АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПОРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ К.С.ЗАСЛОНОВА"
_______________________________________________________________________________________ ул. Советская, 26, д. Поречье, Великолукский район, Псковская область, 182150
Телефоны: (81153) 24-475 E-mail: org61@pskovedu.ru
|
|
|
«Рассмотрено» на заседании ШМО
Протокол № _____ от «____» сентября 2017 г.
Руководитель ШМО __________ /Н.Б. Семидумова / |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
_____________ / С.А. Лукашевич / «____» сентября 2017 г.
|
«Утверждено» Директор школы
_____________ /В.В. Мефед/
Приказ № _______ от «____» сентября 2017 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ основного общего образования
6 класс (ФГОС) на 2017-2018 учебный год
Разработана
Мефедом Василием Васильевичем, учителем информатики и ИКТ
«Утверждено»
на заседании педагогического совета
Протокол № _____ от «____» сентября 2017 г.
Председатель ПС ______________ / В.В. Мефед /
д. Поречье, 2017 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами, требованиями Примерной основной образовательной программы, авторской программой Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –
М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы. 5–6 классы. 7–9 классы /
Л.Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Босова Л.Л. Информатика. 5–6 классы: метод. пособие / Л.Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
5. Босова Л.Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс» [Электронный ресурс] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – Режим доступа :
http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php
Информатика – это естественно-научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методах и средствах их автоматизации.
Положения, которые рассматривает информатика, служат основой создания и использования информационных и коммуникационных технологий. Курс информатики вместе с математикой, физикой, химией, биологией закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Благодаря большому количеству междисциплинарных связей способы деятельности, освоенные на уроках информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с федеральным государственным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТкомпетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цель курса – развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
• показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
• создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера (постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);
• организовать в виртуальных лабораториях работу, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной для собеседника форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы при помощи средств ИКТ.
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена таким образом:
1) расширенный курс в 5–9 классах (5 лет по 1 ч в неделю, всего – 170 ч);
2) базовый курс в 7–9 классах (3 года по 1 ч в неделю, всего – 102 ч);
3) углубленный курс в 7–9 классах (7 класс – 1 ч в неделю, 8 и 9 классы – по 2 ч в неделю, всего – 170 ч).
Предлагаемая программа представлена для реализации расширенного курса информатики и рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм? Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.
Личностные результаты:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
• владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
Учащийся научится:
• понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
• различать натурные и информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
• «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
• перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
• строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Учащийся получит возможность:
• сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
• приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
• познакомиться с правилами построения данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Учащийся научится:
• понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
• подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
1. Литература.
1. Босова, Л.Л. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова, Л.Л. Изучаем информационные технологии в V–VI классах // Информатика в школе : прил. к жур. «Информатика и образование». – 2004. – № 6.
3. Босова, Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4. Югова, Н.Л. Поурочные разработки по информатике : 6 класс / Н.Л. Югова, И.Ю.
Хлобыстова. – М. : ВАКО, 2010. – (В помощь школьному учителю).
2. Интернет-ресурсы.
1. Бородин, М. Н. Информатика. УМК для основной школы. 5–6 классы. 7–9 классы :
метод. пособие / М. Н. Бородин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – Режим доступа : http://files.lbz.ru/pdf/mpBosova5-9fgos.pdf
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/informatics 4. Информатика. 6 класс : электронное приложение к учебнику. – Режим доступа :
http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php
3. Технические средства обучения.
1. Компьютеры.
2. Экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска.
3. Мультимедийный проектор.
4. Сканер.
5. Web-камера.
6. Цифровой фотоаппарат.
7. Наушники и микрофон.
8. Принтер (черно-белый/цветной).
9. Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов, схем.
Учебник: Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
Рабочая тетрадь: Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; Программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
- авторской программы Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014».
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
Информационное моделирование (22 ч) |
|
|
|||||
1 |
Информатик а как наука. Техника безопасност и и организация рабочего места. Объекты окружающег о мира |
Правила работы с учебником и электронными ресурсами. Информатика как наука. Объект. Множество. Общее имя. Единичное имя. Собственное имя. Свойства объектов. Действия, поведение, состояние объекта. Техника безопасности и организация рабочего места. Работа с клавиатурным тренажером |
ЭПУ: • презентация «Объекты окружающего мира»; • плакат «Объекты»; • плакат «Техника безопасности». ЕК ЦОР: • интерактивные задания «Действия – признаки», ч. 1–3 (193100, 193005, 193169); • интерактивные задания «Состав действия», ч. 1–3, К (193173, 193165, 193084, 193086); • интерактивные задания «Общие действия», ч. 1–2 (192995, 193155) |
Научатся: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект». Получат возможность: сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки; для объектов окружающей действительности указывать их признаки: свойства, действия, поведение, состояния |
Познавательные: умеют работать с учебником и с электронным приложением к учебнику; анализируют объекты окружающей действительности, указывая их признаки: свойства, действия, поведение, состояния. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: задают нужные вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Способность и готовность к принятию здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ |
Введение, § 1. РТ: № 1, 2, 5, 6, 7, 11. Дополнитель ное задание: РТ: № 13 |
5.09 |
2 |
Файлы и папки. Размер файла |
Файл. Имя и свойства файла. Расширения файлов. Папки. Операции с файлами и папками. |
ЭПУ: • презентация «Компьютерные объекты»; • плакат «Как хранят информацию в |
Научатся: определять свойства объектов файловой системы; создавать, открывать, закрывать папки. Получат возможность: |
Познавательные: используют знаково-символические средства; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Регулятивные: принимают |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
§ 2, с. 12–15. РТ: № 17, 22. Дополнитель ное задание: РТ: № 27 |
12.09 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
Единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мега- байт, гигабайт. Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы» |
компьютере». ЕК ЦОР: • анимация «Файлы и папки» (196624); • анимация «Программа “Проводник”» (196653); • упражнение «Манипуляции с файлами» (196633) |
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки |
познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: управляют поведением партнера – убеждают его, контролируют, корректируют и оценивают его действия |
|
|
|
3 |
Компьютерн ые объекты. Объекты операционно й системы |
Объекты операционной системы: рабочий стол, панель задач, окна ддокументов, папок, приложений и т. д. Значки. Контекстное меню. Свойства объекта. Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы» |
ЭПУ: • презентация «Компьютерные объекты»; • плакат «Как хранят информацию в компьютере». ЕК ЦОР: • анимация «Файлы и папки» (196624); • анимация «Программа “Проводник”» (196653); • упражнение «Манипуляции с файлами» (196633) |
Научатся: изменять свойства рабочего стола, панели задач, узнавать свойства объектов, значки которых расположены на рабочем столе, упорядочивать объекты на рабочем столе |
Познавательные: устанавливают соответствие между устройствами компьютера и функциями, которые они выполняют; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
§ 2, с. 16–17. РТ: № 24 |
19.09 |
4 |
Разнообрази е отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами |
Разнообразие отношений объектов. Схема отношений. Схема состава. Круги Эйлера. Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического |
ЭПУ: • презентация «Отношения объектов и их множеств» |
Научатся: пользоваться инструментами графического редактора; создавать сложные графические объекты из простых. Получат возможность: приводить примеры |
Познавательные: выявляют отношения, связывающие данный объект с другими объектами; устанавливают соответствия между понятиями. Регулятивные: самостоятельно планируют пути достижения целей; соотносят свои действия с планируемыми результатами. |
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; осознание важности навыков первичного анализа и |
§ 3, с. 19–22. У: № 1–5, с. 25–27. РТ: № 36, 38. Дополнитель ное задание: РТ: № 39 |
26.09 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) |
|
отношений между объектами |
Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; задают уточняющие вопросы для получения недостающей информации |
оценивания получаемой информации |
|
|
5 |
Отношение «входит в состав» |
Отношение «входит в состав» и его схема. Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) |
ЭПУ: • презентация «Отношения объектов и их множеств» |
Научатся: пользоваться инструментами графического редактора; создавать сложные графические объекты из простых. Получат возможность: называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами |
Познавательные: выявляют отношения, связывающие данный объект с другими объектами; используют схему состава при решении задач; структурируют и визуализируют информацию с помощью схем. Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в составленные планы; принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем |
Чувство ответственности за общее дело; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
§ 3, с. 23–25. У: № 7–8, с. 27. РТ: № 40 (б), 43, 45. Дополнитель ное задание: РТ: № 47 |
3.10 |
6 |
Разновиднос ти объектов и их классификац ия |
Отношение «является разновидностью». Схема разновидностей. Классификация объектов (естественная и искусственная). Основание классификации. Практикум |
ЭПУ: • презентация «Разновидности объектов и их классификация». Сайт: www.bubbl.us (для выполнения практикума) |
Научатся: представлять текстовую информацию в графической форме. Получат возможность: осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию |
Познавательные: владеют информационно-логическими умениями: определяют понятия, самостоятельно выбирают основания и критерии для классификации, делают выводы. Регулятивные: определяют способы действий в рамках предложенных условий; оценивают правильность выполнения учебной задачи. Коммуникативные: планируют |
Понимание важности логического мышления в повседневной жизни |
§ 4, с. 28–30. У: № 1–6, с. 31–32. РТ: № 51 (б), 53, 56 |
10.10 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
на основе № 54 и (или) № 55 в РТ |
|
классификации; приобрести опыт решения задач с помощью ИКТ |
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции |
|
|
|
7 |
Классифика ция компьютерн ых объектов |
Отношение «является разновидностью». Схема разновидностей. Классификация объектов. Основание классификации. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» |
ЭПУ: • презентация «Разновидности объектов и их классификация»; • файл-заготовка «Ошибка.doc» |
Научатся: в текстовом редакторе открывать, изменять и сохранять документы; выполнять проверку правописания; устанавливать абзацный отступ и разбивать текст на абзацы; выделять фрагмент текста (произвольный участок, строку, абзац, слово) и изменять начертание шрифта. Получат возможность: осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации; приобрести опыт решения задач с помощью ИКТ |
Познавательные: владеют информационно-логическими умениями: определяют понятия, самостоятельно выбирают основания и критерии для классификации, делают выводы. Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; вносят коррективы и дополнения в составленные планы; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; используют речь для регуляции своего действия |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
§ 4. РТ: № 57, 58
|
17.10 |
8 |
Системы объектов. Состав и структура системы |
Системный подход. Системы объектов. Состав и структура системы. Системный эффект. Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями |
ЭПУ: • презентация «Системы объектов»; • плакат «Системы»; • файлы-заготовки «Ал-Хорезми.bmp», «Шутка.doc» |
Научатся: вставлять в текстовые документы рисунки и изменять их свойства; создавать, изменять и перемещать декоративные надписи в текстовом процессоре. |
Познавательные: уверенно оперируют понятием «система», анализируют окружающие объекты с точки зрения системного подхода. Регулятивные: проявляют способность к волевому усилию в случае затруднения; осуществляют контроль |
Понимание необходимости использования системного подхода в повседневной жизни |
§ 5, с. 33–36. РТ: № 59–62 |
24.10 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
текстового процессора» (задания 1–3) |
|
Получат возможность: приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем |
на уровне произвольного внимания. Коммуникативные: понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы; осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь |
|
|
|
9 |
Система и окружающая среда. Система как «черный ящик» |
Вход и выход системы. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) |
ЭПУ: • презентация «Системы объектов»; • плакат «Системы»; • файл-заготовка «Домик.doc» |
Научатся: создавать простые графические объекты (фигуры) в текстовом процессоре; выделять графические фрагменты, перемещать и удалять их; редактировать, копировать и вставлять графические объекты; устанавливать порядок следования; группировать простые графические объекты; разделять сложные объекты на составные части. Получат возможность: приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем |
Познавательные: уверенно оперируют понятием «система»; анализируют окружающие объекты с точки зрения системного подхода; выделяют существенные характеристики объектов. Регулятивные: принимают взвешенные решения и осуществляют осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: продуктивно разрешают конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача- ми и условиями коммуникации |
Понимание необходимости использования системного подхода в повседневной жизни; значение навыков работы на компьютере для учебы и жизни |
§ 5, с. 36–37. РТ: № 65 (д – о), 66. Дополнитель ное задание: РТ: № 67 |
7.11 |
10 |
Персональн ый компьютер как система |
Компьютер как надсистема и подсистема. Аппаратный, программный, аппаратнопрограммный, пользовательский интерфейс. |
ЭПУ: • презентация «Персональный компьютер как система»; • плакат «Компьютер и информация» |
Научатся: редактировать, копировать и вставлять графические объекты в текстовом процессоре; устанавливать порядок следования, группировать простые графические объекты; |
Познавательные: уверенно оперируют понятием «система»; анализируют окружающие объекты с точки зрения системного подхода; ищут и выделяют необходимую информацию в учебнике; выбирают наиболее эффективные пути решения |
Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ |
§ 6. РТ: № 69, 70, 72. Дополнитель ное задание: РТ: № 74 |
14.11 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
Информационные ресурсы. Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) |
|
разделять сложные объекты на составные части. Получат возможность: расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера |
практических задач. Регулятивные: определяют способы действий в рамках предложенных условий и оценивают правильность выполнения учебной задачи. Коммуникативные: проявляют инициативу в поиске и сборе информации в сотрудничестве с партнером; владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
|
|
|
11 |
Способы познания окружающег о мира (теоретическ ая часть) |
Тест по теме «Объекты и системы». Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Формы логического (абстрактного) мышления: понятие, суждение, умозаключение. |
ЭПУ: • презентация «Как мы познаем окружающий мир». |
Научатся: определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. |
Познавательные: выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами; строят логическое рассуждение, умозаключение, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; понимание значения подготовки в области информатики и ИКТ в условиях становления информационного общества |
§ 7. РТ: № 75. |
21.11 |
12 |
Способы познания окружающег о мира (практическ ая часть) |
Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы» |
ЭПУ: • файлы-заготовки «Дом.doc», «Мир.doc», «Воды1.doc», «Воды2. doc», «Воды3.doc» |
Научатся: ускорять свою работу за счет операций копирования, вставки, поиска и замены фрагментов; вводить текст на английском языке, |
Познавательные: выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами; проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности; строят |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; понимание |
§ 7. РТ: № 76, 79, 82. Дополнитель ные задания: РТ: № 83, 85 |
28.11 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
|
|
символы, отсутствующие на клавиатуре; работать с несколькими документами одновременно. Получат возможность: осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового редактора; оформлять текст в соответствии с заданными правилами |
логическое рассуждение, умозаключение, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности |
значения подготовки в области информатики и ИКТ в условиях становления информационного общества |
|
|
13 |
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия |
Понятие как форма мышления. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) |
ЭПУ: • презентация «Понятие как форма мышления» |
Научатся: для объектов окружающей действительности указывать их признаки: свойства, действия, поведение, состояния; создавать сложные объекты из графических примитивов. Получат возможность: применять логические операции в практической деятельности; видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора |
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи; строят логическое рассуждение, умозаключение; делают выводы; определяют понятия; создают обобщения; устанавливают аналогии. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности |
§ 8, с. 47–49. РТ: № 86, 89, 91. Дополнитель ное задание: РТ: № 100 |
5.12 |
14 |
Определени е понятия |
Определение понятия. Видовое и |
ЭПУ: • презентация |
Научатся: конструировать и |
Познавательные: владеют основными логическими |
Понимание важности |
§ 8, с. 49–50. |
12.12 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
родовое понятия. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Тест по теме «Человек и информация». Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 2 или 3 – по выбору ученика) |
«Понятие как форма мышления» |
исследовать графические объекты в среде графического редактора. Получат возможность: видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора |
операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение); ищут и выделяют необходимую информацию; выбирают форму представления информации в зависимости от стоящей задачи. Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве |
логического мышления для современного человека |
РТ: № 93, 96, 97. Дополнитель ное задание: РТ: № 99 |
|
15 |
Информацио нное моделирован ие как метод познания |
Моделирование. Модель. Прототип или оригинал. Натурная (материальная) модель. Виды информационных моделей: образные, смешанные, знаковые. Практическая работа № 8 «Создаем графические модели» (одно из первых двух заданий, задание 3 – дополнительное) |
ЭПУ: • презентация «Информационное моделирование»; • плакат «Модели». ЕК ЦОР: • трехмерная интерактивная модель «Географическая модель Земли» (191127); • 3D-модели «Атомы и молекулы» (186500), «Грановитая палата» (198154); • Интерактивная модель «Проведи корабль через шлюз» (186830) |
Научатся: понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; строить графические модели объектов. Получат возможность: сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей, о моделировании как методе научного познания |
Познавательные: владеют общепредметными понятиями «модель», «информационная модель»; используют метод информационного моделирования: строят разнообразные информационные структуры для описания объектов, проверяют адекватность модели объекту и цели моделирования. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; проявляют готовность |
Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни; проявление устойчивого познавательного интереса к изучаемой теме |
§ 9. РТ: № 102, 105, 106, 110. Дополнитель ное задание: РТ: № 112 |
19.12 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
|
|
|
реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
|
|
|
16 |
Знаковые информацио нные модели |
Знаковые информационные модели. Словесные, научные, художественные описания. Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели» |
ЭПУ: • презентация «Информационное моделирование»; • плакат «Модели»; • файлы-заготовки «Портрет_заготовка. doc», «История.doc», «Слова.doc»; • папка «Крылатые выражения» |
Научатся: строить простые информационные модели из различных предметных областей; упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке; разбивать текст на колонки; добавлять в документ колонтитул; создавать и оформлять различные словесные модели. Получат возможность: приводить примеры знаковых информационных моделей |
Познавательные: владеют знаково-символическими средствами; умеют выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; строят понятные для партнера высказывания |
Понимание значения информационного моделирования как метода познания окружающей действительности |
§ 10, с. 59–62. РТ: № 113– 115 (одно из заданий по выбору ученика), 116, 117. Дополнитель ное задание: РТ: № 119 |
26.12 |
17 |
Математичес кие модели. Многоуровне вые списки |
Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа № 10 «Создаем многоуровневые списки» |
ЭПУ: • презентация «Информационное моделирование»; • файлы-заготовки «Устройства.doc», «Природа России.doc», «Водные системы.doc» |
Научатся: создавать многоуровневые списки. Получат возможность: оформлять текст в соответствии с заданными требованиями; приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей |
Познавательные: умеют выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; создают и преобразуют модели и схемы для решения учебных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, а также во внутреннем плане. Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
§ 10, с. 62–64. У: № 4, с. 176. РТ: № 120, 121 (один из пунктов по выбору ученика). Дополнитель ное задание: РТ: № 122 |
9.01 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
|
|
|
построения действия |
|
|
|
18 |
Табличные информацио нные модели. Правила оформления таблиц |
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Таблицы типа «объекты – свойства». Таблицы типа «объекты – объекты – один». Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели» |
ЭПУ: • презентация «Табличные информационные модели»; • файл-заготовка из папки «Герб» «Природа России.doc» |
Научатся: «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни; в электронной таблице: добавлять и удалять строки и столбцы, объединять ячейки. Получат возможность: познакомиться с основными правилами построения табличных моделей |
Познавательные: преобразуют объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; применяют смысловое чтение; извлекают необходимую информацию; определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием методов информатики и средств ИКТ |
§ 11, с. 66–71. РТ: № 123– 126. Дополнитель ное задание: РТ: № 132 |
16.01 |
19 |
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислитель ные таблицы |
Вычислительные таблицы. Взаимнооднозначное соответствие. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» |
ЭПУ: • презентация «Табличные информационные модели» |
Научатся: вычислять сумму чисел строки (столбца) таблицы в текстовом процессоре; строить табличные модели. Получат возможность: решать логические задачи с помощью таблиц |
Познавательные: анализируют объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: понимают относительность мнений и |
Устойчивый учебнопознавательный интерес к новому способу решения логических задач |
§ 11, с. 71–76. РТ: № 128, 130. Дополнитель ное задание: РТ: № 133 |
23.01 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
|
|
|
подходов к решению проблемы; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
|
|
|
20 |
Графики и диаграммы. Наглядное представлен ие процессов изменения величин и их соотношений . Создание информацио нных моделей – диаграмм |
Зачем нужны диаграммы и графики. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики». Тест по теме «Информационное моделирование». Выполнение минипроекта «Диаграммы вокруг нас» |
ЭПУ: • презентация «Графики и диаграммы»; • файл-заготовка «Погода.doc». ЕК ЦОР: • анимация «Построение графика x(t)» (186653) |
Научатся: создавать круговые, столбчатые и другие диаграммы, строить графики; строить простые информационные модели из различных предметных областей. Получат возможность: выбирать форму представления данных (график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей Получат возможность: представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков |
Познавательные: строят разнообразные информационные структуры для описания объектов с помощью программных средств; умеют «читать» диаграммы, графики, таблицы; используют знаковосимволические средства; проводят сравнение объектов по заданным критериям; строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют контроль своей деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают правила в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: учатся разрешать конфликты: выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать и реализовывать решение; контролируют действия партнера; оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
§ 12, с. 79–85. РТ: № 137, 138, 140. Дополнитель ное задание: РТ: № 136 |
30.01 |
21 |
Многообрази е схем и сферы их применения. Информацио |
Многообразие схем и сферы их применения. Граф и его виды (ориентированный, |
ЭПУ: • презентация «Схемы»; • файлы-заготовки «Солнечная |
Научатся: использовать инструмент «Надпись»; добавлять (вписывать) текст в автофигуру. |
Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; используют знаково- |
Проявление учебнопознавательного интереса к новому учебному |
§ 13, с. 89–96. РТ: № 141, 144, 148. Дополнитель ное задание: |
6.02 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
нные модели на графах |
неориентированный, взвешенный, сеть, семантическая сеть). Ребро, дуга, вершина, петля, цепь, цикл. Иерархия. Система с иерархической структурой. Дерево (корень, предок, потомок, листья). Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1–2) |
система.doc», «Поездка.doc». ЕК ЦОР: • группа интерактивных заданий: «Графы-1» (193071), «Графы-2» (193076), «Графы-3» (193222), «Графы-4» (193049), «Графы-5» (193153), «Графы-6» (193270), «Графы-К» (193121) |
Получат возможность: строить разнообразные схемы; выбирать форму представления данных (схема, граф) в соответствии с поставленной задачей |
символические средства; умеют структурировать знания. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
материалу |
РТ: № 150 |
|
22 |
Использован ие графов при решении задач |
Использование графов при решении задач. Контрольная работа по теме «Информационное моделирование». Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 3, 4 и 6) |
ЭПУ: • презентация «Схемы» |
Научатся: понимать сущность понятия «информационная модель». Получат возможность: строить разнообразные схемы; выбирать форму представления данных (схема, граф) в соответствии с поставленной задачей |
Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
§ 13, с. 96–99. РТ: № 154, 156, 158. Дополнитель ное задание: РТ: № 160 |
13.02 |
Алгоритмика (10 ч) |
||||||||
23 |
Что такое алгоритм? |
Задача. Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм. Работа в среде |
ЭПУ: • презентация «Что такое алгоритм?»; • плакат «Алгоритмы и исполнители»; • текст «О |
Научатся: понимать смысл понятия «алгоритм»; приводить примеры алгоритмов. Получат возможность: разрабатывать план |
Познавательные: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; осуществляют анализ исходных данных для решения |
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом |
§ 14. РТ: № 161, 163 (в, г), 164. Дополнитель ное задание: |
20.02 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
виртуальной лаборатории «Переправы» |
происхождении слова “алгоритм”». ЕК ЦОР: • программа «Задачи о переправах» (195725); • лаборатория «Переправы» (154822) |
действий для решения задач на переправы |
алгоритмических задач. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
|
РТ: № 166 |
|
24 |
Исполнители вокруг нас |
Исполнитель. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя (СКИ). Автоматизация. Работа в среде исполнителя Кузнечик |
ЭПУ: • презентация «Исполнители вокруг нас»; • плакат «Управление и исполнители». https://www.niisi.ru/ kumir – программа Кумир, содержащая исполнителя Кузнечик |
Научатся: понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; осуществлять управление исполнителем Кузнечик. Получат возможность: разрабатывать в среде исполнителя Кузнечик короткие алгоритмы |
Познавательные: выводят следствия из имеющихся в условии задачи данных; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; выполняют операции со знаками и символами. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; описывают содержание совершаемых действий |
Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ |
§ 15. РТ: № 169, 172 (г, д), 173 (в), 175 (б), 176 (б). Дополнитель ное задание: РТ: № 178 |
27.02 |
25 |
Формы записи алгоритмов |
Блок-схема. Фигуры (блоки) блок-схемы. Работа в среде исполнителя Водолей |
ЭПУ: • презентация «Формы записи алгоритмов». https://www.niisi.ru/ kumir – программа |
Научатся: приводить примеры разных исполнителей: формальных и неформальных; осуществлять |
Познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач; создают и преобразуют алгоритмы для решения задач; устанавливают соответствия |
Осознание важности навыков первичного анализа и оценивания получаемой |
§ 16. РТ: № 180, 181. Дополнитель ное задание: РТ: № 184 |
6.03 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
|
Кумир, содержащая исполнителя Водолей |
управление исполнителем Водолей. Получат возможность: разрабатывать в среде исполнителя Водолей короткие алгоритмы |
между названиями блоков блоксхемы и геометрическими фигурами. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; вносят коррективы в свое действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет; аргументируют свою точку зрения |
информации |
|
|
26 |
Линейные алгоритмы |
Линейные алгоритмы. Блоксхема линейного алгоритма. Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию» |
ЭПУ: • презентация «Типы алгоритмов» |
Научатся: понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию «следование»; использовать инструменты рисования в программе создания презентаций; копировать и редактировать слайды; создавать презентацию из нескольких слайдов. Получат возможность: демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора |
Познавательные: оформляют алгоритм, предложенный в задаче в виде блок-схемы; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: управляют поведением партнера: убеждают его, контролируют, корректируют и оценивают его действия; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной |
Понимание важности алгоритмического мышления в повседневной жизни |
§ 17, с. 111– 112. РТ: № 185 (в), 186, 188 |
13.03 |
27 |
Алгоритмы с ветвлениями |
Алгоритмы с ветвлениями. Блоксхема алгоритма с ветвлениями. Практическая работа |
ЭПУ: • презентация «Типы алгоритмов». ЕК ЦОР: • интерактивные |
Научатся: понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих |
Познавательные: устанавливают причинноследственные связи; строят логическое рассуждение; подбирают алгоритмическую |
Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной |
§ 17, с. 112–114. РТ: № 192, 195, 199. Дополнитель |
20.03 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
№ 16 «Создаем презентацию с гипер-ссылками» |
задания «Ветвление 2.1» (193036), «Ветвление 2.2» (193264) |
алгоритмическую конструкцию «ветвление»; использовать макеты слайдов разных типов в программе для создания презентаций. Получат возможность: научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат текст, графические изображения |
конструкцию, соответствующую заданной ситуации. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
среды |
ное задание: РТ: № 201 |
|
28 |
Алгоритмы с повторениям и |
Алгоритмы с повторениями. Блок-схема алгоритма с повторениями. Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию» |
ЭПУ: • презентация «Типы алгоритмов». ЕК ЦОР: • интерактивные задания: «Цикл 1.2» (193295), «Цикл 3.2» (193103), «Цикл 6.2» (193240) |
Научатся: понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию «цикл». Получат возможность: организовать непрерывную циклическую демонстрацию презентации; определять по данному алгоритму, для решения какой задачи он предназначен |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью компьютера; анализируют объекты с целью выделения признаков. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; различают способ и результат действия. Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь; владеют диалогической формой речи |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
§ 17, с. 114–115. РТ: № 202, 204 |
3.04 |
29 |
Исполнитель Чертежник. Пример |
Тест по теме «Алгоритмы и исполнители». |
ЭПУ: • презентация «Управление |
Научатся: подбирать алгоритмическую конструкцию, |
Познавательные: создают и преобразуют алгоритмы для решения задач; осуществляют |
Способность и готовность к общению и |
§ 18, с. 118–123. РТ: № 209, |
10.04 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
алгоритма управления Чертежнико м |
Исполнитель Чертежник, его система команд. Абсолютное и относительное смещение. Примеры алгоритмов исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник |
исполнителем Чертежник»; • плакат «Исполнитель». https://www.niisi.ru/ kumir – программа Кумир, которая со- держит исполнителя Чертежник |
соответствующую заданной ситуации. Получат возможность: разрабатывать в среде исполнителя Чертежник короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции |
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
сотрудничеству со сверстниками и учителем в процессе образовательной деятельности |
210 |
|
30 |
Использован ие вспомогател ьных алгоритмов |
Основной и вспомогательный алгоритмы. Использование вспомогательных алгоритмов в среде исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник |
ЭПУ: • презентация «Управление исполнителем Чертежник»; • плакат «Исполнитель». https://www.niisi.ru/ kumir – программа Кумир, которая со- держит исполнителя Чертежник |
Научатся: осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем с помощью вспомогательных алгоритмов. Получат возможность: разрабатывать в среде исполнителя Чертежник короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы |
Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию; составляют алгоритмы и блок-схемы на основе анализа текста задачи; строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ |
§ 18, с. 123–125. РТ: № 212, 214 (в)
|
17.04 |
31 |
Алгоритмы с повторениям и для исполнителя Чертежник |
Цикл. Повторить n раз. Использование цикла для исполнителя Чертежник. |
ЭПУ: • презентация «Управление исполнителем Чертежник»; • плакат |
Научатся: осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем с |
Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выполняют операции со знаками и символами; составляют целое из частей, самостоятельно |
Понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях |
§ 18, с. 125–127. РТ: № 216, 220. Дополнитель ное задание: |
24.04 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
|
Работа в среде исполнителя Чертежник |
«Исполнитель». https://www.niisi.ru/ kumir – программа Кумир, которая со- держит исполнителя Чертежник |
помощью циклических алгоритмов. Получат возможность: разрабатывать в среде исполнителя Чертежник короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и циклические алгоритмы |
достраивая, восполняя недостающие компоненты. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
развития информационного общества |
РТ: № 222 |
|
32 |
Обобщение и систематиза ция изученного по теме «Алгоритмик а» |
Решение алгоритмических задач. Контрольная работа по теме «Алгоритмика» |
https://www.niisi.ru/ kumir – программа Кумир |
Получат возможность: подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие различные алгоритмические конструкции |
Познавательные: анализируют условия и требования задачи; выбирают знаково- символические средства для построения модели; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
Понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества |
Творческое задание |
8.05 |
Итоговое повторение (2 ч) |
||||||||
33– 34 |
Выполнение и защита итогового |
Практическая работа № 18 «Выполняем |
|
Получат возможность: представлять информацию об |
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при |
Потребность в самовыражении и |
|
15.05 22.05 |
№ урока |
Тема урока |
Элементы содержания, основные понятия |
Образовательные ресурсы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
Дата |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
||||||
|
проекта |
итоговый проект» |
|
объектах окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и других информационных моделей |
решении проблем творческого и поискового характера; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
самореализации, социальном признании |
|
|
Условные обозначения, принятые в календарно-тематическом планировании: У – учебник; РТ – рабочая тетрадь; ЭПУ – электронное приложение к учебнику; ЕК ЦОР – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.