Рабочая программа по истории 8 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории 8 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
8 кл
28.02.2018
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа включает следующие обязательные элементы: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню достижений обучающихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; контроль уровня обученности.Данная рабочая программа рассчитана на учебники Ванюшкина,Юдовской и Данилова Косулиной.потребует вашей доработки ,удалила нормативную базу ( так как она у всех своя )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 КЛАСС ИСТОРИИ.docx
Актуальность изучения курса истории: Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены   его   познавательными   и   мировоззренческими   свойствами, вкладом в духовно­нравственное становление личности человека. Социальные функции   исторического   знания   осознавались   и   использовались   в   разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в   частности   служит   важнейшим   ресурсом     социально­экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется   динамизмом   социальных   процессов   в   стране   и   мире, широкими   информационными   контактами   в   постиндустриальном   обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей   различных   этнических   и   социальных   групп   и   др.   Все   это порождает   новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь   идет   о   способностях   выпускников   школы   ориентироваться   в   потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно   применять   в   жизни   полученные   в   школе   знания   и   приобретенные умения;   продуктивно   взаимодействовать   с   другими   людьми   в профессиональной   сфере   и   социуме   в   широком   смысле,   в   том   числе   в полиэтнической, поликультурной среде и др.   Роль   учебного   предмета   «История»   в   подготовке   учащихся   5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе   в   одном   мире?   Как   связаны   прошлое   и   современность?   Ответы предполагают,   во­первых,   восприятие   подростками   младшего   и   среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во­вторых,  освоение ими   знаний   по   истории   человеческих   цивилизаций   и   характерных особенностей   исторического   пути   других   народов   мира.  Учебный   предмет «История»   дает   учащимся     широкие   возможности   самоидентификации   в культурной   среде,   соотнесения   себя   как   личности   с   социальным   опытом человечества.  Разрастающееся   информационное   и   коммуникативное   пространство современного   мира   не   отменяет   эту   функцию   истории,   но   усиливает   ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет   собирательную   картину   социального,   нравственного, созидательного,   коммуникативного   опыта   людей.   Она   служит   богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным   вкладом   данного   учебного   предмета   в   образование   и развитие   личности   является   историзм   как   принцип   познания   и   мышления, предполагающий   осознание   принадлежности   общественных   явлений   к   тому или   иному   времени,   неповторимости   конкретных   событий   и   вместе   с   тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации   диалога   времен,   культур,   образа   мысли,   мотивов   поведения, нравственно­этических систем и т. д. Школьный   курс   по   всеобщей   истории   предоставляет   подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации. В   процессе   познания   всеобщей   истории   школьники   знакомятся   с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом.   Изучая   сложные   и   трагические   события,   явления   и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при  соответствующей  поддержке  учителя  понять  роль  социально  активной личности   в   истории;   познакомиться   и   осмыслить   примеры   героизма   и самоотверженности   во   имя   общества.   В   этом   заключается   воспитывающая функция   прошлого,   всеобщей   истории.   Школьники   осваивают   опыт социального   взаимодействия   людей   в   процессе   изучения   событий   мировой истории,   изучают   и   обсуждают   исторические   формы   общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на   основе   осмысления   закономерности   и   прогрессивности   общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание   программы   по   всеобщей   истории   ориентировано   на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного   знания   и   общественной   жизни.   Понимание   и   осмысление учебной   информации   обеспечивается   логически   выстроенной   системой понятий,   раскрывающих   смысловую   и   ценностную   характеристики   этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно­следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Личностно­деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей 2 истории   в   соответствии   с   программой   обеспечит   сформированность   таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию,   готовность   к   новому,   дисциплинированность,   ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня   востребован   активный,   деятельный,   творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся:  ­ научиться пользоваться информацией; ­ научиться общаться; ­ научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно­ориентированное и общекультурное   значение,   играет   существенную   роль   в   процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая   курса,   включающая   доступно   изложенные   сведения   о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом. Цели и задачи учебного предмета: Главная   цель   изучения   истории   в   современной   школе  — образование,   развитие   и   воспитание   личности   школьника,   способного   к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления   исторического   опыта   своей   страны   и   человечества   в   целом, активно   и   творчески   применяющего   исторические   знания   в   учебной   и социальной   деятельности.   Вклад   основной   школы   в   достижение   этой   цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе: формирование   у   молодого   поколения   ориентиров   для   гражданской,   культурной   самоидентификации   в   социальной, этнонациональной, окружающем мире; овладение   учащимися   знаниями   об   основных   этапах   развития человеческого   общества   с   древности   до   наших   дней   в   социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие   способности   учащихся   анализировать   содержащуюся   в различных   источниках   информацию   о   событиях   и   явлениях   прошлого   и настоящего,   руководствуясь   принципом   историзма,   в   их   динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; 3 формирование  у   школьников   умений  применять   исторические   знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими   людьми   в   современном   поликультурном,   полиэтничном   и многоконфессиональном обществе. Цель изучения курсов «Новая история 1800­1913 гг.» и «История России XIX в.»: ­ освоение   школьниками   ключевых   исторических   понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной   жизни,   структуры   общества   на   этапе   до   начала  XX    века;   раскрытие   выдающихся   деятелей раскрытие   специфики   власти; отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Общие задачи изучения предмета истории в 8 классе следующие: ­  формирование   ценностных   ориентиров   для   этнонациональной, культурной  самоидентификации  в  обществе  на  основе  освоенных  знаний   о народах, персоналиях Нового времени; ­   овладение   знаниями   о   своеобразии   эпохи   в   социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета; ­ воспитание   толерантности,   уважения   к   культурному   наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов; ­ формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах   поступков   и   деятельности   наиболее   ярких   личностей   Нового времени; ­   развитие   у   учащихся   интеллектуальных   способностей   и   умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; ­   формирование   у   школьников   способности   применять   знания   о культуре,   политическом   устройстве   древнерусского   общества   и   различных государств   для   понимания   сути   современных   общественных   явлений,   в общении   с   другими   людьми   в   условиях   современного   поликультурного общества. Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития   учащихся,   выражающегося   в   осознании   ими   культурного многообразия   мира,   в   понимании   и   уважении   других   людей,   народов   и культур. Методы и формы решения поставленных задач: Содержание   программы   построено   на   основе   проблемно­ хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и 4 особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение   истории   Нового   времени   (1800­1913   гг.)   и   истории   Российской империи.  Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность   истории   какой­либо   страны,   продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из   них   в   тот   или   иной   период,   показать   возможности   альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Наряду   с   обозначенными   подходами,   реализующими   содержание примерной   программы   по   всеобщей   истории,   наиболее   актуальными   и значимыми для выполнения задач также являются: ­ деятельностный  подход,   ориентированный   на   формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника; ­ компетентностный  подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных     развитие способностей,   различных   видов   деятельности   и   личностных   качеств   и отношений у учащихся основной школы;   надпредметных) (универсальных,   умений, ­ дифференцированный  подход   при   отборе   и   конструировании учебного   содержания,   предусматривающий   принципы   учёта   возрастных   и индивидуальных   возможностей   учащихся,   с   выделением   уклонов   и   т.   д. Следует   иметь   в   виду,   что   этот   подход   переходный:   от   фронтального   к индивидуальному; ­ личностно­ориентированный   подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя   в   контексте   этого   подхода   —   мотивация   и   стимулирование осмысленного учения;  (гуманистический) ­ проблемный  подход,   предполагающий   усвоение   программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и   исторических   ситуаций,   которые   придают   обучению   поисковый   и исследовательский характер. Под   проблемной   ситуацией   понимается   интеллектуальное   задание,   в результате   выполнения   которого   учащийся   должен   раскрыть   некоторое искомое   отношение,   действие.   Подход   предусматривает   мотивацию   на высоком   уровне   активности   и   самостоятельности   мышления   учащихся. Проблемный   подход   рассматривается   как   ведущий   (хотя   и   не исчерпывающий) принцип развивающего обучения. 5 Содержание   курса   по   истории   конструируется   на   следующих принципах: ­ принцип историзма,  рассматривающий все исторические факты, явления   и   события   в   их   последовательности,   взаимосвязи   и взаимообусловленности.   Любое   историческое   явление   следует   изучать   в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок; —  принцип   объективности,  основанный   на   фактах   в   их   истинном содержании,   без   искажения   и   формализации.   Принцип   предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно; ­ принцип   социального   подхода  предполагает   рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев   населения,   отдельных   личностей,   различных   форм   их   проявления   в обществе; ­ принцип   альтернативности,  предполагающий   гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе   анализа   объективных   реалий   и   возможностей.   Действие   принципа альтернативности   позволяет   увидеть   неиспользованные   возможности   в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.   наглядности, Наряду   с   отмеченными   дидактическими   принципами,   содержание   научности, программы   соответствует   традиционным   принципам:   соблюдения актуальности,   обеспечения   мотивации,   уровневой   и   предпрофильной преемственности   в   образовании, дифференциации,   практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей   истории   или   истории   России),  межкурсовых  (с   историей России/историей   Нового   времени)   и  межпредметных  связей   (например, краеведение, обществознание).   системности   вопросов   и   заданий, Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого. В   преподавании   используется   урочная   форма   обучения   и   активные методы   работы   обучающихся:   самостоятельная   работа,   проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п. Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана: На   ступени   основного   общего   образования   использование межпредметных   связей   основывается,   прежде   всего,   на   интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности   современных   форм   общественной   жизни,   критически 6 воспринимать   получаемую   социальную   информацию,   осмысленно   изучать многообразие   моделей   поведения,   существующих   в   современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках   исторического   образования   учащиеся   используют   понятийный аппарат,   усвоенный   при   изучении   обществознания.   Формирование   системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области   значительно   повышает   коммуникативный   потенциал   процесса обучения,   позволяет   учащимся   на   более   высоком   уровне   освоить стилистические и образно­выразительные особенности родного и иностранных языков.   Знание   учащимися   исторического   контекста   процесса   духовного творчества   расширяет   их   возможности   при   изучении   курса   литературы,   а также предметов образовательной области «Искусство». Сроки реализации данной программы: 2013­2014 учебный год Количество   часов,   отведенное   на   изучение   учебного   предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской   Федерации   в   целом   выделяет   340   ч   на   изучение   истории   (без разделения)   в   5­9   классах   основной   школы;   для   обязательного   изучения учебного   предмета   «Новая   история   1800­1913   гг.»   в   8   классе   –   28   ч   (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России XIX века»  ­  40  ч (из   расчёта   два   учебных   часа   в   неделю).  Соответственно,  на изучение истории в 8 классе отводится 68 часов. В I четверти – 16 часов, во II четверти – 16 часов, в 3 четверти – 18 часов, в 4 четверти – 18 часов. Аргументация использования резервных часов:  резервных часов по курсам «Новая история 1800­1913 гг.» и «История России XIX в.» в 8 классе не предусмотрено авторской программой. Инструментарий   для   оценивания   результатов:  устные   ответы, тестирование,  контрольные   работы,  мониторинги,  самостоятельные   работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые     ИКТ, здоровьесберегающая,   проектная,   игровая,   исследовательская,   проблемная, тестового контроля. педагогические технологии:  7 II. Учебно­тематический план Тематический блок Количество часов (в год) Часть 1. История России XIX в. Введение. Россия на рубеже XVIII­XIX вв. Россия в первой половине XIX в. Александр I Россия в первой половине XIX в. Николай I Россия во второй половине XIX в. Александр II Россия во второй половине XIX в. Александр III «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. Часть 2. Новая история 1800 – 1913 гг. Введение. Индустриальная революция Становление индустриального общества Строительство новой Европы Страны Западной Европы на рубеже XIX­XX вв. Успехи и  проблемы индустриального общества Две Америки Традиционные общества XIX в.: новый этап колониализма Всего часов 1 8 8 10 8 5 1 7 9 5 2 4 68 № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 8 III. Календарно­тематический план № п/п Тема раздела, урока Кол­во часов Основные понятия и требования 4 Часть 1. История России XIX в. 1 1 2 3 4 2 Введение. Россия на рубеже XVIII­XIX вв. Тема 1. Россия в первой половине XIX в. Александр I Внутренняя политика Александра в 1801­1806 гг. Внешняя политика России в 1811­1812 гг. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского 3 1 8 1 1 1 Дворцовый переворот 1801 г.  Павел I. Граф П. Пален Александр I. Негласный  комитет. Указ о вольных  хлебопашцах. Учреждение  Министерств.  Участие России в  антифранцузских коалициях.  Тильзитский мир и русско­ французский союз.  Континентальная блокада.  Вхождение Грузии в состав  России. Присоединение  Финляндии. Бухарестский  мир с Турцией. Создание Государственного  совета. М.М.Сперанский. 5 Отечественная война 1812 1 Отечественная война 1812 г.:  Требования к уровню подготовки учащихся 5 Умение работать с  исторической картой.  Сравнивать территорию  Российского государства  в разные периоды Знать годы царствования  Александра 1; называть  характерные черты  внутренней политики  Александра 1.  Называть основные цели,  задачи и направления  (и показывать на  карте) внешней политики  страны;  оценивать ее  результативность Определять пред­  посылки и содержание  реформаторских проектов  М. М. Сперанского, причины их неполной  реализации и  последствия принятых  решений Знать хронологические  9 Вид контроля Домашнее задание 6 ­ Опрос, реферат Опрос, реферат 7 ­ §1 §2 Дата проведения факт 9 план 8 2.09.13 6.09.13 9.09.13 Опрос, реферат §3 13.09.13 Опрос, реферат §4 16.09.13 года 6 7 Внешняя политика Александра в 1813­1825 гг. Внутренняя политика Александра в 1815­1825 гг. 8 Социально­экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г. 9 Общественное движение при Александре I Тема 2. Россия в первой половине XIX в. Николай I 10 Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов 1 1 1 1 8 1 причины, планы сторон, ход  военных действий. М.  Барклай­де­Толли. М.  Кутузов. Д. Давыдов.  Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских  войск из России. Заграничные  походы русской армии.  Российская дипломатия на  Венском конгрессе. Россия и  Священный союз. Усиление консервативных  тенденций во внутренней  политике после  Отечественной войны 1812 г.  А.А. Аракчеев. Военные  поселения. Цензурные  ограничения. Территория и население.  Кризис крепостного  хозяйства. Отходничество.  Внутренняя и внешняя  торговля. Развитие  транспорта.  Движение декабристов.  Первые тайные организации.  Северное и Южное общества,  их программы рамки Отечественной  войны 1812 г.; планы  сторон, характер войны, ее основные этапы;  полководцев и участников  войны; называть и  показывать по карте  основные сражения Объяснять цели и  результат заграничного  похода 1812­1814 гг.;  называть основные  направления внешней  политики страны в новых  условиях Объяснять причины и  последствия изменения  внутриполитического  курса Александра I в 1815­ 1825 гг.; давать оценку  внутренней политики Называть характерные  черты социально­ экономического развития  после Отечественной  войны 1812г.; объяснять  причины экономического  кризиса 1812­1815 гг. Называть причины  возникновения  общественного движения;  основы идеологии,  основные этапы развития  общественного движения Восстание на Сенатской  площади в Петербурге 14  декабря 1825 г. Восстание  Объяснять цели и  результат деятельности  декабристов; оценивать  10 Опрос §5 20.09.13 Опрос, реферат §6 23.09.13 Опрос §7 27.09.13 Опрос, самостоятельная работа §8 30.09.13 Опрос §9 4.10.13 11 Внутренняя политика 1 Николая 12 Социально­экономическое развитие страны в 20­50­е годы 13 Внешняя политика Николая в 1826­1849 гг. 14 Общественное движение при Николае 15 Крымская война 1853­1856 гг. Оборона Севастополя 1 1 1 1 Черниговского полка. Николай I. Усиление  самодержавной власти.  Ужесточение контроля над  обществом. III Отделение.  А.Х. Бенкедорф.  Кодификация законов.  «Манифест о почетном  гражданстве». «Указ об  обязанных крестьянах».  Польское восстание 1830­ 1831 гг. Первые железные дороги.  Развитие капиталистических  отношений. Начало  промышленного переворота. Россия и освобождение  Греции. Россия и революции в  Европе. Вхождение Кавказа в  состав России. Шамиль.  Кавказская война. Общественная мысль и  общественные движения  второй четверти XIX в. Н.М.  Карамзин. Теория  официальной народности.  Кружки конца 1820­х – 1830­х гг. Славянофилы и западники.  П.Я.Чаадаев. Русский  утопический социализм.  Петрашевцы. Крымская война: причины,  участники. Оборона  Севастополя, ее герои.  Парижский мир. Причины и  последствия поражения  историческое значение  восстания декабристов Знать годы царствования  Николая 1; называть  характерные черты  внутренней политики  Николая 1 Называть характерные  черты социально­  экономического  развития; знать  финансовую политику Е.Ф. Канкрина Называть основные  направления (и показывать  на карте) внешней  политики страны. Причины кризиса в международных  отношениях со странами  Запада Называть существенные  черты идеологии и  практики общественных  движений; сравнивать  позиции западников и  славянофилов,  высказывать свою оценку Знать дату войны, ее  причины и характер;  показывать на карте места  военных действий; знать  полководцев и участников; 11 Опрос  §10 7.10.13 Опрос §11 11.10.13 Опрос §12 14.10.13 Опрос §13 18.10.13 Опрос §14 21.10.13 16 Наука и образование в первой половине XIX в. Русские первооткрыватели и путешественники 17 Художественная культура. Быт и обычаи Тема 3. Россия во второй половине XIX в. Александр II Накануне отмены крепостного права Крестьянская реформа 1861 г. 18 19 России в Крымской войне. Политика в области  просвещения. Создание  системы  общеобразовательных  учреждений. Успехи русской  науки. Н.И.Лобачевский.  Открытие Антарктиды  русскими мореплавателями. Становление литературного  русского языка. Золотой век  русской поэзии. Основные  стили в художественной  культуре (сентиментализм,  романтизм, реализм, ампир).  Александр II. Предпосылки и  подготовка крестьянской  реформы.  Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. 1 1 10 1 1 20 Либеральные реформы 60­ 70­х гг. 1 Земская, городская, судебная  реформы. Реформы в области  образования. Военные  объяснять значение и итоги Парижского мирного  договора Называть выдающихся  представителей и  достижения российской  науки. Называть  выдающихся  путешественников и  ученых, их открытия. Называть выдающихся  представителей и  достижения российской  культуры. Уметь давать  сравнительную  характеристику быту и  образу жизни различных  слоев населения Знать предпосылки  причины отмены  крепостного права в  России Называть предпосылки  отмены крепостного права; излагать причины  отмены крепостного права; называть  альтернативные  варианты отмены  крепостного права; знать  основные положения  крестьянской реформы;  объяснять значение отмены крепостного права Называть основные  положения  реформы местного  12 Опрос, самостоятельная работа §15­16 25.10.13 Опрос §17­18 28.10.13 Опрос Опрос §18 §20 1.11.13 11.11.13 Опрос §21­22 15.11.13 21 Либеральные реформы 60­ 70­х гг. 22 Отмена крепостного права в России 23 Социально­экономическое развитие страны после отмены крепостного права 24 Общественное движение: либералы и консерваторы 1 1 1 1 реформы. Значение реформ  60­70 гг. XIX в. в истории  России.  Земская, городская, судебная  реформы. Реформы в области  образования. Военные  реформы. Значение реформ  60­70 гг. XIX в. в истории  России.  Наделы. Выкуп и выкупная  операция. Повинности  временнообязанных крестьян.  Крестьянское  самоуправление. Социально­экономическое  развитие пореформенной  России. Завершение  промышленного переворота.  Формирование классов  индустриального общества.  Фабрично­заводское  строительство. Общественные движения 50­ 60­х гг. XIX в. Подъем  общественного движения  после поражения в Крымской  самоуправления,  судебной, военной  реформ; реформы  в области просвещения;  при водить оценки  характера и значения  социальных реформ Называть основные  положения  реформы местного  самоуправления,  судебной, военной  реформ; реформы  в области просвещения;  при водить оценки  характера и значения  социальных реформ Называть предпосылки  отмены крепостного права; излагать причины  отмены крепостного права; называть  альтернативные  варианты отмены  крепостного права; знать  основные положения  крестьянской реформы;  объяснять значение отмены крепостного права Называть основные  направлении  экономической политики  государства;  объяснять  причины замедления  темпов роста  промышленного  производства Называть существенные  черты идеологии и  практики консерватизма и  либерализма 13 Опрос, реферат §21­22 18.11.13 Опрос §22 22.11.13 Опрос §23 25.11.13 Опрос §24 29.11.13 25 Зарождение революционного народничества и его идеология 26 Революционное народничество второй половины 60­х – начала 80­ х гг. 27 Внешняя политика Александра Тема 4 . Россия во второй половине XIX в. Александр III Русско­турецкая война 1877­1878 гг. 28 1 1 1 8 1 войне. А.И. Герцен и Н.И.  Огарев. Революционные организации и кружки середины 60­х –  начала 70­х гг. XIX в. Вольная русская типография в  Лондоне. «Полярная звезда»,  «Колокол».  Н.Г.Чернышевский.  Н.А.Добролюбов. Журнал  «Современник». Борьба за ликвидацию  последствий Крымской войны. А.М. Горчаков.  Присоединение Средней Азии. Русско­турецкая война 1877­ 1878 гг.  Опрос §25 2.12.13 Опрос  §26 6.12.13 Опрос  §27 9.12.13 Опрос, самостоятельная работа §28 13.12.13 Называть существенные  черты идеологии и  практики радикального  общественного  движения  Называть цели и методы  народнических  организаций, лидеров.  Рассказывать об убийстве  царя Называть цель и  основные направления  внешней политики 60­70­х  гг. Знать дату русско­ турецкой войны, ее  причины и характер;  показывать на карте места  военных действий; знать  полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан­Стефанского мирного  договора; победы  России в войне  с Турцией Знать дату русско­ турецкой войны, ее  причины и характер;  показывать на карте места  военных действий; знать  полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан­Стефанского мирного  договора; победы  России в войне  с Турцией 14 29 Внутренняя политика Александра 30 Внутренняя политика Александра 31 Экономическое развитие в годы правления Александра 32 33 34 Положение основных слоев российского общества Положение основных слоев российского общества Общественное движение в 80­90­х гг. 1 1 1 1 1 1 Кризис самодержавия на  рубеже 70­80­х гг. XIX в.  Политика лавирования. М.Т.  Лорис­Меликов. Убийство  Александра II. Александр III.  Манифест о незыблемости  самодержавия.  К.П.Победоносцев.  Контрреформы. Реакционная  политика в области  просвещения.  Новые промышленные районы  и отрасли хозяйства.  Железнодорожное  строительство. Развитие  капитализма в сельском  хозяйстве. Остатки  крепостничества и общинного  быта. Аграрной кризис 80­90­ х гг. XIX в.  Народы Российской империи.  Национальная политика  самодержавия в конце XIX в. Народы Российской империи.  Национальная политика  самодержавия в конце XIX в. Общественные движения 70­ 90­х гг. XIX в. Земское  движение. Идеология  народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев.  Н.К.Михайловский.  Приводить оценку  личности Александра 111;  называть основные черты  внутренней политики  Александра 111  Приводить оценку  личности Александра 111;  называть основные черты  внутренней политики  Александра 111 Называть основные черты  экономической политики  Александра 111; сравнивать  экономические программы Бунге и Вышнеградского;  знать экономическую  программу С. Ю. Витте;  объяснять в чем состояли  цели и результаты  деятельности Бунге,  Вышнеградского, Витте Называть изменения,  произошедшие в  социальной структуре  общества после отмены  крепостного права и  либеральных реформ.  Называть изменения,  произошедшие в  социальной структуре  общества после отмены  крепостного права и  либеральных реформ.  Называть организации и  участников общественного  движения; называть  существенные черты  идеологии и практики  общественных движений  15 Опрос §29­30 16.12.13 Опрос §29­30 20.12.13 Опрос §31 23.12.13 Опрос §32­33 27.12.13 Тестирование §32­33 10.01.14 Опрос §34 13.01.14 35 36 Внешняя политика Александра Тема 5. «Золотой век» русской культуры. Вторая половина XIX в. Просвещение и наука во второй половине XIX века 37 Литература и изобразительное искусство 38 Архитектура, музыка, театр, народное творчество 39 Быт: новые черты в жизни города и деревни 1 5 1 1 1 1 Политические организации  народников. «Хождение в  народ». Первые рабочие  организации. Распространение идей марксизма. Г.В.  Плеханов. «Освобождение  труда». П.Б. Струве и  «легальный марксизм». В.И.  Ленин. «Союз борьбы за  освобождение рабочего  класса».  «Союз   трех   императоров». Сближение России и Франции в 1890­х гг. Развитие научной картины  мира в XIX в. Изменение  взглядов на природу и  общество на рубеже XIX­ХХ  вв. Демократизация  образования.  Основные течения в  художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм,  реализм, модерн, символизм,  авангардизм). Рождение кинематографа.  Градостроительство. Духовный кризис  индустриального общества на  рубеже XIX­ХХ вв. Декаданс. Рост населения. Изменения  облика городов. Связь и  городской транспорт. Жизнь и быт городских «верхов» и  окраин. Досуг горожан.  Изменения в деревенской  (консервативных,  либеральных,  радикальных) Называть цели и  Основные направления  внешней поли­  тики Александра 111 Называть достижения  науки, деятелей  литературы и живописи. Называть достижения  науки, деятелей  литературы и живописи. Называть стили  архитектуры, имена  выдающихся архитекторов, музыкантов, актеров. Знать народные промыслы. Называть новые черты в  жизни города и деревни,  давать им сравнительную  характеристику. 16 Опрос  §35 17.01.14 Опрос §36 20.01.14 Опрос §37 24.01.14 Опрос §38 27.01.14 Опрос §39 31.01.14 40 41 Урок­обобщение по разделу «Россия в XIX веке» Введение. Индустриальная революция Тема 1. Становление индустриального общества 42 Индустриальное общество 1 1 7 1 43 Индустриальное общество 1 жизни. Самостоятельная работа ­ 3.02.14 Опрос  §1­2 7.02.14 Опрос §3­4 10.02.14 Опрос §3­4 14.02.14 Часть 2. Новая история 1800 – 1913 гг. Хронологические рамки  нового времени.  Индустриальное общество.  Модернизация. Страны  старого и нового капитализма. Индустриализация.  Демократизация  государственной и  общественной жизни. 19 век –  век рождения и развития  индустриального общества. Переход от традиционного  (аграрного) к  индустриальному обществу в  Европе. Промышленный  переворот, его особенности в  странах Европы и США.  Изменения в социальной  структуре общества,  демографическом развитии.  Завершение промышленного  переворота.  Индустриализация.  Технический прогресс во  второй половине XIX – начале ХХ веков.  Монополистический  капитализм, его особенности в ведущих странах Запада.  Обострение противоречий  Называть хронологические  рамки нового времени,  объяснять новые понятия,  называть и сравнивать черты традиционного и  индустриального общества Излагать суждения о  причинах изменения  социальной структуры  общества, миграционных  процессов. Называть  изменения в положении  социальных слоев.  Уметь делать сообщения.  Извлекать необходимую  информацию из сообщений одноклассников Излагать суждения о  причинах изменения  социальной структуры  общества, миграционных  процессов. Называть  изменения в положении  социальных слоев.  Уметь делать сообщения.  Извлекать необходимую  информацию из сообщений 17 44 Наука в XIX веке 45 Искусство XIX века 46 Либералы, консерваторы, социалисты 47 Либералы, консерваторы, социалисты 48 49 Индустриальное общество: рассвет  Тема 2. Строительство новой Европы Образование 1 1 1 1 1 9 1 индустриального общества.  Развитие научной картины  мира в XIX в. Изменение  взглядов на природу и  общество на рубеже XIX­ХХ  вв. Демократизация  образования. Изменения в  быту. Градостроительство.  Развитие транспорта и средств связи.  Основные течения в  художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм,  реализм, модерн, символизм,  авангардизм). Рождение  кинематографа.  Духовный кризис  индустриального общества на  рубеже XIX­ХХ вв. Декаданс. Формирование идеологии  либерализма, социализма,  консерватизма. Возникновение рабочего движения.  Чартистское движение в  Англии.  Формирование идеологии  либерализма, социализма,  консерватизма. Возникновение рабочего движения.  Чартистское движение в  Англии.  Влияние технического  прогресса на повседневную  жизнь людей. Газеты.  Изобретения. Мода. одноклассников Называть основные черты  новой научной картины  мира, представителей  науки  Называть основные  направления  художественной  культуры, представителей  культуры Называть особенности  консервативных и  радикальных учений в  обществе. Указывать  причины их  возникновения. Решать  познавательные задачи Называть особенности  консервативных и  радикальных учений в  обществе. Указывать  причины их  возникновения. Решать  познавательные задачи Рассказывать о  изобретениях и открытиях, их влиянии на  повседневную жизнь  людей. Опрос §5­6 17.02.14 Рефераты §7­8 21.02.14 Опрос §9­10 24.02.14 Опрос §9­10 28.02.14 Опрос, самостоятельная работа ­ 3.03.14 Империя Наполеона I во  Называть основные  Опрос §11 7.02.14 18 наполеоновской империи Франции. «Гражданский  кодекс». Наполеоновские  войны.  50 51 52 Падение империи Наполеона. Венский конгресс Англия в первой половине XIX в. Франция: от революции 1830 г. к новому политическому кризису 53 Франция: революция 1848 г. и Вторая империя 54 Германия: на пути к 1 1 1 1 1 Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в  политике европейских  государств в XIX в. Национальные идеи в странах  Европы. Чартистское  движение в Англии. Европейские революции XIX  в. Вторая империя во Франции. Создание единого  черты режима Наполеона.  Называть причины  завоевательных войн  (показывать на карте).  Высказывать оценочные  суждения исторической  личности. Уметь работать  с историческим  документом Знать причины ослабления  империи Наполеона.  Описывать условия в  жизни империи. Называть  (показывать на карте)  основные военные  сражения. Знать основные  решения и последствия  Венского конгресса,  составлять таблицу Объяснять цели и  результат чартистского  движения; называть и  показывать на карте  основные направления  внешней политики; уметь  работать с историческим  документом Определять характер  политического устройства; объяснять причины  политического кризиса;  решать познавательные  задания Объяснять причины  европейских революций;  называть причины  изменений в политическом  строе; умение  устанавливать причинно­  следственные связи Называть причины  19 Опрос  §12 10.03.14 Опрос §13 14.03.14 Опрос §14 17.03.14 Опрос §15 21.03.14 Опрос §16 4.04.14 единству германского государства. О.  Бисмарк. 55 Италия в первой половине XIX в. 56 Франко­прусская война. Парижская коммуна 57 Новая Европа XIX в. Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX­XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества Германская империя в конце XIX­начале ХХ в. Борьба за место под солнцем 58 1 1 1 5 1 Объединение Италии. К.  Кавур. Дж. Гарибальди. Франко­прусская война 1870­ 1871 гг. Образование  Германской империи. необходимости  объединения Германии.  Называть этапы борьбы за  объединение. Давать  характеристику  деятельности «железного  канцлера» Выделять общие  черты и различия  национального  объединения Германии и  Италии; умение  устанавливать причинно­ следственные связи; делать выводы и обобщения.  Называть правителей и  государственных деятелей Называть причины  и последствия  войны для Франции и  Германии, мира в целом.  Делать выводы и  прогнозы возможного  развития международных  отношений Возникновение профсоюзного  движения в странах Европы.  Тред­юнионы. Марксизм. К.  Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм.  Образование I и II  Интернационалов.  Возникновение  Знать государственное  устройство; особенности  индустриализации;  основные черты  национализма; характер  внешней политики.  Аргументировать  20 Опрос §17 7.04.14 Опрос §18 10.04.14 Самостоятельная работа ­ 14.04.14 Опрос §19 18.04.14 59 60 Великобритания: конец Викторианской эпохи Третья республика во Франции 61 Италия: время реформ и колониальных захватов 62 63 От Австрийской империи к Австро­Венгрии: поиски выхода из кризиса Тема 4. Две Америки США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики 1 1 1 1 2 социалистических партий.  Чартизм. Народная хартия.  Королева Виктория.  Ротшильды. Крымская война. Террор. Республика.  Отсутствие социальной базы  для монархии. Итальянская колониальная  империя. Война в Эфиопии.  Движение протеста в стране. Австро­Венгерская империя.  Народы Юго­Восточной  Европы в XIX в. и высказывать свою  точку зрения. Показывать  на карте колонии Называть особенности  развития капитализма в  Англии; показывать на  карте колонии. Называть  правителей и  государственных деятелей Называть особенности  развития капитализма;  основные реформы.  Показывать на карте  колонии. Называть  правителей и  государственных деятелей Рассказывать о развитии  страны после  объединения, этапах  развития модернизации.  Давать оценку роли  государства в процессе  индустриализации. Называть причины  крушения империи  Габсбургов, рассказывать  о событиях, приведших к  началу Первой мировой  войны Север и Юг Соединенных  Штатов Америки:  экономическое и  политическое развитие,  взаимоотношения. Движение  за отмену рабства.  Гражданская война 1861­1865  гг. А. Линкольн.  Реконструкция Юга.  Демократы и республиканцы. Сравнивать разницу в  развитии Севера и Юга,  называть этапы  Гражданской войны,  давать оценку отмене  рабства. Называть причины быстрого экономического  развития, признаки  монополистического  капитализма, особенности  21 Опрос §20 21.04.14 Опрос §21 25.04.14 Опрос  §22 28.04.14 Опрос §23 5.05.14 Опрос §24­25 12.05.14 64 Латинская Америка в XIX­ начале XX в.: время перемен 3 Тема 5. Традиционные общества XIX века: новый этап колониализма 65 Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай 66 Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка Провозглашение независимых  государств в Латинской  Америке. С. Боливар. Х. Сан­ Мартин. США и страны  Латинской Америки.  Доктрина Монро.  Мексиканская революция  1910­1917 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов.  Кризис традиционного  общества в странах Азии на  рубеже XIX­XX вв.  Реставрация Мэйдзи. Начало  модернизации в Японии.  Революции в Иране,  Османской империи, Китае. Создание колониальных  империй. Установление  британского колониального  господства в Индии.  Восстание сипаев 1857­1859  гг. Колониальные захваты в  Африке. Империализм –  идеология и политика. политического развития.  Характеризовать этапы  включения США в  мировую политику Объяснять причины  освободительного  движения  в колониях; особенности  развития  экономики региона   Называть причины  реформ и их последствия.  Объяснять особенности  экономического развития.  Описывать изменения в  образе жизни общества.  Определять причины и  характер внешней  политики. Объяснять  особенности развития  Китая, причины  превращения Китая в  полуколонию; составлять  сравнительную таблицу   Называть особенности  развития; решать  познавательные задания.  Уметь делать сообщения.  Рассказывать об  особенностях развития  африканских государств,  причинах их завоевания  европейскими странами.  Назвать этапы борьбы за  независимость. 22 Опрос, реферат §26 16.05.14 Опрос  §27­28 19.05.14 Опрос §29­30 23.05.14 67 Международные отношения в конце XIX­ начале XX вв. Начало борьбы за передел  мира. Возникновение военно­ политических блоков.  Антанта и Центральные  державы. Балканские войны. 68 Урок обобщения изучения истории в 8 1 классе Давать характеристику  международным  отношениям рубежа 19­20  вв. называть противоречия, приведшие к  Первой  мировой войне. Называть  военно­политические  блоки, давать оценку  факту их создания. Завершение изучения  разделов, систематизация и обобщение материала Опрос §31 26.05.14 Тестовая работа ­ 30.05.14 Всего – 68 часов 23 IV. Требования к результатам обучения по истории Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является   развитие   у   учащихся   широкого   круга   компетентностей   — социально­адаптивной   (гражданственной),   когнитивной   (познавательной), информационно­технологической, коммуникативной. К   важнейшим  личностным   результатам   изучения   истории   в основной школе относятся следующие убеждения и качества: осознание   своей   идентичности   как   гражданина   страны,   члена   семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение   гуманистических   традиций   и   ценностей   современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих поколений,   способность   к   определению   своей   позиции   и   ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных исторических   и   современных   источников,   раскрывая   ее   социальную принадлежность и познавательную ценность; выражаются в следующих качествах: способность   сознательно   организовывать   и   регулировать   свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение   умениями   работать   с  учебной  и   внешкольной  информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,   конспект,   формулировать   и   обосновывать   выводы   и   т.   д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   коллективной   работе, освоение   основ   межкультурного   взаимодействия   в   школе   и   социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5­9 классов включают: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур   исторического   познания   позволяет   определить   структуру подготовки учащихся 5­9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных)   и  деятельностных  (субъектных)   компонентов.   Предполагается, что   в   результате   изучения   истории   в   основной   школе   учащиеся   должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать   хронологические   рамки   и   периоды   ключевых   процессов,   а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить   год   с   веком,   устанавливать   последовательность   и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать   место,   обстоятельства,   участников,   результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить   поиск   необходимой   информации   в   одном   или   нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать   данные   разных   источников,   выявлять   их   сходство   и различия. 4. Описание (реконструкция): рассказывать   (устно   или   письменно)   об   исторических     событиях,   их участниках; характеризовать   условия   и   образ   жизни,   занятия   людей   в   различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: различать   факт   (событие)   и   его   описание   (факт   источника,   факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 25 6. Работа с версиями, оценками: приводить   оценки   исторических   событий   и   личностей,   изложенные   в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: ­ применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; ­ использовать   знания   об   истории   и   культуре   своего   народа   и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; ­   способствовать   сохранению   памятников   истории   и   культуры (участвовать   в   создании   школьных   музеев,   учебных   и   общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Показатели освоения курса Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности:   социально­адаптивная   (гражданственная),   когнитивная (познавательная), информационно­технологическая , коммуникативная Результаты   усвоения   социально­адаптивной,   информационно­ технологической и коммуникативной компетентностей ­ способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; ­ ­ способность выделять главное в тексте и второстепенное; способность   анализировать   графическую,   статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.; ­ способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато,   полно,   выборочно).   Способность   развёрнуто   излагать   свою   точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; ­ способность   пользоваться   мультимедийными   ресурсами   и компьютером   для   обработки,   передачи,   систематизации   информации   в соответствии с целью; ­ способность   (на   уровне   возраста)   вести   диалог,   публично выступать с докладом, защитой презентации; ­ способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; ­ способность   слышать,   слушать   и   учитывать   мнение   другого   в процессе учебного сотрудничества; ­ способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; ­ способность   оценивать   и   корректировать   своё   поведение   в социальной среде. 26 V. Учебно­методический комплект  Примерные программы по учебным предметам: История. 5­9 классы: проект. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.­ (Стандарты второго поколения).  Юдовская   А.Я.,   Ванюшкина   Л.М,   Новая   история.1800­1913;   учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.  Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.­ М.: Просвещение, 2008.  Юдовская   А.Я.,  Ванюшкина   Л.М.  Поурочные   разработки   к   учебнику «Новая история: 1800­1913»: 8 класс.­ М.: Просвещение, 2009.  Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.   Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800­1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.  Данилов   А.А.,   Косулина   Л.Г.  Рабочая   тетрадь   к   учебнику  «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010. 27

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс

Рабочая программа по истории 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018