рабочая программа по художественно - эстетическому воспитанию в детском саду

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рабочая программа по художественно - эстетическому воспитанию во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы". в программе разработаны методы и приемы обучения, воспитанников, а также перспективное планирование занятий на учебный год.рабочая программа по художественно - эстетическому воспитанию во второй младшей группе детского сада для воспитателей детских садов по образовательной программе "От рождения до школы".
Иконка файла материала художественно-эстетическое.docx
муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение города Ростова­на­Дону «Детский сад №175» (МБДОУ) Рабочая программа  по изобразительной деятельности в детском саду для детей 3­ 4 лет  (младшая группа)  Автор Т.С. Комарова (в рамках основной образовательной программы «От рождения до школы») Авторы – составители:                                                                                                Городецкая С. В.2015 – 2016 уч. Год Нормативные основания рабочей программы:  Рабочая       программа   разработана   в   соответствии   с   нормативно   – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"   (приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17 октября 2013 г. № 1155);  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   дошкольного   образования   (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);  Методические   рекомендации   по   использованию   Примерной   основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной   программы   дошкольного   образования   в образовательной   организации   (письмо   Министерства   общего   и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1­5025/М);  «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству содержанию и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных организаций»   (постановление   Главного   государственного   санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02­501. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01   №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);  Устав МБДОУ № 175  Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Пояснительная записка Содержание образовательной области «Художественно­эстетическое  развитие» направлено на формирования интереса к эстетической стороне  окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в  самовыражении через решение следующих задач:  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,  художественный труд);  • развитие детского творчества;  • приобщение к изобразительному искусству».           Рабочая программа ориентирована на использование учебно­ методического комплекса к программе «От рождения до школы», конспекты Комаровой Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.  Направленность программы художественно­эстетическое развитие детей. Цель программы: формировать у детей устойчивый интерес к  художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное  эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать  самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее  усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные  средства.   Задачи обучения по направлению программы: Развитие продуктивной деятельности Основные цели и задачи  Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту  окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения,животные),  вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной  деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые  предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в  процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету,  охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на  красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия  народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как  индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке,  аппликации.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей  действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям  окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к  художественно­творческой деятельности.  Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных  представлений, воображения, художественно­творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной  творческой деятельности (изобразительной, конструктивно­модельной,  музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.       Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту  окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками;  кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и  т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не  напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на  кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать  лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо  промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать  осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.  Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый,  черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать  внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому  предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать  дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка,  козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить  ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев  листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая всяулица», «дождик,  дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать  прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).  Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая,  прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать  умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение  одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или  изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают  жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).Учить располагать  изображения по всему листу.Лепка. Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о  свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить  раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы  получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.  Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с  заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей,  соединяя их путем прижимания друг к другу.       Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и  вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные  предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную  композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).  Вызывать радость от восприятия результата общей работы.       Аппликация. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать  интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в  определенной последовательности) на листе бумаги готовые дета ли разной  формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или  заданное воспитателем), и наклеивать их. Учить аккуратно пользоваться  клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону  наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.  Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от  полученного изображения. Учить создавать в аппликации на бумаге разной  формы (квадрат и др.) предметные и декоративные композиции из  геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по  форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать  чувство ритма.        Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по  периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на  определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию  вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить  трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять  постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая  их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).       Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.  Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету:  дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать  детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.Объем программы составляет: по рисованию в младшей группе два  раза в неделю, в месяц – 4. Всего­36, продолжительность одного занятия 15  минут.        Занятия по лепке и аппликации проводятся два раза в месяц, чередуясь.  Продолжительность одного занятия 15 минут. Лепка ­19 занятий в год.  Аппликация­18 занятий в год.        Количество занятий по изобразительной деятельности всего ­ 73(с  учетом праздников и каникул, занятия подающие на эти дни переносятся в  совместную деятельность).  Образовательная деятельность по художественно­эстетическому развитию  детей младшей группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности  проводятся физкультурные минутки. Формы реализации: 1. Система работы включает: 2. НОД (занятия) 3. беседы,  4. наблюдения, 5. рассматривания,  6. игровые занятия с цветом,  7. элементарные опыты с цветом и красками, 8. наблюдения на экскурсиях, 9. проблемно­игровые ситуации, 10.ознакомление с жанрами искусства, 11.рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций   к   знакомым   сказкам,   произведений   искусства (народного,   изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.   декоративно­прикладного, Условия реализации: 1. Специфическая   предметно­пространственная   развивающая   среда   в группе,   организованная   в   виде   разграниченных   зон:   центр   игровой   центр деятельности   (все   виды   игр,   предметы­заместители); исследовательской   деятельности   (экспериментирование,   живые   центр   конструктивной   деятельности   (все   виды обитатели); строительного,   природного   материалов);   центр   продуктивных художественно­творческих видов деятельности и др. В работе таких центров   царит   атмосфера   психологической   творческой   свободы, возможности   проявить   свою   индивидуальность,   реализовать   свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.  Центры оснащены развивающими материалами:Набор   игровых   материалов   для   игровой,   продуктивной, конструктивной деятельности, Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности: объекты для исследования в действии, образно­символический материал и для занятий по бессюжетной живописи. В группе созданы необходимые условия  реализации программы.  Группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, для которых актуально развивать мелкую моторику, здесь ведется работа по лепке из соленого теста,  оборудован изо­уголок, дающий детям право выбора материалов для  самовыражения через разные изобразительные техники 2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных   ситуаций   развития   ребенка.   Для   этого   созданы следующие условия: условия  для свободного выбора деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы; создание  разных пространств предъявления детских продуктов: ­легко   сменяемые   стенды   и   демонстрационные   столы,   полки,   на которых ребенок может поместить свою работу ­праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов. ­детское   портфолио,   которое   создает   сам   ребенок,   принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио. В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей:   творческие,   исследовательские   проекты   –   направление   проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.  3. Самостоятельная деятельность детей (создание условий); 4. Педагогическая диагностика Диагностика изодеятельности детей 4­7 лет (на основе диагностики Т.С. Комаровой) Анализ продуктов детской деятельности Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD­проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера. 5. Конструктивное   взаимодействие  с   семьей   предполагает   объединение усилий   по   обеспечению   развития   и   обучения   ребенка,  использование традиционных   форм   работы   с   родителями:   родительские   собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др.,  а  также  интернет   технологии:  электронная   почта,  сайт  детского сада, сетевые сообщества. Методы и приемы по изо деятельности: Информационно­рецептивный (объяснительно­иллюстративный): ­наблюдение; ­ обследовании предметов и картин и иллюстраций; ­беседа.Репродуктивный   метод   обучения   изо   деятельности­   применяется   для закрепления путем упражнения. Игровой метод: ­ создание игровой мотивации; ­   поставить   перед   детьми   игровую,   а   затем   учебную   задачу,   которая подчиняется игровой; ­ игровые действия должны совпадать с изобразительными. ­ методы стимулирования,  ­ организации и контроля. ­ методы изложения; ­ методы организации самостоятельной деятельности Планируемые результаты Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций,  произведений народного декоративно­прикладного искусства, игрушек,  объектов и явлений природы, радоваться созданным ими индивидуальным и  коллективным работам.  В рисовании Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, заданные  программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка). В лепке  Уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и  незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие  изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами,  фломастерами, кистью и красками. Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической  массы), понимать, какие предметы можно из них вылепить. Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать  их прямыми и круговыми движениями ладоней; лепить различные предметы,  состоящие из 1­3 частей, используя разнообразные приемы лепки. Аппликация  Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать  заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие  изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно  использовать материалы.  Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному  желанию.      Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.Содержательный раздел Образовательная область «Художественно­эстетическое развитие» включает в себя – рисование, лепку, аппликацию. Все разделы реализуются через  непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты.Дата Название темы РИСОВАНИЕ. Диагностические задания Сентябрь.  «Знакомство с карандашом и бумагой». Занятие №1 «Идет дождь». Занятие №2 Октябрь. «Привяжем к шарикам цветные ниточки». Занятие №3 Занятие №4  «Красивые лесенки» («Красивый полосатый  коврик»). «Разноцветный ковер из листьев». Занятие №5 «Цветные клубочки». Занятие №6 Занятие №7 «Колечки» («Разноцветные мыльные  пузыри»). «Раздувайся, пузырь…» Занятие №8 «Рисование по замыслу». Занятие №9 Ноябрь. 01.09.2015 15.09.2015 18.09.1 5 25.09.1 5 02.10.1 5 09.10.1 5 16.10.1 5 23.10.1 5 30.10.1 5 06.11.1 5 Кол- во часов Примечани е 1 1 1 1 1 1 1 1 1«Красивые воздушные шары (мячи)». Занятие №10 13.11.1 5 Занятие №11  «Разноцветные коле («Разноцветные  обручи»). «Нарисуй что – то круглое». Занятие №12 Декабрь.  Занятие №13 «Нарисуй, что хочешь красивое». Занятие №14  «Снежные комочки, большие и маленькие»  «Пушистая игрушка»). «Деревья на нашем участке». Занятие №15  «Елочка». Занятие №16 Январь Занятие №17  «Знакомство с дымковскими игрушками.        Рисование узоров». «Новогодняя елка с огоньками и шариками». Занятие №18 «Украсим рукавичку ­ домик». Занятие №19 Февраль.  Занятие №20 «Украсим дымковскую уточку». 20.11.1 5 27.11.1 5 04.12.1 5 11.12.1 5 18.12.1 5 25.12.1 5 15.01.1 6 22.01.1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 129.01.1 6  «Рисование по замыслу». Занятие №21  «Мы слепили на прогулке снеговиков». Занятие 22  «Светит солнышко». Занятие №23 «Самолеты летят». Занятие №24 Март. Занятие №25 «Деревья в снегу» («Зимний лес»  коллективная работа). Занятие №26  «Красивые флажки на ниточке». «Нарисуйте, кто что хочет красивое». Занятие №27  «Книжки – малышки». Занятие №28 «Нарисуй что – то прямоугольной формы». Занятие №29 Апрель. Занятие №30  «Разноцветные платочки суш («Кубики  стоят на столе»). «Скворечник» («Домик для собачки»). Занятие №31 Занятие №32 05.02.1 6 12.02.1 6 19.02.1 6 26.02.1 6 04.03.1 6 04.03.1 6 11.03.1 6 18.03.1 6 25.03.1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1«Красивый коврик». «Красивая тележка» («Красивый поезд). Занятие №33 «Рисование по замыслу». Занятие №34 Май. Занятие №35 «Картинка о празднике». «Одуванчики в траве». Занятие №36 «Рисование красками по замыслу». Занятие №37 Занятие №38 «Платочек («Высокий новый дом»,  «Клетчатое платье для куклы»). АППЛИКАЦИЯ Диагностические задания Сентябрь. Занятие №1 «Большие и маленькие мячи». Октябрь. Занятие №2 «Шарики катятся по дорожке» («Овощи  (фрукты) лежат на круглом подносе»). «Большие и маленькие яблоки на тарелке». Занятие №3 01.04.1 6 08.04.1 6 15.04.1 6 22.04.1 6 29.04.1 6 06.05.1 6 13.05.1 6 20.05.1 6 27.05.1 6 01.09.2015 15.09.2015 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 122.09.1 5 06.10.1 5 Ноябрь. Занятие №4 «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке». Занятие №5 «Разноцветные огоньки в домиках». Декабрь  Занятие №6  «Шарики и кубики». 20.10.1 5 «Пирамидка». Занятие №7 03.11.1 5 17.11.1 5 01.12.1 5 15.12.1 5 29.12.1 5 19.01.1 6  «Наклей какую хочешь игрушку». Занятие №8 Январь. Занятие №9 «Красивая салфеточка». Февраль. Занятие №10 Занятие №11  «Снеговик».  «Узор на круге». Март. Занятие №12  «Цветы в подарок маме, бабушке». Занятие №13 Апрель. Занятие №14 «Флажки».  «Салфетка». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 102.02.1 6 16.02.1 6 01.03.1 6 22.03.1 6 05.04.1 6 19.04.1 6 03.05.1 6 17.05.1 6 31.05.1 6 01.09.2015 15.09.2015 29.09.1 5  «Скворечник». Занятие №15 Май.  «Скоро праздник придет». Занятие №16 «Цыплята на лугу». Занятие №17 «Домик». Занятие №18 ЛЕПКА. Диагностические задания Сентябрь. Занятие №1  «Знакомство с глиной, пластилином».  «Колобок». Октябрь. Занятие №2  «Палочки» («Конфетки», «Хлебная  соломка»). «Бублики», «Баранки», «Крендельки». Занятие №3 Ноябрь. Занятие №4  «Подарок любимому щенку котенку». Занятие №5 «Лепка по замыслу». «Лепка по замыслу». Занятие №6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 13.10.1 5 27.10.1 5 Занятие №7 «Печенье», «Пряники», «Лепешки, большие и маленькие». Декабрь. Занятие №8 «Погремушка». «Башенка» («Пирамидка из дисков (колец)». Занятие №9 10.11.1 5             Занятие №10 «Лепка по замыслу». 24.11.1 5 01.12.1 5 15.12.1 5 Занятие №11  «Мандарины и апельсины», «Вкусные  гостинцы на день рождения Мишки». Январь.  Занятие №12  «Маленькие куколки гуляют по снежной  поляне», «Маленькая Маша» (по мотивам  потешки). Занятие №13  «Слепи свою любимую игрушку», «Вылепи  какое хочешь животное». Февраль.  Занятие №14 «Воробушки и кот» (по мотивам подвижной  игры).  «Большие и маленькие птицы на кормушке». Занятие №15 29.12.1 5 12.01.1 6 Март.  Занятие №16  «Самолеты стоят на аэродроме».  «Лепка по замыслу». Занятие №17«Неваляшка», «Мишка – неваляшка». Занятие №18 Апрель. Занятие №19  «Угощение для кукол, мишек, зайчиков». Занятие №20 «Красивая птичка», «Утенок» (по  дымковской игрушке). Май.  Занятие №21  «Миски трех медведей». «Зайчик (кролик)». Занятие №22 Занятие №23 «Цыплята гуляют» (коллективная  композиция). 26.01.1 6 09.02.1 6 23.02.1 6 15.03.1 6 29.03.1 6 12.04.1 6 26.04.1 6 10.05.1 6Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом: Рисование: Альбомы для рисования. Цветные карандаши, гуашь, акварель,  цветные мелки, фломастеры. Кисти разных размеров,  стаканы для воды,  подставки для кисти, салфетки. Лепка: Глина, пластилин, пластическая масса, стека. Дополнительные  материалы (косточки, бусинки и т.д.) Аппликация: Набор цветной бумаги, белый картон, цветной картон, клей.  Ножницы.                                    Список литературы: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От  рождения до школы»  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.  Васильевой. – М.:МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая  группа. – М.:МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015.               Комарова   Т.С.   Детское   художественное   творчество. ­М.:   Мозаика­ Синтез,2010.               Комарова   Т.С.   Обучение   дошкольников   технике   рисования.   ­М.: Педагогическое общество России,2005.        Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. ­М.: Педагогическое общество России,2006.