Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса « История Средних веков.» (6 класс).Согласно базисного учебного плана МБОУ « Славкинская СШ» на 2016/2017 учебный год на изучение предмета « История России. Всеобщая история» выделено 2 часа( 70 часов в год) .. На изучение Всеобщей истории отводиться 40% учебного времени, что составляет 28 часов.
Цель изучения курса - освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.Задачи изучения :
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
- овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V –XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственом контекстах; о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
- развитие у учащихся способностей выявлять обще и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
история 6 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Славкинская средняя школа»
Муниципальное образование « Николаевский район»
Ульяновская область РАССМОТРЕНО
на заседании МО
_______________
Протокол №
от «___ » ____
201 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
_____________
__________
«___» ________
201 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________________А.Г. Алмаев
Приказ от
__.___._______№___ Рабочая программа
1 год, учебный год___20172018
Наименование учебного предмета ___История России. Всеобщая
история___________
Класс__ 6
Уровень общего образования: основная школа
Учитель: Юдина Наталья Евгеньевна
Срок реализации программы
Количество часов по учебному плану: всего 70
в неделю____2 часа…
Планирование составлено на основе_ «Рабочие программы. Всеобщая история.
5 – 9 классы», Москва , « Просвещение» 2014.; « Рабочая программа и
тематическое планирование курса « История России»», Москва « Просвещение»,
2016
Учебник « История России 6» под редакцией А. В. Торкунова, Москва, «
Просвещение», 2016; « История Средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской,
Москва « Просвещение», 2015
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) _________________ ________________
подпись расшифровка подписи
часов в год;
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Средних веков для обучающихся 6
класса
общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования муниципального
общеобразовательного учреждения «Славкинская СШ» принятой педагогическим советом
МБОУ «Славкинская СШ» (Протокол № 9 от 28 августа 2015 года. Приказ № 2060 от
29.08.2015 г. с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ» Славкинская
СШ» СШ Протокол № 11 от 28.08.2017 года Приказ № __240__0 от 31.08.2017г.)
Программа составлена в соответствии с положениями
Концепции единого учебнометодического комплекса по Всеобщей истории,
Историкокультурного стандарта,
образования,
Федерального закона от 29.12.2012г №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (п.18.2);
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ» от
17.12.2010г. №1897».,
СанПиН2.4.2.282110, Санитарноэпидемилогические
организации и обучения в образовательных учреждениях
учебным планом МБОУ «Славкинская СШ»
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Славкинская СШ» и « Рабочая программа Всеобщая история. Предметная линия
учебников А. А. Вигасина – О. С. СорокоЦюпы». – М.: Просвещение, 2014
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух
курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена
на изучение курса « История Средних веков.» (6 класс).Согласно базисного учебного
плана МБОУ « Славкинская СШ» на 2016/2017 учебный год на изучение предмета «
История России. Всеобщая история» выделено 2 часа( 70 часов в год) .. На изучение
Всеобщей истории отводиться 40% учебного времени, что составляет 28 часов.
требования к условиям
Цель изучения курса освоение значимости периода феодализма в истории народов
Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения :
формирование моральноценностных установок и ориентиров национальной и культурной
идентификации шестиклассников в процессе освоения историкокультурного опыта
народов зарубежных стран;
овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья
(преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V –
XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовнонравственом
контекстах; о месте и роли России во всемирноисторическом процессе в период
Средневековья и его значении для современного Отечества;
воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе
изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
развитие у учащихся способностей выявлять обще и различия в развитии отдельных
регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического
явления, процесса;
формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между
людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными
людьми.
3. Содержание учебного предмета, курса.
Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи
Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные
изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VIXI вв.)
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI—
VIII вв.
Образоние варварских государств на территории бывшей Западной Римской
империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание
королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов.
Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни
германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при
сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход
от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых
порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного
землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах.
Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине.
Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и
христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения на
селения власти, освящённой Богом.
Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков.
Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их
поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры
формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.
Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства.
Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная
реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар
Пипина»: образование государства пап римских — Папской области.
Возникновение и распад империи Карла Великого.
Новый король и династия
Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа рим
ский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля
Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства.
Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая
христианский мир,
как идеал варварских народов раннего Средневековья.
Административновоенное управление воссозданной империей франкского короля. Куль
турная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для
объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между
наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и
Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во
Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX— XI веках.
Феодализм.
Феодальная лестница. Франция в IX—
XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа.
Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Владения короля — его
домен. Германия в IX—XI вв.
Англия в раннее Средневековье. Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле
Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни.
Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая
династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства
норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов. Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Образование
Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии
в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства.
Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия
— единое монархическое государство. Император — правитель новой империи. Византия
при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и
арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства
в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер.
Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре
христианского храма. Крестовокупольный тип храма — храм Святой Софии. Изменения в
назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и
его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи
помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для
неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской
культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.
Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их
расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и органи
зация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у
южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгар
ского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его
завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения.
Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от
Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость
Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси
— государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств
Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.
Тема 3. Арабы в VI—XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия — родина исламской
религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни
его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед —
проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных
мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского
государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный
характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и
Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат.
Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход
в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части
Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский
халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения.
Багдадский халифат и Харун арРашид. Народное сопротивление арабскому владычеству.
Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.
Культура стран халифата.
Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование —
инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности
и знания. Научные знания арабов. АльБируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и
сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в
Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между
арабской и европейской культурами.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
Средневековая деревня и её обитатели.
Земля — феодальная собственность.
Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земле
дельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни
средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия
труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.
Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление
В рыцарском замке.
феодальных отношений.
Окончательное оформление вассальных отношений.
Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского
замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах.
Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская
культура.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли.
Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изо
бретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и
обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледе
лия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и
торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на
юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и
город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство,
труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые
объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового
города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие
торговли в феодальнораздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия,
товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в
Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От
ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление
городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом.
Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового
города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской
культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и
средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе —
носители идей свободы и права. Союз королей и городов.
Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки —
общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх
сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом
развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в
новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший
землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества.
Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский
Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы —
епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы
христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик
Гусман.
Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина —
Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые
походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов
бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование
крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с
местным населением — мусульманами. Духовнорыцарские ордены и их значение для
защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску
крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний
крестоносцев. Сапах адДин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей
Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими
вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление
Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы.
Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом.
Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)
Как происходило объединение Франции.
Экономические успехи Французского
государства. Объединение городов и крестьянземледельцев, части рыцарства вокруг
короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август.
Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при
Бувине.
Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и
междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа
Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским
Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы.
Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский
парламент. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король
Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к
централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его
реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольно
стей — конституция сословнофеодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный
совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.
Столетняя война.
Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне,
вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение
французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов.
Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение
при Азен куре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда.
Партизанская война. Жанна дАрк. Освободительный поход народной героини. Коронация
короля Карла. Предательство и гибель Жанны дАрк. Признание подвига национальной
героини. Завершение Столетней войны.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление
Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом
Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения
Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве.
Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии:
итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление
власти английского короля в конце XV в. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия —
многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании.
Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского
халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской
культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословномонархическое
устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период
междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого
Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция.
Томас Торквемада. Аутодафе.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. Подъём
хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость ко
ролевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в
Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества
в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление
самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения
Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная
свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами.
Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и
духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление
тирании в некоторых городахгосударствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население,
церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства.
Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии:
этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание туркамиосманами Балканского полуострова. Балканские народы накануне
завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление
Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого
могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов.
Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь —
первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение
турокосманов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния:
коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение
Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу
Османской империи. Завоевание туркамиосманами Балканского полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века
Образование и философия. Средневековая литература.
Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие
светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение
университетов.
Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия
о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор
между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и
знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху.
Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ
рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцар
ская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на
развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили.
Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая
живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к
возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль
самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и
Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало
открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и
медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совер
шенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства
огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и
кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба.
Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном
Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения.
Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Антимонгольское восстание Красных повязок.
Китай: империя Тан — единое
государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством
Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание
Китая монголами.
Обретение
независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей.
Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи.
Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского
региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое
устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и
Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем
Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина.
Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи.
Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности
развития в Средние века. Нарекая монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо».
Культура Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития
народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Аф
рики. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура.
Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана.
Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной
Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения,
образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и
культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия.
Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Наследие Средних веков в истории человечества.
Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для
Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие
политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и
становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на
землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.
Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение
гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие
образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны
и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся
должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты
важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты
важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте,
соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, пе
риоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и
место создания.
их участниках;
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях,
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные
исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов,
электронных изданий, интернет ресурсов и т. п. составлять описание исторических
объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной
литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым
событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности
современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в
общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной
среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в
создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране
памятников истории и культуры). 5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
№ тема
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение
Тема 1. Становление средневековой Европы ( VI – IX)
вв.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI
веках
Тема 3. Арабы в VI – XI веках.
Тема 4. Феодалы и крестьяне.
Тема 5. Средневековый город в Западной
Центральной Европе
и
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках.
Крестовые походы.
Тема 7. Образование централизованных государств в
Западной Европе ( XI – XV) веках
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV
веках.
10 Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века
11 Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
12 Итоговое повторение
итого
1
4
2
1
2
2
2
6
2
3
2
1
28 6. Приложение к рабочей программе:
6.1 Календарнотематическое планирование
а
к
о
р
у
№
а
к
о
р
у
а
м
е
Т
2
Введение. Живое Средневековье.
1
Введение
1
Тема 1. Становление средневековой Европы ( VI – XI) века
Образование
2
королевств.
Государства франков и христианская церковь в
VI – XIII веках
Возникновение и распад империи Карла
Великого.
Феодальная раздробленность Западной Европы в
IX – XI веках
Англия в ранее Средневековье.
варварских
3
4
5
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках
6
Византия при Юстиниане. Борьба империи с
внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств.
7
Тема 3. Арабы в VI – XI веках
8
Возникновение ислама. Арабских халифат и его
распад. Культура стран Халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
9
Средневековая деревня и ее обитатели
е
и
н
а
д
а
з
е
е
н
ш
а
м
о
Д
Дата
проведения
н
а
л
П
т
к
а
Ф
3
3
4
Стр. 512
12 стр. 12 –
27
3 стр. 27 –
33
4 стр. 33 –
40
5 стр. 40 –
47
6 стр. 47 –
53 7 стр. 53
– 60
8 стр. 60 68
910 стр. 68
– 86
11 стр. 87 –
02.09
05.09
08.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09 02.10
06.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
10
В рыцарском замке.
94
12 стр. 94 –
102
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
11
Формирование средневековых городов. Горожане
и их образ жизни.
13 стр. 102 –
12
Торговля в Средние века
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы.
13
Могущество папской власти. Католическая
церковь и еретики.
Крестовые походы
14
16 стр. 127
135
17 стр. 135
151
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI – XI) веках
15
Как происходило объединение Франции.
111
15 стр. 117 –
127
14 стр. 111 –
117
18 стр. 151 –
158
19 стр. 158 –
167
20 стр. 167 –
178
21 стр. 178 –
184
22 стр. 184 –
191
23 стр. 184
191
24 стр. 200 –
208
25 стр. 208 –
214
26 стр. 214 –
224 27 стр
224 – 229.
. 2829 стр.
229 – 243
30 стр. 243 –
252
31 стр. 252 –
265
32 стр265 –
277
16
17
18
19
20
Что англичане считают началом своих свобод
Столетняя война
Усиление королевской власти в конце XV века.
во Франции и в Англии.
Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове.
Государства,
Германия и Италия в XII – XV веках.
оставшиеся раздробленными:
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках
21
Гуситское движение в Чехии.
22
Завоевание туркамиосманами Балканского
полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века
23
Образование и философия.
литература
Средневековая
24
25
Средневековое искусство. Культура раннего
Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения.
Тема 10. Народы Азии Америки и Африки в Среднее века.
26
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
27
28
Государства и народы Африки и доколумбовой
Америки.
Итоговое повторение
Наследие Средних веков в истории человечества. Стр. 277 2. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для обучающихся 6
класса
общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования муниципального
общеобразовательного учреждения «Славкинская СШ» принятой педагогическим советом
МБОУ «Славкинская СШ» (Протокол № 9 от 28 августа 2015 года. Приказ № 2060 от
29.08.2015 г. с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ» Славкинская
СШ» СШ Протокол № 9 от 29.08.2016 года Приказ № __244__0 от 31.08.2016г.)
Программа составлена в соответствии с положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
Концепции единого учебнометодического комплекса по отечественной истории,
Историкокультурного стандарта,
образования,
Федерального закона от 29.12.2012г №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (п.18.2);
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ» от
17.12.2010г. №1897
СанПиН2.4.2.282110, Санитарноэпидемилогические
организации и обучения в образовательных учреждениях
учебного плана МБОУ «Славкинская СШ»
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Славкинская СШ» и « Рабочая программа и тематическое планирование курса « История
России» А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016
Концепции изучения краеведения в организациях Ульяновской области, осуществляющих
образовательную деятельность на уровнях начального и основного общего образования,
требования к условиям публикуемой в « Концептуальные и нормативнометодические основы изучения
краеведения в образовательных организациях Ульяновской области», ОГБУ « Центр
ОСИ», Ульяновск, 2015.
Регионального стандарта изучения краеведения в организация Ульяновской области,
осуществляющих образовательную деятельность на уровнях начального и основного
общего образования публикуемого в « Концептуальные и нормативнометодические
основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области»,
ОГБУ « Центр ОСИ», Ульяновск, 2015.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух
курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена
на изучение курса «История России» (6 класс).Согласно базисного учебного плана
МБОУ « Славкинская СШ» на 2016/2017 учебный год на изучение предмета « История
России. Всеобщая история» выделено 2 часа( 70 часов в год) для более подробного
изучения краеведения. На изучение истории России отводиться 60% учебного времени, что
составляет 42 часа.
Целью является формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания
современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры
в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
основным этапам развития российского государства и общества, а также современного
образа России, Ульяновской области.
Задачи изучения:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого
общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической,
духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во
всемирноисторическом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократиче
ских ценностей современного общества;
— воспитание у обучающихся стремления больше знать о своем регионе, участвовать
в региональных детских движениях социальных и экологических акциях;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми
в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. 3. Содержание учебного предмета, курса.
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно
исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор
в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство
и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры
и общества.
Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Тема 2. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Атти лы. Гуннское царство в
предгорном Дагестане.
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов.
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их
разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности
Восточной Европы. Их соседи — балты, финноугры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения
древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат;
Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий
киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат.
Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских
и финноугорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
Тема 3. Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в
образовании европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской
власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской
государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории
государства Русь.
Социальноэкономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и
зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.
Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной
и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы
геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I
Святой.
Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос.
Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие,
поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись,
мозаики, фрески. Иконы. Декоративноприкладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Тема 4. Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления.
Внутриполитическое развитие.
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные
уставы.
Социальноэкономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально
экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского
общества. Зависимые категории населения.
Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства укрепление его международного
положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение.
Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное ис
кусство.
Комплексный характер художественного оформления архитектурных
сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской
быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.
Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины
на территории Руси.
Тема 5 Русь в середине ХП — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе.
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси.
Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе.
Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских
земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его
центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Тема 6. Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование
Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия.
Образование Золотой Орды.
Русские земли в составе Золотой Орды. Политикогосударственное устройство страны.
Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города.
Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт
населения.
Золотая Орда в системе международных связей.
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение
в его состав части русских земель.
Северозападные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев
на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.
Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская
битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его
распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский.
Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина».
Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Тема 7 Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая
Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с
Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий
Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве.
Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные
символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель Установление автокефалии Русской
православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и
региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо
сковский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
Основные события и даты 860 г. — поход Руси на Константинополь 862 г. — легендарное призвание
Рюрика 882 г. — захват Олегом Киева 882—912 гг. — княжение Олега в
Киеве 907 г. — поход Олега на Константинополь 911 г. — договор Руси с
Византией
941, 944 гг. — походы князя Игоря на Константинополь, договоры Руси с Византией
964—972 гг. — походы князя Святослава 978/980—1015 гг. — княжение Владимира
Святославича в Киеве
988 г. — Крещение Руси
1016—1018 гг. и 1019—1054 гг. — княжение в Киеве Ярослава Мудрого
XI в. — Русская Правда («краткая редакция»)
1097 г. — Любечский съезд князей
1113—1125 гг. — княжение в Киеве Владимира Моно маха
1125—1132 гг. — княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. — «Повесть временных лет»
XII в. — Русская Правда («пространная редакция») 1147 г. — первое упоминание
Москвы в летописях 1185 г. — поход Игоря Святославича на половцев 1223 г. —
битва на реке Калке
1237—1241 гг. — завоевание Руси ханом Батыем 15 июля 1240 г. — Невская битва
5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище 1242—1243 гг. — образование улуса Джучи
(Золотой Орды)
1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты в Москве 1327 г. — антиордынское
восстание в Твери 1359—1389 гг. — княжение Дмитрия Донского 11 августа 1378 г. —
битва на реке Воже
8 сентября 1380 г. — Куликовская битва 1382 г. — разорение Москвы ханом
Тохтамышем
1389—1425 гг. — княжение Василия I 1395 г. — разгром Золотой Орды
Тимуром
15 июля 1410 г. — Грюнвальдская битва 1425—1453 гг. — междоусобная война в
Московском княжестве
1425—1462 гг. — княжение Василия II Тёмного 1448 г. — установление автокефалии
Русской православной церкви
1462—1505 гг. — княжение Ивана III 1478 г. — присоединение Новгородской земли к
Москве 1480 г. — «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества
1485 г. — присоединение Великого княжества Тверского к Москве
1497 г. — принятие общерусского свода законов — Судебника Ивана III
Основные понятия и термины
Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Балты. Финноугры. Русь. Подсечно
огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье, гривна. Князь, вече, посадник.
Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Люди, смерды, закупы, холопы.
Традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь.
Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.
Крестовокупольный храм. Базилика. Граффити. Плин фа. Фреска. Мозаика. Летопись.
Жития. Берестяные грамоты. Былины.
Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные монашеские ордена. Крестоносцы.
Централизация. Кормление. Царь. Герб.
Основные источники Договоры Руси с Византией. Русская Правда. «Повесть временных лет». «Поучение
Владимира Мономаха». Новгородская первая летопись. «Слово о полку Игореве». Га
лицкоВолынская летопись. «Житие Александра Невского». «Житие Михаила Ярославича
Тверского». «Задонщи на». Летописные повести о Куликовской битве. «Житие Сергия
Радонежского». Новгородская псалтырь. Берестяные грамоты. Княжеские духовные и
договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник 1497 г
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования:
Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский,
Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий I Тёмный, Витовт, Владимир Мономах,
Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Ге димин, Даниил Галицкий, Даниил
Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святославич, Мамай,
Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный,
Святослав Игоревич, Софья (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек,
Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.
Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования:
митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый,
митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин,
Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Стефан
Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
— первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоцио
нально положительное принятие своей этнической идентичности;
— уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание
важной роли взаимодействия народов;
— изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
— следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
— формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой
проблеме;
— проявление доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
— соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
— обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
— навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
— осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
— планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оце
нивать правильность выполнения действий;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
— работать с дополнительной информацией,
анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
— критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
— использовать в учебной деятельности современные источники информации,
находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
— использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
— ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
— определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с
помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
— логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием,
целью (сжато, полно, выборочно);
— применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
— решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, пре
зентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
— использовать ИКТтехнологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
— планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
— определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
— выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
треть);
Предметные результаты изучения истории включают:
— применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть,
— установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в
XVI—XVII вв.;
— составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
— определение и использование исторических понятий и терминов;
— использование сведений из исторической карты как источника информации;
— овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих её народов;
— описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
— использование знаний о месте и роли России во всемирноисторическом процессе в
изучаемый период;
— сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление
общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство»,
«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и
процессами, их влияния на жизнь народов России;
— высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;
— поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных
памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведе
ний и др.);
— анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного
и познавательного инструментария социальных наук;
— сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических
источников, выявление в них общих черт и особенностей;
— использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и
др.);
— раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, гос
подствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
— понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
— сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
— определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
— систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
— поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной Российской Федерации;
антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
историкокультурного,
— расширение
опыта
применения
историко
— составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных до
стоинствах и значении;
— понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период,
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
№ тема
Количество 1
Введение
2 Народы и государства на территории нашей страны в
древности
3
4
6
Русь в IX — первой половине XII в.
Русь в середине ХП — начале XIII в
Русские земли в середине XIII — XIV в.
7 Формирование единого Русского государства
8
Резерв учебного времени
Итого
часов
1
5
11
5
10
8
2
42
6. Приложение к рабочей программе:
6.1 Календарнотематическое планирование
а
к
о
р
у
№
а
к
о
р
у
а
м
е
Т
Дата
проведения
е
е
н
ш
а
м
о
Д
е
и
н
а
д
а
з Наша Родина — Россия
Введение
1
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности
2
Древние люди и их стоянки на территории
современной России
н
а
л
П
т
к
а
Ф
3
4
Стр. 69
§ 1 стр. 1015
Материал
для
самостоятел
ьной работы
и проектной
деятельност
и учащихся
§ 2 стр. 19
26
§ 3 стр. 2635
§ 13 и/к
§ 4 стр. 36
39
§ 5 стр. 3949
§ 6 стр. 4956
§ 7 стр. 5664
§ 8 стр. 64 –
69
§ 9 стр. 69
77
§ 10 стр. 84
93
§ 11 стр. 93
99
Материал
для
самостоятел
ьной работы
и проектной
деятельност
и учащихся
§4 и/к
Урок истории и культуры родного края в
древности. Наш край в составе Волжской
Булгарии.
Тема III. Русь в середине ХП — начале XIII в.
Политическая раздробленность в Европе и на
Руси
§ 12 стр. 100
108
Неолитическая революция. Первые
скотоводы, земледельцы, ремесленники
Образование первых государств
Восточные славяне и их соседи
История заселения территории родного края в
древности. Наш край в древности.
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.
Первые известия о Руси
Становление Древнерусского государства
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Русское государство при Ярославе Мудром
Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах
Общественный строй и церковная организация
на Руси
Культурное пространство Европы и культура
Древней Руси
Повседневная жизнь населения
. Место и роль Руси в Европе. Повторительно
обобщающий урок по теме II
3
4
5
6
7
89
10
11
12
13
14
15
16
17
18 19
20
21
22
ВладимироСуздальское княжество
Новгородская республика
Южные и югозападные русские княжества
Повторительнообобщающий урок по теме Русь в
середине ХП — начале XIII в.
§ 13 стр. 108
– 117
§ 14 стр. 117
123
Материал
для
самостоятел
ьной работы
и проектной
деятельност
и учащихся
Стр. 123
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в
23
и изменение
империя
Монгольская
политической картины мира
Батыево нашествие на Русь
§ 15 стр. 4 –
12
§ 16 стр. 12
19
§ 17 стр. 19
27
§ 18 стр. 27 –
35
§ 19 стр. 35 –
41
§ 20 стр. 41 –
48
§ 21 стр. 48 –
57
§ 22 стр. 57
65
§56 и/к
СевероЗападная Русь между Востоком и
Западом
Золотая Орда:
население, экономика и культура
Литовское государство и Русь
государственный строй,
Усиление Московского княжества в Северо
Восточной Руси
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Куликовская битва
Развитие культуры в русских землях во второй
половине XIII — XIV в.
Родной край в истории и культуре Руси. Наш
край в составе Золотой Орды.
Повторительнообобщающий урок по теме
Русские земли в середине XIII — XIV в
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Материал
для
самостоятел
ьной работы
и проектной
деятельност
и учащихся
Тема V. Формирование единого Русского государства
. Русские земли на политической карте Европы и
мира в начале XV в.
Московское княжество в первой половине XV в.
Распад Золотой Орды и его последствия
Московское государство и его соседи во второй
половине XV в.
Русская православная церковь в XV — начале
XVI в.
§ 23 стр. 66 –
71
§ 24 стр. 71 –
78
§ 25 стр. 78
84
§ 26 стр. 84
96
Материал
для
самостоятел 38
39
40
4142
Человек в Российском государстве второй
половины XV в.
Формирование культурного пространства
единого Российского государства
Урок истории и культуры родного края.
Симбирская земля в составе Казанского ханства.
Резерв учебного времени
ьной работы
и проектной
деятельност
и учащихся
Материал
для
самостоятел
ьной работы
и проектной
деятельност
и учащихся
§ 27 стр. 107
117
§7 и/к 6.2 .Лист коррекции (в случае необходимости) в связи с отменой занятий (карантин,
низкая температура и т. д.)
класс Название
раздела,
темы
Дата
проведения
по плану
Корректирующие
мероприятия
Причина
корректировки
Дата
проведения
по факту
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Рабочая программа по истории для 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.