Рабочая программа по Изобразительному искусству для 1-го класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
- на основе Примерной программы начального общего образования. В 2-х ч., - 2 издание. – М.: Просвещение, 2009 г.;
- на основе авторской программы « Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская (Москва, «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,
1. Цели и задачи
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Рабочая программа по Изобразительному искусству для 1-го класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
- на основе Примерной программы начального общего образования. В 2-х ч., - 2 издание. – М.: Просвещение, 2009 г.;
- на основе авторской программы « Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская (Москва, «Просвещение», 2012), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,
1. Цели и задачи
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». 1 КЛАСС. УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Рабочая программа по Изобразительному искусству для 1го класса разработана в соответствии:
Пояснительная записка
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;
на основе Примерной программы начального общего образования. В 2х ч., 2 издание. – М.: Просвещение, 2009 г.;
на основе авторской программы « Изобразительное искусство. 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская (Москва, «Просвещение», 2012),
рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой
цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1. Цели и задачи
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архитектура, дизайн; различных видов
декоративноприкладного искусства, народного искусства традиционного крестьянского и народных промыслов; а также постижение роли художника в
синтетических (экранных) искусствах искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в
контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
2. Содержание программы
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной
культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их
решения, освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественнотворческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и
произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок
1 выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы
(гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки,
ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в
единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного
мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск
разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в
явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира
являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности
самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и
создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работа, когда каждый выполняет свою часть для
общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с
уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих
силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какойто большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия
каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной
выразительности форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция осваиваются учащимися на
2 всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения
человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,
скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение
имеет познание художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе духовнонравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство
своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются
базисом формируемого мироотношения.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка
главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей
реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних
переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной
форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и
эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в
искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого
необходимо освоение художественнообразного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению
основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный
чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоциональноценностных критериев жизни.
Содержание программы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных
3 возможностей. Пятно, объем, линия, цвет основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться
красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения мастер общения, он организует
общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт
коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и
дизайне.
Мастер Постройки олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе
умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и
техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственновизуальных искусств пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах
искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественнообразное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Выставка детских работ (1 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности
живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства в собственной художественнотворческой деятельности. Полученные универсальные
учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности,
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев
искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает
художник бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
4 различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративноприкладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в
декоративных работах иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного
творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных, личностных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
3. Требования к уровню подготовки учащихся Iкласса
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений
окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных
учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
5 определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторскотехнологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных
заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов;
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробнопоисковые практические упражнения для открытия
нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
6 понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявления визуальнопространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности различные материалы и техники;
способность передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно
познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так
и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и
учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех
поглощает чьюто неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать
конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по
качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания
объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность
организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт
творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
7 4. Тематический план
№
1
2
3
4
5
Содержание программного материала
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Выставка детских работ
ИТОГО
5. Календарно – тематическое планирование
Количество часов
8ч
8ч
11 ч
5ч
1 ч
33 часа
№
п/п
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Тема
урока
Тип урока
Основные
виды
деятельности
предметные
метапредметные
личностные
Планируемые результаты
1 четверть (9 часов)
1
02.09
Изображения
всюду вокруг
нас
УИНМ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов)
Изображения в жизни
человека. Предмет
«Изобразительное искусство».
Красота и разнообразие
окружающего мира природы.
Развитие наблюдательности.
Эстетическое восприятие
деталей природы
Находить в окружающей
действительности изображения,
сделанные художниками; рассуждать
о содержании рисунков, сделанных
детьми; рассматривать иллюстрации
(рисунки) в детских книгах;
придумывать и изображать то, что
каждый хочет, умеет, любит
Использовать знаково
символические средства,
осуществление анализа
объектов с выделением
существенных и несущест
венных признаков
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения
8 2
09.09
Мастер Изо
бражения учит
видеть
Комбинированный
урок
3
16.09
Изображать
можно
пятном
Комбинированный
урок
4
23.09
Изображать
можно в объеме
УИНМ
5
30.09
Изображать
можно
линией
Комбинированный
урок
Знакомство с понятием
«форма». Сравнение по форме
различных листьев и
выявление ее геометрической
основы. Использование этого
опыта в изображении разных
по форме деревьев. Сравнение
пропорций частей в составных,
сложных формах
Знакомство с «пятном» как
способом изображения на
плоскости. Образ на
плоскости. Тень как пример
пятна, которое помогает
увидеть обобщенный образ
формы. Наблюдение над
образами на основе пятна в
иллюстрациях известных
художников к детским кни
гам о животных
Знакомство с понятиями
«объемные изображения»,
«объем»,«образ» в
трехмерном пространстве.
Лепка: от создания большой
формы к проработке деталей.
Лепка птиц и зверей
Знакомство с понятиями
«линия» и «плоскость».
Наблюдение линий в природе,
линейных изображений на
плоскости.
Повествовательные
возможности линии (линия
рассказчица)
Находить, рассматривать красоту в
обыкновенных явлениях (деталях)
природы и рассуждать об увиденном;
видеть зрительную метафору (на что
похоже) в выделенных деталях
природы; выявлять геометрическую
форму простого плоского тела
(листьев); сравнивать различные листья
на основе выявления их геометрических
Использовать пятно как основу
изобразительного образа на плоскости;
воспринимать и анализировать (на
доступном уровне) изображения на
основе пятна в иллюстрациях
художников к детским книгам.
Владеть первичными навыками
изображения на плоскости с помощью
пятна, навыками работы кистью и
краской
Находить выразительные, образные
объемы в природе (облака, камни,
коряги, плоды и т.д.); воспринимать
выразительность большой формы в
скульптурных изображениях.
Изображать в объеме птиц, зверей
способами вытягивания и вдавливания
(работа с пластилином)
Владеть первичными навыками
изображения на плоскости с помощью
линии. Находить и наблюдать линии и
их ритм в природе; сочинять и
рассказывать с помощью линейных
изображений маленькие сюжеты из
своей жизни
Проводить логические
действия: сравнение,
анализ, классификацию по
родовидовым признакам,
обобщение, установление
аналогий, отнесение к
известным понятиям
Прогнозировать результат
своей деятельности.
Принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск
средств ее осуществления
Осознавать
самостоятельность и
личную ответственность
за свои поступки на
основе представлений о
нравственных нормах,
социальной
справедливости и свободе
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения
Различать объекты и
явления реальной жизни и
их образы, выраженные в
произведении искусства;
объяснять разницу
Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека
Планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
определять эффективные
способы достижения
результата
Самостоятельно
описывать свои чувства и
ощущения, возникающие в
результате созерцания,
обсуждения наблюдаемых
объектов
9 6
07.10
Разноцветные
краски
Комбинированный
урок
7
14.10
Изображать
можно и то, что
невидимо
(настроение)
УИНМ
8
21.10
Художники и
зрители
(обобщение темы)
Урокпроект
Владеть первичными навыками работы
гуашью. Соотносить цвет с
вызываемыми им предметными
ассоциациями (что бывает красным,
желтым и т.д.), приводить примеры;
экспериментировать, исследовать
возможности краски в процессе
создания различных цветовых пятен,
смешений и наложений цветовых
пятен при создании красочных
ковриков
Соотносить восприятие цвета со
своими чувствами и эмоциями;
осознавать, что изображать можно не
только предметный мир, но и мир
наших чувств (радость или грусть,
удивление, восторг и т.д.); изображать
радость или грусть (работа гуашью)
Знакомство с цветом. Краски:
гуашь. Отработка навыков
работы гуашью. Организация
рабочего места. Цвет.
Эмоциональное и
ассоциативное звучание цвета
(что напоминает цвет каждой
краски?). Проба красок.
Ритмическое заполнение
листа (создание красочного
коврика)
Изображение линий на
плоскости. Выражение
настроения в изображении.
Слушание музыкальных
произведений. Беседа
«Живописна ли музыка? Цвет
в музыке». Анализ своей
работы и работ
одноклассников
Художники и зрители.
Первоначальный опыт
художественного творчества
и опыт восприятия искусства.
Знакомство с понятием
«произведение искусства».
Картина. Скульптура. Цвет и
краски в картинах
художников
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 часов)
Обсуждать и анализировать работы
одноклассников с позиций творческих
задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения;
воспринимать и эмоционально
оценивать выставку творческих работ
одноклассников; участвовать в
обсуждении выставки
Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека
Строить речевое
высказывание в устной
форме, допускать
возможность
существования у людей
различных точек зрения и
ориентироваться на
позицию партнера в
общении и взаимодействии
Самостоятельно ставить
цель предстоящей работы,
обдумывая замысел и
используя выразительные
средства выбранного
графического материала
Самостоятельно делать
выбор, какое мнение
принять в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех простые
правила поведения
0писывать свои чувства и
ощущения, возникающие в
результате созерцания,
обсуждения наблюдаемых
объектов
Слушать собеседника,
излагать своё мнение,
осуществлять совместную
практическую
деятельность,
анализировать свою
деятельность; принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности
10 9
28.10
Мир полон
украшений
УИНМ
Беседа «Мир украшений».
Отработка навыков работы
акварелью, умений
использовать цвет для
достижения собственного
замысла
Находить примеры декоративных
украшений в окружающей
действительности (в школе, дома, на
улице); создавать роспись цветов
заготовок, вырезанных из цветной
бумаги (работа гуашью); составлять из
готовых цветов коллективную работу
(поместив цветы в нарисованную на
большом листе корзину или вазу)
Планировать и осу
ществлять собственную
работу в соответствии с
образцом; принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности,
вести поиск средств ее
осуществления
Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и каж
дого отдельного
человека
2 четверть (7 часов)
10
Комбинированный
урок
11.11
Красоту надо
уметь замечать
11
18.11
Узоры, которые
создали люди
Комбинированный
урок
Выполнение упражнений
на развитие
наблюдательности.
Наблюдение за
многообразием и
красотой форм, узоров,
расцветок и фактур в
природе. Знакомство с
новыми возможностями
художественных
материалов и новыми
техниками. Работа
красками, цветом
Знакомство с понятиями
«симметрия», «повтор»,
«ритм», «свободный
фантазийный узор».
Знакомство с техникой
монотипии (отпечаток
красочного пятна)
Находить природные узоры
(сережки на ветке, кисть ягод, иней
и т.д.), выражать в беседе свои
впечатления; изображать птиц,
бабочек, рыб и т. д., передавая
характер их узоров, расцветки,
форму украшающих их деталей,
узорчатую красоту фактуры.
Владеть простыми приемами
работы в технике плоскостной и
объемной аппликации, живописной
и графической росписи, монотипии
и т.д.
Находить орнаментальные
украшения в предметном
окружении человека, в предметах,
созданных человеком;
рассматривать орнаменты,
находить в них природные и
геометрические мотивы;
придумывать свой орнамент:
образно, свободно написать
красками и кистью декоративный
эскиз на листе бумаги
Самостоятельно планировать,
контролировать и корректировать
свою деятельность при изготовлении
изделия; определять наиболее
эффективные способы достижения
результата
Самостоятельно
определять и описывать
свои чувства и
ощущения, возникающие
в результате созерцания,
рассуждения, обсуждения
наблюдаемых объектов
Самостоятельно планировать,
контролировать и корректировать
свою деятельность при
изготовлении изделия; различать
объекты и явления реальной
жизни и их образы, выраженные в
произведении искусства,
объяснять разницу
Делать выбор, какое
мнение принять.
Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и
каждого отдельного
человека
11 12 25.11
Узоры, которые
создали люди
УРУиН
13 02.12
Как украшает
себя человек
УИНМ
14 09.12
Как украшает
себя человек
УРУиН
15 16.12
Мастер
Украшения
помогает
сделать праздник
Комбинированный
урок
Соотношение пятна и
линии. Объемная
аппликация, коллаж.
Использование простых
приемов бумагопластики.
Знакомство с
многообразием
орнаментов и их
применением в
предметном окружении
человека
Различение природных и
изобразительных мотивов
в орнаменте. Обсуждение
образных и
эмоциональных
впечатлений от
орнаментов
Различение природных и
изобразительных мотивов
в орнаменте. Обсуждение
образных и
эмоциональных
впечатлений от
орнаментов
Находить орнаментальные
украшения в предметном
окружении человека, в предметах,
созданных человеком;
рассматривать орнаменты,
находить в них природные и
геометрические мотивы;
придумывать свой орнамент:
образно, свободно написать
красками и кистью декоративный
эскиз на листе бумаги
Рассматривать изображения
сказочных героев в детских книгах;
анализировать украшения как
знаки, помогающие узнавать героев
и характеризующие их; изображать
сказочных героев, опираясь на
изображения характерных для них
украшений (шляпа Незнайки и
Красной Шапочки, Кот в сапогах и
т. д.)
Рассматривать изображения
сказочных героев в детских книгах;
анализировать украшения как
знаки, помогающие узнавать героев
и характеризующие их; изображать
сказочных героев, опираясь на
изображения характерных для них
украшений (шляпа Незнайки и
Красной Шапочки, Кот в сапогах и
т.д.)
Изготовление украшения
для новогоднего
карнавала. Отработка
приемов работы с
бумагой для
осуществления своего
замысла
Создавать несложные новогодние
украшения из цветной бумаги
(гирлянды, елочные игрушки,
карнавальные головные уборы);
выделять и соотносить
деятельность по изображению и
украшению, определять их роль в
создании новогодних украшений
Распределять роли, обсуждать
план работы в паре;
корректировать свою деятельность
и деятельность партнёра;
проводить оценку и самооценку;
слушать собеседника, излагать своё
мнение
Осознавать
самостоятельность и
личную ответственность
за свои поступки на
основе представлений о
нравственных нормах
Распределять роли, оценивать свою
работу. Готовность слушать
собеседника, излагать своё мнение,
осуществлять совместную
практическую деятельность,
анализировать свою деятельность
Самостоятельно
определять и описывать
свои чувства и ощущения,
возникающие в результате
созерцания, рассуждения,
обсуждения наблюдаемых
объектов
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее
эффективные способы
достижения результата
Самостоятельно делать
выбор, какое мнение
принять в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех простые
правила поведения
Планировать и осуществлять
работу; контролировать и
корректировать выполнение
работы
Самостоятельно делать
выбор, какое мнение
принять (своё или другое,
высказанное в ходе
обсуждения)
12 16 23.12
Комбинированный
урок
Мастер
Украшения
помогает сделать
праздник
(обобщение
темы)
Изготовление украшения
для новогоднего
карнавала. Отработка
приемов работы с
бумагой для
осуществления своего
замысла
Создавать несложные новогодние
украшения из цветной бумаги,
выделять и соотносить
деятельность по изображению и
украшению, определять их роль в
создании новогодних украшений
Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
вести поиск средств ее
осуществления
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов)
3 четверть (9 часов)
17 30.12
Постройки в
нашей жизни
Комбинированный
урок
18
20.01
Дома бывают
разными
УРУиН
19
27.01
Домики, которые
построила
природа
Комбинированный
урок
Первичное знакомство с
архитектурой и дизайном.
Постройки в окружающей
нас жизни.
Обсуждение построек,
сделанных человеком.
Многообразие
архитектурных построек
и их назначение
Наблюдение за
соотношением внешнего
вида здания и его
назначением. Составные
части дома (стены, крыша,
фундамент, двери, окна) и
разнообразие их форм
Наблюдение за природными
постройками и
конструкциями.
Многообразие природных
Построек (стручки, орешки,
раковины, норки, гнезда,
соты и т.п.), их формы и
конструкции
Сравнивать различные
архитектурные постройки,
иллюстрации из детских книг с
избражением жилищ, предметов
современного дизайна с целью
развития наблюдательности;
изображать придуманные дома для
себя и своих друзей или сказочные
дома героев детских книг и
мультфильмов
Соотносить внешний вид
архитектурной постройки с ее
назначением; анализировать, из
каких основных частей состоят
дома; конструировать
изображение дома с помощью
печаток («кирпичиков») (работа
гуашью)
Ставить цель, составлять и
обсуждать план своей деятельности,
распределять роли; слушать
собеседника, излагать своё мнение,
осуществлять совместную
практическую деятельность,
анализировать свою деятельность
Находить элементарные причинно
следственные связи; планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с
поставленной задачей
Планировать и осуществлять
работу. Принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, вести поиск средств
ее осуществления
Наблюдать постройки в природе
(птичьи гнезда, норки зверей,
пчелиные соты, раковины,
стручки, орешки и т.д.);
анализировать их форму,
конструкцию, пропорции;
изображать (или лепить)
сказочные домики в форме
овощей, фруктов, грибов, цветов
и т.п.
Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств. Осознавать
самостоятельность и
личную ответственность
за свои поступки на
основе представлений о
нравственных нормах
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения
Самостоятельно делать
выбор, какое мнение
принять в предложенных
ситуациях, опираясь на
общие для всех простые
правила поведения
13 20
03.02
Дом снаружи и
внутри
УИНМ
21
17.02
Строим город
Комбинированны
й урок
22
24.02
Строим город
Комбинированны
й урок
23
03.03
Все имеет свое
строение
Комбинированны
й урок
Наблюдение за
соотношением форм и их
пропорций, за
соотношением и
взаимосвязью внешнего
вида и внутренней
конструкции
дома;назначением дома и
его внешним видом
Конструирование игрового
города. Знакомство с
понятиями «архитектура»,
«архитектор».
Планирование города.
Работа в технике
бумагопластики. Создание
коллективного макета
Конструирование игрового
города. Знакомство с
понятиями «архитектура»,
«архитектор». Работа в
технике бумагопластики.
Создание коллективного
макета
Конструкция предмета.
Формирование первичных
умений видеть конструкцию
предмета, т.е. то, как он
построен. Любое
изображение
взаимодействие
нескольких простых
геометрических форм.
Понимать взаимосвязь внешнего
вида и внутренней конструкции
дома. Придумывать и
изображать фантазийные дома (в
виде букв алфавита, различных
бытовых предметов и др.), их
вид снаружи и внутри (работа
восковыми мелками, цветными
карандашами или фломастерами
Владеть первичными навыками
конструирования из бумаги;
конструировать (строить) из
бумаги (или коробочек
упаковок) разнообразные дома,
создавать коллективный макет
игрового городка
Владеть первичными навыками
конструирования из бумаги;
конструировать (строить) из
бумаги (или коробочек
упаковок) разнообразные дома,
создавать коллективный макет
игрового городка
Анализировать различные
предметы с точки зрения их
формы, конструкции;
составлять, конструировать из
простых геометрических форм
(прямоугольников, кругов,
овалов, треугольников)
изображения животных в
технике аппликации; понимать,
что в создании формы предметов
быта принимает участие
художникдизайнер, который
придумывает, как будет этот
предмет выглядеть
Планировать и осуществлять
работу; владеть базовыми
предметными и межпредметными
понятиями, отражающими
существенные связи и отношения
между объектами и процессами
Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
вести поиск средств ее осуществ
ления; проводить логические
действия: сравнение,
классификацию по родовидовым
признакам
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации
Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
вести поиск средств ее
осуществления; участвовать в
совместной творческой
деятельности при выполнении
учебных практических работ и
реализации несложных проектов
Формирование
эстетических
потребностей, ценностей и
чувств. Осознавать
самостоятельность и
личную ответственность за
свои поступки
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения
Осознавать
самостоятельность и
личную ответственность за
свои поступки на основе
представлений о
нравственных нормах
Формирование
эстетических
потребностей, ценностей и
чувств. Понимать особую
роль культуры и искусства
в жизни общества и каж
дого отдельного человека
14 24
10.03
Строим вещи
УИНМ
25
17.03
Строим вещи
Комбинированный
урок
Конструирование
предметов быта. Развитие
первичных представлений о
конструктивном устройстве
предметов быта. Развитие
конструктивного мышления
и навыков постройки из
бумаги. Знакомство с
работой дизайнера
Конструирование
предметов быта. Развитие
первичных представлений о
конструктивном устройстве
предметов быта. Развитие
конструктивного мышления
и навыков постройки из
бумаги. Знакомство с
работой дизайнера
Конструировать (строить) из
бумаги различные простые
бытовые предметы, упаковки, а
затем украшать их, производя
правильный порядок учебных
действий
Проводить логические действия:
сравнение, анализ, классификацию
по родовидовым признакам,
синтез, обобщение, установление
аналогий, отнесение к известным
понятиям
Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека
Конструировать (строить) из
бумаги различные простые
бытовые предметы, упаковки, а
затем украшать их, производя
правильный порядок учебных
действий
Осуществлять поиск необходимой
информации о воде, её значении
для развития жизни на Земле,
использовании воды человеком;
сравнивать информацию,
полученную из разных источников
Понимать особую роль
культуры и искусства в
жизни общества и каждого
отдельного человека
26
31.03
Город, в котором
мы живем
(обобщение темы)
Экскурсия
4 четверть (8 часов)
Прогулка по родному
городу или селу с целью
наблюдения реальных
построек. Анализ формы
домов, их элементов,
деталей в связи с их назна
чением
Понимать, что в создании
городской среды принимает
участие художникархитектор,
который придумывает, каким
быть городу; учиться
воспринимать и описывать
архитектурные впечатления;
делать зарисовки города по
впечатлению после экскурсии
Ставить цель, составлять план,
распределять роли, проводить
самооценку, обсуждать план;
слушать собеседника, излагать своё
мнение, осуществлять совместную
практическую деятельность,
анализировать свою деятельность
Самостоятельно
определять и описывать
свои чувства и ощущения,
возникающие в результате
созерцания, рассуждения,
обсуждения наблюдаемых
объектов
15 27
07.04
Город, в котором
мы живем
(обобщение
темы)
УРУиН
Создание образа города
(коллективная творческая
работа или
индивидуальные работы).
Первоначальные навыки
коллективной работы над
панно (распределение
обязанностей, соединение
частей или элементов
изображения в единую
композицию). Обсуждение
работы
Участвовать в создании
коллективных панноколлажей с
изображением
городских(сельских) улиц;
овладевать навыками
коллективной творческой
деятельности под руководством
учителя; участвовать в
обсуждений итогов совместной
практической деятельности
Владеть «базовыми предметными и
межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи
между объектами и процессами
Самостоятельно делать
выбор, какое мнение
принять (своё или другое,
высказанное в ходе
обсуждения) в
предложенных ситуациях,
опираясь на общие для
всех простые правила
поведения
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов)
28
14.04
Три Брата
Мастера всегда
трудятся вместе
УРУиН
29
21.04
«Сказочная
страна».
Создание панно
Комбинированный
урок
Восприятие произведений
искусства. Обсуждение и
анализ произведений
художников и работ
одноклассников
Различать три вида
художественной деятельности
(по цели деятельности и как
последовательность этапов
работы); определять задачи,
которые решает автор в своей
работе
Создание коллективного
панно. Коллективная
работа с участием всех
учащихся класса.
Выразительность
размещения элементов
коллективного панно
Овладевать навыками
коллективной деятельности,
работать организованно в команде
одноклассников под
руководством учителя; создавать
коллективное панноколлаж с
изображением сказочного мира
Осуществлять информационный,
практический поиск и открытие
нового знания; оценивать свою
работу по заданным критериям
Проводить логические действия:
сравнение, анализ, классификацию
по родовидовым признакам,
обобщение, установление аналогий,
отнесение к известным понятиям
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения
Самостоятельно
определять и описывать
свои чувства и ощущения,
возникающие в результате
созерцания, рассуждения,
обсуждения наблюдаемых
объектов
16 30
28.04
«Праздник
весны».
Конструирование
из бумаги
Комбинированный
урок
31
05.05
Урок любования.
Умение видеть
Экскурсия
32
12.05
Здравствуй, лето!
(Обобщение темы)
Урок обобщение
Развитие
наблюдательности и
изучение природных
форм. Весенние события в
природе (прилет птиц,
пробуждение жучков,
стрекоз, букашек и т.д.).
Конструирование из
бумаги объектов природы
(птицы, божьи коровки,
жуки, стрекозы, бабочки)
и украшение их
Экскурсия в природу.
Наблюдение живой
природы с точки зрения
трех Мастеров.
Повторение темы
«Мастера Изображения,
Украшения и Постройки
учатся у природы»
Развитие зрительских
навыков. Создание
композиции по
впечатлениям от летней
природы
Наблюдать и анализировать
природные формы; овладевать
художественными приемами
работы с бумагой, красками;
придумывать, как достраивать
простые заданные формы,
изображая различных насекомых,
птиц, сказочных персонажей на
основе анализа зрительных
впечатлений, а также свойств и
возможностей заданных
художественных материалов
Повторять и затем варьировать
систему несложных действий с
художественными материалами,
выражая собственный замысел;
сотрудничать с товарищами в
процессе совместной работы (под
руководством учителя),
выполнять свою часть работы в
соответствии с общим замыслом
Наблюдать живую природу с
точки зрения трех Мастеров, т.е.
имея в виду задачи трех видов
художественной деятельности;
характеризовать свои
впечатления от рассматривания
репродукций картин; выражать в
изобразительных работах свои
впечатления от прогулки в
природу и просмотра картин
художников
Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
различать объекты и явления ре
альной жизни и их образы,
выраженные в произведении
искусства, объяснять разницу
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения
Самостоятельно делать простые
выводы и обосновывать их,
анализировать образец, определять
недостающие элементы;
планировать последовательность
практических действий для
реализации замысла, поставленной
задачи
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности.
Формирование
эстетических
потребностей, ценностей и
чувств
Осуществлять информационный,
практический поиск и открытие
нового знания; оценивать свою
работу по заданным критериям.
Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, вести
поиск средств ее осуществления
Принятие и осваивание
социальной роли
обучающегося, развитие
мотивов учебной
деятельности и
формирование
личностного смысла
учения
17 33
19.05
Выставка работ
Урок творчества
Выставка лучших работ
учащихся. Обсуждение
выставки
Анализировать собственные
работы и работы одноклассников
Слушать собеседника, строить
речевое высказывание,
аргументировать свою точку зрения
Самостоятельно делать
выбор, какое мнение
принять в предложенных
ситуациях
7. Материальнотехническое и учебнометодическое обеспечение программы
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. Москва, «Просвещение», 2012
Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2012.
18
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Рабочая программа по ИЗО 1 класс, по Неменскому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.