Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы
Оценка 4.6

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
28.02.2018
Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.Программа по изобразительному искусству разработана на основе Примерной программы по Изобразительному искусству, концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания ОО с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться
Рабочая программа ИЗО 1-4 классы + планирование.doc
I.   Пояснительная записка Программа по изобразительному искусству разработана на основе  Примерной  программы  по Изобразительному  искусству, концепции духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания ОО с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться            Авторская программа и учебники используемые в процессе обучения:           Программа «Изобразительное искусство» О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская                      (Образовательная   система   «Школа   2100».   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт.   Примерная   основная образовательная   программа.   В   2­х   книгах.   Книга   2.   Программы   отдельных   предметов   (курсов)   для   начальной   школы/   Под   науч.ред. Д.И.Фельдтейна.­ Изд. 2­е, испр.­ М. : Баласс, 2011. – с.292)         Учебники и тетради: Ковалевская Е.Д. учебник по изобразительному искусству 1 класс « Разноцветный мир»  –  изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система «Школа 2100 » )    Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 1 класс « Разноцветный  мир»   –   изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011 – 64с.:ил.. (Образовательная система «Школа 2100 » ) Ковалевская Е.Д. учебник по изобразительному искусству 2 класс « Разноцветный мир»  –  изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система «Школа 2100 » )    Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 2 класс « Разноцветный  мир»   –   изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011 – 64с.:ил.. (Образовательная система «Школа 2100 » ) Ковалевская Е.Д. учебник по изобразительному искусству 3 класс « Разноцветный мир»  –  изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система «Школа 2100 » )    Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 3 класс « Разноцветный  мир»   –   изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011 – 64с.:ил.. (Образовательная система «Школа 2100 » ) Ковалевская Е.Д. учебник по изобразительному искусству 4 класс « Разноцветный мир»  –  изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система «Школа 2100 » )    Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс « Разноцветный  мир»   –   изд. 2­е ,, перераб. ­ М.:Баласс; Школьный дом, 2011 – 64с.:ил.. (Образовательная система «Школа 2100 » )           Педагогические  цели:    ­ ­ Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; Развитие   воображения,   желания   и   умения   подходить   к   любой   своей   деятельности   творчески;   способности   к   восприятию   искусства   и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; ­ Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; ­ владение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно­творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.              Педагогические задачи  1.    Расширение  художественно­эстетического   кругозора  (начальные    темы    каждого  учебника,  посвящённые  знакомству  с видами и задачами изобразительного искусства, его  классификацией); 2.   Воспитание  зрительской  культуры,   умения  увидеть  художественное  и  эстетическое  своеобразие произведений  искусства и  грамотно     рассказать   об   этом     на    языке   изобразительного  искусства  (рубрики «Учимся видеть» и  «Изучаем работу мастера»); 3.  Приобщение к  достижениям  мировой художественной культуры  (темы, относящиеся к истории искусства); 4.    Освоение  изобразительных    приёмов  с  использованием  различных    материалов  и  инструментов,  в  том  числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»); 5.    Создание  простейших   художественных    образов  средствами  живописи,  рисунка,  графики,  пластики  (рубрика  «Наши проекты»); 6.    Освоение  простейших  технологий  дизайна  и  оформительского  искусства  (выполнение  некоторых  заданий  из   рубрики «Наши проекты»); 7.    Знакомство  с  законами  сценографии  и  оформительства,  разработка  сценического  образа  (рубрика  «Наши    проекты», подготовка театральных постановок). Особенности и проблемы, существующие в организации работы в 1  классе: Программа   разработана   с   учётом   особенностей   детей   –   первоклассников,   в   соответствии   с   письмом   Министерства   образования   РФ   « Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»  от 20 апреля 2001г. № 408/13­13, в котором прописаны рекомендации по организации уроков обучения грамоте в первом классе, а именно:    «     В   период   адаптации   к   новым   для   ребёнка   условиям   школьного   обучения   художественным   занятиям   принадлежит   особая   роль. Художественная   деятельность   органически   присуща   всей   жизнедеятельности   ребёнка.   Игры   детей   всегда   связаны   с   организацией специального пространства. Потребность что­то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира.   Ребёнок   не   столько   создаёт   некое   произведение,   сколько   выражает   своё   состояние.   В   это   время   учитель   имеет   возможность сопереживать вместе с ребёнком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребёнка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.    Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы: ­ прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий ( например: тема урока « Золотые краски осени»); ­ экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно­краеведческий музей ( уголок школьного музея народного декоративно­прикладного искусства) (например: тема урока « Красота изделий народных умельцев»); ­ игры ( например, тема урока « Игра в художника и зрителя»). Чтобы ребёнок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создаёт разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.» Информация   об   изменении   сроков/или   времени   изучения   отдельных   тематических   блоков   (разделов)   с   указанием   причин   и целесообразности изменений   (эта корректировка будет осуществляться в дальнейшем в течение учебного года, т.к. учитель получит новую информацию о развитии учащихся)         Общая характеристика учебного предмета    Изобразительное искусство в начальной школе  является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно­образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению  с остальными учебными предметами, развивающими рационально­логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на   формирование   эмоционально­образного,   художественного   типа   мышления,   что   является   условием   становления   интеллектуальной деятельности растущей личности.    Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально­ценностного отношения ребёнка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально­ценностного, эстетического восприятия мира и художественно­творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.      Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными   художественными   материалами,   понимания   свойств   и   возможностей   для   создания   выразительного   образа.   Разнообразие художественных материалов и техник на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. Описание места учебного предмета В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1ч в неделю, всего 134ч. В 1 классе 33ч, 2, 3,4 класс – 34 часа    Описание ценностных ориентиров При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких ценностях, как:  Красота  Добро  Истина  Творчество   Патриотизм  Ценность природы  Ценность человеческой жизни Гражданственность                                                                                         II. Содержание программы      Содержательные линии изучаются комплексно. Формирование УУД по содержательной линии «Опыт художественно­творческой деятельности»  реализуется на каждом уроке,  содержательная линия «Азбука искусства»  изучается также во взаимосвязи с линиями        « Виды художественной  деятельности» и  «Значимые темы искусства». Содержание программы отражено в  варианте перечисления обобщённых тем, предполагающих комплексное формирование  предметных  УУД по всем линиям  1 класс   Виды изобразительного искусства   Кто такой художник. Какие чувства нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, модельер, художник книги.  Развитие представлений о живописи и её законах. Первичное понятие о натюрморте. пейзаже. Сюжет картины. Понятие о графике. Графические иллюстрации. Народные промыслы России. Наскальная живопись Язык изобразительного искусства. Средства живописи, графики: Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.  Расширение понятия о цвете: порядок цветов радуги, дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Законы живописи: основные и родственные  цвета. Смешивание   основных цветов. Влияние цвета на настроение картины.  Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Понятие о геометрических фигурах. Понятие об аппликации. Понятия: симметрия, симметричные фигуры и оси симметрии.  Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте, закономерности построения орнамента. Композиция натюрморта, фон. Графика и её изобразительные средства: линии, штрихи, точки. Характер чёрного и белого цветов. Контраст.  Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусства. Искусство Древнего Мира Изучение свойств линий на примере рисунков П.Пикассо. Рассказ о картине по вопросам с использованием изученных понятий.  Демонстрация пейзажей под музыку. Картины о жизни людей. Искусство Древнего мира(наскальная живопись). Навыки работы в выполнении различных видов изобразительной деятельности Рисование цветными карандашами гуашевыми красками, тушью, акварельными красками. Выполнение аппликаций, смешивание гуашевых красок, выполнение чёрно­белой композиции тушью, работа акварельными красками .Выполнение  набросков, зарисовок, рисунков, графических иллюстраций, декоративных панно.       2 класс Виды изобразительного искусства Виды изобразительного искусства : архитектура, скульптура, живопись, графика Живопись( натюрморт, пейзаж, бытовая живопись),  графика(иллюстрация),  народные промыслы(городецкая роспись)Произведения признанных  мастеров изобразительного искусства Третьяковской  галереи Искусство древнего Египта Язык изобразительного искусства. Средства живописи, графики: Свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов) растительный орнамент построение растительного орнамента с использованием различных видов его композиции эскиз, набросок фактура штриховка, светотень, источник светаритм. Колорит приёмы работы акварельными  касками, гуашевыми красками. Рисование простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени) Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусства.  Образный характер произведений искусства Эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины Произведения признанных  мастеров изобразительного искусства Третьяковской галереи Искусство древнего Египта Навыки работы в выполнении различных видов изобразительной деятельности Описание произведений с использованием  изученных понятий Рисование простыми и цветными карандашами Построение орнамента Гравюра  Аппликация Рисунки акварельными  и гуашевыми красками 3 класс Виды изобразительного искусства Натюрморт. Пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись Портрет, бытовой жанр Историческая живопись. Театр декорация Язык изобразительного искусства. Средства живописи, графики: Цветовая гамма Цветовой круг Штриховка, тон, растушёвка, блик Соотношение целого и частей Соразмерность  частей человеческого лица  Билибинский стиль в иллюстрации Буквица Хохломская роспись Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусства.  Произведения  признанных мастеров изобразительного искусства Русского Музея Искусство оформления книг в средневековой Руси Образный характер произведения Навыки работы в выполнении различных видов изобразительной деятельности Рисование цветными карандашами Рисование простым карандашом( передача объёма с помощью светотени) Выполнение декоративного панно из  природных материалов, в технике аппликация Выполнение плетёного орнамента в зверином стиле Рисунки акварельными и гуашевыми красками Постановка кукольного спектакля 4 класс Виды изобразительного искусства Живопись(натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей Графика(иллюстрация)Народные промыслы( филимоновские и дымковские игрушки, изделия  мастеров Хохломы, Гжели Монументально­декоративное искусство Монументальная живопись( роспись, фреска, мозаика, витраж) Монументальная  скульптура( памятники, садово­парковые скульптуры) Икона Дизайн Фотография Язык изобразительного искусства. Средства живописи, графики: Градации светотени Рефлекс Конструкция Композиционный центр Контраст Линейная и воздушная перспективы Линия горизонта Пропорции Соотношение целого и частей Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусства.  Произведения  признанных мастеров изобразительного искусства Эрмитажа Образный характер произведения Навыки работы в выполнении различных видов изобразительной деятельности Рисование цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов Рисование простым карандашом с передачей объёма предметов  с помощью градаций света Выполнение композиций Смешанные техники ( совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами) Выполнение панно                           III. Тематическое планирование Виды деятельности Содержате льные  линии            Разделы в  УМК   Количество  часов  1 кл    2кл    3 кл    4 кл 1.«Виды  художественн ой  деятельности » 2.«Азбука  искусства» Виды  изобразительного  искусства Язык изобразительного  искусства. Средства  живописи и графики. 3.«Значимые  темы  искусства» 4.«Опыт  художественн о­творческой  деятельности » Эмоциональное  восприятие и оценивание  произведений искусства.  Искусство ДревнегоМира. Навыки работы в  выполнении различных  видов изобразительной  деятельности Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.  Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных  произведений. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать  объекты и явления реальной жизни и их образы.Понимать общее и особенное в  произведениях искусства. Выбирать и использовать различные художественные материалы  для передачи собственного художественного замысла. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного  искусства, художественного конструирования. Создавать элементарные композиции на  плоскости и в пространстве. Наблюдать природу и природные явления, различать их  характер и эмоциональное состояние. Использовать правила перспективы для передачи  пространства. Использовать контраст, композиционный центр, отделять главное от  второстепенного. Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и  фантастические существа. Передавать с помощью ритма движение и  состояние. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства. Понимать  ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Давать  эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта,  архитектурным памятникам. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека,  сказочного героя. Овладевать приёмами работы различными материалами. Использовать в  своей творческой деятельности  изученные основы художественной грамоты ( живопись,  графика, скульптура, декоративно­прикладное искусство) и средства художественной  выразительности (линия, штрих, цвет, форма, объём, контраст, пропорции и т.д) 33ч   34ч      34ч        34ч Всего: 135ч                                IV.    Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты освоения курса ИЗО:      идеала;  Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других; Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; Формирование духовных и эстетических потребностей; Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты:  человека;    Сформированность   первоначальных   представлений   о   роли   изобразительного   искусства   в   жизни   и   духовно­нравственном   развитии Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;      Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ.  ( описание требований к уровню  предметных результатов раскрывается в таблице 1) Метапредметные результаты Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке; Учиться работать по предложенному учителем плану;  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;    Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;    опыт и информацию, полученную на уроке;    выполнять творческие работы. Коммуникативные Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства ( по изобразительным средствам, жанрам и т.д.); Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно  Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: ­ донести свою позицию до собеседника; совместно договариваться о правилах общения и поведения и поведения в школе на уроках изобразительного искусства и следовать им:               ­ оформить свою мысль в устной и письменной форме  уметь слушать и понимать высказывания собеседников;  уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;             ­ учиться согласованно работать в группе              ­ учиться планировать работу в группе             ­ учится распределять работу между участниками проекта            ­ понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы              ­уметь выполнять различные роли в группе               Таблица 1 «Требования к уровню подготовки учащихся(предметные результаты по курсу «Изобразительное искусство») код                               УУД выпускника НОО Требования к умениям( Планируемые результаты)                                                                                                                            1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «Восприятие искусства и виды художественной деятельности 1.1 Выпускник научится 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.1.5 1.2.1 1.2.2 1.2.3  Различать основные виды художественной деятельности(рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и  дизайн, декоративно­прикладное искусство)  Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; Эмоционально ­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой  деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового  искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и  жизненных явлений Приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на  примерах их роль и назначение Выпускник получит возможность научиться воспринимать       произведения      изобразительного       искусства,   участвовать   в   обсуждении   их   содержания   и    вырази тельных   средств,   объяснять   сюжеты   и   содержание   знакомых произведений видеть    проявления    художественной        культуры     вокруг:  музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн,  декоративные      искусства в доме, на улице, в театре;  высказывать суждение о художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных    эмоциональных состояниях.  1.2. 2. Содержательная линия «Азбука искусства. Как  говорит искусство?» 2.1 Выпускник научится 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5  Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;  различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания  с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой  деятельности; Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно ­прикладного искусства образ человека: передавать на  плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной  формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном  конструировании Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;  использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой  деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: 2.2.1    передавать      разнообразные       эмоциональные      состояния,      используя    различные  оттенки цвета, при создании  живописных композиций на заданные темы 2.2. 2.2.2 2.2.3 моделировать   новые   формы,   различные   ситуации,   путем трансформации известного создавать новые образы  природы,     человека,     фантастического         существа      средствами изобразительного искусства и компьютерной  графики;  выполнять   простые   рисунки   и   орнаментальные   композиции,    используя     язык   компьютерной       графики     в   программе Paint.  3. Содержательная линия «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» 3.1 Выпускник научится 3.2. 3.1.1 3.1.2 3.2.1 3.2.2 3.2.3 Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности; Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека,  явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —  природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение  к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия Выпускник получит возможность научиться      • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;  понимать и передавать в художественной работе разницу   представлений   о   красоте   человека   в   разных   культурах  мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям изображать   пейзажи,   натюрморты,   портреты,   выражая к ним свое эмоциональное отношение; 4. Содержательная линия « Опыт художественно­творческой деятельности»­ УМК 4.1 Выпускник научится 4.1.1 4.1.2 4.1.3 4.2.1. 4.2.2 4.2. Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве , используя художественные  материалы( гуашь, цветные карандаши, акварель и т.д.) Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструкторских работах,  иллюстрациях к произведениям литературы, музыки Использовать основные  цвета, тёплые и холодные, контрастные и нюансовые цветовые отношения ,составлять разнообразные  оттенки цвета Выпускник получит возможность научиться   пользоваться   средствами   выразительности   языка   живописи,   графики,   скульптуры,   декоративно ­прикладного    искусства,      художественного        конструирования       в  собственной художественно­ творческой               деятельности изображать       многофигурные       композиции     на   значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах  на эти темы. V.    Критерии и нормы оценки знаний обучающихся                                                                                          1 класс Данный раздел  включает    систему    контролирующих       материалов     для   оценки   освоения  школьниками  планируемого  содержания,   представленного  в  виде  перечня  действий учащихся как целей­результатов обучения.     Система оценки  содержит : практические работы  коллективно­творческие работы  проекты  итоговые контрольные работы  Данные работы проверяют освоение предметных действий по курсу «Изобразительное искусство» на  уровнях:  ниже базового, базовом (опорном) ,  повышенном ( функциональном) и максимальном ( это усвоенные УУД из раздела «Выпускник получит возможность научиться» ­ не являющиеся  обязательным для освоения всеми учащимися). Критерии Ученик не  овладел опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени.При выполнении итогового контроля выполнил правильно менее 50% заданий Базового уровня Ученик овладел опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном  выполнении учебных действий в рамках диапазона задач, построенных на опорном материале; способен использовать действия  для решения простых учебных и учебно­воспитательных задач. При выполнении итогового контроля выполнил правильно от 50 до 75% заданий Базового уровня Ученик овладел  опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне  осознанного произвольного овладения учебными действиями. При выполнении итогового контроля выполнил правильно от 50 до 75% заданий Базового уровня  и 50-75% заданий Повышенного уровня  Данный результат фиксируется только в  текущем контроле  «+» (таблицах предметных  результатов и в листах  наблюдений).  Он свидетельствует, что учеником усвоена опорная система знаний на повышенном уровне и учащийся овладел УУД  по  предмету из раздела «Ученик получит возможность научиться» ­ не являющимися обязательными для усвоения всеми  учащимися  Уровни  Ниже базового Базовый Повышенный или Прочный  базовый  Максимальный Оценивание деятельности учащегося   осуществляется через выполнение ими продуктивных заданий в учебниках и тетрадях. Учащийся, полностью самостоятельно выполнивший весь необходимый объём знаний, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом будет уметь применять их в жизни.  Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.        Задания в учебнике и рабочей тетради включают не только обязательный минимум, который должны усвоить все ученики, но и  максимум, который могут усвоить школьники. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок не должен быть строго ограничен. Учащийся обязательно должен видеть результат своей работы, поэтому можно завести особую папку, куда помещаются  работы учащихся, содержащие оценку ( в 1 классе – словесную характеристику).  Во 2 классе  со 2 полугодия  и в 3 ­4 классах  выставляются оценки  в соответствии с  Положением  «О системе оценивания результатов обучения учащихся  начальной  школы» принятом на педагогическом совете школы. Демонстрируют результаты уч­ся:   Таблицы предметных результатов по курсу «Изобразительное искусство»  Портфолио школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих только  оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).   Итоговая контрольная работа Накопление этих   оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.                                                                              VI.Перечень учебно­методического обеспечения Материально­ техническое обеспечение     Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе  формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества, то в связи с этим главную роль играют средства обучения,  включающие наглядные пособия: 1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты­заместители);  изобразительные наглядные пособия (рисунки,  репродукции картин, портреты художников, таблицы по ИЗО – (см  ООПНОО образовательного  учреждения «Условия реализации ООПНО»)                                                                                VII. Список литературы ФГОС (от «6»октября» 2009г№ 373) Планируемые  результаты   начального   общего   образова ния   /   [Л. Л.  Алексеева,   С.   В.   Анащенкова,   М.   З.   Биболетова   и   др.] ;    Как составить рабочую программу учебного курса?  / Н.Л. Солянкина – Красноярск: Изд­во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с. Образовательная система «школа 2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2­х книгах. Книга 2. Программы  1. 2. под   ред.   Г. С. Ковалевой,   О.   Б.   Логиновой.   –   М.  : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 3. 4. отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2­е, испр. – М.:Баласс, 2011. – 416с. 5. др); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой – М.: Просвещение, 2009.         Учебники и рабочие тетради   Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.  Изобразительное искусство.(«Разноцветный мир») учебники для 1, 2, 3, 4 кл. – М.:Баласс, 2011. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч.  (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и      Куревина О.А., Ковалевская Е.Д  Рабочие тетради по изобразительному искусству для 1, 2, 3, 4 классов«Разноцветный                       мир».  – М.:Баласс; Школьный дом, 2011 Приложение 1  Календарно­тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» 1 класс №  п/п 1­2 Тема  Основные виды учебной деятельности учащихся:  дата Число часов (из расчёта  ч в неделю Кто такой художник.  Урок экскурсия Фантазируем и учимся. Урок экскурсия Качество художника  Тренируем наблюдательность.  3­5  Урок игра Чудо­радуга.  Тренируем наблюдательность.  Урок сказка Цвет. «Живое  письмо».  Урок экскурсия Цвет.  тренируем наблюдательность:  тепло и холод 6­7  Урок путешествие. Линии –  какие они бывают. Изучаем  работу мастера.  РК. Урок экскурсия Линия  и  форма. Знать: какими качествами должен обладать художник. Отличать  профессии, которые может освоить художник .Иметь понятие о  том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет,  характер, детали) Уметь характеризовать предметы по этим  признакам .Выполнить практическую работу на освоение этих  понятий.Коллективно­творческая работа «Городок»               ( Применение полученного знания)  Уметь называть порядок цветов спектра. Иметь представление о  живописи и дополнительных цветах . Иметь  представление о  тёплых и холодных цветах .Практическая работа. Коллективно­ творческая работа»Чудо­дерево»   Иметь представление о разных типах линий  и уметь определять  их характер . Знать, что такое замкнутая линия . Исследовать  характер линий в работах П.Пикассо . практическая работа  Коллективно­творческая работа «Солнечный денёк» .  Согласованно работать в группах. 2 3 2 Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы .практическая работа Коллективно­творческая  работа «Любимая игрушка» .Уметь применять полученные  знания  Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии . Отличать симметричные предметы окружающего  мира от асимметричных . Уметь определять симметричность  фигуры.Практическая творческая работа «Осень». Вырезание  симметричных листьев и составление из них композиции   Иметь представление об орнаменте и о геометрическом  орнаменте .Практическая творческая работа.Понимать, как из  геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь  составлять их  Коллективно­творческая работа»Осенний букет» . 8 Какие бывают фигуры. Урок сказка.. 9­10 Что такое симметрия.. Что такое симметрия Отличие  симметричных предметов  окружающего мира от  ассиметричных 11­13 Геометрический орнамент. Как  получаются разные орнаменты. Геометрический орнамент. РК Узоры народов  проживающих на Дальнем  Востоке. Как получаются разные  орнаменты. РК.Народные мастера.Пассар  ЛУ 14­15 Смешиваем краски (гуашь)  Основные цвета Знать основные цвета( красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании . иметь представление о родственных и дополнительных цветах . Исследовать, какими цветами  1 2 3 2 Родственные и дополнительные цвета 16­17 Мир вещей. Теплые и холодные цвета Мир вещей Что такое  композиция. 18­19 Графика. Основные  изобразительные средства Графика.Черное на беломи  белое на черном.Что такое  иллюстрация 20 Пейзаж.РК. ИФ Аспидов  Художники нашего города  21­22 Народные художники  Филимоновские промыслы Народные художники  Хохломская, богородская  роспись. 23­25 Прозрачность акварели.  написаны картины М.Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец  лимонада» и какое они производят впечатление . Выполнить  гуашью или акварелью задание.Факультативно (в группах ПД)  можно выполнить задание по составлению орнамента  Иметь представление о натюрморте . Определять, что хотел  показать нам художник . Знать, как можно использовать цвет в  работе (тёплые, холодные цвета) . Определять, какие цвета  используют художники в своих картинах и для чего . Знать, что  такое композиция и её простейшие правила . Уметь использовать  в своих работах фон . Практическая творческая работа «Фрукты  на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе» .  Иметь понятие о графике и её основных изобразительных  средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций,  зачем и каким изобразительным средством пользуются  художники для решения своих задач . Уметь рассказывать о  работе художника­иллюстратора . Творческая работа «Зимний  лес» Практическая работа на закрепление. Уметь объяснять , что такое пейзаж  Исследовать, какие задачи  решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение  передано в каждом пейзаже . Практическое творческое задание  на передачу настроения с помощью цвета . Иметь представление о филимоновском, дымковском,  хохломском, богородском народных промыслах . Практическое  задание на смешивание гуашевых красок с белилами   Практическое творческое задание «Морозные узоры»   Иметь представление об основных свойствах акварельных  красок . Практическая работа Практическая творческая работа  2 2 1 2 3 РК. НТ.Баглай Художники  нашего города.Секреты  акварели: работа слоями. Прозрачность акварели.  Секреты акварели: работа  слоями Цвета и цветы Панно букет Картины о жизни людей.  Наброски. Тренируем  наблюдательность. РК АспидовИФ Художники  нашего города. 26 27 «Витраж» Уметь работать акварелью слоями. Практическая  работа Практическая творческая работа «рыбка в море»  Исследовать на примере приведённых натюрмортов с цветами  влияние цвета на настроение живописного произведения .  Практическое творческое задание: выполнить подарок маме  панно « Букет»  Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски.  Практическая работа. Творческая работа: выполнение набросков  животных  для композиции «Рисунок на скале» . 28 ­29 Из истории искусства. Древний мир Иметь представление о зарождении искусства . Творческая  работа « Рисунок на скале»  Коллективная  творческая работа  «Рисунок на скале»  1 1 2 Из истории искусства. Древний мир Мир вещей Твоя мастерская 30 31­33  Мир вещей Твоя мастерская  Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам.  3 Мир вещей Твоя мастерская Итоговое занятие Календарно­тематическое планирование  2 класс № п/п Тема Кол­во часов Дата проведен ия Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне   Вводный урок Виды изобразительной  деятельности:  1 час 1 2 3­4  РК Краски дальневосточной  осени.Рисуем цветными карандашами. . Аппликация.(теплые  цвета)Коллективное панно «Цветочный луг». Коллективное панно. Холодные цвета. 5­6  РК Художники ДВ Музей искусств.  История Третьяковская галерея. Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их  особенностях (Н). Выполнить задания на стр. 4–7 учебника (Н). Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь  применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр.  8–9 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетради (Н). Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных  цветов на практике (П). Углубить представление о технике аппликации и её особенностях  (Н). Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на  зрителя (П). Выполнить задания на стр. 10–11 учебника (П) и на стр. 4–5 рабочей  тетради (Н). Коллективное панно: «Цветочный луг». Вспомнить основные  правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные  цвета (П). Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в  общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Выполнить задания на стр. 12 и стр. 46–47 учебника (П). Иметь представление о значении рамы в оформлении  1 час 2 часа 2 часа Коллективная работа Обрамление  картины Иллюстрации Композия иллюстрации. .Эскиз к композиции.Изучаем работу  мастера 7­9 . Иллюстрация .Эскиз к композиции.  Гравюра. 10­11 Гравюра. Фактура. Из истории гравюры. 12 . Русский лубок и его выразительные  средства. 13­14 Штриховка .Объем и форма. 3 часа 2 часа 1 час 2 часа живописного произведения. Выполнить задание «Рамка для фотографии» на стр. 6–7 рабочей  тетради. Коллективная работа «Портрет класса» на стр. 8–9  рабочей тетради. Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении  различных деталей при выполнении иллюстраций (Н). Проанализировать иллюстрации В. Лебедева к книжке «Охота». Выполнить задания на стр. 16–17 учебника. Выполнить задания на стр. 14–15 учебника (П). Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне. Уметь определить характерные детали животного и нарисовать  его по представлению или с использованием набросков (П). Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к  ней (Н). Выполнить иллюстрацию к любой басне И. А. Крылова на стр. 12– 13 рабочей тетради (П). Иметь представление о гравюре и о технике выполнения  ксилографии. Ответить на вопросы по материалам урока на стр. 18–19 учебника (Н). Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру, на  стр. 14–15 рабочей тетради (П). Организовать коллективную выставку иллюстраций к басням  И.А. Крылова.  Самостоятельно изучить тему (Н), ответить на вопросы и  выполнить задания на стр. 20–21 учебника. Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их  передать на бумаге с помощью штриховки (Н). Рисунок. Штриховка. 15­16 17­18  РК Кобылкин АМ Художники  Хабаровского края. Натюрморт. Знания о жанре. 2 часа Рисование с натуры. Натюрморт Братья наши меньшие. Зарисовки с натуры РК Животный мир Дальнего Востока. 2 часа Братья наши меньшие.Твоя  мастерская .Домашний любимец. 19­21 Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? 3 часа Растительный орнамент. Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по  плотности, выполнив упражнения на стр. 16–17 рабочей тетради (Н)  и на стр. 22–23 учебника) (П). Уметь пользоваться рамкой­видоискателем. Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь  различать их на различных предметах (П). Выполнить задание на передачу светотени куба на стр. 16–17  рабочей тетради. Углубить знания о жанре натюрморта (Н). Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед  художником (Н). Ответить на вопросы на стр. 24 учебника (Н). Изучить материал на стр. 25 учебника и на стр. 18–19 рабочей  тетради и нарисовать с натуры простым карандашом, стараясь  передать светотени на предметах, несложный натюрморт (П). Понимать важность зарисовок с натуры (Н). Проанализировать  натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера ( П). Изучить материал на стр. 27 учебника и на стр. 20–21 рабочей  тетради (Н).  Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с  натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание  «Мой пушистый друг» (П). Расширить представление об искусстве орнамента (Н). Иметь  понятие о растительном орнаменте (Н). Знать, что такое элемент  орнамента (Н).Ответить на вопросы на стр. 28 учебника (Н). Уметь создавать из реальных растений элементы растительного  орнамента (П). Геометрические орнаменты. С использованием одного элемента. Народные промыслы России. 2 часа 22­23 Народные промыслы России. Городецкая роспись Весенние впечатления. РК Художники нашего города Весенние впечатления 24­26 Рисуем пейзаж  27 28  РК Художники Хабаровского  края.Колорит – душа живописи. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Бытовая живопись. Сюжетная картина на свободную тему 3 часа 1 час 1 час Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты  с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях  (П). Различать простые типы композиции орнамента и уметь их  Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать  (Н).Ответить на вопросы на стр. 32–33учебника (Н). Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Выполнить  задания на стр. 26–27 рабочей тетради (Н). Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и  выполнить задание «Расписная тарелка» на стр. 28–29 рабочей  тетради (П). Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова­Мусатова. Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника  (Н). Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 36– 37учебника и на стр. 36–37 рабочей тетради (Н). Изучить материалы на стр. 37 учебника и на стр. 42–43 рабочей  тетради и написать пейзаж «Весна пришла» (П). Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере  работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н). Ответить на вопросы на стр. 38–39учебника (Н). Написать натюрморт с цветами (в технике по­сырому с  последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П). Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать  работы И. Владимирова и З. Серебряковой (Н). Рассказывать о живописных работах с использованием ранее  изученных терминов и понятий. Выполнить задания на стр. 40–41 и Искусство Древнего Египта. 54–55 учебника (П). Составить рассказ по картине Ф. Решетникова (Н).По желанию учащихся можно предложить им  нарисовать сюжетную картинку (П).  Рисование фигуры человека 29­31 в стиле древнеегипетского рельефа 3 часа Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь  представление об искусстве Древнего Египта (Н). Выполнить задания на стр. 42–43 (Н) и 56–57 учебника (П). Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа  (стр. 46–47 рабочей тетради) (П). Рисование спортивных игр Твоя мастерская Коллективная работа Твоя мастерская Урок­обобщение. Этот удивительный,  неповторимый мир живописи.  32­33 34­35 2 часа 2 час Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к  праздникам(стр. 22–25, 30–31, 38–39 рабочей тетради) (П). Эти уроки могут проводиться в любое удобное для учителя время  или факультативно (в группах продлённого дня). Выставка работ ИТОГО 35 Календарно­тематическое планирование  3 класс Тема Кол­во  часов      дата Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне 2 2 Рассказывать на  языке искусства, что  такое  жанры  живописи и какие они  бывают (Н).Изучить  натюрморт В.  Хеды  и  ответить на вопросы  на     стр.    5  учебника   (Н).Рассказывать  о  барбизонской школе пейзажа и  её  достижениях и  об импрессионизме.Знать, в чём особенности  метода  живописи    импрессионистов  (П).  Выполнить задания  на  стр.    6–7    учебника  (П).На       примере     картин     А. Грабаря,  А.  Остроумовой­Лебедевой  и  Р.  Кента.  Научиться (Н).Выполнить определять  задания на  стр.    8–9   и  51 учебника.Написать  зимний  пейзаж по воображению. Иметь  представление  (Н)  и  рассказывать  (П)  об  особенностях  портретного,    исторического,  анималистического  и бытового жанров в живописи. Отвечать на  вопросы  на  стр.   10–15 учебника  особенности  зимнего  колорита  № п/п 1–2    Вводный урок Жанры  живописи. Натюрморт.   РК Дальневосточная  живопись. Пейзаж:  барбизонская  школа пейзажа.  3–4 Портрет.  Какие бывают  портреты. Исторический и  батальный жанры. Бытовой  и  анималистический  жанры живописи. (Н).Нарисовать с натуры любое  животное  в  движении,  наиболее  характер­ ном  для  него,   на  стр.  22–23  рабочей тетради (П). 5–6 Цветовая гамма. Твоя   мастерская: цветовой круг.  Твоя мастерская штриховка и  цветовой тон. 7–11 Декоративное панно. РК Художники нашего города 2 4 Декоративное природного  материала  панно  из  из Времена  панно .  Декоративное природного  материала РК года.СД.Шлотгауэр.   о  цветовой  представление  Иметь  гамме  живописного произведения  (Н).      Выполнить  задания    на    стр.      16  учебника (Н).Знать,  что  такое  цветовой  круг  (Н).  Уметь  пользоваться цветовым  кругом:    находить  с  его    помощью  допол­  нительные  и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цветными карандашами    (Н).      Выполнить  задания  на  стр.  18  учебника. Выполнить    задания    на     стр.    16–17  учебника  и  на  стр.    2–3 рабочей  тетради  (Н).Изучить  и    проанализировать    рисунок    С. Чехонина цветными карандашами на  стр.  19  учебника (П). Иметь  представление  о  декоративном  панно (Н).  Изучить  материалы на  стр.  4–5  рабочей тетради (Н). Коллективное  панно «Весёлые попугайчики» (П).Изучить материалы на стр.  21  учебника и на стр.  6–7  рабочей тетради и выполнить  декоративное панно из природного материала, заготовленного  летом (П) Поделки   из материала   природного 12–14 Тон,  форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.                                     Тон,  форма, светотень. 15–17 Люди  и их лица.                 . 3 3 Приметы возраста РК   Васильев   Художники Хабаровсого края Люди   Мимика.   и   их   лица. 18–19 Народные   промыслы:     Золотая 2 Хохлома.  Золотая Хохлома. Особенности росписи. Знать, как распределяется светотень на различных  поверхностях (Н). Выполнить задания на  стр.  22  учебника и   на  стр.  8–9   рабочей тетради (Н).Знать алгоритм рисования  натюрморта из геометрических тел  (стр.  23 учебника и стр.   10–13 рабочей тетради) (Н).Рисовать натюрморт из   геометрических тел с натуры на стр.  12–13 рабочей тетради  (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана,  стр.  10 рабочей тетради.) Иметь  представление  о   том,  что такое пропорции и  соразмерность. Изучить  основные пропорции человеческого  лица (Н) и уметь ими  пользоваться (П).Выполнить задания на  стр. 24–25 учебника и стр.  24–25 рабочей тетради (Н).Знать,  как изменяется лицо  человека с возрастом или  со сменой  настроения  (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради) (П).   Выполнить задания на стр.  26–27 учебника и на  стр.  26–27  рабочей тетради (П).Выполнить задание «Семейный портрет»  на  стр.  28–29 рабочей тетради (П). Знать  историю и  особенности  хохломской росписи (Н)  и   уметь отличать её от других народных промыслов (П).Изучить этапы выполнения различных  хохломских узоров и выполнить  задания на стр.  30–31 рабочей тетради (Н).Расписать тарелку  или  шкатулку в технике хохломской росписи. Можно  использовать  вместо    тарелки  круг или  овал  из  ватмана, а   детали шкатулки  подготовить заранее или   воспользоваться  шаблоном на стр. 67 рабочей тетради (П). 1 1 4 20 21 Плетёные  Звериный стиль. орнаменты. Волшебство акварели.Совмещение нескольких   техник   в   работе акварелью.. 22–25 Мастер   Билибин.    иллюстрации     И. Билибинский Иллюстрации    стиль. к сказкам. Творчество И.Билибина Графическая работа Иллюстрации  Билибинский стиль к сказкам. 26­27 Из     истории   искусства. 2 Древнерусская книга. Книги Древней Руси Из истории искусства. Иметь представление о плетёных орнаментах и   орнаментах звериного   стиля   (Н).   Знать,   какие   изображения   являются элементами   таких   орнаментов(Н).Изучить   материал   и выполнить задания   на   стр.   31   учебника   и   на   стр.34–35 рабочей тетради(П). технику Уметь работать акварелью, совмещая различные техники  и   даже материалы.Изучить  отпечатка.  Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью  (П).Выполнить задания на  стр. 32–33 в учебнике и  на  стр.  36– 37 в  рабочей тетради. Иметь  представление  о творчествеИ. Билибина (Н).Знать, в  чём состоят особенности билибинского стиля и уметь   визуально определять работы этого художника (П).Ответить  на  вопросы на  стр.  34–35 учебника. Выполнить графическую  работу«Фантастическое дерево» (стр.  42–43 рабочей  тетради).Проанализировать   иллюстрации   к«Сказке о  царе    Салтане»  А.С.   Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н).  Выполнить задание на  стр.  36–37 в учебнике и  на  стр.  44–45 в рабочей тетради  («Дневрерусский витязь  и девица­красавица») (П). Рассказывать об изготовлении книг в   Древней  Руси   (Н).     Выполнить задания на стр.  39 учебника (Н) и на стр.  46–47  рабочей тетради. Коллективный   проект   «Кириллица». 27–29 Для любознательных: художник 3 и театр. РК Художники нашего города. Самостоятельно изучить тему  «Художник и театр» и иметь  представление  о работе  различных театральных художников  (П).Ответить на  вопросы на  стр.  40–41 учебника  (Н).Коллективный проект: кукольный спектакль   по    сказу   П. Бажова«Серебряное Копытце». Уметь составлять план  работы и согласован­ но действовать в коллективе (П). Для любознательных: художник и театр. РК   Художники   Хабаровского края. Для любознательных: художник и театр. 30­32 Учимся видеть. Русский музей 3 Знать  историю основания Русского музея в Петербурге  (Н).Уметь   рассказывать   о   картинах Русского музея (стр.   50–57 учебника).  Живописные произведения  . Твоя мастерская 33–35 Урок­обобщение. Этот  3 удивительный, неповторимый мир  живописи.  Выполнять  своими руками подарки родным  и   близким к   праздникам (стр.  38–41 рабочей тетради) (П). Твоя мастерская Выставка работ Календарно­тематическое планирование 4 класс № п/п Тема Кол­во  часов Дата Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне 1–2 Введение в урок.`М о ну м е нт а л  ьн о ­ декоративное искусство. Рождение  монументальной живописи. Что  такое фреска. Что  такое  мозаика и витраж. 3 Русская икона. З в е н и г о р о д  с к а я находка. 2 1 о   происхождении монументальной  (Н). Выполнить  задания на  стр.   6  (Н)  и стр.  7 (П)  Иметь представление о некоторых видах монументально­декоративного  искусства (Н).Рассказывать  живописи  учебника.Знать  особенности фресковой живописи   (Н).  Изучить  фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах  фрески,  работавших в  Средние века  на Руси,  как   Феофан  Грек  и    Андрей Рублёв (Н).Иметь представление о таких техниках  монументально­декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н).  Выполнить   творческое задание  на стр.   10  учебника  (П)  и  ответить на вопрос  на  стр.  11  учебника (Н). Рассказывать  об    истории  иконы  на  Руси  (Н).Иметь представление  о звенигородских  иконах,  написанных  Андреем Рублёвым (Н).Прослушать «Епитимью»  в  исполнении  Ф.  Шаляпина  и    сравнить    эмоции  от музыкального произведения и от икон. 4 М о н у м е н т а л ь н а я  скульптура. РК. Памятники героям ДВ 5 6 7 8 Новые виды  искусств: дизайн и фотография. На  пути   к мастерству. Родная  природа. Поэт  пейзажа. Р,К Дальневосточные  художники Изучаем  работу мастера  (Д.   Митрохин «Яблоки»).  И с п о л ь   з о в а н и е разных  штриховки. видов  Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. 1 1 1 1 2 задания  работы художников­дизайнеров.  Выполнить  Иметь   представление  об  особенностях  и  задачах  монументальной скульптуры  (Н).Изучить  памятники  героям  Великой  Отечественной войны,  приведённые  в  учебнике.Прослушать  песню    «Вставай,   страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой (П).После  урока мы  рекомендуем  про­  вести  экскурсию  к  ближайшему  памятнику героям     войны  и    рассказать,  чему    он  посвящён  и  какое  настроение создаёт у зрителя. Понимать  задачи  дизайна  и  уметь рассказывать о его  происхождении и целях  на стр.16–17  учебника  (П).Иметь  представление  о    различных  видах фотографии  (Н).  Отличать  художественные  фотографии  от  других  видов этого  искусства (П). Иметь представление  и  рассказывать  о   творчестве  И.    Левитана  (Н). Проанализировать    его      картины    об  осени.   Подобрать   к   ним подходящие   стихи   (П).Выполнить   задания   на   стр.   20–21 учебника.Написать   осенний пейзаж по   воображению или   с натуры (стр.  6–7  рабочей тетради) (П). Изучить  рисунка Д.   Митрохина «Яблоки», как можно передать объём   предмета с помощью цветных карандашей (Н).Уметь   использовать   различные   виды   штриховки   для     более выразительной передачи объёма (П).Выполнить задания на   стр.   22 учебника и стр.  2–3  рабочей тетради. Уметь определить, откуда на   постановку падает свет (Н) и как в зависимости     от   этого   на   предметах   распределяется светотень.Выполнить задания на стр.   8–9   (Н) и на стр.   10–11 (П) рабочей   тетради.   Расширить       понятие       о       светотени:   хорошо различать, где  на  предметах свет,  тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П).Твёрдо знать,   где   на   предмете самое светлое место,   а   где   –   самое   тёмное   (П).   Иметь   понятие   о   конструкции предмета. на  примере 9–10 Композиция  на заданную тему.  Оформление  творческих работ. Композиция  на заданную тему. Летние зарисовки РК.Художники нашего города 11–12 Зарисовки животных. Твоя мастерская: от  зарисовок  к иллюстрации. 13 Для   любознательных: отмывка.  Твоя  мастерская: гризайль. 14–15 Композиция  и   её основные  законы. Продолжение темы Композиция и  ее основные законы 16 Родная история и искусство.  Народные  промыслы:  нижегородская резьба по  дереву. 17–18  Понятие о линейной   перспективе .  Воздушная перспектива. Линейная  перспектива 2 2 1 2 1 2   Уметь   составлять     и     использовать   для     создания   композиции опорную схему (П).Иметь   представление   о   значении рамки     для цельности  восприятия любой  творческой работы (Н). Выполнить   с помощью     опорной   схемы   композицию   «Летние   зарисовки»   и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей). Иметь  представление  о   значении зарисовок с натуры для создания более   значительных   творческих   работ   (Н).   Выполнить     творческое задание  на стр.   29  учебника или   работу   «Твой пушистый друг» на стр.   12–13 рабочей тетради (П).Коллективный   проект: оформить свои     работы   и   организовать   в   классе   выставку   рисунков   и иллюстраций  с животными (П). Самостоятельно изучить   материалы (П)   и выполнить творческие задания на стр. 30–31 учебника (П). Изучить на  примере  «Натюрморта  с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом   мате­ риале   простой натюрморт,     стараясь   следовать   основным   законам   композиции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П). Изучить     особенности   нижегородской   резьбы   по     дереву   (Н)     и выполнить     в   процессе   изучения   материала   задания   на     стр.   35 учебника и  на  стр. 28–29 рабочей тетради. Получить   понятие   о     линейной   перспективе:   знать,   как   влияет   на построение      перспективы    положение  линии горизонта  (Н). Знать, что   такое   точка   схода     (Н).     Уметь   делать   простые   построения перспективы   (Н).Уметь   находить   точку   схода   в   произведениях известных   художников   (П).   Иметь   представление   о     воздушной перспективе (Н).Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26– 27 рабочей тетради. 19­–20 Родная история и искусство.  РК Письмо ветерану                        Родная история и искусство Работы художников о Великой  победе  21–24 Фигура человека. Пропорции  человеческой фигуры Рисование с натуры человеческой  фигуры. Создание сказочных образов  сказочных героев. Создание сказочных образов Фигура человека.  25 Для любознательных:  китайский  рисунок кистью. 2 4 1   и   ответить   на   вопросы   на   стр.   работы   советских   художников,   посвящённые   Великой Изучить     39   учебника Победе, «Альбом   Славы»:   разработать (Н).Коллективный  макет     альбома,   определить   композицию   его     страниц.   Каждый ученик   должен   создать   свою   страничку,   которая   будет     затем размещена     в     общем       «Альбоме     Славы»   (стр.   30–31   рабочей тетради) (П). проект Изучить   пропорции   человеческой   фигуры,   иметь   представление   о модуле (Н).   Выполнить задания на стр.   40 учебника (Н) и на стр. 42–43   рабочей   тетради   (П).Сделать   несколько   набросков   с   натуры (одноклассников   или     родственников)   (П).Коллективная     работа «Быстрее,   выше,   сильнее»,   стр.     42–43   рабочей   тетради.Изучить материалы и выполнить задания на стр.  78 учебника и на стр.44–47 рабочей     тетради     (П).       Иметь   представление   о   необходимости соблюдения  определённых пропорций  при создании образов сказочных героев. Коллективная   работа «Сказочный мир» (стр.  46–47 рабочей тетради). Самостоятельно   изучить   тему   (П).   Выполнить       в       процессе изучения материала задания на стр.  43 учебника (П) и на стр. 32–33 рабочей тетради (П). 26–28 Для любознательных: родная  3 история  и  искусство – русский  народный театр.  Самостоятельно   изучить   тему   (П).   Коллективный   проект: подготовка к постановке кукольного спектакля  по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр.  18–23 рабочей тетради). Для любознательных: родная  история  и  искусство – русский  народный театр. Сцена кукольного  театра Для любознательных: родная  история  и  искусство – русский  народный театр. Пальчиковые куклы 29–31 Учимся  видеть: Эрмитаж. 3 Знать   историю основания   Эрмитажа    (Н).Уметь  рассказывать о живописных  произведениях     на     языке    искусства  (П) (стр.   52–71 учебника). Живописные произведения  Живописные произведения.  РКХудожники нашего города 32­­34 . Твоя мастерская. Твоя мастерская  Итоговое занятие. 3 На   оставшихся   уроках   или     факультативно     можно   выполнить задания,   данные   в   рабочей   тетради:а)   открытки   или     панно   к праздникам(стр.     34–35);б)   дизайнерские   проекты:–         настенный календарь      на       стр.24–25;–   декоративный    фонарь  с   мотивами русского   плетёного   орнамента   на   стр.36–39;в)     шрифтовая композиция  на   стр.48–49.

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы

Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018