Программа по ФГОС, информатика и ИКТ, рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю). Предполагается использование рабочих тетрадей в двух частях, а также тетрадей для контрольных работ. В программе раскрыты планируемые результаты в соответствии с ФГОС (метапредметные, межпредметные и предметные), содержание программы состоит из четырёх разделов, где обучающимся предложено ознакомиться с историей информации в жизни человека, кодированием и шифрованием, узнать, из чего состоит компьютер и выяснить, что такое объект и какие у него свойства. В тематическом планировании указано количество часов на каждую тему
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кривковская начальная школадетский сад»
Согласовано:
зам. директора по УВР
___________Ахметова В.Н.
«___»______________2018 г.
Утверждаю:
директор МОУ «Кривковская
начальная школадетский сад»
_____________Дмитриева Г.В.
Приказ № _________________
от «___»____________2018 г.
Рабочая программа
«Информатика»
для обучающихся 3 класса
на 20182019 учебный год
Разработала:
Макошина Нина Владимировна,
учитель информатики первой
квалификационной категории2018 г.
д. КривкоПояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Информатика» для
24 классов, Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2015 г.
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год 34
Роль и место предмета «Информатика» в системе учебных дисциплин начальной школы
Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и
содержанием. Цель уникальна (в отличие от других дисциплин начального образования) – целенаправленно
научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в
начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с
информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать
школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами
необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять
современные информационные технологии для решения учебных и практических задач до того, как они придут
в старшие классы, подобно тому, как в начальной школе учат читать и писать – чтобы в старших классах эти
умения служили уже инструментом в многотрудной учебной деятельности. Информатика в начальной школе
изучается школьниками легко и охотно. Не рекомендуется допускать ситуацию, когда вместо того, чтобы
пользоваться компьютером в старших классах, дети только начинают его познавать, удовлетворяя свой интерес
к этому мощному современному инструменту для работы с информацией в компьютерных играх. В результате
использования компьютера «не по назначению» (для компьютерных игр вместо инструмента поиска и
обработки информации), школьники не только проигрывают в производительности учебного труда, но
получают много негативных последствий для своего физического и духовного здоровья.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких
качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение
ИКТкомпетентности.
Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и
развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов
начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно
формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в
формировании УУД.
В третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных
системах. Школьники целенаправленно изучают современные инструменты работы с информацией (мобильный
телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей
учебной деятельности. Во второй половине учебного года дети конкретно осваивают различные
информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования,
приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы
ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и
называя элементарные технологические операции своими именами.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности
ученика начальной школы в информационноучебной деятельности, а также формирование начальных
предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и
первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при
изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
формирование системного, объектноориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе
различных способов представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных
информационных технологий для решения практических задач.
Основное содержание предмета:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства
мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
I. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1.
2.
3.
4.
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и равзивающемся
мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
3. умение использовать знаковосимволические средства представления информации;
4. активное использование речевых средств и средств ИКТ;
5. умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации;
6. умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты;
7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и т.д.;
8. готовность слушать собеседника и вести диалог;
9. готовность конструктивно решать конфликты;
10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов,
процессов и явлений действительности;
11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты.
Знать/понимать:
1. основные источники информации;
2. назначение основных устройств компьютера;
3. правила безопасного поведения при работе с компьютером.
Уметь:
4. составлять небольшие письменные описания предмета, картинки с помощью текстового
5. распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
6. сравнивать различные объекты реальной действительности и выражать эти отношения с
редактора;
помощью схем;
7. различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
8. различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
9. определять цель своей деятельности, осуществлять ее организацию в соответствии с планом
и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
10. получать необходимую информацию об объекте деятельности;
11. работать с разными источниками информации;
12. обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять
поиск дополнительной информации;
13. самостоятельно использовать всевозможные электронные конструкторы, тренажеры;
14. осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы;
15. решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
16. осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов.II. Содержание учебного предмета.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Название раздела
Колво часов
Информация, человек и компьютер
Человек и информация. Источники и приемники информации.
Носители информации. Компьютер.
Действия с информацией
Получение информации.
Кодирование информации.
информации. Хранение информации. Обработка информации.
Представление информации.
Кодирование и шифрование
Объект и его характеристика
Объект его имя и свойства объекта. Функции объекта.
Отношения между объектами. Характеристика объекта.
Документ и данные об объекте.
Компьютер, системы и сети
Компьютер – это система. Системные программы и
операционная система. Файловая система. Компьютерные сети.
Информационные системы.
9
7
11
7III. Календарнотематическое планирование уроков информатики
3 класс УМК «Информатика»
Тема урока
Кол. час
№
п/п
уч.г
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема: Информация, человек и компьютер
Правила техники безопасности. Человек и информация
Стартовая проверочная работа
Источники и приемники информации
Носители информации.
Компьютер
ПР «Человек информация и компьютер»
Подготовка к ПР №1 за 1 четверть
ПР№1 за 1 четверть
Работа над ошибками
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
Тема: Действия с информацией
10 Получение информации. Представление информации.
11 Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных
12 Хранение информации Обработка информации
13 ПР «Действия с информацией»
14 Подготовка к ПР за 1 полугодие
15 ПР за 1 полугодие
16
Работа над ошибками
Тема: Мир объектов
Документ и данные об объекте
17 Объект его имя и свойства.
18 Функции объекта.
19 Отношения между объектами
20 Характеристика объекта
21
22 ПР «Мир объектов»
23 Подготовка к ПР за 3 четверть
24 Подготовка к ПР за 3 четверть
25 ПР за 3 четверть
26
27 Повторение
Работа над ошибками
Тема: Компьютер, системы и сети
Системные программы и операционная система
28 Компьютер – это система
29
30 Файловая система
31 Компьютерные сети
32 Информационные системы, Подготовка к ПР за год
33 ПР за год
34
Работа над ошибками
Сведения об использовании учителем учебнометодических материалов и оснащении учебного процесса.
1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) из Единой коллекции ЦОР www
2. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на CD (входит в УМК)
. edu
. ru
. school
collection
В состав УМК по информатике 3 кл входят:
3. Учебник «Информатика» (в 2 ч) 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
4. Рабочая тетрадь (в 2ч) 3 класс, Н.В. Матвеева и др.5. Методическое пособие для учителя, Н.В. Матвеева и др.
Оставляю за собой право на корректировку календарнотематического планирования в течение учебного года.