рабочая программа по истории средних веков

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа написана на основе авторской программы предметной линии учебников А.А.Вигасина –О.С.Сороко-Цюпы издательство «Просвещение» 2016 год Соответствует ФГОС Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от па¬дения Западной Римской империи до начала эпохи Великих геогра¬фических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уде¬ляя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь учени¬кам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их по¬нять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Иконка файла материала рабочая программа 6 класс -средние века.docx
Утверждаю                                                                                                                                                  Утверждаю Заместитель директора                                                                                                                            Директор МБОУ Шадринская ООШ                                                                                                                      МБОУ Шадринская ООШ С.А.Алишкевич                                                                                                                                         О.А.Риб «  » ________2016 год                                                                                                                                «  »__________2016 год ___________________                                                                                                                                ______________________                                                                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» 6 КЛАСС (соответствует ФГОС)с.Шадрино 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа написана на основе авторской программы предметной линии учебников А.А.Вигасина –О.С.Сороко-Цюпы издательство «Просвещение» 2016 год Соответствует ФГОС Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое закономерном и необходимом периоде всемирной истории; В основные цели курса входит: — сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как — осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных — охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре; регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;— показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама. ное от второстепенного; исторических явлений и событий; сходство и различия; — умения анализировать материал, Определять предпосылки, сущность и последствия — умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя — умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; - — умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; — умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и — умения работать с исторической картой; — умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность вещественные и изобразительные; событий и явлений. Программа Введение ( 1 ч ) Географические и хронологические рамки Средневековья. Происхождение понятия «Средние века» «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков. РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (10 ч) Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 ч) Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии.Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV В. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви, Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и со- став христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны карла великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы. Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч) Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства вславянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности. Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч) Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни. РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13 ч) Тема 4. Феодальное общество (3 ч) Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинно и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян. Тема 5. Средневековый город (2 ч) сти. Жизнь крестьянина. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан. XIII вв. (3 ч) Тема 6. Католическая церковь в XI—Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между като лицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви. Тема 7. Разные судьбы государств (3 ч) Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение». Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII – XIV вв. Тема 8. Культура Западной Европы в XI— XIII вв. (2 ч) Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Ра ционализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии на- учных знаний. Схоластика.Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. РАЗДЕЛ 1.1 «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 ч) Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч) Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк й перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги. Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения В Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии. Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV—XV вв. (2 ч) Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны. Раздел 4. Вдали от Европы (3 час)Тема 11. Культуры и государства Азии (2 ч) Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его .свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура. Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 ч) Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побере- жье Африки и государство Мономотапа. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбо-вой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития. Итоговое повторение ( 1 ч ) Значение Средневековья в мировой истории и культуре. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения истории ученик должен знать основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории; знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; знать изученные виды исторических источников; уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ; уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; уметь анализировать исторические явления, процессы факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку; уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; уметь осуществлять самоконтроль и самооценку Примерное распределение часов по темам История средних веков (34 час) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема Введение Раздел 1.Раннее средневековье. Западная Европа в раннее Средневековье Византия и славянский мир Арабский мир в VI –XI вв. Раздел 2. Расцвет Средневековья. Феодальное общество Средневековый город Католическая церковь в XI – XIII вв. Разные судьбы государств Культура Западной Европы в XI – XIII вв. Раздел 3. «Осень» Средневековья Западная Европа в XIV – XV вв. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV– XVвв. Раздел 4.Вдали от Европы Количество уроков 1 10 5 3 2 13 3 2 3 3 2 6 4 2 311 12 Культура и государства Азии Культура и государства Африки и Америки Итоговое повторение 2 1 1