Рабочая программа по истории 10 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по истории 10 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
10 кл
05.01.2018
Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории 10 класс содержит пояснительную записку, требования к результатам, сетку календарно-тематического планирования, цели, задачи, обязательный минимум содержания, контрольно измерительные материалы по всем главам, которые включают в себя два варианта заданий и ключи для проверки вариантов. Программа проверена и утверждена на ШМО и подписана администрацией школы.рабочая программ по истории 10 класс
рп10 история.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1» Р.П. БИСЕРТЬ ИСТОРИЯ (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10 КЛАССА) Составители: учитель I категории             по истории и обществознанию МБОУ  «Средняя школа № 1» р.п.Бисерть                                                                                       Полуэктова Елена Юрьевна, учитель высшей категории  по истории и обществознанию МБОУ  «Средняя школа № 1» р.п.Бисерть                                                                                                                                                       Сисина Галина Александроана. 2016­2017 Бисерть Пояснительная записка для курса  Рабочая   программа   составлена   на   основании   Федерального   компонента   государственного   стандарта   общего   образования   (Приказ Минобразования   России   от   05.03.2004   №   1089   (ред.   от   19.10.2009)   «Об   Утверждении   Федерального   компонента   Государственных образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования»,   Примерной   программы среднего (полного) общего образования по истории (М.: «Просвещение», 2010), учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа ориентирована на 10 класс, рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.    Учебники:  Н.В.Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М.: «Русское слово», 2005. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: «Просвещение», 2007. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России. Конец XVII­XIX век. М.: «Просвещение», 2007. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об   историческом   прошлом,   обогащению   социального   опыта   учащихся   при   изучении   и   обсуждении   исторически   возникших   форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно­мотивационных, социальных систем. Тем самым историческое   образование   приобретает   особую   роль   в   процессе   самоидентификации   подростка,   осознания   им   себя   как   представителя исторически   сложившегося   гражданского,   этнокультурного,   конфессионального   сообщества.   Обеспечивается   возможность   критического восприятия   учащимися   окружающей   социальной   реальности,   определения   собственной   позиции   по   отношению   к   различным   явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.  Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X­XI классов: Классы Объем учебного Разделы примерной программы 2 времени (федеральный  компонент) 68 ч. X класс История России Всеобщая история История России  (с древнейших времен до конца XIX в.)  Всеобщая история  (с древнейших времен до конца XIX в.)  Цели Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:  воспитание   гражданственности,   национальной   идентичности,   развитие   мировоззренческих   убеждений   учащихся   на   основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций в мире, России, на Урале, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;  развитие   способности   понимать   историческую   обусловленность   явлений   и   процессов   современного   мира,   определять собственную   позицию   по   отношению   к   окружающей   реальности,   соотносить   свои   взгляды   и   принципы   с   исторически   возникшими мировоззренческими системами; освоение   систематизированных   знаний   об   истории   человечества,   формирование   целостного   представления   о   месте   и   роли России, Урала во всемирно­историческом процессе;   овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,   сопоставлять   различные   версии   и   оценки   исторических   событий   и   личностей,   определять   собственное   отношение   к дискуссионным проблемам прошлого и современности; развитие ценностных отношений к основным нравственным, этическим, трудовым нормам, характерным для жителей уральского   региона и многонациональной России в целом. В основу содержания курса положены следующие принципы: • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования; • структурирование заданий  учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности; • формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений. Рабочая   программа   предусматривает   индивидуальную,   групповую,   фронтальную   деятельность   обучающихся,   ведущие   виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.   Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты,   круглые   столы,   презентации,   конференции,   аукционы,   брейн   –   ринги,   КВН   и   др.;   предусматривает   использование   различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления. 3 Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой ; видов и приёмов контроля : письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др. Методы и приемы: 1. Словесные (лекция, беседа); 2. наглядные (иллюстрация); 3. практические (упражнения, тесты, анализ текста, документа); 4. репродуктивные – продуктивные (проблемный, поисковый, «мозговой атаки», активного диалога); 5. под руководством учителя – самостоятельно (сообщения, проект, презентация). Типы уроков: 1.Урок изучения нового материала; 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков 3.Урок обобщения и систематизации:  4.Уроки учета и оценки знаний, умений и навыков:  5.Комбинированные уроки: Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: 1. Познавательные.      умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью; умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта; умение определять причинно­следственные связи и использовать их для анализа; умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач; 4                 умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности; умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с  использованием информационных технологий.  2. Информационно­коммуникативные. поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа; извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации; перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации; умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения; умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста; использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов  познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений. 3. Рефлексивные. понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств; владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней; оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни; осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности; умение отстаивать свою гражданскую позицию; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования. Механизм оценивания результатов: Владение фактами:    установление причин фактов установление взаимосвязей между фактами отличие основных фактов и фактов второстепенных Владение проблематикой: 5  формулирование проблем по теме  умение отыскать возможные пути решения проблемы Владение понятиями:    раскрытие содержания понятий установление взаимосвязей между понятиями практическое применение понятий Владение правилами и приемами:  формулирование правил, требований, приемов   раскрытие содержания правил, требований, приемов характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов Проверка навыков:  моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение   выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение самоанализ результатов выполнения подобных действий Технологии обучения: ­ технология критического мышления,  ­ технология проблемного обучения, ­ технология модульного обучения, ­ технология развивающего обучения Л.В.Занкова, ­ информационно­коммуникационные технологии (ИКТ). ­ технология уровневой дифференциации, ­ личностно­ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская), ­ метод проекта, ­ здоровьесберегающие технологии. Основополагающие документы для проектирования рабочей программы. 1.   Государственный   образовательный   стандарт   (федеральный   компонент),   одобренный     решением   коллегии   Минобразования   России   и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21/12, утвержденный   приказом Минообразования России «Об 6 утверждении  федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. 02.02.2004 подписан   Приказ Министерства образования РФ № 03­51­10 ин/14­03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования одобрены решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утверждены приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 9 марта 2004 г. № 1312. 3. Учебный план МБОУ «Средняя школа № 1» п. Бисерть. 2016 – 2017 учебный год. 4.Примерная программа по истории для общеобразовательных школ РФ 2010. 5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 1998. Особенности контингента учащихся        Рабочая программа разработана для параллели 10 классов, в которой обучается  44 человека. Учащиеся имеют разный уровень знаний, умений,   коммуникативных   навыков.   Среди   них   есть   учащиеся   с   высоким   умственным   уровнем   ­   учатся   на   4   и   5,   заинтересованные   в результатах своей учебной деятельности, повышении качества и количества знаний развитии умений и навыков. Это работоспособная группа, с ярко выраженными умениями и навыками, прочными знаниями. Другая часть учащихся учатся на 4 и 3, справляются с необходимыми требованиями программы, хотя и не проявляют большой заинтересованности в приобретении больших знаний и умений.  Особенно   сложно   побудить   детей   к   активной   деятельности,   развить   их   коммуникативные   навыки.   В   связи   с   этим   рабочая   программа составлена с учетом существующего контингента учащихся и рассчитана на получение базового уровня требований ГОС.     Рабочая   программа   является   основополагающим   документом   для   учителя,   на   основе   которой   он   осуществляет   педагогическую   деятельность. Данная рабочая программа разработана для общеобразовательной школы МБОУ  «Средняя школа № 1» р.п.Бисерть.                                        Раздел 1. Меняющийся облик мира: опыт осмысления (2 часа) Пути и методы познания истории. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и Обязательный минимум содержания программы случайности   в   жизни   народов.   Движущие   силы   исторического   развития   в   религиозно­мистических   концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная   теория.   Особенности   цивилизационного   подхода   к   истории.   Воззрения   современных   ученых.   Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности. 7 Раздел 2 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ (2 часа) Первобытная эпоха. Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем  прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества. Неолитическая революция. Первые государства  Древнего мира. Античная эпоха. Крушение империй Древнего мира. Раздел 3 Русь, Европа, Азия в средние века. (3 часа) Период раннего Средневековья. Эпоха классического Средневековья. Позднее Средневековье Раздел IV. Новое время (2 часа) Европа в середине XVII­XVIII в. Время потрясений и перемен (конец XVIII­начало XIX в.) Становление индустриальной цивилизации (вторая половина XIX века).  Итоговое обобщение – 1 час. ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до конца XIX века  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение. Географическое положение страны и его влияние на историю. Природа и ее влияние на судьбу страны. Другие особенности развития России.  Источники по истории Отечества. Структура курса истории России в 10 классе. Учебная литература по предмету. Предыстория народов России. Начало Руси. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Первые нашествия на восточных славян. Нашествие ираноязычных кочевников  — скифов. Греческие колонии и скифы. Соседи восточных славян. Формирование мира балтов. Угро­финские народы. Предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов. Тюркоязычные племена Южной Сибири. Формирование двух крупных восточнославянских образований — склавинов и антов. Славянский вождь Кий. Формирование славянского  центра в Приильменье. Борьба   восточных   славян   с   аварами   и   хазарами в VI—VII вв. ­ Предпосылки формирования Древнерусского государства. Первые признаки государственного устройства во времена антов и Кия.  Причины исчезновения ранних государственных образований. Распад родовой общины. Развитие соседской общины. Складывание к концу IX в. четкой иерархии общества. Роль военного духа в  единстве общества. Рост стремлений сделать власть наследственной. 8 Развитие ремесла, рост городов, торговые связи как экономическая основа появления государства в восточнославянских землях. Торговые пути. Зарождение пути «из варяг в греки». Язычество восточных славян. Связь религии восточных славян с природой и их занятиями. Появление в восточнославянских землях в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо­западном районе во главе с Ладогой и  Новгородом племенных союзов и межплеменных группировок как начальной восточнославянской государственности. Военные походы  восточных славян в IX в. Аскольд. Проблема варягов в историографии. Норманнская теория создания Русского государства. Позиции норманистов и антинорманистов  сегодня. Происхождение слова «Русь». Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Военная победа новгородского Севера над киевским Югом — начало единого  Русского государства. Князь Олег, его политика по объединению славянских земель. Противоборство кочевым племенам. Принятие Олегом  титула великого князя. Поход на Византию 907 г. Княжение Игоря. Походы Игоря на Византию. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Система сбора дани при Ольге.  Внешняя политика княгини Ольги. Крещение Ольги. Правление князя Святослава. Продолжение политики Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. Внешняя политика Святослава. Святослав  — «Александр Македонский Восточной Европы». Смерть Святослава. Борьба за власть. Ослабление единства Руси. Приход к власти  Владимира Святославича — новая победа Русского Севера над Русским Югом. Укрепление единства Русской земли. Активная внешняя политика Владимира. Противоборство печенегам. Владимир как организатор русского войска. Крещение Руси. Причины необходимости крещения Руси. Выбор крещения по византийскому обряду. Процесс крещения Руси. Двоеверие.  Значение христианизации Руси. Русь в XI­XII вв.      Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Смерть Владимира Святославича. Борьба за великокняжеский престол. Ослабление  центральной власти. Святые Борис и Глеб. Приход к власти Ярослава Мудрого. Укрепление системы управления страной. «Русская правда»  — первый на Руси писанный свод законов. Развитие культуры Руси в годы правления Ярослава Мудрого. Внешняя политика Ярослава  Мудрого: расширение границ Руси, укрепление международных связей, победа над печенегами, взаимоотношения с Византией. Русское общество в XI в. Система управления страной. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально­зависимое  население. Армия: структура, вооружение, порядок боевых действий. Города. Торговля. Система церковной религиозной жизни. Монастыри.  Первые восстания на Руси: 1024 г. — в Суздальской земле, 1068 г. — в Киеве. «Русская правда» Ярославичей. Междоусобица сыновей  9 Ярослава Мудрого. Борьба с половцами. Продолжение междоусобицы при внуках Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. Владимир  Мономах. Восстание 1113 г. в Киеве. Приход на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Политика Владимира Мономаха:  прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление  международного положения Руси. Мстислав Великий. Распад Древнерусского государства. Распря Мономашичей. Юрий Владимирович Долгорукий. Причины распада Древней Руси:  усилившаяся экономическая мощь различных русских земель; огромная территория, различные природные и экономические особенности  отдельных ее частей, постоянные княжеские разделы земель. Значение Древнерусского государства в истории страны. Политическая раздробленность Руси — закономерный этап в истории страны. Сохранение сил, которые содействовали единению  страны: власть великих князей, влияние Русской Православной Церкви, существование внешней опасности. Русские княжества XII—XIIIвв.: Киевское, Чернигово­Северское, Галицко­Волынское, Владимиро­Суздальское, Господин Великий  Новгород. Возникновение Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и расцвет Владимиро­Суздальской Руси. Культура народа — часть его истории. Единство культуры восточных славян. Взаимообогащение культуры восточных славян и их  соседей. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси культуры языческого мира и культуры христианской. Письменность, грамотность, школа. Летописи. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа.  Зарождение русской цивилизации. Русь в XIII­XV вв.  Монголо­татарское нашествие на Русь. Монголо­татары. Развитие феодальных отношений и зарождение государства у монголов.  Военизированный характер монгольской государственности. Чингисхан. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествия на Русь. Причины  военного поражения русских княжеств. Монголо­татарское иго. Ограниченная автономия русских княжеств. Итоги монголо­татарского  нашествия и установления ига.              Натиск врагов на северо ­ западных границах России. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва  1240 г. Александр  Невский. Ледовое побоище 1242 г. Возрождение Руси. Русь и Золотая орда при Александре Невском. Восстания против власти монголов во  второй половине XIII в. Карательные ордынские экспедиции. Миграции населения Руси. Причины быстрого роста населения Северо­ Восточной Руси. Роль Русской Православной Церкви в подъеме Руси. Монастыри в хозяйственной колонизации Северо­Восточной Руси. Возрождение крестьянства.  Восстановление и рост городов. Рост слобод. Развитие посадского населения. Формирование системы зависимости людей друг от друга на основе права владения землей. Ее роль в укреплении экономической мощи  края, усилении княжеской власти и одновременно обострении социальных противоречий. 10 Возвышение новых русских центров (западные и центральные русские земли — Полоцкое, Смоленское и другие княжества, земли в  междуречье Оки и Волги). Усиление Великого Новгорода. Появление Литовско­Русского государства. Лидерство Тверского княжества на рубеже XIII — XIV вв. Князь тверской Михаил Ярославич. Первый московский князь Даниил. Борьба Твери и Москвы за первенство. Князь московский Юрий Даниилович. Разделение Руси на два враждующих лагеря — во главе с  Тверью и Москвой. Иван Данилович Калита. Политические, социальные, территориально­географические предпосылки возвышения Москвы. Продолжение политики Ивана Калиты его сыновьями — Семеном Гордым и Иваном Красным. Противоборство Москвы и Литвы. Открытая борьбы с Ордой. Битва на реке Воже в 1378 г. Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской. Владимир Андреевич серпуховской. Историческое значение Куликовской битвы. Поход 1382 г. Тохтамыша на Москву. Правление Василия I Дмитриевича. Обострение отношений Московского княжества и Литвы.  Расширение земель Московского княжества.  Поход Тимура на Русь. Противостояние Руси полчищам Едигеевой рати. Грюнвальдская битва. Роль Русской Православной Церкви в  объединении Руси. Сергий Радонежский. Феодальная война на Руси. Борьба  за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, ее этапы.  Юрий звенигородский. Василий II. Итоги войны, ее роль в дальнейшем развитии русских земель.  Иван III. Расширение земель Московского государства. Подчинение Новгорода. Марфа Борецкая. Освобождение от ордынского ига. Иван III — государь всея Руси. Продолжение присоединения земель под власть великого князя. Включение Тверского княжества в состав Русского  государства. Противоборство Ивана III и удельных князей. Завершение объединения русских земель в первой четверти XVI в., образование  территории единого Русского государства. Формирование новой системы управления страной. Структура центральных и местных органов власти. «Судебник» 1497 г. Выход России  на международную арену. Противоборство Русского государства и Швеции. Успехи Ивана III в борьбе с Литвой и Ливонским орденом. Формирование многонационального государства. Складывание великорусской народности. Хозяйство и люди. Крестьянство. Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъема сельского  хозяйства, укрепления военной мощи государства.  Города,  ремесла, торговля в условиях  централизованного государства. Россия XV — XVI вв. в сравнении с Западом. Государство. Русская Православная Церковь. Превращение Русской Православной Церкви в автокефальную в середине XV в. Ереси.  «Москва — Третий Рим». Культура и быт в XIV—XVвв. Летописание. Создание исторических сочинений. Жития, сказания и «хождения». Зодчество.  Краснокирпичный Московский Кремль. Новая русская живопись. Фольклор. Отражение в. фольклоре общерусских событий.  Существенные изменения быта богатых людей. 11 Правление Василия III. Увеличение личной власти монарха, факторы, его обусловившие: необходимость сплочения народа вокруг  государя в условиях внешней угрозы и преодоления зависимости от иноземных сил; влияние порядков, существовавших в Орде.  Складывание системы приказов. Зарождение бюрократии. Усиление армии. Наступательная внешняя политика Василия III (возвращение Смоленска, попытка овладения волжским путем). Россия в XVI веке  Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти.  Иван IV. Венчание на царство. Восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. «Судебник» 1550 г. «Стоглав». Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Борьба с Крымским ханством. Ливонская война. Присоединение  Сибири. Сущность опричнины. Опричный террор. Конец опричнины. Влияние опричнины на жизнь страны. Конец династии Рюриковичей.  Новые явления в русской культуре. Расширение масштабов русской культуры. Отражёние в фольклоре героических личностей бурной поры  XVI в. Рост числа грамотных людей. Начало русского книгопечатания. Рождение публицистики. Новые явления в архитектуре, живописи,  музыке. Влияние расширяющихся контактов с иностранными государствами на жизнь верхних слоев общества. Россия в XVII веке  Сущность и причины Смуты рубежа XVI—XVII вв. Приход к власти Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова: поддержка хозяйства служилого класса дворян, развитие просвещения;  рост городского строительства. Новые народные беды. Неурожаи первых лет XVII в. Попытки правительства Годунова ослабить воздействие стихийных бедствий на жизнь населения. Рост грабежей и разбоев. Восстание 1603 г. под руководством Хлопка Косолапа. Поход Лжедмитрия I на Москву. Смерть Б. Годунова. Восстание в Москве. Приход Лжедмитрия к власти. Правление Лжедмитрия и его  гибель.   Кризис общества и государства в России. Боярский царь Василий Шуйский. Попытка перехода России от самодержавия и деспотизма к  боярскому коллективному правлению. Гражданская война. Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников. Поражение народного восстания.  Лжедмитрии II. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Свержение Шуйского. «Семибоярщина». Приход поляков в Кремль. Патриотическая позиция средних, слоев населения России. Первое ополчение. Патриарх Гермоген. Бои ополченцев в Москве. Открытое объявление Сигизмунда III о претензиях на русский трон. Захват Новгорода шведами.  Неудачные попытки ополченцев овладеть  Москвой. Распад Первого ополчения.         12 Второе отолчение. Ведущая роль Русской Православной Церкви в мобилизации сил народа. Кузьма Минин. Князь Дмитрий Пожарский.  Создание Второго ополчения. Поход ополченцев. «Ярославское стояние». Совет всей земли — правительство Второго ополчения.  Освобождение Москвы. Причины победы Второго ополчения. Избрание Михаила Романова на царство. Необходимость сильной центральной власти. Решение Земского собора об избрании царем  Михаила Романова. Подвиг Ивана Сусанина. Россия после Смуты. Последствия Смуты . Возрождение самодержавия. Личность Михаила Романова. Войны с Польшей и Швецией. Частичное восстановление сельского хозяйства. Развитие сельских промыслов. 1620—1630­е гг. — рубежные в развитии российской  промышленности: появление первых крупных предприятий в России (Пушечный и Хамовные дворы, восстановление и рост Печатного двора в Москве, оружейные дворы и мастерские в Туле, железоделательное и соледобывающее производство в Предуралье). Восстановление международных связей России. Возрождение внешней торговли. Политика правительства по отношению к вновь  присоединенным народам. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Рост финансирования армии. Начало привлечения в армию наемников из других  стран. Полки иноземного строя. Строительство оборонительных сооружений. Дипломатическая активность. Ведение боевых действий: Смоленская война 1632—1634 гг. и подписание Поляновского мира между  Россией и Речью Посполитой. Захват казаками крепости Азов. Первые годы правления Алексея Михайловича. Уложениё 1649 г. Противоречия российской жизни во второй половине XVII в.: новые  явления в экономике на фоне отсутствия вольнонаемного труда, свободного предпринимательства и эксплуатации колоний. Использование  властями крепостных крестьян в освоении новых земель. Развитие сельского хозяйства по экстенсивному пути. Начало складывания всероссийского рынка. Зарождение мануфактур. Особенности российских мануфактур. Рост торговли. Москва —  центр торговых связей. Развитие торговых центров в различных частях страны. Укрепление купеческого сословия. Сословный строй. Господствующее положение феодалов. Процесс сближения вотчины с поместьем. Церковные феодалы и феодальные  корпорации — монастыри. Рост численности посадских людей. Категории крестьянского ,сословия, их положение. Сословия и развитие  рыночных отношений.         Социальные протесты. Рост социального напряжения в стране. Соляной бунт. Медный бунт. Казацко­крестьянское восстание конца 1660  — начала 1670­х гг. СТ. Разин.   Рост противоречия между Церковью и государством. Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество. Ревнители благочестия.  Протопоп Аввакум. Разрыв между царем и Никоном. Смещение Никона. Усиление царской власти. Возвышение роли царя в представлении  народа. 13 Укрепление армии. Использование солдатских, рейтарских, драгунских полков — полностью профессиональных войск. Рост внешнеполитических связей. Отношения с Польшей. Положение на украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России.  Народы России в XVII в. Рост территории страны. Влияние на жизнь народов их включения в состав России. Окончательное присоединение Сибири. Землепроходцы и первооткрыватели. И.В. Москвитин. СИ. Дежнев. В.Д. Поярков. Е.П. Хабаров.  Освоение Дальнего Востока. В.В. Атласов.         Россия в начале преобразований. Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. и приход Софьи к власти. Правление Софьи.  Приход к власти Петра.   Культура и быт в XVII. Развитие культуры на  переломе эпох. Противоречивая роль Церкви в общем развитии культуры. Борьба против  западной (латинской) культуры. Влияние колонизационных процессов на развитие русской культуры. Народная культура. Новые культурные веяния. Развитие "городской жизни — носителя новых культурных процессов. Приток в Россию  иностранных специалистов. Формирование великорусской нации — важная причина сдвигов в области русской культуры. Образование. Научные знания. Литература.  Архитектура. Рождение русского театра. Живопись, влияние европейской живописи на творчество русских художников, появление  портретной живописи. Музыка. Зарождение классического профессионального музыкального искусства. Незначительное влияние сдвига во всех областях русской культуры на жизнь народа. Новые веяния в области быта в жизни высших слоев  городского населения. Россия в конце XVII ­ XVIII вв.  Мужание Петра. Азовские походы. Великое посольство. Внешняя политика Петра I. Северная война. Нарвское сражение 1700 г. Битва у Лесной. Полтавское сражение. Прутский поход. Военные действия в Финляндии. Сражения на море. Ништадский мир. Провозглашение России империей. Значение победы России в Северной войне.  Персидский поход. Реформы Петра I. Опора на мощь неограниченной власти монарха, дальнейшее закрепощение крестьянства, методы насилия. Реформы в области экономики: создание тяжелой промышленности, привлечение в промышленность частного капитала, решение задачи  снабжения промышленных предприятий рабочей силой, развитие ремесла и торговли, политика протекционизма, развитие сельского  хозяйства. 14 Реформа армии и флота: рекрутская повинность; становление национальной регулярной армии, система полевой подготовки войск, новое  вооружение и порядок ведения боя, создание военно­морского флота. Реформы государственного устройства: новая система высших органов власти и управления, введение губерний, магистраты, «Табель о  рангах» 1722 г. Перемены в положении сословий. Новшества культуры и быта. Развитие науки. Литература и искусство. «Птенцы гнезда Петрова». Царь и народ. Личность Петра I. Создание абсолютистской, крепостнической, сильной европейской державы — главный результат  преобразований Петра I. Рост национального и государственного самосознания населения. Формирование в многонациональной стране  российской государственной общности людей, объединяющей разные народы. Методы проведения петровских реформ. Усиление налогового гнета на население. Народные восстания. Астраханский бунт 1705 г.  Восстание в Башкирии 1707 г. Восстание под предводительством К. Булавина. Оппозиция в верхах общества. Заговор против царя. "Царевич Алексей. Вопрос о престолонаследии. Эпоха дворцовых переворотов. Положение России после смерти Петра I .Преемники императора. Борьба за власть. Екатерина I. Петр II.  Власть «верховников». Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Приход к власти. Реформы ­в области экономики. Подъем промышленности и торговли. Процесс  формирования национальной буржуазии. Жесткая политика в области религии и национальных отношений. Внешняя политика России в 1740—1750­е гг. Участие России в Семилетней войне. П.А. Румянцев. П.С. Салтыков. Народные возмущения. Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот. Приход к власти Екатерины II. Россия в первое время правления Екатерины II. Раздача дворянам государственных земель, населенных крестьянами. Правление  Екатерины II — противоречивая борьба между идеалами просвещенного абсолютизма и российской реальностью. Наступление на права  крестьян. Личность Екатерины II. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II. От либерализации к централизации власти. Усиление центральной власти. Расцвет дворянской империи. Восстание Пугачева. Предпосылки восстания. Личность Е.И. Пугачева. Армия восставших. Ход восстания. Причины поражения и  значение восстания. Укрепление дворянского государства. Отказ Екатерины II от либеральных попыток облегчить участь крестьян. Реформа местного  управления 1775 г. Создание единообразной для всей империи судебной системы. Городская реформа. Жалованные грамоты дворянству и  городам. 15 XVIII в. Рост территории и населения. Превращение России в самое большое государство мира. Вмешательство государства в экономику.  Крепостничество как тормозящий фактор развития России. Рост промышленности. Изменения в сельском хозяйстве. Факторы влияния на  рост российской торговли. Состояние финансов. Жизнь и хозяйство народов России. Вхождение новых народов в состав России. Разные стадии цивилизационного развития народов страны. Общие черты развития национальных районов России. Формирование национальной политики правительства: уважение национальных  особенностей народов, представление полной свободы для их вероисповедания, установление определенных налоговых льгот для местного  населения по сравнению с русскими переселенцами, освобождение от ряда повинностей.    Внешняя политика России. "Проблемы внешней политики России: борьба с Польско­Литовским государством за древние русские земли, обеспечение выхода к  Балтийскому морю, выход к Черному морю и пути их решения. Русско­турецкие войны. А.В. Суворов. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. Освоении Новороссии и Крыма.Разделы Польши.         Культура и быт россиян во второй половине XVIII. Особенности российской культуры. Взаимопроникновение достижений русской культуры былых времен и новых культурных веяний. Влияние культуры на формирование российского общества, пробуждение национального  самосознания. Интернациональный характер новых культурных ценностей в условиях многонациональной России. Влияние иностранцев на  становление российской цивилизации. Образование и просвещение народа. Сеть общеобразовательных школ. Введение системы народного образования в 1780­е гг.  Московский университет. М.В. Ломоносов. Наука. Техническая мысль. И.И. Ползунов. Научные экспедиции. Литература и искусство. Все более светский характер литературы. Формирование русского литературного языка. Классицизм. Г.Р.  Державин. Понятие реализма в искусстве. Д.И. Фонвизин. Барокко и классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. В.В.  Растрелли. Переход от условности иконописи к реалистическим полотнам в живописи. А.П. Антропов. Ф.С. Рокотов. Скульптура. Э. М. Фальконе.  Ф.И. Шубин. Появление профессионального драматического театра. Ф.Г. Волков. Музыкальное искусство. Д.С. Бортнянский. Новое в быту россиян XVIII в. Россия в первой половине XIX века  Россия на рубеже веков: территория, население, экономическое развитие. Российское государство. Российская бюрократия. Сословный  строй. Крепостная система. Роль российских городов в жизни страны. Место России в мире.   16 Первые годы правления Александра I. Реформаторские шаги императора в начале правления :некоторая либерализация русской жизни,  ликвидация Тайной канцелярии,     указы  о  праве  покупки  земель  купцами,   мещанами, государственными   крестьянами      и      крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости. Указ о вольных хлебопашцах. Прекращение практики раздачи государственных  крестьян в частную собственность. Изменения в области образования. Негласный комитет. Учреждение министерств с системой единоначалия. М.М. Сперанский и его проекты. Внешняя политика России. Вступление России в антифранцузскую        при Аустерлице. Влияние поражения русско­австрийской армии на соотношение сил в Европе. Русско­турецкая война 1806—1812 гг. Новая антифранцузская коалиция. Тильзитский мир. Война России со  Швецией. Включение Финляндии в состав России. Войны с Ираном и Турцией. Включение в состав России Закавказья и Молдавии. Отечественная война 1812 г. Вторжение войск Наполеона в Россию. Соотношение сил. Планы сторон. Этапы войны. Российские полководцы  М.И. Кутузов, М.Б. Барклай­де­Толли, П.И. Багратион, А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, М.А. Милорадович, П.А. Коновницын, Д.С. Дохтуров,  М.И. Платов. Смоленское сражение. Бородинская битва. Вступление Наполеона в Москву. Пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра.  Народная война. Партизанское движение. Контрнаступление русской армии. Изгнание войск Наполеона из России. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз, роль России в нем. Жизнь России в послевоенный период. Эмоциональный подъем в русском обществе под воздействием победы в Отечественной войне.  Сохранение крепостного права, "абсолютистского режима, самодержавия, отстраненности народа от решения судеб страны. Возникшие  надежды на существенные перемены и инертность русской жизни. Положение народных масс, армии. Восстание Семеновского полка. Военные поселения. А.А. Аракчеев. Спор о личности А.А. Аракчеева в историографии. Внутренняя политика правительства: ужесточение мер  направленных на пресечение крестьянских побегов от помещиков, создание проекта освобождения крестьян от крепостного права и проекта  Конституции России. Н.Н. Новосильцев. Создание выборной представительной власти в Финляндии. Конституционная реформа в Польше.  Движение декабристов, предпосылки движения. Отличия движения декабристов от всех предшествовавших ему выступлений против  власти в России. Состав тайных организаций. Программные установки декабристов. «Конституция» Н.М. Муравьева. «Русская правда» П.И.  Пестеля. События 14 декабря 1825 г. Причины поражения декабристов. Влияние движения декабристов на русское общество.  Внутренняя политика Николая I. Личность императора Николая Павловича. Преобразования в государственном управлении: образование  новых министерств, создание Третьего отделения Собственной Его Величества Канцелярии. Кодификация законодательства. Денежная  реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Закон об обязательных крестьянах. Министерство государственных имуществ. П.Д. Киселев. 17 На страже империи. А.Х. Бенкендорф. С.С. Уваров. Теория официальной народности.    Внешняя политика Николая I  Польское восстание. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848—1849 гг. Политика России на Кавказе. Кавказская война. Имам Шамиль. Сущность «восточного вопроса». Войны с Персией и Турцией. Крымская война. Ход боевых действий. Оборона Севастополя. В.А. Корнилов. П.С. Нахимов. Итоги Крымской  войны.          Общественная и духовная жизнь России. Славянофилы и западники.         Киреевские, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. В.П.  Боткин, И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. Русская Православная Церковь. Преподобный Серафим Саровский и  митрополит московский Филарет. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Россия во второй половине XIX века  Реформы Александра II. Личность императора. Необходимость реформ. Нарастающее отставание России от ведущих стран мира.  Обострение социально­экономической и общественно­политической ситуации в России после поражения в Крымской войне. Отмена крепостного права. Проекты отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян.  Временнообязанные. Отрезки. Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на реформу. Дискуссии современников о значении  реформы. Реформа в освещении историографии. Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования.         Значение реформ 1860—1870­х гг.          Россия после отмены крепостного права. Сельское хозяйство. Постепенныё положительные изменения условий хозяйственной  деятельности в деревне. Рост продуктивности сельскохозяйственного производства. Отработки. Роль сохраненной общины в жизни  крестьян. Развитие торговли и промышленности. Формирование экономической политики под руководством М.Х. Рейтерна в условиях  модернизации России. Строительство железных дорог. Положение в стране к началу 1880­х гг. Народнический террор. «Земля и воля» 1860­х гг. Основные направления в народничестве, его  идеология. Действия народников. Появление террористических организаций. Нечаевщина. «Земля и воля» 1870­х гг. Раскол «Земли и воли»: «Народная воля» и «Черный передел». Террор. Убийство Александра II. Россия в годы правления Александра III. Личность императора. Основные направления внутренней политики. Строгая регламентация  социальной жизни. Принятие законов, составивших основу российского рабочего законодательства. Политика поощрения индустрии.  Поддержка помещичьих хозяйств.  Мировые посредники.  Институт 18 земских начальников. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новое городовое положение. Корректировка  судопроизводства. Усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Процесс возвращения России статуса полноправной великой державы. Европейская политика. Образование русско­французского союза.  Отношения России с Англией и со странами Азии.         Государственно –социальная система России в конце XIX в. Самодержавная монархия. Наследственность царской власти. Ритуал  церковного освящения царской власти. Российские сословия, их положение в обществе и роль в жизни страны. Причины сохранения  сословного строя. Управление Российской империей. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями,   пространственные   и   временные   рамки   изучаемых   исторических процессов и явлений; 19                 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания   себя   как   представителя   исторически   сложившегося   гражданского,   этнокультурного,   конфессионального   сообщества, гражданина России. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тип урока Элементы содержания Требования   к   уровню подготовки учащихся Основные понятия, термины Измерительн ые   формы контроля Дома шнее задани е Дата проведения план/факт № Тема урока Ко л­ во ча со в Всеобщая история и История России с древнейших времен до конца XIX вв. 1 Изучение нового материала 1 Введение. Появлени е  человека  на  территор ии  Восточно й Европы. История в системе  гуманитарных наук.  Основные концепции  исторического развития  человечества. Пути и  методы познания истории.  Единство и многообразие  Знать: ­   основные   положения по теме; ­ термины. Уметь: ­ анализировать, делать выводы,   высказывать свое мнение по теме. 20 Колонизация, присваивающ ее и производяще е хозяйство.   С. 15 в. 7. С. 23 в. 6,7. С.   5­ 14, §1, схема эпох исторического процесса.  Закономерности и  случайности в жизни  народов. Движущие силы  исторического развития в  религиозно­мистических  концепциях. Становление и развитие  материалистических  воззрений на мир.  Особенности  цивилизационного подхода  к истории. Воззрения  современных ученых.  Ведущие школы в  исторической науке.  «Рост», «развитие» и  «прогресс» в истории  человечества.  Историческое время.  Принципы и критерии  периодизации всемирной  истории. Текущий этап  всемирной истории и его  особенности. Природное и  социальное в человеке и  человеческом сообществе  21 первобытной эпохи.  Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни  и формах социальных  связей. Традиционное  общество: социальные  связи, экономическая  жизнь, политические  отношения. Архаичные  цивилизации Древности.  Мифологическая картина  мира. Первобытная эпоха.  Современные концепции  происхождения человека и  общества. Антропология,  археология и этнография о древнейшем прошлом  человека. Мифологические и религиозные версии  протоистории  человечества.  Неолитическая революция. Первые государства  Древнего мира. Античная  эпоха. Крушение империй  Древнего мира. Античные цивилизации 22 Средиземноморья. Формирование   научной формы   мышления   в античном обществе. Формирование индо­ буддийской, китайско­ конфуцианской, иудео­ христианской духовных  традиций. Возникновение  религиозной картины мира. Социальные нормы,  духовные ценности,  философская мысль в  древнем обществе. Переход от присваивающего  хозяйства к  производящему. Оседлое и  кочевое хозяйство.  Появление металлических  орудий и их влияние на  первобытное общество.  Географическое положение страны и его влияние на  историю. Природа и ее  влияние на судьбу страны.  Другие особенности  развития России.  Источники по истории  23 Отечества. Структура  курса истории России в 10  классе. Учебная  литература по предмету. Складывание народов.  Индоевропейцы.  Прародина славян.  Греческие колонии и  скифы. Праславяне.   Великое переселение  народов. Первые  нашествия на восточных  славян. Нашествие  ираноязычных кочевников — скифов. Греческие  колонии и скифы. Возникновение       в исламской   цивилизации. Исламская духовная культура   и   философская мысль эпоху Средневековья.  Христианская средневековая цивилизация в Европе,  ее региональные особенности   и   динамика развития.   Период   раннего средневековья   в   Европе   и 1 Комбиниро ванный 2 Формиров ание  народов.  Появлени е славян. 1 Комбиниро ванный 3 Исламска я и  христианс кая  цивилизац ии. Славяне в V­VII вв.  Религия  славян. Знать: ­   основные   положения по теме; ­ термины. Уметь   анализировать, обобщать. Народ, индоевропейц ы, прародина. Работа картой   с §2­3, вопро сы   и задани я  знать и понимать:  факты, понятия.  Уметь: Давать определения  понятиям, работать с  документом. Религия, язычество. Вопросы   и задания §4, докум ент 24 Азии. Восточнославянские  племенные союзы и соседи. Расселение, занятия, быт,  общественный строй и  верования восточных  славян. Язычество  восточных славян. Связь  религии восточных славян  с природой и их занятиями. Соседи восточных  славян. Формирование  мира балтов. Угро­ финские народы. Предки  адыгов, осетин (аланов) и  других горских народов.  Тюркоязычные племена  Южной Сибири. «Повесть Временных  лет». Развитие хозяйства.  Зарождение признаков  государственности.  Формирование двух  крупных  восточнославянских  образований — склавинов  и антов. Славянский вождь  Кий. Формирование  Комбиниро ванный 4 Предпосы лки  образован ия  Древнеру сского  государст ва Князь,   вече, челядь. План по теме §5, задани я   Знать основные положения   по   теме, понятия, термины, уметь   делать   выводы, обобщать,   высказывать свое мнение, аргументировать   его. Работа   с   тестами разного вида.     25 славянского центра в  Приильменье. Борьба    восточных   славян   с    аварами   и   хазарами в VI —VII вв. ­ Предпосылки  формирования  Древнерусского  государства. Первые  признаки государственного устройства во времена  антов и Кия. Причины  исчезновения ранних  государственных  образований. Распад родовой  общины. Развитие  соседской общины.  Складывание к концу IX в.  четкой иерархии общества. Роль военного духа в  единстве общества. Рост  стремлений сделать власть  наследственной. Развитие ремесла, рост  городов, торговые  связи как экономическая  26 Норманнская теория. Таблица §6, докум ент 1 Комбиниро ванный 5 Появлени е  государст ва у  восточны х славян. основа появления  государства в  восточнославянских  землях. Торговые пути. Зарождение пути «из варяг в греки». Происхождение   государственности у восточных   славян.   Дань   и подданство.   Князья   и дружина. Вечевые порядки. Государство на Днепре.  Варяги. Дискуссия о  происхождении  государства. Русь в начале  X в. Появление в  восточнославянских  землях в Среднем  Поднепровье во главе с  Киевом и в северо­ западном районе во главе с Ладогой и Новгородом  племенных союзов и  межплеменных  группировок как  начальной  восточнославянской      основные   Знать урока, положения уметь давать определения  понятиям, отвечать   на   вопросы, приводить примеры. Уметь: ­  формулировать  собственные суждения  и аргументы по  определённым  проблемам. 27

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс

Рабочая программа по истории 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2018