Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями от 31.12.2015 №1577), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5, с учетом авторской программы «Информатика. 9 класс» (авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова).
Рабочая программа конкретизирует распределение учебного материала по темам и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Информатика : учебник для 9 класса. / Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. 5-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
||||
Личностные |
Метапредметные
|
Предметные |
|||
коммуникативные |
регулятивные |
познавательные |
|||
Ученик научится |
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
|
Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
|
Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
|
Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
|
Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
|
Ученик получит возможность научиться |
В чем состоят основные свойства алгоритма; Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод; Правила оформления программы на Паскале; Правила представления данных и операторов на Паскале; Историю способов записи чисел (систем счисления);
|
Назначение прямой и обратной связи в этой схеме; Назначение языков программирования; Назначение систем программирования; Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
|
Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; Последовательность выполнения программы в системе программирования;
|
Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; Основные виды и типы величин; Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
|
Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; Что такое трансляция; В чем состоит проблема информационной безопасности.
|
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Из них практическая часть |
Краткое содержание раздела |
1 |
Управление и алгоритмы |
9 |
7 |
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. |
2 |
Программное управление работой компьютера |
18 |
17 |
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура про-граммы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. |
3 |
Информационные технологии и общество |
8 |
2 |
Предыстория информатики. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере. |
Итого: |
35 |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Тип урока |
Содержание, основные понятия |
|
план |
факт |
|
||||
Управление и алгоритмы - 9 ч. |
||||||
1 |
Вводный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики. Управление и кибернетика |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Управление, алгоритм управления, исполнитель управляющего характера. Возникновение кибернетики, управление, алгоритм управления.
|
2 |
Управление с обратной связью
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Линейный алгоритм, обратная связь, автоматическая система с программным управление. Происхождение понятия «алгоритм», исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, свойства алгоритма, определение алгоритма, формальное исполнение алгоритма, программа. |
3 |
Определение и свойства алгоритма
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Алгоритм, исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, система команд исполнителя алгоритма, дискретность, понятность, точность, конечность, программа. Назначение и возможности системы программирования, команды, работа в программном режиме, линейные программ.
|
4 |
Система программирования КуМир |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Среда исполнителя, простые команды, режим исполнения. Линейный алгоритм, обратная связь, модель управления с обратной связью, циклы и ветвления в алгоритмах, системы с программным управлением. |
5 |
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы
|
|
|
|
Открытие новых знаний |
Вспомогательный алгоритм, процедура, подпрограмма, обращение к процедуре, описание процедур, метод последовательной детализации, сборочное программирование. Вспомогательный алгоритм, обращение к вспомогательному алгоритму, описание вспомогательного алгоритма, метод последовательной детализации, сборочный метод. |
6 |
Циклические алгоритмы
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Цикл, зацикливание, цикл с предусловием, цикл-пока, блок-схема. Команда цикла, цикл в процедуре, блок-схема алгоритмов, цикл с предусловием. |
7 |
Ветвление и последовательная детализация алгоритма |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Команда ветвления, пошаговая детализация. Команда ветвления, неполная форма команда ветвления, задачи с двухшаговой детализации. |
8 |
Автоматизированные и автоматические системы управления |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Автоматизированные системы управления, системы автоматического управления, цифроаналоговый преобразователь, аналого-цифровой преобразователь, контроллер. АСУ, САУ, простые автоматы, схема САУ, управление в режиме реального времени. |
9 |
Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы» |
1 |
|
|
Урок развивающего контроля |
Контроль знаний по теме: «Управление и алгоритмы» .Контроль знаний, умений и навыков учащихся. |
Программное управление работой компьютера - 18 ч. |
||||||
10 |
Что такое программирование |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Программирование, язык программирования, система программирования. Программисты, язык программирования, система программирования. |
11 |
Алгоритмы работы с величинами |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Данные, величина, программа, константа, переменные, идентификатор, команда присваивание, команда ввода/вывода. Компьютер как исполнитель алгоритмов, величины, система команд, команда присваивания, команда вводы/вывода. |
12 |
Линейные вычислительные алгоритмы |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Трассировочная таблица, трассировка, описание переменных. Присваивание, свойства присваивания, обмен значениями двух переменных, описание линейного вычислительного алгоритма. |
13 |
Знакомство с языком Паскаль |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Паскаль, оператор, Program, Var, read (ln), write(ln), begin, end, приоритет. Возникновение и назначение Паскаль, структура программы на Паскаль, операторы ввода/вывода/присваивания, правила записи арифметических выражений, пунктуация Паскаль. |
14 |
Алгоритмы с ветвящейся структурой |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Структурная команда, полное/неполное ветвление, вещественный тип. Представление ветвлений в АЯ, трассировка ветвящихся алгоритмов, сложные ветвящиеся алгоритмы. |
15 |
Программирование ветвлений на Паскале |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Операции отношения, линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл. Программисты, язык программирования, система программирования. Основные алгоритмические структуры и их кодирование на языке программирования. |
16 |
Программирование диалога с компьютером
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Сценарий. Описание структуры программы с помощью диалога. Диалог с компьютером, программирование диалога. |
17 |
Программирование циклов |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Технология решения задачи на компьютере, математическая модель, комбинаторика, перестановка, факториал, циклический алгоритм, цикл, цикл с предусловием, тест, Этапы решения расчетной задачи на компьютере, задача о переустановке букв, отладка и тестирование программы. |
18 |
Программирование циклов |
1 |
|
|
Урок рефлексии |
Линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл Технология решения задачи на компьютере, математическая модель, комбинаторика, перестановка, факториал, циклический алгоритм, цикл, цикл с предусловием, тест, Этапы решения расчетной задачи на компьютере, задача о переустановке букв, отладка и тестирование программы. |
19 |
Алгоритм Евклида |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл. Координатная система, функции .
|
20 |
Таблицы и массивы |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Массив, линейная таблица, одномерный массив, индекс.Массив, описание и ввод значений в массив в АЯ, цикл с параметром в АЯ, расчет среднего значения элементов массива. |
21 |
Массивы в Паскале |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Описание массива в Паскале, цикл с пара-метром на Паскале, форматы вывода, про-грамма с двумя массивами. |
22 |
Одна задача обработки массива
|
1 |
|
|
Урок рефлексии |
Датчик случайных чисел, случайное число, Randomize. Случайные числа, датчик случайных чисел на Паскале, алгоритм поиска числа в массиве, программа поиска числа в массиве. |
23 |
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Поиск максимума и минимума в электрон-ной таблице, блок-схемы алгоритмов поиска максимума и минимума в массиве. |
24 |
Сортировка массива |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Операция присоединения строк, метод пузырька.Алгоритм сортировки методом пузырька, программа на Паскале сортировки методом пузырька. |
25 |
О языках программирования и трансляторах |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Системы программирования, автокод, транслятор, компиляция, интерпретатор, компилятор. Системы программирования, уровни языков программирования, трансляция, трансляторы, способы трансляции, работа компилятора, работа интерпретатора. |
26 |
Повторение по теме «Программное управление работой компьютера»
|
1 |
|
|
Урок общеметодологической направленности |
Подготовка к контрольной работе. |
27 |
Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера» |
1 |
|
|
Урок развивающего контроля |
Контроль знаний по теме: «Программное управление работой компьютера». Контроль знаний, умений и навыков уча-щихся.
|
Информационные технологии и общество – 8 ч. |
||||||
28 |
Предыстория информатики
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Релейные вычислительные машины, ЭВМ, архитектура ЭВМ, суперкомпьютеры. История средств хранения информации, передачи информации, обработки информации, аналитическая машина Бэббиджа. Структура программного обеспечения, история систем программирования, история системного и прикладного ПО, ИКТ и их приложения. |
29 |
История ЭВМ
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Библиотека стандартных программ, математическое обеспечение ЭВМ, система программирования, операционные системы, утилита, сервисные программы. Счетно-перфорационные и релейные машины, начало эпохи ЭВМ, перспективы 5 поколения. |
30 |
История программного обеспечения и ИКТ
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Ресурс, информационные ресурс национальные информационные ресурсы. Информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, виды национальных информационных ресурсов.
|
31 |
Информационные ресурсы современного общества
|
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Информационное общество, информатизация, антивирусные программы, |
32 |
Проблемы формирования информационного общества |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Основные меры по защите информации. Информационное общество, информатизация, задачи информатизации, информационные преступления и информационная безопасность, меры обеспечения информационной безопасности |
33 |
Информационная безопасность |
1 |
|
|
Открытие новых знаний |
Релейные вычислительные машины, ЭВМ, архитектура ЭВМ, суперкомпьютеры. Информационные преступления и информационная безопасность, программно-технические способы защиты информации, правовая защита информации . |
34 |
Контрольная работа и тест «Информационные технологии и общество» |
1 |
|
|
Урок развивающего контроля |
Контроль знаний, умений и навыков учащихся |
35 |
Обобщение пройденного за 9 класс. Итоговый тест по курсу 9 класса |
1 |
|
|
Урок рефлексии |
Подготовка к итоговому тесту по курсу 9 класса. Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.