Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
информатика
10 кл
26.11.2017
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, являются «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 класса составлена
- на основе программы Семакина И.Г., Хеннер Е.К. . «ПРОГРАММА КУРСА «Информатика и ИКТ» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
рабочая программа по информатике 10 класс 2017-2018.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнетавдинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрен на заседании МО учителей математики,
физики, информатики
протокол № __ от «____» __________________ 2017г.
руководитель МО ___________/ Н.В. Горохова
(подпись) (Ф.И.О)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР:
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор школы:
____________ Е.И.Андреева
«___» _________________ 2017г.
______________ С.В.Калайчиева
«___» _________________ 2017г.
Рабочая программа
по
Информатике и ИКТ
для 10 класса
на 2017 2018 учебный год
Учебник:
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень:Учебник для 10
11 классов/И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер.2013
Количество часов всего: 34, в неделю: 1 (в 10 классе)
Учитель: Забродина Ирина Владимировна
Год разработки программы: 2017 год 1. Пояснительная записка
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса,
являются «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый
уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 1011 классов
(базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 1011 класса составлена
на основе программы Семакина И.Г., Хеннер Е.К. . «ПРОГРАММА КУРСА
«Информатика и ИКТ» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый
уровень)
с учетом федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на 20162017 учебный год;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием
наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего
образования.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых
Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Место и роль учебного курса.
Курс обеспечивает преподавание информатики в 1011 классах на базовом уровне. Программа
курса ориентирована на объем 136 учебных часов (68 ч в 10 классе и 68 часов в 11 классе). Данный
учебный курс осваивается учащимися после изучения курса «Информатика» в основной школе (в 8
9 классах).
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей
школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной
2 школе:
линию информации и информационных процессов
(определение информации,
измерение информации, универсальность дискретного представления информации;
процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах;
информационные основы процессов управления);
линию моделирования и формализации
(моделирование как метод познания:
информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование
на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической
информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки
числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей,
организация и информационные услуги Интернет).
линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная
культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,
являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели»,
«информационные технологии».
Содержание учебника И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. 1011 классы» инвариантно к
типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от
используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного
обеспечения.
Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для
повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых
происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся
операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор,
табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на
Microsoft Windows – Microsoft Office.
Задания из первого раздела практикума выполняются учениками в индивидуальном режиме и
объеме. Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у
разных учеников может быть разной.
Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в
10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две
работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».
Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе.
Имеющиеся здесь задания на работу с Интернетом ориентированы на использование клиент
программы электронной почты и браузера фирмы Microsoft.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях
автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию
современного научного мировоззрения,
развитию интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников;
освоение
базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых
школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и
будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики средней школы
выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
3 информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие
понятия как: информационный процесс, информационная модель и
информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками
навыков использования средств информационных технологий, являющееся
значимым не только для формирования функциональной грамотности,
социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для
повышения эффективности освоения других учебных предметов.
В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного
процесса, последовательность изучения материала выстроена таким образом, чтобы как можно
раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для
решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств
информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред.
Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической
среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед
за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются
представления учащихся о различных видах информационных объектов. При этом понятие
информационного объекта используется как обобщающее для различных видов объектов, с
которыми приходится иметь дело учащемуся: текстом, звуком, изображением и т. д.
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической
информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К
этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном
представлении и описании (моделировании) всего окружающего нас мира.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире;
искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;
передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать,
реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных
практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных
технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного
результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание
теоретической и практической компонент курса информатики основной школы
должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума
предполагается использование актуального содержательного материала и
заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы
рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде
всего подготовительный этап, не требующий использования средств
информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в
домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть
разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем
работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и
интеграции с другими предметами.
В соответствии с темами курса, представленными в учебнике и рекомендациями в Примерной
программе курса «Информатика и ИКТ», теоретическая и практическая составляющие должны
находится в соотношении 50х50, что и реализуется в данной программе.
Теори
Тема (раздел учебника)
Практика
1. Введение. Структура информатики.
1
Всего
часов
я
1
(номер работы)
4 2. Информация. Представление информации (§§1
2)
3. Измерение информации (§§34)
4. Введение в теорию систем (§§56)
5. Процессы хранения и передачи информации
(§§78)
6. Обработка информации (§§910)
7. Поиск данных (§§11)
8. Защита информации (§§12)
9. Информационные модели и структуры данных
(§§1315)
10. Алгоритм – модель деятельности (§§16)
11. Компьютер: аппаратное и программное
обеспечение (§§1718)
12. Дискретные модели данных в компьютере
(§§1920)
13. Многопроцессорные системы и сети (§§2123)
3
3
2
3
3
1
2
4
2
4
5
2
2
2
1
2
2
1
1
2
1
2
2
1
1 (задания из раздела 1)
1 (№2.1)
1 (задания из раздела 1)
1 (задания из раздела 1)
1 (№2.2)
1 (№2.3)
2 (№2.4, №2.5)
1 (№2.6)
2 (№2.7, №2.8)
3 (№2.9, №2.10, №2.11)
1 (№2.12)
Обоснование выбора форм организации учебного процесса
и методики изучения предмета.
При изучении материала используются: объяснительно – иллюстративный и частично
поисковый метод обучения на основе интенсивного использования ЦОР, представленных автором
учебника, элементы технологий проблемного, эвристического обучения, элементы блочно –
модульной технологии, при составлении заданий используется уровневая дифференциация.
В курсе представлено много практических работ, включающих задания репродуктивного,
продуктивного и творческого характера. Если учащийся успешно выполняет работы
репродуктивного уровня, то он может отказаться от их выполнения и выполнять задания
повышенного уровня сложности, проявлять своё творчество (рисунки, презентации, оформление
текстовых документов).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
95% и более
8094%%
6679%%
менее 66%
Отметка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется
программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися
теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
5 Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
•
•
отражает неточные формулировки,
погрешность
представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания
определенные программой обучения;
свидетельствующие о нечетком
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа
или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный
минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся
определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя
проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 12 мелких
выставляете отметка:
погрешностей;
«4» ставится при наличии 12 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного
материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей
устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных
мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях,
явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку
«5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены одиндва недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
6 материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в
рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.
2.Содержание курса
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема (раздел учебника)
Всего
часов
1. Введение. Структура информатики.
2. Информация. Представление информации (§§1
2)
3. Измерение информации (§§34)
4. Введение в теорию систем (§§56)
5. Процессы хранения и передачи информации
(§§78)
6. Обработка информации (§§910)
7. Поиск данных (§§11)
8. Защита информации (§§12)
9. Информационные модели и структуры данных
(§§1315)
10. Алгоритм – модель деятельности (§§16)
11. Компьютер: аппаратное и программное
обеспечение (§§1718)
12. Дискретные модели данных в компьютере
(§§1920)
13. Многопроцессорные системы и сети (§§2123)
1
3
3
2
3
3
1
2
4
2
4
5
2
Теори
я
1
2
2
1
2
2
1
1
2
1
2
2
1
Практика
(номер работы)
1 (задания из раздела 1)
1 (№2.1)
1 (задания из раздела 1)
1 (задания из раздела 1)
1 (№2.2)
1 (№2.3)
2 (№2.4, №2.5)
1 (№2.6)
2 (№2.7, №2.8)
3 (№2.9, №2.10, №2.11)
1 (№2.12)
Итоги изучения тем
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 1011 классах
из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
три философские концепции информации
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории
информации
что такое язык представления информации; какие бывают языки
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
понятия «шифрование», «дешифрование».
7 Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
определение бита с алфавитной т.з.
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении
равновероятности символов)
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении
равной вероятности символов)
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя
содержательный подход (в равновероятном приближении)
выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
основные свойства систем: целесообразность, целостность
что такое «системный подход» в науке и практике
чем отличаются естественные и искусственные системы
какие типы связей действуют в системах
роль информационных процессов в системах
состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
анализировать состав и структуру систем
различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
историю развития носителей информации
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные
характеристики
модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости
передачи
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
основные типы задач обработки информации
понятие исполнителя обработки информации
понятие алгоритма обработки информации
что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
8 устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
что такое «структура данных»; какие бывают структуры
алгоритм последовательного поиска
алгоритм поиска половинным делением
что такое блочный поиск
как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
применять меры защиты личной информации на ПК
применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
определение модели
что такое информационная модель
этапы информационного моделирования на компьютере
что такое граф, дерево, сеть
структура таблицы; основные типы табличных моделей
что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в графмоделях
строить графмодели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 10. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
понятие алгоритмической модели
способы описания алгоритмов: блоксхемы, учебный алгоритмический язык
что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
строить алгоритмы управления учебными исполнителями
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной
таблицы
9 Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
архитектуру персонального компьютера
что такое контроллер внешнего устройства ПК
назначение шины
в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
основные виды памяти ПК
что такое системная плата, порты вводавывода
назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
что такое программное обеспечение ПК
структура ПО ПК
прикладные программы и их назначение
системное ПО; функции операционной системы
что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
соединять устройства ПК
производить основные настройки БИОС
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
основные принципы представления данных в памяти компьютера
представление целых чисел
диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
принципы представления вещественных чисел
представление текста
представление изображения; цветовые модели
в чем различие растровой и векторной графики
дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
идею распараллеливания вычислений
что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их
реализации
назначение и топологии локальных сетей
технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
основные функции сетевой операционной системы
историю возникновения и развития глобальных сетей
что такое Интернет
систему адресации в Интернете (IPадреса, доменная система имен)
способы организации связи в Интернете
принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Актуальная тематика для региона:
Видеоролик «Информационные процессы на предприятиях Тюменской области».
Экскурсия на предприятие с новейшим оборудованием
10 Экскурсия в Технопарк, агрокомплекс, строительные фирмы, нефтеперерабатывающие предприятия.
Видеоролик «Знакомство с профессиями Тюменской области»
Игра «Выбери компьютер для сотрудников различных предприятий»
Видео или электронная экскурсия на предприятия других районов Тюменской области
Проект «Создание компьютерной публикации (реферата, буклета, информационного листа, прайс
листа) по темам:
«Добыча нефти и газа в Тюменской области», «Обработка древесины в Тюменской области»,
«Производство молочной продукции Тюменской области», «Знаменитые люди Тюменской области»
и т.д.
Проект «Продукция рекламного агентства: логотипа, визитки, баннера, фирменного стиля
предприятия Тюменской области, своего района, города, села»
Презентация по темам:
«Путеводитель по региону, району, городу»,
«Товары и продукция нашего региона, села, района»,
«Исторические места малой Родины»,
«Реки и озера Тюменской области», «Животный мир Тюменской области», «Красная книга моего
региона».
Видеоэкскурсия на предприятия Тюменского региона.
НПЗ «Антипинский», «СИБУР», «DYNAenrgetics», «Завод ЖБИ», «Полимер», Технопарк,
рыбозавод района, молокозавод «Нижнетавдинский», «Тюменские молочные фермы», «Эвика –
Агро», ЗАО «Племзавод «Юбилейный», «Сибирская аграрная группа», СПК «Таволжан»
ООО «Эра – 98», ООО «Софит», ООО «Стройметаллоконструкция».
11 3.Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств
информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью
компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и
технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту
и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые
документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать
необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ
деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной
деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве,
работы с распространенными
автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
4.Учебно – методическое обеспечение и материально – техническое
обеспечение образовательного процесса
Учебники являются основными элементами учебнометодического комплекса, включающего в
Учебнометодическое обеспечение
себя:
12 1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса (входит в
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования, на 2015/2016 учебный год). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Информатика и ИКТ: задачникпрактикум /Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и
ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
4. И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. Структурированный конспект курса «Информатика и ИКТ» в
основной школе.
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию»,
27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar
6. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: методическое пособие для
учителя 10–11 кл. (в редакционной подготовке).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация
современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видео
изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор,
подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в
работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную
учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен
цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и
изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает
доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с
другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего
класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами
двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются
для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и
преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с
соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать
музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их
исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность
непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В
13 комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют
измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие
принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с
другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программаархиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программапереводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Webстраниц
14 Темы курса
информатики и ИКТ
Информация и
информационные
процессы
Информация и
информационные
процессы
уметь
распознавать и описывать
информационные процессы
в социальных,
биологических и
технических системах;
оценивать достоверность
информации, сопоставляя
различные источники;
Системы, образованные
взаимодействующими элементами,
состояния элементов, обмен
информацией между элементами,
сигналы.
Классификация информационных
процессов
Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное
представление информации.
Поиск и систематизация
информации.
Хранение информации; выбор
способа хранения информации.
Передача информации в
социальных, биологических и
технических системах.
Преобразование информации на
основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое
условие автоматизации.
Особенности запоминания,
обработки и передачи информации
человеком.
Информация и
информационные
процессы
Организация личной
информационной среды.
Защита информации.
Информационные
модели и системы
Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при
анализе процессов в обществе,
природе и технике.
Информационные (нематериальные)
модели. Использование
информационных моделей в
учебной и познавательной
деятельности.
Назначение и виды
информационных моделей.
Формализация задач из различных
предметных областей.
знать/понимать
назначение и виды
информационных
моделей, описывающих
реальные объекты и
процессы.
Уметь
использовать готовые
информационные
модели,
оценивать их
соответствие реальному
объекту и целям
моделирования
оперировать различными
Таблица соответствия государственному стандарту
Параграфы
учебника
Знания, умения, навыки из
государственного
стандарта
10 класс
Глава 2: §§ 5, 6
10 класс
Глава 1: §§ 1, 2,
Глава 4: § 19, 20
10 класс
Глава 4: § 19, 20
10 класс
Глава 2: § 11
10 класс
Глава 2: § 7
10 класс
Глава 2: § 8
10 класс
Глава 2: §§ 9, 10
10 класс
Глава 2: §§ 7, 8, 9
10 класс
Глава 2: § 12
11 класс
Глава 7: § 43
10 класс
Глава 3: § 15
11 класс
Глава 6: § 37, 38
10 класс
Глава 3: § 13
10 класс
Глава 6: § 37, 38, 39
10 класс
Глава 3: § 14, 15, 16
11 класс
Глава 6: § 36, 37,
38, 39
10 класс
Глава 2: § 11, 15
Компьютерный
практикум
Раздел 1
Работы 1.1 – 1.9
Раздел 1
Работы 1.1 – 1.9
Раздел 2
Работы 2.9, 2.10,
2.11
Раздел 2
Работы 2.9, 2.10,
2.11
Раздел 3
Работа 3.5, 3.8
Раздел 1
Работы 1.1 – 1.9
Раздел 1
Работы 1.1 – 1.9
Раздел 2
Работа 2.2
Раздел 1
Работы 1.1 – 1.9
Раздел 2
Работа 2.2
Раздел 2
Работа 2.3
Реферат
презентация
Раздел 2
Работы 2.4, 2.5,
Раздел 3
Работы 3.17, 3.18
Раздел 2
Работы 2.4, 2.5,
Раздел 3
Работы 3.17, 3.18,
3.19
Раздел 2
Работы 2.4, 2.5
Раздел 3
Работы 3.16, 3.17,
3.18, 3.19
15
Раздел 2
Работы 2.4, 2.5,
Раздел 3
Работы 3.5, 3.8, №
урока
Дата
проведения
урока
план факт
5. Календарно – тематическое планирование
Тема урока
Элементы содержания
ИКТ Домашне
е задание
Актуальная
тематика
региона
Примечание
Тема: Введение. Структура информатики (1ч)
Интеграция
все предметы
Интеграция
все предметы
Интеграция
все предметы
1.09
8.09
15.09
1
2
3
4
5
6
Введение. ТБ
ЭОР к
учебни
ку
Видеоролик
«Знакомство с
профессиями»
Предприятия
региона
Тема: Информация. Представление информации (3ч)
Понятие информации
Представление информации,
языки, кодирование
Практическая работа №1.
«Работа в среде операционной
системы MsWindows»
Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации.
Системы, образованные
взаимодействующими элементами,
состояния элементов, обмен
информацией между элементами,
сигналы. Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
ЭОР к
учебни
ку
презен
тация
§1
§2
практи
ческая
работа
задания из
раздела1
Измерение информации.
Объемный подход.
Измерение информации.
Содержательный подход.
Тема: Измерение информации (3ч)
Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации.
Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
презен
тация
презен
тация
§3
§4 7
8
9
10
11
12
Практическая работа №2
«Измерение информации».
информации. Двоичное представление
информации.
Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации.
ЭОР к
учебни
ку
№2.1
Тема: Введение в теорию систем (2ч)
Что такое система.
Информационные процессы в
естественных и искусственных
системах.
Системы, образованные
взаимодействующими элементами,
состояния элементов, обмен
информацией между элементами,
сигналы. Классификация
информационных процессов.
презен
тация
(§§56)
Практическая работа № 3
«Работа в среде операционной
системы MsWindows»
Системы, образованные
взаимодействующими элементами,
состояния элементов, обмен
информацией между элементами,
сигналы. Выбор способа представления
информации в соответствии с
поставленной задачей.
ЭОР к
учебни
ку
задания из
раздела1
Тема: Процессы хранения и передачи информации (3ч)
Интеграция
все предметы
Видеоролик
«Информационные
процессы на
предприятиях
Тюменской области»
НПЗ «Антипинский»,
«СИБУР»,
«DYNAenrgetics»,
«Завод ЖБИ»
Хранение информации.
Передача информации.
Хранение информации; выбор способа
хранения информации. Особенности
запоминания, обработки и передачи
информации человеком.
Передача информации в социальных,
биологических и технических
системах. Особенности запоминания,
обработки и передачи информации
человеком.
презен
тация
презен
тация
§7
§8
Интеграция
все предметы
Интеграция
все предметы
Экскурсия в
Технопарк,
агрокомплекс,
строительные фирмы,
нефтеперерабатываю
щие предприятия.
Технопарк,
рыбозавод района,
молокозавод
«Нижнетавдинский»,
«Тюменские
молочные фермы»,
«Эвика – Агро»
Практическая работа №4
«Работа в среде операционной
системы MsWindows»
Системы, образованные
взаимодействующими элементами,
состояния элементов, обмен
информацией между элементами,
сигналы. Выбор способа представления
информации в соответствии с
ЭОР к
учебни
ку
задания из
раздела 1
17 13
14
15
16
17
18
19
20
поставленной задачей.
Тема: Обработка информации (3ч)
Обработка информации и
алгоритмы.
Автоматическая обработка
информации.
Практическая работа №5
«Автоматическая обработка
данных»
Поиск данных.
Защита информации.
Практическая работа №6
«Шифрование данных»
Преобразование информации на основе
формальных правил. Алгоритмизация
как необходимое условие его
автоматизации. Особенности
запоминания, обработки и передачи
информации человеком.
Преобразование информации на основе
формальных правил. Алгоритмизация
как необходимое условие его
автоматизации.
Преобразование информации на основе
формальных правил. Алгоритмизация
как необходимое условие его
автоматизации.
Тема: Поиск данных (1ч)
Поиск и систематизация информации.
Организация поиска информации.
Описание объекта для его
последующего поиска.
Тема: Защита информации (2ч)
Организация личной информационной
среды. Защита информации.
Организация личной информационной
среды. Защита информации.
презен
тация
презен
тация
ЭОР к
учебни
ку
§9
§10
№2.2
презен
тация
§§11
презен
тация
ЭОР к
учебни
ку
§12
№2.3
Тема: Информационные модели и структуры данных (4ч)
Компьютерное информационное
моделирование.
Структуры данных: деревья, сети,
графы, таблицы.
Практическая работа №7
Информационные (нематериальные)
модели. Использование
информационных моделей в учебной и
познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных
моделей. Структурирование данных.
Построение информационной модели
для решения поставленной задачи.
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера.
Информационные (нематериальные)
модели. Использование
информационных моделей в учебной и
познавательной деятельности.
презен
тация
§13
ЭОР к
учебни
ку
§14
№2.4
Интеграция
все предметы
Экскурсия на
предприятие с
новейшим
оборудованием.
НПЗ «Антипинский»,
«СИБУР»,
«Полимер»
Интеграция
все предметы
Интеграция
все предметы
Интеграция
все предметы
Интеграция
все предметы
18 «Структуры данных. Графы».
Пример структуры данных –
модели предметной области.
Практическая работа №8
«Структуры данных. Таблицы»
Назначение и виды информационных
моделей. Формализация задач из
различных предметных областей.
Построение информационной модели
для решения поставленной задачи.
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера.
Назначение и виды информационных
моделей..Использование основных
методов информатики и средств ИКТ
при анализе процессов в обществе,
природе и технике. Формализация
задач из различных предметных
областей. Построение информационной
модели для решения поставленной
задачи.
Информационные (нематериальные)
модели. Использование
информационных моделей в учебной и
познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных
моделей. Формализация задач из
различных предметных областей.
Построение информационной модели
для решения поставленной задачи.
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера.
ЭОР к
учебни
ку
ЭОР к
учебни
ку
Тема: Алгоритм – модель деятельности (2ч)
презен
тация
Построение информационной модели
для решения поставленной задачи.
Построение информационной модели
для решения поставленной задачи.
ЭОР к
учебни
ку
§15
№2.5
§§16
№2.6
Алгоритм как модель
деятельности
Практическая работа №9
«Управление алгоритмическим
исполнителем»
Компьютер – универсальная
техническая система обработки
информации
Тема: Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (4ч)
§17
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера. Архитектура
современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в
зависимости от решаемой задачи.
Программные и аппаратные средства в
различных видах профессиональной
презен
тация
21
22
23
24
25
Интеграция
все предметы
Интеграция
все предметы
19 26
27
28
29
30
31
Практическая работа №10
«Выбор конфигурации
компьютера»
Программное обеспечение
компьютера.
Практическая работа №11
«Настройка BIOS»
Игра «Выбери
компьютер для
сотрудников
различных
предприятий»
«СИБУР», ООО
«Роснефть»
деятельности.
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера. Архитектура
современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в
зависимости от решаемой задачи.
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера. Архитектура
современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
Программные средства создания
информационных объектов,
организации личного информационного
пространства, защиты информации.
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера. Архитектура
современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в
зависимости от решаемой задачи.
ЭОР к
учебни
ку
ЭОР к
учебни
ку
ЭОР к
учебни
ку
№2.7
§18
№2.8
Тема: Дискретные модели данных в компьютере (5ч)
Дискретные модели данных в
компьютере. Представление чисел.
Практическая работа №12
«Представление чисел».
Дискретные модели данных в
компьютере. Представление
текстов, графики и звука.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации. Выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации. Выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации. Выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной задачей.
Графические информационные
объекты. Средства и технологии
работы с графикой. Создание и
редактирование графических
презен
тация
ЭОР к
учебни
ку
ЭОР к
учебни
ку
§19
№2.9
§20
20 32
33
34
Практическая работа №13
«Представление текстов.
Сжатие текстов».
Практическая работа №14
«Представление изображения и
звука».
информационных объектов средствами
графических редакторов, систем
презентационной и анимационной
графики.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации. Выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной задачей.
Универсальность дискретного
(цифрового) представления
информации. Двоичное представление
информации. Выбор способа
представления информации в
соответствии с поставленной задачей.
Создание и редактирование
графических информационных
объектов средствами графических
редакторов, систем презентационной и
анимационной графики.
ЭОР к
учебни
ку
ЭОР к
учебни
ку
№2.10
№2.11
Тема: Многопроцессорные системы и сети (1ч)
Развитие архитектуры
вычислительных систем.
Организация локальных сетей.
Организация глобальных сетей.
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера. Архитектура
современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
Локальные и глобальные
компьютерные сети. Аппаратные и
программные средства организации
компьютерных сетей.
презен
тация
§§2123
Интеграция
все предметы
Проект «Продукция
рекламного
агентства: логотипа,
визитки, баннера,
фирменного стиля
предприятия
Тюменской области,
своего района,
города, села»
Видео или
электронная
экскурсия на
предприятия других
районов Тюменской
области.
«СИБУР», ООО
«Роснефть»
21 22
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Рабочая программа по информатике для 10 класса (УМК И.Г. Семакина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.