рабочая программа по истории (6 класс)

  • Разработки курсов
  • docx
  • 06.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программ курса «История средних веков» Агибалова Е.В., Донской Г.И. для 6 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» Пчелова Е.В. для 6-7 классов общеобразовательных учреждений.В программу добавлен национально-региональный компонент. 1 час уделен теме: "Недопустимость фальсификации в изучении истории."
Иконка файла материала Рабочая программа 6 класс сред.века диск.docx
Пояснительная записка. Данная   рабочая   программа   написана   на   основе   федерального   компонента   государственного   стандарта   (основного)   общего образования 2004 года по предмету «История», а также  программ курса «История средних веков» Агибалова Е.В., Донской Г.И. для 6 класса,  курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» Пчелова Е.В.  для 6­7  классов общеобразовательных учреждений. Курс «История средних веков» для 6 класса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала   эпохи   Великих   географических   открытий.   Курс   дает   проследить   огромную   роль   средневековья   в   складывании   основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную историю. Курс   «История   России   с   древнейших   времен   до   конца   XVIII   века»   в   6­7   классах   является   началом   системного   изучения отечественной истории. Он охватывает большой исторический период – от древнейших времен до конца XVIII в. Курс истории России в 6 классе охватывает период с древнейших времен до конца XVI в. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории.  Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Она составлена с учетом особенностей преподавания курса истории: включает в себя программу по (Всеобщей истории) Истории Средних веков ­ 28 часов и Истории России ­ 40 часов из них 4 часа отводится на изучение регионального компонента (История Бурятии в древности и средние века). Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа,   усвоению   элементарных   исторических   терминов   и   понятий.   Для   детей   с   повышенной   мотивацией   предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой. В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 6 классе: Цели курса: 1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих,  ведущих процессах, явлениях и понятиях;2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни; 3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование  гражданского самосознания. Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач: Основными образовательными задачами курса являются: 1. формирование исторического мышления учащихся; 2. развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом; 3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы; 4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий; 5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи; 6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире; 7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия,  законы, нормы морали и т.д.); 8. уделять внимание истории мировых религий – христианства, буддизма  и ислама. В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи: 1. формирование правовой культуры школьников; 2. формирование представлений о возникших  в средневековье общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений,  (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности  испытывать радость от общения с ними; 4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм; 5.  развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и  самостоятельные работы.  Используемые УМК: ­  Агибалова Е.В., Донской Г.М..Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». ­  М.: ООО «Просвещение»,  2000. 1. Агибалова Е.В., Донской Г.М.. История Средних веков. Учебник для 6класса  М.: ООО «Просвещение», 2010. 2. Атлас «История средних веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. – М.: Дрофа­Дик, 2007. 3. Электронное пособие. Всеобщая история. История средних веков. 4. Пчелов Е.В. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6­7 классов основной школы.  – 2­е изд. – М.: «Русское слово», 2005. 5. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 класса. – М.: Русское слово, 2009 6. Атлас "История России IX­XVI вв." с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс.  – М.: Дрофа­Дик, 2007 7. Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862­1917 гг. 8. Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.9. Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России. На изучение истории  в 6 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю. Критерии оценивания:  «Пять» ­ материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов,  выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же  оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого  ученика;  «Четыре» ­ в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и  последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания  и умения;  «Три» ­ в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное,  содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;  «Два» ­ главное содержание не раскрыто. Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке  механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления  самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.   Ожидаемые результаты: 1. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся. 2.  Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.3.  Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла  учения. 4. Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей. 5. Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе. Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый. Формы организации  деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА  «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» № п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов Планируемые результаты предметные метапредметные УУД личностные УУД Образовательные ресурсы 1 Введение в  1 Научатся  историю  Средних  веков  (изучение  нового  материала) определять термины: архивы, хроники,  фрески. Получат  возможность  научиться: работать с учебником Регулятивные: ставят учебные  задачи на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено, и того,  что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель. Коммуникативные:  формулируют собственное мнение  и позицию, задают вопросы, строят  понятные для партнёра  высказывания Осмысливают  гуманистические  традиции и  ценности  современного  общества Презентация  «Средние века».  Режим доступа:  http://prezentacii.com/ istorii/2643­srednie­ veka.html Р а з д е л 1 .   Р а н н е е   С р е д н е в е к о в ь е  (13 часов)Тема № п/п 2 Древние  и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во 1 Научатся  часов предметные германцы и  Римская  империя  (изучение нового  материала) определять термины: племенные союзы,  свободные  общинники, ярлы,  герцоги, народное  ополчение,  дружинники,  Великое переселение народов. Получат  возможность  научиться: называть германские племена,  определять роль и значение  переселения народов в формировании  современной Европы личностные УУД Проявляют  устойчивый  учебно­ познавательный  интерес к новым  общим способам  решения задач Образовательные ресурсы Древние германцы и  Римская империя.  Режим доступа:  http:// ppt4web.ru/istorija/dre vnie­germancy­i­ rimskaja­imperija.html Планируемые результаты метапредметные УУД Регулятивные: ставят учебную  задачу, определяют  последовательность  промежуточных целей с учётом  конечного результата, составляют  план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель, используют  общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают  возможность различных точек  зрения, в том числе не  совпадающих с их собственной,  и ориентируются на позицию  партнёра в общении  и взаимодействии 3 Образование государства  у франков  (комбиниров анный) 1 Научатся  определять термины: династия, графы,  титул, классы,  аббаты, монастыри. Получат  возможность  научиться:  Регулятивные: учитывают  установленные правила в  планировании и контроле способа  решения, осуществляют пошаговый  контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности  Выражают  адекватное  понимание причин успеха/неуспеха  учебной  деятельности Христианская  церковь и франкское  королевство. Режим  доступа: http:// www.examen.ru/add/S chool­Subjects/Social­ Sciences/History/1308 7/13088/13119/13127/№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные составлять план  рассказа одного  из пунктов  параграфа, называть  отличия власти  короля от власти  военного вождя,  определять роль  и значение церкви в  деле укрепления  королевской власти 4 Завоевания  1 Научатся  Карла  Великого.  Распад  империи  (комбиниров анный) определять термины: король, коронование, королевский двор,  рыцарь,  междоусобные  войны, феодальная  лестница, сеньор,  вассал. Получат  возможность  научиться: давать  личностную  характеристику  Карлу Великому,  анализировать  причины распада  Планируемые результаты метапредметные УУД при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: учитывают  разные мнения и стремятся к  координации различных позиций в  сотрудничестве, формулируют  собственное мнение и позицию Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу,  учитывают выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и  формулируют проблему урока,  самостоятельно создают алгоритм  деятельности при решении  проблемы. Коммуникативные: проявляют  активность во взаимодействии для  решения коммуникативных и  познавательных задач (задают  вопросы, формулируют свои  личностные УУД Образовательные ресурсы 13137 Имеют целостный, социально  ориентированный  взгляд на мир  в единстве и  разнообразии  народов, культур  и религий Презентация  «Империя Карла  Великого». Режим  доступа:  http://www.vivl.ru/kar l/karl.php№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов 5 Христианска я церковь и  королевство  франков 6 Феодальная  раздробленн ость предметные империи Карла  Великого Научатся  определять термины: династия, графы,  титул, классы,  аббаты, монастыри. Получат  возможность  научиться:  составлять план  рассказа одного  из пунктов  параграфа, называть  отличия власти  короля от власти  военного вождя,  определять роль  и значение церкви в  деле укрепления  королевской власти Получат  обобщенное  представление о  влиянии внешних  угроз на внутреннее  развитие Западной  Планируемые результаты метапредметные УУД личностные УУД Образовательные ресурсы Выражают  адекватное  понимание причин успеха/неуспеха  учебной  деятельности Христианская  церковь и франкское  королевство. Режим  доступа: http:// www.examen.ru/add/S chool­Subjects/Social­ Sciences/History/1308 7/13088/13119/13127/ 13137 затруднения, предлагают помощь и  сотрудничество) Регулятивные: учитывают  установленные правила в  планировании и контроле способа  решения, осуществляют пошаговый  контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности  при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: учитывают  разные мнения и стремятся к  координации различных позиций в  сотрудничестве, формулируют  собственное мнение и позицию Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности  при решении проблем различного  характера.№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные Европы 7 Англия в  1 Научатся  раннее  средневеков ье.  (комбиниров анный) определять термины: домен, империя,  миссионеры, датские деньги. Получат  возможность  научиться:  анализировать  причины слабости  королевской власти  во Франции,  сопоставлять правду  и вымысел в  легендах о короле  Артуре 8 Образование славянских  государств Научатся  определять термины: вече. Получат  возможность  научиться: называть Регулятивные: планируют свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями  её реализации, оценивают  правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно Планируемые результаты метапредметные УУД личностные УУД Образовательные ресурсы Регулятивные: планируют свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями  её реализации, в том числе во  внутреннем плане. Познавательные: ставят и  формулируют цели и проблему  урока; осознанно и произвольно  строят сообщения в устной и письменной  форме, в том числе творческого и  исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  эффективного решения  разнообразных коммуникативных  задач Определяют  внутреннюю  позицию  обучающегося на  уровне  положительного  отношения к  образовательному  процессу;  понимают  необходимость  учения,  выраженного  в преобладании  учебно­познава­ тельных мотивов  и предпочтении  социального  способа оценки  знаний Проявляют  доброжелательнос ть и эмоционально­ нравственную  отзывчивость,  Презентация  «Король Артур  и рыцари круглого  стола». Режим  доступа:  http://nsportal.ru/ ap/drugoe/library/koro l­artur­i­rytsari­ kruglogo­stola Первые  государственные  образования славян.  Режим доступа:  http://slawianie.narod. ru/str/strana/pervye.ht№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные важнейшие  достижения  византийской  культуры и ее вклад  в мировую культуру,  определять влияние  христианства на  развитие  византийской  культуры 9 Культура  1 Научатся  Западной и  Центральной Европы  (комбиниров анный) определять термины: пергамент, жития,  хроники,  Каролингское  Возрождение.  Получат  возможность  научиться: называть важнейшие  достижения  западноевропейской  культуры 10­ Византийска 1 Научатся  Планируемые результаты метапредметные УУД выделяют и формулируют  познавательную цель, используют  общие приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные: участвуют  в коллективном обсуждении  проблем, проявляют активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных  и познавательных задач Регулятивные: определяют  последовательность  промежуточных целей с учётом  конечного результата, составляют  план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются  в разнообразии способов решения  познавательных задач, выбирают  наиболее эффективные из них. Коммуникативные:  договариваются о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности; задают вопросы,  необходимые для организации  собственной деятельности  и сотрудничества с партнёром Регулятивные: принимают и  Образовательные ресурсы ml личностные УУД эмпатию, как  понимание чувств  других людей  и сопережива­ ние им Выражают  устойчивые  эстетические  предпочтения  и ориентации на  искусство, как  значимую сферу  человеческой  жизни Презентация  «Культура эпохи  Возрождения».  Режим доступа:  http://prezentacii.com/ mhk/732­kultura­ epohi­ vozrozhdeniya.html Проявляют  Византийскаяличностные УУД эмпатию, как  осознанное  понимание чувств  других людей и  сопереживание им Образовательные ресурсы цивилизация. Режим  доступа:  http://history.rin.ru/tex t/tree/2127.html Тема № п/п и тип урока 11 я империя  Дата прове­ дения Кол­ во часов при  Юстиниане.  Культура  Византии   (комбиниров анный) Планируемые результаты метапредметные УУД сохраняют учебную задачу;  планируют свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют  знаково­символические средства, в  том числе модели и схемы, для  решения познавательных задач. Коммуникативные:  аргументируют свою позицию  и координируют её с позициями  партнёров в сотрудничестве при  выработке общего решения в  совместной деятельности предметные определять термины: евразийское  государство,  скипетр, крестово­ купольный храм,  мозаика, смальта,  фрески, канон. Получат  возможность  научиться:  определять  специфику  государственного  устройства Византии и анализировать  причины ослабления  Византийской  империи 12 Возникновен ие ислама и  объединение арабов  (комбиниров анный) 1 Научатся  определять термины: бедуины, ярмарка,  шариат, халифат,  эмират. Получат  возможность  научиться:  определять влияние  природно­ Регулятивные: адекватно  воспринимают предложения  и оценку учителей, товарищей,  родителей и других людей. Познавательные: выбирают  наиболее эффективные способы  решения задач, контролируют  и оценивают процесс и результат  деятельности. Определяют свою  личностную  позицию,  адекватную  дифференцирован ную самооценку  своих успехов в  учебе Арабский халифат.  Режим до­ ступа:  http://www.plam.ru/hi st/velikie_imperii_mir a/p10.php№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные климатических  условий на жизнь  и занятия арабов,  объяснять причины  их военных успехов  13 Культура  1 Научатся  определять термины: мечеть, медресе,  арабески. Получат  возможность  научиться:  определять роль  ислама в развитии  арабского общества  и развитии культуры стран  халифата  (комбиниров анный) 14 Раннее  Среневековь е. Урок  рубежного  контроля Планируемые результаты метапредметные УУД личностные УУД Образовательные ресурсы Коммуникативные:  договариваются о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности Регулятивные: ставят учебные  задачи на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено, и того,  что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель. Коммуникативные:  формулируют собственное мнение  и позицию, задают вопросы, строят  понятные для партнёра  высказывания Осмысливают  гуманистические  традиции и  ценности  современного  общества Культура Арабского  халифата. Режим  доступа:  http://kultprosvet. in/osnovnie­etapi­ mirovoy­kulturi­vi­xx­ vv­probl/2­kultura­ arabskogo­ chalifata/vse­ stranitsi.html Расцвет Среневековья (14 часов) 15 Крестьяне и  1 Научатся  феодалы  (комбиниров анный) определять термины: замок, донжон,  палица, кольчуга,  Регулятивные: ставят учебную  задачу, определяют  последовательность  промежуточных целей с учётом  Проявляют  устойчивый  учебно­ познавательный  Презентация  «В рыцарском  замке». Режим  доступа:№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные забрало, оруженосец, турнир, герольд,  герб, девиз. Получат  возможность  научиться:  описывать  снаряжение рыцаря  и рыцарский замок,  объяснять смысл  рыцарских девизов 16 Средневеко­ 1 Научатся  вый город  (комбиниров анный) определять термины: коммуны, шедевр,  цехи, гильдии,  товарное хозяйство,  ярмарки,  ростовщики, банки,  самоуправление,  подмастерье. Получат  возможность  научиться:  составлять план  рассказа  «Путешествие по  личностные УУД интерес к новым  общим способам  решения задач Образовательные ресурсы http://nsportal.ru/shkol a/istoriya/library/2011 /11/25/prezentatsiya­ po­teme­v­ rytsarskom­zamke­6­ klass Имеют целостный, социально  ориентированный  взгляд на мир в  единстве и  разнообразии  народов, культур  и религий Средневековый крестьянин.  Режим доступа:  http://www.textfighter .org/raznoe/History/en c_detvs/ot_krestyanski h_obrokov.php Планируемые результаты метапредметные УУД конечного результата, составляют  план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель, используют  общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают  возможность различных точек  зрения, в том числе не  совпадающих с их собственной,  и ориентируются на позицию  партнёра в общении и  взаимодействии Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу,  учитывают выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и  формулируют проблему урока,  самостоятельно создают алгоритм  деятельности при решении  проблемы. Коммуникативные: проявляют  активность во взаимодействии для  решения коммуникативных и  познавательных задач (задают№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные средневековому  городу», называть  функции и правила  цехов, сравнивать  понятия  17 Церковь  и  1 Научатся  духовенство  в Средние  века  (комбиниров анный) определять термины: сословия,  десятина, реликвии,  мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики,  инквизиция,  монашеские  ордена. Получат  возможность  научиться: излагать  подготовленную  информацию,  называть основные  различия между  православной и  католической  церковью личностные УУД Образовательные ресурсы Презентация  «Католическая  церковь в Средние  века». Режим  доступа:  http://www.uchportal.r u/load/54­1­0­6733 Выражают  устойчивые  эстетичес­ кие предпочтения  и ориентации на  искусство, как  значимую сферу  человеческой  жизни Планируемые результаты метапредметные УУД вопросы, формулируют свои  затруднения, предлагают помощь и  сотрудничество) Регулятивные: определяют  последовательность  промежуточных целей с учётом  конечного результата, составляют  план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются  в разнообразии способов решения  познавательных задач, выбирают  наиболее эффективные способы  их решения. Коммуникативные:  договариваются о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности; задают вопросы,  необходимые для организации  собственной деятельности  и сотрудничества с партнёром 18  Франция и  1 Научатся  Англия  накануне  определять термины: денежный  Регулятивные: планируют свои  действия в соответствии  с поставленной задачей  Проявляют  доброжелательнос ть Презентация «Как  началось  объединениеДата прове­ дения Кол­ во часов № п/п Тема и тип урока Столетней  войны  (комбиниров анный) предметные оброк, средние слои,  Генеральные штаты,  парламент,  сословнопредставите льная монархия. Получат  возможность  научиться: называть группы населения,  которые выступали  за усиление  королевской власти;  объяснять причины,  по которым  крестьяне не  приглашались к  участию в работе  Генеральных штатов Научатся  определять термины: суд присяжных,  хартия, реформы, верхняя и нижняя  палата парламента. Получат  возможность  научиться:  извлекать полезную  Образовательные ресурсы Франции».  Режим доступа:  http://www.uchportal.r u/load/54­1­0­6890 личностные УУД и эмоционально­ нравственную  отзывчивость,  эмпатию, как  понимание чувств  других людей и  сопереживание им Планируемые результаты метапредметные УУД и условиями её реализации,  оценивают правильность  выполнения действия.  Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель, используют  общие приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в  коллективном обсуждении  проблем, проявляют активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных  и познавательных задач Регулятивные: адекватно  воспринимают предложения  и оценку учителей, товарищей,  родителей и других людей. Познавательные: выбирают  наиболее эффективные способы  решения задач, контролируют  и оценивают процесс и результат  деятельности Определяют свою  личностную  позицию,  адекватную  дифференцирован ную оценку своих  успехов в учебе Презентация «Что  англичане считают  началом своих  свобод». Режим  доступа:  http://sergeywaz.ucoz. ru/load/razrabotki/prez entacii/prezentacija_k _uroku_istorii_srednik h_vekov_tema_96chto№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные информацию  из фрагмента истор.  источника,  аргументированно  объяснять, почему  англичане считают  Великую хартию  вольностей началом  своих свобод 19 Столетняя  1 Научатся  война  (изучение  нового  материала) определять термины: партизанская война.  Получат  возможность  научиться: называть причины, важнейшие  битвы и итоги  Столетней войны;  давать личностную  характеристику  Жанны д’Арк 20 Восстания  1 Научатся  Планируемые результаты метапредметные УУД Коммуникативные:  договариваются о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности личностные УУД Образовательные ресурсы _anglichane_schitajut _nachalom_svoikh_sv obod96/11­1­0­219 Регулятивные: ставят учебную  задачу, определяют  последовательность  промежуточных целей с учётом  конечного результата, составляют  план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель, используют  общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают  возможность различных точек  зрения, в том числе не  совпадающих с их собственной,  и ориентируются на позицию  партнёра в общении и  взаимодействии Регулятивные: учитывают  Проявляют  устойчивый  учебно­ познавательный  интерес к новым  общим способам  решения задач Презентация  «Столетняя война».  Режим доступа:  http://www.uchportal.r u/load/54­1­0­7021 Выражают  Крестьянскоеустановленные правила в  планировании и контроле способа  решения, осуществляют пошаговый  контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности  при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: учитывают  разные мнения и стремятся к  координации различных позиций в  сотрудничестве, формулируют  собственное мнение и позицию Дата прове­ дения № п/п Тема и тип урока крестьян во Франции  и Англии (комбиниров анный) 21 Образование централизов анных  государств в Западной  Европе  (изучение  нового  материала) определять термины: жакерия. Получат  возможность  научиться: называть причины и лидеров  крестьянских войн  в Англии и Франции;  объяснять причины  ненависти крестьян к чиновникам и давать  собственную оценку  действиям  восставших, а также  определять причины  поражения  крестьянских  восстаний 1 Научатся  определять термины: централизованное  государство,  диалект. Получат  возможность  научиться:  определять цели,  средства и итоги  Кол­ во часов предметные Планируемые результаты метапредметные УУД личностные УУД адекватное  понимание причин успеха/неуспеха  учебной  деятельности Образовательные ресурсы восстание.  Режим доступа: http://www.uchportal.r u/load/53­1­0­32572 Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу,  учитывают выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и  формулируют проблему урока,  самостоятельно создают алгоритм  Имеют целостный, социально  ориентированный  взгляд на мир  в единстве и  разнообразии  народов, культур  и религий Франция XI– XV вв. Режим  доступа:  http://www.sedmitza.r u/lib/text/441085/№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные борьбы королей  Людови­ ка XI и Карла  Смелого, давать их  личностную  характеристику 22 Государства  1 Научатся  Южной и  Центральной Европы  (комбиниров анный) определять термины: Реконкиста,  аутодафе. Получат  возможность  научиться: называть слои населения  Испании,  участвовавшие  в Реконкисте,  христианские  государства,  возникшие на  Пиренейском  полуострове; давать  оценку политике  Планируемые результаты метапредметные УУД деятельности при решении  проблемы. Коммуникативные: проявляют  активность во взаимодействии для  решения коммуникативных и  познавательных задач (задают  вопросы, формулируют свои  затруднения, предлагают помощь и  сотрудничество) Регулятивные: планируют свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями  её реализации, в том числе во  внутреннем плане. Познавательные: ставят и  формулируют цели и проблему  урока; осознанно и произвольно  строят сообщения в устной  и письменной форме, в том числе  творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  эффективного решения  разнообразных коммуникативных  задач личностные УУД Образовательные ресурсы Реконкиста – гром  победы.  Режим доступа:  http://www.vokrugsve ta.ru/vs/article/1370 Определяют  внутреннюю  позицию  обучающегося на  уровне  положительного  отношения к  образовательному  процессу;  понимают  необходимость  учения,  выраженную  в преобладании  учебно­познава­ тельных мотивов и предпочтении  социального№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные испанских королей Планируемые результаты метапредметные УУД Регулятивные: планируют свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями  её реализации, оценивают  правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель, используют  общие приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные: участвуют  в коллективном обсуждении  проблем, проявляют активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных  и познавательных задач 23 Гуситское  движение  в Чехии  (комбиниров анный) 24 Культура  Западной  Европы в 11­ 15 веках 1 Научатся  определять термины: гуситы, умеренные,  табориты, сейм. Получат  возможность  научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал  католическую  церковь;  анализировать  причины побед  гуситов и определять причины их  поражения и итоги  гуситского движения Научатся  определять термины: корпорации,  университет, декан,  ректор, магистры,  диспуты, схоластика, трубодуры, труверы,  миннизингеры,  Образовательные ресурсы Ян Гус. Режим  доступа:  http://www.czechiainf o.ru/great/jan_gus.php личностные УУД способа оценки  знаний Проявляют  доброжелательнос ть и эмоционально­ нравственную  отзывчивость,  эмпатию, как  понимание чувств  других людей  и сопережива­ ние им Регулятивные: ставят учебную  задачу, определяют  последовательность  промежуточных целей с учётом  конечного результата, составляют  план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют  Проявляют  устойчивый  учебно­ познавательный  интерес к новым  общим способам  решения задач Презентация  «Культура Раннего  Возрождения».  Режим доступа:  http:// prezentacii.com/ mhk/732­kultura­ epohi­vozrozhde№ п/п Тема и тип урока Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные ваганты, готика. Получат  возможность  научиться: называть выдающихся  деятелей культуры  XI–XV вв., основные жанры литературы,  особенности  изобразительного  искусства  и архитектуры 25 Османская  1 Научатся  империя  (изучение  нового  определять термины: турки­османы. Получат  Планируемые результаты метапредметные УУД познавательную цель, используют  общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают  возможность различных точек  зрения, в том числе не  совпадающих с их собственной,  и ориентируются на позицию  партнёра в общении и  взаимодействии.  Регулятивные: учитывают  установленные правила в  планировании и контроле способа  решения, осуществляют пошаговый  контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности  при решении проблем различного  характера. Коммуникативные: учитывают  разные мнения и стремятся к  координации различных позиций в  сотрудничестве, формулируют  собственное мнение и позицию Регулятивные: адекватно  воспринимают предложения  и оценку учителей, товарищей,  родителей и других людей. личностные УУД Образовательные ресурсы niya.html Определяют свою  личностную  позицию,  адекватную  Презентация  «Османское  завоевание  Балканского№ п/п Тема и тип урока материала) Дата прове­ дения Кол­ во часов предметные возможность  научиться: называть причины падения  Византийской  империи  и последствия  османского  завоевания 26­ 27 Индия и  Китай в  Средние  века.  Доколумбов ая Америка   (изучение  нового  материала) 2 Научатся  определять термины: Великий шелковый  путь, раджа, варны. Получат  возможность  научиться: называть народы Азии,  Африки и Америки,  особенности их  цивилизаций 28 Место и  роль   Средневеков 1 Научатся  определять термины, изученные в курсе  Планируемые результаты метапредметные УУД Познавательные: выбирают  наиболее эффективные способы  решения задач, контролируют  и оценивают процесс и результат  деятельности. Коммуникативные:  договариваются о распределении  функций и ролей в совместной  деятельности Регулятивные: принимают и  сохраняют учебную задачу,  учитывают выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и  формулируют проблему урока,  самостоятельно создают алгоритм  деятельности при решении  проблемы. Коммуникативные: проявляют  активность во взаимодействии для  решения коммуникативных и  познавательных задач  Регулятивные: планируют свои  действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями  личностные УУД дифференцирован ную оценку своих  успехов и  неуспехов в учебе Образовательные ресурсы полуострова». Режим доступа:  http://www.uchportal.r u/load/54­1­0­11316 Имеют целостный, социально  ориентированный  взгляд на мир  в единстве и  разнообразии  народов, культур  и религий Народы Африки в  Средние века. Режим доступа:  http://www.nachideti.r u/history/182­ afrika.html Определяют  внутреннюю  позициюДата прове­ дения Кол­ во часов № п/п Тема и тип урока ья в мировой истории  (применение знаний  и умений,  урок­ турнир)  Контрольна я работа предметные «Средние века». Получат  возможность  научиться: называть главные события  древней истории,  основные  достижения куль­ туры и значение  средневек. Цивилиз. Планируемые результаты метапредметные УУД её реализации, в том числе во  внутреннем плане. Познавательные: ставят и  формулируют цели и проблему  урока; осознанно и произвольно  строят  сообщения в устной и письменной  форме, в том числе творческого  и исследовательского характера. личностные УУД обучающегося на  уровне  положительного  отношения к  образовательному  процессу;  понимают  необходимость  учения. Образовательные ресурсы Примерное календарно­тематическое планирование. История России с древнейших времен до конца XVI в.№ п/п Тема урока Ко­ личе­ ство часов Тип урока Элементы содержания образования Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Глава 1. Древние жители нашей родины Вводный урок Краткая  Фронтальный  опрос Умение работать с тек­ стом учебника,  выделять главное,  использовать ранее  изученный материал для решения познавательных задач Элементы до­ полнительног о содержания образования Правила веде­ ния записей в  тетрадях Домашнее задание прове дения план/ факт § 1 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради Города­государства.  Греческие колонии  Северного Причерномо­ рья — Ольвия,  Херсонес, Пантикапей,  Фанагория и др. Проверка умения  работать с до­ полнительной  энциклопедическо й литературой на  разных носителях  информации Правила,  которые  нужно  выполнять при подготовке  сообщения,  доклада, рефе­ рата § 2 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради Знать понятия:  Ответить на  История Рос­ сии как часть всемирной  истории. Что  изучает  история  Отечества.  Источники  знаний о про­ шлом. Перво­ бытная эпоха на террито­ рии нашей  страны На окраинах античного мира 1 1 1 2 Урок  сообщения  нового истори­ ческого мате­ риала 3 Кочевые  1 Урок  характеристика  курса. История  России как часть  всемирной истории. Данные археологии  о древнейшей  истории Руси.  Вспомогательные  исторические  дисциплины Скифское царство  и его упадок. Гре­ ческая колонизация Причерноморья.  Тюркские народы и их государства на  территории нашей  Родины. Жители  лесной полосы Вос­ точной Европы Великое пере­племена на  территории  России в IV —V вв. сообщения  нового истори­ ческого мате­ риала селение народов.  Народы на террито­ рии нашей страны  до середины I ты­ сячелетия до н. э.  Волжская  Булгария,  Хазарский каганат.  Влияние географи­ ческого положения  и природных  условий Расселение  восточных славян.  Хозяйство  восточных славян.  Переход от  родового строя к  государственному.  Язычество древних  славян первобытное  общество, родовая,  соседская община, го­ сударство, народ.  Уметь сравнивать  различные  хозяйственные уклады вопросы: «Кто был главнее в  Хазарском  каганате, каган  или царь?», «Со­ ответствовало ли  положение главы  государства той  власти, которой он обладал?» Знать понятия: род,  родовая община,  соседская община. ,  князь, дружина,  натуральное  хозяйство. Уметь  работать с исторической картой Проверка умения  работать с текстом учебника,  дополнительной,  энциклопедическо й литературой на  разных носителях  информации Быт и  верования  древних  славян Урок,  содержащий все основные   звенья процесса обучения  (комбиниро­ ванный урок) Восточные славяне в VI —VIII вв. 4 5 1 1 Образование Древнерус­ ского госу­ дарства Глава II. Древняя Русь в IX—XII вв. Формирование  Древнерусского  государства. При­ звание варяжских  князей. Русское  княжество в Киеве Урок  выработки  умений и на­ выков работы с историческим  материалом  (практическое  занятие) Знать понятия: государ­ ство, Русь, варяги, кня­ жеская власть,  дружина, бояре,  полюдье, уроки,  погосты. Называть  основные теории  возникновения  Мини­эссе «По­ чему призвание  варягов на кня­ жение не было  решающей причи­ ной  возникновения  Древнерусского  § 4 –  повторить,  выполнить  задания в  рабочей тетра­ ди,  подготовить  сообщения о  занятиях древ­ них славян, их  обычаях и  праздниках § 5 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ традиОлег, Аскольд,  Дир, Игорь, Ольга,  Святослав — даты  их правления, их  деятельность Крещение Руси.  Христианство Урок, содержа­ щий все основ­ ные звенья  процесса  обучения  (комбиниро­ ванный урок) Урок  выработки  умений и на­ выков работы с историческим  материалом Русские кня­ зья времен  язычества Князь  Владимир и  Крещение  Руси Киевская  Русь при  Ярославе  Мудром 1 1 1 6 7 8 9 Урок  выработки  умений и на­ выков работы с историческим  материалом Усобица сыновей  Владимира. Лич­ ность и деяния  Ярослава Мудрого. Русская Правда —  единый свод зако­ нов Междукняжеские  усобицы.  Любечский съезд  князей. Правление  Преемники Ярослава Мудрого и борьба за 1 Урок, содер­ жащий все  основные  звенья процесса государства у восточных  славян. Уметь работать с контурной картой Уметь работать с исто­ рической картой, состав­ лять схемы, сравнивать,  анализировать, делать  выводы государства?» Заполнение табли­ цы «Военные  походы первых  киевских князей» Уметь сравнивать языче­ скую религию славян и  христианство, выявлять  причины, ход, значение  исторического события  (принятие христианства) Характеризовать  личность и политику  Ярослава Мудрого, знать понятия по теме урока Обсуждение  высказывания  Д.С. Лихачева  «Христианизация  Руси и родство с  византийским  двором ввели Русь в семью евро­ пейских народов  на совершенно  равных  основаниях» Письменный ответ на вопрос: «Чьи  интересы  защищала Русская Правда?» § 6 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 7 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради Борис и Глеб  — первые рус­ ские святые § 8 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради Уметь раскрыть причины княжеских междоусобиц. Уметь определять роль  личности в истории (Вла­ Составить схему  «Правление сы­ новей Ярослава  Мудрого» Междуна­ родные связи  Древней Руси.  Распад Древ­ § 9 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­киевский престол Обществен­ ный строй Древней Руси Православ­ ная Церковь в Киевской Руси Культура Киевской Руси 1 1 1 10 11 12 13 Урок, содержа­ щий все основ­ ные звенья  процесса  обучения  (комбиниро­ ванный урок) Урок  выработки  умений и на­ выков работы с историческим  материалом Истоки и особенно­ сти древнерусской  культуры Знать понятия:  летопись, проповедь,  фольклор, былина Заполнение табли­ цы «Памятники  архитектуры  Древней Руси» Удельный  период  русской  истории 1 Урок  выработки  умений и на­ выков работы с Глава III. Русские земли в XII — начале XIII в. Политическая раз­ дробленность Руси. Экономические и  политические  Знать понятия: раздроб­ ленность, удельные  княжества. Уметь  определять социально­ Заполнение  таблицы «По­ ложительные и  отрицательные  димир Мономах) нерусского  государства тради обучения  (комбиниро­ ванный урок) Урок  выработки  умений и на­ выков работы с историческим  материалом Владимира  Мономаха.  «Устав»,  «Поучение детям» Экономико­ социальное поло­ жение, быт, нравы  различных катего­ рий жителей Древ­ ней Руси Знать понятия: люди,  вервь, смерд, боярин,  вотчина, закуп,  рядович, хоромы, посад, торг, вече. Уметь  объяснять их значение Организация право­ славной Церкви.  Древнерусское  монашество Знать об истории распро­ странения христианства  на Руси, об организации  православной Церкви, о  древнерусском монаше­ стве Выполнение зада­ ния:  «Представьте, что вы посетили  средневековый  город. Напишите,  что вы там могли  бы увидеть?» Составить схему  «Организация пра­ вославной Церкви в Древней Руси» ­ § 10 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради История  Киево­ Печерского  монастыря § 11 — повто­ рить,  выполнить  задания в ра­ бочей тетради,  подготовить  сообщение о  Киево­ Печерском  монастыре § 12 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 13 — повто­ рить, выполнить  задания в  рабочей тетрадиисторическим  материалом  (практическое  занятие) причины раздроб­ ленности. Формы  землевладения.  Князья и бояре.  Свободное и  зависимое  население Урок  выработки  умений и на­ выков работы с историческим  материалом Урок  выработки  умений и на­ выков работы с историческим  материалом  (практическое  занятие) Киевское  княжество.  Управление в  Киевском, Галиц­ ком княжествах и  Галицко­Волынской земле.«Слово о  полку Игореве» Особенности хозяй­ ства и  политическое  управление в Нов­ городском государ­ стве и Владимиро­ Суздальской Руси экономические и  политические причины  раздробленности. Выде­ лять последствия раз­ дробленности. Развивать умение систематизиро­ вать изученный  материал Уметь работать с  историческим  литературным  произведением Уметь выделять общее и особенное в социально­ экономическом,  политическом, культур­ ном развитии удельных  земель. Уметь работать  в группе Южная и  Юго­ Западная  Русь 14­15 Новгород­ ское госу­ дарство и  Владимиро­ Суздальская  Русь 16­17 18 Повторитель но­обобща­ ющий урок  по теме  «Русь в IX— 1 Повторительно ­ обобщающий урок Важнейшие  события истории  Руси в IX— XIII вв. последствия раз­ дробленности» Составить сравни  тельную таблицу  «Особенности  развития Киев­ ского и Галицко­ Волынского  княжеств» Составление  развернутых  планов § 16—17,  сравнение Новго­ рода и Владимиро­ Суздальской Руси Тестирование §14, 15 ­ по­ вторить, выпол­ нить задания в  рабочей тетради Замолишь  таблицу  «Обще­ ственное  устройство и  быт половцев» ­ §16, 17 —по­ вторить, выпол­ нить задания в  рабочей тетра­ ди, подготовить  сообщения о  жизни людей в  древнем  Новгороде и  Владимиро­ Суздальской  РусиXIII вв.» Глава IV. Русь между Востоком и Западом Уметь работать с  картой,  систематизировать  материал и  представлять его в виде  таблиц, эссе Мини­эссе «В чем  главная причина  поражения рус­ ского войска на  Калке?» Чингисхан и  объединение  монгольских  племен. Монголь­ ские завоевания.  Нашествие Батыя  на Русь,  сопротивление  завоевателям Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр  Невский. Сражение  на Неве и Ледовое  побоище 19 Монгольское нашествие на Русь Урок сообщения 1 нового истори­ ческого мате­ риала 20 Натиск с За­ пада 1 21 22 Русские зем­ ли под вла­ стью Золотой Орды Великое  княжество  Литовское и  русские  земли 1 1 Урок выработки умений и на­ выков работы с историческим материалом Урок выработки умений и на­ выков работы с историческим материалом Урок, содержа­ щий все основ­ ные звенья процесса обуче­ ния (комбиниро­ ванный урок) §18 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради §19 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 20 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 21 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради Уметь работать с тек­ стом учебника,  выделять главное,  причинно­следственные  связи, характеризовать  роль личности в истории (Александр Невский) Последствия мон­ гольского наше­ ствия и борьбы с  экспансией Запада  для дальнейшего  развития нашей  страны Обособление Юго­ Западной Руси.  Русь и Великое  княжество  Литовское в XI­ XVBB. Знать понятия: баскак,  иго, ярлык, агрессия,  эксплуатация. Уметь  определять сущность и  последствия монголо­ татарского ига Уметь составлять хро­ нологическую таблицу,  опираясь на текст учеб­ ника, изложение  учителя, историческую  карту Ливонский  орден Составление пла­ нов ответа на  темы «Невская  битва» и «Ледовое побоище» с  использованием  схем нас. 133— 134 учебника Мини­эссе «Мое  отношение к Алек­ сандру Невскому» Ответить на  вопрос: «Как  изменилось  положение запад­ ных русских  земель после  образования РечиВозвышение  Москвы Кризис Московской Руси Русская  Православ­ ная Церковь  во второй по­ ловине XIII  — середине  XV в. 1 1 1 23 24 25 Урок, содержа­ щий все основ­ ные звенья процесса обуче­ ния (комбиниро­ ванный урок) Урок, содержа­ щий все основ­ ные звенья процесса обуче­ ния (комбиниро­ ванный урок) Урок сообщения нового о исторического материала Посполитой?» Ответить на во­ просы: «Каковы  причины и значе­ ние победы Руси в  Куликовской  битве? В чем ее  историческое  значение?» Составить в тетра­ ди таблицу  «Распад Золотой  Орды» Знать основные понятия  по теме. Уметь анали­ зировать историческую  карту: определять тер­ ритории крупнейших  княжеств и территории,  утраченные Русью.  Выделять предпосылки  объединения русских  земель Глава V. Объединение Русских земель вокруг Москвы Москва — центр  собирания русских  земель. Восстанов­ ление хозяйства на  Руси. Города и их  роль в объединении русских земель.  Иван Калита и  утверждение веду­ щей роли Москвы.  Куликовская битва. Дмитрий Донской Московское княже­ ство и его  политика. Иван III,  Василий III.  Предпосылки объ­ единения единого  государства, по­ литика московских  князей. Династиче­ ская война. Распад  Золотой Орды Церковь в Русское  государстве . Роль  Церкви в обще­ ственной жизни.  Сергий  Радонежский Уметь кратко и  развернуто излагать  исторический материал,  вести дискуссию, знать  основные исторические  понятия по теме Знать основные понятия  по теме, биографии  выдающихся церковных  деятелей того времени Уметь определять  причины  изменения  в  положении  Русской Право­ славной Церкви § 22 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 24 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради Житие Сергия  Радонежского § 25 –  повторить,  выполнить  задания в  рабочей те­ тради       26­27 Русская  2 Урок «Слово о погибели  Уметь описывать произ­ Составить в те­ § 26 — повто­ведения искусства,  строить ответ по плану выработки умений и на­ выков работы с историческим материалом Русской земли»,  «Задонщина», «Ска­ зание о Мамаевом  побоище», «Хожде­ ние за три моря»,  «Троица».  Афанасий Никитин, Феофан Грек,  Андрей Рублев тради таблицу  «Выдающиеся ху­ дожники Руси XIV — XV вв.».  Ответить на  вопрос: «Почему  творчество этих  художников пред­ ставляет собой ду­ ховную ценность?» Глава VI. Создание Московского царства культура во  второй  половине  XIII — сере­ дине XV в. Конец удель­ ной эпохи От Великого  княжества — к царству 1 1 28 29 30 Урок выработки умений и на­ выков работы с историческим материалом (практическое занятие) Урок сообщения нового истори­ ческого мате­ риала Завершение объ­ единения русских  земель. Присоеди­ нение Москвой  северо­восточных и северо­западных зе­ мель Руси. Станов­ ление центральных  органов власти и  управления. Судеб­ ник 1497 г. Государственное  управление. Го­ сударственная  символика. Теория  «Москва — Третий  Рим». Знать понятия:  Боярская дума,  местничество,  кормление, дворяне,  тягло. Уметь  анализировать и  систематизировать ма­ териал, представляя его  в виде таблицы  «Объединение русских  земель в XIV—XV вв.» Знать понятия:  вотчина, поместье,  монархия, барщина,  белая слобода, черная  слобода Ответить на  вопрос: «Как вы  оцениваете  личность и  политику великого князя Ивана III? В  чем, как вы  считаете, его  главная заслуга?» Систематизироват ь изученный  материал в виде  таблицы  «Сословия в  России в XV— XVI вв.» Составить схему  «Управление  Древнерусским  государством в  Иван Гроз­ ный — пер­ вый русский  царь 1 Урок, содержа­ щий все основ­ ные звенья процесса обуче­ Условия развития  страны в XVI в.  Территория,  население, характер Знать понятия:  Избранная рада,  централизованное  государство, Земский  рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 27 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 28 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 29 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ния (комбиниро­ ванный урок) Урок выработки умений и на­ выков работы с историческим материалом (урок—практи­ ческое занятие) Урок сообщения нового истори­ ческого мате­ риала Урок выработки умений и на­ выков работы с ист.материалом (практическое занятие) Урок выработки умений и на­ выков работы с Внешняя  политика при Иване Гроз­ ном Опричное  лихолетье Русская  Православ­ ная Церковь  в конце XV — XVI в. Русская  культура в  конце XV —  XVI в. 1 1 1 1 31 32 33 34 экономики.  Становление  централизованного  государства и само­ державной власти Московское госу­ дарство и Великое  княжество Литов­ ское. Расширение  территории гос­ва.  Завоевание  Поволжья и Запад­ ной Сибири. Ливон­ ская война Опричнина —  обстоятельства ее  установления,  деление страны на  две части. Террор.  Стремление Ивана  IV к неограни­ ченной власти Иосифляне и  нестяжатели.  Установление  патриаршества Знать понятия:  Ливонская война,  засечная черта,  наемник, казаки, Речь  Посполитая Составить  хронологическую  таблицу «События Ливонской войны» Уметь давать характери­ стики историческим  личностям данного  периода: Владимир  Старицкий, Михаил  Иванович Воротынский Объясните смысл  поговорки «Вот  тебе, бабушка, и  Юрьев день!»  (письменно) Уметь анализировать и  систематизировать  изученный материал.  Знать понятия: ересь,  юродивые, Стоглавый  собор, патриарх Составить таблицу «Направления  церковной мысли в конце XV—XVI  в.» Алевиз Новый, А.  Никитин, митро­ полит Макарий, А.  Чохов, И.Федоров,  Знать понятия: Лицевой летописный свод, Вели­ кие Четьи Минеи,  парсуна Составить таблицу «Архитектурные  памятники России  конца XV—XVI  собор, приказы,  стрельцы, дворяне,  губа, Судебник,  сословная монархия XVI в.» тради § 30 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 31 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 33 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­ тради § 34 — повто­ рить, выпол­ нить задания в  рабочей те­35     1 36 37 38 39 40 1 1 1 1 1 Первые следы обитания человека на территории Бурятии Бурятия в период неолита  От племени к государству Гунны Недопустимость фальсификации в изучении истории. Итоговый контроль за курс История России 6 кл историческим материалом Барма и Постник,  А. Фиораванти,  Дионисий в.» тради Раздел 7. ИСТОРИЯ БУРЯТИИ В ДРЕВНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА Знать:  первые   места   стоянок   человека   на территории Бурятии Уметь:  первобытных стойбищ людей  показывать   на   карте   места Работа с картой, составить образный рассказ о жизни   первобытных   людей   на   территории Бурятии Золотая книга о бурятах об   особенностях   развития Знать:  цивилизации в Бурятии Уметь:  показывать   на   карте   места расселения людей в Приамурье и Приморье Знать:  причины появления государства на территории Бурятии Уметь:  составлять   схему   перехода   к государственности у народов Бурятии Знать:  особенности   развития   государства гуннов   его   политические,   культурные   и экономические особенности Уметь: анализировать причины появления и развития государства Обобщение   и   анализ   информации   о фальсификации   исторических   фактов   и событий,   направленной   на         умаление международного   престижа   Российской Федерации Знать:  главные   этапы   развития   России   с древнейших   времен,   содержание   этапов развития   России,   особенности   борьбы   с иноземными об исторической   роли   русской   православной церкви захватчиками,     Работа с картой, работа с иллюстрациями Древняя история  Составление схемы   причины Выписать политического, экономического   и   культурного   развития государства Гуннов   История Бурятии. Эпоха  средневековья История Бурятии. Эпоха  средневековья Тестирования, работа с историческим документамиУметь:  показывать   на   карте   территории страны,   называть   периоды   истории развития государства