Рабочая программа написана на основе авторской программы предметной линии учебников А.А.Вигасина –О.С.Сороко-Цюпы издательство «Просвещение» 2016 год
Соответствует ФГОС
Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от па¬дения Западной Римской империи до начала эпохи Великих геогра¬фических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уде¬ляя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь учени¬кам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их по¬нять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Утверждаю Утверждаю
Заместитель директора Директор
МБОУ Шадринская ООШ МБОУ Шадринская ООШ
С.А.Алишкевич О.А.Риб
« » ________2016 год « »__________2016 год
___________________ ______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
6 КЛАСС
(соответствует ФГОС)с.Шадрино
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа написана на основе авторской программы предметной линии учебников
А.А.Вигасина –О.С.Сороко-Цюпы издательство «Просвещение» 2016 год
Соответствует ФГОС
Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской
Задача курса — показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный
империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить
огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем
феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их
понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития
каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках
Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и
Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно,
акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое
закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
В основные цели курса входит:
— сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как
— осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных
— охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;— показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного
человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом
особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.
ное от второстепенного;
исторических явлений и событий;
сходство и различия;
— умения анализировать материал, Определять предпосылки, сущность и последствия
— умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя
— умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; -
— умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
— умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и
— умения работать с исторической картой;
— умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность
вещественные и изобразительные;
событий и явлений.
Программа
Введение ( 1 ч )
Географические и хронологические рамки Средневековья.
Происхождение понятия «Средние века» «Светлый» и «темный» образы Средневековья.
Периодизация истории Средних веков.
Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль
археологии в изучении истории Средних веков.
РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (10 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 ч)
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и
отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии.Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая
правда». Принятие франками христианства.
Изменения в положении церкви в IV В. Споры вокруг понимания христианства и формирование
христианской ортодоксии. Отцы церкви, Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и со-
став христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства.
Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.
Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его
бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны карла
великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский
раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в
Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских
королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание
Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье.
Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.
Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия.
Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и
население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности
императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI
вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты
византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез
искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание
славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства вславянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия
христианства. Создание славянской письменности.
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада.
Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности
мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты.
Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского
языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
РАЗДЕЛ II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13 ч)
Тема 4. Феодальное общество (3 ч)
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия:
теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры
и вассалы. Феодальная иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинно
и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести.
Куртуазность.
Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Тема 5. Средневековый город (2
ч)
сти. Жизнь крестьянина.
Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов.
средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат.
Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии
горожан.
XIII вв. (3 ч)
Тема 6. Католическая церковь в XI—Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок
морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия
между като
лицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового
похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый
поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного
движения. Значение Крестовых походов.
Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого
распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие
ордены, их роль в укреплении католической церкви.
Тема 7. Разные судьбы
государств (3 ч)
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии.
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле
объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике
IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия.
Конфликт с папством и «авиньонское пленение».
Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II
Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль.
Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение
швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине
XIII – XIV вв.
Тема 8. Культура Западной Европы в XI—
XIII вв. (2 ч)
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и
опыт в средневековой науке. Ра ционализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии на-
учных знаний. Схоластика.Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и
готический стили, их отличительные черты.
РАЗДЕЛ 1.1 «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 ч)
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные
последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между
крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк й перелом в ходе
войны. Ее завершение и итоги.
Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами
и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и
Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.
Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала.
Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения В Италии.
Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV—XV
вв. (2 ч)
Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией
Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в.
Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их
значение.
Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии.
Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения.
Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской
культуры на другие страны.
Раздел 4. Вдали от Европы (3 час)Тема 11. Культуры и государства Азии (2
ч)
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и
касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии.
Достижения индийской культуры.
Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый
путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его .свержение.
Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их
успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и
Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.
Тема 12. Культуры и государства Африки и
Америки (1 ч)
Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам.
Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побере-
жье Африки и государство Мономотапа.
Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбо-вой Америки со Старым Светом.
Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Итоговое повторение ( 1 ч )
Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории ученик должен
знать основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI
века и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории
расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую
речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических
источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов,
рефератов, рецензий;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей
между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и
мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии
народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку
Примерное распределение
часов по темам
История средних веков (34 час)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Введение
Раздел 1.Раннее средневековье.
Западная Европа в раннее
Средневековье
Византия и славянский мир
Арабский мир в VI –XI вв.
Раздел 2. Расцвет
Средневековья.
Феодальное общество
Средневековый город
Католическая церковь в XI – XIII
вв.
Разные судьбы государств
Культура Западной Европы в XI –
XIII вв.
Раздел 3. «Осень»
Средневековья
Западная Европа в XIV – XV вв.
Центральная и Юго-Восточная
Европа в XIV– XVвв.
Раздел 4.Вдали от Европы
Количество уроков
1
10
5
3
2
13
3
2
3
3
2
6
4
2
311
12
Культура и государства Азии
Культура и государства Африки
и Америки
Итоговое повторение
2
1
1