рабочая программа по истории 9

  • Разработки курсов
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа составлена на основе 1 Всеобщая история : 5-9-й классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2014г 2 История России:6-9 классы: Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2016. — 77 с. — ISBN 9785-09-036087-6. Предмет «история» в 9– ом классе включает два курса: Новая история– 28 часов (авторская программа сокращена) и история России – 40 часов Предполагается последовательное изучение двух курсов. При переходе на линейную систему произошло нарушение синхронизации периодизации.
Иконка файла материала 9клрабочая программа по истории.docx
Рабочая  программа  базового  курса  по  истории для  9   класса составлена на основе:   Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)   Федерального     государственного     образовательного     стандарта         основного     общего     образования,   утвержденного     приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)   Приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31   декабря   2015   года   №1577   «О   внесении   изменений     в     Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. № 1897»   Санитарно  –  эпидемиологических  требований  к  условиям  и  организации  обучения  в  ОУ (утверждены  постановлением  Главного государственного  санитарного  врача  РФ  от 29.12.2010 г. №189)   Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от  24.11.2015  №  81  «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных организациях»   Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении  федерального  перечня  учебников, рекомендуемых     к     использованию     при     реализации   имеющих     государственную     аккредитацию     образовательных     программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)   Рабочей  программы  1 Всеобщая история : 5­9­й классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко­Цюпы : пособие  для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. «Просвещение»2014г              2 История России:6­9 классы: Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная  школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2016. — 77 с.  — ISBN 9785­09­036087­6. основной  образовательной  программы  основного  общего  образования  МОУ  Никулинской ОШ учебного плана  МОУ Никулинской ОШ                                                   В целях реализации рабочей программы используются УМК:1. « Новейшая история «Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учеб. Заведений Сороко­Цюпа О.С..­ М.: Просвещение; 2017­288с.:       2.Рабочая тетрадь к Новейшая история Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учеб. Заведений Сороко­Цюпа О.С..­ М.: Просвещение;  2017­2       3.«История России» учебник для 9 класса общеобразовательных  заведений­ Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В.  Торкунова в 2 частях, из­во «Просвещение»,  2017г                  4.Рабочая тетрадь к «История России» учебник для 9класса общеобразовательных учреждений , в 2 частях.Н. М. Арсентьев, А. А.  Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова  из­во «Просвещение»,  2017г        Предмет «история» в 9– ом классе включает два курса: Новая история– 28 часов  (авторская программа сокращена) и история России – 40 часов  Предполагается последовательное изучение двух курсов. При переходе на линейную систему произошло нарушение синхронизации периодизации.                                                                  Новейшая история Содержание учебного предмета история. Введение. Новейшая история — период двух эпох: 1890— 1960 гг. и 1970­е гг. — настоящее время. Модернизация. Раздел I. Новейшая история. Первая половина XX в. Индустриальное общество в начале XX в. Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно­технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Концентрация производства и капитала. Концентрациябанковского капитала. Формирование финансового капитала. Антимонопольная (антитрестовская) политика. Регулирование конкуренции. Усиление роли государства в экономической жизни. Социальный реформизм в начале века. Социальные реформы. Милитаризация. Единство   мира   и   экономика   великих   держав   в   начале   XX   в.   Индустриализм   и   единство   мира.   Массовая   миграция   населения. Неравномерность экономического развития. Германия. Великобритания. Франция. Австро­Венгрия. Италия. Политическое развитие в начале XX в. Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Расширение избирательных прав  граждан. Всеобщее  избирательное  право.  Политические  партии  и  политическая   борьба  в начале  XX в.  Консерватизм,  либерализм, социализм,   марксизм.   Религия   и   национализм.   Социалистическое   движение.   Умеренное   реформистское   крыло.   Леворадикальное   крыло. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм. «Новый   империализм».   Предпосылки   Первой   мировой   войны.   «Новый   империализм».   Африка.   Азия.   Центральная   Америка.   Южная Америка.   Протекционизм.   Предпосылки   Первой   мировой   войны.   Смена   военно­политических   союзов.   Франко­русский   союз   и   Антанта. Соглашение 1904 г. Англо­русская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты. Первая мировая война. 1914—1918 гг. Версальско­Вашингтонская система. Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро­Венгрия. Германия. Россия. Провал плана Шлиффена. Битва на Марне. Военные действия в 1915 г. Италия.   Болгария.   Четверной   союз.   Верденская   «мясорубка»   и   военные   действия   в   1916   г.   Битва   на   Сомме.   Брусиловский   прорыв. Ютландское сражение. Неограниченная подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Военно­государственно­корпоративный капитализм. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза. Революции. Сражение под Амьеном. Итоги Первой мировой войны. Мирное урегулирование. Версальско­Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Лига Наций. Вашингтонская   конференция   1921—1922   гг.   Договор   четырёх   держав.   Договор   девяти   держав.   Договор   пяти   держав.   Непрочность сложившейся системы. Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920­е гг. США и страны Европы. Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии в1918—1919   гг.   Распад   Австро­Венгерской   империи.   Австрийская   революция.   Венгерская   революция.   Образование   Чехословакии. Образование Югославии. Распад   Российской   империи.   Восстановление   независимости   Польши.   Провозглашение   независимости   Финляндии.   Утверждение независимости прибалтийских республик. Особенности экономического восстановления 1920­х гг. План Дауэса. Экономическое восстановление. Международные отношения в 1920­ е гг. США и страны Европы в 1920­е гг. США: процветание по­американски. Германия: кризис Веймарской республики. Период Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство.   Всеобщая   стачка   1926   г.   Франция   в   1920­е   гг.   Политическая   неустойчивость.   Национальный   блок.   Левый   блок   левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Социальные последствия   кризиса.   Причины   экономического   кризиса.   Пути   выхода   из   кризиса.   Либерально­демократические   режимы.   Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы. США: «новый  курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Политика  президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Движения панацей. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США. Демократические страны Европы в 1930­е гг. Великобритания, Франция. Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930­е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта. Тоталитарные   режимы   в   1930­е   гг.   Италия,   Германия,   Испания.   Италия:   фашизм   и   корпоративизм.   Установление   фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика.Германия:   нацизм   и   тоталитарная   диктатура.   Пропаганда   и   теория   национал­социализма.   Установление   тоталитарной   диктатуры. Милитаризация экономики. Внешняя политика. Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936— 1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма. Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911—1912 гг. Национальная великая революция 1920­х гг. Гражданская война 1928—1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления. Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в XX в. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция. Культура   и   искусство   первой   половины   XX   в.   Революция   в   естествознании.   Особенности   художественной   культуры.   Символизм. Литература. Международные отношения в 1930­е гг. Крах Версальско­Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно­политический блок «Берлин — Рим — Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Наступление агрессоров. Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Военные действия на других театрах   войны.   Пёрл­Харбор   и   война   на   Тихом   океане.   Боевые   действия   в   Северной   Африке.   Антигитлеровская   коалиция.   Движение Сопротивления. Завершающий   период   Второй   мировой   войны.   Крымская   конференция.   Берлинская   операция   и   капитуляция   Германии.   Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX — начало XXI в. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. «Холодная война». Военно­ политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора. Завершение   эпохи   индустриального   общества.   1945—   1970   гг.   Особенности   экономического   восстановления.   Новые   международные условия.   Либерализация   мировой   торговли.   Экономическая   интеграция.   Соглашение   о   свободной   торговле   в   Северной   Африке.   Эпоха дешёвой   энергии   и   сырья.   Государственное   регулирование   и   смешанная   экономика.   Массовое   производство   и   массовое   потребление. Государство благосостояния. Кризисы   1970—1980­х   гг.   Становление   информационного   общества.   Экономические   кризисы   1970—1980­х   гг.   Научно­   техническая революция. Третья промышленно­технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество. Политическое   развитие.   Экономическая   политика   1970—   2000­х   гг.   Идейно­политические   течения   и   партии.   Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств. Гражданское общество. Социальные движения. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Бурные 1960­е годы. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских   инициатив.   Экологическое   движение.   Национальные,   этнические   и   лингвистические   движения.   Обновленческий   процесс   в церкви.Соединённые Штаты Америки. Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш ­ старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш­младший. Внешняя политика. Президент Б. Обама. Великобритания.   Лейбористы   у   власти.   Политический   маятник.   Консервативная   революция   М.   Тэтчер.   «Третий   путь»   Э.   Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона. Франция. Временный режим (1944—1946). Четвёртая республика (1946—1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика. Италия. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони. Германия:   раскол   и   объединение.   Оккупационный   режим   в   Германии   (1945—1949).   Раскол   Германии.   Образование   ФРГ   и   ГДР. Экономическое   и   политическое   развитие   ФРГ   в   1949—1990   гг.   Гельмут   Коль.   Социальное   рыночное   хозяйство.   Экономическое   и политическое   развитие   ГДР   в   1949—1990  гг.   Строительство   основ   социализма   в  ГДР.   Кризис   режима.   «Бархатная  революция»   в  ГДР. Объединённая Германия в 1990­е гг. Развитие объединённой Германии. Социал­демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2007 гг. Становление тоталитарного социализма и его кризис.   Общие   черты   строительства   социализма.   Кризис   тоталитарного   социализма.   Революции   1989—1991   гг.   Реформы   в   странах Центральной   и   Восточной   Европы   (ЦВЕ).   Основные   направления   социально­экономических   преобразований.   «Шоковая   терапия». Последствия «шоковой терапии». Аграрный сектор. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз. Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI в. Национал­реформизм и модернизация 1940—1950­х гг. Латинская Америка в 1970—2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Переход к демократизации в 1980­е гг.Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско­Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. «Арабская весна». Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946—1949 гг. Выбор пути развития (1949—1957). Попытка реализации маоистской утопии (1957— 1976). Культурная революция (1966—1976). Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия: преобразования и реформы. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии. Международные отношения. Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960—1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980­е гг. Международные и региональные конфликты. Ирано­иракская война (1980—1988). Агрессия Ирака против Кувейта. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская   интеграция.   Североамериканская   интеграция.   Расширение   и   трансформация   НАТО.   Конфликты   на   Балканах. Американо­российские отношения. Культура второй половины XX — начала XXI в. Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство. Постмодернизм. 1970—2000 гг. Интернет и становление глобального   информационного   пространства.   Последствия   становления   единого   информационного   пространства.   На   пути   к   новому объединению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая характеристика постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре (1970 — 2000). Постмодернизм в кино (1960—2000). Постмодернизм в литературе (1960—2000). Глобализация в конце XX — начале XXI в. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Заключение.   Глобальные   проблемы   современности.   Проблемы   сохранения   мира.   Проблема   преодоления   отсталости   и   модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации                                 РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в.  (40 ч) Александровская эпоха: государственный либерализмЕвропа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический  строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа  народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав  Российской империи. Эволюция российско­французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального  общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше,  на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской  империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава. Николаевская эпоха: государственный консерватизм Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.  Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося  промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50­х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в Рос­сии. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение  евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо­русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран.  Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально­экономические последствия Крестьянской ре­формы 1861 г.  Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово­кредит­ ной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало ин­ дустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870­х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890­е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женскоедвижение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия  европейских держав в 1850— 1860­е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг.  Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски. «Народное самодержавие» Александра III Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890­е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—1890­е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики АлександраIII. Ослабление  российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй по­ ловине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук.  Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно­демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно­политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение обликагородов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества. Россия в начале ХХ в.: кризис империи Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического раз­ вития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раз­ дела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу по­ литических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно­монополисти­ ческий капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно­политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал­губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства­вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне,  татары и другие народы Волго­Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иносла­ вие», «иноверие» и традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальнево­ сточный конфликт. Русско­японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Общество и власть после революции 1905—1907 гг. Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912­1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско­японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско­германских противоречий. Серебряный век русской культуры Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Де­ каданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дяги­ лева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории: 1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;   осознание   своей   этнической   принадлежности,   знание   истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ   культурногонаследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на   базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  3) формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом   региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  6) развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование коммуникативной компетентности в общении и   сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей   современному   уровню   экологического   мышления,   развитие   опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по истории:Регулятивные УУД: –   способности   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   и   практических   умений,   умения   управлять   своей   познавательной деятельностью; –  умения  организовывать  свою  деятельность,  определять  её  цели  и  задачи,  выбирать  средства  реализации  цели  и  применять их  на практике, оценивать достигнутые результаты:  самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);  подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;  работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и   дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);  планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;  работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.  в ходе представления проекта давать оценку его результатам;   самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;  организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством   формирования  регулятивных   УУД   служат   технология   проблемного   диалога   на   этапе   изучения   нового   материала   и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).  Познавательные УУД:– формирование и развитие посредством исторического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;  давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;   осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений;   обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;  преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;   гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;   самому   создавать   источники   информации   разного   типа   и   для   разных   аудиторий,   соблюдать   информационную   гигиену   и   правила информационной безопасности;  уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно­аппаратные средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:  осознание роли всеобщей истории в познании окружающего мира и его устойчивого развития;  освоение системы исторических о мире и его отдельных регионов, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;  использование исторических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем и проектирования путей их решения;  использование карт как информационных образно­знаковых моделей действительности.Коммуникативные УУД:  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;   в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);  учиться   критично   относиться   к   своему   мнению,   с   достоинством   признавать   ошибочность   своего   мнения   (если   оно   таково)   и корректировать его;  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;   гипотезы, аксиомы, теории;   уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством   формирования  коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по всеобщей истории: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания  современного общества, истории собственной страны; — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и  значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и  пространстве; — овладение умениями изучать и систематизировать ин­формацию из раз личных исторических и современных источников, раскрывая  её социальную принадлежность и познав­тельную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и  человечества в целом; — готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и  мира.  Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: —   читать   историческую   карту   с   опорой   на   легенду,   ориентироваться   по   карте,   соотносить   местонахождение   и   со­стояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; — осуществлять поиск необходимой информации в од­ном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази тельных и  др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет­ресурсов и т. п.  составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; — раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как  основу диалога в поликультурной среде;— способствовать сохранению памятников истории и куль туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных  мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Учащийся получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально­экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.; • применять   элементы   источниковедческого   анализа   при   работе   с   историческими   материалами   (определение  принадлежности   и достоверности источника, позиций автора и др.); • осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; • проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.                                           Тематическое планирование                                                                                                             Новейшая история № п/п 1 Раздел, тема урока Введение. Новейшая история как историческая эпоха.                                          Раздел 1 .Новейшая история .Первая половина20 века 2 Индустриальное общество в начале XXвека. Политическое развитие  в начале  XXвека. Кол­во часов 1 1                              Дата план факт 4.09 6.09«Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны 3 4­5 Первая мировая война !914­1918гг. Версальско­Вашингтонская система. 6 Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в  1920­е гг. США и страны Европы. 7 Мировой экономический кризис 1929­1933 гг. Пути выхода. США: «новый  курс» Ф. Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930­е гг. Великобритания, Франция. 8 Тоталитарные режимы в 1930­е гг. Италия, Испания ,Германия. 9­ 10 11 Восток и Латинская Америка в первой половине 20 века. 12 Культура и искусство первой половины XXвека. 13 Международные отношения в 1930­е гг. 14­ 15 Вторая мировая война.                                  Новейшая история.Вторая половина 20­ начало 21 века. 16 Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» 17 Завершение эпохи индустриального общества. 1945­1970­е гг. Кризисы 1970­ 1980­х гг. становление информационного общества США. Великобритания. Франция. 18 Политическое развитие .Гражданское общество. Социальные движения 19­ 20 21 Италия. Германия: раскол и объединение. 22 Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945­2007 гг. 23 Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в. Страны Азии и  Африки в современном мире 24 Международные отношения 25 Культура второй половине XX – начала XXI в.  26­ Глобализация  в конце 20­ начале 21 века. 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 11.09 13.09 .­18.09 20.09 25.09 27.09 4.10­9.10 11.10 4.10 18.10 23.10­8.11 13.11 15.11 20.11 22.11­27.11 29.11 4.12 6.12 11.12 13.12 18.12­20.1227                                         Итоговое повторение 28 Заключение.  Глобальные проблемы современности. 1 25.12                                                                                                                                                  История России                                                                             РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. (40 часов) Содержание (разделы, темы) № п /п Количество часов            Дата Тема I. Россия в первой четверти XIX в. 1 Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. 1 27.12 план факт2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике  Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I Социально­экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов Тема II. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней  политике Николая I Социально­экономическое развитие страны во второй четверти XIX  в. Общественное движение при Николае I Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный  облик страны Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Повторительно­обобщающий урок по теме «Россия в начале 19 века». Тема III. Россия в эпоху Великих реформ Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.01 17.01 22.01 24.01 29.01      5.02 7.02 12.02 14.02 19.02 21.02 26.02 28.02 5.03 7.03 12.03 14.03 19.03 21.0320 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Реформы 1860—1870­х гг. :социальная и правовая модернизация Социально­экономическое развитие страны в пореформенный период Общественное движение при Александре II и политика правительства Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный  вопрос в России и Европе Внешняя политика Александра II. Русско­турецкая война 1877—1878 гг. Тема IV. Россия в 1880—1890­е гг. Александр III: особенности внутренней политики Перемены в экономике и социальном строе Общественное движение при Александре III Национальная и религиозная политика Александра III Внешняя политика Александра III Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Урок 31. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Тема V. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия  развития Социально­экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 —1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско­японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907  гг. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.04 4.04 9.04 11.04 16.04 18.04 23.04 25.04 30.04 2.05 7.05 14.05 16.05 21.05 23.05 28.05 30.05Социально­экономические реформы П. А. Столыпина Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры Повторительно­обобщающий урок «Россия в конце 19­начале 20  века». 1 1 1 1                                                          37 38 39 40