Содержание.
Модуль 1. Первая историческая эпоха. (10 ч.)
Вводная тема (2 ч.)
Что изучает история проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о
прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как
точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени .Деление всемирной
истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества часть
всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических
знаний.
Тема 1. Первобытный мир (8 ч.)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек
умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к современному виду людей «человек
разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и
образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и
извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую
эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой
общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей.
Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к
земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество,
металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование
соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия),
изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока (18 ч.)
Тема 2. Древний Египет (6 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города
государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского
государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского
общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и
люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное
наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные
знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского
государства. Обобщение и повторение. (1 час)
Тема 3. Древние цивилизации Азии (12 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие,
городагосударства, свободные граждане и рабы, царская власть).
Отличительные
особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная
общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии
(Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное
наследие Западной Азии и зарождение древних религий:
научные знания жрецов
Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних
евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники
Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей. возникновение
государства.
Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о
перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней
Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в
зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение
государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства).
Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о
божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность,
бумага и др.
Общие черты цивилизаций Древнего Востока. Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада (16 ч.)
Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (9 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о
троянской войне, «темные века», возникновение полисов городовгосударств,
отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия
демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков
эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера,
легенды о людях и богах,
отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке,
его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система
образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (7 ч.)
Грекоперсидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э.,
Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками
эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни
классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм
Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи
Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 4. Империи эллинов и римлян. (21 ч.) Тема 6. Эллинизм встреча Запада и Востока (4 ч.)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра
Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины,
основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические
монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и
Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (8 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса:
деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената,
народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские
завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую
державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры,
римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские
войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная грекоримская цивилизация (7 ч.)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное
устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки
славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение . единой
античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья. Возникновение
христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности
христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане.
Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313
г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета.
Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и
падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (2 ч.)
Обобщение и контроль (2 ч.) «Общий взгляд на Древнейшую историю»
Резерв (3 ч.)
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.