Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
история
5 кл
13.02.2017
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательных учреждениях, и авторской программы Ф. А. Михайловского (М.: ООО « Русское слово – учебник», 2013).
Содержит пояснительную записку, основное содержание курса "История Древнего мира", требования к уровню подготовки учащихся и тематическое планирование учебного материала.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №5» города УланУдэ
Рассмотрено на
Согласованно:_______ Утверждаю____________
заседании методического Директор__________ Зам. директора по УВР
объединения учителей
___________________ ______________________
___________________
___________________ ______________________
Протокол МО №____
Протокол НМС №____ Протокол ПС №_______
«__»_________ 20__г.
«__»__________20__г. «__»_____________20__г.
Рук. МО___________
Приказ №___ от _____20__г.
Рабочая программа
учебного курса по
истории
для 5 класса
Составитель: учитель истории
Васильева Руслана Олеговна
2014 г. Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в
соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного
общего образования на основе примерной программы основного общего образования
по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательных учреждениях,
и авторской программы Ф. А. Михайловского (М.: ООО « Русское слово – учебник»,
2013).
Данная программа ориентирована на использование учебника Ф. А. Михайловского
под редакцией Г. М. БонгардЛевина ( М.: ООО « Русское слово – учебник», 2013.
(ФГОС. Инновационная школа). )
Историческое образование на ступени основного общего образования играет
важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной
направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и
традициям, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы
для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарного подхода.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной
программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для
выполнения задач ФГОС также являются:
Деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее
способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность
самого школьника;
Компетентностный подход, рассматривающий приоритетными в процессе
усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса
общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей,
различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся
основной школы;
Дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного
содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и
индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к
индивидуальному;
Личностноориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий
обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на
освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в
контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
Проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по
основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и
исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и
исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается
интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся
должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход
предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и
самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается
как ведущий принцип развивающего обучения.
Логические связи предмета « История» с остальными предметами
(разделами) учебного образовательного плана
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей
основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и
обществознания.. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о
динамике развития и исторической обусловленности современных форм
общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную
информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих
в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном
обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный
аппарат, усвоенный при изучении обществоведения. Использование потенциала
межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о
закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение
оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование
системы интегративных связей истории и образовательных предметов области
«Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса
обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и
образно – выразительные особенности родного и иностранных языков. Знания
учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их
возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной
области « Искусство».
Цели обучения Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое
развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо
современному человеку и гражданину ( деспотическая форма правления, законы,
демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности,
особенности мировых религий – буддизма и христианства);
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов
древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает
возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения,
гуманизм.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории
многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность
истории какой – либо страны, продемонстрировать одновременное действие
различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период,
показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные
моменты их истории.
Задачи обучения
Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной,
культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах,
персоналиях античности;
Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее
особенностей с помощью ключевых понятий предмета « История Древнего мира»;
Воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных
народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко –
римской мифологии, легенд и мифов других народов;
Формирование способности к самовыражению, самореализации на примере
поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
Развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно
овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
Формировать у школьников способности применять знания о культуре, политическом
устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания
сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях
современного поликультурного общества;
Развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;
Формирование навыков пересказа материала учебника;
Формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями; Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего
мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития
учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в
понимании и уважении других людей, народов и культур.
Содержание курса обучения
Курс « История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым
систематическим научным курсом истории. Общая цель исторического образования
состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям,
в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая
цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней
истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более
широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся.
Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают
представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом
исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории
предоставляет возможность узнать и понять условия зарождения современной
цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.
Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое
время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя
понять роль социально активной личности в истории; познакомиться с примерами
героизма и самоотверженности во имя общества и осмыслить их. В этом заключается
воспитательная функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт
социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории,
изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и
сотрудничества – все это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у
учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления
закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета
общественного интереса над личным и уникальности каждой личности. В программе
акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве,
в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у
школьников современного понимая истории в контексте гуманитарного знания и
общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечиваются
логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную
характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и
явлений, установление причинно – следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию
и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно – деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в
соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных
свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность
к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная
активность.
Таким образом, данная программа имеет ценностно – ориентированное и
общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации
младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса,
включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий,
культур, об основах человеческого общества, обеспечит условия для идентификации
учащихся с современным обществом.
Курс знакомит учащихся с формированием человеческого общества, с важнейшими
цивилизациями древнего мира. При этом вводится только общее понятие
цивилизация в значении « стадия общественного развития», противопоставленное
первобытности. Более полное толкование термина цивилизация как совокупности
хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного
общества ( или обществ ) дается на примере античной ( полисной ) цивилизации. В
учебнике и тематическом планировании представлено системное освещение истории
древних цивилизаций в контексте единого мира, что призвано сформировать у
учащихся понимание всеобщности человеческой истории с древнейших времен.
Такая последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие
древних обществ и цивилизаций, различные процессы, отдельные личности и
культуры. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели,
анализировать и делать выводы. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся
погружались в мир синхронизированной, сравнительной истории, что является
непременным условием становления прогрессивного исторического мышления.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторически
обусловленного многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для
понимания и уважения ими других людей. Содержание курса соответствует
требованиям государственного образовательного стандарта по истории.
Содержание подготовки школьников по истории выстроено с учетом
деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий
«знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение
ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность
применять их для решения практических, в том числе новых задач. Основу курса по истории Древнего мира для 5 класса составляют следующие
содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта Древнего мира.
3. Историческое движение:
Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;
Формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных,
религиозных и др.;
Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и
механизмы смены власти; взаимоотношение власти и общества;
История познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление
религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного
знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие
и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и
цивилизаций в мировую культуру;
Развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство,
завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, человек в
истории. Она предполагает характеристику:
Условий жизни и быта людей в древности;
Их потребностей, интересов, мотивов действий;
Восприятия мира, ценностей;
Жизни и деятельности отдельного взятого человека в контексте времени.
В соответствии с содержательной линией « Человек в истории» ход и следствия
событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы
людей. С учетом возрастных возможностей пятиклассников значительное место
отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего возраста
эмоционально – ценностного отношения к событиям и людям, формированию
гражданских позиций.
Основное содержание курса « История Древнего мира» (68 ч)
Введение. Увлекательный мир истории. Что такое история. Всеобщая, или
всемирная, история. О чем рассказывает история Древнего мира. Исторические
источники. Путешествие в прошлое. Организация и содержание школьного учебника
«Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Понятия история,
археология, этнография, хронология, нумизматика, обществознание.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)
Глава 1. Собиратели и охотники каменного века (3 ч) Опорные понятия и термины: человеческое стадо, человек разумный, каменный
век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.
Тема 1. Первые люди на земле
Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни
древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие
орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. « Человек
разумный».
Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников
Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в
жизни людей. Понятие каменный век. Орудия каменного века. Великое оледенение.
Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле.
Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.
Тема 3. Искусство и религия первобытных людей
Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных
представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.
Глава 2.У истоков цивилизации (4 ч)
Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая
община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период
первобытности.
Тема 4. Возникновение земледелия и скотоводства
Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и
советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты,
земледелия – из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное
керамическое ремесло и ткачество.
Тема 5. От первобытности к цивилизации
Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие бронзовый век. Появление обмена,
денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой
общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города.
Письменность. Переход к цивилизации.
Повторение и проверка знаний
Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации.
Понятие Древний Восток.
Тема 6. Счет лет в истории
Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие дата.
Обозначение дат на линии времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч)
Глава 3. Цивилизации речных долин (5ч)
Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения,
государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись. Тема 7. Египет – дар Нила
Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта).
Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус.
Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта.
Мемфис – столица единого государства.
Тема 8. Страна двух рек
Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы
Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура
(зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.
Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи – важный исторический источник.
Открытие памятника, его структура. Понятие закон. Вавилонское общество по
законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.
Тема 10. Древнейшие цивилизации Индии и Китая
Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и
океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда.
Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и
природа Китая. Хуанхэ – «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае.
Повторение и проверка знаний
Где и почему возникли первые цивилизации ( сравнительная характеристика ).
Понятие Древний Восток.
Глава 4. Древний Египет (5ч)
Опорные понятия и термины: восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы,
налоги, скульптура, архитектура.
Тема11. Фараоны и пирамиды
Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов
Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и
представления египтян о загробной жизни. Фараон – повелитель Египта.
Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы.
Налоговое обложение.
Тема 12. Жизнь в Древнем Египте
Трудовой год крестьян – земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники.
Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения.
Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном
восстании в Египте. Завоевания Египта гиксосами.
Тема 13. Завоевания фараонов
Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы – столица
Египта. Правление Хатшепсут, фараонаженщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победителижрецы.
Последующее ослабление Египта.
Тема 14. Культура Древнего Египта
Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс.
Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде.
Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие
культура.
Повторение и проверка знаний
Понятия история и культура (на материале Египта).
Глава 5. Западная Азия в век железа (5ч)
Опорные понятия и термины: железные век, единобожие, колония, держава.
Тема 15. Финикийские мореплаватели
Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ,
Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии.
Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки.
Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.
Тема 16. Древняя Палестина
Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские
сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на
Израильское и Иудейское царства.
Тема 17. Ассирийская военная держава
Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания.
Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой.
Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель
Ниневии.
Тема 18. Победители Ассирии
Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение
Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город
Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии.
Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.
Повторение и проверка знаний
К каким изменениям в истории древних народов привело освоение производства
железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития
государств Западной Азии.
Глава 6. Великие державы Древнего Востока(4ч)
Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны(сословия),
брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.
Тема 19. Образование державы Маурьев в Индии Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование
государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны.
Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.
Тема 20. Единое государство в Китае
Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской
цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и
его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий
шелковый путь. Изобретения древних китайцев.
Тема 21. Великая Персидская держава
Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом.
Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария I. Персидская
держава при Дарии I. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство
дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.
Повторение и проверка знаний
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии
древневосточных государств.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (18 ч)
Глава 7. Древнейшая Греция (3ч)
Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия,
басилей.
Тема 22. Греция и Крит в эпоху бронзы
Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция
(Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его
острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на
Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев.
Тема 23. Поэмы Гомера
«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев.
Содержание поэм. «Илиада» поэма о Троянской войне. Другие предания о
Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения одиссея. На
острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.
Тема 24. Боги и герои Эллады
Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы.
Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги
Геракла.
Глава 8. Рождение античного мира (3ч)
Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация,
аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.
Тема 25. Греческие полисы и Великая греческая колонизация Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной ( полисной) цивилизации.
Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и
агора. Причины и направления Великой греческой колонизации.
Тема 26. Афинский полис
Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и
его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания
Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса.
Тема 27. Древняя Спарта
Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных».
Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин,
цари и народное собрание. Понятие олигархия. Военный характер спартанского
воспитания. Лаконичная речь.
Глава 9. Греко – персидские войны(2ч)
Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга.
Тема 28. Герои Марафонской битвы
Причины и характер войны. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до
н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска на Аттику в 409 г.
до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и
значение победы греков при Марафоне.
Тема 29. Персидское нашествие на Грецию
Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии.
Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э.
Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение.
Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в малую Азию.
Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3ч)
Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы,
классическое рабство, стратеги, стратег автократор, союзники.
Тема 30. Расцвет демократии в Афинах
Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над
персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и
обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами.
Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный
характер.
Тема 31. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э.
Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве.
Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей – главные
морские ворота Афин, центр международной торговли.
Тема 32. Пелопоннесская война Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и
Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море.
Алкивиад – стратег автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа
спартанцев. Итоги войны.
Глава 11. Древнегреческая культура (3ч)
Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гимнасий,
Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия,
комедия, орхестра, скене.
Тема 33. Граждане, ученые и атлеты Греции
Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении.
Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ,
Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и
программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.
Тема 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции
Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя.
Греческие скульпторы: Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его
происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии.
Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.
Проверка и повторение знаний
Вклад древних греков в развитие мировой культуры.
Глава 12. Македонские завоевания(4ч)
Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.
Тема 35. Возвышение Македонии
Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа
II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской
агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и
Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.
Тема 36. Завоевания Александра Македонского
Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии.
Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в
Индию. Причины побед грекомакедонского войска. Образование державы
Александра Македонского.
Тема 37. Греческий Восток
Смерть Александра и распад его державы. Образование грекомакедонских
монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство.
Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос.
Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук.
Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.
Повторение и проверка знаний Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (23ч)
Глава 13. Образование Римской республики (3ч)
Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.
Тема 38. Начало римской истории
Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима.
Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа
царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.
Тема 39. Республика римских граждан
Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и
основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский
сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики,
авгуры, фециалы.
Тема 40. Завоевание Римом Италии
Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян
с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика
«Разделяй и властвуй!». Организация римлянами управления Италией.
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (4ч)
Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул,
триумф, наемная армия.
Тема 41. Первая война с Карфагеном
Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая
война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами
абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к
новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера
Апеннинского полуострова.
Тема 42. Война с Ганнибалом
Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые
поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва
при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция
Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Тема 43. Рим – завоеватель Средиземноморья
Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии.
Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и
Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами
завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.
Повторение и проверка знаний
Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских
завоеваний. Глава 15. Гражданские войны в период Римской республики (6ч)
Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наёмная армия,
проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор,
амфитеатр, триумвират.
Тема 44. Народные трибуны – братья Гракхи
Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских
завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон
Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение
деятельности Гракхов.
Тема 45. Сулла – первый военный диктатор Рима
Война с Югуртой и превращение римской армии в наёмную. Гай Марий и Луций
Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского
гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы. Проскрипции.
Тема 46. Восстание Спартака
Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля.
Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство
восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг
полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красс во главе римской
армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.
Тема 47. Цезарь – повелитель Рима
Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев:
образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель
Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор
Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками
аристократической республики.
Тема 48. Падение республики
Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники
Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах.
Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при
Акции и захват римлянами Египта. Падение республики.
Повторение и проверка знаний
Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3ч)
Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление
императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук,
термы, атрий, колон, аренда.
Тема 49. Император Октавиан Август
«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть
сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество
Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».
Тема 50. Цезари Рима
Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший»
император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее
могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий
Тацит.
Тема 51. Жизнь в Римской империи
Рим – столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки.
Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в
термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав
гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.
Глава 17. Закат античной цивилизации (7ч)
Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь,
падение Западной Римской империи.
Тема 52. Кризис Римской империи в III веке
Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров – готов, франков,
алеманнов. Внутренне ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи,
захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан
– «восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства.
Кризис идеологии.
Тема 53. Христианство
Христианство – мировая религия. Исторические условия возникновения
христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа.
Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан.
Христианская церковь.
Тема 54. Императоры Диоклетиан и Константин
Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан.
Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа
христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).
Тема 55. Падение Западной Римской империи
Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов.
Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосий I.
Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие
Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях
(«Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской
империи.
Повторение и проверка знаний Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и
римлян в мировую культуру.
Итоговое повторение курса «История Древнего мира»
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны
овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование
следующих умений и качеств:
Представление о видах идентичности, актуальных для становления
человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
Приобщение к истокам культурно – исторического наследия человечества,
интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых
началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека,
культурам разных народов;
Опыт эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам
прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в
случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения
цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
Проводить наблюдение под руководством учителя;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций;
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с
учетом мнения других людей;
Определять собственное отношение к явлениям современной жизни,
формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих
умений:
Формировать целостное представление об историческом развитии человечества
от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде
всеобщей истории;
Создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями,
личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций
Древнего мира;
Применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки
для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления,
обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных
версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально
этических вопросов далекого прошлого;
Формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и
познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для
изучения прошлого;
Датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять
последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками,
тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время
«до нашей эры» и «наша эра»; Читать историческую карту, находить и показывать на ней историко
географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные
карты;
Характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и
группировать их по предложенным признакам;
Сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира,
выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать
частные и общие выводы о результатах своего исследования;
Давать образную характеристику исторических личностей, описание
памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по
сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших
событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
Различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории
Древнего мира;
Соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими
явлениями и процессами;
Применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми,
самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками
истории Древнего мира, способствовать их охране.
К концу изучения курса истории Древнего мира в 5 классе ученики должны
овладеть следующими умениями и навыками:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также
даты важнейших событий всеобщей истории;
Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием,
оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до
Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших
исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
Читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать
местоположение историкогеографических объектов;
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, текстовых, изобразительных и др.);
Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. 4. Описание (реконструкция):
рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических
событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 23 источников
исторических знаний;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические
эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т. д.
составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего
Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад
древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых
выражений;
сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические
явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
высказывать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
Давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при
этом собственные суждения с использованием в своей речи основных
исторических терминов и понятий;
Оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать
знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70ч за учебный год, включая
часы на промежуточный и итоговый контроль. Программа содержит 55 тем, включая
тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный
урок. Кроме того, отдельный урок занимает «Введение». Остающиеся 12 учебных
часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по
следующей схеме: 1 час на повторение части I, 4 часа – на повторение части II ( в
первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение
изученного материала), 2 часа – на повторение части III, 3 часа – на повторение части
IV, а также 2 часа – на итоговое повторение.
Данная программа составлена в соответствии с таким распределением учебного
времени. Учебное и учебнометодическое обеспечение
1. Михайловский Ф. А. Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира».
5 класс. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5
класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Г. М. БонгардЛевина. М.: ООО
«Русское слово – учебник», 2013.
3. История Древнего мира. Мультимедийное приложение к учебнику Ф. А.
Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». М.: ООО
«Русское слово – учебник», 2013.
Оборудование
1. Таблицы и схемы:
Никитина Т. И. Одежда эпохи Древнего мира. М.: Дрофа, 2007.
Желобанова Л.П. Орудия труда и транспорт. Древний мир. М.: Дрофа, 2007.
2. Атлас. История Древнего мира. 5 класс / под ред. Т.И. Мартыновой. М.: Дрофа,
2013.
3. Настенные карты:
Древние государства мира;
Рост территории государств в древности;
Древний Восток. Египет и Передняя Азия;
Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. – III в. н. э.);
Древняя Греция (до середины V в. до н. э.);
Древняя Греция (V в. до н. э.);
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
Электронные пособия
1. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир. М.: Кирилл и
Мефодий, 2004.
2. Мультимедийный атлас древнего мира / Авт.Maris Multimedia. М.: Новый Диск, 2005.
3. Интерактивный справочник «Всемирная история в датах». М.: Новый век, 2004. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№
параграфа
учебника
Тема
Введение. Увлекательный мир истории
Количе
ство
часов
1
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7ч)
Глава 1. Собиратели и охотники каменного века (3ч)
1
2
3
4
5
6
Первые люди на земле
Открытия и изобретения древних охотников
Искусство и религия первобытных людей
Глава 2. У истоков цивилизации (4ч)
Возникновение земледелия и скотоводства
От первобытности к цивилизации
Обобщение и проверка знаний по теме «Собиратели и
охотники каменного века»
Счет лет в истории
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19ч)
1
1
1
1
1
1
1 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Глава 3. Цивилизации речных долин (5ч)
Египет – дар Нила
Страна двух рек
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Древнейшие цивилизации Индии и Китая
Обобщение и проверка знаний по теме «Цивилизации
речных долин»
Глава 4. Древний Египет (5ч)
Фараоны и пирамиды
Жизнь в Древнем Египте
Завоевания фараонов
Культура Древнего Египта
Обобщение и проверка знаний по теме «Древний Египет»
Глава 5. Западная Азия в век железа (5ч)
Финикийские мореплаватели
Древняя Палестина
Ассирийская военная держава
Победители Ассирии
Обобщение и проверка знаний по теме «Западная Азия в
век железа»
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4ч)
Образование державы Маурьев в Индии
Единое государство в Китае
Великая Персидская держава
Обобщение и проверка знаний по теме «Великие державы
Древнего Востока»
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (18ч)
Глава 7. Древнейшая Греция (3ч)
Греция и Крит в эпоху бронзы
Поэмы Гомера
Боги и герои Эллады
Глава 8. Рождение античного мира (3ч)
Греческие полисы и Великая греческая колонизация
Афинский полис
Древняя Спарта
Глава 9. Грекоперсидские войны (2ч)
Герои Марафонской битвы
Персидское вторжение в Грецию
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3ч)
Расцвет демократии в Афинах
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Пелопоннесская война
Глава 11. Древнегреческая культура (3ч)
Граждане, ученые и атлеты Греции
Архитекторы, скульпторы, поэты Греции
Обобщение и проверка знаний по теме «Древняя Греция»
Глава 12. Македонские завоевания (4ч)
Возвышение Македонии
Завоевания Александра Македонского
Греческий Восток
Обобщение и проверка знаний по теме «Македонские
завоевания»
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (23ч)
Глава 13. Образование Римской республики (3ч)
Начало римской истории
Республика римских граждан
Завоевание Римом Италии
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (4ч)
Первая война с Карфагеном
Война с Ганнибалом
Рим – завоеватель Средиземноморья
Обобщение и проверка знаний по теме «Римская
республика»
Глава 15. Гражданские войны в период Римской республики (6ч)
Народные трибуны – братья Гракхи
Сулла – первый военный диктатор Рима
Восстание Спартака
Цезарь – повелитель Рима
Падение республики
Обобщение и проверка знаний по теме «Гражданские
войны в период Римской республики»
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3ч)
Император Октавиан Август
Цезари Рима
Жизнь в Римской империи
Глава 17. Закат античной цивилизации (7ч)
Кризис Римской империи в III веке
Христианство
Императоры Диоклетиан и Константин
Падение Западной Римской империи
Обобщение и проверка знаний по теме «Расцвет и закат
Римской империи»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Итоговое повторение курса «История Древнего мира»
2
68
Всего
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.