Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл
Оценка 4.8

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
5 кл
27.08.2019
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История Древнего мира» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом. Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2016
к. план др.мир 5 кл.doc
Пояснительная записка   Рабочая   программа   и   тематическое   планирование   учебного   курса   «История   Древнего   мира»   разработаны   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, а также Концепции нового учебно­методического комплекса по истории и Историко­культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом. Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5­9 кл», издательство «Просвещение», 2016  Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).  Цель изучения: ­ образование,     развитие и воспитание личности школьника, способного к   самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.               ­освоение   значимости  периода   древности,  Античности   в  истории   народов   мира,  их  места   в  истории    мировой цивилизации. Задачи изучения: ­   усвоение   системы   знаний   об   общечеловеческих   гуманистических   ценностях,   и   как   следствие   этого   –   формирование гуманистической направленности личности, ­формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;    ­показ   взаимодействия   человека   с   окружающей   природной   средой,   движение   человечества   от   первобытности   к цивилизации;  историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.                Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко­Цюпы: История Древнего   мира:   Учебник   для   5   класса   общеобразовательных     заведений/Вигасин   А.А.,   Годер   Г.И.,   Свенцицкая   И.С.   –М.: Просвещение, 2016 Формы организации учебной деятельности:  ­практикумы,  ­сюжетноролевые игры,  ­беседы,  ­лабораторные работы,  ­дискуссии. Формы контроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций.  Основными формами организации учебных занятий являются: ­ познавательные уроки; викторины; урок­экскурсия в прошлое; комбинированные уроки                         Общая характеристика учебного курса       Программа по истории  Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования   (раздел   «История»)   и   задает   перечень   вопросов,   которые   подлежат   обязательному   изучению   в   основной   школе.                             Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно­нравственное становление личности человека.           В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально­экономического, политического и культурного   развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией   в   различных   сферах   жизни,   частым   и   тесным   взаимодействием   представителей   различных   этнических   и социальных   групп   и   др.   Все   это   порождает     новые   требования   к   общему   образованию   молодого   поколения.   Речь   идет   о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.                          Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во­первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей   страны,   своей   этнической,   религиозной,   культурной   общности   и,   во­вторых,     освоение   ими   знаний   по   истории человеческих   цивилизаций   и   характерных   особенностей   исторического   пути   других   народов   мира.   Учебный   предмет   дает учащимся    широкие   возможности   самоидентификации   в   культурной   среде,   соотнесения   себя   как   личности   с   социальным опытом   человечества.          Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение  истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных   событий   и   вместе   с   тем   изменения,   движения   самого   бытия   человека   и   общества.   Изучение   истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно­этических систем и т. д. Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно   и  творчески   применяющего   исторические   знания   в  учебной   и   социальной   деятельности.  Вклад   основной   школы   в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках  цивилизаций,  государств   и  др., прослеживаются  линии      взаимодействия   и преемственности  отдельных  общностей, раскрывается   значение   исторического   и   культурного   наследия   прошлого.   Данный   курс   играет   важную   роль   в   осознании школьниками   исторической   обусловленности   многообразия   окружающего   их   мира,   создает   предпосылки   для   понимания   и уважения ими других людей и культур.   Основу   курса   составляют   следующие   содержательные   линии: 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика. 3.Историческое движение: ­ эволюция трудовой  деятельности людей, развитие  техники; изменение характера экономических отношений; ­ формирование и развитие человеческих общностей; ­ образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;  ­ история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных  учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры;  вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; ­  развитие   отношений   между   народами,  государствами,  цивилизациями  (соседство,  завоевания,  преемственность);   проблема войны и мира в истории.          Сквозная линия,   человек в истории, предполагает характеристику:  а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;  б) их потребностей, интересов, мотивов действий;  в) восприятия мира, ценностей. В   курсе   происходит   знакомство   с   процессом   формирования   человека   и   человеческого   общества,   с   важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса ­ дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи  курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Описание места учебного предмета в учебном плане. Данная   программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой   направлен   на   реализацию   авторского   подхода   для     использования   разнообразных   форм   организации   учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Результаты обучения и усвоения содержания курса. Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются: § понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;  §  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной  группы, локальной и региональной общности;  § формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; § складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого; § освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека. Метапредметными  результами изучения курса являются: § способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;  § владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );  § способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);  § готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. Предметными  результами изучения курса истории являются: §  освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;  § владение базовым понятийным аппаратом исторического знания; § умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;  § владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные связи; § первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; §  расширение   опыта   оценочной   деятельности   на   основе   изучения   явлений,   событий,   личностей,   высказывая   при   этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;  §  составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;  § понимание вклада древних народов в мировую культуру.                      Требование к уровню подготовки 1. Знание хронологии, работа с хронологией: • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе   относящимися   к   периоду   до   Рождества   Христова,   определять   последовательность   и   длительность   важнейших исторических событий.  2. Знание исторических фактов, работа с фактами: • характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий. 3. Работа с историческими источниками:  •  читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко­географических объектов; •  проводить   поиск   необходимой   информации   в   одном   или   нескольких   источниках   (материальных,   текстовых, изобразительных и др.);  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. 4. Описание (реконструкция): •  рассказывать   (в   связной   монологической   форме)   или   письменно   об   исторических   событиях,   их   участниках   или исторических деятелях на основе 2­3 источников исторических знаний;  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.  5. Анализ, объяснение: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис­торика);  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;  • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: •  давать   оценку   историческим   явлениям,   событиям   и   личностям,   высказывая   при   этом   собственные   суждения   с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;  • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .           Содержание учебного предмета «История Древнего мира» Введение  Откуда   мы   знаем,   как   жили   предки   современных   народов.   Роль  археологических   раскопок   в   изучении   истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет   лет   в   истории.   Представление   о   счете   времени   по   годам  в   древних   государствах.   Представление   о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие». Тема I. Жизнь первобытных людей Первобытные собиратели и охотники Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных.   Представление   о   присваивающем   хозяйстве:   собирательство   и   охота.   Невозможность   для   людей   прожить   в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное  занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение   искусства   и   религии.   Изображение   животных  и   человека.   Представление   о   религиозных   верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». Первобытные земледельцы и скотоводы  Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые  общины   земледельцев   и   скотоводов.   Понятия   «старейшина»,   «совет   старейшин»,   «племя»,   «вождь   племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало   обработки   металлов.   Изобретение   плуга.   Представление   о   распаде   рода   на   семьи.   Появление   неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества.  Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ ление городов, государств, письменности). Тема 2. Древний Восток Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон­Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе  и   Исиде.   Суд   Осириса   в   «царстве   мертвых».   Обожествление   фараона.  Понятия   «храм»,   «жрец»,   «миф»,   «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство   древних  египтян.  Строительство  пирамид.  Большой   Сфинкс.   Храм,  его   внешний   и   внутренний   вид.  Раскопки гробниц.  Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения   литературы:   хвалебные   песни   богам,   повесть   о   Синухете,  поучения   писцов,   «Книга   мертвых».   Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения   древних   египтян   (земледелие,   основанное   на   орошении;   каменное   строительство;   скульптурный   портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). Западная Азия в древности  Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни­храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив­ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские   завоевания.   Ограбление   побежденных   стран,   массовые   казни,   переселение   сотен   тысяч   людей.   Столица   державы Ниневия.  Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи,  рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной  Азии: Нововавилонское, Лидийское  и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии,  Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь. Индия и Китай в древности  Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг.  Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша;   вера   в   переселение   душ).   Сказание   о   Раме.   Представление   о   кастах.   Периоды   жизни   брахмана.   «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение   и   природа   Древнего   Китая.   Реки   Хуанхэ  и   Янцзы.   Учение   Конфуция   (уважение   к   старшим; мудрость   —  в   знании   старинных   книг;   отношения   правителя   и   народа;   нормы  поведения).   Китайские   иероглифы   и   книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Тема 3. Древняя Греция Древнейшая Греция  Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское   царство.   Раскопки   дворцов.   Росписи.   Понятие   «фреска».   Морское   могущество   царей   Крита.   Таблички   с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское   царство.  Каменное   строительство   (Микенская   крепость,   царские   гробницы).   Древнейшее   греческое   письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­ борного суда. Понятия «гражданин», «демократия». Местоположение   и   природные   условия   Лаконии.   Спартанский  полис.   Завоевание   спартанцами   Лаконии   и   Мессении. Спартанцы  и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной  жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.  Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям. Греко­персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот   спартанцев   под   командованием   царя   Леонида.   Морское   сражение   в   Саламинском   проливе.   Роль   Фемистокла   и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской  союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех­тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Образование афинян. Рабы­педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе­рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.  Македонские завоевания в IV в. до н. э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской  культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра, Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав­гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение  Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­ равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.                                                                   Тема 5. Древний Рим  Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение     в   правах   патрициев   и     плебеев.     Отмена   долгового  рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».  Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота.  Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение  войск Ганнибала в Италию. Разгром  римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.  Политика   Рима  «разделяй   и  властвуй».   Разгром   Сирии   и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей.  Раб   —   «говорящее   орудие».   Гладиаторские   игры.   Римские   ученые   о   рабах   (Варрон,   Колумелла).   Понятия «амфитеатр», «гладиатор». Гражданские войны в Риме  Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран», «диктатор». Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок­тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других   республиканских   должностей,   пожизненное   звание   императора).   Понятия  «империя»,   «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Римская империя в первые века нашей эры. Территория   империи.   Соседи   Римской   империи.   Отношения  с Парфянским  царством.  Разгром  римских  войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение  христианства. «Сыны  света» из Кумрана.  Рассказы   Евангелий   о   жизни   и   учении   Иисуса   Христа. Моральные  нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии.  Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства   всех   людей   перед  Богом   независимо   от   пола,  происхождения   и   общественного  положения.  Национальная   и социальная   принадлежность   первых   христиан.   Отношение   римских   властей   к   христианам.   Понятия  «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». Расцвет   Римской   империи.   Возникновение   и   развитие   колоната.   Понятия   «колоны»,   «рабы   с   хижинами». Правление   Трая­на. Отказ от террористических  методов управления. Последние  завоевания  римлян. Строительство  в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. Падение Западной Римской империи Вторжения   варваров.   Использование   полководцами   армии   для  борьбы   за   императорскую   власть.   Правление Константина.   Признание   христианства.   Основание   Константинополя   и   перенесение   столицы   на   Восток.   Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». Разделение   Римской   империи   на   два   государства   —   Восточную   Римскую   империю   и   Западную   Римскую   империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение  готов в Италию. Борьба полководца Стилихона   с   готами.   Убийство Стилихона  по приказу императора  Гонория. Массовый  переход  легионеров­варваров   на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват   Рима   вандалами.   Опустошение   Вечного   города   варварами.  Вожди   варварских   племен   —   вершители   судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. Итоговое повторение  Особенности   цивилизации   Греции   и   Рима.   Представление   о   народовластии.   Участие   граждан   в   управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса                                     ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2016 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. ­ М.: Просвещение, 2016 3. Примерные программы по учебным предметам. История 5­9 классы. ­ М.: Просвещение, 2016 4. Всеобщая история. 5­9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина ­ О.С. Сороко­Цюпы ­ Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер­ М.: Просвещение, 2016 5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: Просвещение, 2016 6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. ­ М.: ВАКО, 2016. – 284 с.  7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение ­  2016 8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. ­ М.: Просвещение, 2016 9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. ­ М., 1998; 10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003. 11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004 12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2000                      ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1. Аудиоколонки  колонки 2. Видеопроектор 3. Персональный компьютер 4. Принтер 5. Экран                           ЭКРАННО­ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ 1.   5   класс  D  «История   Древнего   мира».   5   класс.   Образовательная   коллекция.   ООО   «Кордис&Медиа»   2016 информационный источник сложной структуры СД­диск «История Древнего мира», 5­й класс. 2016 г 2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение. 3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. Медиа Хауз. 4. Атлас истории Древнего мира. 5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.                                           ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ Основные Интернет­ресурсы http://www.kremlin.ru/ ­ официальный веб­сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования» http://www.school­collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.apkpro.ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.internet­school.ru – интернет­школа издательства «Просвещение»: «История» http://www.pish.ru – сайт научно­методического журнала «Преподавание истории в школе» http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября» http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет­образования, сетевое объединение методистов http://www.it­n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей http://www.lesson­history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова) http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения Дополнительные Интернет­ресурсы hitp://www.idf.ru/almanah.shtml ­ электронный альманах «Россия. XX век» http://www.76­82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976­ 1982 гг. http://www.gumer.info/Name_Katalog.php­ библиотека книг по истории и другим общественных наукам http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории» http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp ­ коллекция исторических документов http://www.istrodina.com ­ сайт журнала «Родина» http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html ­ сайт Библиотеки Конгресса  http://www.lib­history.info ­ историческая библиотека  http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты» http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp­ научная электронная библиотека http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов. http://school­collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://museum.ru/  Портал «Музеи России». Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций). Календарно­тематическое планирование №  Наименование раздела и тем Кол час Дата Домашнее  задание Характеристика  УУД личностные регулятивные коммуникативные познавательные 1 2 3 1 Введение.  Что   изучает   наука история.  Источники исторических знаний.  Глава Первобытные собиратели охотники. Древнейшие люди.    I. 3  и 1 Выучить определения Устанавливать связь   между   целью учебной деятельности   и   ее мотивом. §1 С.10­13 Ответить   на вопросы    в Изображать   рисунке собственное представление   о первобытном человеке   и   его образе жизни. Самостоятельно анализировать условия   достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия   в   новом учебном материале. Показывать на карте места   расселения древнейших людей. Родовые   общины охотников и собирателей.   1 §2 С.13­17 ответить   на Знание   о   своей этнической принадлежности, Разрабатывать сценарии   охоты   на зверя. крупного     в Участвовать обсуждении вопроса о том, для чего   нужно   знать историю. Раскрывать значение   терминов история, век,   исторический источник.   Устно   описывать первые орудия труда.   Сравнивать первобытного   и современного человека. Характеризовать достижения первобытного его человека,   приспособление   к природе. Называть   и   оха­ рактеризовать новые   изобретения Комментировать   и формулировать понятия: первобытные   люди, орудие труда, соби­ рательство.   Исследовать на исторической карте и   в   мультимедиа 4 5 вопросы   уважение к ценностям   семьи, любовь к природе. Выделять   признаки родовой общины. Возникновение искусства   религиозных верований  1 и §3 С.17­21 Ответить   на вопросы  Освоение общемирового культурного наследия.  Охарактеризовать первобытные верования людей.  II. Глава Первобытные земледельцы   и скотоводы. Возникновение земледелия скотоводства. и   2  1 §4  С.21­25 ответить   на вопросы Уважение   к   труду, ценностям   семьи, любовь   к   природе. Ориентация в системе   моральных норм и ценностей.     в Охарактеризовать изменения социально­ хозяйственной жизни людей   с   появлением земледелия   и   ско­ товодства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого   ремёсел   в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования   древнего человека.       для человека охоты. Характеризовать новые охоты.   способы   о Рассказать наскальной живописи,   версиях её   происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах       о Рассказать от переходе собирательства   к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы   (лесные) и освоенные древним   человеком ремёсла.     ресурсах географию расселе­ ния   первобытных людей.   Объяснить, как учёные разгадывают загадки   древних художников.   на Исследовать географию   районов первичного земледелия исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. 6 Появление неравенства и знати. 1 Глава III.  Счёт лет в истории. Счёт лет в истории. 1ч. 1 Самостоятельная работа №1  Глава  IV. Древний Египет Государство берегах Нила. на   1 8 1 7 8 9   Находить   на   карте районы, где предположительно появилась металлургия.     и Выделять сравнивать признаки родовой и соседской общин.    в и Ориентация особенностях социальных отношений   взаимодействий, установление взаимосвязи   между общественными   и политическими событиями. Раскрывать   смысл понятий:   ремесло, ремесленник, гончарный   круг, металлургия, плужное земледелие, соседская   община, вождь, соплеменники, дружина,   знать,   го­ рода,   святилища, государства.   Характеризовать изменения в отношений общине с выделением   в   ней знати.     Решать исторические задачи   и   проблем­ ные   ситуации   на счёт времени. Уметь   определять историческое   время по ленте времени. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.   Осмыслить различие   понятий: год,   век,   столетие, эра, эпоха, исторический период.   §5  С.25­29 повторить основные понятия С.29­32 Повторить изученный материал §6  С.34­37 Самостоятельно подготовить Устанавливать причинно­ Характеризовать местоположение Раскрывать значение понятий и тематическое сообщение   к   уроку по выбору. следственные   связи природы   и   занятий древних египтян. 10   Как земледельцы ремесленники. 1 жили   и §7 С.37­42 Экологическое сознание. Оценивать достижения культуры. 11 Жизнь   египетского вельможи. 1 §8 С.42­46 12 Военные фараонов.   походы 1 §9 С.46­51  составить  рассказ по  вопросу №6  на с.48     в Ориентация особенностях     и ценностей   и   их иерархизации отношений и взаимодействий,   в системе   моральных норм Подготовить сообщение о военных   походах Тутмоса III.   Характеризовать особенности   власти фараонов   и   порядок управления страной. Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.   13 Религия   древних египтян. 1 §10 Творчески разрабатывать Характеризовать религию   древних с   государства помощью исторической карты и её легенды.   и Находить группировать информацию   по данной   теме   из текстов   учебника, дополнительных источников   параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Учиться работать в малой   группе   над общим заданием. к Работать с картой в малых   группах   по единому   заданию. Исполнять   роль   в соответствии   со своеобразием исторического персонажа   инсценировке. Устанавливать связи между в   терминов: государство, папирус,   дельта, оазис,   ил,   рельеф, фараон. Комментировать понятия: вельможи, налоги, писцы, шадуф,   и самостоятельно формулировать их.      Выделять главное в части параграфа, во всём   параграфе. Выделять ключевые понятия,   которые раскрывают   тему урока.   Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства территории походов фараонов. и   Объяснять,   в   чем заключалась   роль С.51­56  подготовить  сообщение  об одном из  достижений  искусства  древних  египтян. §11 С.56­61 14 Искусство   древних египтян. 1 египтян.    сюжеты для инсценирования   на уроке   по   теме параграфа. пантеоном   богов   и занятиями   древних египтян. религии,   жрецов   в древнеегипетском обществе. 15 16 Письменность знания египтян.     и древних Глава  V. Западная Азия в древности Древнее Двуречье. 1 7 1 §12 С.61­65 ответить   на вопросы Составлять короткое сообщение древнеегипетских иероглифах.   о  Освоение   общекультурного наследия   древних египтян.   и Описывать предметы материальной культуры произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения   об   их художественных достоинствах. Рассказывать внутреннем устройстве пирамиды. Осуществлять познавательную рефлексию. о   о Искать   в   сети Интернет информацию   находках археологов гробницах древнеегипетских фараонов. в     Подготовить презентации Power  Point  самостоятельно выбранной   (совместно родителями).    в по теме с Осуществлять поиск   информации в   Интернете   о процессе изго­ товления папируса.   Характеризовать знания   из   разных областей наук, известные   древним египтянам.   §13  С.65­69 пересказ Экологическое сознание, признание высокой   ценности жизни   во   всех проявлениях жизни. Характеризовать природно­ климатические условия   Древнего Двуречья.  Использовать электронное издание   с   целью виртуального путешествия   по Прокомментиро­ вать   письменность и Двуречья выделить её особенные 17 Вавилонский   царь Хаммурапи   и   его законы. 1 18 Финикийские мореплаватели 19 Библейские сказания. 20 Древнееврейское царство. 21 Ассирийская держава. 1 1 1 1 §14 С.69­73  пересказ,  ответить на  вопросы §15 С.73­77  пересказ §16  С.77­81 §17  С.81­85       к Ориентация в системе   моральных норм и ценностей и их   иерархизации. Уважение к личности   и   ее достоинствам, доброжелательное отношение окружающим Формировать уважение к истории других   народов, культурным и историческим памятникам. Формировать уважение к истории других   народов, культурным и историческим памятникам.     Формировать уважение к истории других   народов, культурным и историческим памятникам.   Объяснять   почему законы   Хаммурапи были   объявлены   как законы богов. музею. Работа в группах по изучению   законов вавилонского   царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением   их значения.   Использовать историческую   карту, определять   причины развитой   торговли   в городах   Финикии: Библ, Сидон, Тир. Изучать   по   карте   и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен     Дать оценку поступков   Давиду   и Самсону и Подготавливать короткое сообщение   о   до­ стижениях финикийских ремесленников. Проводить аналогию   устанавливать какому народу Бог дал   такие   же законы,   как   и древним евреям Выделять дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)   в     признаки. Выделять   основные понятия параграфа, раскрывающие     его суть. Характеризовать свод Хаммурапи.   законов     Рассказывать с помощью   карты   о местоположении Финикии и занятиях её жителей Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами Уметь   обобщать информацию   и делать   выводы   о том, каким представляли своего царя иудеи   §18  С.85­90 пересказ формировать  отрицательное  отношение к  любому  Уметь самостоятельно находить   аргументы к   крылатой   фразе Работать   в   малых группах по дифференцированн ым   заданиям   на   Определять причины   падения Ассирийской державы 22 Персидская  держава «царя царей». 1 §19  С.90­95 23 24 Контрольная   работа №1  Глава  VI. Индия и Китай в древности Природа   и   люди Древней Индии. 1 4  1 25 Индийские касты. 1 Повторить  изученный  материал §20 С. 95­100  пересказ,  подготовить  сообщение о  поклонении  в Индии  животным. §21  С.100­105 проявлению  грубости,  жестокости,  насилия.    свое Составить личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко   легенды   о персидских царях «Рукописи не горят»   понимание и осмысление   нового материала   с Работать исторической картой и   дополнительным источниками по вопросу   расширения территории державы   Систематизировать учебную информацию   достижениях персидских царей. о Установить причины возникновения Персидской державы Формировать уважение к истории Индии   культурным и   историческим памятникам индийского народа Показывать на карте основные географические объекты   Древней Индии Выяснить,   каких животных почитали индийцы и почему(   работа   в группах)   Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру  Формировать уважение к истории Индии   культурным и   историческим памятникам индийского народа Дать   собственную оценку   буддисткой религии;   составлять простой план пунктов   параграфа по плану   Подготовить сообщение о жизни Будды   что Доказывать, брахманы   – хранители   знаний, сравнивать основные положения брахманизма буддизма и 26   Чему учил китайский   мудрец Конфуций. 1 27 Первый   властелин единого Китая. 1  VII. Глава Древнейшая Греция. Греки и критяне. 5 1 28 29 Микены и Троя.  1 Формировать уважение к истории Китая   культурным и   историческим памятникам китайского народа Формировать уважение к истории Китая   культурным и   историческим памятникам китайского народа §22  С.105­109 §23 С. 109­114 пересказ,  подготовить  сообщение о  Китайской  стене. §24  С.116­120 пересказ,  подготовить  постановку  Мифа о  Тесее и  Минотавре. §25  С.121­124 составить  конспект Формировать уважение к истории древней   Греции культурным и историческим памятникам греческого народа   Определить   вклад микенской культуры в развитие   греческой цивилизации     по Работать специально разработанным рабочим   картам   в соответствии с регламентом Дать   собственную оценку   своеобразию древней   китайской цивилизации     Вести   поиск   по карте и комментировать местоположение Китая Составлять кроссворды   тематике урока по и   Определять формировать особенности китайской религии   Рассказывать   об отношениях   Китая с соседями, объяснять   причины возведения Великой Китайской стены Работать   с   картой, заданиями   рабочей тетради Рассказывать миф о Дедале   и   Икаре   и выявлять его   нравственный контекст ( работа в группах) Называть отличительные признаки   критской культуры Показывать по карте местоположение Микен Выделять   различия между микенской и критской культурой   Работать   в   малых группах по дифференцированн ым   заданиям,   на ленте времени обозначать   разные события и даты 30 Поэма Гомера  «Илиада». 31 Поэма Гомера  «Одиссея». 1 1 32 Религия   древних греков. 1   Глава VIII. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики землю и свободу. теряют   7 1 33 §26 С.125­129 §27  С.129­134 §28  С.134­139 пересказ,  выучить  понятия §29 С.140­143  пересказ Характеризовать образы   основных героев «Илиады» Принимать   участие в ролевой игре. Раскрывать   кратко суть поэмы Гомера Развивать интерес к истории Древнего  мира, к памятникам античной  литературы,  греческой  цивилизации.    и   на поэмы Воспитывать уважительное бережное отношение   ко   всей античной литературе примере   Гомера «Одиссея» Дать оценку влияния   греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.     Сформировать личностное отношение учащихся событиям, происходящим   в к   Последовательно рассказывать   о   всех приключениях Одиссея и составить   план его путешествия     группах В с соотносить картой путь   Одиссея   домой,   в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой     Читать текст, выделяя   основные понятия, определения события и   Давать нравственную оценку   героическим поступкам   героям древних мифов (работа в группах)   Выполнять   задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» Объяснять   связь   с явлениями природы и греческими богами     Дать   собственную оценку борьбе земледельцев Аттики собственное за благополучие   и нормальную жизнь   Перечислять преимущества греческого алфавита сравнению финикийским     Выделять   признаки греческого   полиса, характеризовать греческий   демос, общество в целом по с 34 Зарождение демократии Афинах. 1   в 35 Древняя Спарта. 1 36 37 38 1   Греческие   колонии на берегах Средиземного и Черного морей.   Олимпийские игры в древности. 1 Победа   греков   над персами в Марафонской битве.   1 §30 С.143­146   пересказ,  ответить на  вопрос №3  на с. 144 §31 С.147­150 §32, С.150­155 Вопрос №2  (работа с  картой) §33 С.155­161  §34  С.161­165 пересказ   свое Древней Греции Выразить собственное отношение   демократическим процессам, происходящим   в древней Греции   к Дать   собственную оценку   поступкам Солона (работа в группах) Вести   диалог   с товарищем по заданию, предложенному учителем       Показывать на примере   реформ Солона смысл понятия «демократия»,   ее роль   в   улучшении жизни   основной массы населения     Определять   роль в дисциплины воспитании и обучении спартанцев, определять   свое отношение     к спартанскому воспитанию Осознавать принадлежность греков   к   единой культуре Пробудить желание заняться   каким­ либо видом спорта, осознавать положительное влияние   спорта   на человека Понимать   причины героических усилий греков   отстоять независимость Показывать на карте расположение Спарты   Составлять   рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно­ политическое устройство Афин и Спарты   места Описывать возникновения греческих   колоний, используя   легенду карты Описывать   основные правила   проведения Олимпийских игр Составлять   план «Причины переселения греков»   Объяснять причины и значение возникновения колоний  С   опорой   на   текст учебника составлять   рассказ от имени участника или зрителя Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции   ход Описывать боевых   действий между   персами   и греками Делать   выводы   о значении   победы греков в   Марафонской Объяснять причины победы   греков   в Марафонской битве своего государства Описывать   чувства человека­защитника своего государства §35  С.165­170 Повторить  изученный  материал 39 40 1 1 5 Нашествие персидских войск на Элладу. Контрольная   работа № 2 Глава  IX. Возвышение  Афин в  V  в.   до   н.э.   и расцвет демократии.   одном   Составлять   рассказ об из сражений   греков   с персами   от   имени участника сражения битве Доказывать сложность положения   греков, используя   текст учебника Объяснять причины и   итоги   войн, которые вели древнегреческие государства   41 В гаванях афинского порта Пирей. 1 §36 С.171­175 42 В   городе   богини Афины 1 43 В   афинских   школах и гимназиях. 1 44 В афинском театре  1 §37 С.175­181 Подготовить сообщение  об  Акрополе. §38  С.181­185 §39  С.185­190   Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» Объяснять   за   что афиняне   любили свой город, какими постройками и статуями гордились   Описывать собственные представления   о важности образования Высказывать суждения   о   роли   описывать устно торговый порт Афин   Объяснять   в   чем состоит вклад древнегреческого общества   в   мировое культурное наследие Сравнивать положение различных   слоев афинского общества, на основе анализа документа Описывать произведения древнегреческой архитектуры Описывать особенности древнегреческого воспитания Сравнивать воспитание Афинах и Спарте   в Делать   выводы   о роли   Афин   в истории   Древней Греции Характеризовать особенности городской застройки, основные   занятия жителей   Рассказывать о развитии   наук   и образовании в   Древней Греции Объяснять   отличия трагедий и комедий Сравнивать современный   театр Рассказывать развитии   о 45 Афинская демократия   Перикле.   при  X. Глава Македонские завоевания   в  IV  в. до н.э. Города подчиняются Македонии   Эллады 46 1 3 1 47 Поход   Александра Македонского   на Восток 1 48 В   Александрии Египетской. 1 §40  С.190­195 театра   в   жизни греков Объяснять значение участия   граждан   в управлении государством   об Рассказывать особенностях развития демократии при Перикле и древнегреческий   Сравнивать различия управлении   Афинах   и   Древнем Египте в в в древнегреческого тетра Характеризовать афинскую демократию   при Перикле §41  С.196­200 пересказ.  Подготовить реферат о  Филиппе  Македонско м. §42  С.200­207   Подготовить реферат об  Александре  Македонско м. §43  С.208­212 Повторить  понятия. Описывать значение потери   Грецией независимости Показывать на карте места сражений Характеризовать македонское войско Объяснять причины подчинения городов   Эллады Македонии   Рассказывать о важности   личных качеств для   достижения поставленных целей Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского   Составлять исторический портрет(характерис тику)Александра Македонского Объяснять причины гибели Персидского царства образование державы Александра Македонского и   Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока Определять сходство и   различие   между Александрийским музеем   и   музеями наших дней Составлять рассказ­   описание города Александрия Объяснять причины распада   державы Александра Македонского 49 Самостоятельная работа № 2 Глава XI. Рим: от его возникновения   до установления господства Италией. Древнейший Рим. над   50 1 3 1 51 Завоевание   Римом 1 Италии. 52 Устройство Римской 1 республики. 3 Глава  XII.   Рим   – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с 1 53 Повторить  изученный  материал  §44  С.214­219 Сравнить  природные  условия  Греции и  Италии. §45 С.219­222 Планирование последовательности действий   и Формирование готовности способности обучающихся к саморазвитию   и самообразованию     в Участие обсуждении проблем и сотрудничество   со сверстниками   Формирование   мотивации обучению   познанию Планирование последовательности действий к и   Организация планирование работы в группе и §46  С.222­227 Составить  план  пересказа. Формирование активной позиции в учебной деятельности Организация самоконтроля самооценивания   и Овладение средствами решения коммуникативных задач Сравнивать природные   условия Греции   и   Рима, анализировать   и обобщать   факты. Характеризовать общественный строй, занятия   Исследовать   по карте   территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику причины возникновения. Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом и её       §47  Характеризовать Способность Анализировать Называть причины и Карфагеном. С.227­232 цели   и   поступки Ганибала сознательно организовывать   и регулировать   свою деятельность ответы одноклассников Способность сознательно организовывать   и регулировать   свою деятельность Работать с картой в процессе   изучения событий. характер карфагенских войн. Формирование умений   работы   с исторической картой. Формирование умений   сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме Составление плана и последовательности действий Определение   цели, функций участников способы взаимодействия   в группах и   Формирование умений   работать   с историческими источниками, текстом учебника §50 С.242­246  пересказ Оценивать поступки   братьев Гракхов   во   благо менее   защищённых римлян Умение   создавать, применять   и преобразовывать знаки   и   символы, модели и схемы для решения   учебных   и познавательных     Умение достаточной полнотой точностью   выражать   мысли соответствии с и свои в с   Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные Формирование осознанного, уважительного   и доброжелательного отношения к другому   человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере    языку,     §48  С.232­238 Подготовить пересказ с  использовани ем  иллюстраций параграфа. §49  С.238­242 пересказ.  Ответить на  вопросы 54 1 Установление господства   Рима   во всем   Восточном Средиземноморье. 55 Рабство   в   Древнем Риме. 1 Глава  XIII. 4 Гражданские войны в Риме. Земельный   56 закон 1 братьев  Гракхов. 57 Восстание Спартака. 1 §51  С.246­251 §52  С.251­256 Подготовить сообщение о  Юлии Цезаре §53 С.256­261 58 Единовластие Цезаря. 59 Установление империи. 1 1 Глава  XIV. 5 ч. Римская империя в первые века нашей 60 эры. Соседи   Римской империи. 1   с Давать характеристику событиям   и   их участникам. Познакомить героической личностью Спартака Анализировать действия и     Ю. поступки Цезаря   Рассказывать о судьбах знаменитых римлян задач задачами условиями   и в Участие   коллективном проекте темы: «Поход   Спартака   в Альпы», «Красс против Спартака»     Составлять   рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать ролевых играх. в   Умения   составлять рассказ, делать самостоятельные выводы   Умение  работать   в группе   Организация планирование работы в группе  и рассказ,   Умение самостоятельно строить правильно употреблять исторические термины   признаки и интересы различных групп Понимание   причин начала   восстания Спартака   и   причин его поражения    Подвести учащихся к пониманию характера   власти, установленной Цезарем в Риме. Формирование умений   работать   с исторической картой. §54 С.261­265 Формирование осознанного, уважительного   и доброжелательного отношения к другим народам  Умение   составлять простой план Обмениваться   в группе результатами поиска Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование 61  Рим при императоре Нероне. 1 62 Первые   христиане   и 1 их учение. 63 Расцвет   Римской империи во II в. н.э. 1 64 «Вечный   город»   во 1 времена   империи   и его жители. §55  С.265­269 Подготовить сообщении  об  императоре  Нейроне. §56 С.269­275  пересказ Развитие морального сознания и компетентности   в решении моральных проблем   Комментировать   и оценивать комплекс моральных   норм христиан   Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Развитие эстетического сознания §57  С.275­279 Подготовить сообщение о  бетоне, арке, амфитеатре. §58 С.279­285.  Подготовить реферат о  Колизее,  Пантеоне,  цирке (по  выбору) Планирование организация деятельности   и Планирование учебных действий рассказ,   Умение самостоятельно строить правильно употреблять исторические термины   Формирование умений   работать     с учебной и дополнительной литературой, обобщать   отдельные факты Умения   составлять рассказ, делать самостоятельные выводы     и с Умение достаточной полнотой точностью   выражать мысли   соответствии задачами условиями Умение   слушать   и вступать в диалог свои в с и       Анализировать ответы одноклассников информации  Уметь самостоятельно составлять   рассказ, работать  с   текстом учебника   и   его иллюстрациями, давать государственному деятелю Нерону Формировать умения   составлять рассказ,   работать   с текстом учебника и историческими документами оценку     Постановка и решение   проблем. Самостоятельное создание   способов решения творческого характера  Инсценирование выртуальной экскурсии   по   Риму с   использованием ИКТ,   иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме 65 Контрольная   работа 1 № 3 Повторить  изученный  материал  Глава  XV. Разгром 2 Рима германцами и падение   Западной Римской империи. Римская   империя при Константине 1 §59 Стр.285­289 Умение выражать и отстаивать   свою позицию 66 67 Взятие варварами.   Рима 1 §60 С.289­293 68 Итоговое повторение. 1 Осознание   учамися того,   что   уже усвоено   и   что   ещё подлежит усвоению Организация самоконтроля самооценивания   и   Умение   слушать   и вступать   в   диалог, участвовать в коллективном обсуждении Интегрироваться   в группу   и продуктивно взаимодействовать со   сверстниками   и учителем Выбор   наиболее эффективных способов   решения задач в конкретных условиях Умение структурировать знания, речевые высказывания строить   Осознание учащимися   качества и уровня усвоения Планирование учебных действий Рефлексия способов и условий действия Оценивать поступки   Гонория, Стилихона, Аллариха   и   др.   с позиции общечеловеческих ценностей Установление учащимися   связи между целью учебной деятельности   и   её мотивом   и   ради чего она осуществляется

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019