Реализация рабочей программы основана на использовании УМК Н.Д. Угриновича. Основу УМК составляют учебники завершенной предметной линии для 8-9 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
• Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
• Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
• Электронное приложение к УМКРП по информатике за курс 8-9 класс
ИНФО 8-9.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Петелинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА
на заседании методического совета
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
УТВЕРЖДЕНА
Протокол № _____
от «__» __________ 20__ года
председатель МС школы
_______________/___________/
Протокол № _____
от «__» __________ 20__ года
Приказом от «___» _______20__
№ _____
Директор__________/Кислицина И.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Информатика и ИКТ»
для обучающихся 89 классов
Учитель: Кривощекова Вера Анатольевна,
первая квалификационная категория Дата разработки: 20162017 учебный год
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы (8 – 9 классы)
I.
Пояснительная записка
составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004
г. N
1089
Примерной программы по информатике и ИКТ. 89 классы;
Авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 8 и 9 классов, переработанной для учащихся
МАОУ Петелинская СОШ.
Учебного плана МАОУ Петелинская СОШ на 20162017 учебный год, утвержденный приказом № 68/5ОД от
23.05.2015 г.
Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
Реализация рабочей программы основана на использовании УМК Н.Д. Угриновича. Основу УМК составляют
учебники завершенной предметной линии для 89 классов, включенные в Федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2013
Электронное приложение к УМК
Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально
групповых и фронтальных форм.
Цели и задачи курса информатика сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой,
в 89 классах необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
На изучение курса в 89 классах отводится: 34 часа в 8 классе, 68 часов в 9 классе.
Полный объём курса – 102 часа.
II.Содержание тем учебного курса информатики
8 класс
Информация и информационные процессы (4 часа)
Информация. Информатика. Информация в живой природе. Информационные процессы в технике. Кодирование
информации с помощью знаковых систем. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации.
Измерение количества информации (содержательный подход). Алфавитный подход к определению количества
информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации. Создание текстовых документов.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)
Компьютер — универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера. Процессор. Устройства ввода
информации. Внутренняя память компьютера. Долговременная память. Носители информации. Файлы и папки.
Форматирование дисков. Файловая система. Операции над файлами Программное обеспечение компьютера.
Операционная система. Прикладное программное обеспечение.
Информационные технологии. Обработка текстовой информации (14 часов) Создание и простейшее редактирование документов. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров
и шаблонов. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и
графических объектов. Разработка и использование стиля. Гипертекст. Запись и выделение изменений. Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать текста.
Информационные технологии. Обработка графической информации ( 4 часа)
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Информационное пространство компьютера. Кодирование
числовой информации. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Электронные таблицы. Относительная,
абсолютная и смешанная адресация. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Мультимедийные технологии (8 часов)
Компьютерные презентации. Звуки и видеоизображения. Создание текста слайдов. Использование микрофона и проектора.
Запись музыки. Монтаж информационного объекта. Создание и обработка комплексного информационного объекта в
виде презентации.
9 класс
Обработка числовой информации ( 6 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки и ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.Абсолютные
и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Представление информации ( 6 часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления
информации. Компьютерное представлении е текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель,
растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в
различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Алгоритмы и исполнители (19 часов)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок –схемы. Возможность автоматизации деятельности
человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный
исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма
(программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. Алгоритмические
конструкции: ветвление. Алгоритмические конструкции: повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный
алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования и их
классификация. Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Turbo Pascal. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы
разработки программы. Алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Формализация и моделированне ( 8 часов)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе
компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная
графика. Диаграммы. Планы. Карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления:
управление, обратная связь.
Хранение информации ( 4 часа)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление
и сортировка данных.
Комуникационные технологии ( 10 часов)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение
информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное
общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.Архивирование и
разархивирование. Планирование вебстраницы (вебсайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста,
форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
Информационные технологии в обществе (6 часов)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой
работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и
использовании информации.
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета, курса
8 класс
Учащиеся должны:
Иметь представление об информации Знать виды информации, примеры источников и приемников информации.
Уметь различать декларативные и процедурные знания, приводить примеры информационных и неинформационных
сообщений
Знать виды информационных процессов, их характеристики.
Уметь перечислять свойства информации в форме сообщений, знаний, СМИ.
Приводить примеры информационных процессов из жизни человека, природы, техники.
Знать единицы измерения количества и скорости передачи информации.
Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую. Знать основные компоненты компьютера и их функции.
Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках его компонентов.
Знать программный принцип работы компьютера. Уметь перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки
Уметь создавать файлы и пользоваться файловой системой
Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс.
• Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать информационные объекты,
выполнять простейшее редактирование.
• Иметь представление о параметрах шрифта.
• Уметь оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов
• Иметь представление о вставке в документ графических объектов.
Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы и графические объекты.
• Иметь представление о системе правописания.
• Уметь выделять абзацы, заголовки.
• Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.
• Знать состав гиперссылки. Уметь создавать закладки и ссылки.
• Уметь выделять изменения.
• Уметь распознавать текст.
• Иметь представление о возможностях компьютерных словарей. Уметь переводить текст с использованием системы
машинного перевода.
• Уметь сохранять документ в различных текстовых форматах, печатать документ, сохранять документ.
• Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации.
• Знать интерфейс графических редакторов.
• Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редакторами Paint.
• Уметь использовать шаблоны и примитивы, конструировать объекты, производить геометрические преобразования
• Знать форматы графических файлов.
• Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты.
• Уметь создавать графический объект
• Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций,
• Основные правила создания компьютерных презентаций, записи
музыки, видеоизображений, уметь демонстрировать свою презентацию • Уметъ создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде презентации
с использованием шаблонов
• Уметь создавать и обрабатывать видеофильм.
9 класс
Учащиеся должны:
Знать понятие алгоритма, как организованной последовательности действий, доступных для некоторого
исполнителя;
Знать способы записи алгоритмов, свойства алгоритмов;
Иметь представление об исполнителе (общая схема знакомства, СКИ, среда);
Уметь строить и исполнять алгоритмы для учебного исполнителя;
Уметь находить и исправлять ошибки в алгоритмах;
Уметь формально записывать решение, пользуясь заданными параметрами и обозначениями;
Приводить примеры различных исполнителей и программ;
Уметь создавать базы данных, вводить и редактировать, сортировать записи в БД;
Иметь представление о локальных и глобальных сетях;
Уметь пользоваться электронной почтой, ресурсами Интернета.
Знать основы информационной этики и информационной безопасности. IV. Календарнотематическое планирование
Тема раздела
Количе
8 класс
Тема урока
Дата
Оценка результатов Коррекция
ство
часов
по
разделу
9
«Информация и
информационные
процессы»
реализации
темы урока
Информация и информационные
процессы в живой и неживой
природе.
Информация и информационные
процессы
Знаки: форма и значение.
Знаковые системы
Кодирование информации
Количество информации как мера
неопределённости знания
Определение количества
информации.
Опрос
Ответы на вопросы.
Контроль выполнения
практической работы
Опрос
Тест
опрос
№
урока
по
порядку
1
2
3
4
5
6 «Компьютер как
универсальное
устройство
обработки
информации»
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Алфавитный подход к
определению количества
информации
Практическая работа №1
«Перевод единиц измерения
количества информации с
помощью калькулятора»
Контрольная работа №1
«Определение количества
информации»
Программная обработка данных на
компьютере
Устройство компьютера
Файлы и файловая система
Практическая работа №2 «Работа
с файлами с использованием
файлового менеджера»
Программное обеспечение
компьютера
Графический интерфейс
операционных систем и
приложений. Практическая работа
№3 «Установка даты и времени с
использованием графического
интерфейса операционной
системы»
Компьютерные вирусы и
антивирусные программы.
Правовая охрана программ и
данных. Защита информации.
Практическая работа №4 «Защита
от вирусов: обнаружение и
лечение»
Передача информации
7
16
Тест
Ответы на вопросы.
Контроль выполнения
практической работы
Опрос
Ответы на вопросы.
Ответы на вопросы
П.Р.
Опрос
П.Р.
П.Р.
Тест. «Коммуникационные
технологии»
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Локальные компьютерные сети.
Практическая работа №5
«Предоставление доступа к диску
на компьютере, подключённом к
локальной сети»
Глобальная компьютерная сеть
Интернет. Практическая работа
№6 «Подключение к Интернету»
Информационные ресурсы
Интернета. Всемирная паутина.
Практическая работа №7
«Путешествие по Всемирной
паутине»
Электронная почта. Файловые
архивы. Практическая работа №8
«Работа с электронной Web
почтой»
Общение в Интернете. Мобильный
интернет. Звук и видео в
Интернете
Поиск информации в Интернете.
Практическая работа №9 «Поиск
информации в Интернете»
Электронная коммерция в
Интернете
Разработка Webсайтов с
использованием языка разметки
гипертекста HTML. Структура
Web страницыjghjc
Форматирование текста на Web
странице
Вставка изображений в Web
страницы
Гиперссылки
П.Р.
П.Р.
П.Р.
П.Р.
Ответы на вопросы.
Проекты
П.Р.
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы 29
30
3133
34
Списки
Интерактивные формы на Web
страницах.
Практическая работа №10
«Разработка сайта с
использованием языка разметки
текста HTML»
Контрольная работа №2 «Язык
гипертекстовой разметки HTML»
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
П.Р.
9 класс №
урока
по
порядку
Тема раздела
Количе
Тема урока
Дата
Оценка результатов
Коррекц
ство
часов
по
разделу
реализац
ии темы
урока
ия 1
2
3
4
5
6
7
8
14
часов
Кодирование и
обработка
графической и
мультимедийной
информации
Повторение понятия
«Информация», вводный
инструктаж по технике
безопасности. Организация работы
в группах.
Кодирование графической
информации (пиксель, растр,
кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика
Интерфейс графических
редакторов. Рисование в
растровых и векторных
графических редакторах.
Работа с объектами в векторных
графических редакторах.
Редактирование рисунков и
изображений.
Форматы графических файлов.
Практическая работа 1.1
«Кодирование графической
информации».
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа 1.2
«Сканирование и редактирование
изображений в растровом
графическом редакторе»,
Практическая работа 1.3
«Создание рисунков в векторном
графическом редакторе».
Растровая и векторная анимация
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Проверка выполнения
работы.
Индивидуальное
тестирование
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Выборочный опрос 9
10
11
12
13
14
15
16
16
Практическая работа 1.4
«Анимация».
Кодирование звуковой
информации (глубина
дискретизации, частота
кодирования).
Практическая работа 1.5
«Кодирование и обработка
звуковой информации»
Инструктаж по ТБ.
Цифровое фото и видео.
Практические работы 1.6, 1.7
«Захват цифрового фото и
создание слайдшоу», «Захват и
редактирование цифрового
видео».
Flash анимация в презентациях и
на Web страницах
Защита проекта, зачет.
Кодирование и
обработка текстовой
информации
9 часов Кодирование текстовой
информации. Кодировки русского
алфавита.
Практическая работа 2.1
«Кодирование текстовой
информации».
Инструктаж по ТБ.
Создание документов в текстовых
редакторах. Ввод и
редактирование документа.
Сохранение и печать документов.
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Устный опрос
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Защита проектов
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы 17
18
19
20
21
22
23
24
Практические работы 2.2, 2.3
«Вставка в документ формул»,
«Форматирование символов и
абзацев»
Инструктаж по ТБ.
Нумерованные и маркированные
списки. Практическая работа 2.4
«Создание и форматирование
списков».
Таблицы.
Практическая работа 2.5
«Вставка в документ таблицы, ее
форматирование и заполнение
данными».
Компьютерные словари и системы
машинного перевода текстов.
Практическая работа 2.6
«Перевод текста с помощью
компьютерного словаря».
Системы оптического
распознавания документов.
Практическая работа 2.7
«Сканирование и распознавание
«бумажного» текстового
документа»
Инструктаж по ТБ.
Создание комплексного
документа, содержащего списки,
таблицы, формулы, чертежи,
рисунки и тп
Кодирование числовой
информации. Системы счисления.
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы 25
Кодирование и
12
обработка числовой
часов
информации
26
27
28
29
30
31
32
33
Перевод чисел в позиционных
системах счисления. Практическая
работа 3.1 «Перевод чисел из
одной системы счисления в
другую с помощью калькулятора»
Инструктаж по ТБ.
Арифметические операции в
позиционных системах счисления.
Электронные таблицы. Основные
параметры ЭТ. Ввод данных в ЭТ
Основные типы данных и форматы
данных.
Абсолютные и относительные
ссылки. Практическая работа 3.2
«Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки в электронных
таблицах».
Встроенные функции.
Практическая работа 3.3
«Создание таблиц значений
функций в электронных таблицах»
Инструктаж по ТБ.
Построение диаграмм и графиков
в электронных таблицах.
Терминологический диктант
Практическая работа 3.4
«Построение диаграмм различных
типов».
Базы данных в электронных
таблицах.
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы Основы
16
алгоритмизации и
часов
объектно
ориентированного
программирования
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Практическая работа 3.5
«Сортировка и поиск данных в
ЭТ»
Зачет.
Алгоритм и его формальное
исполнение.
Кодирование основных типов
алгоритмических структур на
языках объектно
ориентированного и процедурного
программирования.
Практическая работа 4.1
«Знакомство с системами
объектноориентированного и
алгоритмического
программирования»
Переменные: тип, имя, значение.
Терминологический опрос.
Арифметические, строковые и
логические выражения. Функции в
языках программирования.
Основы объектно
ориентированного визуального
программирования.
Основы объектно
ориентированного визуального
программирования. Зачет.
Практическая работа 4.2
«Проект «Переменные»
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы 44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Практическая работа 4.3
«Проект «Калькулятор»
Практическая работа 4.4
«Проект «Строковый
калькулятор»
Практическая работа 4.5
«Проект «Даты и время»
Практическая работа 4.6
«Проект «Сравнение кодов
символов»
Практическая работа 4.7
«Проект «Отметка»
Практические работы 4.8, 4.9
«Проект «Коды символов»,
«Проект «Слово перевертыш»
Графические возможности
объектноориентированного языка
Visual Basic.
Практическая работа 4.10
«Проект «Графический редактор»
Защита проектов
Окружающий мир как
иерархическая система
Моделирование как метод
познания. Материальные и
информационные модели.
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Моделирование и
формализация
10
часов 54
55
56
57
58
59
60
61
62
Формализация и визуализация
информационных моделей.
Терминологический опрос.
Основные этапы разработки и
исследования моделей на
компьютере.
Построение и исследование
физических моделей.
Практическая работа 5.1
«Проект «Бросание мячика в
площадку»
Приближенное решение
уравнений.
Практическая работа 5.2
«Проект «Графическое решение
уравнения».
Экспертные системы
распознавания химических
веществ.
Практическая работа 5.3
«Проект «Распознавание
удобрений».
Информационные модели
управления объектами.
Практическая работа 5.4
«Проект «Модели систем
управления»
Зачет
Информационное общество.
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы
Проверка выполнения
самостоятельной практич.
работы
Ответы на вопросы.
Проекты 63
64
6568
Информационная культура.
Перспективы развития
информационных и
коммуникационных технологий.
Повторение обобщение материала.
Ответы на вопросы.
Проекты
Ответы на вопросы.
Проекты
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.