Рабочая программа к учебнику "Информатика. Базовый курс. 9 класс" / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Настоящая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089.), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением от 8 апреля 2015 г. Протокол № 1/15), Программы основного общего образования по информатике (7-9 класс) Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012. Программа разработана учителем информатики МБОУ "Печорская средняя общеобразовательная школа №3" на 2018-2019 учебный год.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Печорская средняя общеобразовательная школа № 3»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель методического
объединения учителей физико
математического цикла
______________________
Протокол № _______
От ____.____.2018 г.
Заместитель директора по
        Приказ № ______
УВР
__________________
От ____.____. 2018 г.
Директор школы
________________________ 
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
по   информатике и ИКТ
для   9 «А», «Б»  классов
на 20182019
 учебный год
                                                                                   Вязовченко Наталия Константиновна
                                                 учитель математики и информатики
                    высшей  категории2018 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
• Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 
2004 года (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089.),
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена 
решением от 8 апреля 2015 г. Протокол № 1/15)
• Программы основного общего образования по информатике (79 класс) Авторы: Семакин И.Г., 
Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория 
знаний», 2012
• Образовательной программы МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3» на 
20182019 учебный год.
• Учебного плана МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3» на 20182019  
•
учебный год.
Годового календарного учебного графика МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная 
школа № 3» на 20182019 учебный год
• Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, 
дисциплин» МБОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3».
Учебник: Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. 
Шестакова. – 2е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 390 е.: ил
Место предмета в учебном плане.
Информатика изучается в 7—9 классах основной школы по 1 часу в неделю в 7 классах и по 2 
часа в неделю в 89 классах, всего 170 ч. Распределение часов:           
 7 класс – 34 часа (1 час  неделю);
 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов
«Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал
всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 1011 классах
этот материал больше не изучается.
Раздел   «Информационные   технологии   и   общество»   был   изучен   в   прошлом   году   этими
учащимися   за   счет   уплотнения   материала,   а   высвободившиеся   часы   отведены   на   вышеуказанные
разделы.I.  Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
программный принцип работы компьютера:
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;
понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
области применения моделирования объектов и процессов; 
уметь
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к 
периферийным устройствам и информационным банкам;
представлять числа в различных системах счисления;
выполнять и строить простые алгоритмы;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту 
и целям моделирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать 
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться 
меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, 
необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку 
правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
 создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, 
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических 
задачах), переходить от одного представления данных к другому;
 создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в 
процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; 
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
 создавать записи в базе данных;
 создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, 
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, 
каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным 
дисциплинам;•
•
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, 
сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при 
работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни 
для:
•
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, 
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе  в форме блоксхем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов 
процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной 
работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций 
информационных объектов.
•
•
•
Выпускник научится:
различать   содержание   основных   понятий   предмета:   информатика,   информация,   информационный
процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на
материальных носителях;
раскрывать   общие   закономерности   протекания   информационных   процессов   в   системах   различной
природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием
и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении  основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней
энергонезависимой памяти, устройств вводавывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики
компьютеров; 
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими
структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (информатика и ИКТ) для ребёнка  с
ОВЗ
Планируемые результаты освоения учебного предмета (информатика и ИКТ) для ребёнка  с ОВЗ те 
же, что и для учащихся общеобразовательной школы. Прежде всего, они формулируются в 
деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Основные направления 
деятельности учителя с данными детьми: осуществление обучения и воспитания личности, способной 
адаптироваться к социуму; способной к взаимопониманию и сотрудничеству,  создание условий для 
максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации 
учащегося с ограниченными возможностями здоровья.II. Содержание учебного предмета:
1. Передача информации в компьютерных сетях. 
Локальные и глобальные компьютерные сети. 
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, 
интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. 
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных 
источниках информации. 
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
2. Информационное моделирование. 
Модели натурные и информационные. 
Типы информационных моделей. 
Графические информационные модели. 
Таблицы типа «объектсвойство» и «объектобъект». Двоичные матрицы. 
Информационное моделирование на компьютере. 
Модели, управляемые компьютером.
3. Хранение и обработка информации в базах данных. 
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
4. Табличные вычисления на компьютере. 
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
5. Управление и алгоритмы.Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блоксхемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
6. Программное управление работой компьютера.
Языки программирования, их классификация. 
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. 
Правила записи программы. 
Этапы разработки программы: алгоритмизация  кодирование  отладка  тестирование.
7. Информационные технологии и общество.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
8. Повторение. 
Передача информации и информационное моделирование.
Базы данных и табличные вычисления.
Алгоритмизация и программирование.III. Тематическое планирование 
а
к
о
р
у
№
1. Передача информации в компьютерных сетях 
Название раздела,
 
тема урока
Количество
Примерная дата
часов
10
проведения
(месяц)
Сентябрь
октябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 Компьютерные сети: виды, структура, принципы 
функционирования, тех.устройства.
ПР №1 «Работа в локальной сети в режиме обмена 
файлами».
Скорость передачи данных. Информационные услуги комп. 
сетей: электронная почта, телеконференции, файловые 
архивы.
ПР №2 «Работа в Интернет с почтовой программой».
Интернет. Всемирная паутина. Поисковые системы Интернет.
ПР №3 «Работа с браузером  WWW. Работа с 
архиваторами».
ПР №4 «Поиск информации в Интернет».
Архивирование и разархивирование файлов. Создание Web
страницы в Word
ПР №5 «Создание простой Webстраницы с помощью 
текстового процессора».
Контрольная работа №1 Тест: «Компьютерные 
коммуникации»
2. Информационное моделирование 
11
12
Понятие модели: натурные и  информационные. Назначение и 
свойства.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, 
математические, имитационные.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
Октябрь13
14
15
Табличная организация информации. Области применения 
компьютерного информационного моделирования.
ПР №6 «Работа с демонстрационными примерами 
компьютерных информационных моделей».
Контрольная работа №2 «Информационное 
моделирование»
3. Хранение и обработка информации в базах данных 
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Понятие базы данных и информационных систем.
Основные понятия БД: запись, поле, типы 
полей, первичный ключ.
Системы управления БД. Назначение и принцип работы  
СУБД.
Создание, заполнение, просмотр  и редактирование баз 
данных
ПР №7 «Создание базы данных».
Знакомство с геоинформационными системами
Проектирование и создание однотабличной БД. Условия 
поиска информации, простые и сложные логические 
выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
ПР №8 «Работа с готовой БД: открытие, просмитр, 
сортировка, формирование запросов»
Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам
Создание однотабличной БД; ввод, удаление, добавление 
записей.
Контрольная работа №3. «Базы данных»
27
4. Табличные вычисления на компьютере 
28
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти 
компьютера.
Электронные таблицы. Табличные расчеты. Структура 
электронных таблиц,  тип данных: тексты, числа, формулы.
30 ПР №9 «Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных 
29
данных, изменение формул.».
31 Методы работы с электронными таблицами. Простейшие 
вычисления в Excel
32 Математическое моделирование. Абсолютная и 
относительная адресация. 
33 ПР №10 «Создание ЭТ для решения расчетной задачи; с 
34
35
использованием условной и логической функции; 
манипулирование фрагментами ЭТ».
Логические и встроенные функции.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в
среде ЭТ.
Построение диаграмм и графиков с помощью ЭТ
Контрольная работа №4. «Табличные вычисления»
36
37
5. Управление и алгоритмы 
38
Кибернетика. Кибернетическая модель 
управления.
39 Алгоритм. Способы записи алгоритмов. 
Исполнители алгоритмов: назначение, среда, система команд, 
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
Октябрь
декабрь
Декабрьянварь
Февральмарт40
41
42
43
44
режимы работы.
Языки для записи алгоритмов: блоксхемы, учебный 
алгоритмический язык.
Линейный алгоритм. Структура следование. Разветвляющийся
алгоритм. Структура  ветвление. 
Циклический алгоритм. Структура цикл. 
Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательный 
алгоритм.
Работа с учебным исполнителем алгоритмов, составление 
линейных, ветвящихся, циклических алгоритмов управления 
исполнителем.
45 Метод пошаговой детализации
46
Составление алгоритмов со сложной структурой. 
Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, 
подпрограмм).
Контрольная работа №5 «Алгоритмы»
47
49
50
51
52
53
54
55
56
6. Программное управление работой компьютера
48
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, 
понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня, их 
классификация.
Структура программы на языке Паскаль. Представление 
данных в программе.
Правила записи основных операторов языка Паскаль: 
присваивание, ввод, вывод, ветвление, цикл.
Структурированный тип данных  массив. 
Пр.№11. «Знакомство с системой языка Паскаль. Разработка 
и исполнение линейных, ветвящихся и циклических 
программ»
Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: 
постановка, формализация, алгоритмизация.
Этапы решения задачи с использованием программирования: 
кодирование, отладка, тестирование.
57 Пр. №12 «Разработка и исполнение программы  обработки 
58
59
массивов»
Решение задач  
Контрольная работа № 6 «Программное управление  
работой компьютера»
7. Информационные технологии и общество
60
61
62
63
64
Предыстория информационных технологий. История чисел и 
систем счисления
История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов.
Информационные ресурсы современного общества
Понятие об информационном обществе.
Проблемы безопасности информации, этические и правовые 
нормы в информационной сфере.
65 Итоговый тест
8. Повторение
66
Повторение. Передача информации и информационное 
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
Мартапрель
Апрельмай
Маймоделирование.
Повторение. Базы данных и табличные вычисления.
Повторение. Алгоритмизация и программирование.
67
68
Всего 
1
1
68 часов