Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС
Оценка 4.9

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
5 кл
14.12.2018
Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС
Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса составлена в соответствии со всеми требованиями ФГОС. Она составлена на основе пособия для учителей Всеобщая история.Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы -М., Просвещение, 2014 г., ориентирована на учебник "История древнего мира" для 5 класса общеобразовательных организаций/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая - М. « Просвещение» 2014 г.
история 5.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2» 142280 Московская  область г.Протвино, ул. Гагарина , д.7 тел./факс 74­47­01, E­maiL: [email protected] «Согласовано» Заместитель директора по  УВР ____________О.В.Хоменко «___» _____________2018г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________  Л.И.Иващенко «___» _______________2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  2018­2019 учебный год КЛАСС 5 класс ПРЕДМЕТ история КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ  68 ч. УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ базовый ФИО учителя  Прусова С.И. 1 Протвино 2018 год Рабочая программа по истории составлена на основе нормативно – правовых актов: Пояснительная записка ­ Закон 273­ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;  Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении  федерального перечня  учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего  общего образования ( с изменениями на 05.07.2017 г., приказ № 629) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N  1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования"  - Приказ Минобрнауки от  29.12.2014 г. № 1643 и от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении  изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря 2010 г. N 1897 ""Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования"  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС;  ­ Примерные программы, созданные на основе  ФГОС ООО  ­«Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2». Цели и задачи курса (предмета). Цели курса:        освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы,  Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие  мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически  сложившихся культурных, религиозных, этно­национальных традиций,  нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и  процессов; освоение систематизированных знаний об истории человечества; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа  исторической информации. Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи: 2 1. формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной,  культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах,  персоналиях Античности; 2. овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной,  экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие  особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»; 3. воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных  народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко­ римской мифологии, легенд и мифов других народов; 4. формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах  поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира; 5. развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно  овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; 6. формирование у школьников способности применять знания о культуре,  политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран  для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими  людьми в условиях современного поликультурного общества. Рабочая программа составлена на основе: 1. Всеобщая история.Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина  – О.С.Сороко­Цюпы. 5­9 классы.: пособие для учителей общеобразовательных  организаций – М., Просвещение, 2014 г. Особенности организации учебного процесса Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов  – 34 учебные недели (2 часа в неделю),  что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе. В процессе  обучения сохранён порядок изучения тем, сохранено количество часов, выделенных на  контрольные, тестовые и другие письменные работы.  3 № Основное содержание предмета по темам Количе Основные виды учебной деятельности Содержание учебного предмета, курса ство часов 1 ч. 3 ч 1. Введение Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные  источники о прошлом. Древние сооружения как источник  наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в  изучении истории Древнего мира. Хронология — наука об измерении времени. РАЗДЕЛ  I.  ЖИЗНЬ  ПЕРВОБЫТНЫХ  ЛЮДЕЙ Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди. Представление о понятии «перво­ бытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки.  Прародина человека. Археологические свидетельства перво­ бытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота  — способы добывания пищи. Первое великое открытие че­ ловека — овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение  древнейших людей и его особенности. Испытание холодом.  Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла  охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего  человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые  орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто  он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности  совместного ведения хозяйства в родовой общине.  Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религиозных верований. Как  Раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник Участвовать в обсуждении вопроса: для чего нужно знать историю Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Показывать на карте места расселения древнейших людей; рассказывать об условиях жизни, занятиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы; объяснять главные отличия первобытных людей от обезьяноподобных предков; характеризовать основные признаки родовой общины Раскрывать значение понятий и терминов «искусство », « религия », « жертвоприношение »; рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы 4 3 ч 2. была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших  рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в  душу. Представление о религиозных верованиях первобытных  охотников и собирателей. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Представле­ние о зарождении производящего хозяйства: мотыжное зем­ леделие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего  земледелия. Приручение животных. Скотоводство и измене­ ния в жизни людей. Последствия перехода к производящему  хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, тка­ чество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя:  изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные  верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Вы­ деление ремесленников в общине. Изобретение гончарного  круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От  родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникно­ вение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати.  Преобразование поселений в города. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества; раскрывать значение понятий и терминов «земледелие», «скотоводство», «ремесло», «присваивающее и производящее хозяйства», « племя », « цивилизация », соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно Впервые появилась металлургия. Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству  эпоха первобытности. Переход от первобытности к  цивилизации (неолитическая революция (отделение зем­ леделия и скотоводства от собирательства и охоты), вы­ деление ремесла, появление городов, государств, письмен­ ности). Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением хри-стианской эры. 3. Тема 3. Счет лет в истории. 1ч. Объяснять, как ведется счет лет до нашей эры и нашей эры с помощью линии времени; соотносить события во времени, дату события с веком, тысячелетием; раскрывать значение терминов 5 Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени. РАЗДЕЛ  II.  ДРЕВНИЙ  ВОСТОК Тема 4. Древний Египет 4. 9 ч Государство на берегах Нила. Страна Египет. Место­ положение государства. Разливы Нила и природные условия.  Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под  урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникнове­ ние единого государства в Египте. Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жители  Египта: от фараона до простого земледельца. Труд зем­ ледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и  обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать  гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож.  Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его  вельмож. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов.  Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. На­ правления военных походов и завоевания фараонов. За­ воевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф  фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жи­ лища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих  богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде.  Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фа­раон — сын  Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света.  «хронология», «календарь», «линия времени» Показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства; объяснять значение понятий и терминов «госу- дарство», «вельможа», «фараон»; раскрывать влияние природных условий Египта на формирование государства; характеризовать устройство государства в Древнем Египте, порядок управления страной, Объяснять особенности власти фараона; характеризовать основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др., используя текст учебника и иллюстративный материал; рассказывать об условиях жизни и занятиях древних египтян, используя термины и понятия « дамба », « шадуф », « налоги », « повинности » Объяснять связи между применением бронзы и подъемом сельского хозяйства, строительства, военного дела в Древнем Египте; рассказывать о вооружении и организации древнеегипетской армии, используя термины «праща», «бумеранг», «боевая колесница» и изобразительные материалы; характеризовать историческую деятельность фараона Тутмуса III Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском 6 Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида  фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство хра­ ма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских  фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити.  Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скуль­ птурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и  изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского  искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре,  Британском музее. Письменность и знания древних египтян. Загадочные  письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской пись­ менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность  традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Шко­ ла подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных зна­ний  (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёзд­ ные карты. Хранители знаний — жрецы. 5. Повторение. Достижения древних египтян (ирригацион­ное земледелие, культовое каменное строительство, становле­ние  искусства, письменности, зарождение основ наук). Не­ ограниченная власть фараонов. Представление о загробном  воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). Тема 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение,  природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оро­ сительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения  государственности в Междуречье и Нильской долине. Города  из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина  как основной строительный и бытовой материал. Культовые  сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба.  Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жре­цы­ учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания  обществе, используя термины «жрец», «храм», «рельеф», «мумия», «саркофаг», «гробница», «пирамида»; составлять рассказ о прогулке по египетскому храму; называть и описывать памятники архитектуры Древнего Египта Рассказывать о письменности древних египтян; описывать произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах; высказывать суждения о вкладе научных знаний и достижений искусства древних египтян в мировую культуру  7 ч. Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии; рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Месопотамии; раскрывать значение понятий и терминов «Междуречье», «город-государство», «клино- пись»; составлять план ответа к теме «Достижения древних шумеров» Характеризовать законы Хаммурапи как письменный источник, рассказывающий о 7 (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое  письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Ва­ вилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хамму­ рапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах  Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о  богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых  социальных группах: ростовщиках. Финикийские мореплаватели. География, природа и за­ нятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы.  Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, из­ готовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах  Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пират­ ство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский ал­ фавит. Легенды о финикийцах. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древ­ нееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт  древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и  Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его бра­ тья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и  сказания как исторический и нравственный опыт еврейского  народа. Бог даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах  евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древне­ еврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как  столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о  героях. Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обра­ ботки железа. Последствия использования железных орудий  труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское  Вавилонском царстве; сравнивать положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне; объяснять, как отражались в древних легендах представления древних вавилонян о мире Показывать на карте древние города- государства Восточного Средиземноморья; рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Финикии; объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита Характеризовать значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела; показывать на карте основные направления завоевательных походов ассирийцев; объяснять причины падения Ассирийской державы; рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративный материал учебника Показывать на карте территорию Персидской державы; участвовать в обсуждении вопроса о достижениях Вавилона, используя названия «Висячие са- ды Семирамиды», «Дорога процессий», «Вавилонская башня »; объяснять устройство Персидской державы, как она управлялась 8 в 6. войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское  царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран.  Ниневия — достойная столица ассирийских царей­ завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг  Ашшурбанапала. Археологические свидетельства  ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.  Персидская держава «царя царей». Три великих царства Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало  чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём.  Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии,  Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и  царская почта. Система налогообложения. Войско  персидского царя. Столица великой державы древности —  город Персеполь. Тема 6. Индия и Китай в древности Своеобразие путей становления государственности в Ин­ дии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и  океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на  берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и  развитие оросительного земледелия. Основные занятия  индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев.  Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст.  Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана.  Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов,  земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость,  знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде.  Объединение Индии царём Ашокой.  5 ч. Показывать на карте территорию Древней Индии; рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Индии; характеризовать общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн: «брахманы», «кшатрии», «вайшьи», «шудры» Характеризовать влияние природных условий на хозяйство и занятия населения Древнего Китая; объяснять значение понятия «империя» Объяснять, какую роль играли идеи индуизма, буддизма и конфуцианства в жизни индийцев и китайцев; называть изобретения и культурные достижения 9 Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили  китайцы. География, природа и ландшафт Великой Ки­ тайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая доброде­тель  — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в  знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская  наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при  Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение  территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская  стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение  народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Архео­ логические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы  Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага.  Компас. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую  историю и культуру. 7. Тема 7 Древнейшая Греция  5 ч. Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни  греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф,  Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических  находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скуль­ птура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тай­ на критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы  критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахож­ дение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города­крепости: археологические находки и иссле­ дования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов  Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской  войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и  его последствия. древних индийцев и китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру; рассказывать о культурных достижениях Древней Индии и Древнего Китая, используя названия «буддизм», «мировая религия», «десятичная система счета», «арабские цифры», «шахматы», «китайские иероглифы», «фарфор», «бумага», «компас», «конфуцианство» Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Показывать на карте местоположение греческих городов Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа Выявлять отличия между микенской и критской культурами Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие 10 Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы  «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с  Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее,  Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма  Гомера  «Одиссея».  География  странствий  царя с  острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя  Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами.  Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные ве­ рования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Де­ метре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и  Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. 8. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским  нашествием 7 ч. Начало обработки железа в Греции. Возникновение поли­ сов — городов­государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы,  Милет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География,  природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли.  Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения  Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и  произошло раньше других и насколько по сравнению с другими, личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы. Характеризовать образы основных героев «Илиады». В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет. Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. . Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. Работа с новыми терминами Знать определение понятий реформы, 11 винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе  управления Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта.  Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.  Нарастание недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против  знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового  рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное  собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Ла­ конии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и  Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и  большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и пра­ вила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском.  Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Ле­ генда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного  морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для  колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на  берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным  населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада —  колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался  завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший  эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция  Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм.  Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об  основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды  о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город.  Воспитательная роль Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Над  демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Формировать уважение прав и свобод человека. Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев. Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши. Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Комментировать наряд грека. Принятие ценностей группы или сообщества. Знать хронологию первых Олимпийских игр. Составлять развернутый план одной части параграфа. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. Соотносить известное с неизвестным об играх. Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве. Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку. Причины Греко-персидских войны, хронологию 12 греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога  Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафон­ ской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая  фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка  эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при всту­ плении на военную службу. Идея Фемистокла о создании во­ енного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический  подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартан­ цев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне  Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль  Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о  победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при  Платеях. Причины победы греков. Мораль предания  «Перстень Поликрата». 9. Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет  демократии 5 ч. Последствия победы над персами для Афин. Афинский  морской союз. Установление в полисах власти демоса —  демократии. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых  гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и  негражданское население Афинского полиса. Пошлины.  Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла  и торговли. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о  рождении богини Афины. Керамик — квартал, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и  чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора —  главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт  афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов.  Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. Саламинской битвы, итоги войн. Инсценировать события одного из сражений. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях. Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту. Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в 13 В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей  педагогами. Образование афинян. Рабы­педагоги. Занятия в  школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о  природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спор­ тивные достижения учащихся палестры. В афинских  гимнасиях. Обучение красноречию. В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции.  Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла  «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана  «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской  демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собра­ния, Совета  пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии.  Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл,  Фидий. Афинский мудрец Сократ. 10. Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. 4 ч. Соперничество Афин и Спарты за господство над Элла­ дой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих поли­ сов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции —  Македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение  Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа под­ чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель —  учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Ма­ кедонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора  отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плу­ тарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при  Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории.  Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.  соответствии с темой урока). Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Оценивать роль современного театра для общества. Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Формировать уважение прав и свобод человека. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег. Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость». Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского. Уметь составлять оценочную характеристику государственного деятеля. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. 14 Поход Александра Македонского на Восток. Александр  возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы:  река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города  Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра  богом и сыном бога Солнца. Основание Алексан­дрии. Победа  при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию  — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре  Македонском. В Александрии Египетской. Распад державы  Александра после его смерти. Складывание пространства  эллинистического мира на территории державы Александра  Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства.  Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и  культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский  маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская  библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные  на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский,  Эратосфен, Евклид. П  Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру.  Условия складывания и своеобразие эллинистической  культуры. Управление обществом в странах Древнего Вос­ тока и в Афинском полисе. Особенности афинской демо­ кратии. 11. РАЗДЕЛ  IV.  ДРЕВНИЙ  РИМ 3 ч. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение, природа и особенности ландшафта Ита­ лии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски,  самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий,  Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи  холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и  Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины. Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. Уметь отделять известное от неизвестного. Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Определение понятия республика, виды 15 Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и  римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики.  Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба  плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. На­ шествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром.  Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией.  Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи — полноправ­ 12. Тема 12. Рим — сильнейшая держава Вторая война Рима с Карфагеном. Поход ные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух  консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское  войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда  римлян. Гадания в Риме. Средиземноморья Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа рим-лян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Среди-земноморье. Установление господства Рима во всём Средиземно-морье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». 3 ч. данной формы управления, основные даты событий. Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима. Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы. Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме. Давать определения понятия рабство, положение рабов. определять причинно- следственные связи. Уметь работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ. 16 Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчез-новение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Среди- земноморье — провинция Рима. Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. 13. Тема 13. Гражданские войны в Риме 4 ч. Возобновление и обострение противоречий между различ­ ными группами в римском обществе после подчинения Сре­ диземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества  бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков  Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха.  Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии.  Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание  рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над  римским войском. Оформление армии восставших. Походы  армии восставших рабов. Три победы восставших, при­ близившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената  небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром  армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины  поражения восставших. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в  Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы. Осмысливать социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания. Формировать уважение прав и свобод человека. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря. Определение понятия империя, дату 17 наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь.  За­воевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме.  Захват Це­зарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура  Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Установление империи. Поражение сторонников республики.  Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана  за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа  флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в  римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание  гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление  Октавиана Августа. Превращение Римского государства в  империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона —  римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». 14. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 5 ч. Протяжённость империи и время существования. Неудачные  попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией.  Разгром римских легионов германцами. Главные враги  Римской империи. Образ жизни и верования германцев.  Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об  их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской  империи. В Риме при императоре Нероне. Укрепление власти  императоров. Складывание культа императоров. Актёр на  императорском троне. Тацит о Нероне. Падение  нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы  Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан.  Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Первые христиане и их  установление империи в Риме. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме. Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях. Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Комментировать и оценивать комплекс 18 учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из  Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство  Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы  Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором  пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея  равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели  Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими  властями христиан. Расцвет Римской империи во II в. н. э. Неэффективность  рабского труда. Возникновение и развитие колоната.  Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние  завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской  империи. Мас­штабное строительство в Риме и  провинциях на века. Новое в строительном ремесле.  Обустройство городов в провинциях империи. Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город  Рим — столица империи. Архитектурный облик Рима.  Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки  на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между  холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и  зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. 3 ч. 15. Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной  Римской империи Римская империя при Константине. Укрепление границ  империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская ар­мия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина.  Неограниченная власть императора. Увеличение численности  армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положе­ нии христиан. Признание христианства. Усиление влияния  римского епископа (папы). Основание Константинополя и  моральных норм христиан. Причины их актуальности . Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижении империи во 2 в. Умение составлять предложения с новыми словами. Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. Давать определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи. Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации. Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических 19 перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за  счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин  и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары­наёмники в  римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полко­ водца Стилихона с готами. Расправа императора над Стили­ хоном. Недовольство легионеров­варваров. Взятие Рима Ала­ рихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи.  Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустоше­ние Вечного города варварами. Свержение юного римского  императора Ромула Августула. Передача имперских регалий  византийскому императору. Западная Римская империя  перестала существовать. Конец эпохи Античности. Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в  управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.  Отличие греческого полиса и Римской республики от  государств Древнего Востока. Вклад народов древности в  мировую культуру деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей. Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю. Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемные задания. 20 Планируемые результаты Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и  религиозной группы, локальной и региональной общности; • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого,  знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов; • закрепление умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные  причинно­следственные связи,   определять   структуру   объекта   познания,   значимые  функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким  предложенным основаниям, критериям; • формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе  заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих  стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Метапредметные результаты обучения истории в основной школе: Метапредметным  результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):  Регулятивные УУД:       самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства  достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки  самостоятельно в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность  в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во  взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; Познавательные УУД:     проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 21   умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно­ популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо­поисковой  работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты); способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и  эвристические приемы. Коммуникативные УУД:        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели,  договариваться друг с другом и т. д.) в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность  своего мнения и корректировать его; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения  других людей; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою  точку зрения. готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и  современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог; Предметные результаты обучения истории в основной школе???: ­целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели  античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; ­ яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и  памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; ­ способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для  атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной  характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в  отношении дискуссионных и морально­ этических вопросов далекого прошлого; ­ представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и  специфическом историческом источнике для изучения прошлого; ­ умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным  делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра» ­ уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко­географические  объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; ­ уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать  их по предложенным признакам;  ­ уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их  сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о  результатах своего исследования; 22 ­ умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории  и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников,  рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники  информации; ­ умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать  собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; ­ умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами; ­ готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми,  самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего  мира, способствовать их охране. Требования к уровню подготовки Ученик научится: • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); ­ использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих  общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и  государств, местах важнейших событий; ­ проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках  Древнего мира; ­ описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники  древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; ­ раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних  обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя»,  «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и  античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей  в древности; ­ объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней  культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; ­ давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Ученик получит возможность научиться:     давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и  различия; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних  обществ в мировой истории. УМК и техническое оснащение учебного процесса 1. «Всеобщая история. История древнего мира». Учебник для 5 класса общеобразовательных  организаций/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая ­ М. « Просвещение» 2014 г.  2. Всеобщая история.Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина –  О.С.Сороко­Цюпы. 5­9 классы.: пособие для учителей общеобразовательных организаций –  М., Просвещение, 2014 г. 3. Исторические карты 4. Презентации 5. Интернет­ресурсы 23 Предмет    история, 5­а класс Количество часов ­ 68 № урока КТП Тема урока Дата проведения Форма контроля Примечание  План  Корректировка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки. РАЗДЕЛ  I.  ЖИЗНЬ  ПЕРВОБЫТНЫХ  ЛЮДЕЙ Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счёт лет в истории Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха  первобытности. РАЗДЕЛ  II.  ДРЕВНИЙ  ВОСТОК Тема 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. 24 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Повторение. Тема 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Тема 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Тема 7. Древнейшая Греция 25 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма  Гомера  «Одиссея».   Религия древних греков. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. 26 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. РАЗДЕЛ  IV.  ДРЕВНИЙ  РИМ Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Тема 13. Гражданские войны в Риме Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 27 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н. э. Вечный город и его жители. Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине Взятие Рима варварами. Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Предмет    история, 5­б класс Количество часов ­ 68 № урока КТП Тема урока Дата проведения Форма контроля Примечание  План  Корректировка 1. 2. 3. 4. 5. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки. РАЗДЕЛ  I.  ЖИЗНЬ  ПЕРВОБЫТНЫХ  ЛЮДЕЙ Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. 28 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Появление неравенства и знати. Счёт лет в истории Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха  первобытности. РАЗДЕЛ  II.  ДРЕВНИЙ  ВОСТОК Тема 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Повторение. Тема 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. 29 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Тема 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Тема 7. Древнейшая Греция Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма  Гомера  «Одиссея».   Религия древних греков. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. 30 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. РАЗДЕЛ  IV.  ДРЕВНИЙ  РИМ Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. 31 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Тема 13. Гражданские войны в Риме Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н. э. Вечный город и его жители. Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине Взятие Рима варварами. Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции 32 и Рима. 33

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа по истории, 5 класс, ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018