Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Оценка 4.9
Документация +1
doc
информатика
9 кл
13.08.2018
Программа не ФГОСовская, рассчитана на два часа в неделю (68 часов в год). В тематическом планировании расписаны практические работы, в содержании всего семь разделов, среди которых математические основы информатики и логики, основы алгоритмизации и программирования на Pascal, моделирование и формализация, обработка числовой информации и коммуникационные технологии.
9 класс.doc
от « » _________2018 г. № _____
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МОУ «Шумиловская СОШ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Шумиловская средняя общеобразовательная школа»
188742, Ленинградская область, Приозерский район, поселок Саперное,
улица Школьная д. 28, ИНН/КПП: 4712013864/471201001, ОГРН:
1024701649830,
тел. 8 (81379) 90731, факс 8 (81379) 90731, email
: shum
prz
@ yandex
. ru
Рабочая программа
по учебному предмету Информатика и ИКТ
для 9 класса
на 20182019 учебный год
Составитель: Макошина Нина Владимировна
учитель информатики первой категории
Рассмотрено:
протокол педагогического совета
МОУ «Шумиловская СОШ»
от « » ___________2018 г. № ___
п. Саперное 2018 г.
2 Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Рабочая программа создана на основе авторской программы Босовой Л.Л. по учебному
предмету «Информатика» для 7–9 классов.
Курс рассчитан на изучение информатики в 9 классе в течение 34 учебных недель общим
объемом 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
• владение информационнологическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую
или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и
т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТкомпетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
3 сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
4 2. Содержание учебного предмета
Математические основы информатики
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных
чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы
истинности.
Основы алгоритмизации
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя
при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план
целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с
использованием промежуточных результатов.
Начала программирования
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура
программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод,
вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования
Паскаль.
Моделирование и формализация
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма,
формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике,
литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении научнотехнических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и
сортировка данных.
Алгоритмизация и программирование
5 Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного
алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление
в живой природе, обществе и технике.
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации.
Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта.
Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет.
6 3. Тематическое планирование
9 класс
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Введение
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места
Математические основы информатики
Общие сведения о системах счисления
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.
«Компьютерные» системы счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с
основанием q
Представление целых чисел. Практическая работа №1 «Число и его
компьютерный код»
Представление вещественных чисел
Высказывание. Логические операции. Практическая работа №2
«Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические
операции»
Построение таблиц истинности для логических выражений.
Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым
высказываниям, записанным на русском языке»
Свойства логических операций. Практическая работа №4 «Логические
законы и правила преобразования логических выражений»
Решение логических задач. Практическая работа №5 «Решение
логических задач»
Логические элементы
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические
основы информатики». Проверочная работа №1
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания.
Знаковые модели
Графические модели. Практическая работа №6 «Построение
графических моделей»
Табличные модели. Практическая работа №7 «Построение табличных
моделей»
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.
Система управления базами данных
Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая
работа №8 «Создание базы данных».
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и
7
№
I
1
II
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
II
14
15
16
17
18
19
20
21
Колво
часов
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1 III
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
IV
34
35
36
37
38
39
40
41
формализация». Проверочная работа №2
Основы алгоритмизации
Алгоритмы и исполнители.
Способы записи алгоритмов.
Объекты алгоритмов.
Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа №9
«Построение алгоритмической конструкции «следование»
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.
Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции
«ветвление»
Сокращённая форма ветвления. Практическая работа №11
«Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной
формы»
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием
продолжения работы. Практическая работа №12 «Построение
алгоритмической конструкции «повторение»
Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа
№13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с
заданным условием окончания работы»
Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №14
«Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным
числом повторений»
Конструирование алгоритмов. Практическая работа №15
«Конструирование алгоритмов»
Алгоритмы управления. Практическая работа №16 «Построение
алгоритмов управления»
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы
алгоритмизации». Проверочная работа №3
Начала программирования на языке Паскаль
Общие сведения о языке программирования Паскаль
Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №17
«Организация ввода и вывода данных»
Программирование как этап решения задачи на компьютере.
Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль»
Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №19
«Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке
Паскаль»
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих
разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих
разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих
циклические алгоритмы на языке Паскаль»
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих
8
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1 42
43
44
45
46
47
48
49
V
50
51
52
53
54
55
VI
56
57
58
59
60
61
62
63
64
циклические алгоритмы на языке Паскаль»
Программирование циклов с заданным числом повторений.
Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих
циклические алгоритмы с заданным числом повторений»
Различные варианты программирования циклического алгоритма.
Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ,
реализующих циклические алгоритмы»
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.
Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих
алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №25
«Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы
элементов массива»
Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №26
«Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»
Сортировка массива. Практическая работа №27 «Написание программ,
реализующих алгоритмы сортировки в массиве»
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая
работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала
программирования» Проверочная работа №4
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные
режимы работы. Практическая работа №29 «Основы работы в
электронных таблицах»
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Практическая работа №30 «Вычисления в электронных
таблицах»
Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №31
«Использование встроенных функций»
Сортировка и поиск данных. Практическая работа №32 «Сортировка и
поиск данных»
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №33
«Построение диаграмм и графиков»
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка
числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа
№5
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети
Как устроен Интернет. IPадрес компьютера
Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
Всемирная паутина. Файловые архивы
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой
этикет.
Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта. Практическая работа №34 «Разработка
содержания и структуры сайта»
Оформление сайта. Практическая работа №35 «Оформление сайта»
9
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №36 «Размещение
сайта в Интернете»
Обобщение и систематизация основных понятий главы
«Коммуникационные технологии». Проверочная работа №6
1
3
Итоговое повторение/резерв
65
VI
66
67
68
10
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Рабочая программа по информатике 9 класс (по Босовой)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.