной и письменной
форме, эффективно
работать в группе,
выражать и
аргументировать свою
точку зрения.
учебника
и
литературой,
текстами
дополнительной
справочными таблицами.
Проявлять готовность к уважению
иной точки зрения при обсуждении
результатов выполненной работы.
Формировать способность к
рефлексии
коррекционно
контрольного типа, фиксировать
собственные
затруднения в
учебной деятельности.
Коллективно
обсуждать
результаты работы на уроке и
составлять алгоритм исправления
ошибок.5. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение предмета.
Литература:
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2016
2. Габриелян О.С., Купцова А.В.Методическое пособие 89 классы. М.: Дрофа, 2016
3. Габриелян О.С., Купцова А.В. Программа основного общего образования по химии. 89
классы. Учебно методическое пособие. М.: Дрофа, 2016
4. Журин А.А. Заграничная Н.А. Химия: метапредметные результаты обучения. 811
классыМ.: ВАКО, 2016
5.Маршанова Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 811 классы. М.:ВАКО, 2015
6.Пичугина Г.В.Ситуационные задания по химии. 811 классы. М.:ВАКО, 2015
7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.:
Просвещение, 2015
Цифровые образовательные ресурсы:
vio
www
. superhimik
. com
. info
. vchim
Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
4.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
5. Ресурсы сайта ВИО http://
6. Ресурсы сайта методической поддержки учителей: http://
school
7. Суперхимик: http://
8.
http://catalog.iot.ru
9. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru
10. Основы химии: электронный учебник: http://www.hemi.nsu.ru
11. Открытый колледж: Химия http://www.chemistry.ru
12. Популярная библиотека химических элементов: http://n-t.ru/ri/ps
13. Ресурсы сайта учебные и справочные материалы по химии: http://www.alhimikov.net
14. Ресурсы сайта «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru
15. ХиМиК.ру: сайт о химии: http://www.xumuk.ru
. lot
. ru
Материально – техническое обеспечение предмета:
1. Цифровые лаборатории «Эйнштейн»
2. Цифровые лаборатории «Спарк»
3. Цифровая лаборатория «L – микро»
4. Исследовательские лаборатории для проведения экспериментов естественно
научной направленности.
5. Наборы оборудования для проведения экспериментов естественнонаучной
направленности кабинета химии.
6. Лаборатории кабинета химии.
7. Компьютер.
8. Проектор.
9. Интерактивная доска.Календарно – тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п
Раздел, тема урока
Виды деятельности обучающихся
Дата
Приложение № 1
Общая характеристика химических элементов и химических реакций (9 часов)
1.
Характеристика химического элемента на
основании его положения в периодической
системе химических элементов Д.И.
Менделеева
2
3
4
5
Характеристика химического элемента по
кислотноосновным свойствам образуемых
им соединений. Амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И.
Менделеева
Химическая организация природы
Химические реакции. Скорость химической
реакции.
Составление характеристики по плану химических элементов 1
3 периодов на примере металла магния и неметалла серы.
Составление молекулярных и ионных уравнений реакций для
генетических рядов металлов и неметаллов.
Демонстрация. Модели атомов элементов 13 периодов.
Определение понятия «амфотерные соединения», проведение
опытов, подтверждающих химические свойства амфотерных
оксидов и гидроксидов, составление характеристик химических
свойств амфотерных оксидов и гидроксидов на примере цинка,
хрома и бериллия. Лабораторный опыт: получение гидроксида
цинка и исследование его свойств.
Определение физического смысла порядкового номера
химического элемента, номера группы, подгруппы, понимание
смысла явления периодичности изменения свойств элементов с
ростом заряда ядра атома. Характеристика изменения свойств
атомов химических элементов и их соединений в группах и
периодах.
Характеристика роли химических элементов в живой и неживой
природе.
Характеристика химических реакций по различным признакам,
составление молекулярных,
ионных уравнений реакций,
окисление
определять
восстановитель,
окислитель,6
Катализаторы и катализ
Обобщение и систематизация знаний по
теме: «Общая характеристика химических
элементов и химических реакций»
Контрольная работа № 1 по теме: «Общая
характеристика химических элементов и
химических реакций»
Металлы (20 часов)
7
Век медный, бронзовый, железный
118
Положение металлов в периодической
системе Д.И. Менделеева и строение их
атомов
восстановление. Объяснение с приведением примеров влияния
факторов на скорость реакции.
Лабораторные опыты: замещение железом меди в растворе
сульфата меди. Зависимость скорости реакции от природы
реагирующих веществ, концентрации, площади соприкосновения,
температуры.
Проведение опытов, подтверждающих влияние катализаторов на
скорость химической реакции.
Лабораторные опыты: Разложение перекиси водорода с
помощью оксида марганца и каталазы. Обнаружение каталазы в
некоторых пищевых продуктах. Ингибирование взаимодействия
кислот с металлами уротропином.
Применение полученных знаний по теме при решении
практических заданий: характеристика по плану элементов
металлов и неметаллов, характеристика химических элементов
13 периода, характеристика реакций по различным признакам.
Самостоятельное применение знаний по теме при выполнении
заданий контрольной работы.
эпохи,
составление
Изучение истории освоения металлов человечеством в различные
исторические
плана/логической
схемы/обобщающей таблицы по теме занятия.
Составление характеристики химических элементов металлов
по их положению в периодической системе, характеристика
строения и общих химических свойств простых веществ
металлов, объяснение зависимости свойств металлов от
положения в периодической системе, установление причинно
следственных связей между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки металлов и их
соединений, их общими физическими свойствами.12 9
Физические свойства металлов
13
Химические свойства металлов
1410
Сплавы
15
16
Получение металлов
Коррозия металлов
Подготовка контрольной работе
Контрольная работа
Щелочные металлы
1718
Изучение физических свойств металлов (агрегатного состояния,
цвета, плотности, блеска, электро, теплопроводности и т.д. и
объяснение зависимости физических свойств металлов от
строения кристаллической решетки, типа химической связи..
Характеризовать химические свойства простых веществ –
металлов, объяснять зависимость их свойств от положения в
периодической системе,
составлять уравнения реакций,
характеризующих химические свойства металлов и их
соединений. Устанавливать причинноследственные связи между
строением атома, химической связью, типом кристаллической
решетки металлов и их соединений, их химическими свойствами.
Наблюдение и описание химического эксперимента.
Лабораторный опыт: химические свойства металлов.
Ознакомление с наиболее типичными сплавами черных и цветных
металлов, их составом, физическими свойствами и применением.
Лабораторный опыт: ознакомление с коллекцией сплавов.
Составление уравнений реакций, характеризующих способы
получения металлов. Лабораторный опыт: ознакомление с
рудами железа.
Изучение сущности понятия коррозия, установление отличия
химической коррозии от электрохимической, иллюстрирование
данных понятий примерами процессов, происходящих с
различными металлами, характеристика способов защиты
металлов от коррозии
Составление характеристики щелочных металлов по их
положению в периодической системе, характеристика строения и
общих физических и химических свойств щелочных металлов, их
оксидов и гидроксидов, объяснение зависимости свойств
щелочных металлов от положения в периодической системе,1920
Бериллий, магний и щелочноземельные
металлы
2122
Алюминий
составление уравнений реакций, характеризующих химические
свойства щелочных металлов и их соединений, установление
причинно следственных связей между строением атома,
химической связью, типом кристаллической решетки щелочных
металлов и их соединений, их химическими свойствами.
Демонстрации: образцы щелочных металлов, взаимодействие
натрия и лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом.
Лабораторный опыт: Окрашивание пламени солями щелочных
металлов.
Составление характеристики щелочноземельных металлов по их
положению в периодической системе, характеристика строения и
общих физических и химических свойств щелочноземельных
металлов, их оксидов и гидроксидов, объяснение зависимости
свойств щелочноземельных металлов от положения в
периодической системе, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства щелочноземельных
металлов и их соединений,
установление причинно
следственных связей между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки щелочноземельных
металлов и их соединений, их химическими свойствами.
Демонстрации:
образцы щелочноземельных металлов,
взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния с
Лабораторный опыт: Получение гидроксида
кислородом.
кальция и исследование его свойств.
Составление характеристики алюминия по положению в
периодической системе, характеристика строения и общих
физических и химических свойств алюминия, его оксида и
гидроксида, объяснение зависимости свойств металла от
положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его
соединений, установление причинно следственных связей между2324
Железо
25
26
27
Практическая
1:
«Осуществление цепочки химических
превращений»
№
работа
Практическая работа № 2: «Получение и
свойства соединений металлов»
работа
3:
Практическая
«Экспериментальные
по
распознаванию и получению соединений
металлов»
№
задачи
строением атома, химической связью, типом кристаллической
решетки алюминия и его соединений, их химическими
Демонстрация коллекции алюминий и его
свойствами.
Лабораторный опыт
соединения.
: получение гидроксида
алюминия и исследование его свойств.
Составление характеристики железа по положению в
периодической системе, характеристика строения и общих
физических и химических свойств железа, его оксидов и
гидроксидов, объяснение зависимости свойств металла от
положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства железа и его
соединений, установление причинно следственных связей между
строением атома, химической связью, типом кристаллической
решетки железа и его соединений, их химическими свойствами.
Лабораторный опыт: взаимодействие железа с соляной
кислотой, получение гидроксидов железа и изучение их свойств.
Проведение по плану практической работы химических
экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов,
работа с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Проведение по плану практической работы химических
экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов,
работа с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Проведение по плану практической работы химических
экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов,
работа с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.28
29
Обобщение и систематизация знаний по
теме: «Металлы»
Контрольная работа № 2 по теме:
«Металлы»
Выполнение обобщающих упражнений по изученным темам
раздела. Систематизация теоретических знаний по темам
раздела.
Самостоятельное применение полученных теоретических знаний
и практических умений по изученным темам раздела в ходе
выполнения заданий контрольной работы.
Неметаллы (29 часов)
30
Неметаллы: атомы и простые вещества.
Кислород, озон, воздух.
31
Водород
32
Вода.
Характеристика химических элементов неметаллов : строение,
физические свойства, номенклатура, объяснение зависимости
свойств элементов – неметаллов от положения в периодической
системе, установление причинно – следственных связей между
строением атома, химической связью, типом кристаллической
решетки неметаллов и их соединений, их физическими
свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств
водорода, способов его получения, применение. Составление
названий соединений водорода по формулам и формул по
названиям, объяснение зависимости свойств водорода от
положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства водорода,
установление причинно следственных связей между строением
атома, химической связью, типом кристаллической решетки
водорода и его соединений, их химическими свойствами.
Лабораторный опыт: получение и распознавание водорода.
Характеристика состава, физических и химических свойств
воды, составление уравнений реакций, характеризующих
химические свойства воды,
установление причинно
следственных связей между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки воды и химическими
свойствами.
исследование
поверхностного натяжения воды, растворение перманганата
Лабораторный
опыт:33
34
Вода в жизни человека.
Галогены – неметаллы Vll группы.
35
Соединения галогенов.
36
Получение галогенов.
Биологическое
значение и применение галогенов и их
соединений.
калия и медного купороса в воде, гидратация обезвоженного
сульфата меди.
Составление опорного конспекта (обобщающей таблицы) о роли
воды в жизни человека. Лабораторный опыт: ознакомление с
составом минеральной воды, ознакомление с коллекцией
бытовых фильтров.
Характеристика строения, физических и химических свойств
галогенов, способов его получения, применение. Объяснение
зависимости свойств водорода от положения в периодической
системе, составление уравнений реакций, характеризующих
химические свойства
галогенов, установление причинно
следственных связей между строением атома, химической
связью, типом кристаллической решетки галогенов и их
химическими свойствами. Демонстрация: образцы галогенов –
простых веществ.
Характеристика строения, физических и химических свойств
соединений галогенов, способов их получения, применение.
Составление названий соединений галогенов по формулам и
формул по названиям, объяснение зависимости свойств
соединений галогенов от положения в периодической системе,
составление уравнений реакций, характеризующих химические
свойства соединений галогенов, установление причинно
следственных связей между строением, химической связью,
типом кристаллической решетки соединений галогенов и их
химическими свойствами. Лабораторный опыт: качественная
реакция на галогенид – ионы.
Характеристика получения галогенов в промышленности
электролизом расплавов и растворов солей, характеристика
биологического значения галогенов, составление уравнений
реакций, характеризующих способы получения галогенов в
промышленности и лаборатории.37
Кислород.
38
Сера.
39
Соединения серы: сероводород, сульфиды.
строения,
строения,
Характеристика
аллотропных модификаций,
физических и химических свойств кислорода, получение и
применение аллотропных модификаций. Составление названий
соединений кислорода по формулам и формул по названиям,
объяснение зависимости свойств соединений кислорода от
положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства соединений
кислорода, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки
Лабораторный
соединений и их химическими свойствами.
опыт: получение и распознавание кислорода.
Характеристика
аллотропных модификаций,
физических и химических свойств серы, получение и применение
аллотропных модификаций. Составление названий соединений
кислорода по формулам и формул по названиям, объяснение
зависимости свойств соединений серы
от положения в
периодической системе, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства соединений серы,
установление причинно следственных связей между строением,
химической связью, типом кристаллической решетки соединений
и их химическими свойствами. Лабораторный опыт: Горение
серы на воздухе и в кислороде.
Характеристика строения, физических и химических свойств
сероводорола и сульфидов, способов их получения, применение.
Составление названий соединений серы по формулам и формул
по названиям, объяснение зависимости свойств соединений серы
от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства сероводорола и
сульфидов, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки
сероводорола и сульфидов и их химическими свойствами.40
Соединения серы: оксиды, сернистая и
серная кислоты, их соли.
41
Серная кислота как окислитель.
42
43
Практическая
4:
«Экспериментальные задачи по теме:
«Подгруппа кислорода»
№
работа
Азот
Характеристика строения, физических и химических свойств
соединений серы: оксидов, сернистой и серной кислоты, их
солей, способов их получения, применение. Составление
названий соединений серы по формулам и формул по названиям,
объяснение зависимости свойств соединений серы от положения
в периодической системе, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства соединений серы ,
установление причинно следственных связей между строением,
химической связью, типом кристаллической решетки соединений
серы и их химическими свойствами.
Характеристика серной кислоты как сильного окислителя,
составление уравнений реакций, характеризующих химические
свойства серной кислоты, наблюдение и описание химического
эксперимента по распознаванию сульфат – ионов.
Демонстрации: образцы природных соединений серы, образцы
важнейших для хозяйства сульфатов. Лабораторный опыт:
Свойства разбавленной серной кислоты.
Проведение по плану практической работы химических
экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов,
работа с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Характеристика строения, физических и химических свойств
азота, способов их получения, применение. Составление
названий соединений азота по формулам и формул по названиям,
объяснение зависимости свойств соединений галогенов от
положения в периодической системе, составление уравнений
реакций,
характеризующих химические свойства азота,
установление причинно следственных связей между строением,
химической связью, типом кристаллической решетки азота и его
химическими свойствами.44
Аммиак.
45
Соли аммония.
46
Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты
и их соли.
способов их получения,
Характеристика строения, физических и химических свойств
аммиака, способов их получения, применение, объяснение
зависимости свойств аммиака от положения в периодической
системе, составление уравнений реакций, характеризующих
химические свойства аммиака,
установление причинно
следственных связей между строением, химической связью,
типом кристаллической решетки соединений аммиака и его
химическими свойствами. Наблюдение и описание химического
эксперимента по распознаванию аммиака. Лабораторный опыт:
Изучение свойств аммиака.
Характеристика строения, физических и химических свойств
солей аммония,
применение.
Составление названий солей аммония по формулам и формул по
названиям, объяснение зависимости свойств солей аммония от
положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства солей аммония,
установление причинно следственных связей между строением,
химической связью, типом кристаллической решетки солей
аммония и их химическими свойствами. Наблюдение и описание
эксперимента по распознаванию ионов аммония. Лабораторный
опыт: Распознавание солей аммония.
Характеристика строения, физических и химических свойств
соединений азота, способов их получения, применение.
Составление названий соединений азота по формулам и формул
по названиям, объяснение зависимости свойств соединений азота
от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства соединений
азота, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки
соединений азота и их химическими свойствами.
Демонстрации: образцы важнейших для хозяйства нитратов.47
48
Азотная кислота как окислитель.
Фосфор и его соединения.
49
Углерод.
50
Оксиды углерода.
Лабораторные опыты: Свойства разбавленной азотной
кислоты. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с
медью.
Характеристика азотной кислоты как сильного окислителя,
составление уравнений реакций, характеризующих химические
свойства азотной кислоты, наблюдение и описание химического
эксперимента по распознаванию нитрат – ионов.
Характеристика строения, физических и химических свойств
фосфора и его соединений, способов их получения, применение.
Составление названий соединений фосфора по формулам и
формул по названиям, объяснение зависимости свойств
соединений фосфора от положения в периодической системе,
составление уравнений реакций, характеризующих химические
свойства соединений фосфора,
установление причинно
следственных связей между строением, химической связью,
типом кристаллической решетки соединений фосфора и их
химическими свойствами. Наблюдение и описание эксперимента
по распознаванию фосфат – ионов. Демонстрации: образцы
природных соединений фосфора. Образцы важнейших фосфатов.
Лабораторный опыт: Распознавание фосфатов.
Характеристика строения, физических и химических свойств
углерода, способов его получения, применение, объяснение
зависимости свойств соединений галогенов от положения в
периодической системе, составление уравнений реакций,
характеризующих химические свойства углерода, установление
причинно следственных связей между строением, химической
связью, типом кристаллической решетки углерода и его
химическими свойствами. Демонстрации: поглощение углем
растворенных веществ или газов. Восстановление меди из оксида
углем. Лабораторный опыт: горение угля в кислороде.
Характеристика строения, физических и химических свойств51
Угольная кислота и ее соли.
52
Кремний.
оксидов углерода, способов их получения, применение.
Составление названий оксидов углерода по формулам и формул
по названиям, объяснение зависимости свойств оксидов углерода
от положения в периодической системе, составление уравнений
реакций, характеризующих химические свойства оксидов
углерода, установление причинно следственных связей между
строением, химической связью, типом кристаллической решетки
оксидов углерода и их химическими свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств
угольной кислоты и ее солей, способов их получения,
применение. Составление названий солей угольной кислоты по
формулам и формул по названиям, объяснение зависимости
свойств соединений галогенов от положения в периодической
системе, составление уравнений реакций, характеризующих
химические свойства угольной кислоты и ее солей, установление
причинно следственных связей между строением, химической
связью, типом кристаллической решетки угольной кислоты и ее
солей и их химическими свойствами. Знакомство с понятиями:
временная, постоянная и общая жесткость воды, описание
способов устранения жесткости воды и выполнение
соответствующего эксперимента. Наблюдение и описание
химического эксперимента по распознаванию карбонат ионов.
Демонстрации: образцы природных соединений углерода.
Лабораторные опыты:
Образцы важнейших карбонатов.
Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. Переход
карбонатов в гидрокарбонаты. Разложение гидрокарбоната
натрия.
Характеристика строения, физических и химических свойств
кремния, способов его получения, применение. Объяснение
зависимости свойств кремния от положения в периодической
системе, составление уравнений реакций, характеризующих
установление причинно
химические свойства кремния,53
Соединения кремния.
54
55
56
57
Силикатная промышленность.
Практическая
5:
«Экспериментальные задачи по теме:
«Подгруппа азота и углерода»
№
работа
Практическая работа № 6: «Получение,
собирание и распознавание газов»
Обобщение и систематизация знаний по
теме: «Неметаллы»
следственных связей между строением, химической связью,
типом кристаллической решетки кремния и их химическими
свойствами.
Характеристика строения, физических и химических свойств
соединений кремния, способов их получения, применение.
Составление названий соединений галогенов по формулам и
формул по названиям, объяснение зависимости свойств
соединений кремния от положения в периодической системе,
составление уравнений реакций, характеризующих химические
свойства соединений кремния,
установление причинно
следственных связей между строением, химической связью,
типом кристаллической решетки соединений кремния и их
химическими свойствами. Демонстрации: Образцы природных
Лабораторный опыт: Получение
соединений кремния.
кремниевой кислоты и изучение ее свойств.
Характеристика продукции,
выпускаемой силикатной
промышленностью. Демонстрации: Образцы стерла, керамики,
цемента.
Проведение по плану практической работы химических
экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов,
работа с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Проведение по плану практической работы химических
экспериментов, их описание, формулировка выводов по
результатам проведенных экспериментов,
работа с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
согласно правил техники безопасности.
Выполнение обобщающих упражнений по изученным темам
раздела. Систематизация теоретических знаний по темам
раздела.58
Контрольная работа № 3 по теме:
«Неметаллы»
Самостоятельное применение полученных теоретических знаний
и практических умений по изученным темам раздела в ходе
выполнения заданий контрольной работы.
Степень
Окислительно восстановительные реакции.
Элетроотрицательность.
окисления. Строение вещества.
Диссоциация электролитов в водных
растворах. Ионные уравнения.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации. (6 часов)
Комплексное повторение основных теоретических положений по
59
теме, выполнение тренировочных упражнений с коллективным
обсуждением и анализом допущенных ошибок.
Выполнение систематизирующих тренировочных упражнений на
составление уравнений химических реакций с участием
электролитов в ионном и молекулярном видах.
Выполнение тренировочных упражнений на составление
уравнений
реакций.
Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций методом
электронного баланса.
Комплексное повторение основных теоретических положений по
теме, выполнение тренировочных упражнений с участием
неорганических веществ различных классов с коллективным
обсуждением и анализом допущенных ошибок
Характеристика химических свойств основных классов
неорганических веществ, способов их получения, выполнение
дифференцированных упражнений
использованием
генетических рядов металлов, неметаллов и переходных
элементов.
Самостоятельное применение полученных теоретических знаний
и практических умений по изученным темам раздела в ходе
выполнения заданий тестовой работы.
Итоговое тестирование по курсу химии 9
класса.
Неорганические вещества, их номенклатура
и классификация.
Характерные
неорганических веществ.
химические
окислительновосстановительных
свойства
с
60
61
62
63
64