Рабочая программа по истории включает курс "История средних веков" и "История России ". В программе есть пояснительная записка и календарно тематическое планирование. Указывается краткое содержание уроков, презентации, работа в тренажерах, с контурной картой и домашнее задание. Список литературы. Оборудование урока.Рабочая программа и календарно-тематическое планирование.
6 кл. история.doc
Рабочая программа по истории 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6 классе,
составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебнометодического
комплекса по отечественной истории (включающей Историкокультурный стандарт),
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
на основе Примерной программы по истории для 510 классов, авторской программы по Истории
России к предметной линии учебников «История средних веков» под редакцией ,,,,,,,,,, Н. М.
Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9
классы)1.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов:
«История России» и «Всеобщая история».
Цели изучения курса «История средних веков» и «История России»
в рамках учебного предмета «История»
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их
значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного
образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной
сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания,
толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
1 Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная
школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. М.:
Просвещение, 2016. — 77 с. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально
положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной
роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, эмпатии как
понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими
системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность
выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную,
текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить
информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения,
федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под
руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и
др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТтехнологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—
XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирноисторическом процессе в
изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих
черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский
рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на
жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников,
выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинноследственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок,
национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и
личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов
как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих
знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории
современной Российской Федерации; • расширение опыта применения историкокультурного, историкоантропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
•
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и
значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
Планируемые результаты изучения Истории Средних веков2
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и
развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
•
применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в
отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях
крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах
на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие
черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное
государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их
художественные достоинства и значение.
2 Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это объясняется тем, что
при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников.
Кроме того, общий перечень способствует установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей
истории. Календарнотематическое планирование по истории, 6 класс
История средних веков
№
п/п
1
№
уро
ка
1
основное
содержание темы
Введение.
требования к ЗУН
устанавливать историческую связь между
периодами, показывать преемственность
Раздел 1. Рождение средневекового мира
2
1
Образование
германских
королевств
умения сравнения, построения, аналогий,
обобщения и систематизация исторических
данных, анализировать документ, оперировать
понятиями
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
Христианская
церковь в раннее
Средневековье.
Византийское
тысячелетие.
Культура Византии
Иран в 57вв.
Рождение
религии.
новой
Мир ислама.
Карла
Империя
Великого:
возникновение,
расцвет и распад.
Западная Европа в
911 вв.
10
Возникновение
славянских
государств.
установление
умение ими
причинно
усвоение новых понятий,
оперировать,
следственных связей закономерностей
развивать понятийное мышление, формировать
понимание причинноследственных связей
возникновения, расцвета и причины распада
государства
Формирование ярких представлений о
культуре,
обобщенного
представления,
установление причинно
следственных связей развивать умения
классифицировать
обобщать самоконтроль в сочетании с
умениями наблюдения, слушания, осмысления,
чтения
Умение анализировать материал, определять
предпосылки,
сущность и последствия
события, возникновение новой религии.
формирование
Работать с документами причины сохранения и
расцвета империи, место императора
умение анализировать произведения искусства,
выделять особенное и сравнивать с культурой
Западной Европы
умение работать с исторической картой,
умение давать самостоятельную оценку
историческим событиям, явлениям, процессам
личности, оперировать терминами и понятиями
форма
урока
изучение
нового
матер
изучение
нов.
материала
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
контроль
с. 610,
беседа
& 1
в. 15,
контурная
карта,
устный
опрос
& 2
в. 16,
& 3
в. 16,
таблица
& 4
в. 16,
устный
опрос
семинар
& 5
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
& 6
в. 15,
устный
опрос
& 7
в. 16,
& 8
в. 15,
& 9в. 15,
устный
опрос
& 10
в.16,
устный
опрос Раздел 2. Подъем Средневековой Европы.
12
Сеньоры и вассалы.
1
Рыцарство
Средневековая
деревня.
Средневековый
городов.
Католическая
церковь в 113 вв.
Крестовые походы.
Франция и Англия:
пути объединения
Священная Римская
империя 1215 вв.
2
3
4
5
6
7
8
9
13
14
15
16
17
1819
20
21
22
23
24
25
26
27
28
самостоятельно
умение связно пересказать текст учебника,
отделить главное от второстепенного, определить
предпосылки, сущность и последствия, явления
(складывание феодальных отношений)
умение связно пересказать текст учебника,
отделить главное от второстепенного, определить
предпосылки, сущность и последствия, явления
умение
исторические
изобразительные,
полемизировать и отстаивать свои взгляды
устанавливать причинноследственные связи,
умение анализировать материал, определять
предпосылки, сущность и последствия, учиться
решать проблемные и познавательные задачи
устанавливать причинноследственны связи
(раскола и ереси), четко формулировать понятия,
определять роль и место христианской церкви в
жизни общества
анализировать
письменные,
умение
источники:
вещественные,
уметь работать с учебником, уметь составлять
таблицу, работать с исторической картой, уметь
выявлять синхронность событий и явлений
уметь анализировать материал,
предпосылки,
исторических событий
определять предпосылки, сущность и последствия
исторических событий
определять
и последствия
сущность
комбинир
ованный
урок
комбинир
ованный
урок
комбинир
ованный
урок
комбинир
ованный
урок
комбинир
ованный
урок
комбинир
ованный
урок
комбинир
ованный
урок
комби
& 11
в. 19,
устный
опрос
& 12
в. 14,
& 13
в. 19,
& 14
в. 16,
устный
опрос
& 15
в. 16,
устный
опрос,
& 136
в. 16,
& 17
в. 15,
& 18
XIV век в истории
Европы
умение сравнивать исторические явления в
различных странах, выделять сходство и различие
комбинир
ован
& 19
в. 16,
10 Столетняя война
11 Торжество
королевской власти
уметь определять причины, характер и значение
феодальных войн, уметь определять роль
личности в истории
развивать умение соотносить знания с эпохой,
видеть в частном общее и наоборот
12
13
Византии
Гибель
возникновение
Османской империи
развивать умение соотносить знания с эпохой,
видеть в частном общее и наоборот, устанавливать
причинноследственные связи
Знания и образование
взените Средневек
развивать общеучебные умения, связно
пересказывать текст учебника
14 Время соборов
15 Культура Западной
Европы в 1415 вв.
Итоговый урок
уметь на основе сравнения раскрыть общее и
особенное в процессе завершения объединения и
управления в европейских государствах
умение самостоятельно анализировать
исторические источники, умение полемизировать
и отстаивать свои взгляды
Обобщение и контроль знанийпо курсу истории
средних веков
комбинир
ованный
урок
комбинир
ванный
урок
комбин
& 20
в. 15,
& 21
в. 16,
& 22
в. 15,
комбинир
ованн
& 23
в. 15,
комбинир
ованный
урок
комбинир
ованный
урок
& 24
в. 15,
& 25
в.14, История России
341
1
Введение. Наша Родина
– Россия.
Используя историческую карту, объяснять
своеобразие геополитического положения
России
С. 68
Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности 3 ч.
352
Древние люди и их
1
стоянки на территории
современной России.
Показывать на карте расселение древнего
человека по территории России, стоянки
древних людей
изучение
новой
темы
& 1
в. 15,
тренажор
363
374
Образование первых
государств
Актуализировать знания по истории
Древнего мира о греческих колониях на
335побережье Черного моря;
& 2
в. 16,
Восточные славяне и их
соседи
Участвовать в определении проблемы и
постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке
комбиниро
ванный
урок
& 3
в. 16,
385
1
Первые известия о Руси.
Глава 2. Русь в IX первой половине XII вв. 9 час
Раскрывать смысл понятий: летопись,
варяги, Русь, норманны;
Высказывать и аргументировать мнение о
происхождении славян;
комбиниро
ванный
урок
& 4
в. 15,
доклады,
устный
396
2
Становление
Древнерусского
государства
Формулировать причины и называть время
образования Древнерус. государства (на
основе работы с текстом учебника);
комбиниро
ванный
урок
& 5
в. 15,
доклад,
407
418
429
4310
4411
4512
Правление князя
Владимира. Крещение
Руси.
Составлять краткую характеристику
Владимира Святославовича;
Давать оценку значению принятия
христианства на Руси;
& 6
комбиниро
ванный
урок
Русское государство при
Ярославе Мудром
Показывать на карте территорию Руси при
Ярославе;
Характеризовать внутреннюю и внешнюю
политику Ярослава
комбиниро
ванный
урок
& 7
задания в
рабочей
тетради
Русь при наследниках
Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах.
Общественный строй и
церковная организация
на Руси.
Сравнивать положение Руси при Ярославе
Мудром и при Ярославичах;
Рассказывать о княжеских усобицах
Раскрывать смысл понятий: боярин,
вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд,
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
Культурное
пространство Европы и
культура Руси
Описывать произведения древнерусского
изобразительного искусства (фрески,
иконы, мозаика);
комбиниро
ванный
урок
& 8
в. 15,
& 9
в. 15,
& 10
в. 19,
Повседневная жизнь
населения
Раскрывать смысл понятий: слобода, образ
жизни ;Решать проблемные задания;
комбиниро
ванный
& 11
в. 17, трен 4613
4714
4815
4916
5017
5118
5219
5320
5421
5522
5623
5724
5825
5926
6027
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Повторительно
обобщающий урок по
теме «Древняя Русь в
VIIIпервой половине
X11 в.»
Выполнять практические и проверочные
задания (в т.ч. тестового характера по
образцу ОГЭ); Осуществлять анализ
работы и коррекцию ошибок;
семинар
тест
Глава 3. Русь в середине XII начале XIII вв. 5 час
Политическая
раздробленность на Руси
Составлять схему
«Причины
политической раздробленности»
ВладимироСуздальское
княжество.
Новгородская земля
Южные и югозападные
русские княжества
Повторительнообобщающий
урок: «Русские земли в период
политической
раздробленности»
одного из
Характеризовать
князей ВсладимироСуздальской
Руси (на выбор)
особенности
Характеризовать
географического положения
Показывать на карте территории;
Характеризовать
особенности
географического положения
уметь работать с текстом
учебника, выделять главное,
причинноследственные связи,
роль личности
изучение
новой
темы
комбиниро
ванный
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
Глава 4. Русские земли в середине XIIIXIV в. 9 час
Монгольская империя и
изменение политической
карты мира
Изучать
материалы,
свидетельствующие о походах
монгольских завоевателей
комбиниро
ванный
урок
Батыево нашествие на Русь.
Изучать
материалы,
свидетельствующие о походах
монгольских завоевателей
Комбинир
ованный
урок
& 12
Рабочая
тетрадь
& 13
рабочая
тетрадь
& 14
& 15
тренажер
& 1215
& 16
в. 15,
устный
опрос
& 17
в. 15,
СевероЗападная Русь между
Востоком и Западом
Золотая Орда:
государственный строй,
население, экономика,
культура
Литовское государство и Русь
Усиление Московского
княжества
Составлять
характеристику
Александра Невского, используя
дополнительные
источники
информации;
Раскрывать смысл понятий: хан,
баскак,
«ордынский
выход»
ярлык,
комбиниро
ванный
урок
& 17
в. 15,
семинар
&18
Работать с текстом учебника,
документами
новой
темы
& 19
в. 16,
Составлять фишбоун «Причины
возвышения Москвы»;
Начать составление схемы
«Династия Московских князей»;
комбиниро
ванный
урок
& 20
в. 15,
тренажор
Объединение русских земель
вокруг Москвы. Куликовская
битва
Развитие культуры в русских
землях во второй половине
XIII XIV вв.
Оценивать историческую роль
Дмитрия Донского, Сергия
Радонежского
Характеризовать влияние
ордынского нашествия на
развитие русской культуры
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
& 21
в. 16,
& 22
тренажор
Повторительнообобщающий
Выполнять проверочные задания комбиниро & 2022 урок «Русские земли в
середине XIIIXIV вв»
по истории России данного
периода;.
ванный
урок
в. 15
Глава 5. Формирование единого Русского государства 8 час
Сравнивать
главные причины
централизации на Руси и в Европе
Русские земли на
политической карте Европы и
мира в начале XV века.
Московское княжество в
первой половине XV вв.
Распад Золотой Орды и его
последствия
Московское государство и
его соседи во второй половине
XV века.
причины
Объяснять
и
последствия феодальной войны,
причины победы Василия II
Темного
Объяснять причины и
последствия распада Золотой
Орды
Характеризовать
устройство
государства при Иване III;
политическое
русского
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
урок
комбиниро
ванный
& 23
тренажор
& 24
в. 15,
тренажор
& 25
в. 15,
тренажор
& 26
тренажор
Рус. православная церковь и
государство XV – н.XVI вв.
Объяснять значение выражения
«Москва Третий Рим»;
комбини
рованный
& 27
тренажор
Формирование культурного
пространства единого
Российского государства
Повторительнообобщающий
урок по теме «Формирование
единого Русского
государства»
Характеризовать стилевые
особенности творчества Андрея
Рублева, Дионисия
Актуализировать
и
систематизировать исторический
материал по теме «Формирование
единого Русского государства»;
комбиниро
ванный
урок
семинар
& 28
в. 16,
тренажор
тест,
дифференц
ированные
карточки
Практикум «Человек в
Российском государстве в.»
1
2
3
4
5
7
8
6128
6229
6330
6431
6532
6633
6734
6835
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.