Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"
Оценка 4.9

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
химия
9 кл
08.07.2018
Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"
Предлагаемый спецкурс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче основного государственного экзамена по предмету. В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Спецкурс химия. 35ч.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 34» ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА РАССМОТРЕНО на заседании МО ________ ________________________ СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________В.С. Уколова «___»_____________2017г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Гимназия №34» _______________Л.П. Токмакова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спецкурса по химии для 9­11 классов «Решение расчетных химических задач повышенной трудности»     на 2018­2019 учебный год    Составитель: В.А. Килевич, учитель химии  Ульяновск 2017 1. Пояснительная записка Рабочая программа спецкурса «Решение расчетных задач повышенной трудности»   составлена на основе программы «Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов, серия  профильное образование», автор Ширшина Н.В., изд. «Учитель», 2008 г. (с.24) Предлагаемый спецкурс направлен на углубление и расширение химических знаний  учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче  основного государственного экзамена по предмету.                  В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно   мало   внимания.   А   ведь   именно   решение   задач   служит   средством   для осмысления,   углубления   и   закрепления   теоретического   материала.   Чтобы   научиться химии,   изучение   теоретического   материала   должно   сочетаться   с   систематическим использованием   решения   различных   задач,   что   является   одним   из   показателей   уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов   обучения,   посредством   которого   обеспечивается   более   глубокое   и   полное усвоение учебного материала по химии. В школьной программе существует эпизодическое включение   расчетных   задач   в   структуру   урока,   что   снижает   дидактическую   роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.  Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является   одним   из   показателей   уровня   развития   химического   мышления   учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.  2. Общая характеристика курса Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.  Исходя из конкретных условий, учитель может изменить порядок изучаемых тем, а так же  процент усложнённых и нестандартных задач.  Участниками элективного курса являются  учащиеся  9­11 классы. Занятия проводятся 1 час в неделю.   Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по  химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности,  соответствующие требованиям устных и письменных  экзаменов по химии.  Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое  содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в  условии задачи сведений практического характера. Задачи   1) продолжить формирование знаний учащихся по общей и неорганической химии;  2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать,  анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно  излагать учебный материал;  3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей,  сформировать у учащихся универсальные учебные действия;  4) развить познавательный интерес к изучению химии  5) помочь учащимся в осознанном выборе профессии.      курса: 6) выработка у учащихся правильных навыков оформления решения задач; подготовка  школьников к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и  справочной информации;  7) показ логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработка  навыков ее применения;  8) развитие умения грамотного использования различных способов рассуждения при  решении.  Особенности курса: – использование знаний по математике, физике, биологии; – составление авторских задач и их решение; – использование местного материала для составления условий задач.  Методы преподавания курса: • поисковый; • учебный диалог; • решение проблемных задач; • самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Формы организации познавательной деятельности учащихся: • индивидуальные; • групповые. Формы учебных занятий: • уроки решения ключевых задач; • самостоятельная работа учащихся; • зачеты; • контрольные работы. Занятия в соответствии с программой курса предполагают: •  повторение   теоретических   вопросов,   изученных   в   основной   школе,   их   углубление   и расширение; • применение теоретических знаний на практике; • знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные; •   решение   задач   повышенного   уровня   сложности,   помогающих   соотнести   имеющиеся знания с их практическим применением; • обучение самостоятельному решению задач. 3.Место курса в учебном плане Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся,  полученные в 8 классе, включает новые знания и умения и направлен на расширение  кругозора учащихся по предмету. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и  практическую направленность. Данный курс связан с базовым курсом химии основной  школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).  Главным назначением данного курса является: совершенствование качества обучения подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии; обеспечение сознательного усвоения школьниками теоретического материала по  химии, формирование умений использовать при решении задач приобретенных  теоретических знаний, развитие логического мышления, формирование необходимых  навыков работы с источниками информации.   При изучении курса осуществляется формирование у школьников умений решать  качественные и расчетные задачи по химии (типовые и комбинированные), а также  углубление и расширение знаний по темам: “Основные понятия и законы химии”,  “Строение атома”, “Химическая связь”, “Термодинамика химических процессов”,  “Химическая кинетика”, “Окислительно­восстановительные реакции”, “Растворы”,  “Вещества и их свойства”. 4.Планируемые метапредметные результаты освоения курса Планируемые метапредметные результаты в рамках освоения спецкурса представлены  тремя группами универсальных учебных действий (УУД).  1. Регулятивные универсальные учебные действия  Выпускник научится:  ­Вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения  эталона, реального действия и его продукта; ­Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и  уровень усвоения; ­Оценивать  достигнутый  результат; ­Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ­Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.      ­Способности к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в  ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 2. Познавательные универсальные учебные действия  Выпускник научится:  ­Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи; ­Научится заменять термины определениями; ­Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; ­Анализировать условия и требования задачи; ­Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); ­Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; ­Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств; ­Структурировать знания; ­Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; ­Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных  условий;  ­Анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки; ­Составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие  компоненты; ­Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; ­Устанавливать причинно­следственные связи; ­Строить логические цепи рассуждений; ­Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и  поискового характера ­Составлять  целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие  компоненты; ­Выдвигать и обосновывать  гипотезы, предлагать способы их проверки. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия  Выпускник научится: ­Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену  информацией ­Учатся действовать, с учетом позиции другого ,и согласовывать свои действия ­Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ­Работать в группе ­Придерживаться морально­этических и психологических принципов общения и  сотрудничества ­С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; ­Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; ­Понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной; ­Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой)  позиции; ­Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками: ­Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; Планировать  общие способы работы; ­Обмениваться  знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных  решений; Планируемые предметные результаты освоения спецкурса В результате изучения спецкурса выпускник на углубленном научится: ­решать расчетные задачи на вывод молекулярной формулы вещества по заданному  отношению масс элементов в веществе, по массовым долям элементов в нем. ­решать расчетные задачи по химическим уравнениям: вычисление массы или объема  продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке, а также задач с использованием понятия «практический выход продукта реакции». ­решать расчетные задачи по физическим формулам и химическим уравнениям с  использованием понятий: «молярная масса», «молярный объем, «число Авогадро». ­составлять   электронные   и   электронно­графические   формулы  s­,  p­,  d­,  f­   элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. ­составлять электронные и электронно­графические формулы атомов в нормальном и   возбужденном состояниях  ­определять вещества молекулярного и немолекулярного строения, характеризовать  свойства вещества по типу его кристаллической решетки. Предсказывать тип  кристаллической решетки по формуле вещества  ­решать задачи на определение массовой и объемной доли растворенного вещества в  растворе. ­составлять   уравнения   диссоциации   электролитов,   а   также   молекулярные,   полные   и составлять термохимические уравнения, решать задачи с вычислением теплового эффекта реакции.  ­составлять кинетические уравнения, решать расчетные задачи на закон действующих масс, правило Вант­Гоффа. ­по   уравнениям   реакций   определять,     в   какую   сторону   сместится   равновесие   при изменении   концентрации   веществ,   давления,   температуры.   Решать   задачи,   используя понятие «равновесные концентрации ­подбирать коэффициенты в ОВР методом электронного баланса в сложных реакциях ­составлять   уравнения   реакций,   подтверждающих   химические   свойства   классов неорганических соединений, а также решать генетические цепочки. Выпускник  на углубленном уровне получит возможность научиться: — использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно­ исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания  органических и неорганических  веществ;  — объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,  неполярной), ионной, металлической, водородной с целью определения химической  активности веществ;  — устанавливать генетическую связь между классами органических и неорганических   веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических  и  неорганических соединений данного состава и строения;  — находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на  основе химических знаний. ­решать задачи повышенного уровня, используя алгоритмы и применяя нестандартные  способы решения ­ производить расчеты с использованием математических систем уравнений. ­ проводить мысленный эксперимент, прогнозировать продукты реакции в зависимости от  условий.                                                      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                                                    Общее количество часов – 35 ч                                            УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №                                                          ТЕМА 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Задачи на расчеты по химическим формулам. Задачи с  использованием средней молярной массы смеси газов. Задачи с использованием %­ной концентрации растворов. Изменение  концентрации растворов. Задачи с использованием молярной концентрации растворов. Задачи с участием веществ, одно из которых взято в избытке Окислительно ­ восстановительные реакции. Задачи «на пластинку». Свойства металлов. Задачи с участием вещества, содержащего примеси. Задачи на смеси веществ, одно из которых не реагирует. 10 Задачи на смеси веществ, каждый компонент в которой вступает в  реакции. 11 Задачи на практический выход продукта реакции. 12 Цепочки превращений с неорганическими веществами. 13 Задачи на изменение концентрации раствора за счет взаимодействия  веществ с компонентами смеси. 14 Составление цепочек превращений по заданным условиям. 15 Описание эксперимента с учетом условий. 16 Решение конкурсных и олимпиадных задач. 17 Заключительное занятие. Подведение итогов года. дата Кол­во часов 2 1 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 1 Календарно­тематическое планирование № Содержание занятия Характеристика   основных   видов занятия деятельности ученика 1 2 3 4­5 Химические формулы. Расчет массовой   доли   элементов   по формулам веществ, массовых отношений   элементов   в веществе.   Вычисления Молярная   масса   и   молярный объем. с использованием этих понятий. Переход от одной величины к другой.   Смеси   газов.   Расчет   средней молярной массы смеси газов.       Выражение Растворы. раствора концентрации различными способами. Массовая   доля   вещества   в растворе   –   процентная концентрация. Расчеты   по   изменению концентрации раствора. Рассчитывать молекулярную  массы сложных веществ,   состоящих   из   трех   и   более элементов.   Сравнивать   массовые   доли элементов в разных веществах. По массовым отношениям   элементов   решать   задачи   на нахождение   массы   одного   реагирующего вещества по другому. Производить расчет молярного объема газа с использованием   уравнения   Клапейрона­ Менделеева. Расчеты массы заданного объема газа при заданных условиях. Производить расчет средней молярной массы смеси   газов   по   известной   массовой   или объемной доли каждого из газов. Производить расчет  по получению растворов различной   концентрации   при   добавлении   в заданный   раствор   воды,   дополнительного количества вещества. Производить   расчет   по   изменению концентрации   с   использованием   правила «креста», на смешивание растворов. 6­7 8­9 Молярная раствора. Молярная раствора.     концентрация концентрация Производить   расчет   молярной   концентрации вещества   в   растворе.   Задачи   на   переход   от молярной   концентрации   к   массовой   доле   и наоборот. Нахождение количества вещества по данному раствору   с   определенной   молярной концентрацией. Расчеты по известным данным о   двух   исходных   веществах, одно   из   которых   взято   в избытке. Задачи «на избыток» Производить   расчет   количеств   веществ, определение   вещества,   взятого   в   избытке, уметь   определять   количества   остальных компонентов   в   реакции   с   учетом коэффициентов в уравнении реакции. Производить расчет по уравнениям реакций, когда даны сведения о двух веществах. Уметь определять направление реакции по условиям избытка одного из веществ. 10­12 Окислительно­ восстановительные реакции. 13­14 Задачи «на пластинку» Составлять   уравнения   ОВР   с   определением продуктов   окисления   и   восстановления. Составлять   уравнения   ОВР   с   учетом различной среды раствора.  Производить расчет количеств  прореагировавшего металла и изменения  концентрации раствора, в который опущена  пластина другого металла. 15­16 Расчеты   с   использованием Производить   расчет   количества   продукта веществ, примеси.   содержащих   Задачи   с   использованием смеси один компонент   которой   не вступает в реакцию. веществ,   реакции с учетом вычета примесей из массы вещества, содержащего примеси. Нахождение доли   примесей   в   исходном   веществе   по данному количеству продукта реакции. Производить   расчет   с   учетом   свойств веществ, входящих в состав смеси. Задачи   с   использованием смеси   веществ,   каждый компонент которой вступает в реакцию. Производить   расчет   с   использованием математических систем уравнений. Задачи   с   учетом   неполного прохождения реакции. Производить   расчет   с   учетом   обратимости реакции. Цепочки неорганических веществ. превращений   Отработать   умение   составлять   уравнения реакций   по   превращению   одних   веществ   в другие.   Составлять   уравнения   реакций   в цепочках содержащих неизвестные элементы. превращений,     Расчеты   по   изменению концентраций   реагирующих веществ. Производить   расчет   массы   раствора   после реакции с выделением газа или образованием осадка,   новой   массовой   доли   вещества   в растворе после реакции.   Составление цепочек превращения   веществ   по заданным условиям. Научиться проводить мысленный  эксперимент, прогнозировать продукты  реакции в зависимости от условий. Описание   эксперимента   с учетом условий. Решение   конкурсных   и олимпиадных задач. Описание   мысленного   эксперимента   с прогнозом   продуктов   реакций,   признаков реакций, условий реакций. Решать   задачи   повышенного   уровня, используя   алгоритмы   и   применяя нестандартные способы решения. 17­18 19­20 21­22 23­25 26­27 28­29 30­31 32­34 35 Заключительное занятие. Провести   анализ Проанализировать удачи и сложности.   работы   за   год. Расчеты по химическим формулам. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Задача. Массовая доля серы в соединении с кислородом равна 40%. Выведите формулу  этого вещества. Дано:                                                    Решение ω (S)=40%                     1)  ω (O)=100 ­ 40=60%       ____________                 2) Находим отношение атомов по формуле:                                     SхOy ­ ?                                 S : O=40/32 : 60/16=1,25:3,75                                         Меньшее число принимаем за единицу и находим отношение атомов                                        S : O=1:3                                        Ответ: формула данного вещества SO3. Задача. Вычислите содержание элементов в массовых долях и процентах в гидроксиде  натрия. Дано:                                             Решение. NaOH                                1) Находим молярную массу гидроксида натрия: ________                              M (NaOH)=23+16+1=40г/моль Х1(Na)­?                             2) Вычисляем массовую долю натрия: Х2(O)­?                                Х1=23/40=0,575,  Na – 0,575 мас.д., или 57,5%    Х3(H)­?                               3) Вычисляем массовую долю кислорода Х2=16/40=0,4,   О – 0, 4 мас.д., или 40%                                             4) Выисляем массовую долю водорода                                               Х3=1/40=0,025,  H – 0,025 мас.д., или 2, 5%.                                              5) Проверяем правильность вычисления:                                                0,575+0,4+0,025=1,00 (в мас.д.)                                                57,5+40+2,5=100 (в %). Ответ: в NaOH содержится 0,575 мас.д., или 57,5%, Na, 0,4 мас.д., или 40%, О и 0,025  мас.д., или 2,5%, H.                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Расчет количества растворителя и растворимого вещества. Задача 1. Рассчитайте массу сульфата калия и воды, которые надо взять для приготовления 60 г раствора с массовой долей растворенного вещества 15%. Дано:                                                             Решение.                      m р­р(K2SO4)=60 г          1) Находим массу сульфата калия необходимую для приготовления ω  =15%    ______________ раствора: mв­ва (K2SO4) =  ω . mр­р /100 =15.60/100 = 9 г m (K2SO4)=?                  2) Вычисляем массу воды: m ( H2O)=?                     m (H2O)= mр­р—mв­ва=60 ­ 9=51г                                        Ответ: масса сульфата калия – 9 г, масса воды – 51 г. Задача 2. К 150 г раствора с массовой долей H2SO4 10% добавили 100г воды. Вычислите  массовую долю серной кислоты в полученном  растворе. Дано:                                                    Решение. mр­р1=150 г                     1) Находим массу раствора, полученного после добавления воды ω 1 = 10% m(H2O) =100                       mр­р2 = mр­р1 + m(H2O) =150+100 = 250 г  ____________               2) Находим массу серной кислоты в растворе:        ω 2­?                               m(H2SO4) =  ω  . mр­р1/100                                             m(H2SO4) = 10 . 250/100 = 25г                                       3) Находим массовую долю серной кислоты в полученном растворе:                                                  ω 2 = mв­ва/mр­р2 .100%                                                  ω 2 = 25.250/100 = 6,25%   Ответ: массовая доля серной кислоты в полученном растворе 6, 25%.  Нахождение объемных отношений реагирующих газов. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Задача 1. Какие объемы водорода и кислорода должны прореагировать, чтобы получилось  0,4 моль воды.  Дано:                                                                  Решение. n(H2O) = 0,4моль                                   y моль      х моль 0,4 моль _______________            2H2      +     O2   =   2H2O V(O2)­?                                                    2 моль      1 моль        2моль                                              V(H2)­?                                1) Обозначим  через х количество вещества O2, через y–  количество                                               вещества H2.                                               2) Вычисляем х. Х = 0,4 . 1/2 = 0,2 моль                                              3) Вычисляем y. Y = 0,4 .2/2 = 0,4 моль                                              4) Используя молярный объем газов (Vm = 22,4 л/моль),  вычисляем объемы газов: V(O2) = 22,4 . 0,2 = 4,48 л,  V(H2) = 22,4 . 0,4 =  8,96 л                                                            Ответ: V(O2) = 4,48 л, V(H2) = 8,96 л. Задача 2.Объемные доли ацетилена и этана в газовой смеси составляют 25% и 75%  соответственно. Вычислите массовые доли газов в смеси. Решение. В газовых смесях объемные доли компонентов совпадают с мольными (следствие  закона Авогадро). Следовательно, мольные доли газов в смеси также 25% и 75%. Пусть   имеется 100 моль смеси данных газов. В такой смеси содержится 25 моль ацетилена и 75  моль  этана. Вычислим массы ацетилена и этана: m(C2H2) = n(C2H2) .  M (C2H2) = 25моль.26 г/моль = 650 г, m( C2H6) = n(C2H6) . M (C2H6) = 75моль .30 г/ моль = 2250 г. Вычислим общую массу 100 моль смеси и массовые доли компонентов в ней: mсмеси  = m(C2H2) + m(C2H6) = 650 г + 2250 г = 2900 г ω  (C2H2) = 650/2900 = 0, 224 или 22,4%; ω (C2H6) = 2250/2900 = 0,776 или 77,6%. Ответ:  ω (C2H2) = 0,224 или 22,4%;   ω (C2H6) = 0,776 или 77,6%.                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Вычисление относительной плотности газов. Задача. Какова плотность углекислого газа по водороду, по воздуху? Дано: Решение CO2                     Определяем плотность газа по формулам:                         _________         Мr = 2DH2, где Мr – молекулярная масса, DH2­ плотность газа по водороду.  Dвозд ­?                Мr = 29Dвозд, Dвозд – плотность газа по воздуху. DH2 ­ ?                 1. Находим молекулярную массу оксида углерода.                              Мr (СО2) = 12 + (16 . 2) = 44.                             2. Находим плотность оксида углерода по водороду:                                 DH2  = Мr/2; DH2 = 44/2 = 22. 3. Находим плотность оксида углерода по воздуху.                                  Dвозд = Мr/29;    Dвозд.= 44/29 = 1,5           Ответ: DH2 =22, Dвозд. =1,5. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Определение выхода продукта реакции в % по отношению к теоретически возможному. Задача. Из 280 г жженой извести получили 364 г гашеной извести. Сколько процентов это  составляет от теоретически возможного. Дано: Решение. m(CaO) = 280 г                            5 моль                         х моль m(Ca(OH)2) = 364 г                     CaO    +   H2O     =    Ca(OH)2)          ________________                      1 моль                          1 моль ω вых(Ca(OH)2) ­ ?          1) М(CaO) = 56г/моль                                         2) n (CaO) = m/M;  n = 280/56 = 5моль ; n(CaO) = n(CaOH)2) = 5  моль                                         3) М (Ca(OH)2) = 74 г/моль, 4) m(Ca(OH)2) = 74 г/моль . 5 моль =  370 г                                         5)  ω . 100% = 364/370 . 100% = 98, 38% вых = mпракт./ mтеор.                                          Ответ:      ω вых (Ca(OH)2) = 98, 38%.                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Расчеты по термохимическим уравнениям. В соответствии с термохимическим уравнением   C6H12O6  +  6 O2 = 6 CO2   +  6H2O  +  280кДж Количество теплоты 210 кДж выделяется при сгорании глюкозы массой 1 90 г            2) 135 г             3) 270 г              4) 360 г Выполняем расчеты по данному термохимическому уравнению. По уравнению в реакции участвует 1 моль глюкозы. Молярная масса глюкозы 180 г/моль. М (C6H12O6) = 12 . 6 + 1 . 12 + 16 .6 = 180г/ моль. Масса глюкозы количеством вещества 1 моль равна 180 г. При сгорании 180 г глюкозы  выделяется 280 кДж теплоты, а при  сгорании   х г глюкозы – 210 кДж : Х = 180 . 210/ 280 = 135 г.  Ответ: масса глюкозы 135 г.  Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащую   определенную массовую долю примесей. Задача. Какую массу негашеной извести можно получить из известняка массой 400 г,  содержащую 10 % примесей. Дано:                                                            Решение. mизв = 400 г                                   CaCO3 = CaO  +  CO2 ω прим. = 10%                                  1моль     1 моль ___________           По условию задачи 400 г известняка содержат карбонат кальция и           m (CaO) ­?                   примеси. На долю карбоната кальция приходится 90 % (100­ 10 =90). Масса карбоната кальция  в известняке равна: m ( CaCO3) = 400 . 90/100 = 360 г. Определим количество вещества, соответствующее массе карбоната кальция: n (CaCO3) = m(CaCO3) / M (CaCO3) = 360 г/ 100 г/ моль = 3,6 моль По уравнению реакции n (CaCO3) = n (CaO) = 3,6 моль. Рассчитаем массу 4 моль оксида кальция: m(CaO) = n(CaO) . M(CaO) = 3,6 моль . 56 г/моль = 201,6 г. Ответ: m(CaO) = 201,6 г.                                                                        СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ • • • Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. Химия. 9 кл. Просвещение (Учебник для  общеобразовательных учреждений)  Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с "помощником". 8­9 кл.  Рябов М. А. Химия. Сборник задач и упражнений. 9 кл. • Кузнецова Н.Е., Лёвкин  А.Н. Задачник по химии 9 класс. – М: Вентана­Граф, 2006  • Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. ­ М.:  «Издательство Новая Волна», 1997  • Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. ­  М.: «Издательство Новая Волна», 1997    Химия 8­9 классы. Р.А.Лидин, Е.Е.Якимова, Н.А.Вотинова. Учебное пособие. М.,   Дрофа, 2000 г. Задачи по химии и способы их решения 8­9 классы. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г. Остроумов. М., Дрофа, 2007 г. Задачи всероссийских олимпиад по химии / Под общей ред. В. В. Лунина. — М.:  Экзамен, 2003.    9. Химия: Задачи с ответами и решениями: Учеб. метод. пособие / Под ред. проф. Т. В. Лисичкина. — М.: Изд­во АСТ, 2004. 10. Крестинин, А. Н. Задачи по химии: Нет ничего проще: Учеб. пособие для 8­11  классов. — М.: Генжер, 1997. 11. Шамова, М. 0. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и  алгоритмы решения. — М.: Школа­Пресс, 1999. o Интернет сайты: o Interneturok.ru o Infourok.ru o Opencollection.ru o Pedsovet.su o Testboх.ru o Научно­методический журнал «Химия в школе»

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"

Рабочая программа по химии "Решение задач повышенной трудности в 9-11 классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018